Сасанидская империя

редактировать
Последняя персидская имперская династия до прихода ислама

Сасанидская империя. Шраншахр
224–651
Флаг Персии Дерафш Кавиани. (Государственный флаг) Симург (имперский герб) Персии Симург. (имперская эмблема)
Сасанидская империя в наибольшей степени c. 620, под Khosrow II *.mw-parser-output.legend {page-break-inside: escape; break-inside: escape-column}.mw-parser-output.legend-color {display: inline-block; min- width: 1.25em; height: 1.25em; line-height: 1.25; margin: 1px 0; text-align: center; border: 1px сплошной черный; цвет фона: прозрачный; цвет: черный}.mw-parser-output. текст-легенды {} Нормальные домены *.mw-parser-output.legend {разрыв страницы-внутри: избежать; разрыв-внутри: избежать-столбца}.mw-parser-output.legend-color {дисплей: встроенный-блок; min-width: 1.25em; height: 1.25em; line-height: 1.25; margin: 1px 0; text-align: center; border: 1px сплошной черный; цвет фона: прозрачный; цвет: черный}.mw-parser- output.legend-text {} Наибольшая временная продолжительность во время византийско-сасанидской войны 602–628 гг. Сасанидская империя в ее наибольшей степени ок. 620, под Хосровом II
Столица
Общие языкиСреднеперсидский (официальный). Другие языки
Религия
Правительство Феодальная монархия
Шаханшах
• 224–241Ардашир I (первый)
• 632–651Йездигерд III (последний)
Историческая эпохаПоздняя античность
Битва при Хормоздгане 28 апреля 224
Иберийская война 526–532
Климатическая римско-персидская война 602–628 годов 602–628
Гражданская война 628–632
Завоевание мусульман 633–651
Империя рушится 651
Площадь
5503,500,000 км (1,400,000 квадратных миль)
ПредшествовалаПреемник
Парфянской Империи
Иберийское царство (древность)
Кушан Э mpire
Армянское царство (древность)
Цари Персиды
Рашидунский халифат
Династия Дабуидов
Династия Баванд
Зармихриды
Масмуганы Дамаванда
Династия Каринванд

Империя Сасанидов или Империя Сасанидов (), официально известная как Империя иранцев (Среднеперсидский : 𐭠𐭩𐭥𐭠𐭭𐭱𐭲𐭥𐭩 Шраншахр ), который историки называют Неоперсидской империей, был последней персидской имперской династией до прихода ислама в середине седьмого века нашей эры. Названный в честь Дома Сасанов, он просуществовал более четырех веков, с 224 по 651 год нашей эры, что сделало его самой долгоживущей персидской династией. Сасанидская империя сменила Парфянскую империю и восстановила иранцев в качестве сверхдержавы в поздней античности вместе со своим соседним заклятым соперником римлянами - Византийская империя.

Сасанидская империя была основана Ардаширом I, местным иранским правителем, который пришел к власти, когда Парфия ослабла из-за внутренних раздоров и войн с Римом. После победы над последним парфянским шаханшахом, Артабаном IV в битве при Хормоздгане в 224 году он основал сасанидскую династию и вознамерился восстановить наследие Империя Ахеменидов путем расширения владений Ирана. В наибольшей степени Сасанидская империя охватывала весь современный Иран и Ирак и простиралась от восточного Средиземноморья (включая Анатолию и Египет) до Пакистана и от некоторых частей южной Аравии. на Кавказ и Среднюю Азию. Согласно легенде, вексиллоидом Империи был Дерафш Кавиани.

Период правления Сасанидов считается высшей точкой в ​​истории Ирана и во многих смыслах был пиком древнеиранской культуры. до мусульманского завоевания и последующей исламизации. Сасаниды терпели различие верований и культур своих подданных; развита сложная централизованная правительственная бюрократия; возродили зороастризм как узаконивающую и объединяющую силу своего правления; построили величественные памятники и общественные работы; и под патронажем культурные и образовательные учреждения. Культурное влияние империи простиралось далеко за пределы ее территориальных границ - включая Западную Европу, Африку, Китай и Индию - и помогло сформировать Европейское и азиатское средневековое искусство. Персидская культура стала основой для большей части исламской культуры, оказав влияние на искусство, архитектуру, музыку, литературу и философию во всем мусульманском мире.

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 История
    • 2.1 Истоки и ранняя история (205–310)
    • 2.2 Первая Золотая Эра (309–379)
    • 2.3 Промежуточная Эра (379–498)
    • 2.4 Вторая Золотая Эра (498–622)
    • 2.5 Упадок и падение (622–651)
    • 2.6 Потомки
  • 3 Правительство
    • 3.1 Сасанидские военные
      • 3.1.1 Роль священников
      • 3.1.2 Пехота
      • 3.1.3 Военно-морской флот
      • 3.1.4 Кавалерия
  • 4 Отношения с соседними режимами
    • 4.1 Частые войны с римлянами и, в меньшей степени, с другими
    • 4.2 Война с Аксумом
    • 4.3 Отношения с Китаем
    • 4.4 Отношения с Индией
  • 5 Общество
    • 5.1 Урбанизм и кочевничество
    • 5.2 Шаханшах
    • 5.3 Классовое разделение
    • 5.4 Рабство
  • 6 Культура
    • 6.1 Образование
    • 6.2 Общество
    • 6.3 Искусство, наука и литература
  • 7 Экономика
    • 7.1 Промышленность и торговля
  • 8 Религия
    • 8.1 Зороастризм
      • 8.1.1 Тансар и его оправдание восстания Ардашира I
      • 8.1.2 Влияние Картира
      • 8.1.3 Реформы зороастрийского календаря при Сасанидах
      • 8.1.4 Три великих огня
      • 8.1.5 Иконоборчество и возвышение персидского над другими иранскими языками
      • 8.1.6 Развитие зороастрийской литературы и литургии сасанидов
    • 8.2 Христианство
    • 8.3 Другие религии
  • 9 Язык
    • 9.1 Официальный языки
    • 9.2 Региональные языки
  • 10 Наследие и значение
    • 10.1 В Европе
    • 10.2 В еврейской истории
    • 10.3 В Индии
  • 11 Хронология
  • 12 См. также
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки
  • 15 Библиография
  • 16 Дополнительная литература
  • 17 Внешние ссылки

Название

Официально Империя была известна как Империя иранцев (Среднеперсидская : ērānšahr, парфянский : aryānšahr); термин впервые засвидетельствован в Великой надписи Шапура I, где царь говорит: «Я правитель Империи иранцев» (среднеперсидский : ērānšahr xwadāy hēm, парфян : aryānšahr xwadāy ahēm).

Чаще, из-за того, что правящая династия была названа в честь Сасана, Империя известна как Сасанидская Империя в исторических и академических источниках. Этот термин также записан в английском как Сасанидская Империя, Сасанидская Империя и Сасанидская Империя. Историки также называют Сасанидскую империю Неоперсидской империей, поскольку это была вторая иранская империя, возникшая из Парса (Персида ); тогда как империя Ахеменидов была первой.

История

Происхождение и ранняя история (205–310)

Первоначальная чеканка основателя Ардашира I, как царя Персиды Артаксеркса ( Ардаксир) V. Около 205 / 6–223 / 4 н. Э.. Аверс: Бородатая голова, украшенная диадемой и парфянской тиарой, легенда «Божественный Ардаксир, царь» на пехлеви.. Rev: Бородатая голова Папака, с диадемой и парфянской тиарой, легенда «сын божества Папак, царь» в Пехлеви. 1840 г. Иллюстрация сасанидского рельефа в Фирузабаде, показывающий победу Ардашира I над Артабаном IV и его войсками. Скальный рельеф Ардашира Я получил кольцо царства от зороастрийца верховного бога Ахура Мазды.

Противоречивые сведения скрывают подробности падения Парфянской империи и последующего подъема Сасанидская империя в тайне. Сасанидская империя была основана в Эстахре Ардаширом I. Папак изначально был правителем области под названием Хир. Однако к 200 году ему удалось свергнуть Гочихра и назначить себя новым правителем Базрангидов. Его мать, Родхаг, была дочерью губернатора провинции Парса. Папаку и его старшему сыну Шапуру удалось расширить свою власть на весь Парс. Дальнейшие события неясны из-за неуловимого характера источников. Однако несомненно, что после смерти Папака Ардашир, который в то время был губернатором Дарабгерда, стал участвовать в собственной борьбе за власть со своим старшим братом Шапуром. Источники сообщают, что Шапур, уезжавший на встречу со своим братом, был убит, когда на него обрушилась крыша здания. К 208 году, несмотря на протесты других его братьев, которые были казнены, Ардашир объявил себя правителем Парса.

После того, как Ардашир был назначен шахом (королем), он перенес свою столицу дальше к югу от Парса и основал Ардашир-Хварра (бывший Гур, современный Фирузабад ). Город, хорошо защищенный высокими горами и легко защищаемый благодаря узким проходам, приближавшимся к нему, стал центром усилий Ардашира, направленных на усиление власти. Он был окружен высокой круглой стеной, вероятно скопированной со стены Дарабгирда. Дворец Ардашира находился на северной стороне города; остатки этого сохранились. После установления своего правления над Парсом, Ардашир быстро расширил свою территорию, требуя верности от местных князей Фарса и получив контроль над соседними провинциями Керман, Исфахан, Сусиана и Месене. Это расширение быстро привлекло внимание парфянского царя Артабана V, который сначала приказал правителю Хузестана вести войну против Ардашира в 224 году, но Ардашир одержал победу в последовавших сражениях. Во второй попытке уничтожить Ардашир, Артабанус сам встретил Ардашира в битве при Хормозгане, где первый встретил свою смерть. После смерти парфянского правителя Ардашир продолжил вторжение в западные провинции ныне несуществующей Парфянской империи.

Рельеф на скале в Накш-е Ростам персидского императора Шапура I (верхом на лошади) пленение римского императора Валериана (стоит) и Филиппа Араб (на коленях), просящих мира,после победы в Эдессе.

В то время династия Арсакидов была разделена между сторонниками Артабана V и Вологасов VI, что, вероятно, позволило Ардаширу укрепить свою власть на юге при небольшом вмешательстве со стороны парфян или вообще без него. Ардаширу способствовала география провинции Фарс, которая была отделена от остальной части Ирана. Коронованный в 224 г. при Ктесифоне как единоличный правитель Персии, Ардашир принял титул шаханшах, или «Царь царей» (в надписях Азур-Анахид упоминается как его Банбишнан банбишн, «Королева королев», но ее отношения с Ардаширом не установлены полностью), положив конец 400-летней Парфянской империи и положив начало четырем векам правления Сасанидов.

В следующие несколько лет местные восстания произошли по всей империи. Тем не менее, Ардашир I расширил свою новую империю на восток и северо-запад, завоевав провинции Сакастан, Горган, Хорасан, Марв (в современном Туркменистане ), Балх и Хоразмия. Он также добавил к владениям Сасанида Бахрейн и Мосул. В более поздних сасанидских надписях также говорится о подчинении царей Кушана, Турана и Макурана Ардаширу, хотя, основываясь на нумизматических свидетельствах, более вероятно, что они действительно представили сыну Ардашира, будущему Шапур I. На западе нападения на Хатру, Армению и Адиабене имели меньший успех. В 230 году Ардашир совершил набег на территорию Рима, и контрнаступление римлян двумя годами позже закончилось безрезультатно, хотя римский император Александр Северус праздновал триумф в Риме..

Унижение Валериана Шапуром (Ганс Гольбейн Младший, 1521, перо и черные чернила на меловом наброске, Художественный музей Базеля )

Сын Ардашира I Шапур I продолжил расширение империи, завоевав Бактрию и западную часть Кушанской империи, одновременно возглавляя несколько кампаний против Рима. Вторгнувшись в римскую Месопотамию, Шапур I захватил Карры и Нисибис, но в 243 году римский полководец Таймсифей победил персов в Ресайне и вернул себе утраченные территории. Император Гордиан III (238–238 гг.) 244) последующее продвижение вниз по Евфрату было побеждено в Мешике (244), что привело к убийству Гордиана его собственными войсками и позволило Шапуру заключить весьма серьезную выгодный мирный договор с новым императором Филиппом Арабом, которым он обеспечил немедленную выплату 500000 динариев и дальнейшие ежегодные выплаты.

Шапур вскоре возобновил войну, победил римлян при Барбалиссос (253), а затем, вероятно, взял и разграбил Антиохию. Римские контратаки при императоре Валериане закончились катастрофой, когда римская армия была разбита и осаждена в Эдессе, а Валериан был схвачен Шапуром, оставаясь пленником на всю оставшуюся жизнь. Шапур отпраздновал свою победу, вырезав впечатляющие наскальные рельефы в Накш-е Ростам и Бишапур, а также монументальную надпись на персидском и греческом в окрестностях города Персеполис. Он воспользовался своим успехом, продвигаясь в Анатолию (260), но отступил в беспорядке после поражений от рук римлян и их Пальмирены союзника Оденат, пострадавшего от захват его гарема и потеря всех римских территорий, которые он оккупировал.

Распространение манихейства (300–500)

У Шапура были интенсивные планы развития. Он приказал построить первый плотинный мост в Иране и основал множество городов, некоторые из которых были частично заселены эмигрантами с римских территорий, включая христиан, которые могли свободно исповедовать свою веру при правлении Сасанидов. Два города, Бишапур и Нишапур, названы в его честь. Он особенно отдавал предпочтение манихейству, защищал Мани (который посвятил ему одну из своих книг, Шабухраган ) и отправлял множество манихейских миссионеров за границу. Он также подружился с вавилонским раввином по имени Самуил.

. Эта дружба была выгодна еврейской общине и дала им отсрочку от репрессивных законов, принятых против них. Позднее короли изменили политику религиозной терпимости Шапура. Когда сын Шапура Бахрам I вступил на престол, на него оказал давление зороастрийский верховный жрец Картир Бахрам I убить Мани и преследовать его последователей. Бахрам II также был послушен желанию зороастрийского духовенства. Во время его правления столица Сасанидов Ктесифон была разграблена римлянами при императоре Кару, и большая часть Армении после полувека персидского правления была передана Диоклетиану.

Преемнику Бахрам III (недолго правивший в 293 г.), Нарсе начал новую войну с римлянами. После раннего успеха против императора Галерия около Каллиникума на Евфрате в 296 году, он в конце концовпел решительное поражение от них. Галерий был усилен, вероятно, весной 298 г. новым контингентом, собранным из дунайских владений империи. Нарсе не продвигался из Армении и Месопотамии, оставив Галерия возглавить наступление в 298 году с атакой на север Месопотамии через Армению. Нарсе отступила в Армению, чтобы сразиться с войсками Галерия, что было неудобно для первых: пересеченная армянская местность была благоприятна для римской пехоты, но не для конницы Сасанидов. Местная помощь дала Галерию преимущество внезапности над персидскими войсками, и в двух последовательных битвах Галерий одержал победу над Нарсехом.

Рим и сателлитное царство Армении около 300 г., после поражения Нарсе

Во второй схватке Роман Силы захватили лагерь Нарсе, его казну, его гарем и его жену. Галерий продвинулся в Медиа и Адиабене, одерживая последовательные победы, особенно около Эрзурума и закрепив Нисибис (Нусайбин, Турция) до 1 29 октября. Затем он продвинулся вниз по Тигру, взяв Ктесифон. Нарсе ранее послал послал к Галерию, чтобы умолять вернуть его жен и детей. Весной 299 г. начались мирные переговоры под председательством Диоклетиана и Галерия.

Условия мира были: Персия уступила территорию тяжелые Риму, сделав Тигр границей между двумя империями. Дальнейшие условия уточняли, что Армения была возвращена под римское владычество с крепостью Сиафа в качестве границы; Кавказская Иберия будет подчиняться Риму под римским назначенцем; Нисибис, находящийся теперь под властью Рима, станет единым каналом торговли между Персией и Римом; и Рим будет осуществлять контроль над пятью сатрапиями между Тигром и Арменией: Ингилена, Софанена (Софена ), Арзанена (Агдзник ), Кордуэн и Забдичена (около современного Хаккари, Турция).

Сасаниды уступили пять провинций к западу от Тигра и согласились не вмешиваться в дела Армении и Грузии. После этого отказа Нарсе отказался от престола и умер год спустя, оставив трон Сасанидов своему сыну Хормизду II. Волнения распространились по стране, и хотя новый царь подавлял восстания в Сакастане и Кушане, он не смог контролировать дворян и был убит бедуинами во время охоты в 309 году.

Первая Золотая Эра (309–379)

Бюст Шапура II (r. 309–379)

После смерти Хормизда II северные арабы начали опустошать и грабить западные города империи, даже нападая на провинцию Фарс, место рождения сасанидских царей. Тем временем персидская знать убила старшего сына Хормизда II, ослепила второго и заключила в третьем месте (который позже бежал на римскую территорию). Трон был зарезервирован для Шапура II, будущего ребенка одной из жен Хормизд II, коронованного в утробе матери: корона возлагалась на живот его матери. В молодости империей управляла его мать и знать. Достигнув совершеннолетия, Шапур II пришел к власти и быстро показал себя активным и эффективным правителем.

Сначала он повел свою небольшую, но дисциплинированную армию на юг против арабов, он победил, обезопасив южные районы империи. Затем он начал свою кампанию против римлян на западе, в которой персидские войска выиграли серию сражений, но не смогли добиться территориальных успехов из-за неудач в неоднократных осадах ключевого пограничного города Нисибис и успеха римлян в повторном взятии городов. из Сингары и Амиды после того, как они ранее были захвачены персами.

Эти кампании были остановлены набегами кочевников вдоль восточных империй, которые угрожали Трансоксиане, стратегически сообщают для контроля Шелкового пути. Поэтому Шапур двинулся на восток, в сторону Трансоксианы, чтобы встретить восточных кочевников, предоставить своим местным командирам неприятные набеги на римлян. Он разгромил среднеазиатские племена и аннексировал эту территорию как новую провинцию.

На востоке около 325 г. Шапур II вновь взял верх над Кушано-Сасанидским царством взял под свой контроль большие территории в областях, ныне известные как Афганистан и Пакистан. За этой победой последовала культурная экспансия, и сасанидское искусство проникло в Трансоксиану, достигнув Китая. Шапур вместе с королем-кочевником Грумбатом начал свою вторую кампанию против римлян в 359 году и вскоре ему удалось отбить Сингару и Амиду. В ответ римский император Юлиан нанес глубокий удар по персидской территории и разбил силы Шапура при Ктесифоне. Однако ему не удалось взять столицу и он был убит при попытке отступить на временную территорию. Его преемник Иовиан, оказавшийся в ловушке на восточном берегуТигра, был предоставлен все провинции, которые персы уступили Риму в 298 году, а также Нисибис и Сингара, оказав сопротивление. Генералы Хосрова систематически подчиняли сильно укрепленные приграничные города Византийской Месопотамии и Армении, закладывая основы для беспрецедентной экспансии. Персы захватили Сирию и захватили Антиохию в 611 году.

В 613 году, за пределами Антиохии, персидские полководцы Шахрбараз и Шахин нанесли решительное поражение крупным контратака, возглавляемая лично византийским императором Ираклием. После этого наступление персов продолжалось бесконтрольно. Иерусалим пал в 614 году, Александрия в 619 году, а остальная часть Египта в 621 году. Мечта Сасанидов о восстановлении границ Ахеменидов была почти завершена, а Византийская империя оказалась на грани краха. Этот замечательный пик расширения совпал с расцветом персидского искусства, музыки и архитектуры.

Упадок и падение (622–651)

Успешная на первом этапе (с 602 по 622 год) кампания Хосрова II фактически истощила персидскую армию и казну. Стремясь восстановить национальную сокровищницу, Хосров чрезмерно облагал население налогом. Таким образом, пока его империя была на грани полного поражения, Ираклий (610–641) использовал все оставшиеся ресурсы своей уменьшенной и опустошенной империи, реорганизовал свои армии и предпринял замечательное рискованное контрнаступление. Между 622 и 627 годами он провел кампанию против персов в Анатолии и на Кавказе, одержав ряд побед над персидскими войсками под командованием Шахрбараза, Шахина и Шахраплакана ( чье соревнование за славу личного поражения византийского императора способствовало их поражению), разграблению великого зороастрийского храма в Ганзак и обеспечению помощи от хазар и Западно-тюркский каганат.

Осада Константинополя в 626 объединенными сасанидскими, аварскими и славянскими силами, изображенными на фресках монастыря Молдовица, Румыния

В ответ Хосров в сотрудничестве с аварскими и славянскими войсками начал осаду византийской столицы Константинополь в 626. Сасаниды под предводительством Шахрбараза напали на город на восточной стороне Босфора, в то время как его союзники-аварцы и славяне вторглись с западной стороны. Попытки переправить персидские войска через Босфор на помощь своим союзникам (славянские силы, безусловно, наиболее способные в осадной войне) были заблокированы византийским флотом, и осада закончилась неудачей. В 627–628 гг. Ираклий совершил зимнее вторжение в Месопотамию и, несмотря на уход своих хазарских союзников, победил персидскую армию под командованием Рахзада в битве при Ниневии. Затем он двинулся вниз по Тигру, опустошив страну и разграбив дворец Хосрова в Дастагерд. Он не смог атаковать Ктесифон из-за разрушения мостов на канале Нахраван и провел дальнейшие набеги, прежде чем отвести Дияла в северо-западный Иран.

Королева Боран, дочь Хосрова II, первой женщины и одного из последних правителей на троне Сасанидской империи, она правила с 17 июня 629 г. по 16 июня 630 г.

Влияние Ираклия победы, опустошение богатейших территорий империи Сасанидов и унизительное уничтожение таких громких целей, как Ганзак и Дастагерд, фатально подорвали престиж Хосрова и его поддержку среди персидской аристократии. В начале 628 года он был свергнут и убит своим сыном Кавадом II (628), который немедленно положил конец войне, согласившись уйти со всех оккупированных территорий. В 629 году Ираклий восстановил Истинный Крест в Иерусалиме в величественной церемонии. Кавад умер в течение нескольких месяцев, после чего последовал хаос и гражданская война. За четыре года и пять сменяющих друг друга царей империя Сасанидов значительно ослабла. Власть центральной власти перешла в руки генералов. Сильному королю потребуется несколько лет, чтобы выйти из серии переворотов, а Сасаниды так и не успели полностью восстановиться.

Размер Сасанидской империи в 632 году с наложенными современными границами

В начале 632 года внук Хосрова I, который скрывался в Эстахре, Йездигерд III, вступил на престол. В том же году первые набеги из арабских племен, недавно объединенных исламом, прибыли на территорию Персии. По словам Говарда-Джонстона, годы войны истощили как византийцев, так и персов. Сасанидов еще больше ослабили экономический спад, высокие налоги, религиозные беспорядки, жесткое социальное расслоение, растущая власть провинциальных землевладельцев и быстрая смена правителей, что облегчило исламское завоевание Персии.

Сасаниды так и не поднялись действительно эффективное сопротивление давлению первых арабских армий. Йездигерд был мальчиком, находящимся во власти своих советников и неспособным объединить огромную страну, распавшуюся на маленькие феодальные королевства, несмотря на то, что византийцы под аналогичным давлением недавно расширившихся арабов больше не представляли угрозы. Халиф командующий Абу Бакром Халид ибн Валид, когда-то один из соратников Мухаммеда и предводитель арабской армии, двинулся в плен Ирак в череде молниеносных сражений. Переброшенный на сирийский фронт против византийцев в июне 634 года, преемник Халида в Ираке подвел его, и мусульмане потерпели поражение в битве за мост в 634 году. Однако арабская угроза на этом не прекратилась и вновь возникла. вскоре через дисциплинированные армии Халида ибн Валида.

Омейядский халифат, имитирующая монету Хосрова II. Монета времени Муавии I ибн Аби Суфьяна. BCRA (Basra ) монетный двор; «Убайд Аллах ибн Зияд, правитель». Датировка 56 г. хиджры = 675/6 г. Бюст в сасанидском стиле, имитирующий Хосрова II справа; бисмиллах и три гранулы в марже; с / м: крылатое существо вправо / огненный алтарь с лентами и служителями; звезды и полумесяцы по бокам пламени; дата слева, название монетного двора справа.

В 637 году мусульманская армия под командованием халифа Умара ибн аль-Хаттаба разбила более крупное персидское войско во главе с генералом Ростамом Фаррохзадом в равнины аль-Кадисийя, а затем наступили на Ктесифон, который пал после длительной осады. Йездигерд бежал на восток от Ктесифона, оставив после себя большую часть огромной казны империи. арабы захватили Ктесифон вскоре после этого. Таким образом, мусульмане смогли захватить мощный финансовый ресурс, оставив правительство Сасанидов без средств. Некоторые сасанидские правители пытались объединить свои силы, чтобы отбросить захватчиков, но эти усилия были ограничены отсутствием сильной центральной власти, и губернаторы потерпели поражение в битве при Нихаванде. Империя, с несуществующей структурой военного командования, с уничтоженными нематериальными войсками, с уничтоженными финансовыми ресурсами и частичным уничтожением рыцарской касты Асаваран (Азатан), теперь была совершенно беспомощна перед лицом арабских захватчиков.

Услышав о поражении в Нихаванде, Йездигерд вместе с Фаррухзадом и некоторыми персидскими вельможами бежали дальше вглубь страны, в восточную провинцию Хорасан. Йездигерд был убит мельником в Мерве в конце 651 года, в то время как некоторые из дворян поселились в Средней Азии, где они внесли большой вклад в распространение персидской культуры и языка в этих регионах и основание первой исконно иранской исламской династии, династии Саманидов, которая стремилась возродить сасанидские традиции.

Резкое падение империи Сасанидов завершилось всего за пять лет, и большая часть ее территории была поглощена исламским халифатом ; однако многие иранские города несколько раз сопротивлялись захватчикам и сражались с ними. Исламские халифаты неоднократно подавляли восстания в таких городах, как Рей, Исфахан и Хамадан. Изначально местное население не испытывало большого давления, чтобы принять ислам, оставаясь зимми подданными мусульманского государства и платя джизья. Кроме того, был принят старый сасанидский «земельный налог» (известный по-арабски как харадж). Говорят, что халиф Умар время от времени создавал комиссию для изучения налогов, чтобы определить, превышают ли они эти налоги.

Потомки

Считается, что следующие династии и аристократы семьи имеют предков среди сасанидских правителей:

Правительство

Сасаниды основали империю примерно в пределах границ, достигнутых парфянскими Аршаками ds, со столицей в Ктесифоне в Асористане провинции. Управляя этой империей, сасанидские правители приняли титул шаханшах (царь царей), стали центральными правителями, а также взяли на себя опеку священного огня, символа национальной религии. Этот символ явно присутствует на Сасанидах. монеты, где правящий монарх с короной и официальными регалиями изображен на лицевой стороне монеты, поддерживаемой священным огнем, символом национальной религии, нареверсе монеты. Сасанидские царицы носили титул Банбишнан банбишн (Королева Королев).

В меньшем масштабе территорией могло также управлять несколько мелких правителей из знатной семьи, известной как, под непосредственным контролем шаханшаха. Районами провинции правили а и косил (главный священник). Работа косилки заключалась в том, чтобы иметь дело с поместьями и другими юридическими вопросами. Сасанидское правление характеризовалось значительной централизацией, амбициозным городским планированием, развитием сельского хозяйства и технологическими улучшениями. Ниже короля могущественная бюрократия выполняла большую часть государственных дел; главой бюрократии был wuzurg framadar (визирь или премьер-министр ). Внутри этой бюрократии зороастрийское духовенство было чрезвычайно могущественным. Глава жреческого сословия волхвов, вместе с главнокомандующим спахбедом, главой торговцев и купцов синдиката Хо Тохшан Бод и министром сельского хозяйства (), который также был главой земледельцы, ниже императора, были самыми могущественными людьми сасанидского государства.

Сасанидские правители всегда прислушивались к советам своих министров. Мусульманский историк Масуди восхвалял «прекрасное управление сасанидских царей, их хорошо организованную политику, их заботу о своих подданных и процветание их владений». В обычное время монархическая должность передавалась по наследству, но король мог передать ее младшему сыну; в двух случаях верховная власть принадлежала королеве. Когда прямого наследника не было, дворяне и прелаты выбирали правителя, но их выбор был ограничен членами королевской семьи.

Сасанидская знать представляла собой смесь старых парфянских кланов, персидских аристократических семей и знати. семьи с подчиненных территорий. После распада парфянской династии возникло много новых благородных семей, в то время как несколько из некогда господствовавших семи парфянских кланов по-прежнему имели большое значение. При дворе Ардашира I старые семьи Аршакидов из Дома Карен и Дома Сурен вместе с несколькими другими семьями, Варазами и Андиганцами, занимали почетные должности.. Наряду с этими иранскими и неиранскими благородными семьями, короли Мерв, Абаршахр, Кирман, Сакастан, Иберия и Адиабены, которые упоминаются как занимающие почетные должности среди знати, явились при дворе шаханшаха. Действительно, обширные владения Суренов, Каренов и Варазов стали частью первоначального Сасанидского государства как полунезависимые государства. Таким образом, дворянские семьи, которые присутствовали при дворе империи Сасанидов, продолжали оставаться правящими линиями сами по себе, хотя и подчинялись шаханшаху.

В целом Вузурган из иранских семей занимал самые влиятельные должности в имперской администрации, включая наместники приграничных провинций (марзбан ). Большинство этих должностей были родовыми, и многие из них передавались одной семьей из поколения в поколение. Марцбаны с высшим старшинством получили право на серебряный трон, в то время как марзбаны наиболее стратегических приграничных провинций, таких как Кавказ, получили право на золотой трон. В военных кампаниях региональные марцбаны могли рассматриваться как фельдмаршалы, в то время как меньшие спахбеды могли командовать полевой армией.

В культурном отношении Сасаниды реализовали систему социального расслоения. Эта система была поддержана зороастризмом, который был признан государственной религией. Похоже, что к другим религиям в основном относились терпимо, хотя это утверждение обсуждалось. Сасанидские императоры сознательно стремились возродить персидские традиции и стереть с лица земли влияние греческой культуры.

Сасанидские военные

Стены Дербента, часть Сасанидской линии обороны

Действующая армия Империи Сасанидов произошла от Ардашира I, первого шаханшаха империи. Ардашир восстановил ахеменидские военные организации, сохранил модель парфянской кавалерии и применил новые типы доспехов и осадные техники.

Роль священников

Отношения между священниками и воинами были важны, потому что священники возродили концепцию Шраншахра. Без этих отношений Империя Сасанидов не выжила бы на начальных этапах своего существования. Из-за этой связи между воинами и жрецами религия и государство считались в зороастрийской религии неотделимыми. Однако именно эти отношения стали причиной ослабления Империи, когда каждая группа пыталась навязать свою власть другой. Разногласия между жрецами и воинами привели к раздроблению империи, что привело к ее падению.

Пехота

Сасанидский армейский шлем

Пайган составляли основную часть сасанидов. пехота, и часто набирались из крестьянского населения. Каждое подразделение возглавлял офицер по имени «Пайган-салар », что означало «командир пехоты», и их главной задачей было охранять обоз, служить пажами для Асварана (более высокий ранг), штурмовать крепостные стены, выполнять проекты окопов и копать шахты.

Те, кто служил в пехоте, были оснащены щитами и копьями. Чтобы увеличить размер своей армии, Сасаниды добавили к своим солдатам мидийцев и дайламитов. Мидяне снабдили армию Сасанидов высококачественными метателями копья, пращниками и тяжелой пехотой. Аммиан Марцеллин описывает иранскую пехоту как «вооруженную, как гладиаторы» и «подчиняющуюся приказам, как многие юноши-всадники». Дайламиты также служили в пехоте и были иранцами, которые жили в основном в Гиляне, Иранском Азербайджане и Мазандаране. Сообщается, что они сражались с таким оружием, как кинжалы, мечи и дротики, и, как считается, римляне признали их навыки и выносливость в ближнем бою. В одном из рассказов о дайламитах рассказывается об их участии во вторжении в Йемен, где 800 из них возглавлял дайламский офицер Вахриз. Вахриз в конечном итоге победил арабские войска в Йемене и его столице Сане, сделав его вассалом Сасанидов до вторжения арабов в Персию.

Флот

Сасанидский флот был важной составляющей сасанидской армии с того времени, когда Ардашир I завоевал арабскую сторону Персидского залива. Поскольку контроль над Персидским заливом был экономической необходимостью, сасанидский флот работал над тем, чтобы уберечь его от пиратства, предотвратить вторжение римлян и не дать арабским племенам стать враждебными. Однако многие историки считают, что военно-морские силы не могли быть сильными, так как военно-морские силы находились в заключении в тюрьмах. Лидер военно-морского флота носил титул навбед.

Кавалерия

Сасанидский царь, изображавший из себя кавалериста в доспехах, Так-э Бостан, Иран Сасанидская серебряная пластина с изображением боя на копье между двумя дворянами.

Кавалерия, использовавшаяся во времена Сасанидской империи, представляла собой два типа тяжелых кавалерийских подразделений: клибанарии и катафракты. Первые кавалерийские силы, состоявшие из элитных дворян, обученных с юности для военной службы, поддерживали легкая кавалерия, пехота и лучники. Наемники и племена империи, в том числе турки, кушаны, сарматы, хазары, грузины и армяне, были включены в эти первые кавалерийские отряды. Вторая кавалерия использовала боевых слонов. Фактически, это была их специальность - использовать слонов в качестве поддержки кавалерии.

В отличие от парфян, Сасаниды разработали передовые осадные машины. Создание осадных орудий было полезным оружием во время конфликтов с Римом, в которых успех зависел от способности захватывать города и другие укрепленные пункты; и наоборот, Сасаниды также разработали ряд методов защиты своих городов от нападения. Армия Сасанидов была очень похожа на предыдущую парфянскую армию, хотя часть тяжелой кавалерии Сасанидов была оснащена копьями, а парфянские армии были хорошо вооружены луками. Описание римским историком Аммианом Марцеллином клибанарийской кавалерии Шапура II ясно показывает, насколько хорошо она была вооружена и как только часть была вооружена копьем:

Все роты были одеты в железо, и все части их тела были покрыты толстыми пластинами, подогнанными так, что жесткие суставы соответствовали суставам их конечностей; и формы человеческих лиц были так искусно подогнаны к их головам, что, поскольку все их тело было покрыто металлом, падающие на них стрелы могли попадать только там, где они могли немного видеть через крошечные отверстия напротив зрачка глаза, или где кончиком носа они смогли немного вдохнуть. Некоторые из них были вооружены пиками и стояли так неподвижно, что можно было подумать, что их удерживают бронзовые зажимы.

Всадникам сасанидской конницы не хватало стремени. Вместо этого они использовали военное седло с кантом сзади и двумя защитными зажимами, которые изгибались через верхнюю часть бедер всадника. Это позволяло всадникам оставаться в седле все время во время битвы, особенно во время ожесточенных столкновений.

Византийский император Маурикий также подчеркивает в своем «Стратегиконе», что многие из сасанидской тяжелой кавалерии это делали. не носить копья, полагаясь на их луки как на основное оружие. Однако рельефы Таки Бустана и знаменитый список снаряжения, необходимого для дихканских рыцарей Ат-Табари, включая копье, создают контраст. Несомненно то, что атрибутика всадника была обширной.

Сумма денег, необходимая для содержания воина рыцарской касты Асаваран (Азатан), требовала небольшого поместья, и рыцарская каста Асаваран (Азатан) получила это от престола и в вернулись, были самыми известными защитниками престола во время войны.

Отношения с соседними режимами

Частые войны с римлянами и вменьшей степени с другими

A прекрасная камея, показывающая конный бой Шапура I и римского императора Валериана, в котором римский император схвачен после битвы при Эдессе, согласно собственному заявлению Шапура, «собственноручно» в 260

Сасаниды, как и парфяне, вели постоянные военные действия. с Римской империей. Сасаниды, пришедшие на смену парфянам, на протяжении более 400 лет были признаны одной из ведущих мировых держав наряду со своим соседом Византийской империей или Восточной Римской империей. После раздела Римской империи в 395 году Византийская империя со столицей в Константинополе продолжала оставаться главным западным врагом Персии и главным врагом в целом. Вражда между двумя империями участилась. Сасаниды, как и Римская империя, находились в состоянии постоянного конфликта с соседними царствами и кочевыми ордами. Хотя угроза вторжений кочевников никогда не могла быть полностью устранена, Сасаниды в целом справлялись с этими вопросами гораздо успешнее, чем римляне, из-за своей политики проведения скоординированных кампаний против угрожающих кочевников.

Последний из многих и частые войны с византийцами, кульминационная византийско-сасанидская война 602–628, которая включала осаду византийской столицы Константинополя, закончилась тем, что обе противоборствующие стороны сильно истощили свои человеческие ресурсы. и материальные ресурсы. Более того, социальный конфликт внутри Империи еще больше ослабил ее. Следовательно, они были уязвимы перед внезапным появлением исламского халифата Рашидун, силы которого вторглись в обе империи всего через несколько лет после войны. мусульманские силы быстро завоевали всю Сасанидскую империю и в Византийско-арабских войнах лишили Византийскую империю ее территорий в Леванте, Кавказе, Египте и Северной Африке. В последующие века половина Византийской империи и вся Сасанидская империя попали под власть мусульман.

В целом, на протяжении столетий на западе территория Сасанидов примыкала к территории большого и стабильного римского государства, но на востоке ее ближайшими соседями были Кушанская империя и кочевые племена, такие как белые гунны. Строительство укреплений, таких как цитадель Тус или город Нишапур, который позже стал центром обучения и торговли, также помогли защитить восточные провинции от нападений.

В южной и центральной Аравии бедуинские арабские племена иногда совершали набеги на империю Сасанидов. Королевство Аль-Хирах, вассальное царство Сасанидов, было основано для создания буферной зоны между центром империи и бедуинскими племенами. Распад Королевства Аль-Хира Хосровом II в 602 году в значительной степени способствовал решительным поражениям Сасанидов, нанесенным арабам-бедуинам позже в этом веке. Эти поражения привели к внезапному захвату империи Сасанидов бедуинскими племенами под исламским знаменем.

Сасанидская крепость в Дербенте, Дагестане. В настоящее время внесен в список всемирного наследия России ЮНЕСКО с 2003 года.

На севере хазары и западно-тюркский каганат часто нападали на северные провинции империи. Они разграбили Мидию в 634 году. Вскоре после этого персидская армия разбила их и изгнала. Сасаниды построили многочисленные укрепления в Кавказском регионе, чтобы остановить эти нападения, из которых, пожалуй, наиболее заметными являются внушительные укрепления, построенные в Дербенте (Дагестан, Северный Кавказ, ныне часть России ), которые в значительной степени остались нетронутыми до наших дней.

На восточной стороне Каспийского моря сасаниды возвели Великую стену Горгана, оборонительное сооружение длиной 200 км, вероятно, предназначенное для защиты империи от северных народов, таких как Белые гунны.

Война с Аксумом

Шерстяной занавес или брюки с египетским тканым узором, который был копией импортного шелка Сасанидов, который, в свою очередь, основан на фреске царя Хосрова II боевые действия Аксум Эфиопские войска в Йемене, 5–6 века

В 522 году, до правления Хосрова, группа монофизитов Аксумитов возглавил нападение на господствующих химьяритов южной Аравии. Местный арабский лидер смог противостоять так, но обратились к сасанидам за помощью, в то время как аксумиты впоследствии обратились за помощью к византийцам. Аксумиты послали другую армию через Красное море и на этот раз успешно убили арабского лидера и заменили его аксумитом, который стал царем региона.

В 531 году Юстиниан предположил, что Аксумиты Йемена должны были отрезать персов от индийской торговли морской торговлей с индейцами. Эфиопы никогда не удовлетворили эту просьбу, потому что аксумский генерал по имени Абраха взял под свой контроль йеменский трон и создал независимую нацию. После смерти Абраха один из его сыновей, Маад-Кариб, ушел в изгнание, а его сводный брат занял трон. Получив отказ Юстиниана, Маад-Кариб обратился за помощью к Хосрову, который послал небольшой флот и армию под командованием Вахриза, чтобы свергнуть нового короля Йемена. После захвата столицы Санаила на трон был возведен сын Маад-Кариба, Саиф.

Юстиниан в конечном итоге отвечал за морское присутствие Сасанидов в Йемене. Не оказывая поддержки йеменским арабам, Хосров смог помочь Маад-Карибу и впоследствии основал Йемен как княжество Сасанидской империи.

Отношения с Китаем

Как и их предшественники, парфяне. Сасанидская империя поддерживала активные международные отношения с Китаем, и послы из Персии часто бывали в Китае. Китайские документы сообщают о тринадцати посольствах Сасанидов в Китае. В коммерческом отношении сухопутная и морская торговля с Китаем была важна как для Сасанидской, так и для Китайской империй. Большое количество сасанидских монет было найдено на юге Китая, что подтверждает морскую торговлю.

В разных случаях сасанидские цари отправляли своих самых талантливых персидских музыкантов и танцоров к китайскому императорскому двору в Лоян во время Цзинь и Северной Вэй династий и до Чанъань во время династий Суй и Тан. Обе империи извлекали выгоду из торговли вдоль Шелкового пути и разделяли общий интерес в сохранении и защите этой торговли. Они сотрудничали в охране торговых путей через Среднюю Азию, и оба построили форпосты в приграничных районах, чтобы обезопасить караваны от кочевых племен и бандитов.

В политическом плане есть свидетельства нескольких попыток Сасанидов и Китая заключить союзы против общего врага, эфталитов. С появлением кочевых гёктюрков во Внутренней Азии также происходит то, что выглядит как сотрудничество между Китаем и Сасанидами с целью нейтрализации тюркских достижений. Документы с Mt. Мог говорят о присутствии китайского генерала на службе у царя Согдианы во время арабского вторжения.

После вторжения арабов-мусульман в Иран Пероз III, сын Йездигерда III, бежал вместе с несколькими персидскими дворянами и нашел убежище при дворе китайского императора. И Пероз, и его сын Нарси (кит. Нэ-ши) получили высокие титулы при китайском дворе. По крайней мере, два раза, последний, возможно, в 670 году, китайские войска были посланы с Перозом, чтобы вернуть его на трон Сасанидов с неоднозначными результатами, один из которых, возможно, закончился коротким правлением Пероза в Сакастане, от которого у нас есть некоторые оставшиеся нумизматические доказательства. Позже Нарси стал командиром китайской императорской гвардии, а его потомки жили в Китае как уважаемые князья, сасанидские беженцы, бежавшие от арабского завоевания и поселились в Китае. Императором Китая в это время был Император Тан Гаозун.

Отношения с Индией

Монета Кушаншаха Пероз II Кушаншах (r. 303–330) Иностранный сановник, пьющий вино, на потолке Пещеры 1, в Пещерах Аджанты, возможно, изображающий сасанидское посольство индийского короля Пулакесина II (610–642), фотография и рисунок.

После завоевания Ирана и соседних областей Шапур I распространил свою власть на северо-запад Индийского субконтинента. Ранее автономные кушаны были вынуждены принять его сюзеренитет. Это были западные кушаны, которые контролировали Афганистан, в то время как восточные кушаны действовали в Индии. Хотя Кушанская империя пришла в упадок в конце 3-го века, и ее сменила индийская империя Гуптов в 4-м веке, ясно, что Сасаниды оставались актуальными на северо-западе Индии на протяжении всего этого периода.

Персия и северо-западная Индия, последняя, ​​которая раньше составляла часть кушанов, участвовали в культурных, а также политических сношениях в этот период, поскольку некоторые сасанидские обычаи распространились на кушанские территории. В частности, на кушанов повлияла сасанидская концепция царствования, которая распространилась через торговлю сасанидскими серебряными изделиями и тканями, изображающими императоров, охотящихся или отправляющих правосудие.

Этот культурный обмен, однако, не привел к распространению сасанидских религиозных обычаев или взглядов на кушанов. Культурные обмены более низкого уровня также имели место между Индией и Персией в этот период. Например, персы импортировали раннюю форму шахмат, чатуранга (среднеперсидский: чатранг ) из Индии. Взамен персы представили Индии нарды (Nēw-Ardašēr).

Во время правления Хосрау I многие книги были привезены из Индии и переведены на среднеперсидский. Некоторые из них позже нашли отражениев литературе исламского мира и арабской литературы. Ярким примером этого является перевод индийского Панчатантра одним из министров Хосрау, Борзуя. Этот перевод, известный как Kalīlag ud Dimnag, позже попал в арабскую литературу и Европу. Подробности легендарного путешествия Бурзо в Индию и его смелого приобретения Панчатантры подробно развивают книгу Фирдоуси Шахнаме, где говорится:

индийских книгах Борзуя растет на горе в той стране растение, которое, когда окропляет мертвых, оживляет их. Борзуя попросил Хосрау I разрешение поехать в Индию, чтобы получить растение. После бесплодных поисков его мертв к аскету, который открыл ему секрет растения: «растение» было словом, «горное» учение, а «горное» - невежественным. Он Борзуе о книге, лекарстве от невежества, под названием Калила, которая хранилась в сокровищнице. Король Индии разрешил Борзуе прочитать Калилу при условии, что он не будет копировать ее. Борзуя принял условие, но каждый день заучивал наизусть главу книги. Когда он возвращался в свою комнату, он записал то, что выучил наизусть в тот день, создавая таким образом копию книги, которую отправлял в Иран. В Иране Бозоргмехр перевел книгу на пехлеви и, по просьбе Борзуя, назвал первую главу в его честь.

Общество

Урбанизм и кочевничество

Дворец Таки Кисра в сасанидской столице Ктесифон. Город превратился в богатый торговый мегаполис. Возможно, это был самый густонаселенный город мира в 570–622 годах.

В отличие от парфянского общества, Сасаниды вновь сделали акцент на харизматическом и централизованном управлении. Согласно теории Сасанидов, идеальное общество должно поддерживать стабильность и справедливость, инструментом для этого был сильный монарх. Таким образом, сасаниды стремились стать городским империей, в которой они преуспели. В течение позднего сасанидского периода в Месопотамии была самая большая плотность населения в средневековом мире. Это можно приписать, среди прочего, сасанидцам, основавшим и заново основавшим ряд городов, о чем говорится в сохранившемся среднеперсидском тексте Шахрестаниха и Шраншахр (столицы провинций Ирана). Ардашир I сам построил и перестроил многие города, которые он назвал в честь себя, например Вех-Ардашир в Асористан, Ардашир-Хварра в Парс и Вахман-Ардашир в Мешан. В сасанидский период было основано много городов с названием «Иран-хварра». Это произошло потому, что сасаниды хотели возродить Авесту идеолог.

Многие из этих городов, как новые, так и старые, были населены не только коренными этническими группами, такими как иранцы или сирийцы, но и депортированными римскими военнопленными, такими как готы, славяне, латиняне и другие. Многие из этих заключенных были опытными рабочими, которые использовали для строительства таких объектов, как города, мосты и плотины. Это позволит сасанидам познакомиться с римскими технологиями. Влияние этих иностранцев на экономику было значительным, поскольку многие из них были христианами.

В отличие от количества информации об оседлых людях Сасанидской империи, там мало о кочевых / необжитых. Известно, что сасаниды называли их «курдами» и что они регулярно служили сасанидской армии, особенно кочевникам дайламитов и гилани. Такой способ обращения с кочевниками продолжался и в исламский период, когда служба дайламитов и гилани не ослабевала.

Шаханшах

Тарелка сасанидского царя, находящаяся в Азербайджанском музее в Иране.

Главой Сасанидской империи был шаханшах (царь царей), также известный как шах (царь). Его здоровье и благополучие были очень важны - соответственно, в ответ ему была применена фраза «Да будет ты бессмертна». Сасанидские монеты, появившиеся с VI века и представлены луну и солнце, что, по словам иранского историка Турадж Дарьяи, «предполагает, что царь был в центре мира и солнце и луна вращались вокруг него. По сути, он был «царем четырех сторон света», что было старой месопотамской идеей. Царь считал всех других правителей, таких как римляне, турки и китайцы, нижестоящими. Его. Царь носил красочную одежду, грим, тяжелую корону, а его борода была украшена золотом. Ранние сасанидские цари считали себя божественным происхождением; они называли себя «заливом» (божественным).

король вышел на публику, он был спрятан за занавеской, и перед ним стояли некоторые из его людей, чья обязанность заключалась в том, чтобы удерживать массу подальше от него и расчищать путь. простираться перед ним ниц, также известный как проскинезис. Царская гвардия была известна как пуштигб и. В других случаях короля защищала отдельная группа дворцовых стражей, известная как дариган. Обе эти группы были зачислены из королевских семей Сасанидской Империи и находились под командованием хазарбеда, который отвечал за безопасность короля, управляемал вход во дворец королей, представлял посетителей в король, и ему было разрешено военное командование или его использование в переговорщика. В некоторых случаях хазарбед также выполнял функции королевского палача. Во время Навруза (иранского нового года) и Михрагана (дня Михра ) король произносил речь.

Классовое разделение

Сасанидское общество было чрезвычайно сложным, с отдельными системами социальной организации, управлявшими множеством различных групп внутри империи. Историки считают, что общество состояло из четырех социальных классов :

  1. Асронан (священники)
  2. Артештаран (воины)
  3. Вастарёшан (простолюдины)
  4. Хутухшан (ремесленники)

В центре кастовой системы сасанидов шаханшах правил всей знати. Королевские князья, мелкие правители, крупные землевладельцы и священники вместе составляли привилегированный слой и назывались вузурган, или вельможами. Эта социальная система, по-видимому, была довольно жесткой.

Сасанидская кастовая система пережила империю и продолжалась в ранний исламский период.

Рабство

В целом массовое рабство было никогда не практиковалось иранцами, и во многих случаях положение и жизнь полурабов (военнопленных) были на самом деле лучше, чем у простолюдинов. В Персии термин «раб» также использовался обозначения должников, которым приходилось использовать часть своего времени для службы в храме огня.

. Самыми распространенными рабами в Сасанидской империи были домашние слуги, которые работали в частные усадьбы и храмы огня. Использование женщины-рабыни в доме было обычным делом, и ее хозяин имел полный контроль над ней и мог даже с ней детей, если бы захотел. Могут существовать модели, имеющиеся в наличии. Причинение вреда рабу считалось преступлением, и даже самому королю не разрешалось это делать.

Хозяину раба было разрешено освободить человека, когда он хотел, независимо от веры раба во что верили, считалось добрым делом. Раб также мог быть освобожден, если его / ее хозяин умер.

Культура

Образование

В столице была большая школа, называемая Великой школой. Вначале в Великую школу допускалось только 50 учеников. Менее чем за 100 лет в Великую школу поступило более 30 000 учеников.

Общество

На более низком уровне сасанидское общество разделилось на (свободных людей), которые ревностно охраняли свой статус потомков. древних арийских завоевателей и массы изначально неарийского крестьянства. Азатан составлял большую аристократию низшего звена администраторов, в основном живших в небольших поместьях. Азатан обеспечил конницу хребта сасанидской армии.

Искусство, наука и литература

Чаша с изображением Хосрова I в центре Голова лошади, позолоченное серебро, IV век, сасанидское искусство Сасанидская серебряная тарелка с изображением симурга. Мифическая птица использовалась в качестве королевской эмблемы в сасанидский период. Сасанидская серебряная тарелка, изображающая королевскую охоту на львов

Сасанидские цари были покровителями литературы и философии. Хосров имел труды Платона и Аристотеля, переведенные на пехлеви, преподавал в Гундишапуре и сам читал их. Во время его правления было составлено много исторических анналов, из которых единственным сохранившимся является Карнамак-и Артаксшир-и Папакан (Деяния Ардашира), смесь истории и романтики, которая послужила источником иранского национального эпос Шахнаме. Когда Юстиниан I закрыл школы в Афинах, семеро их профессоров отправились в Персию и нашли убежище при дворе Хосрова. В своем договоре 533 г. с Юстинианом сасанидский царь оговорил, что греческим мудрецам должно быть разрешено и освободиться от преследований.

При Хосрове I Академия Гундишапура, которая была основана в V веке, стала «величайшим интеллектуальным центром своего времени», привлекала студентов создание единого набора Avestan Тексты, которые он сам одобрил и санкционировал.

Влияние Картира

Картир, очень могущественный и влиятельный персидский священнослужитель, служил при нескольких сасанидских царях и активно выступал за установление зороастрийской ортодоксии, ориентированной на Парс, по всей стране. Империя Сасанидов. Его власть и влияние выросли настолько, что он стал единственным «простолюдином», которому позже разрешили вырезать наскальные надписи на своих камнях по-королевски (в Сар Мешхед, Накш-э Ростам, Кааба-йе Зартошт и Накш-э Раджаб ). При Шапуре I Картир стал «абсолютным авторитетом» над «орденом священников» при дворе Сасанидов и во всех регионах империи, что подразумевает, что все региональные зороастрийские священнослужители впервые подчиняться персидским зороастрийским клирикам Парса. В какой-то степени Картир был иконоборцем и взял на себя помощь в установлении многочисленных костров Бахрама по всему Ирану на месте «багинов / аязанов» (памятников и храмов, содержащих изображения и идолов культовых божеств), которые распространилась в парфянскую эпоху. Выражая свою доктринальную ортодоксальность, Картир также поощрял неясную зороастрийскую концепцию, известную как хведода среди простых людей (брак в семье; между братьями и сестрами, двоюродными братьями). На разных этапах своей долгой карьеры при дворе Картир также курировал периодические преследования незороастрийцев в Иране и добился казни пророка Мани во время правления Бахрама I. Во время правления Хормизда I (предшественника и брата Бахрама I) Картир был удостоен нового зороастрийского титула мобад - духовного титула, который считался более высоким, чем восточно-иранский (парфянский)

Реформы зороастрийского календаря при сасанидах

Персы давно знали о египетском календаре с 365 днями, разделенными на 12 месяцев. Однако в традиционном зороастрийском календаре 12 месяцев по 30 дней в каждом. Во время правления Ардашира I была предпринята попытка ввести более точный зороастрийский календарь на год, поэтому к нему были добавлены 5 дополнительных дней. Эти 5 дополнительных дней были названы таковыми и имели как практическое, так и религиозное значение. Однако их по-прежнему держали отдельно от «религиозного года», чтобы не нарушать давно соблюдаемые традиции старого зороастрийского календаря.

Некоторые трудности возникли с введением первой календарной реформы, в частности, продвижение важных зороастрийских праздников, таких как Хамаспат-маэдая и Навруз, проводимых год за годом. Эта путаница, по-видимому, вызвала у простых людей много страданий, и, хотя Сасаниды пытались добиться соблюдения этих великих праздников в новые официальные даты, большая часть населения продолжала отмечать их в более старые, традиционные даты и параллельные празднования Навруза. и другие зороастрийские торжества часто происходили в пределах нескольких дней друг от друга, вопреки новым официальным календарным датам, вызывая большую путаницу и трения между мирянами и правящим классом. Позднее Сасаниды пришли к компромиссу, объединив параллельные празднования как 6-дневное празднование / праздник. Это было сделано для всех, кроме Навруза.

Еще одна проблема возникла, поскольку Навруз сместился в течение этого периода с весеннего равноденствия на осень, хотя это несоответствие с исходной датой весеннего равноденствия для Навруза. возможно, произошло и в парфянский период.

Дальнейшие календарные реформы произошли в более позднюю эпоху Сасанидов. Со времен реформ при Ардашире I не было никаких вставок. Таким образом, из-за того, что каждый год теряется четверть дня, зороастрийский священный год медленно откатывается назад, и Навруз в конечном итоге завершился в июле. Поэтому был созван великий собор, и было решено вернуть Навруз в исходное положение, которое он занимал в период Ахеменидов - обратно в весну. Это изменение, вероятно, произошло во время правления Кавада I в начале VI века. В этот период, по-видимому, большое внимание уделялось важности весны и ее связи с воскресением и.

Три великих огня

Руины Адур Гушнасп, одни из трех основные зороастрийские храмы в Сасанидской империи

Отражая региональное соперничество и предвзятость, которые, как полагают, Сасаниды держали против своих парфянских предшественников, вероятно, именно в эпоху Сасанидов два великих пожара в Парс и Медиа - соответственно Адур Гушнасп - получили звание соперника и даже затмения священного огня в Парфии, Адур Бурзен-Мехр. Адур Бурзен-Мехр, связанный (в легенде) с Зороастром и Виштаспой (первым зороастрийским царем), был слишком святым для персидских магов, чтобы полностью прекратить его почитание.

Таким образом, именно в эпоху Сасанидов три великих огня зороастрийского мира получили особые ассоциации. Адур Фарнбаг в Парсе стал ассоциироваться с магами, Адур Гушнасп в Мидии с воинами, а Адур Бурзен-Мехр в Парфии с низшим сословием, земледельцами и пастухами.

Адур Гушнасп в конечном итоге стал, по обычаю, местом пешего паломничества недавно вступивших на престол Королей после их коронации. Вполне вероятно, что в эпоху Сасанидов эти три великих огня стали центральными местами паломничества зороастрийцев.

Иконоборчество и возвышение персидского языка над другими иранскими языками

Ранние Сасаниды правили против использование культовых изображений в богослужении, и поэтому статуи и идолы были удалены из многих храмов и, где это возможно, вместо них были установлены священные костры. Эта политика в некоторые периоды распространялась даже на «неиранские» регионы империи. Ормизд I якобы разрушил статуи, воздвигнутые мертвым в Армении. Однако были удалены только культовые статуи. Сасаниды продолжали использовать изображения для представления божеств зороастризма, включая изображение Ахура Мазды, в традиции, сложившейся в эпоху Селевкидов.

В ранний период Сасанидов царские надписи часто состояли из парфянского, среднеперсидского и греческого. Однако в последний раз парфянский язык использовался для царской надписи во время правления Нарсе, сына Шапура I. Поэтому вполне вероятно, что вскоре после этого Сасаниды приняли решение сделать персидский единственным официальным языком в Иране и запретили использование письменного парфянского языка. Это имело важные последствия для зороастризма, учитывая, что вся вторичная литература, включая Занд, была записана только на среднеперсидском, что оказало глубокое влияние на ориентацию зороастризма на влияние Парс регион, родина Сасанидов.

Развитие зороастрийской литературы и литургия сасанидов

Некоторые ученые зороастризма, такие как Мэри Бойс, имеют предположили, что возможно, что служба ясна была продлена в эпоху Сасанидов, «чтобы увеличить ее значимость». Похоже, что это было сделано путем присоединения гатического к церемонии хаома. Кроме того, считается, что была разработана еще одна более продолжительная служба, известная как Visperad, которая произошла от расширенной ясны. Он был разработан для празднования семи священных дней обязательства (Гахамбар плюс Навруз ) и был посвящен Ахура Мазде.

, в то время как самые ранние зороастрийцы избегали письма как форма демонической практики, среднеперсидский занд, наряду с большим количеством вторичной зороастрийской литературы, впервые был записан в письменной форме в эпоху Сасанидов. Многие из этих зороастрийских текстов были оригинальными произведениями периода Сасанидов. Возможно, самым важным из этих произведений был Бундахишн - мифическая зороастрийская история Сотворения мира. Другие более старые произведения, некоторые из глубокой древности, возможно, были переведены с разных иранских языков на среднеперсидский в этот период. Например, две работы, Драхт-и Асуриг (Ассирийское древо) и Аядгар-и Зареран (Подвиги Зартера), вероятно, были переведены с парфянских оригиналов.

Сасаниды разработали точный фонетический алфавит для записи священной Авесты

. Большое значение для зороастризма имело создание сасанидами авестийского алфавита, что позволило точно передать Авесты в письменной форме (в том числе на языке оригинала / фонологии) впервые. Алфавит был основан на пехлевийском алфавите, но вместо неадекватности этого письма для записи разговорной среднеперсидской речи, авестийский алфавит состоял из 46 букв и хорошо подходил для записи авестийского в письменная форма в том смысле, в котором язык фактически звучал и произносился. Таким образом, персидские маги, наконец, смогли записать все сохранившиеся древние авестийские тексты в письменной форме.

В результате этого развития Сасанидская Авеста была затем скомпилирована в 21 наск (подразделение), чтобы соответствовать 21 слову заклинания Ахунавар. Далее носы были разделены на три группы по семь штук. Первая группа содержала Гаты и все связанные с ними тексты, в то время как вторая группа содержала учебные работы. Последний раздел содержал трактаты наставлений для магов, такие как Вендидад, тексты законов и другие произведения, такие как yashts.

Важный литературный текст, Хвадай-Намаг (Книга царей) была написана в сасанидскую эпоху. Этот текст является основой более позднего Шахнаме из Фердоуси. Другой важный зороастрийский текст сасанидского периода включает Дадестан-э Меног-э Храд (Суждения Духа Мудрости).

Христианство

Христиане в Сасанидской Империи принадлежал в основном к несторианской церкви (церкви Востока) и якобитской церкви (сирийской православной церкви) ветвям христианства. Хотя эти церкви изначально поддерживали связи с христианскими церквями в Римской империи, они действительно сильно отличались от их. Одной из причин этого было то, что литургический язык несторианской и якобитской церквей был сирийским, а не греческим, языком римского христианства в первые века (и языком восточно-римского христианства в более поздние века). Другой причиной разделения восточного и западного христианства было сильное давление со стороны сасанидских властей с целью разорвать связи с Римом, поскольку Сасанидская империя часто находилась в состоянии войны с Римской империей.

Христианство было признано Йездигерд I в 409 году как допустимая вера в Сасанидской империи.

Главный разрыв с господствующим христианством произошел в 431 году из-за заявлений Первого Собора. Эфеса. Собор осудил Нестория, теолога киликийского / киликийского происхождения и патриарх Константинополя, за преподавание точки зрения христологии, в соответствии с которой он отказался назвать Мария, мать Иисуса, «Богородица » или Богородица. В то время как учение Эфесского собора было принято в Римской империи, сасанидская церковь не согласилась с осуждением учения Нестория. Когда Несторий был свергнут с поста патриарха, некоторые его последователи бежали в Сасанидскую империю. Персидские императоры использовали эту возможность, чтобы укрепить положение Нестория в сасанидской церкви (которая составляла подавляющее большинство христиан в преимущественно зороастрийской Персидской империи), устранив наиболее важных проримских священнослужителей в Персии и позаботившись о том, чтобы их места были заняты несторианцами. Это должно было гарантировать, что эти христиане будут верны Персидской империи, а не Римской.

Большинство христиан Сасанидской империи жили на западном краю империи, преимущественно в Месопотамии, но там были также важными сохранившимися общинами в более северных территориях, а именно Кавказской Албании, Лазике, Иберии и персидской части Армении. Другие важные общины можно было найти на острове Тилос (современный Бахрейн ), южном побережье Персидского залива и в районе Аравийского царство Лахм. Некоторые из этих областей были первыми, кто христианизировался; царство Армения стало первым независимым христианским государством в мире в 301 году. Хотя ряд ассирийских территорий почти полностью христианизировался еще раньше, в III веке, они так и не стали независимыми странами.

Другие религии

В ходе недавних раскопок были обнаружены буддийские, индуистские и еврейские религиозные места в империи. Буддизм и Индуизм были конкурентами зороастризма в Бактрии и Маргиане на крайних восточных территориях. Очень большая еврейская община процветала при Сасанидском правлении с процветающими центрами в Исфахане, Вавилоне и Хорасане, а также с собственным полуавтономным руководством экзилархата, базирующимся в Месопотамии. Еврейские общины лишь время от времени подвергались преследованиям. Они пользовались относительной свободой вероисповедания и получали привилегии, в которых отказывали другим религиозным меньшинствам. Шапур I (Шабур Малка на арамейском) был близким другом евреев. Его дружба с Шмуэлем принесла много преимуществ еврейской общине. Он даже предложил евреям в Сасанидской империи прекрасного белого нисейского коня на случай, если придет Мессия, который, как считалось, ездил верхом на осле или муле. У Шапура II, мать которого была еврейкой, была такая же дружба с вавилонским раввином по имени Рабба. Дружба Рабы с Шапуром II позволила ему добиться ослабления репрессивных законов, принятых против евреев в Персидской империи. Более того, в восточной части империи были активны различные буддийские культовые сооружения, особенно в Бамиане, поскольку буддизм постепенно становился более популярным в этом регионе.

Язык

Официальные языки

В ранний сасанидский период среднеперсидский вместе с греческим койне и парфянским появляется в надписях ранних сасанидских царей. Однако к тому времени, когда правил Нарсе (годы правления 293–302), греческий язык больше не использовался, возможно, из-за исчезновения греческого языка или попыток антиэллинского зороастрийского духовенства устранить его раз и навсегда. Вероятно, это было еще и потому, что греческий язык был обычным явлением среди римлян / византийцев, соперников сасанидов. Парфянский язык вскоре исчез и как административный язык, но на нем продолжали говорить и писать в восточной части Сасанидской империи, на родине парфян. Более того, многие парфянские аристократы, вступившие в сасанидскую службу после падения Парфянской империи, все еще говорили на парфянском языке, например, семь парфянских кланов, которые обладали большой властью в империи. Иногда один из членов кланов даже протестовал против правления Сасанидов.

Арамейский, как и в Империи Ахеменидов, еще на стадии Среднего Арамейского языка, широко использовался в Сасанидской Империи и обеспечивал письменами для Среднеперсидского и других языков. языков.

Региональные языки

Хотя среднеперсидский язык был родным языком сасанидов (которые, однако, не были изначально из Парса ), это был разговорный язык лишь меньшинства в огромной Сасанидской Империи; он составлял только большую часть Парса, в то время как он был широко распространен в Медии и его окрестностях. Однако в то время существовало несколько разных персидских диалектов. Помимо персидского, на неустановленном предшественнике адхари вместе с одним из его диалектов, тати, говорили в адурбадагане (Азербайджан). Неписаный Pre-Daylamite и, вероятно, Proto-Caspian, который позже стал Gilaki в Gilan и Mazandarani (также известный как Табари) в Табаристане, о них говорили в тех же регионах. Кроме того, в этих двух регионах говорили на некоторых других языках и диалектах.

На сасанидских территориях на Кавказе говорили на многих языках, включая древнегрузинский, различные картвельские языки (особенно в Лазике), среднеперсидском, древнеармянском, кавказском албанском, скифском, греческом койне и др.

В Хузестане говорили на нескольких языках; Персидский на севере и востоке, в то время как восточно-среднеарамейский говорили в остальной части места. Более того, на позднем неоэламском также могут говорить в провинции, но нет никаких ссылок, прямо указывающих на этот язык. В Мешане арамеи вместе с оседлыми арабами (известными как мезенские арабы) и кочевыми арабами образовали семитское население провинции вместе с набатейскими и пальмиренскими купцами. Иранцы также начали селиться в провинции вместе с Zutt, которые были депортированы из Индии. Другие индийские группы, такие как малайцы, также могли быть депортированы в Мешан в качестве пленников или нанятых моряков. В Асористане большинство людей были несторианскими христианами, говорящими на арамейском языке, в том числе среднесирийскими, в то время как персы, евреи и арабы составляли меньшинство в провинции.

Из-за вторжений скифов и их подгруппы, аланов, в Азербайджан, Армению и другие места на Кавказе, эти места приобрели большую, хотя и небольшое, иранское население. На парфянском языке говорили в Хорасане вместе с другими иранскими диалектами и языками, тогда как на согдийском, бактрийском и хорезмийском языках говорили дальше на восток в места, которые не всегда контролировались сасанидами. Южнее в Сакастане, который видел приток скифов в парфянский период, намного позже место систанских персов, неизвестного Среднего На юго-западном иранском языке говорили, хотя, вероятно, он тоже не был среднеперсидским. Кирман был населен иранской группой, которая очень напоминала персов, в то время как восточнее в Паратан, Туран и Макран, не -Иранские языки и неизвестный иранский язык Среднего Северо-Запада. В крупных городах, таких как Гундешапур и Ктесифон, латынь, греческий и сирийский языки говорили римские / византийские военнопленные. Кроме того, славянский и германский также использовались в Сасанидской империи, опять же из-за захвата римских солдат, но это, должно быть, было незначительным. Семитские языки, включая химьяритский и сабейский, использовались в Йемене.

Наследие и важность

Влияние Сасанидской империи продолжалось еще долго после ее падения. Империя, под руководством нескольких способных императоров до ее падения, достигла персидского возрождения, который стал движущей силой цивилизации недавно установленной религии Ислам. В современном Иране и регионах ираносферы сасанидский период считается одной из вершин иранской цивилизации.

В Европе

Сасанидская крепость в Дербенте, Россия (Каспийские ворота )

Сасанидская культура и военная структура оказали значительное влияние на римскую цивилизацию. Структура и характер римской армии был затронут методами персидской войны. В измененной форме римское имперское самодержавие имитировало королевские церемонии сасанидского двора в Ктесифоне, а те, в свою очередь, оказали влияние на церемониальные традиции дворов средневековой и современной Европы.Происхождение формальностей европейской дипломатии приписывается дипломатическим отношениям между персидские правительства и Римская империя.

В еврейской истории

Важные события в еврейской истории связаны с Сасанидской империей. Вавилонский Талмуд был составлен между третьим и шестым веками в Сасанидской Персии, а главные еврейские академии образования были созданы в суре, что стало краеугольным камнем еврейской учености. Некоторые члены императорской семьи, такие как Ифра Хормизд, королева-мать Шапура II и королева Шушандухт, еврейская жена Йездигерда I, внесли значительный вклад в тесные отношения между евреями империи и правительством в Ктесифоне..

В Индии

"Парсы Бомбея " гравюра на дереве, ок. 1873

Крах Сасанидской империи привел к тому, что ислам постепенно вытеснил зороастризм в качестве основной религии Ирана. Большое количество зороастрийцев решили эмигрировать, чтобы избежать исламских преследований. Согласно Кисса-и Санджану, одна группа этих беженцев высадилась на территории, которая сейчас Гуджарат, Индия, где им была предоставлена ​​большая свобода соблюдать свои старые обычаи и сохранять свою веру.. Потомки этих зороастрийцев сыграли небольшую, но важную роль в развитии Индии. Сегодня в Индии более 70 000 зороастрийцев.

Зороастрийцы до сих пор используют вариант религиозного календаря, установленный при сасанидах. В этом календаре, как и в 632 году, по-прежнему указывается количество лет, прошедших с момента вступления на престол Йездигерда III. (См. Также: зороастрийский календарь )

Хронология

См. Также

  • flag Иранский портал

Примечания

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Сасанидской империей.
Последняя правка сделана 2021-06-07 03:14:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте