Сатмар (династия хасидов)

редактировать
Группа хасидов, основанная в Венгрии в 1905 году Основная синагога в Кирьясе Джоэл, Нью-Йорк

Сатмар (идиш : סאַטמאַר, иврит : סאטמר, венгерский : сатмар) - хасид группа, происходящая из города Сатмарнемети, Венгрия (ныне Сату-Маре, Румыния ), где она была основана в 1905 году. раввин Джоэл Тейтельбаум. После Второй мировой войны он был восстановлен в Нью-Йорке, став одним из крупнейших хасидских движений в мире. После смерти раввина Джоэля его сменил племянник Моше Тейтельбаум. После смерти последнего в 2006 году династия разделена между его двумя сыновьями, Аароном Тейтельбаумом и Залманом Тейтельбаумом.

Сатмар - одна из крупнейших хасидских династий в мире: по оценкам, количество аффилированных мужчин, женщин и детей составляет от 65 000 до 75 000 человек. Для него характерны крайне строгая религиозная приверженность, полное неприятие современной культуры и яростный антисионизм. Сатмар спонсирует комплексную систему образования и СМИ на идиш, и его участники используют идиш в качестве основного языка. Секта также возглавляет Центральный раввинский конгресс.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Истоки
    • 1.2 Вторая мировая война
    • 1.3 1945–1979
    • 1.4 1980–2006
    • 1.5 2006 – настоящее время
  • 2 Идеология
  • 3 Роль женщин
  • 4 Институты
  • 5 В СМИ
  • 6 Известные сатмарские хасиды
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

История

Джоэл Тейтельбаум склоняется перед королем Румынии Каролом II, 1936

Истоки

Когда Чананья Йом Тов Липа Тейтельбаум, Великий Ребе из Сигетской хасидской династии, умер в 1904 году, ему наследовал его старший сын Хаим Цви Тейтельбаум. Небольшая часть его хасидов считала подходящим наследником его второго сына, раввина Джоэля Тейтельбаума. Раввин Джоэл покинул Сигет и 8 сентября 1905 года поселился в Сатмарнемети (на идише: Сатмар), где он начал привлекать небольшое количество последователей, помимо своих немногочисленных старых сторонников.. Венгерский журналист Дезо Шен, который исследовал раввинов Тейтельбаума в 1930-х годах, писал, что раввин Джоэл начал называть себя «Ребе Сатмара» в то время.

Основа власти раввина Джоэля росла с годами. В 1911 году он получил свой первый раввинский пост в качестве главного раввина Илосвы. В 1921 году северо-восточные регионы Венгрии, которые были густонаселенными ортодоксальными евреями, были переданы Чехословакии и Румынии в соответствии с условиями Трианонский мирный договор. Многие сигетские хасиды, не имея возможности регулярно посещать двор раввина Хаима Цви, вместо этого обратились к раввину Джоэлю. В 1925 г. раввин Иоиль был назначен главным раввином Надькароли. 21 января 1926 года рабби Хаим Цви неожиданно скончался, оставив своего двенадцатилетнего сына Йекусиэлем Иегудой Тейтельбаумом (II) унаследовать его. Его мать выделила раввина Джоэля как преемника, поскольку ее внук был слишком молод для этой должности, но последователи раввина Хаима Цви принимали раввина Джоэля (которого там высоко ценили, но почти не любили) в качестве доверенного лица до тех пор, пока Юкусил не стал достаточно взрослым. В этих условиях раввин Джоэл стал бы главой династии во всем, кроме имени, что, тем не менее, было неприемлемо для него и его матери, и они снова покинули Сигет. В 1928 году раввин Джоэл был избран главным раввином самого Сатмарнемети. Это назначение вызвало ожесточенные раздоры в еврейской общине, и он принял этот пост только в 1934 году.

Раввин Тейтельбаум стал заметной фигурой в ультраортодоксальных кругах, проводя бескомпромиссно консервативную линию против модернизации. Среди прочего, он был ярым противником сионизма и Агудат Исраэль.

Второй мировой войны

19 марта 1944 года немецкая армия оккупировала Венгрию. Еврейское население, которое до того времени не подвергалось массовому уничтожению, было сосредоточено в гетто Сату-Маре, после чего последовали депортации в концентрационные лагеря. Джоэл стремился заверить напуганных людей, которые по большей части не смогли покинуть страну, сказав, что благодаря их религиозности они будут спасены. Однако, когда немцы вторглись, его спасли его преданные последователи, которые заплатили огромный выкуп за включение его в список пассажиров поезда Кастнера. Раввин Джоэл прибыл в Швейцарию в ночь с 7 на 8 декабря 1944 года и вскоре иммигрировал в британский мандат в Палестине. Многие евреи Сату Маре были убиты нацистами.

1945–1979

Раввин Тейтельбаум решил переехать в Соединенные Штаты после смерти своей последней дочери в Иерусалиме, через год, прибыв в Нью-Йорк. Йорк на борту MS Vulcania 26 сентября 1946 года.

Раввин Джоэл поселился в Вильямсбурге, Бруклин с небольшой группой последователей, и намеревался восстановить его секта, которая была разрушена во время Холокоста. Его прибытие в Америку позволило ему полностью реализовать свои взгляды: разделение религии и государства позволило сатмарам, а также множеству других еврейских групп, создать независимые общины, в отличие от регулируемых государством структур в Центральной Европе.. В апреле 1948 года его сторонники основали «Конгрегацию Етев Лев», которая была зарегистрирована как религиозная корпорация. Тейтельбаум назначил Леопольда Фридмана (1904–1972), бывшего директора банка, президентом общины, при этом он был объявлен высшим духовным авторитетом. После его смерти Фридмана заменил Леопольд Лефковиц (1920–1998). Политика Великого Ребе заключалась в том, чтобы поддерживать полную независимость, отказываясь присоединяться к любой другой еврейской группе или получать финансовую помощь от нее; его хасиды создали сеть предприятий, которые обеспечили экономическую основу для социальных институтов общины.

Группа Сатмара быстро росла, привлекая много новых последователей. Опрос 1961 года показал, что его община Вильямсбург насчитывала 4500 человек. Из 860 глав семей около 40 процентов в довоенные годы не были ни сатмаром, ни сигет-хасидами. В 1968 году Сатмар уже был крупнейшей хасидской группой Нью-Йорка, насчитывавшей 1300 семей в городе. Кроме того, в других частях США и по всему миру есть множество сатмарок. В рамках своего видения полной изоляции от внешнего мира Джоэл поощрял своих последователей, многие из которых были иммигрантами из бывшей Великой Венгрии, которые говорили в основном на немецком или венгерском, чтобы использовать только идиш. У секты есть собственная система образования, ориентированная на идиш, и несколько издательств, которые предоставляют обширные материалы для чтения. Работа Тейтельбаума в этом вопросе сделала его, по словам Брюса Митчелла, «самой влиятельной фигурой» в поддержании языка в послевоенный период. Единообразие Сатмара в Америке облегчило обучение молодых людей языку, в отличие от Европы: Джордж Кранцлер отметил еще в 1961 году, что дети говорят на идиш намного лучше, чем их родители.

23 февраля 1968 года раввин Джоэл перенес инсульт, в результате которого он почти не функционировал. Его вторая жена, Альте Фейга, руководила сектой до конца жизни Джоэла с помощью нескольких функционеров Сатмара.

В 1974 году секта начала строительство жилого дома Кирьяса Джоэла в Монро, Нью-Йорк, для своих членов. В 1977 году ему был предоставлен независимый муниципальный статус. 19 августа 1979 года Великий Ребе умер от сердечного приступа.

1980–2006

Залман Тейтельбаум

Раввин Джоэл не оставил детей в живых - все три его дочери умерли при его жизни. После продолжительных колебаний правления общины его племянник Моше Тейтельбаум, второй сын Хаима Цви, был назначен преемником, несмотря на серьезные возражения Фейги. Моше был провозглашен Ребе 8 августа 1980 года, в первую годовщину смерти его дяди по еврейскому календарю. Подавляющее большинство хасидов приняло нового лидера, хотя небольшая фракция под названием Бней Йоэль, неофициально возглавляемая Фейгой, выступила против него. Напряженные отношения между ними привели к нескольким инцидентам с применением насилия в 1980-х годах. Новый Ребе назначил своего старшего сына Аарона Тейтельбаума главным раввином Кирьяса Джоэля в 1984 году. Оба вызвали сопротивление со стороны элементов внутри секты. Их обвиняли в централизованном стиле руководства и в отсутствии достаточного фанатизма.

В 1994 году Верховный суд США постановил, что в деле Совет по образованию школьного округа Кирьяс-Джоэл Виллидж против. Грумет, что школьный округ, границы которого были очерчены таким образом, чтобы включать только детей сатмара, нарушал пункт об учреждении Первой поправки к Конституции США.

. До конца 1990-х годов закон Моше Наследником был его старший сын, Аарон Тейтельбаум. В 1999 году его третий сын, Залман Тейтельбаум, был отозван с должности главного раввина Сатмара в Иерусалиме и получил параллельную должность в крупнейшем анклаве секты, Вильямсбурге. Позже он был провозглашен преемником, и между братьями завязалась борьба. Аарон проживал в Кирьяс-Джоэл, Нью-Йорк, где он считался местным авторитетом, в то время как Залман властвовал в Вильямсбурге.

2006 – настоящее время

После смерти Моше в В 2006 году обе группы последователей объявили, что их кандидат был назван преемником в своем завещании, и объявили их Ребе. Залман и Аарон были вовлечены в длительные судебные споры о том, кто должен контролировать активы Конгрегации в Бруклине. Секта фактически разделилась на две независимые.

На момент смерти Реб Моше Тейтельбаума источники в секте подсчитали, что она насчитывала 119 000 членов по всему миру, что делало ее крупнейшей хасидской группой в мире. Похожую цифру в 120 000 человек назвал социолог Сэмюэл Хейлман. Однако антрополог Жак Гутвирт подсчитал, что в 2004 году Сатмар насчитывал около 50 000 человек. По состоянию на 2006 год династия контролировала активы на сумму 1 миллиард долларов в Соединенных Штатах.

Два крупнейших сатмарских сообщества находятся в Вильямсбурге, Бруклин и Кирьяс Джоэл, Нью-Йорк. Есть также значительные сатмарские общины в Borough Park, Brooklyn, Monsey и Bloomingburg, New York. Небольшие сообщества можно найти в других городах Северной Америки, таких как Лос-Анджелес, Лейквуд, Нью-Джерси и Монреаль ; в некоторых европейских городах, таких как Антверпен, Лондон и Манчестер ; и в Аргентине, Австралии и Израиле.

Помимо двух основных общин Великих раввинов, Хаим Иегошуа Хальберштам, главный раввин Сообщество Сатмар в Монси, Нью-Йорк стало его местным лидером. В отличие от двух братьев, Хальберстам не претендует на всю секту, хотя он ведет себя как хасидский Ребе, принимая Квитель и держа тиш. Другой сын, Реб Липа Тейтельбаум, основал свою общину и назвал себя Центер Рав в честь города Сента, Сербия, где его отец служил раввином до Второй мировой войны.

Во время пандемии COVID-19 жена Аарона Соше заболела, и ей поместили респиратор. В то же время Липа (Зентер Рав) - брат Аарона и Залмана - боролся за свою жизнь с вирусом. Эта ситуация привела к тому, что Залман позвонил Аарону после того, как не разговаривал друг с другом в течение 20 лет, в течение которых они обменивались праздничными поздравлениями.

Свадьба внука Залмана состоялась в понедельник, 15 октября 2020 г. во время пандемии COVID-19. Рекламные листовки о мероприятии, в которых упоминались тысячи людей, были размещены в социальных сетях за несколько дней до его запланированного проведения. Такое масштабное мероприятие было бы намного выше пределов пандемических собраний, и губернатор Эндрю Куомо объявил, что его офис закрывает запланированную свадьбу. За день до свадьбы Свадебный комитет объявил, что свадьба будет соответствовать ограничениям COVID и будет ограничена до 50 человек.

Идеология

Идеология и принципы Сатмара отражают приверженность Джоэля Тейтельбаума принципам Венгерская ультраортодоксальная школа мысли (похожая на «ультраортодоксальный иудаизм », но также в корне отличная от нее). Эта школа была основана раввином Гиллелем Лихтенштейном и его зятем Акивой Йосефом Шлезингером в 1860-х годах, накануне раскола в венгерском еврействе. Столкнувшись с быстрой аккультуризацией и упадком религиозных обрядов, Лихтенштейн проповедовал полное неприятие современности, широко применяя слова своего учителя Моисея Софера : «Все новое запрещено государством. Тора. " Шлезингер придал идиш и традиционной еврейской одежде религиозный статус, идеализировав их как средство отделения от внешнего мира.

Чтобы усилить свое неприятие светских исследований и использования разговорного языка, Акива вышел за рамки еврейского закона и основал свои постановления на нелегальных принципах Аггада. Ультраортодоксы считали, что главная угроза исходит не от либеральных евреев Неологов, которые выступали за религиозную реформу, а от умеренных традиционалистов; они направили свои атаки в основном против современного православного Азриэля Хильдесхаймера. Основа их власти лежала среди евреев унтерландцев северо-востока Венгрии - примерно современной восточной Словакии, Закарпатской области и Северная Трансильвания - где современность сделала небольшой прогресс, а местные галицкие евреи были бедными, малообразованными и находились под сильным влиянием хасидизма. Сигет, как и большинство других венгерских хасидских династий, произошли из этих регионов.

Преемники Лихтенштейна были не менее жесткими; ведущий ультраортодоксальный авторитет в межвоенный период Хаим Элазар Спира из Мукачево считал ультраортодокса Агудат Исраэль демоническая сила, а также религиозный и светский сионизм. Он требовал полной политической пассивности, заявляя, что любое действие наоборот сродни неверию в божественное провидение. В то время как Агуда выступал против сионизма за то, что тот считал его антирелигиозным, Спира рассматривал их план создания независимого государства до прибытия Мессии как «принуждение к концу», пытаясь принести Искупление до того, как это предписал Бог. Кроме того, он был признанным антимодернистом: он резко осудил Авраама Мордехая Альтера, Ребе Гер, за введение светских исследований и разрешение девочкам посещать школу и критиковал современную медицину, считая методы лечения, описанные в Гемара, более совершенными. Хотя личные отношения между Спирой и Джоэлем Тейтельбаумом были напряженными, его идеологическая позиция оказала сильное влияние на молодого раввина. Авиезер Равицкий считал, что это осталось непризнанным в трудах последнего из-за личной неприязни между ними.

Книга Вайоэль Моше, где Тейтельбаум излагает свою оппозицию сионизму.

Уже твердо антиагудистски и антисионистски во всем мире. В период войны Тейтельбауму пришлось столкнуться с проблемами, которые ставили мировое еврейство в тупик после Второй мировой войны : Холокост и создание Государства Израиль. В 1959 году он изложил свой богословский ответ в книге Вайоэль Моше (иврит : וַיּוֹאֶל מֹשֶׁה, романизированный : ва-йо ' эль-моше, лит. 'и Моисей был доволен'; заголовок взят из Исход 2:21 ). Книга состояла из трех частей; первая была посвящена интерпретации Тейтельбаумом агадатического текста из Кетубот в Талмуде, Мидраша из Трех Клятв. В нем обсуждается значение фразы, трижды цитируемой в Песне Песней (2: 7, 3: 5, 8: 4 ): «Заклинаю вас [...] не пробуждайте и не возбуждайте любовь, пока она не захочет». Этот отрывок объясняет это ссылкой на три клятвы, навязанные Богом; два на сынов Израилевых - что они "не должны идти " (переселяться в массовом порядке) в свою землю до искупления, и не восставать против языческих народов, среди которых они изгнаны, - и третий - на всех народы, "чтобы они не слишком притесняли Израиль".

Тейтельбаум утверждал, что первые два связаны и вечны, и что их намерение состояло в том, чтобы держать людей в установленном Богом изгнании до тех пор, пока все они полностью не покаются в своих грехах и не обретут исключительно чудесное спасение без вмешательства человека. Он стремился продемонстрировать, что все мудрецы-раввины прошлого знали о Клятвах, и даже те, кто не упоминал об этом, как Маймонид, сделали это, потому что это было самоочевидным. Его тезис также был призван опровергнуть противоположные просионистские религиозные аргументы: что его агадический источник сделал его необязательным, или что Клятвы больше не действовали, особенно после того, как язычники «слишком сильно угнетали Израиль» в Холокост. Основываясь на этом, Тейтельбаум заявил, что сионизм был суровой ересью и восстанием против Бога, и что его преследование привело к Холокосту как божественному наказанию; продолжение существования Израиля было большим грехом само по себе и неизбежно привело бы к дальнейшему возмездию, а также к отсрочке искупления. Вайоэль Моше кристаллизовал непримиримую враждебную позицию раввина по отношению к государству. Клятвы заранее не использовались в качестве центрального аргумента, и его анализ их является наиболее заметным вкладом Тейтельбаума в раввинскую литературу. Связь между сионизмом и Холокостом стала отличительной чертой его религиозного мировоззрения.

Неприятие Израиля выражается в запрете голосования или присоединения к государственным институтам. Плакат 1955 года против выборов в Кнессет в Израиле.

Раввинский авторитет и богатые сторонники Тейтельбаума в Соединенных Штатах сделали его лидером радикального антисионистского фланга ультраортодоксального еврейского мира. Он проводил политику полного непризнания Государства Израиль, запрещая своим сторонникам, проживающим там, голосовать на выборах или каким-либо образом присоединяться к институтам государства. Когда он посетил страну в 1959 году, для него был организован отдельный поезд без израильских опознавательных знаков. Израильские образовательные сети Сатмар и Ида ха-Харидис, последняя также возглавляется Великим Ребе, полностью независимы и получают финансирование из-за рубежа. Сатмар и союзные ему элементы отказываются получать социальные пособия или любую другую денежную помощь от израильского государства и критикуют тех несионистских харедим, которые это делают. Тейтельбаум и его преемники регулярно осуждали Агуда и его сторонников за участие в израильской политике. Что касается религиозного сионизма, сатмарский Ребе описал его главного теолога, Авраама Исаака Кука, как «злого противника и врага нашей Святой Веры». В 1967 году, когда Стена Плача и другие святые места попали под контроль Израиля после Шестидневной войны, Тейтельбаум подтвердил свои взгляды в брошюре 1968 года «Об искуплении и изменении» (Еврейский : עַל-הַגְּאֻלָּה וְעַל-הַתְּמוּרָה, романизированный : а'ль ха-ге'улах в-аль ха-тмура; Руфь 4: 7 ), утверждая, что война не была чудом, в отличие от утверждений Менахема Менделя Шнеерсона из Хабада и других, которых он сурово осудил, и запретил молиться у Стены или в других освобожденных святых местах, поскольку считал, что это придаст законность правлению Израиля. Оказывая некоторую поддержку не имеющей отношения к делу Neturei Karta, Сатмар не всегда попустительствовал ее действиям. Джоэль Тейтельбаум осудил их в 1967 году, когда они сотрудничали с арабами, а в 2006 году раввинский суд группы Залмана Лейба наложил анафему на тех, кто посетил Международная конференция по обзору глобального видения Холокоста.

Роль женщин

От женщин-сатмарок требуется полностью закрывать вырезы, носить длинные рукава, длинные консервативные юбки и полные чулки. В то время как замужние ортодоксальные еврейские женщины не демонстрируют свои волосы на публике, в Сатмаре это шаг вперед: сатмарские женщины бреют голову после свадьбы и носят парик или другое покрытие на голове, в то время как некоторые покрывают парик париком. небольшая шапка или шарф. Великий Ребе также настаивал на том, чтобы чулки женщин и девочек были полностью непрозрачными - норма, принятая другими венгерскими хасидскими группами, которые его уважали.

Тейтельбаум открыл сеть школ Сатмара «Bais Ruchel» только потому, что опасался, что если он этого не произошло, многие родители отправляли своих дочерей к "Баису Яакову ".

В 2016 году секта издала указ, предупреждающий, что университетское образование для женщин" опасно ". Указ, написанный на идиш, предупреждает:

Это в последнее время стало новой тенденцией, когда девушки и замужние женщины получают дипломы в области специального образования... И поэтому мы хотели бы сообщить их родителям, что это противоречит Торе.

Учреждения

Вход в сатмарскую ешиву в Бруклине, Нью-Йорке

Секта управляет многочисленными общественными фондами. Бикур Чолим («Посещение больных»), основанный в 1957 году женой Великого Ребе, Альте Фейга, заботится о помощи госпитализированным евреям, несмотря на Рав Тув, основанный в 1950-х годах для помощи евреям в е Советский Союз помогает еврейским беженцам. Сегодня организация в основном помогает евреям из Ирана и Йемена. Керен Хацолах - благотворительный фонд поддержки ешив и бедных в Израиле, обеспечивающий тех, кто избегает государственных пособий.

Раввин Джоэл Тейтельбаум основал сеть крупных учебных заведений, как ешив, так и школ для девочек. Если бы его школы в Нью-Йорке были государственной школьной системой, это была бы четвертая по величине система в штате после школ Нью-Йорка, Буффало и Рочестера. В большинстве мест школы для девочек называются Beis Rochel, а ешивы - Torah VeYirah. В 1953 году раввин Тейтельбаум основал Центральный раввинский конгресс США и Канады, который предоставляет различные услуги, включая кашрут надзор.

Сатмар также имеет свои собственные раввинские суды, которые решают различные вопросы внутри общины в соответствии с принципами еврейского закона.

. У секты есть газета на идиш под названием Der Жид, ныне приватизированный, и различные другие издания на идиш. В настоящее время отождествляется с группой Залмана; тогда как Der Blatt, основанная в 2000 году, принадлежит и управляется последователем Аарона.

В СМИ

Сатмарское сообщество Уильямсбурга было изображено в скандальном мини-сериале Netflix Неортодоксальный в 2020 году при консультации с бывшим членом хасидского сообщества. Большинство диалогов в шоу написано на идиш.

Известные сатмарские хасиды

Моше Тейтельбаум

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-07 03:29:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте