Международный аэропорт Сараево. Аэродром Međunarodni Сараево. Международный аеродром Сараево. Međunarodna zračna luka Sarajevo | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое описание | |||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||
Оператор | Управление гражданской авиации Боснии и Герцеговины (BHDCA) | ||||||||||
Обслуживает | Сараево,. Босния и Герцеговина | ||||||||||
Местоположение | Бутмир | ||||||||||
Хаб для | FlyBosnia | ||||||||||
Высота AMSL | 1,708 футов / 521 м | ||||||||||
Координаты | 43 ° 49'29 ″ N 018 ° 19'53 ″ E / 43,82472 ° N 18,33139 ° E / 43,82472; 18.33139 Координаты : 43 ° 49'29 ″ N 018 ° 19'53 ″ E / 43,82472 ° N 18,33139 ° E / 43,82472; 18.33139 | ||||||||||
Веб-сайт | sarajevo-airport.ba | ||||||||||
Карта | |||||||||||
SJJ Местоположение в пределах Боснии и Герцеговины | |||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
| |||||||||||
Статистика (2019) | |||||||||||
| |||||||||||
Источник ( без учета статистики): боснийский и герцеговинский AIP в EUROCONTROL |
Родное имя | ЈP Međunarodni Aerodrom Sarajevo |
---|---|
Тип | |
Промышленность | Потребитель услуги |
Основана | 2 июня 1969 г.; 51 год назад (1969-06-02) (Текущая форма) |
Штаб-квартира | Сараево, Босния и Герцеговина |
Обслуживаемая территория | Босния и Герцеговина |
Ключевые люди | Алан Баджич ( Директор) |
Услуги | Аэропорт операции |
Выручка | 24,25 миллиона евро (2017) |
Чистая прибыль | 6,64 миллиона евро |
Итого активы | 126,37 миллиона евро ( |
Общий капитал | 86,00 млн евро (2017) |
Владелец | Правительство Федерации Боснии и Герцеговины (100,00%) |
Количество сотрудников | 484 (2016 г.)) |
Международный аэропорт Сараево (боснийский : Međunarodni aerodrom Sarajevo / Међународни аеродром Сарајево); (IATA : SJJ, ICAO : LQSA ), также известный как аэропорт Бутмира, является основным международным аэропортом в Боснии и Герцеговине, обслуживает Сараево, столицу Боснии и Герцеговины. Он расположен в 3,3 морских миль (6,1 км; 3,8 миль) к юго-западу от железнодорожной станции Сараево и примерно в 6,5 морских миль (12,0 км; 7,5 миль) к западу от центра города. Сараево в муниципалитете Илиджа, пригород Бутмира. В 2019 году через аэропорт перевезли 1 143 680 пассажиров по сравнению с 323499 в 2001 году.
Первые регулярные рейсы в Сараево с использованием Аэродром в пригороде Бутмира начался в 1930 году, когда внутренний авиалайнер Aeroput открыл регулярный маршрут, связывающий Белград с Подгорицей через Сараево. Год спустя Aeroput открыла новый маршрут, который связал Белград и Загреб через Сараево, Сплит и Риеку. В 1935 году «Аэропут» трижды в неделю выполняла беспосадочный маршрут Белград - Сараево, который через год был продлен до Дубровника. В 1937 году Aeroput включила регулярные рейсы, связывающие Сараево с Загребом, а в 1938 году были введены первые международные рейсы, когда Aeroput расширила маршрут Дубровник - Сараево - Загреб на Вену, Брно и Прагу.
Аэродром в Бутмир использовался до 1969 года. Потребность в новом аэропорту в Сараево с асфальтобетонной взлетно-посадочной полосой была признана в середине 1960-х годов, когда JAT, национальный перевозчик Югославии в то время, начал приобретать реактивные самолеты. Строительство аэропорта началось в 1966 году на его нынешнем месте, недалеко от старого.
Аэропорт Сараево открылся 2 июня 1969 года для внутренних перевозок. В 1970 году Франкфурт стал первым обслуживаемым международным пунктом назначения. Большую часть времени аэропорт был «фидерным» аэропортом, откуда пассажиры отправлялись на рейсы в Загреб и Белград на пути к международным направлениям. Со временем объем перевозок неуклонно рос с 70 000 до 600 000 пассажиров в год. Первая реконструкция была проведена к зимним Олимпийским играм 1984, когда взлетно-посадочная полоса была увеличена на 200 метров, улучшена система навигации и построено новое здание аэровокзала, рассчитанное на 1 миллион пассажиров в год.
В начале боснийской войны аэропорт был передан под контроль Югославской народной армии (ЮНА). Когда регулярные полеты были прекращены, ЮНА эвакуировала около 30 000 человек, в основном женщин и детей, которые были супругами и детьми офицеров ЮНА, спасающихся от осады Сараево ; в этот период прибыла и первая гуманитарная помощь из США и Франции. После ухода ЮНА аэропорт какое-то время находился под контролем сил боснийских сербов, а в июне 1992 года они передали аэропорт ООН, чтобы использовать его в гуманитарных целях (резолюция 757 Совета Безопасности ООН). В ходе крупнейшей гуманитарной операции в истории ООН, которая последовала за войной в Боснии, было выполнено около 13 000 рейсов и доставлено более 160 000 тонн международной гуманитарной помощи в осажденный город Сараево.
Перерыв в аэропорту. - открыт для гражданских воздушных перевозок 16 августа 1996 года и с тех пор отремонтирован и постепенно восстанавливается. С момента подписания Дейтонского соглашения в 1996 году у аэропорта есть коммерческие рейсы, в которые входят Austrian Airlines, Lufthansa, Air Serbia, Croatia Airlines, Turkish Airlines и другие.
18 октября 2005 года Пэдди Эшдаун, Высокий представитель Боснии и Герцеговины, приостановил решение боснийских властей назвать аэропорт в честь Алия Изетбегович, первый президент Боснии и Герцеговины. Высокий представитель заявил, что такое переименование может подорвать процесс примирения, оттолкнув небоснийских граждан. В 2005 году европейское отделение Международного совета аэропортов присудило Сараево награду за лучший аэропорт с пассажиропотоком менее 1 миллиона пассажиров.
В 2013 году в международном аэропорту Сараево было 665 638 пассажиров, что больше, чем у всех другие аэропорты в Боснии и Герцеговине вместе увеличились на 14,7% по сравнению с 2012 годом, это самое высокое количество пассажиров в год с момента открытия аэропорта. 26 декабря 2014 года аэропорт принял 700-тысячного пассажира рейса OS758 Austrian Airlines в Вену.
. В мае 2015 года начались работы по расширению международного аэропорта Сараево. В настоящее время ведутся работы по расширению зоны прилета, добавлению дополнительных стоек для паспортного контроля и перестановке всей зоны прилета, чтобы сделать ее более удобной для пассажиров. Далее следует расширение зоны регистрации, в которую войдут еще три стойки регистрации, в результате чего всего будет 15 стоек регистрации. К концу года в аэропорту начнется расширение платформы и строительство рулежной дорожки с быстрым выездом, которое планируется завершить к середине следующего года. 2017 год должен стать годом, когда в аэропорту начнется реконструкция взлетно-посадочной полосы и площадок маневрирования. Расширение аэропорта на нынешнем уровне финансируется за счет собственных средств аэропорта Сараево. 6 июня 2015 года Папа Франциск посетил Сараево, прибыв на самолет Alitalia Airbus A320-200 из Рима. Церемония встречи прошла в международном аэропорту Сараево.
Аэропорт служил базой для национального перевозчика , BH Airlines до июля 2015 года, когда авиакомпания прекратила свою деятельность. В декабре 2015 года в аэропорту Сараево была очень плохая видимость и туман. Было отменено около 40% рейсов, что повлияло на рост пассажиров и финансовые потери аэропорта. Аэропорт обслужил всего 28 167 пассажиров из запланированных 50 000 (в декабре прошлого года было обслужено 43 079 пассажиров). Для международного аэропорта Сараево одним из основных ограничений является горный рельеф, требующий высокой точности захода на посадку и большого угла наклона при неудачном заходе на посадку и посадке. Г-н Владо Юрич, глава Управления по безопасности полетов Агентства аэронавигационного обслуживания Боснии и Герцеговины (BHANSA), представил информацию о проблемах, вызванных сокращением минимумов в аэропорту Сараево. Для реализации категорий ILS (CAT II или CAT III) местность перед стартом взлетно-посадочной полосы должна быть свободна от препятствий не менее 1000 метров. Это означает, что порог ВПП 12 следует перенести еще на 200 метров, что уменьшит длину взлетно-посадочной полосы и как таковое недопустимо. С точки зрения разработки схем снижение минимальных требований не является вариантом, и поэтому необходимо найти другие решения для улучшения условий посадки в аэропорту Сараево. Самая большая проблема в аэропорту Сараево - туман. Представитель аэропорта Сараево г-н Нермин Зиядич сообщил, что есть соответствующий план по этой проблеме. Он также представил информацию о будущих проектах аэропорта Сараево, среди которых наиболее важным является реконструкция взлетно-посадочной полосы, включая ее систему освещения.
В 2016 году Qatar Airways объявила о новом маршруте из Доха в Сараево. Однако запуск этой услуги сначала был отложен, а затем перенесен на 10 октября 2017 г. с четырьмя рейсами в неделю. 5 декабря 2016 года аэропорт принял 800-тысячного пассажира рейса Air Serbia JU113 в Белград.
. В 2017 году международный аэропорт Сараево принял шесть новых авиакомпаний и семь направлений: AtlasGlobal (Стамбул), Wizz Air (Будапешт), Wataniya Airways (Кувейт), Nesma Airlines (Эр-Рияд), TUI fly Belgium (Шарлеруа), flydubai (Дубай), Qatar Airways (Доха).
28 ноября 2017 г., Международный аэропорт Сараево Аэропорт принимает 900 000 пассажиров в год, что составляет рекордное количество пассажиров за один календарный год. 5 декабря 2018 года международный аэропорт Сараево впервые принял 1000000 пассажиров в год.
3 мая 2017 года аэропорт объявил о масштабном расширении терминала. Стоимость проекта составляет 20 миллионов евро, его планируется завершить в 2020 году. Новое четырехэтажное здание площадью 10 000 кв. М будет построено в качестве дополнения к нынешнему зданию терминала. Новый терминал будет способен обслуживать 2 миллиона пассажиров в год и будет оборудован тремя реактивными мостами. 9 апреля 2019 года аэропорт объявил о расширении VIP-зоны в новое VIP-здание в рамках проекта расширения нового главного терминала с отдельной секцией регистрации, таможни и прибытия для VIP-путешественников. В период с июня по июль 2019 года в аэропорту Сараево произошло самое большое расширение направлений. Всего добавлено 10 новых направлений. FlyBosnia открыла полеты из Сараево в Эр-Рияд, Кувейт, Джидду, Гассим и Бахрейн. Флинас начал полеты из Эр-Рияда и Джидды. Norwegian начал полеты из Гетеборга, а Eurowings начал полеты из аэропорта Берлин-Тегель. В октябре и ноябре 2019 года FlyBosnia открыла рейсы в лондонский Лутон и римский аэропорт Фьюмичино.
Следующие авиакомпании выполняют регулярные регулярные и чартерные рейсы в международном аэропорту Сараево:
Авиакомпании | Пункты назначения |
---|---|
Air Arabia | Сезонные: Шарджа |
Air Serbia | Белград |
Austrian Airlines | Вена |
Хорватия Авиакомпания | Загреб |
Eurowings | Кельн / Бонн, Штутгарт. Сезонный :Берлин – Бранденбург |
FlyBosnia | Кувейт. Сезонный чартер : Анталия, Эр-Рияд |
flydubai | Дубай – Международный |
flynas | Сезонный: Эр-Рияд |
Lufthansa | Мюнхен |
Norwegian Air Shuttle | Стокгольм – Арланда. Сезонно: Осло – Гардермоэн |
Pegasus Airlines | Стамбул – Сабиха Гёкчен |
Qatar Airways | Доха |
Turkish Airlines | Стамбул. Сезонный чартер: Анталия |
Wizz Air | Будапешт |
Airlines | Пункты назначения |
---|---|
DHL Aviation | Анкона, Бергамо, София |
Год / Месяц | Январь | Февраль | Март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Всего за год | Изменение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2020 | 58,397 | 51,969 | 28,249 | 929 | 367 | 3,629 | 13,345 | 22,014 | 21,011 | - | - | - | 199,910 | 78,3% |
2019 | 53,485 | 53,130 | 67,893 | 89,843 | 74,178 | 119,205 | 180,929 | 178,943 | 105,370 | 95,628 | 67,358 | 57,718 | 1,143,680 | 9,3% |
2018 | 54,113 | 48,986 | 65,991 | 86,995 | 81,026 | 92,997 | 159,380 | 159,506 | 98,227 | 83,660 | 62,253 | 53,417 | 1,046,635 | 9,2% |
2017 г. | 43,377 | 41,122 | 57,381 | 79,796 | 84,137 | 78,170 | 140,025 | 144,330 | 100,923 | 80,769 | 57,887 | 50,218 | 957,971 | 14,2% |
2016 | 41,208 | 42,567 | 53,438 | 68,085 | 85,738 | 66,429 | 109,141 | 118,350 | 91,123 | 71,360 | 47,352 | 44,183 | 838,968 | 8,5% |
2015 | 43,700 | 39,908 | 50,273 | 63,064 | 80,143 | 74,855 | 89,319 | 101,307 | 79,120 | 71,255 | 51,793 | 28,167 | 772,904 | 8,8% |
2014 | 36,114 | 35,435 | 45,789 | 56,611 | 71,513 | 74,976 | 74,948 | 88,591 | 71,168 | 64,844 | 46,833 | 43,079 | 709,901 | 6,6% |
2013 | 33,437 | 30,399 | 44,6 31 | 56,918 | 65,495 | 72,949 | 69,699 | 79,796 | 66,721 | 64,387 | 44,446 | 36,760 | 665,638 | 14,7% |
2012 | 33,247 | 26,278 | 36,765 | 49,709 | 55,107 | 62,491 | 69,346 | 60,787 | 60,323 | 52,115 | 38,612 | 35,278 | 580,058 | 3,3% |
2011 | 30,484 | 34,148 | 40,803 | 49,489 | 56,812 | 62,994 | 81,042 | 59,042 | 59,074 | 52,957 | 39,785 | 33,348 | 599,978 | 6,5% |
2010 | + | + | + | + | 51,398 | 59,636 | 72,615 | 60,475 | 54,753 | 51,137 | 40,912 | – | 563,266 | 6,2% |
2009 | + | + | 87,257 | + | + | 143,906 | + | + | 177,762 | + | + | 121,427 | 530,391 | 4,7% |
2008 | 23,909 | 27,121 | 34,896 | 38,052 | 46,974 | 55 391 | 62,524 | 61,560 | 42,752 | 46,094 | 34,089 | 32,913 | 506,398 | 0,2% |
2007 | 32,235 | 28,028 | 35,168 | 42,297 | 43,633 | 53,281 | 59,436 | 57,381 | 45,113 | 43,980 | 31,952 | 32,735 | 505,269 | 8,4% |
Год | Пассажиры | Изменение | Груз (т) | Изменение | Движение воздушных судов | Изменение |
---|---|---|---|---|---|---|
2002 | 310,126 | 4,1% | 7,401 | % | 1,686 | % |
2003 | 364,512 | 17, 5% | 9,877 | 33,4% | 1,648 | 2,2% |
2004 | 399.607 | 11% | 9,982 | 1,0% | Н / П | Н / П |
2005 | 433,222 | 8,4% | 11,309 | 13,2% | Н / П | Н / П |
2006 | 455.626 | 5,1% | 13,433 | 18,7% | Н / П | Н / П |
2007 | 496,756 | 9,0% | 13,891 | 3,4% | Н / П | Н / П |
2008 | 510,396 | 2,7% | 13,599 | 2,1% | 1,837 | Н / Д |
2009 | 533,915 | 4,7% | 13,824 | 1,6% | 1,815 | 1,1% |
2010 | 563,266 | 6,2% | 13,347 | 3,4% | 1,753 | 3,4% |
2011 | 599.978 | 6,5% | 11,633 | 12,8% | 1,607 | 8,3% |
2012 | 580,058 | 3,3% | 10,635 | 8,5% | 1,526 | 5,0% |
2013 | 665,638 | 14,7% | 11,026 | 3, 6% | 1,603 | 5,0% |
2014 | 709,901 | 6,6% | 12,074 | 9,5% | 2,060 | 28,5% |
2015 | 772,904 | 8,8% | 11,107 | 8,0% | 4,235 | 105,5% |
2016 | 838,966 | 8,5% | 11,399 | 2,6% | 2,865 | 32,3% |
2017 | 957.971 | 14,2% | 12,773 | 12,0% | 2,957 | 3,2% |
2018 | 1.046.635 | 9,2% | 13.432 | 5,1% | 2.508 | 15,1% |
2019 | 1,143,680 | 9,3% | 13,671 | 1,8% | 2,523 | 0,6% |
2020 (ЯНВ-СЕН) | 199,910 | 78,3% | 4,444 | 59,1% | 1,957 | 2,5% |
Источник: |
Аэропорт Сараево соединен с шоссе Сараево - Зеница - Мостар ( A1 ) через ближайшую развязку Ступ и развязку Брижеше.
Centrotrans Eurolines в сотрудничестве с международным аэропортом Сараево предоставляют автобусные перевозки аэропорт - центр города Башчаршия - аэропорт. Автобусная остановка находится недалеко от зоны прибытия в главном терминале. Стоимость билета в одну сторону составляет 2,50 евро. На борту есть Wi-Fi.
Аэропорт связан с центром Сараево троллейбусом № 103 транспортной компании GRAS
СМИ, связанные с Международным аэропортом Сараево на Wikimedia Commons