Сара Шенирер | |
---|---|
Сара Шенирер | |
Родилась | 15 июля 1883 г. (1883-07-15). Краков, Польша |
Умер | 1 марта 1935 г. (1935-04) (51 год) |
Место упокоения | Краков, Польша |
Другие имена | Сорох Шенирер |
Род занятий | основатель и директор движения Байс Яаков |
Известный | Основатель школьной сети Байса Яакова в Польше |
Сара Шенирер (также Сорох Шенирер ) (15 июля 1883 - 1 марта 1935 (yartzeit 26 Adar I 5695)) была пионер еврейского образования для девочек и положил начало изменениям в восприятии женщин в ортодоксальном иудаизме. В 1917 году она основала сеть школ Байса Яакова (букв. «Дом Иакова») в Польше.
Сара Шенирер родилась в семье Бецалеля Шенирера (из Тарнув ) и Райзеля в Кракове, Польша. Ее родители были потомками влиятельных раввинских семей. Ее отец предоставил ей религиозные тексты, которые он перевел на идиш. В своих мемуарах она описывает себя как скромную и замкнутую дочь Белцера хасидских родителей. Она была умна и имела сильное желание учиться, и завидовала возможности своих братьев выучить и истолковать Тору.
Шенирер позже напишет:
«И когда мы проходим через дни до этого» Великие Святые дни... отцы и сыновья путешествуют, и поэтому их тянет к Гер, к Белзу, к Александру, к Бобову, ко всем те места, которые были превращены в цитадели тщеславной религиозной жизни, где доминирует фигура личности ребе. И мы остаемся дома с женами, дочерьми и малышами. У нас пустой фестиваль. Он лишен еврейского интеллектуального содержания. Женщины так и не узнали ничего о духовном значении, которое сосредоточено в еврейском празднике. Мать идет в синагогу, но службы слабо отражаются в огороженных и заколоченных женских галереях. Пожилые женщины много плачут. молодые девушки смотрят на них так, будто они принадлежат к другому веку. Молодость и желание жить полноценной жизнью. жизнь бурно разрасталась в молодых волевых личностях. Вне синагог девушки продолжают болтать; они уходят из синагоги, где их матери изливают свои смутные и тяжелые чувства. Они оставляют позади вопли старшего поколения и следуют стремлению к свободе и самовыражению. Все дальше и дальше от синагоги они уходят, все дальше, к танцам, искушающим светом мимолетной радости.
Друзья дразнили ее за ее желание изучать Тору и называли ее «маленькой благочестивой». Она ходила в начальную школу восемь лет. Затем она стала швеей.
Во время Первой мировой войны Шенирер и ее семья бежали из Польши в Вену. Там на нее оказал влияние раввин доктор Моше Флеш, ученик раввина Самсона Рафаэля Хирша и современного ортодоксального иудаизма. В его проповедях подчеркивалась роль женщин на протяжении всей еврейской истории, что вдохновляло Шенирер.
Шенирер иногда посещала лекции в университете, где она подружилась с молодыми евреями, участвовавшими в программе кампуса под названием Рут, где она наблюдала, как они зажигают свечи на Шаббат (суббота) в нарушение галахи (еврейского закона). Отсюда она поняла необходимость лучшего еврейского образования.
Шенирер вернулась в Краков в 1917 году, где вдохновение, полученное в Вене, побудило ее искать школы для девочек.. Сначала она обратилась к брату, который предположил, что эта идея не приживется. Однако он согласился отвезти ее к Белзерскому Ребе в Мариенбад, который дал ей свое благословение в двух словах: «Мазель уБроча». В собственном описании встречи Шенирер она заявила, что хочет «вести еврейских девушек на путь иудаизма», не уточняя, что она планировала открыть школу и преподавать Тору; и он фактически отказался поощрять девушек своих хасидов идти к Байс Яакову.
«Люди такие перфекционисты, когда дело касается одежды. Неужели они так разборчивы, когда обращаются к семенам души?»-Сара Шенирер
Шенирер открыла детский сад для двадцати пяти детей в своей мастерской швеи, где она подчеркнула любовь к Торе и мицвотам. Шенирер также начал организовывать лекции и библиотеку для еврейских женщин. Ей восхищались за ее чуткость и заботу о других.
После работы Шенирер ложилась спать допоздна, чтобы изучать еженедельную часть Торы, и Танах :
мне очень понравилось », - написала она, обогатили мое понимание еврейского наследия, его красоты и глубины мысли. Но я также увлекался светскими знаниями: образованием, историей, литературой. Особенно мне понравились классические произведения польских и немецких писателей. Я любил их читать.
Уроки представляли собой смесь изучения текстов на иврите в литовском стиле и развития характера в хасидском стиле. Шениреру удалось преодолеть первоначальное сопротивление этому новому типу школы, получив одобрение ведущих раввинов того времени, таких как Геррер Ребе, раввин Авраам Мордехай Альтер и раввин Исраэль Меир Каган (известный как «Хофец Хаим»). За 5 лет уроки Шенирера выросли в 7 школ с 1040 учениками. К 1933 году только в Польше насчитывалось 265 школ, в которых обучалось почти 38 000 учеников.
Основная цель школ была
обучать еврейских дочерей, чтобы они служили Господу изо всех сил и изо всех сил. их сердца; так что они будут выполнять заповеди Торы с искренним энтузиазмом и будут знать, что они дети народа, существование которого не зависит от его собственной территории, как это делают другие народы мира, существование которых основывается на территория и аналогичное расовое происхождение.
В 1933 году Шенирер покинула пост официального главы движения, но продолжала активно участвовать до своей смерти в 1935 году.
В 1923 году Шенирер основала учительскую семинарию, чтобы обучать персонал для ее быстро расширяющейся сети школ. Это также стало образцом для многочисленных высших учебных заведений, которые до сих пор называются «семинариями» (סמינר). Сегодня программа обычно включает два или три года углубленного изучения Торы, а также получение сертификата, а иногда и степени в области образования. Для обсуждения см. Разделы Мидраш, # Учебный план и # Сертификаты ; для дальнейшего контекста см. также Телше Ешива # Явнех.
Сара Шенирер вышла замуж в молодости, но была разведена со своим первым мужем - либо потому, что он не был достаточно религиозным, либо потому, что пара был бездетным. Позднее Шенирер снова женился. Хотя она оставалась бездетной, ее ученики говорили о себе как о ее детях. Они считаются наследием фрау Шенирер.
Шенирер выросла в семье белзер-хасидов. Она начала свое движение только после получения благословения от Бельзерского Ребе.
1 марта 1935 года Шенирер умер от рака в возрасте пятидесяти одного года.
К 1939 году их было около 250 открыты школы, а в школах Байс Яаков более 40 000 учеников. Одним из ее учеников был Реббецин Вична Каплан, основательница первой средней школы Байса Яакова и учительской семинарии в Америке. В своем завещании она написала: «Мои дорогие девочки, вы выходите в великий мир. Ваша задача - посадить святое семя в душах чистых детей. В каком-то смысле судьба древнего Израиля находится в ваших руках.. " Восхищение было взаимным, и девушки из движения назвали ее «Сара Имейну», что переводится как «Наша мать Сара». У нее не было собственных детей; так что девушки из движения заполнили эту пустоту для нее.
В 70-ю годовщину смерти Шенирер в 2005 году в Иерусалиме было создано «архивное хранилище» в ее честь. В том же году некоторые из ее сторонниц отправились на миссию по восстановлению ее надгробия. Ее первоначальное надгробие было разрушено при строительстве концлагеря Краков-Плашув. Ее надгробие было восстановлено в 2005 году. После реставрации директор Центрального Байса Яаков произнес панегирик Шениреру и закрыл его, сказав: «Фрау Шенирер, мы не просто устанавливаем памятник на месте вашей могилы. Мы устанавливаем его. в наших сердцах: для нас и для всех поколений, которые придут после нас ».
Сегодня существует много школ Байс-Яакова, носящих имя Шенирера, включая институт в Нью-Йорке который обслуживает религиозных еврейских женщин и девочек, позволяя им завершить учебу в бакалавриате и магистратуре в религиозной среде, предлагая курсы по социальной работе, социальным наукам, образованию, графическому дизайну и многому другому.
Влиятельный педагог и издатель иврита двадцатого века Зеви Шарфштейн описал Шенирера в своей работе 1964 года «Великие преподаватели иврита» (גדולי חינון בעמנו, Rubin Mass Publishers, Иерусалим, 1964).
В своем романе Пелех Лайлах израильский писатель Эстер Эттингер, которая училась в школе Байс Яаков девочкой, вплетает отрывки из произведений Сары Шенирер.
Ее ученица Перл Бениш написала книгу о Саре Шенирер под названием «Неси меня в своем сердце».