Сая Сан

редактировать
Сая Сан. ဆရာစံ
Изображение mini.png
Родился(1876-10-24) 24 октября 1876 г.. Дабайин, округ Швебо, Королевство Мьянма
Умер28 ноября 1931 года (1931-11-28) (55 лет). Тарравади, Провинция Пегу, Британская Бирма
НациональностьБирманец

Сая Сан также пишется Hsaya (исходное имя Яр Кьяу, бирманец : ဆရာစံ, бирманское произношение: ; 24 октября 1876 г. - 28 ноября 1931 г.) был врачом, бывшим монахом и лидером сая Сан Ребеллион 1930-1932 гг. В Британской Бирме. Серия восстаний, получившая название «восстание сая сан», рассматривается как одно из типичных антиколониальных движений Юго-Восточной Азии. Из-за своего национального и исторического характера дискуссии о Сая Сане и связанном с ним восстании продолжаются до сих пор, особенно в академических кругах.

Содержание

  • 1 Жизнь Сая Сан
  • 2 Восстание Сая Сан
    • 2.1 Прибытие британцев
    • 2.2 Движения сопротивления перед Сая Сан
    • 2.3 Что произошло во время восстания?
  • 3 Кто является ли королем "Галон"?
  • 4 Различные интерпретации
  • 5 Хронология восстания Сая Сан
  • 6 Значение восстания Сая Сан
  • 7 Сноски
  • 8 Внешние ссылки
  • 9 Библиография

Жизнь Сая Сан

Сая Сан был уроженцем Швебо, центра националистически-монархических настроений в северо-центральной Бирме, который был местом рождения Династия Конбаунг (или Алаунгпая), которая контролировала Мьянму с 1752 года до британской аннексии в 1886 году. Он родился 24 октября 1876 года. Его первоначальное имя было Яр Кьяу. Его родителями были У Кьяйе и До Хпет, которые жили со своими пятью детьми в сельской сельскохозяйственной деревне Тайеткан. Яр Чжо познакомился с буддийскими догматами в раннем возрасте, обучаясь в местном деревенском монастыре. Затем он продолжил учебу в соседнем монастыре Хпо Хму, пока ему не исполнилось почти двадцать лет. Вскоре после этого Яр Чжо уехал в деревню Нга Каунг Инн в надежде, что сможет зарабатывать больше, продавая коврики и корзины в качестве альтернативы работе в сельскохозяйственном секторе. В конце концов, он встретил и женился на Ма Кей, и у него было двое детей, Ко По Тхин и Ма Сейн. Поскольку экономическое положение не улучшилось, Яр Чжо уехал в Моулмейн в Нижней Бирме, где возможности трудоустройства были лучше из-за расширения рисовой границы. Некоторое время он зарабатывал на жизнь плотником, а затем более успешно гадалкой и народным целителем, он написал два трактата о традиционных методах исцеления, в которых ставится под сомнение авторитет и эффективность западного лечения.

Переход, который совершил Сая Сан от медика до политического активиста не очень понятно. Люди склонны полагать, что он присоединился к Генеральному совету бирманских ассоциаций (GCBA) во главе с У Со Тхейном в 1920-х годах. Он начал свою политическую карьеру в качестве представителя своей деревни и вскоре возглавил городское и районное отделение Моулмейн. В 1924 году на ежегодном съезде GCBA 45-летний Сая Сан был избран председателем комиссии по изучению условий жизни бирманских крестьян.

В конце декабря 1930 года Сая Сан организовал крестьянское восстание. и объявил себя претендентом на престол, который, как Алаунгпая, объединит народ и изгнает британского захватчика. Он организовал своих последователей в «армию галонов» и был провозглашен «королем» в Инсейне, недалеко от Рангуна (Янгона ). Восстание быстро привлекло внимание колониальных властей и было подавлено британской армией. Когда восстание рухнуло, Сая Сан бежал на плато Шан на востоке. Однако к августу 1931 года он был схвачен в Хохо и возвращен в Тарравади. Он был осужден и приговорен Специальным трибуналом повстанцев. Несмотря на усилия его адвоката, Ба Мау, он был казнен 28 ноября 1931 года.

Saya San Rebellion

Прибытие британцев

Короче говоря, имперская история Бирмы насчитывала почти восемь веков. В IX веке тибето-бирманский говорящий на бирманском языке начал мигрировать в долину Иравади из современного Юньнаньского королевства Наньчжао, а затем основал Языческое королевство в 1057 году. 13 век. Монгольские войска Хубилай-хана вторглись в северную Бирму и разграбили сам языческий город, царство пало в 1287 году. Во второй половине XVI века династия Таунгу воссоединила страну, и основал самую большую империю в истории Юго-Восточной Азии за короткий период. В 18 веке династия Конбаунг восстановила королевство и начала войну со всеми своими соседями. Королевство вело три войны с англичанами. В 1885 году королевство было завоевано, а король Тибо был депортирован в Индию. В конце концов, Бирма была присоединена к британскому правлению в 1886 году, но оставалась более трудная задача по поддержанию стабильности, поскольку британские власти немедленно столкнулись с рядом восстаний, которые вспыхнули по всему формальному Бирманскому королевству.

К 1890-м годам колониальные власти определили, что основные кампании по умиротворению были успешными, и они могли сосредоточиться на строительстве социально-экономической инфраструктуры, которая могла бы поддержать их интерес к огромным тиковым, минеральным и сельскохозяйственным ресурсам, которые предоставляла их новая колония. Присоединившись к провинции Индии, Британская Бирма будет подчиняться административной политике, установленной в Нью-Дели, а также огромному количеству процедурных структур, характерных для государственной службы Индии. Новые территории были разделены на районы и закреплены за комиссаром с небольшим вспомогательным персоналом. Через призму и опыт Британской Индии бирманский народ, культура, языки и история создавались имперскими исследованиями, которые теперь стремились нанести на карту новые территории. Местные методы исцеления, ритуалы, народные сказки, представления о власти и деревенской жизни будут организованы и классифицированы в зависимости от того, насколько хорошо районный чиновник понимал то, что он наблюдал. Более того, когда британские власти Индии разрушили королевство Бирма в 1885–1886 годах, они передали бирманский королевский трон музею в Калькутте. Тем временем Дворец Мандалая был преобразован в Британский клуб Верхней Бирмы, несмотря на его огромное космологическое значение для бирманцев. Другими словами, колониальное правление изменило социальный ландшафт древней Бирмы, что вызвало большое недовольство.

Движения сопротивления до Сая Сан

Британцы столкнулись с многочисленными вспышками сопротивления в течение 1886-1890 гг. Эти оппозиционные движения стали более интенсивными и обширными. Некоторые из этих восстаний возглавили бывшие члены двора, такие как принц Мьинцзин, который продолжал оказывать значительное влияние на войска и жителей деревень в провинциальных центрах, которые когда-то были в союзе с троном. Другие очаги сопротивления возглавлялись местными старейшинами и монахами, но были ограничены по размеру и размаху. Часто они длились недолго либо из-за отсутствия поддержки, либо из-за огромного технического преимущества британцев.

В конце 1890-х годов небольшая группа буддийских ассоциаций с современными формами организации и структура была основана мирянами с целью сохранить религию и ее место в обществе.

В 1906 году политические организации, такие как Буддийская ассоциация молодых мужчин (YMBA), стали заметными в Рангуне, привлекая молодых клерков и образованные элиты работать над изменениями в колониальном обществе по принятым и одобренным каналам YMBA сосредоточился на улучшении социальных условий и сосредоточил внимание на образовательном правительстве по вопросу культурной идентичности. Это проложило бы путь к формированию Генерального совета бирманских ассоциаций (GCBA), который планировал принимать более непосредственное участие в политических протестах и ​​демонстрациях. Чтобы привлечь сельские общины, члены GCBA выезжали в сельские районы, проводя интервью, собирая данные и заполняя отчеты, чтобы установить каналы связи с активистами новых деревень. Сая Сан присоединился к GCBA и проработал в сельской местности более двух лет, поэтому он знал сельскую местность и имел прямые связи с крестьянами.

Что произошло во время восстания?

В октябре 1930 года произошли землетрясения в Пегу и Пью. Они были провозглашены знамениями, напоминающими пророчества о том, что трон короля Бирмы не останется незанятым. В благоприятный момент коронация Сая Сан прошла в традиционной манере в пагоде около Рангуна. Сая Сан был провозглашен Тупаннака Галон Раджа и носил королевские одежды, предписанные древним обычаем. 21 декабря 1930 года Галон Раджа переехал в свой дворец на холме Алаунгтанг в Тарравади, где был торжественно построен королевский город, известный как Буддхараджа Мио, или «Город буддийского короля». Новый король располагал надлежащей свитой из пяти королев, четырех министров и четырех полков. Сая Сан пообещал своим сторонникам, что он восстановит власть бирманской монархии, возродит буддийскую религию и изгонит британцев. Кроме того, он заверил своих связанных клятвой последователей, что они будут защищены его магическими чарами и татуировками.

Ночью 22 декабря первая вспышка произошла в районе Тарравади. Таравадди, как и большая часть Нижней Бирмы, пережил серьезный экономический кризис во время «гуверовского спада». Великая депрессия 1930 года оказала разрушительное влияние на цены на рис. Рис был самым важным экспортным товаром Бирмы, и его успехи на коммерческих рынках повлияли на большую часть сельского населения. Высокая плотность населения в центральной Бирме и концентрация земельной собственности в меньшем количестве рук привели к появлению большого числа недовольных безземельных рабочих, которые все больше недовольны колониальным правительством, которое они осуждали как своей неспособностью самостоятельно обрабатывать землю, так и снижением их реальных доходов в виде риса. рабочий. Таким образом, сельские земледельцы, и без того разочарованные падением цен на рис, быстро откликнулись на призывы Сая Сана, включающие смесь антиналоговой риторики, буддийских пророчеств и гарантий неуязвимости.

Через несколько недель стало ясно, что насилие, начавшееся в Тарравади, усилилось. Британские власти, официальные лица в Нью-Дели вскоре получили просьбу от своих рангунских коллег с просьбой направить вооруженные силы для подавления восстания. Однако военная поддержка не дала немедленных результатов. Вспышки продолжали распространяться в соседних районах. Восстание распространилось на районы Пьяпон, Хензада, Инсейн, Пегу, Таунгу, Пром, Таетмё, городок Наунгчо и северные штаты Шан. Другие лидеры восстания, такие как У Аунг Хла, Бо Аунг Шве и Бо Аунг Пе, возглавили восстания в соседних районах, чтобы захватить оружие, совершить набег на полицейские участки и напасть на представителей правительства.

В течение нескольких недель после первой вспышки эпидемии власти Рангуна ответил запросом специальной аварийной мощности из Индии. К июню 1931 года специальный уполномоченный по вопросам восстания г-н Бут Грейвли был назначен руководить делами в Бирме. В июле 1931 года власти сочли ситуацию настолько серьезной, что (безуспешно) попросили у правительства Индии разрешения на введение военного положения. К августу 1931 года Сая Сан была схвачена. К тому времени восстание длилось почти два года.

Восстание было подавлено, и о жертвах было мало уверенности. К концу 1932 года более 1000 повстанцев были убиты, а еще 9000 повстанцев сдались или попали в плен. Сая Сан и 125 других повстанцев были повешены, и почти 1400 были приговорены к тюремному заключению или транспортировке.

Кто такой король "галонов"?

Сая Сан взял имя Тупаннака Галон Раджа. Это имя можно понять в трех измерениях в бирманском контексте.

Галон - широко известная фигура в индуистско-буддийской литературе Юго-Восточной Азии. Галон был сказочной птицей индуистской мифологии. Часто изображается в бою с Нагой. Эта космическая битва между галоном и нага должна была представить идеи о силе природы, двойственности мира и проблемах человеческих условий.

Во-первых, после того, как пришло британское правление, наги в целом стали признан символом британцев, а галон обозначал Бирму. Таким образом, в одном смысле Галон был триумфальным символом сопротивления или антибританских настроений, так как Галон - победитель Нага.

Во-вторых, символизм Галон-Нага имел и другие значения. В восточной мифологии Галон олицетворяет силу солнца или солнечную энергию в естественном противостоянии с жидкостью земных вод. Нага - символ земли, который в своем воплощении в змеиной форме обладает магическими символическими свойствами жидкостей. Жидкость змеи особенно восхитительна, потому что это яд. Галон - убийца змей и, следовательно, обладатель сверхъестественной силы против всех форм смертельного яда. Поэтому неудивительно, что большинство бирманцев считали определенные татуировки эффективной защитой от змеиного укуса. Возможно, когда-то в истории красители для татуировок или иглы обладали подлинными лечебными свойствами. На этот счет мы можем только строить догадки, но, в любом случае, это был прочно укоренившийся пункт бирманской веры. Таким образом, сам Галон был символом или средством неуязвимости.

Галон играет третью жизненно важную символическую роль: в большинстве изображений Галон является средством для Вишну, одного из трех великих божеств. брахманической вселенной. Поэтому Галон также считается сверхмощным защитником от тройной угрозы.

Различные интерпретации

Дискуссии о восстании Сая Сан часто вращаются вокруг его причин и персонажей. Ученые изучили его и представили несколько интерпретаций, чтобы определить положение Сая Сан в истории Бирмы и изучить восстание с разных сторон.

Накануне восстания ведущая бирманская газета Thu-ri-ya (Солнце) опубликовала статью «Предупреждение британскому правительству», в которой говорилось о Бирме как о «бочке с динамитом». который может взорваться в любой момент.

Британское правительство зафиксировало это событие в отчете «Происхождение и причины бирманского восстания (1930-1932)», который был опубликован к 1934 году. Он стал основным источником информации. более восьмидесяти лет. Согласно отчету «Что касается причин, то хорошо известно: (1) бирманец по своей природе беспокойный и возбудимый; (2) что, несмотря на высокий уровень грамотности, бирманское крестьянство невероятно невежественно и суеверно... Таким образом, для властей восстание можно объяснить рамками суеверий. Кроме того, он отверг любые политические причины восстания.

Д.Г.Е. Холл, один из пионеров написания истории Юго-Восточной Азии, который также является известным британским бирманским историком, не согласен с выводом отчетов. Что касается причины восстания, он постулировал политические факторы, а не экономические. Однако он также признал экономическое недовольство. В то время как некоторые ученые предполагали, что в основе восстаний лежали экономические трудности, другие полагали, что начало нового золотого века буддизма было важной причиной. После обретения Бирмой независимости историки склонны анализировать восстание с разных точек зрения.

Для бирманских историков Сая Сан изображался как один из первых националистических героев. В этих интерпретациях упор делается на экономические факторы, что является причиной недовольства населения. В отличие от британского дискурса, экономические недовольства могли быть основой движения. Движение не было бесцельным, наоборот, оно было рациональным и оправданным.

Джон Кэди - первый западный историк, назвавший восстание «восстанием Сая Сан». Он использовал огромное количество британских документов, включая парламентские газеты и полицейские отчеты, чтобы создать повествование, признав локализованную форму политического выражения. В своей книге «История современной Бирмы» он написал: «... это было намеренно спланированное мероприятие, основанное на традиционных бирманских политических и религиозных моделях».

Есть также исследования, которые сосредоточены на экономической перспективе. поколение спустя и, без сомнения, проникнуто интеллектуальными течениями, которые легли в основу и крестьянских исследований, и исследований Юго-Восточной Азии, Майкл Адас 'Дельта Бирмы (1974) амазонка и Джеймс С. Скотт Моральная экономика крестьянина: восстание и существование в Юго-Восточной Азии (1976) амазонка и книга Яна Брауна «Колониальная экономика в кризисе: культиваторы риса в Бирме и мировая депрессия 1930-х годов» (2005) amazon провела углубленный анализ экономических условий, лежащих в основе восстаний в 1930-х годах. Для этих ученых (как и их более ранних бирманских коллег) традиционный словарь восстания был менее важным фактором повстанческого движения. чем неумолимые требования рациональной экономики государства.

Можно также принять во внимание, что в книге Э. Мануэля Саркисяна «Буддийские предыстории бирманской революции» для исследования восстания Сая сан использовалась идея буддизма тысячелетия. Это представляет собой переход от тех более ранних исследований, которые были пойманы в ловушку контекста колониализма или национализма, к тем дискурсам, которые обращали внимание на культурные идеи в более исконном контексте.

Начиная с 1970-х годов, «автономная история», кажется, стала стали тенденцией историографии, которая реконструировала эти исторические личности и события, анализируя культуру коренных народов с точки зрения местных жителей. Еще одна важная книга, касающаяся Сая Сан, - это «Пророк восстания» Майкла Адаса. [1] С одной стороны, Адас подчеркнул, что «пророческий лидер» имеет способность создавать милленаристское движение. Он также приводит четыре других примера, чтобы оправдать свою теорию в более крупных колониальных ситуациях.

Книга Майтрия Аунг-Твина «Возвращение короля галонов: история, закон и восстание в колониальной Бирме». предлагает критическую оценку истории и влияния повествования о восстании Сая Сан, событии, которое стало определяющим для бирманской истории и исследований крестьянского восстания во всем мире. Эта работа показывает, что, несмотря на все попытки написать социальную науку объективно, идеология по-прежнему правит.

Хотя эти интерпретации появились, наука подняла много вопросов о роли Сая Сан в восстании. Например, если британцы сфальсифицировали и преувеличили роль Сая Сана в восстании, чтобы казнь казалась более значимой, чем она была на самом деле. Некоторые детали судебного процесса, в том числе дневник полиции, в котором изложен план Сая Сан, не считаются заслуживающими доверия.

Хронология восстания Сая Сан

Это хронология восстания, изложенная историком Парималом Гхошем.

1930

  • 22 декабря: Повстанцы наносят удар по деревням вокруг Пашвегьяу. По меньшей мере двое убиты.
  • 23 декабря: Власти вызывают 100 военных полицейских из Рангуна. Повстанцы напали на Иниву, убив троих.
  • 24 декабря: Повстанцы совершили набег на Вейву, убив двоих. Они также нападают на военный пост военной полиции в Йедаике.
  • 30 декабря: Повстанцы пытаются взорвать железнодорожный мост к северу от Инивы.
  • 31 декабря: 500 повстанцев бросили вызов военной полиции и стрелять. Следуют смертельные случаи.

1931

  • 4 января: восстание распространяется на район Яметин.
  • 7 января: в городке Дедай произошел более организованный мятеж.
  • Апрель: нападение банд дакоитов старосты деревень и другие деревенские офицеры.
  • Май: Правительство усиливает силы в Таравадди и Инсейне дополнительными силами гражданской полиции в количестве 728 человек.
  • Июнь: 500 повстанцев атакуют полицейский участок Веттигана.
  • Июль: Правительство опубликовало предложение об амнистии в Хензаде, Проме, Тайетмио, Инсейне и Тарравади, чтобы позволить «заблудшим деревенским жителям» «вернуться к респектабельности и свободе, сдавшись». Это предложение было закрыто для тех, кто участвовал в хулиганстве или убийстве чиновников или жителей деревни.
  • 1 июля: повстанцы открывают огонь по полицейскому отряду из Таунгбьяука.
  • 2 июля: 150 повстанцы потеряли 40 человек, пытаясь задержать переход правительственных войск через реку Нулу.
  • 12 июля: Решающее столкновение возле Синсакана, когда группа из 80 повстанцев атаковала правительственные войска под командованием капитана Дарта.
  • Конец июля: три его последователей арестовывают, и Сая Сан отступает на территорию Шан.
  • Август: появляются новости о двух повстанческих армиях, называемых «Тигр» и «Лев» в подразделении Паундэ. Правительственные отчеты описывают их как просто две банды бандитов. В это время также поступают новости о «повсеместной нелояльности» в деревнях.
  • 1 августа: Постановление о чрезвычайных полномочиях 1931 года было обнародовано и фактически заставило прессу заткнуть рот. Правительственная версия восстания была полностью разоблачена, были распространены листовки, плакаты и рекламные листовки.
  • 2 августа: Сая Сан арестован должностными лицами штата Хсипо в Хсумхсае вместе с пятью другими. Движение Сая Сан идет на спад, и давление со стороны правительства усиливается почти повсюду.
  • 10 сентября - 13 октября: две колонны были созданы в городке Минхла в Тхаетмио. Эти колонны состояли из отрядов 14-й полевой роты и войск конной военной полиции. Эта сила была вооружена винтовками, пулеметами и гранатами. Они побывали почти в каждой деревне поселка. В это время правительство также начало сажать в концентрационные лагеря родственников и сторонников повстанцев.
  • 23 сентября: нападение на «культ солнца и луны», возглавляемое двумя лидерами Сая Чит и Инь Ги Аунг. Деревня Тазаунг, убит один человек. Старосты соседней деревни Швеиндон прибыли, чтобы сражаться, застрелили семерых повстанцев и поймали двадцать других.
  • Октябрь: несколько важных лидеров «Львов» были убиты, некоторые арестованы, а некоторые сдались. Это оказало давление на группу. «Тигры» также боролись.
  • 24 октября: «Лагерь тигров» был окружен военными. Они сражались, в результате чего пятнадцать человек погибли, в том числе несколько их лидеров.
  • 28 ноября: казнь Сая Сан

Значение восстания Сая Сан

Восстание Сая Сан было одно из величайших антиколониальных движений в Юго-Восточной Азии в 20-м веке, в результате которого к моменту своего завершения тысячи людей погибли. Однако в наследство осталось то, что он и по сей день считается национальным героем, фигурой национального единства, и он даже был увековечен на бирманской банкноте. Восстание Сая Сан полезно, потому что оно может помочь нам понять другие восстания и революции в Юго-Восточной Азии, особенно в колониальный период. Тематическое исследование восстания Сая Сан демонстрирует, как оспаривающие историографии действительно влияют на создание истории. Поскольку колониальный нарратив сформировал доминирующий дискурс того периода, этот дискурс смог контролировать нарративы, основанные на архивных данных, несмотря на то, что они были предвзятыми и сформированными только с колониальной точки зрения. Другими словами, так называемые официальные архивы о восстании Сая Сан мало что рассказали нам о восстании, за исключением административного контекста, который объединил в основном только дисциплины этнологии, права и географии, чтобы реконструировать повествование.

Вспомните восстание Тай Нгуен или движение Тинь Советов, которые также имели место примерно в то же время, что и восстание Сая Сан. Были также и другие источники, которые могли позволить нам обрести разные точки зрения. Дэвид Марр, пишущий о Вьетнаме, постулирует «модель сопротивления» или схему. По его словам, существует традиционное сопротивление, которое обычно возглавляют научные элиты. После этого возникает переходное сопротивление, возглавляемое научными элитами, пытающимися быть прогрессивными. Наконец, есть современное сопротивление, возглавляемое лидерами, получившими образование на Западе. Когда мы накладываем повествование Сая Сан на модель сопротивления Дэвида Марра, мы можем видеть, что движение Сая Сан содержит элементы как традиционного, так и современного стиля, заключенные в его природе. Джеймс Скотт, описывая восстания во Вьетнаме и Бирме в начале 1900-х годов, отмечает, что эти движения связаны не столько с объективными экономическими условиями, сколько с субъективными экономическими условиями. Он указывает на идеализированную моральную экономику, существовавшую до западного колониального правления, когда богатство перераспределялось, с взаимными правами и обязанностями, которые связывали деревенскую элиту с деревенским населением. С приходом колониального правления люди, которые смогли выжить благодаря распределительным сетям, таким образом, не могут продолжать свои средства к существованию, как раньше. Помимо описания восстания с точки зрения традиции или современности, другой способ взглянуть на восстание - с точки зрения насилия, идеологии и утопии. Например, мы можем сосредоточиться на том, как насилие определяло контуры движения, а также как идеологическое соединение с видениями утопии в лидерах сформировало конечный результат движения.

Но можем ли мы считать восстание успешным? Обязательно ли смерть Сая Сан означает, что она была неудачной? На тот момент колониальным администраторам это действительно казалось безуспешным восстанием. Однако в будущем последствия были сильными. Фактически, через два года после его поимки движение все еще продолжалось. В то же время Сая Сан сегодня по-прежнему вызывает чувства национализма, если не патриотизма. Кроме того, несмотря на то, что он существовал в современный период, постколониальные повествования по-прежнему сосредоточены на суеверных аспектах, таких как татуировки и амулеты, которые он и его люди использовали.

Возможно, что будущие поколения могут узнать о восстании Сая Сан, так это никогда не допускать полной легитимности источника просто потому, что это доминирующий дискурс. Это может иметь политические последствия, но все же полезно всегда пересматривать источники, точки зрения, нарративы и историографии, чтобы выявить определенные инсинуации или предубеждения. Как только будет сделано перечитывание, более всеобъемлющие точки зрения, будь то ретроспективные или нет, могут буквально изменить будущее. Как выразился Джордж Оруэлл: «Тот, кто контролирует прошлое, контролирует будущее. Тот, кто контролирует настоящее, контролирует прошлое».

Сноски

Внешние ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-07 04:18:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте