Саракацани

редактировать

Саракацани. Σαρακατσάνοι
Каракачанские греки Котел Болгария.JPG Дети Саракацани в Котеле, Болгария
Общая численность населения
Неизвестно
Регионы со значительной численностью населения
Греция 80,000 (1950-е годы)
Болгария 2,556 (2011) - 25,000 ( оцен.)
Языки
Греческий, саракацанский греческий
Религия
Греческое Православие
Родственные этнические группы
Цаконцы, Маниоты, другие Греки

Саракацани (греч : Σαρακατσάνοι, также пишется каракачани, болгарский : каракачани) принадлежат к этнической группе Греческая подгруппа населения, которая традиционно была отгонными пастухами, уроженцами Греции, с меньшим присутствием в соседней Болгарии, южной Албании и Северная Македония. Исторически сосредоточенные в горах Пинд и других горных хребтах в континентальной Греции, большинство Саракацани отказались от отгонного образа жизни и перешли в города.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 История и происхождение
    • 2.1 Учетные записи
    • 2.2 Саракацани и валахи
  • 3 Культура
    • 3.1 Язык
    • 3.2 Родство и честь родственников
    • 3.3 Религия
    • 3.4 Скотоводство
  • 4 Демография
  • 5 Отсутствие корней и ритуализация
  • 6 Известный Саракацани
  • 7 Галерея
  • 8 Ссылки
  • 9 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Имя

Наиболее широко распространенная теория происхождения имени «Саракацани» состоит в том, что оно происходит от турецкого слова каракачан (от kara = 'черный' и kaçan = 'беглец'), используется османами по отношению к тем людям, которые одевались в черное и бежали в горы во время османского владычества. Согласно другой теории, название происходит от деревни Сакареци, предполагаемой родины Саракацани.

История и происхождение
Саракацани Флабура

Несмотря на молчание классических и средневековых писателей, ученых утверждают, что саракацани - греческий народ, возможно, произошедший от до классических коренных скотоводов, ссылаясь на лингвистические данные и некоторые аспекты их традиционной культуры и социально-экономической организации. Популярная теория, основанная на лингвистике и материальной культуре, предполагает, что саракацани произошли от дорийцев, которые веками жили изолированно в горах.

Их происхождение было предметом широкого и постоянного интереса, в результате чего антропологи саракацани провели несколько полевых исследований.

Счета

Многие описания саракацани в 19 веке не отличают их от других великих пастухов на Балканах, валахов, романа - говорящее население. Во многих случаях Саракацани идентифицировали как валахов. Аравантинос обсуждает, как другую группу, арванитовлахов, ошибочно называли саракацани, хотя последние явно имели греческое происхождение, увеличивая различия между двумя группами и заявляя, что арванитовлычи на самом деле были еще одной группой, гарагунидами или коракунидами. Саракацани также называют румелиотами или мораитами, в зависимости от того, где они жили. Отто, первый король современной Греции, был хорошо известен как большой поклонник Саракацани, и, как говорят, в начале своего правления он стал отцом незаконнорожденного ребенка от женщины из клана Саракацани по имени Тангас..

С 20 века множество ученых изучали лингвистические, культурные и расовые особенности саракацани. Среди них датский ученый Карстен Хёг, который дважды побывал в Греции между 1920 и 1925 годами и изучал диалект и повествования саракатсани, возможно, наиболее влиятельный. Он не обнаружил следов чужеродных элементов в диалекте саракацани и следов оседлости в их материальной культуре. Кроме того, он искал примеры кочевничества в классической Греции, подобные кочевникам в Саракацани. Он посетил Саракацани Эпира и упомянул другие группы, не имеющие фиксированных деревень в нескольких других частях Греции.

Бойерманн, немецкий ученый, отвергает интерпретацию Хёга, согласно которой саракацани - «чистейшие представители древнегреческого населения». Кажется, что нет письменных упоминаний о Саракацани до 18 века, но это не обязательно означает, что они не существовали ранее. Вероятно, термин «Саракацани» - относительно новое родовое название, данное старому населению, которое веками проживало изолированно от других жителей современной Греции.

Георгакас (1949) и Кавадиас (1965) считают, что Саракацани либо потомки древних кочевников, которые населяли горные районы Греции в доклассические времена, либо они произошли от оседлых греческих крестьян, вынужденных покинуть их первоначальные поселения около 14 века, которые стали кочевыми пастухами. Анжелики Хацимихали, греческий фольклорист, всю жизнь прожившая среди саракацани, подчеркивает типичные элементы греческой культуры, которые она обнаружила в пастырском образе жизни, социальной организации и художественных формах саракацани. Она также указывает на сходство между их декоративным искусством и геометрическим искусством доклассической Греции.

Английский историк и антрополог Джон К. Кэмпбелл приходит к выводу, что саракацани всегда должны были иметь жил - более или менее - в тех же условиях и в тех же районах, что и во времена его исследований в середине 1950-х годов. Он также подчеркивает различия между ними и валахами, рассматривая саракацани как особую социальную группу внутри греческой нации. В результате полевых исследований саракацани Эпира британский историк Николас Хаммонд считает их потомками греческих скотоводов, живших в районе Грамоса и Пинда с раннего Византийский период, пастбища которых были лишены влахов не позднее XII века.

Существуют и другие, менее популярные теории о происхождении Саракацани. Среди них Э. Макрис (1990) полагает, что они являются людьми до неолита, в то время как лондонский ученый Джон Нандрис вставляет их в более сложный контекст взаимодействия кочевых народов с одним человеком. другой, и Арнольд ван Геннеп связывает Саракацани с Йоруксами.

Саракацани и Влахами

девушкой Саракацани в традиционном костюме; Пинд, Греция.

Румынские и арумынские ученые пытались доказать общее происхождение саракацани и аромуна. Последние - также известные как влахи - составляют другую крупную отгонную этническую группу в Греции и говорят на арумынском, восточном романском языке, в то время как саракацани говорят на северном диалекте of Греческий.

Саракацани частично разделяет общее географическое распространение с валахами в Греции, хотя Саракацани простирается дальше на юг. Несмотря на различия между двумя популяциями, их часто путают друг с другом из-за их общего отгонного образа жизни. Более того, термин «валах» использовался в Греции с византийских времен для обозначения всех отгонных скотоводов без разбора. Кроме того, следует с осторожностью относиться к предположению, что кочевое общество, такое как саракацани, откажется от своего языка, а затем переведет всю свою словесную традицию на греческий и создаст в течение нескольких поколений отдельный греческий диалект.

Джон Кэмпбелл заявляет, после своей собственной полевой работы среди саракацани в 1950-х годах, что саракацани находятся в ином положении, чем валахи, имея в виду армыны и арванитовлахи. Влахи обычно двуязычны на греческом и арумынском языках, тогда как общины саракацани всегда говорили только на греческом и не знали другого языка. Он также утверждает, что растущее давление на ограниченные площади, доступные для зимнего выпаса на прибрежных равнинах, привело к спорам между двумя группами по поводу использования пастбищ. Кроме того, во время его исследования многие влахи часто жили в крупных деревнях, где пастырство не входило в их обязанности, и демонстрировали различные формы искусства, ценности и институты, отличные от таковых в Саракацани. Саракацани также отличается от влахов тем, что они дают своим дочерям более низкое положение, отводят женщинам более низкое положение и придерживаются еще более строгой патриархальной структуры.

Сами саракацани всегда подчеркивали свою греческую идентичность и отрицают какие-либо отношения с Влахи. Влахи также считают саракатсани отдельной этнической группой, называя их греками (то есть греками) - именем, которое армыны использовали для того, чтобы отличать грекоязычное население от самих себя, арманджи.

Культура

Сегодня почти все саракацани отказались от своего кочевого образа жизни и ассимилировались с современной греческой жизнью, но были предприняты усилия по сохранению их культурного наследия. Традиционные поселения, одежда и костюмы саракацани делают их отдельной социальной и культурной группой в рамках коллективного греческого наследия, и они не считаются среди греков этническим меньшинством. Их отличительные народные искусства включают песни, танцы и поэзию, а также декоративные скульптуры из дерева и вышивки на их традиционных костюмах, которые напоминают геометрическое искусство доклассической Греции. В медицине используется ряд народных средств, включая травы, мед и кровь ягненка.

Язык

Саракацани говорят на северном греческом диалекте, саракацаника (Σαρακατσάνικα), который содержит много архаических греческих элементов которые не сохранились в других вариантах современного греческого. Карстен Хёг утверждает, что в диалекте Саракацани нет значительных следов иностранных заимствованных слов и что иностранные элементы не встречаются в фонологических или грамматические конструкции. В Саракацанике есть несколько слов, относящихся к скотоводству арумынского происхождения, но арумынское влияние на диалект Саракацани является результатом недавних контактов и экономических зависимостей между двумя группами. В Болгарии саракачаны используют болгарский и греческий языки в одинаковой степени в своих семьях и общинах. У них сложная или разная идентичность, как у Саракачани, но также и греческая, и болгарская. В Болгарии они обычно отмечают свою этническую принадлежность как болгарскую и в большинстве ситуаций говорят на болгарском.

Родство и честь родственников

саракацанинов в Западной Македонии, Греции (1935).

Система родства среди саракацани придерживается строгой патрилинейной системы происхождения. При исчислении происхождения родословная прослеживается только по отцовской линии; при определении семейных отношений потомки бабушек и дедушек по материнской и отцовской линии обеспечивают поле, из которого происходят его признанные родственники. Родство не считается сверх степени троюродной сестры. В рамках родства семья составляет значительную единицу и является корпоративной группой. Супружеская пара - это ядро ​​расширенной семьи, в которую также входят неженатые потомки и часто их молодые женатые сыновья и их жены. Род Саракацани представляет собой сеть общих обязательств и сотрудничества в ситуациях, касающихся чести ее членов.

Их браки заключаются по договоренности, и не может быть брака между двумя членами одной и той же родни. Невеста должна принести в брак приданое в виде домашней утвари, одежды и, в последнее время, овец или их денежного эквивалента. Вклад мужа - это его доля от стада, принадлежащего его отцу, которое остается общим в его совместном домашнем хозяйстве по отцовской линии в течение нескольких лет после его женитьбы. Молодожены сначала поселяются рядом с родной семьей мужа, однако о разводе и повторном браке после вдовства ничего не известно.

Концепция чести очень важна для Саракацани, и поведение любого члена семьи отражается на всех ее членах. Таким образом, избегание негативного общественного мнения является сильным стимулом к ​​тому, чтобы соответствовать ценностям и стандартам приличия, которых придерживается сообщество в целом. Мужчины обязаны защищать честь семьи и внимательно следить за поведением остальных членов семьи.

Религия

Саракацани - греческие православные христиане, связанные с Греческой церковью.

Саракацани чтят праздники Святого Георгия. и Святой Димитрий, которые падают незадолго до их сезонных миграций в конце весны и начале зимы соответственно. Специально ко дню святого Георгия в честь святого устраивается семейный праздник ягненка, ритуал, который также отмечает Рождество и Воскресение Христа, а Пасху Неделя - самый важный ритуальный период в религиозной жизни Саракацани. Другими церемониальными событиями, выходящими за рамки официального христианского календаря, являются свадьбы и похороны; последние представляют собой ритуальные события, в которых участвуют не только ближайшие родственники умершего, но и члены самой большой родни, тогда как погребальная практика согласуется с церковной. Скорбь больше всего отмечается среди женщин и больше всего у вдовы.

Скотоводство

Саракацани традиционно проводили летние месяцы в горах, а зимой возвращались на равнины. Миграция начнется накануне дня святого Георгия в апреле, а обратная миграция начнется в день святого Димитрия, 26 октября. Однако, согласно теории, саракацани не всегда были кочевниками, а лишь обращались к суровой кочевой горной жизни, чтобы спастись османским владычеством. Саракацани были обнаружены в нескольких горных районах континентальной Греции, при этом некоторые группы северной Греции перебрались в соседние страны летом, поскольку пересекали границу между Грецией, Албанией, Болгарией. и бывшая Югославия до середины 20-го века были относительно свободны. После 1947 года, с началом холодной войны, границы между этими странами были закрыты; а некоторые группы саракацани оказались в ловушке в других странах и не смогли вернуться в Грецию.

Традиционные поселения саракацани располагались на пастбищах или рядом с ними как летом, так и зимой. Наиболее характерным типом жилища было купольное жилище, обрамленное ветками и покрытое соломой. Второй тип - прямоугольная конструкция с деревянными балками и соломенной крышей. В обоих типах центральным элементом жилища был каменный очаг. Полы и стены были обмазаны грязью и навозом. С конца 1930-х годов национальные требования к регистрации граждан вынудили большинство саракацани принять в качестве законного места жительства деревни, связанные с летними пастбищами, и с тех пор многие построили в таких деревнях постоянные дома.

Реконструированная деревня Саракацани в деревне Скамнели, в Эпире, Греция.

Их традиционные поселения состоят из группы взаимодействующих домов, обычно связанных узами родства или брака. Они строят дома кластером на плоской земле недалеко от пастбища, рядом с опорными конструкциями. Этот комплекс называется стани (στάνη), этот термин также используется для обозначения кооперативной группы, разделяющей арендованную землю. Глава каждой участвующей семьи выплачивает долю в конце каждого сезона целингасу, лидеру стани, на имя которого первоначально была заключена аренда. Наследование частной собственности и богатства обычно переходит к мужчинам в семье; сыновья наследуют часть стада и имущества, принадлежащего их отцам и матерям, хотя домашнее имущество может переходить к дочерям.

Их жизнь круглый год сосредоточена на нуждах их стада; мужчины и мальчики обычно несут ответственность за охрану и общий уход за стадами, такие как стрижка и доение, в то время как женщины занимаются строительством жилищ, овчарней и загонов для коз; уход за детьми и другие домашние дела, включая подготовку, прядение и окраску стриженной шерсти; и уход за цыплятами, яйца которых являются их единственным источником личного дохода. Женщины также держат домашние огороды с некоторыми дикорастущими травами, которые дополняют семейный рацион. Когда мальчики становятся достаточно взрослыми, чтобы помогать со стадами, они сопровождают своих отцов и получают навыки, которые им когда-нибудь понадобятся. Точно так же девочки учатся, наблюдая за своими матерями и помогая им.

Демография

До середины 20 века саракацани были разбросаны во многих частях Греции, причем жители северных греческих регионов часто переезжали в летние месяцы в соседние страны, такие как Албания, южная Югославия, Болгария и Восточная Фракия в Турции. В 1940-х годах границы между этими странами были закрыты, и небольшое количество саракацани вынуждено было обосноваться за пределами Греции. Остаточные общины все еще существуют в Южной Албании (северный Эпир), Северной Македонии и Болгарии.

Было трудно установить точное количество саракацани за эти годы, поскольку они были рассеяны мигрировали летом и зимой и не считались отдельной группой, так что данные переписи не включали отдельную информацию о них. Кроме того, их часто путали с другими группами населения, особенно с валахами. Однако в середине 1950-х годов их количество в Греции оценивалось в 80 000 человек, но это был период, когда процесс урбанизации уже начался для большого числа греков, и количество саракацани, которые уже перестали быть отгонными пастухами. когда-то в прошлом был неизвестен.

Популяции саракацани в основном встречаются в нескольких регионах континентальной Греции: в горном хребте Пинд и его южных продолжениях Гиона, Парнас и Панайтолико в Центральной Греции ; в центре Эвбеи, в горах северного Пелопоннеса, в Родопах в Греции, по-гречески Фракия, в горах около Олимп и Осса, а в некоторых частях греческой Македонии. Подавляющее большинство саракацани отказались от кочевого образа жизни и постоянно живут в своих деревнях, в то время как многие представители молодого поколения переехали в основные греческие города.

местонахождение федерации Саракацани Болгарии в Сливене.

В Болгарии, согласно переписи 2011 года, 2556 человек были идентифицированы как Саракацани, (болгарский : каракачани, каракачани), количество значительно сократилось по сравнению с 4 107 саракацани, выявленных в переписи 2001 года. Однако фактическое их количество оценивается в 25 000 человек. Большинство из них проживает в районах Балканского хребта, горы Рила и северо-восточной Болгарии. В 1991 году они учредили Федерацию культурных и образовательных ассоциаций каракачан Сливена.

. Саракацани в Болгарии идентифицируют себя как греки, считая себя «чистейшими из греков». Они также называют себя болгарскими каракачанами, поскольку живут в Болгарии, где в некоторых случаях также родились их предки. Вопреки их греческому диалекту и самоидентификации, болгарское правительство рассматривает саракацани как этническую группу, отдельную от других греков в Болгарии. Болгары считают, что они, вероятно, имеют влахское или славянское происхождение. Альтернативная болгарская теория утверждает, что саракацани являются потомками эллинизированных фракийцев, которые из-за своей изоляции в горах не были славянами.

Сведения о саракацани в Северная Македония немногочисленна, вероятно, чтобы избежать каких-либо претензий греков на территорию современного государства из-за греческого происхождения Саракацани. Однако считается, что саракацани проживали в горных районах около Битола и к югу от Скопье, но их присутствие распространилось еще дальше на север, в Косово.

Безкорневое и ритуализация

В своей книге «Отдельный остров» писательница-путешественница Сара Уилер прослеживает потомков Саракацани в Эвбее. Их также можно найти на острове Порос. Она пишет:

Я была очарована этим неуловимым, отчужденным племенем перегонщиков с завораживающе загадочным происхождением. Они расселились по Балканам и наиболее тесно связаны с горами Пинд и Родопами на северном материке: в пятидесятые годы их было около 80 тысяч. Полгода они провели на своих горных пастбищах, а другую половину - в низинах. Их отсутствие корней уравновешивалось тщательно продуманной ритуализацией почти каждого аспекта их жизни, от костюма до морального кодекса. Эвия была единственным островом, который использовали Саракацани, кроме Пороса, который был самым дальним югом, который они когда-либо получали (и, возможно, Эгина тоже). На Эвии до этого столетия они были найдены только на части острова от оси Халкида - Кюми на север примерно до Айанны, а группа деревень вокруг Скилоянни составляла самый густонаселенный регион Саракацани на острове. На горе Кандили проживало 50 семей саракацани, которые работали собирателями смолы, облаченными в слои сложного костюма. На фотографиях, сделанных всего несколько десятилетий назад, женщины Саракацани в традиционных костюмах сидят возле своих хижин из плетеных веток в форме вигвама. Многие из них выглядели не по-гречески и были красивыми; возможно, это объясняет светлые головы, которые вы видите сейчас. Саркацанои были известны местному населению под разными именами, обычно в зависимости от того, откуда они, как предполагалось, произошли, а на Эвии их обычно называли Роуми, Роми или Румелиотами в честь региона Румели. Люди часто ошибочно говорили о них как о валахах. Сейчас они поселились, в основном как фермеры, на своих постоянных пастбищах. Их история - история полной ассимиляции.

Известные Саракацани
Военные
Политики
Галерея
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Саракацани.
Последняя правка сделана 2021-06-07 02:45:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте