Река Сарасвати

редактировать
Древняя река на Индийском субконтиненте

Река Гильменд, известная в древнеиранском Авесте как Хараксати и Некоторые называют Хараваити древней рекой Сарасвати.

Река Сарасвати (IAST : sárasvatī nadī́) - одна из рек, упоминаемых в Ригведа и позже Ведические и постведические тексты. Она играет важную роль в ведической религии, появляясь во всех, кроме четвертой книги Ригведы.

. Богиня Сарасвати изначально была олицетворением этой реки, но позже развил независимую личность. индусы также считают, что Сарасвати существует в метафизической форме, в которой она образовала слияние со священными реками Ганг и Ямуна, в Тривени Сангам. Согласно Майклу Витцелю, на ведической реке Сарасвати находится небесная река Млечный Путь, которая рассматривается как «дорога к бессмертию и небесной загробной жизни».

Ригведический, а затем ведический. тексты использовались, чтобы предложить идентификацию с современными реками или древними руслами рек. Гимн Надистути в Ригведе (10.75) упоминает Сарасвати между Ямуной на востоке и Сатледж на западе. Более поздние ведические тексты, такие как Тандья и Джайминия Брахманы, а также Махабхарата, упоминают, что Сарасвати высохла в пустыне.

С конца 19 века ученые идентифицировали ведическую реку Сарасвати как систему реки Гаггар-Хакра, которая протекает через северо-западную Индию и восточную Пакистан, между Ямуной и Сатледжем. Спутниковые снимки указывают на более значительную реку, некогда следовавшую по течению современной реки Гаггар. Ученые заметили, что основные стоянки цивилизации долины Инда в Калибангане (Раджастхан ), Банавали и Ракхигархи (Харьяна ), Дхолавира и Лотал (Гуджарат ) также лежали вдоль этого пути.

Однако идентификация ведических текстов Сарасвати с системой Гхаггар-Хакра проблематична, поскольку Сарасвати не только отдельно упоминается в Ригведе, но описывается как высохшая ко времени составления более поздних Вед и индуистских эпосов. По словам Аннетт Уилке, Сарасвати превратилась в «маленькую жалкую струйку в пустыне» к тому времени, когда ведические люди мигрировали в северо-западную Индию. По словам Шаффера, причиной преобладания Сарасвати в Ригведе является поздний Хараппан (1900-1300 гг. До н.э.) смещение населения на восток в Харьяна.

Недавние геофизические исследования. Исследования показывают, что система Гаггар-Хакра была системой рек, питаемых муссонами, и что цивилизация долины Инда, возможно, пришла в упадок в результате климатических изменений, когда количество дождей, питавших реки, примерно в то время уменьшилось. цивилизация исчезла около 4000 лет назад.

«Сарасвати» также можно отождествить с рекой Гильменд или Хараксвати на юге Афганистана, название которой, возможно, использовалось повторно в санскритской форме как название реки Гаггар-Хакра после того, как ведические племена переселились в Пенджаб. Сарасвати из Ригведы может также относиться к двум разным рекам: семейные книги относятся к реке Гильменд, а более поздняя 10-я мандала относится к Гаггар-Хакре.

Отождествление с системой Гхаггар-Хакра приобрело новое значение в начале 21 века, причем некоторые предполагают более раннюю датировку Ригведы; переименование цивилизации долины Инда в «культуру Сарасвати», «цивилизацию Сарасвати», «цивилизацию Инда-Сарасвати» или «цивилизацию Синдху-Сарасвати», предполагая, что долина Инда и ведические культуры могут быть приравнивается; и отвергая теорию индоарийских миграций, которая постулирует миграцию в 1500 г. до н.э. Это предполагаемое уравнение несовместимо с лингвистическими и археологическими данными, которые демонстрируют разительные различия между двумя культурами.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Значение в индуизме
    • 2.1 Ригведа
      • 2.1.1 Похвала
      • 2.1.2 Как богиня
    • 2.2 Другие ведические тексты
    • 2.3 Постведические тексты
      • 2.3.1 Махабхарата
      • 2.3.2 Пураны
      • 2.3.3 Смрити
    • 2.4 Современное мифологическое значение
  • 3 Теории идентификации
    • 3.1 Речной ведический курс
    • 3.2 Река Гаггар-Хакра
      • 3.2.1 Идентификация с Сарасвати
      • 3.2.2 Тектоника
      • 3.2.3 Возражения
    • 3.3 Гильменд река
    • 3.4 Современное политико-религиозное значение
      • 3.4.1 Высыхание и датировка Вед
      • 3.4.2 Отождествление с цивилизацией долины Инда
      • 3.4.3 Возрождение
    • 3.5 Критика
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Сарасвати - это форма именительного падежа женского рода единственного числа от слова прилагательное сарасват (которое встречается в в Ригведе как имя хранителя небесных вод ), происходящего от «сараса» + «чан», что означает «обладать». Сарас, в свою очередь, представляет собой соединение «са», приставки, означающей «с», плюс «раса», сок, или сок, или вода, и определяется в первую очередь как «что-либо текущее или жидкое» в соответствии с Словарь Монье-Вильямса. Майрхофер считает маловероятным связь с корнем * sar- «бегать, течь».

Сарасвати может быть родственником авестийского Хараксати, возможно, первоначально относящегося к Арледви Сура Анахита (современный Ардвисур Анахид), зороастрийская мифологическая мировая река, которая указывает на распространенный индоиранский миф о космической или мистической реке Сарас-ват-и. В младшей Авесте Хараксати - это Арахосия, регион, описанный как богатый реками, и его древнеперсидский родственный Хараувати, который дал название нынешнему Харуту Река в Афганистане, возможно, относилась ко всему водосборному бассейну Гильменда (центр Арахозии).

Важность в индуизме

Река Сарасвати почиталась и считалась важной для индусов, потому что говорят, что она находилась на берегах этой реки вместе с ее притоком Дришадвати, в Ведическое состояние Брахмаварты, что ведический санскрит имеет свое происхождение, и важные ведические писания, такие как начальная часть Ригведы и несколько Упанишад, предположительно были составлены Ведические провидцы. В «Манусмрити» Брахмаварта изображается как «чистый» центр ведической культуры. Бриджит и Рэймонд Оллчин в книге «Расцвет цивилизации в Индии и Пакистане» придерживаются точки зрения, что «самая ранняя родина арийцев в Индии и Пакистане (Арьяварта или Брахмаварта) находилась в Пенджабе и в долинах Сарасвати и Дришадвати реки во времена Ригведы ».

Ригведа

Карта северной Индии в поздний ведический период

Река Сарасвати упоминается во всех, кроме четвертой книги Ригведы. Наиболее важные гимны, связанные с Сарасвати, - это RV 6.61, RV 7.95 и RV 7.96. Макдонелл и Кейт представили исчерпывающий обзор ведических ссылок на реку Сарасвати в своем Ведическом указателе.

Хвала

  • Сарасвати щедро восхваляется в Ригведе как лучшая из рек. В RV 2.41.16,
अम्बितमे नदीतमे देवितमे सरस्वति। अप्रशस्ताइव स्मसि प्रशस्तिमम्ब नस्कृधि॥
амбитаме надитаме девитаме сарасвати। apraśastāiva smasi praśastimamba naskṛdhi॥
«О лучшая мать, лучшая река, лучшая богиня Сарасвати - мы подобны тем, кого не прославляют: хвалите нас, мать».
  • Другие хвалебные стихи включают RV 6.61.8-13, RV 7.96 и RV 10.17. В некоторых гимнах река Инд кажется более важной, чем Сарасавати, особенно в Надистути сукта. В RV 8.26.18 белый текущий Синдху «с золотыми колесами» является самой привлекательной из рек.
  • RV 7.95.2. и другие стихи (например, RV 8.21.18) говорят о Сарасвати, разливающей «молоко и гхи ». Реки часто сравнивают с коровами в Ригведе, например, в RV 3.33.1,
«Вперед с колен гор, нетерпеливые, скачущие друг с другом, как две освобожденные кобылы,
великолепные, облизывая друг друга, как коровы (телята), Випаш и Шутудри (реки) стремительно текут с их молоком ».
  • Ригведа, 1.3.10-12 говорит
« Пусть чистая Сарасвати дает награду кобылы вместе с призами, будьте нетерпеливы к нашему жертвоприношению, принося добро через ее проницательность ».
« Импеллер щедрых даров, отмечая добрые мысли, Сарасвати приняла наше жертвоприношение »
«Ее великий поток раскрывает Сарасвати с помощью своего маяка. Она управляет всеми прозрениями».

Как богиня

Картина богини Сарасвати Раджа Рави Варма

Сарасвати упоминается примерно пятьдесят раз в книге. гимны Ригведы. Он упоминается в тринадцати гимнах поздних книг (1 и 10) Ригведы. Только два из этих упоминаний однозначно относятся к реке: 10.64.9, призывая на помощь три «великие реки»: Синдху, Сарасвати и Сарайу ; и 10.75.5, географический список Надистути сукта. Другие взывают к Сарасвати как к богине, не имеющей прямого отношения к конкретной реке.

В 10.30.12 ее происхождение как речной богини может объяснить ее обращение в качестве защитного божества в гимне небесным водам. В 10.135.5, когда Индра пьет сому, Сарасвати описывает его освеженным. Заклинания в 10.17 обращаются к Сарасвати как к богине предков, а также нынешнего поколения. В 1.13, 1.89, 10.85, 10.66 и 10.141 она указана вместе с другими богами и богинями, а не с реками. В 10.65 она вызывается вместе со «святыми мыслями» (дхи) и «щедростью» (пурандхи), что соответствует ее роли как богини знания и плодородия.

Хотя Сарасвати изначально возникла как речная богиня. в ведических писаниях, в более позднем индуизме пуран, она редко ассоциировалась с рекой. Вместо этого она стала независимой богиней знаний, обучения, мудрости, музыки и искусства. Эволюция речной богини в богиню знания началась с более позднего Брахмана, который идентифицировал ее как Вагдеви, богиню речи, возможно, из-за центральной роли речи в ведическом культе и его развития. на берегу реки. Также возможно постулировать две изначально независимых богини, которые были слиты в одну в более поздние ведические времена. Ауробиндо предположил, с другой стороны, что «символизм Вед выдает себя с величайшей ясностью в фигура богини Сарасвати... Она, прямо и ясно, богиня Мира, богиня божественного вдохновения... ".

Другие ведические тексты

В пост- В ригведической литературе упоминается исчезновение Сарасвати. Также происхождение Сарасвати идентифицируется как Плакша Прасравана (дерево Пипал или дерево Ашваттха, известное в Индии и Непале).

В дополнительной главе Ваджасанейи-Самхита Яджурведы (34.11), Сарасвати упоминается в контексте, очевидно означающем Синдху: «Пять рек, текущих на своем пути, стремительно движутся к Сарасвати, но затем становятся Сарасвати пятикратной рекой на земле». Согласно средневековому комментатору Увате, пятью притоками Сарасвати были реки Пенджаб Дришадвати, Сатудри (Сатледж ), Чандрабхага (Ченаб ), Випаса (Беас ) и Иравати (Рави ).

Первое упоминание об исчезновении низшего течения Сарасвати содержится в брахманах, текстах, составленных на ведическом санскрите, но датируемых более поздним временем. чем Веды Самхиты. Джайминия Брахман (2.297) говорит о «погружении под (упамаджана) Сарасвати», а Тандья Брахман (или Панчавимса Брахман) называет это «исчезновением» (винасана). В том же тексте (25.10.11-16) говорится, что Сарасвати «так сказать извилистая» (кубджимати), поскольку она не могла поддерживать небеса, которые она поддерживала.

Плакша Прасравана (место появления / исток реки) может относиться к источнику в горах Сивалик. Расстояние между источником и Винасаной (местом исчезновения реки) считается равным 44 Ашвин (от нескольких сотен до 1600 миль) (Tandya Br. 25.10.16; ср. Av. 6.131. 3; Pancavimsa Br.).

В Латьяяна Шраутасутра (10.15-19) Сарасвати кажется вечной рекой до Винасаны, которая к западу от ее слияния с Дршадвати (Чаутанг). Дришадвати описывается как сезонный поток (10.17), что означает, что он не из Гималаев. Бхаргава определил реку Драшадвати как современную реку Сахиби, берущую свое начало с холмов Джайпура в Раджастхане. Ашвалаяна Шраутасутра и Санкхайяна Шраутасутра содержат стихи, похожие на Латьяяна Шраутасутра.

Постведические тексты

Махабхарата

Согласно Махабхарате, Сарасвати высохла в пустыню (в месте под названием Винасана или Адаршана) и впадает в море «стремительно». MB.3.81.115 определяет местонахождение государства Курупрадеш или царства Куру к югу от Сарасвати и к северу от Дришадвати. Высохшая сезонная река Гаггар в Раджастхане и Харьяна отражает ту же географическую точку зрения, которая описана в Махабхарате.

Согласно индуистским писаниям, Во время Махабхараты Балрама совершил путешествие по берегам Сарасвати от Двараки до Матхуры. Были также древние царства (эпоха Махаджанападов), которые лежали в частях северного Раджастана и были названы на реке Сарасвати.

Пураны

Некоторые Пураны описывают река Сарасвати, а также отмечают, что река разделена на несколько озер (сары).

В Сканда-пуране Сарасвати берет свое начало из кувшина с водой Брахмы и вытекает из Плакса в Гималаях. Затем он поворачивает на запад у Кедары и также течет под землей. Упоминаются пять распространителей Сарасвати. В тексте Сарасвати рассматривается как форма супруги Брахмы Брахми. Согласно Вамана-пуране 32.1-4, Сарасвати выросла из дерева Плакша (дерева Пипал ).

Падма Пурана провозглашает:

Тот, кто купается и пьет там, где соединяются Ганга, Ямуна и Сарасвати, получает освобождение. В этом нет никаких сомнений ».

Смрити

Современное мифологическое значение

Тривени Сангам, Аллахабад - место слияния Ганги, Ямуны и «невидимого» Сарасвати. 354>Диана Эк отмечает, что сила и значение Сарасвати для современной Индии заключается в постоянном символическом присутствии в месте слияния рек по всей Индии. Хотя она «материально отсутствует», она является третьей рекой, которая выходит из слияния рек, тем самым делая воды трижды святыми.

После высыхания ведической Сарасвати возникли новые мифы о реках. Сарасвати течет в подземном мире и в некоторых местах поднимается на поверхность. На протяжении веков река Сарасвати существовала в «тонкой или мифической» форме, поскольку она не соответствует ни одной из крупных рек современной Южной Азии. слияние (сангам) или соединение рек Ганг и Ямуна в Тривени Сангам, Аллахабад, Считается, что она также сливается с невидимой рекой Сарасвати, которая, как полагают, течет под землей. И это несмотря на то, что Аллахабад находится на значительном удалении от возможных исторических маршрутов настоящей реки Сарасвати.

В Кумбха Мела в Тривени Сангам, буквально «слиянии трех рек», каждые 12 лет проводится массовый праздник купания. Вера в присоединение Сарасвати в месте слияния Ганги и Ямуны происходит из пуранических писаний и обозначает «мощное наследие», оставленное ведической рекой после своего исчезновения. Вера интерпретируется как «символическая». Три реки Сарасвати, Ямуна и Ганга считаются супругами индуистской Троицы (Тримурти ) Брахмы, Вишну (как Кришна ) и Шива соответственно.

В менее известной конфигурации Сарасвати, как говорят, образует слияние Тривени с реками Хиранья и Капила в Сомнатх. В Индии есть несколько других Тривени, где две материальные реки соединяются «невидимой» Сарасвати, что добавляет святости слиянию.

Согласно Майклу Витцелю, на ведической реке Сарасвати наложена небесная река. Млечный Путь, который рассматривается как «дорога к бессмертию и небесной загробной жизни». Описание Сарасвати как реки небес интерпретируется так, чтобы предполагать ее мифическую природу.

Ромила Тапар отмечает, что «когда-то река была мифологизирована через воспоминания о более ранней реке, ее имя - Сарасвати - может быть применено ко многим рекам, что и произошло в различных частях [Индийского] субконтинента ».

Некоторые современные реки также называют Сарасвати, в честь ведической Сарасвати:

Теории отождествления

Уже с 19 века делались попытки отождествить мифические Сарасвати Вед с реками физическими. Многие думают, что ведическая река Сарасвати когда-то текла к востоку от реки Инд (Синдху). Ученые, геологи, а также ученые идентифицировали Сарасвати со многими нынешними или ныне несуществующими реками.

В попытках идентифицировать Сарасвати популярны две теории. Несколько ученых отождествили реку с современной рекой Гаггар-Хакра или ее высохшей частью, которая находится на северо-западе Индии и Пакистана. Вторая популярная теория связывает реку с рекой Гильменд или древней рекой в ​​нынешней долине Гильменд в Афганистане.

Другие считают Сарасвати мифической рекой, аллегорией не «вещь».

Отождествление с системой Гаггар-Хакра приобрело новое значение в начале 21 века, предполагая более раннюю датировку Ригведы и переименование цивилизации долины Инда в «культуру Сарасвати» "," Цивилизация Сарасвати "," Цивилизация Инда-Сарасвати "или" Цивилизация Синдху-Сарасвати ", предполагая, что долина Инда и ведическая культура могут быть приравнены.

Ригведическая наука течение

ведических рек

Ригведа содержит несколько гимнов, которые указывают на географию течения реки и отождествление с Гхаггра-Хакрой:

  • RV 3.23.4 упоминает Река Сарасвати вместе с рекой Дришадвати и рекой Апая.
  • RV 6.52.6 описывает Сарасвати как вздутую (pinv амана) реками (синдхубхих).
  • RV 7.36.6, «sárasvatī saptáth ī síndhumātā »можно перевести как« Сарасвати Седьмая, Мать Потопа », но также как« чья мать - Синдху », что указывает на то, что Сарасвати является притоком Инда.
  • RV 7.95.1-2 в Сарасвати как текущую к самудре, это слово теперь обычно переводится как «океан. "
  • RV 10.75.5, поздний ригведический Nadistuti sukta, перечисляет все важные реки от Ганга на востоке до Инда на западе в четком географическом порядке. Последовательность« Ганг, Ямуна, Сарасвати, Шутудри »помещает Сарасвати между Ямуной и Сатледж, что согласуется с идентификацией Гаггара.

Тем не менее, Ригведа также содержит ключи к отождествлению с рекой Гильменд в Афганистане:

  • Река Сарасвати воспринимается как великая река с постоянной водой, что не относится к Хакре и Гхаггару.
  • Ригведа, кажется, содержит описание нескольких Сарасвати, что самый ранний Сарарвати похож на Гильменд в Афганистане. Швесте называется Харакхвати.
  • Стихи в RV 6.61 указывает на то, что река Сарасвати берет свое начало в холмах или горы (гири), где она «своими сильными волнами ломала хребты холмов ( Это вопрос интерпретации, относится ли это только к Гималаям предгорьям, где течет совре менная река Сарасвати (Сарсути), или к более высоким горам.

Ригведа была составлена ​​во второй части. позднего периода Хараппа, и, согласно Шафферу, причиной преобладания Сарасвати в Ригведе является смещение населения позднего Хараппа (1900-1300 гг. до н.э.) на восток до Харьяна.

Река Гаггар-Хакра

Теоретическое отождествление реки Сарасвати с рекой Гагагар-Хакра. 1 = древняя река. 2 = сегодняшняя река. 3 = сегодняшняя пустыня Тар. 4 = древний берег. 5 = сегодняшний берег. 6 = сегодняшний город

Нынешняя река Гаггар-Хакра - сезонная река в Индии и Пакистане, которая течет только во время сезона муссонов, но спутниковые изображения, полученные с помощью ISRO и ONGC, подтвердили, что основное русло реки проходило через современную реку Гаггар. В конце 2-го тысячелетия до н.э. речная система Гаггар-Хакра высохла, что повлияло на цивилизацию Хараппа. Раскрашенные участки серой керамики (около 1000 г. до н. Э.) Были обнаружены в русле, на берегу реки Гаггар-Хакра, что позволяет предположить, что река высохла до периода.

Отождествление с Сарасвати

Поиск археологов и геологов отождествили реку Сарасвати с современной рекой Гхаггар-Хакра или ее высохшей частью. По данным R.U.S. Прасад, "мы [...] находимся значительным количеством мнений [sic] среди ученых, археологов и геологов, которые считают, что Сарасвати возникла в холмах Шивалик [...] и спустилась через Ади Бадри, расположенная в предгорьях Шиваликов, на равнину [...] и, наконец, вышла в Аравийское море в Ранн Кутч.

В 19-м и начале 20-го века ряд ученых, археологов и геологов идентифицировали ведическую реку Сарасвати с рекой Гаггар-Хакра, например, Кристиан Лассен (1800-1876), Макс Мюллер (1823-1900), Марк Аурел Стейн (1862-1943), CF Oldham и Jane Macintosh. Точно так же недавние археологи и геологи, такие как Philip and Virdi (2006), KS Valdiya (2013)) идентифицировали Сарасвати с Гаггаром. Данино. отмечает, что «русло Сарасвати протяженностью 1500 км» было «заново заново» в 19 веке. Согласно Данино, «большинство индологов» были вирусом в том 1 9-м веке, что русло Гаггар-Хакры было реликвией Сарасвати ».

Археологи Грег ори Поссель и Джейн Макинтош называют реку Гагагар-Хакра «Сарасвати» в своих книгах 2002 и 2008 гг. цивилизация Инда, и Грегори Поссель заявил:

«Лингвистические, археологические и исторические данные показывают, что Сарасвати Вед - это современный Гаггар или Хакра».

Согласно Валдии, «можно сделать вывод, что когда-то в свое время Гхаггар был известен как« Сарсути »,« что является «искажением« Сарасвати »», потому что «в Ширсе на берегу Гаггхара стоит крепость, называемая« Сарсути » ». Сейчас в заброшенном состоянии эта древняя крепость прославляет и чтит реку Сарсути ».

Чаттерджи и др. (2019) отождествляют Сарасвати с Гаггаром, утверждая, что в период «9–4,5 тыс. «Что, вероятно, способствовало развитию ранних поселений Хараппы вдоль его берегов». В ответ Синха и др. (2020) заявляет, что «большинство рабочих заданий прекращают прекращение крупномасштабной речной деятельности». на северо-западе Индии в раннем голоцене, тем самым опровергая существование цивилизации Хараппы за счет большой реки ».

Тектоника

Некоторые палеоэкологи предположили, что Хаккра питалась из гималайских источников, что сделало его могучей рекой, но высохшей между 2500 г. до н. э. и 1900 г. до н. трибу реки Инд, в то время как Ямуна двинулась на восток и стала притоком Ганга, предположительно в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, а к 1-му тысячелетию до нашей эры достигла своего нынешнего русла. В пласте Дришадвати сохранился лишь небольшой сезонный сток. Потери воды из-за эти движения вызвали рекуперацию Ghaggar-Hakra высыхать в Пустыня Тар.

Возражения

Ромил Тапар термины идентификация противоречивые и прекращаю его, заметив, что описание Сарасвати текут через высокие горы не соответствует курсу Гаггара и предполагает, что Сарасвати - это Харакшвати из Афганистана. Уилке предполагает, что указание проблематична, поскольку река Гхаггар-Хакра уже высохла во время составления Вед, не говоря уже о переселении ведических людей в северную Индию.

Гиосан и др., В своем исследовании речных ландшафтов цивилизации Хараппа показывает, что речная система Гаггар-Хакра была не большой гималайской рекой, питаемой ледниками, а рекой, питаемой муссонами. Они пришли к выводу, что цивилизация долины Инда вымерла из-за ослабления муссонов, питавших реки, поддерживающие цивилизацию. В результате высыхания рек цивилизация пришла в упадок около 4000 лет назад. Это, в частности, повлияло на систему Гаггар-Хакра, которая стала эфемерной и в степени от нее отказались. Цивилизация долины Инда имеет возможность мигрировать на восток в более влажные регионы Индо-Гангской равнины, где децентрализованная фаза позднего Хараппа.

Клифт и др. (2012), используя зерен цирконового песка, показали что подземные речные русла около участков цивилизации долины Инда в Холистане сразу под предполагаемым каналом Гаггар-Хакра показывают сходство с осадками, не связанное с Гаггер-Хакра, но вместо этого с рекой Беас на западных участках и Сатледжем и Ямуной на восточных участках, что еще больше ослабляет гипотезу о том, что Гагагар-Хакра когда-то была большая рекой, но предполагает, что сама Ямуна, или канал Ямуны, вместе с руслом Сатледжа, возможно, текла на запад где-то между 47 000 и 10 000 до н. э. Сток из Ямуны, возможно, был утерян из Гаггар-Хакра задолго до начала цивилизации Инда.

Аджит Сингх и др. (2017) показывают, что палеоканал Гхаггар-Хакра - это бывшее русло Сатледжа, которое изменилось на нынешнее русло между 15000 и 8000 лет назад, задолго до развития Харапской цивилизации. Аджит Сингх и др. пришли к выводу, что городское население селилось не вдоль многолетней реки, а на сезонной реке, питаемой муссонами, которая не подвергалась разрушительным наводнениям.

Раджеш Кочар далее отмечает, что даже если Сатледж и Ямуна впали в Ghaggar во время Ригведической истории, это все еще не соответствовало бы описаниям Ригведических описаний, потому что «заснеженные Сатлудж и Ямуна укрепили бы нижний Гагагар». Верхний Гаггар все еще был бы таким же маленьким, как и сегодня ».

река Гильменд

Хельмунд бассейн реки с притоком Река Аргандаб берет начало в Гиндукуше на севере горы Афганистан и впадает в озеро Хамун на юге Афганистана на границе Ирана. Бассейн Гельмунда в древнеиранском авестийском Хараксати и Харавайти родственен мифологическим иранским авестийским рекам Арудви Сура Анахита и Сарасвати.

Альтернативное предположение об идентичности раннего Ригведика Река Сарасвати - это река Гильменд и ее приток Аргандаб в регионе Арахозия в Афганистане, отделенные от водораздела Инда рекой Санглахский хребет. Гильменд исторически, помимо авестийского Хетуманта, носил имя Хараксвайти, которое является авестийской формой, родственной санскритскому Сарасвати. Авеста превозносит Гильменд в терминах, аналогичных тем, которые используются в отношении Ригведе в Сарасвати: «Щедрый, славный Хетумант, набухающий своими белыми волнами, катящимися по своему обильному потоку». Однако в отличие от Ригведической Сарасвати, река Гильменд так и не достигла статуса божества, несмотря на похвалы в Авесте.

Отождествление реки Сарасвати с рекой Гильменд впервые было предложено Томасом (1886), а затем Альфредом. Хиллебрандт через пару лет после этого. Однако в том же году геолог Р.Д. Олдхэм опроверг этот тезис афганской Сарасвати. Индолог А. Кейт (1879–1944) также не поддержал эту теорию и заявил, что не существует убедительных доказательств отождествления Сарасвати с рекой Гильменд.

Согласно Конраду Клаусу, географическое положение Сарасвати и реки Гильменд Реки Гильменда похожи. Оба впадают в конечные озера: Гильменд впадает в болото на Иранском плато (протяженное водно-болотное угодье и система озер Хамун-и-Гильменд ). Это соответствует описанию Ригведа Сарасвати, впадающего в самудру, что, по его словам, в то время означало «слияние», «озеро», «небесное озеро», «океан»; нынешнее значение слова «земной океан» даже не ощущалось в Палийском каноне.

Раджеш Кочар, после подробного анализа ведических текстов и геологической среды рек, приходит к выводу, что есть две реки Сарасвати, упомянутые в Ригведа. Ранняя ригведическая Сарасвати, которую он называет Надитама Сарасвати, описана в суктах 2.41, 7.36 и т.д. семейных книг Ригведы и перетекает в самудру. Описание Надитама Сарасвати в Ригведе соответствует физическим характеристикам реки реки Гильменд в Афганистане, точнее ее притока реки Харут, чье старое название на авестийском языке было Хараксати. Более поздняя Ригведическая Сарасвати, которую он называет Винасана Сарасвати, описана в Ригведической Надистути сукте (10.75), которая была составлена ​​столетиями позже, после миграции носителей Ригведической культуры на восток на западную Гангскую равнину. примерно в 600 км к востоку. Сарасвати к этому времени превратилась в мифическую «исчезнувшую» реку, и название было перенесено на Гхаггар, исчезнувшую в пустыне. Более поздняя Ригведическая Сарасвати присутствует только в постригведических брахманах, которые, как говорят, исчезают в песках. Согласно Кочару, Ганга и Ямуна были небольшими ручьями в окрестностях реки Харут. Когда ведические люди двинулись на восток, в Пенджаб, они назвали новые реки, с которыми они столкнулись, в честь старых рек, которые они знали из Гильменда, а Винасана Сарасвати может соответствовать реке Гаггар-Хакра.

Ромила Тхапар (2004) заявляет. Идентификация Гаггара с Сарасвати спорна. Более того, ранние упоминания о Сарасвати могли быть равниной Хараксвати в Афганистане. Идентификация с Гаггаром проблематична, поскольку Сарасвати, как говорят, пробирается сквозь высокие горы, что не является ландшафтом Гаггара.

Современное политико-религиозное значение

Высыхание и датировка Вед

Ведические и пуранические утверждения о высыхании и погружении Сарасвати использовались в качестве отправной точки для датировки цивилизации Хараппан и ведической культуры. Некоторые рассматривают эти тексты как свидетельство более ранней датировки Ригведы, отождествляя Сарасвати с рекой Гаггар-Хакра, отвергая теорию индоарийских миграций, которая постулирует миграцию в 1500 г. до н.э.

Мишель Данино относит состав Вед к третьему тысячелетию до нашей эры, на тысячелетие раньше, чем условные даты. Данино отмечает, что принятие отчетов Ригведы как фактических описаний и датировка высыхания в конце третьего тысячелетия несовместимы. По словам Данино, это предполагает, что ведические люди жили на севере Индии в третьем тысячелетии до нашей эры, и этот вывод вызывает споры среди профессиональных археологов. Данино заявляет, что на Северо-Западе во втором тысячелетии до нашей эры отсутствует «какая-либо навязчивая материальная культура», существует биологическая преемственность в останках скелетов и культурная преемственность. Затем Данино заявляет, что если к этому добавить «свидетельство Сарасвати, то самым простым и естественным выводом будет то, что ведическая культура существовала в этом регионе в третьем тысячелетии».

Данино признает, что это требует «изучение ее щупальцевых ответвлений в лингвистике, археоастрономии, антропологии и генетике, помимо нескольких других областей».

Аннетт Уилке отмечает, что «историческая река» Сарасвати была «топографически осязаемым мифогемом», который уже был сведен к «маленькое, жалкое щекотание в пустыне», ко времени сочинения индуистских эпосов. В этих постведических текстах регулярно говорится об иссякании реки, и начните ассоциировать богиню Сарасвати своим языком, а не с рекой.

Майкл Витцель также отмечает, что Ригведа указывает на то, что Сарсвати «уже потеряла свой главный источник водоснабжения и, должно быть, закончилась в конечное озеро (самудра)».

Отождествление с цивилизацией долины Инда

Цивилизация долины Инда (цивилизация Харрапан), названная в честь Инда, в основном располагалась на берегах и в непосредственной близости от речной системы Гхаггар- Хакра.

Цивилизацию долины Инда иногда называют «культурой Сарасвати», «Цивилизацией Сарасвати», «Цивилизацией Инда-Сарасвати» или «Цивилизацией Синдху-Сарасвати», как решающая цивилизация процветала на берегах реки Сарасвати вместе с Индом. Данино отмечает, что датировка Третьим тысячелетием до нашей эры совпадает с зрелой фазой цивилизации долины Инда, и что «заманчиво» отождествить долину Инда и ведические культуры.

Ромила Тапар указывает на то, что предполагаемое уравнение цивилизации долины Инда и носителей ведической культуры контрастирует не только с лингвистическими, но и с археологическими свидетельствами. Она отмечает, что основные характеристики урбанизма долины Инда, такие как спланированные города, сложные механизмы, продуманные дренажные системы, использование глиняных и огнеупорных кирпичей, монументальные здания, обширная ремесленная деятельность, полностью отсутствуют в Ригведе. Точно так же в Ригведе не хватает концептуального знакомства с ключевыми особенностями организованной городской жизни (например, неродным трудом, проблемами или элементами системы обмена или сложными весами и мерами), и не обнаруживаются предметы, найденные в большом количестве цивилизаций долины Инда, например терракотовые фигурки, скульптурные изображения человеческих тел или печатей.

Возрождение

В 2015 году Reuters сообщило, что «члены Раштрия Сваямсевак Сангх верят это доказательство физического существования ведийской реки поддержит их представление о золотом веке. Индийской Индии до вторжений мусульман и христиан ». Поэтому правительство партии Бхаратия Джаната приказало археологам искать реку.

По данным правительства индийского государства Харьяна, исследования и спутниковые снимки региона подтвердил, что нашел затерянную рекуперацию, когда во время рытья высохшего русла реки в Ямунанагаре была обнаружена вода. В состав правительства входят Сарасвати Совет по развитию наследия (SHDB) 30 июля 2016 г. провел пробный запуск, заполнив русло реки 100 кубиками воды, которая была закачана в выкопанный канал из трубчатые колодцы в деревне Унча Чандна в Ямунанагаре. Ожидается, что вода заполнит канал до Курукшетра, на расстоянии 40 километров. После подтверждения того, что потоку воды нет, правительство предлагает через недели провести еще 100 куб. Также есть планы построить три плотины на пути реки, чтобы поддерживать ее постоянное течение.

Критика

Ашок Мукерджи (2001) критически относится к попыткам идентифицировать Ригведич Сарасвати. Мукерджи отмечает, что многие историки и археологи, как индийские, так и иностранные, пришли к выводу, что слово «Сарасвати» (буквально «наполненный водой») не является существительным, а конкретным «предметом». Тем не менее, Мукерджи считает, что «Сарасвати» использовалось Ригведов как прилагаемое к Инду как большую реку, а затем превратилось в «существительное». Мукхерджи заключает, что ведические поэты не видели палео-Сарасвати, и что то, что они описали в ведических стихах, относится к чему-то другому. Он также предполагает, что в постведической и пуранической традиции «исчезновение» Сарасвати, которое означает «[уход] под [] землю в песках», было создано как дополнительный миф для объяснения видимого небытия. реки.

См. также

Заметки

Ссылки

Источники

Дополнительная литература

  • Чакрабарти, Д.К., и Шайни, С. (2009). Проблема реки Сарасвати и заметки по археологической географии Харьяны и индийского Пенджаба. Нью-Дели: Aryan Books International.
  • Эк, Дайана Л. (2012), Индия: Священная география, Кларксон Поттер / Ten Speed ​​/ Harmony, ISBN 978-0-385-53191-7
  • Людвик, Кэтрин (2007), Сарасвати, речная богиня знания: от хранителя рукописей Вина до вооруженного защитника Дхармы, БРИЛЛ, ISBN 978-90-04-15814-6
  • Данино, Мишель (2010), Затерянная река - По следам Сарасвати, Penguin Books India
  • Археологический тур по реке Гагагар-Хакра Аурел Штайн

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Река Сарасвати.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Река Сарасвати
Последняя правка сделана 2021-06-07 02:47:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте