Сатурн (семейство ракет)

редактировать
Семейство американских ракет-носителей большой грузоподъемности

SA-9 (Saturn I Block II), восьмой полет Сатурна I, стартовавший с LC-37B 16 февраля 1965 года. Это был первый Сатурн с оперативной полезной нагрузкой, обнаружение метеороида Pegasus I.

Американские ракеты семейства Saturn были разработаны группой, состоящей в основном из немецких ракетчиков во главе с Вернером фон Брауном для вывода тяжелых грузов на околоземную орбиту и дальше. Семейство Saturn использовало жидкий водород в качестве топлива в верхних ступенях. Первоначально предложенные в качестве пусковой установки военных спутников, они были приняты на вооружение в качестве ракет-носителей для программы Apollo Moon. Были построены и запущены три версии: средний подъем Сатурн I, тяжелый Сатурн IB и сверхтяжелый подъем Сатурн V.

Название Сатурн было предложено фон Брауном в октябре 1958 года в качестве логического преемника серии Юпитер, а также римского бога.

В 1963 году президент Джон Ф. Кеннеди определил запуск Saturn I SA-5 как точку, в которой американские грузоподъемные способности будут превосходят Советы, отстав от Спутника. В последний раз он упомянул об этом в речи, произнесенной на авиабазе Брукс в Сан-Антонио за день до его убийства.

На сегодняшний день «Сатурн-5» является единственной ракетой-носителем, которая перевозит людей за низкую околоземную орбиту. Всего за четыре года с декабря 1968 по декабрь 1972 года на Луну было доставлено 24 человек. Ни одна из ракет «Сатурн» не потерпела катастрофический отказ в полете.

фон Браун с F-1 двигатели первой ступени Saturn V на США Космический и ракетный центр

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя разработка
    • 1.2 Спутник потрясает мир
    • 1.3 ARPA выбирает Juno
    • 1.4 Участие НАСА
    • 1.5 Комитет Сильверстайна
    • 1.6 История запуска
  • 2 Программа Apollo
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Цитаты
    • 3.2 Библиография
  • 4 Внешние ссылки

История

Ранняя разработка

Сатурн I (SA-1 ) взлет с LC-34 Сатурн IB (AS-202 ) взлет с LC-34 Откат с Сатурна Аполлона 11 V на стартовой площадке

В начале 1950-х годов ВМС США и армия США активно разрабатывали ракеты большой дальности с помощью немецких инженеров-ракетчиков, которые принимали участие в разработке успешных V-2 во время Второй мировой войны. Эти ракеты включали военно-морские Викинг и Капрал, Юпитер и Редстоун. Между тем, ВВС США разработали свои ракеты Atlas и Titan, больше полагаясь на американских инженеров.

Вражда между различными отделениями была постоянной, и Министерство обороны США (DoD) решало, какие проекты финансировать для развития. 26 ноября 1956 года министр обороны Чарльз Э. Уилсон издал меморандум об освобождении армии от наступательных ракет с дальностью действия 200 миль (320 км) и более и передаче ее ракет «Юпитер» ВВС.. С этого момента ВВС будут основным разработчиком ракет, особенно ракет двойного назначения, которые также могут использоваться в качестве космических ракет-носителей.

. В конце 1956 года министерство обороны выпустило требование о создании тяжелых ракет. -поднять на орбиту космический корабль нового класса связи и «другие» спутники (программа спутника-шпион была совершенно секретной ). Требования, разработанные тогда еще неофициальным Агентством перспективных исследовательских проектов (ARPA), предусматривали создание транспортного средства, способного вывести на орбиту от 9000 до 18000 кг или разогнаться до 2700-5400 кг до убегающей скорости.

Поскольку меморандум Вильсона касался только оружия, а не космических аппаратов, Армейское агентство по баллистическим ракетам (ABMA) рассматривало это как способ продолжить разработку своих собственных проектов больших ракет. В апреле 1957 года фон Браун поручил Хайнцу-Герману Келле, руководителю отдела проектирования Future Projects, изучить специальные конструкции ракет-носителей, которые можно было бы построить как можно быстрее. Коелле оценил различные конструкции ракетных пусковых установок, которые могут выводить на орбиту максимум около 1400 кг, но могут быть расширены до 4500 кг за счет новых высокоэнергетических разгонных ступеней. В любом случае, эти верхние ступени будут доступны не ранее 1961 или 1962 года, а пусковые установки все равно не будут соответствовать требованиям Министерства обороны США по тяжелым снарядам.

Чтобы удовлетворить прогнозируемую потребность в загрузках в 10 000 единиц. кг или больше, команда ABMA подсчитала, что потребуется ускоритель (первая ступень) с тягой около 1 500 000 фунтов силы (6700 кН), что намного больше, чем у любой существующей или планируемой ракеты. Для этой роли они предложили использовать несколько существующих ракет, сгруппированных вместе, чтобы произвести одну большую ракету-носитель; Используя существующие конструкции, они рассмотрели возможность объединения резервуаров от одного Юпитера в качестве центрального ядра с прикрепленными к нему восемью резервуарами диаметром Редстоун. Эта относительно дешевая конфигурация позволила использовать существующие производственные и конструкторские мощности для создания этой "быстрой и грязной" конструкции.

Ракетный двигатель F-1 выставлен в Космическом центре Кеннеди в Rocket Garden

Были рассмотрены два подхода к построению Суперюпитера; в первом использовалось несколько двигателей для достижения отметки в 1 500 000 фунтов силы (6700 кН), во втором - один двигатель гораздо большей мощности. У обоих подходов были свои преимущества и недостатки. Создание меньшего двигателя для кластерного использования было бы путем относительно низкого риска по сравнению с существующими системами, но требовало дублирования систем и значительно увеличивало вероятность отказа ступени (добавление двигателей обычно снижает надежность в соответствии с законом Люссера ). Один двигатель большего размера был бы более надежным и обладал бы более высокими характеристиками, поскольку он устранял дублирование «собственного веса», такого как трубопровод подачи топлива и гидравлическая система для управления двигателями. С другой стороны, двигатель такого размера никогда раньше не строился, и разработка была бы дорогостоящей и рискованной. ВВС недавно проявили интерес к такому двигателю, который превратится в знаменитый F-1, но в то время они стремились к 1 000 000 фунтов силы (4400 кН), а двигатели еще не были готовы. до середины 1960-х гг. Группа двигателей оказалась единственным способом удовлетворить требования по времени и бюджету.

Супер-Юпитер был только ускорителем первой ступени; для вывода полезных нагрузок на орбиту потребуются дополнительные разгонные блоки. ABMA предложила использовать Titan или Atlas в качестве второй ступени, опционально с новой верхней ступенью Centaur. «Кентавр» был предложен General Dynamics (Astronautics Corp.) в качестве разгонного блока для «Атласа» (также их конструкция), чтобы быстро произвести пусковую установку, способную размещать грузы до 8 500 фунтов (3900 кг). на низкую околоземную орбиту. Centaur был основан на той же концепции «баллонного баллона», что и Atlas, и построен на тех же приспособлениях с тем же диаметром 120 дюймов (3000 мм). Поскольку «Титан» был намеренно построен одного и того же размера, это означало, что «Кентавр» можно было использовать с любой ракетой. Учитывая, что «Атлас» был более приоритетным из двух проектов межконтинентальных баллистических ракет и его производство было полностью учтено, ABMA сосредоточилась на «резервной» конструкции «Титан», хотя и предложила увеличить ее длину для перевозки дополнительного топлива.

В декабре 1957 года ABMA представила Министерству обороны «Предложение: Национальная комплексная программа разработки ракет и космических аппаратов», подробно описав их групповой подход. Они предложили ракета-носитель, состоящий из корпуса ракеты Jupiter окружена восемью Redstones действуя в качестве боинских, упорной пластиной на дне, и четыре Рокетдайн Е-1 двигатели, каждый из которых имеет 380000 фунт-сила (1700 кН) тяги. Команда ABMA также оставила конструкцию открытой для будущего расширения с одним двигателем 1 500 000 фунтов силы (6700 кН), что потребовало бы относительно незначительных изменений конструкции. Верхняя ступень представляла собой удлиненный Титан с Кентавром наверху. В результате получилась очень высокая и тощая ракета, сильно отличающаяся от Сатурна, который в итоге появился.

Были спрогнозированы конкретные виды использования каждой военной службы, включая навигационные спутники для ВМФ; разведывательные, коммуникационные и метеорологические спутники для армии и авиации; поддержка командировок ВВС; и наземное тыловое обеспечение армии на дистанции до 6400 км. Планировалось, что разработка и тестирование нижней ступени будет завершено к 1963 году, примерно в то же время, когда Centaur должен стать доступным для испытаний в комбинации. Общая стоимость разработки в период с 1958 по 1963 год составила 850 миллионов долларов, включая 30 исследовательских и опытно-конструкторских полетов.

Спутник потрясает мир

Пока разрабатывалась программа Super-Juno, велась подготовка для первого запуска спутника в качестве вклада США в Международный геофизический год в 1957 году. По сложным политическим причинам программа была передана ВМС США в рамках Project Vanguard. Пусковая установка Vanguard состояла из нижней ступени Viking в сочетании с новой верхней частью, адаптированной из зондирующих ракет. ABMA оказала ценную поддержку Viking и Vanguard, как своими знаниями о V-2, так и разработкой системы наведения. Первые три суборбитальных испытательных полета Vanguard прошли без сбоев, начиная с декабря 1956 года, а запуск был запланирован на конец 1957 года.

4 октября 1957 года Советский Союз неожиданно запустил Спутник I. Хотя существовало некоторое представление о том, что Советы работали для достижения этой цели, даже публично, никто не считал это очень серьезным. Когда на пресс-конференции в ноябре 1954 года его спросили о такой возможности, министр обороны Уилсон ответил: «Мне было бы все равно, если бы они это сделали». Однако общественность не восприняла это так же, и это событие стало для США серьезной рекламной катастрофой. Запуск «Авангарда» планировался вскоре после спутника, но из-за ряда задержек это было перенесено на декабрь, когда ракета взорвалась эффектным образом. Пресса была резкой, называя проект «Капутник» или «Проект Арьергард». Как отмечал в то время журнал Time :

Но в разгар холодной войны холодная научная цель Vanguard оказалась катастрофически скромной: русские достигли ее первыми. Объяснение Белого дома после сообщения Sputnik о том, что США не участвуют в сателлитной "гонке" с Россией, было не просто алиби постфактум. Десять месяцев назад доктор Хаген сказал: «Мы никоим образом не пытаемся соревноваться с русскими». Но в глазах всего мира США участвовали в гонке сателлитов, независимо от того, хотели они этого или нет, и из-за дорого обходящейся нехватки воображения администрации Project Vanguard продолжал двигаться вперед, хотя ему следовало действовать. Это все еще продолжалось, когда звуковые сигналы Sputnik сообщили миру, что спутниковая программа России, а не США, была авангардом.

Фон Браун ответил на запуск Sputnik I, заявив, что он может иметь спутник на орбите в течение 90 дней с момента его получения. добро. Его план состоял в том, чтобы объединить существующую ракету Jupiter C (что сбивает с толку, адаптация Redstone, а не Jupiter) с твердотопливными двигателями от Vanguard, создав Juno I. Пока все ждали запуска Vanguard, немедленного ответа не последовало, но продолжающиеся задержки с запуском Vanguard и ноябрьский запуск Sputnik II привели к тому, что в этом месяце было дано добро. Фон Браун сдержал свое обещание, успешно запустив Explorer I 1 февраля 1958 года. Наконец, 17 марта 1958 года Vanguard добился успеха.

ARPA выбирает Juno

Обеспокоен тем, что Советы продолжали удивлять США технологиями, которые казались недоступными для них, Министерство обороны изучило проблему и пришло к выводу, что она носит преимущественно бюрократический характер. Поскольку все виды вооруженных сил имели свои собственные программы исследований и разработок, имело место значительное дублирование и межведомственная борьба за ресурсы. Что еще хуже, Министерство обороны ввело свои собственные византийские правила закупок и заключения контрактов, добавив значительные накладные расходы. Чтобы решить эти проблемы, Министерство обороны инициировало формирование новой группы исследований и разработок, сфокусированной на ракетах-носителях и получившей широкие дискреционные полномочия, которые пересекают традиционные линии армии / флота / ВВС. Группе была поставлена ​​задача как можно быстрее догнать Советы в области космических технологий, используя любую возможную технологию, независимо от происхождения. Формализованная как Агентство перспективных исследовательских проектов (ARPA) 7 февраля 1958 года, группа изучила требования Министерства обороны к пусковым установкам и сравнила различные подходы, доступные в настоящее время.

В то же время, когда ABMA разрабатывала предложение Super-Juno, ВВС были заняты работой над своей концепцией Titan C. ВВС приобрели ценный опыт работы с жидким водородом над проектом Lockheed CL-400 Suntan самолет-шпион и были уверены в своей способности использовать это летучее топливо. для ракет. Они уже приняли аргументы Краффта Эрике о том, что водород был единственным практическим топливом для верхних ступеней, и начали проект Centaur, основываясь на силе этих аргументов. Титан C был промежуточной ступенью, сжигающей водород, которая обычно находилась между нижним Титаном и верхним Кентавром, или могла использоваться без Кентавра для ракет на низкой околоземной орбите, таких как Dyna-Soar. Однако, поскольку водород намного менее плотен, чем «традиционные» топлива, которые используются, особенно керосин, верхняя ступень должна быть довольно большой, чтобы вмещать достаточно топлива. Поскольку Atlas и Titan были построены с диаметром 120 дюймов, было бы разумно построить Titan C и с этим диаметром, но это привело бы к получению громоздкой, высокой и тощей ракеты с сомнительной прочностью и стабильностью. Вместо этого Titan C предложил построить ракету. новая ступень большего диаметра 160 дюймов, что означает, что это будет совершенно новая ракета.

Для сравнения, конструкция Super-Juno была основана на готовых компонентах, за исключением двигателей E-1. Хотя он также полагался на Centaur для высотных миссий, ракету можно было использовать для низкой околоземной орбиты без Centaur, что давало некоторую гибкость на случай, если Centaur столкнется с проблемами. ARPA согласились с тем, что предложение Juno с большей вероятностью уложится в требуемые сроки, хотя они сочли, что нет веских причин для использования E-1, и рекомендовали здесь подход с меньшим риском. ABMA ответила новой конструкцией, Juno V (как продолжение серии ракет Juno I и Juno II, тогда как Juno III и IV не были построены Концепции, производные от Атласа и Титана), который заменил четыре двигателя E-1 на восемь H-1, гораздо более скромная модернизация существующего S-3D, уже использовавшегося на Ракеты «Тор» и «Юпитер», увеличивающие тягу с 670 до 840 кН (от 150 000 до 188 000 фунтов силы). Было подсчитано, что такой подход сэкономит до 60 миллионов долларов на разработке и сократит время исследований и разработок на целых два года.

Довольный результатами редизайна, 15 августа 1958 года ARPA выпустила номер заказа. 14-59, которые призвали ABMA:

Инициировать программу разработки по созданию большого ракетного ускорителя весом примерно 1 500 000 фунтов. тяга основана на группе имеющихся ракетных двигателей. Ближайшая цель этой программы - продемонстрировать полномасштабную динамическую стрельбу в неволе к концу 1959 г.

После этого 11 сентября 1958 г. был подписан еще один контракт с Rocketdyne на начало работы над H-1. 23 сентября 1958 года ARPA и Армейское ракетно-артиллерийское командование (AOMC) подписали дополнительное соглашение, расширяющее объем программы, в котором говорилось: «В дополнение к динамической стрельбе из плена... настоящим соглашается, что эта программа должна теперь быть расширенным, чтобы обеспечить летные испытания этой ракеты-носителя примерно к сентябрю 1960 г. " Кроме того, они хотели, чтобы ABMA произвела три дополнительных ускорителя, последние два из которых были бы «способны выводить ограниченные полезные нагрузки на орбиту».

К этому моменту многие в группе ABMA уже ссылались на конструкцию как Сатурн, как объяснил фон Браун, отсылка к планете после Юпитера. Смена названия стала официальной в феврале 1959 года.

Участие НАСА

Помимо ARPA, различные группы в правительстве США рассматривали возможность создания гражданского агентства для изучения космоса. После запуска спутника эти усилия приобрели актуальность и были быстро продвинуты. НАСА было сформировано 29 июля 1958 года и немедленно приступило к изучению проблемы пилотируемых космических полетов и ракет-носителей, необходимых для работы в этой области. Одной из целей, даже на этой ранней стадии, была лунная миссия с экипажем. В то время группы НАСА сочли, что профиль миссии прямой подъем был лучшим подходом; это вывело на орбиту один очень большой космический корабль, который был способен лететь на Луну, приземляться и возвращаться на Землю. Для запуска такого большого космического корабля потребуется новый ускоритель с гораздо большей мощностью; даже Сатурн был недостаточно большим. НАСА приступило к изучению ряда потенциальных проектов ракет в рамках своей программы Nova.

Не только НАСА изучает лунные миссии с экипажем. Фон Браун всегда проявлял интерес к этой цели и некоторое время изучал, что потребуется для лунной миссии. Проект Horizon ABMA предлагал использовать пятнадцать запусков Сатурна для доставки компонентов космического корабля и топлива, которые будут собраны на орбите, чтобы построить один очень большой лунный корабль. Этот профиль миссии сближения с околоземной орбитой требовал наименьшего количества разгонной мощности на запуск и, таким образом, мог быть выполнен с использованием существующей конструкции ракеты. Это будет первым шагом на пути к небольшой базе на Луне с экипажем, для обеспечения которой потребуется несколько дополнительных запусков Сатурна каждый месяц.

ВВС также начали свой проект Lunex в 1958 году, также с целью строительства лунного форпоста с экипажем. Как и НАСА, Lunex предпочитал режим прямого всплытия и, следовательно, требовал гораздо более крупных ускорителей. В рамках проекта они разработали совершенно новую серию ракет, известную как Space Launcher System, или SLS (не путать с Space Launch System частью Программа Artemis ), которая объединила ряд твердотопливных ускорителей либо с ракетой «Титан», либо с новой специальной ступенью ускорителя для решения широкого диапазона пусковых масс. Самая маленькая машина SLS состояла из «Титана» и двух крепежных элементов, что придавало ему характеристики, аналогичные Titan C, что позволяло ему действовать как пусковая установка для Dyna-Soar. Самый крупный из них использовал гораздо более крупные твердотопливные ракеты и значительно увеличенный ускоритель для прямого восхождения. Комбинации между этими крайностями будут использоваться для других задач по запуску спутников.

Комитет Сильверстайна

Правительственная комиссия, «Комитет по оценке транспортных средств Сатурна» (более известный как Комитет Сильверстайна ), была собрана, чтобы рекомендовать конкретные направления, которыми может следовать НАСА. с существующей программой армии. Комитет рекомендовал разработать новые верхние ступени, работающие на водороде, для Сатурна и обозначил восемь различных конфигураций ускорителей большой грузоподъемности, начиная от решений с очень низким уровнем риска, интенсивно использующих существующие технологии, и заканчивая проектами, основанными на оборудовании, которое не использовалось. еще не разработаны, включая предлагаемую новую верхнюю ступень. Конфигурации были:

  • Сатурн A
    • A-1 - нижняя ступень Сатурна, Титан вторая ступень и Кентавр третья ступень (исходная концепция фон Брауна).
    • A-2 - нижняя стадия Сатурна, предложенная вторая стадия скопления Юпитера и третья стадия Кентавра.
  • Сатурн B
    • B-1 - нижняя стадия Сатурна, предложенная вторая стадия скопления Титана, предложил S-IV третью ступень и четвертую ступень Кентавра.
  • Сатурн C
    • C-1 - нижняя ступень Сатурна, предложила S-IV вторую ступень.
    • C-2 - нижняя ступень Сатурна, предложена S-II вторая ступень, предложена третья ступень S-IV.
    • C-3, C-4 и C-5 - все основано на различных вариантах новой нижней ступени с двигателями F-1, вариациях предлагаемых вторых ступеней S-II и предлагаемых третьих ступеней S-IV.

Контракты на разработку нового двигателя, работающего на водороде, были переданы Rocketdyne в 1960 году, а на разработку ступени Saturn IV - Дугласу в том же году.

История запусков

График 1965 года, показывающий совокупную историю и проекцию запусков Сатурна по месяцам (вместе с Атласом и Титаном)
История запусков Сатурна
ПРОГРАММААВТОМОБИЛЬМИССИЯДАТА ЗАПУСКАPAD
Saturn I SA-1SA-1 27 октября 1961 годаLC-34
Сатурн ISA-2SA-2 25 апреля 1962 г.34
Сатурн ISA-3SA-3 16 ноября 1962 г.34
Сатурн ISA-4SA-4 28 марта 1963 г.34
Сатурн ISA-5SA-5 29 января 1964 г.LC-37B
Сатурн ISA-6A-101 28 мая 1964 года37B
Сатурн ISA-7A-102 18 сентября 1964 года37B
Сатурн ISA-9A-103 16 февраля 1965 г.37B
Сатурн ISA-8A-104 25 мая 1965 года37B
Saturn ISA-10A-105 30 июля 1965 года37B
Saturn IB SA-201AS-201 26 февраля 1966 г.34
Saturn IBSA -203AS-203 5 июля 1966 г.37B
Saturn IBSA-202AS-202 25 августа 1966 г.34
Сатурн V SA-501Аполлон 4 9 ноября 1967LC-39A
Сатурн IBSA-204Аполлон 5 22 января 1968 года37B
Сатурн VSA-502Аполлон 6 4 апреля 1968 года39A
Saturn IBSA-205Apollo 7 11 октября 1968 г.34
Saturn VSA-503Аполлон 8 21 декабря 1968 года39A
Сатурн VSA-504Аполлон 9 3 марта 1969 года39A
Сатурн VSA-505Аполлон 10 18 мая 1969 годаLC-39B
Сатурн VSA-506Аполлон 11 16 июля 1969 г.39A
Сатурн VSA-507Аполлон 12 14 ноября 196939A
Сатурн VSA-508Аполлон 13 11 апреля 1970 г.39A
Сатурн VSA-509Аполлон 14 31 января 1971 г.39A
Сатурн VSA-510Аполлон 15 26 июля 1971 г.39A
Сатурн VSA-511Аполлон 16 16 апреля 1972 г.39A
Сатурн VSA-512Аполлон 17 декабрь 7, 197239A
Saturn VSA-513Skylab 1 14 мая 1973 года39A
Saturn IBSA-206Skylab 2 25 мая 1973 г.39B
Saturn IBSA-207Skylab 3 28 июля, 197339B
Saturn IBSA-208Skylab 4 16 ноября 1973 г.39B
Saturn IBSA-210ASTP 15 июля 1975 г.39B

Программа Apollo

Задача, которую поставил президент Джон Ф. Кеннеди к НАСА в мае 1961 года, чтобы отправить астронавта на Луну к концу десятилетия, что внезапно поставило новую задачу в программе Сатурна. В том году наблюдался всплеск активности, когда оценивались различные способы достижения Луны.

И ракеты Nova, и ракеты Saturn, которые имели схожую конструкцию и могли разделять некоторые части, были оценены для этой миссии. Тем не менее, было решено, что Saturn будет легче запустить в производство, поскольку многие из компонентов были разработаны с расчетом на возможность транспортировки по воздуху. Новой потребовались бы новые фабрики для всех основных этапов, и были серьезные опасения, что они не могут быть завершены вовремя. Сатурну потребовалась только одна новая фабрика для самой большой из предложенных нижних ступеней, и она была выбрана в первую очередь по этой причине.

Saturn C-5 (позже получивший название Saturn V ), самая мощная из конфигураций Комитета Сильверстайна, была выбрана как наиболее подходящая конструкция. В то время режим миссии еще не был выбран, поэтому они выбрали самую мощную конструкцию ускорителя, чтобы обеспечить достаточную мощность. Выбор метода сближения на лунной орбите снизил требования к стартовой массе по сравнению с Nova до диапазона C-5.

На тот момент, однако, все три ступени существовали только на бумаге, и было ясно, что весьма вероятно, что настоящий лунный космический корабль будет разработан и готов к испытаниям задолго до ракеты-носителя. Поэтому НАСА решило продолжить разработку C-1 (позже Saturn I ) в качестве испытательного аппарата, поскольку его нижняя ступень была основана на существующей технологии (Redstone и Юпитер танкадж) и его разгонный блок уже находился в разработке. Это обеспечит ценные испытания для S-IV, а также станет платформой для запуска капсул и других компонентов на низкой околоземной орбите.

Фактически были построены члены семейства Saturn:

Ссылки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 03:38:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте