В Йога-сутры Патанджали, савикальпа самадхи (санскрит : सविकल्पसमाधि), также называемые сампраджната-самадхи и сабиджа-самадхи, связаны с поддержкой объекта.
Савикальпа самадхи ассоциируется с обдумыванием, размышлением, блаженством и «я есть». Обсуждение и размышление составляют основу различных типов савикальпы:
Согласно Парамаханса Йогананда, в этом состоянии человек отпускает эго и осознает Дух за пределами творения. Тогда душа может поглотить огонь Духа-Мудрости, который «поджаривает» или уничтожает семена связанных с телом влечений. Душа как медитатор, ее состояние медитации и Дух как объект медитации становятся одним целым. Отдельная волна души, медитирующей в океане Духа, сливается с Духом. Душа не теряет своей идентичности, а только расширяется в Дух. В савикальпа самадхи ум осознает только Дух внутри; он не осознает внешний мир. Тело находится в состоянии транса, но сознание полностью воспринимает его блаженное переживание внутри.
Согласно Цзяньсинь Ли Сампраджната, самадхи можно сравнить с рупаджханой буддизма. Эта интерпретация может противоречить мнению Гомбрича и Винна, согласно которым первая и вторая джханы представляют концентрацию, тогда как третья и четвертая джханы сочетают концентрацию с внимательностью. По словам Эдди Крэнгла, первая джхана напоминает сампраджната-самадхи Патанджали, в которой используются и витарка, и викара.
астронавт Аполлона 14 Эдгар Митчелл, основатель Института ноэтики. Science сравнил опыт наблюдения Земли из космоса, также известный как эффект обзора, с савикальпа самадхи.