сардинский национализм или также сардизм (Сардизм в Сардинии, Сардизм в Итальянский ) - социальное, культурное и политическое движение в Сардинии, призывающее к самоопределению сардинского народа в контексте национального деволюция, дальнейшая автономия в Италии или даже прямая независимость от последней. Он также способствует защите окружающей среды острова и сохранению его культурного наследия.
. Несмотря на то, что остров периодически характеризовался волнами этнонационалистических протестов против Рим, сардинское движение берет свое начало в левом политическом спектре; регионализм и попытки сардинского самоопределения исторически противодействовали ориентированный на Рим итальянский национализм и фашизм (который в конечном итоге сумел сдержать автономистские и сепаратистские тенденции). За прошедшие годы появилось много сардистских партий с разным идеологическим происхождением (даже справа и в центре), причем все они были в меньшинстве, а некоторые из них образовали правительственные коалиции переменной геометрии с итальянскими партиями в масштабах штата. Например, то же самое произошло и на региональных выборах на Сардинии в 2014 году, где совокупный результат всех националистических партий составил 26% голосов.
В 1720 году Королевство Сардиния окончательно уступило Испания в Савойский дом после плюрисекулярного периода испанского правления и недолгого завоевания в соответствии с Лондонским договором, который последовала Война за испанское наследство. Савойские короли, которые были вынуждены принять этот остров вместо более населенного и прибыльного Сицилии, были недовольны обменом до такой степени, что заставили их захотеть избавиться от того, чем Кавур позже назвал "третьей Ирландией ", согласно Мадзини, который осудил часть заговора, неоднократно пытаясь продать его либо Австрии, либо Франция. Долгое время Сардиния управлялась так же, как и во времена Испании, с ее собственным парламентом и правительством, состоящими исключительно из людей с материка. Единственным исключением была серия революционных взрывов (известных под общим названием «Сардинская вечерня») против местной пьемонтской знати в 1794 году, которые позже возглавил Джованни Мария Ангиой, которые закончились только в первые годы 19 века, но безуспешно и в конечном итоге были подавлены.
В 1847 году часть сардинской элиты из Кальяри и Сассари, возглавляемый профсоюзным деятелем Джованни Сиотто Пинтор, потребовал так называемого Perfect Fusion, чтобы Сардиния могла провести либеральные реформы, недоступные для острова из-за его отдельной правовой система, и что «культура и цивилизация материковой части Италии будут перенесены без каких-либо ограничений и препятствий на Сардинию»; некоторые сардинские депутаты в меньшинстве, такие как Федерико Фену, Джорджио Аспрони и Джованни Баттиста Тувери, выразили решительный протест против политики Савойи и предостерегли от последствий, с которыми может столкнуться Сардиния. В конце концов, король Карл Альберт согласился на просьбу Турина ; Поступая так, он распустил оставшиеся политические органы, которые могли в какой-то мере контролировать решения короля по острову. Более того, более поздние шаги по расширению полуострова со стороны Савойя, начиная с Первой итальянской войны за независимость, еще больше усугубили политическую и культурную маргинализацию острова по отношению к материку: Сардиния в конечном итоге стала равной менее значительный заморский департамент Савойских владений, центр власти которых всегда находился на итальянском полуострове. Этот эпизод заставил бы большинство сардинских профсоюзов, включая самого Пинтора, сожалеть о том, что сделал это предложение (Errammo tutti, «мы все сделали ошибку»), и с этого момента поднимет «сардинский вопрос» (questione sarda). Широкий термин, используемый для обозначения широкого круга вопросов, касающихся сложных взаимоотношений между Сардинией и материком. В 1848 году интеллектуалы Сардинии заговорили о «колониализме» на Сардинии. Савойские короли продолжили расширять свои владения посредством Объединения Италии : Сардиния, которая с самого начала уже была частью Пьемонтского королевства, автоматически присоединилась к новому государству, которое изменило свое название на Королевство Италия в 1861 году.
Сардизм, который долгое время ограничивался интеллигенцией острова, впервые дебютировал в политике по случаю обретения Ирландии независимости ( 1921) с теориями Луссу и Сардинской партией действия или PSd'Az (одна из старейших партий в Европе, выступающих за региональное самоопределение), который получил 36% голосов избирателей на региональных выборах 1921 года. Таким образом, сардинский национализм зарекомендовал себя как самое важное массовое движение на Сардинии, а Псд'Аз - политическая сила, которую Бенито Муссолини в конце концов запретил в 1926 году; тогда явные сардисты были бы вынуждены скрываться, и некоторые из них участвовали в основных европейских фронтах антифашизма (например, Эмилио Луссу, Дино Джакоббе и Джузеппе Зуддас в Гражданская война в Испании ), в то время как другие решили присоединиться к Фашистской партии, надеясь, что, присоединившись к режиму, Сардиния получит взамен автономию (требование, которое немедленно отвергается) или хотя бы некоторое внимание с материка (который они в конечном итоге получили за счет умеренного финансирования, сосредоточенного в Кальяри для местной инфраструктуры). В целом сельская Сардиния не проявляла особого интереса к фашистскому государству, не говоря уже о согласии, в то время как буржуазные слои городских поселений были одними из самых стойких сторонников режима на острове. После Второй мировой войны Псд'Аз, уже ослабленные потерей многих своих ключевых членов во время конфликта, впервые испытали раскол между умеренным и гораздо более радикальным крылом во главе с Себастьяно. Пириси, которая превратилась в другую партию (Lega Sarda, «Сардинская лига»), но в конечном итоге добилась плохих результатов на всеобщих выборах в Италии в 1946 году.
Возвращение демократии совпало с возвращением ранее подавленных автономистов и сепаратистов. претензии. Региональная палата для разработки Статута была создана 9 апреля 1945 года, но не работала до 26 апреля 1946 года из-за медленного темпа переговоров на каждом этапе переговоров. Луссу и Партия действия Сардинии фактически отстаивали решение, которое рассматривало остров как государство, ассоциированное с федеральной страной, а не ассимилированное, как обычный итальянский регион в рамках унитарной структуры, но такие требования были удовлетворены сильная оппозиция со стороны итальянских партий штата: Христианская демократия (DC), вокруг которой тогда было собрано большинство знати острова, фактически поддерживала общую региональную структуру с некоторой деволюцией, ориентированную на приспособление для центральных правительство в Риме; Либеральная партия (PLI) выступала за ту небольшую автономию, которая необходима для выполнения только административных функций, без возможности создавать какие-либо региональные законы; Коммунистическая партия (ПКП), которая закрыла Коммунистическую партию Сардинии двумя годами ранее, была враждебна идее предоставления Сардинии какой-либо автономии, итальянские коммунисты считали это реакционный инструмент, стоявший на пути преобразования к единому итальянскому коммунистическому обществу; правые партии и Фронт простого человека также были против идеи автономии Сардинии из-за итальянского национализма. В конце концов, преобладающей была линия, поддерживаемая DC, который, заявляя о своей готовности избежать «серьезных институциональных конфликтов», отказался от федеральной гипотезы в пользу бинарной системы управления, согласованной между регионом и центральным государством. Хотя некоторые важные авторы в области сардинских исследований рассматривают предоставленный Статут как определенное признание Италией особого исторического, географического, социального, этнического и языкового статуса, «сардинская особенность» как критерий политической автономии в конечном итоге была указана просто по причине нескольких социально-экономических проблем, лишенных каких-либо вышеупомянутых соображений. Поскольку время поджимало, Сардинский региональный статут был в конечном итоге написан Учредительным собранием в Риме, после чего был проведен быстрый обзор каждого раздела без дальнейших дискуссий. В окончательной версии появилось несколько уникальных статей, в которых упоминались финансируемые государством планы (называемые итальянским piani di rinascita «планы возрождения») по развитию тяжелой промышленности на острове.
Прошло сто лет со времени Идеального слияния, когда Сардиния стала автономной областью Италии. Однако Статут, на котором фактически основывалась автономия, не оправдал ожиданий многих сардистов. При просмотре проекта Статута Луссу лаконично заметил, что «эта автономия с таким же успехом могла бы вписаться в семью федерализма, как кошка в семью льва». Юрист Гонарио Пинна зашел так далеко, что заявил, что «форма автономии, обнародованная в настоящее время, далека от того, чтобы обеспечить острову серьезную и органичную способность к самоуправлению, а, скорее, ущемляет его основополагающие принципы и приведет к резким разочарованиям, когда бы они ни были переведены на практика ». В июле Псд'Аз пережил еще один серьезный раскол, когда Луссу ушел и основал недолговечную Сардинскую партию социалистического действия.
Сардистское движение испытало новую волну поддержки в конце 60-х, когда сардинские общество начало осознавать, что его культурное наследие постепенно исчезает; Растущее неравенство также было вызвано двойной экономической структурой, когда рабочая сила и ресурсы были перемещены в сектор, ориентированный на нефтехимическую промышленность (особенно поддерживаемую PCI) и итальянскую, Военные объекты НАТО и США. К 70-м годам сардистские утверждения были широко распространены при поддержке многих возникающих массовых организаций ; они варьировались от поддержки Партии действия Сардинии до резко критических взглядов на нее, а также были идеологически разнообразными: например, католический Unione Democratiga pro s'Indipendentzia de sa Sardigna («Демократический союз за независимость Сардинии») и социалистическая Лига de Unidade Nazionale pro s'Indipendentzia de sa Sardigna e su Socialismu («Лига национального союза за независимость и социализм Сардинии»), конкурирующие друг с другом на основе своих убеждений, были основаны в 1967 году. Некоторые культурные круги, такие как Città-Campagna и Су Популу Сарду, также привлекшие боевиков из внепарламентских групп, базировавшихся на острове, и видели, как многие студенты сардинских университетов присоединились к ним. Молодежные крылья в городе Оргозоло особенно активно выступали против отчуждения земли и милитаризация пастбищ. В 1978 году Карло Сечи и Рафаэль Кариа основали движение Sardenya y Llibertat («Сардиния и свобода») в городе Альгеро.
Псд'Аз снова вернулись в 1980-е. На региональных выборах 1984 партия достигла пика в 30% в Кальяри и более 20% в Сассари и Ористано, набрав в целом 13,8%. голосов: таким образом, благодаря своей ключевой роли во вновь избранном Региональном совете, сардист Марио Мелис был президентом Сардинии с 1984 по 1989 год, когда ему удалось получить 12,5 голосов. % голосов. С тех пор этот результат еще не был повторен Партией действия Сардинии, не говоря уже о каких-либо отколовшихся от нее группах.
На самом деле сардинское националистическое движение в настоящее время довольно разрознено и лишено единства: оно состоит в основном из нескольких местных и разрозненных низовых организаций по всему острову, которые не имеют четкого центрального политического органа, и, кроме того, различные националистические подгруппы часто расходятся во мнениях по многим ключевым вопросам. Сардинские националисты обращаются к ряду вопросов, таких как экологический ущерб, причиненный вооруженными силами (на самом деле, 60% таких баз в Италии расположены на острове), финансовая и экономическая эксплуатация островов ресурсов итальянского государства и промышленников на материке, отсутствие какого-либо политического представительства как в Италии, так и в Европейском парламенте (из-за несбалансированного избирательного округа, который сохраняется и по сей день, Сардиния не имела собственного депутата Европарламента с 1994 г.), ядерной энергии и отходов (референдум по которому был предложен сардистской партией, проводился в 2011 г.) и продолжающийся процесс депопуляции и итальянизации, который разрушит культуру коренных народов Сардинии.
Сардинский национализм - это мирное движение, которое не выступает за насильственную революцию, предлагая вместо этого достичь своих целей в рамках либеральных демократических. Однако, как исключение из правил, в прошлом были некоторые проблемы, строго связанные с сепаратистскими тенденциями, из которых, по сути, стоит упомянуть три. Во-первых, действия, запланированные в 1968 г. Джангиакомо Фельтринелли с целью превратить остров в Кубу Средиземноморья и «освободить его от колониализма», установив контакты с несколькими местными националистическими группами; в конце концов, попытка известного коммунистического мыслителя укрепить воинствующие линии, выступающие за независимость, разделенные на социалистический Национальный фронт освобождения Сардиньи (FNLS) и правый Movimentu Nazionalista Sardu (MNS) был аннулирован итальянской секретной военной разведкой. Во-вторых, в 1980-х годах возник вопрос о так называемом «сепаратистском заговоре», секретном плане, очевидно разработанном некоторыми местными активистами для достижения независимости острова в сотрудничестве с Каддафи Ливия ; согласно некоторым реконструкциям фактов, предполагаемый сардинский сепаратистский заговор мог быть происком итальянских спецслужб, стремящихся дискредитировать растущую националистическую волну на острове. Были также группы сепаратистских боевиков, такие как Movimento Armato Sardo (Сардинское вооруженное движение ), заявлявшие об убийствах и нескольких похищениях. Наконец, следует упомянуть случай ряда взрывов, наиболее заметным из которых был взрыв в 2004 г. против Сильвио Берлускони во время его визита в Порто Ротондо (Ольбия ) с Тони Блэр ; ответственность, очевидно, взяли на себя некоторые неизвестные группы анархо-сепаратистских боевиков, присутствие которых больше никогда не будет видно.
В 2012 году голосование в Сардинском Собрании по принятию законопроекта о референдуме о независимости провалилось одним голосом.
В 2017 году участник кампании за независимость Сардинии по имени Сальваторе (Доддор на Сардинии) Мелони умер после двухмесячной голодовки и жажды, находясь в заключении в Ута.
В 70-е годы около 38% населения Сардинии положительно относилось к независимости. В 1984 году другой опрос, проведенный второй по популярности сардинской газетой La Nuova Sardegna, также сообщил о недовольстве итальянским центральным правительством на Сардинии, при этом мнения регионалистов разделились по всему спектру, от призывов к большей автономии в Италии. к полной независимости от Италии. Согласно опросу 2012 года, проведенному совместными усилиями Университета Кальяри и университета Эдинбурга, 41% сардинцев высказались бы за независимость (с 10% выбирают его как из Италии, так и из Европейского Союза, и 31% - только из Италии, при этом Сардиния остается в ЕС), в то время как еще 46% предпочли бы иметь большую автономию в Италии и ЕС, включая фискальную власть; 12% людей были бы довольны тем, чтобы оставаться частью Италии и ЕС с Региональным советом без каких-либо финансовых полномочий, а 1% в Италии и ЕС без Регионального совета и финансовых полномочий.
Кроме того, то же самое. опрос сообщил о вопросе Морено, который дал следующие результаты: (1) сардинский, а не итальянский, 26%; (2) больше сардинского, чем итальянского, 37%; (3) в равной степени сардинский и итальянский - 31%; (4) больше итальянцев, чем сардинцев, на 5%; (5) итальянский, а не сардинский - 1%. Опрос 2017 года, проведенный Институтом Иксе, показал, что 51% опрошенных идентифицировали себя как сардинец (в отличие от среднего итальянского 15%, определяющего регион происхождения), а не итальянца (19%), европейца (11%) и / или или гражданин мира (19%).
Все эти числовые данные были раскрыты такими исследователями, как Карло Пала, политолог из Университета Сассари. Даже другие опросы, опубликованные профессиональными организациями для изучения общественного мнения, в той или иной степени способствуют подтверждению этих выводов и их точности.
Однако эта поддержка до сих пор не приводила к успеху на выборах для провозглашения суверенитета Сардинские силы и энергичные политические действия. Фактически, это сильное чувство региональной идентичности, похоже, вообще не приносит пользы ни одной региональной партии, поскольку оно также сочетается с отсутствием политического участия и общим недоверием к институтам и партиям, в том числе тем, которые делают упор на Сардинская идентичность; более того, у националистического движения есть хорошо задокументированная история фракционирования: все попытки объединить националистические подгруппы до сих пор терпели неудачу; Таким образом, сардистское движение все еще страдает от того, что оно сильно фрагментировано на большое количество политических подгрупп, продвигающих различную политику. Все сардистские партии, вместе взятые, обычно набирают около 10-20% голосов на региональных выборах, и ни одной из них не удается выступить в качестве серьезного конкурента партиям в масштабе штата. Такое несоответствие между общественными взглядами и политической капитализацией некоторые ученые, например Пала, называют «неорганической связью региональных акторов» (connessione Disganica degli attori Regionalisti).
В отличие от других европейских регионов с националистическими тенденциями, даже местные отделения партий в масштабе штата включили регионалистские элементы в свою политическую повестку дня, тем самым подрывая некогда характерные сардистские требования: следует отметить, например, конституционный закон Франческо Коссига n. 352, чтобы реформировать Статут Сардинии, который в конечном итоге был отклонен итальянским парламентом и направлен на признание острова в качестве отдельной нации в составе Италии и на предоставление ему права на самоопределение. Националистические партии разрозненно отреагировали на долгосрочную стратегию приспособления, продвигаемую общегосударственными партиями: некоторые отказались объединиться, в то время как другие пытались работать с проитальянскими партиями в качестве партнеров по коалиции в надежде оказать дальнейшее давление изнутри. способствовать усилению деволюции; Любой выбор был встречен сардинским электоратом с неуверенностью, что привело к тому, что различные сардистские партии стали играть второстепенную роль в политике Сардинии.
В региональных выборах 2014 года, например, более дюжины сардистских партий разной коннотации приняли участие в электоральной конкуренции, но опять же из-за их количества и политической раздробленности они не удалось выиграть столько мест, сколько предполагалось изначально, некоторые думают даже из-за тактической ошибки списка, спонсируемого ProgReS, который затем возглавляла писательница Микела Мурджа. Несмотря на совокупный результат, когда все националистические партии составили около 26%, по оценке La Nuova Sardegna (снижение до 18% для сил, выступающих за независимость), они получили только восемь мест в региональном совете Сардинии.
В феврале 2019 года на региональных выборах был избран секретарем сепаратистской Партии действия Сардинии на пост президента автономной области с 47,82% голосов.
Вот краткое изложение результатов региональных партий, участвовавших в региональных выборах и продвигающих различные позиции, от повышения автономии до независимости:
Партия | Голосов | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действия | 60,525 | 10,4% | 7 |
Сардинская партия социалистического действия | 38,081 | 6,6% | 3 |
ИТОГО: | 98,606 | 17% | 10 |
Партия | Голосов | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Sardinian Action Party | 43,215 | 7% | 4 |
ИТОГО: | 43,215 | 7% | 4 |
Партия | Голоса | Процент | Мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 40 214 | 6% | 5 |
ИТОГО: | 40,214 | 6% | 5 |
Партия | Голоса | Процент | Сиденья |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 50,039 | 7,2% | 5 |
ИТОГО: | 50,039 | 7,2% | 5 |
Партия | Голосов | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 44,621 | 6,4% | 5 |
ИТОГО: | 44,621 | 6,4% | 5 |
Партия | голосов | Процент | Места |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 32,395 | 4,4% | 3 |
Автономистская сардистская партия | 22,187 | 3% | 1 |
ИТОГО: | 54,582 | 7,4% | 4 |
Партия | Голоса | Процент | мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 24,780 | 3,1% | 1 |
ИТОГО: | 24,780 | 3,1% | 1 |
Партия | Голоса | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Sardinian Action Party | 30 238 | 3,3% | 3 |
ИТОГО: | 30 238 | 3,3% | 3 |
Партия | Голосов | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Партия действия Сардинии | 136,720 | 13,8% | 12 |
ИТОГО: | 136,720 | 13,8% | 12 |
Партия | Голосов | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 127,765 | 12,5% | 10 |
ИТОГО: | 127,765 | 12,5% | 10 |
Партия | Голоса | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 47000 | 5,1% | 4 |
Нация Сардинии | 25749 | 2,8% | 0 |
ИТОГО: | 72,749 | 7,9% | 4 |
Совокупный результат сардистских кандидатов в президенты: 82 645 (9,5%) |
Партия | Голосов | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 38,422 | 4,5% | 3 |
Сардинские реформаторы | 38,259 | 4,4% | 3 |
Демократический союз Сардинии | 35,177 | 4,1% | 3 |
Нация Сардинии | 15,283 | 1,8 | 0 |
ИТОГО: | 127 141 | 14,8% | 9 |
Совокупный результат сардистских кандидатов в президенты: 158 131 (20,4%) |
Партия | Голосов | Perc entage | Seats |
---|---|---|---|
Проект Сардинии | 66,690 | 7,8% | 7 |
Сардинские реформаторы | 50,953 | 6,0% | 4 |
Fortza Paris | 39,086 | 4,6% | 3 |
Партия действия Сардинии | 32,859 | 3,9% | 2 |
Демократический союз Сардинии | 33,302 | 3,9% | 2 |
Независимая Республика Сардиния | 5672 | 0,7% | 0 |
Нация Сардинии | 3249 | 0,4% | 0 |
ИТОГО: | 231 811 | 27,3% | 18 |
Совокупный результат сардистских кандидатов в президенты: 90 818 (9,31%) |
Партия | Голосов | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Сардинские реформаторы | 56,056 | 6,78% | 5 |
Сардинская партия действий | 35 428 | 4,29% | 4 |
Демократический союз Сардинии | 28 928 | 3,50% | 2 |
Ред-мавз | 21 034 | 2,54% | 1 |
Fortza Paris | 18,500 | 2,24% | 1 |
Независимая Республика Сардиния | 17,141 | 2,07% | 0 |
Нация Сардинии | 3,695 | 0,44% | 0 |
ИТОГО: | 180,782 | 21,9% | 13 |
Совокупный результат сардистских кандидатов в президенты: 34,956 ( 3,61%) |
Партия | Голоса | Процент | Количество мест |
---|---|---|---|
Сардинские реформаторы | 41060 | 6,02% | 3 |
Партия действия Сардинии | 31,886 | 4,67% | 2 |
Юнидо | 19,356 | 2,83% | 0 |
Проект Республика Сардиния | 18,845 | 2,76% | 0 |
Партия сардинцев | 18,178 | 2,66% | 2 |
Red Moors | 17,980 | 2,63% | 2 |
Демократический союз Сардинии | 17,728 | 2,60% | 1 |
Род | 15,271 | 2,24% | 0 |
Comunidades | 12 074 | 1,77% | 0 |
Движение свободной зоны Сардинии | 11,150 | 1,63% | 1 |
Независимая Республика Сардиния | 5,599 | 0,82% | 1 |
Движение в свободной зоне | 5,079 | 0,74% | 0 |
Fortza Paris | 5,018 | 0,73% | 0 |
База Сардиния | 4,897 | 0,71% | 1 |
Объединенный фронт независимости | 4,772 | 0,70% | 0 |
Суверенитет | 1,231 | 0,18% | 0 |
ИТОГО: | 230,124 | 33,69% | 13 |
Совокупный результат сардистских кандидатов в президенты: 131928 (17,87%) |
Партия | Голосов | Процент | Мест |
---|---|---|---|
Сардинская партия действий | 69,892 | 9,9% | 6 |
Сардинские реформаторы | 35,521 | 5,03% | 3 |
Партия сардинцев | 26,084 | 3,7% | 0 |
Мы, Сардиния | 19867 | 2,81% | 2 |
Свободные сардинцы | 15,125 | 2,14% | 0 |
Самоопределение | 13,448 | 1,90% | 0 |
Fortza Paris | 11,552 | 1,63% | 1 |
Демократический союз Сардинии | 7,798 | 1,77% | 1 |
ИТОГО: | 199,287 | 28,23% | 13 |
Совокупный результат сардистских кандидатов в президенты: 419 970 (55,29%) |