Современный вид на центральную часть святилища | |
Местоположение | Акраи |
---|---|
Регион | Сицилия |
Сантони - это собрание статуй, высеченных на скале возле Палаццоло Акреиде, древнего Акраи, в Сицилии.
Статуи - остатки святилища одного из самых загадочных культов древности, культа Magna Mater. Хотя это место очень плохо сохранилось, это место уникально по своим масштабам и завершенности скульптур. Считается, что это был главный центр культа богини Кибелы на Сицилии.
По стилистическим причинам и в результате археологических открытий в окрестностях святилище было датируется учеными примерно четвертым или третьим веками до нашей эры.
Холм, на котором был основан Акрай, был заселен с очень древних времен. Фактически, на его северном склоне укрытие под скалой дало многочисленные свидетельства материалов каменного века, которые демонстрируют все характеристики верхнего палеолита и по сей день являются старейшим надежно идентифицированным жилищем на всей Сицилии.
Фукидид сообщает, что Акрай был основан в 665/4 г. до н.э. сиракузянами на плато, ограниченном крутыми скалами и четырьмя ручьями, с которых можно было контролировать все пути доступа. Город гарантировал свободное сообщение между Сиракузами, греческими городами на южном побережье Сицилии и городами Сицилии во внутренних районах.
В течение четвертого и пятого веков нашей эры Акрай упоминается как самый важный христианский центр восточной Сицилии после самих Сиракуз, о чем свидетельствуют обнаруженные там обширные катакомбы. Неизвестно, когда город прекратил свое существование, но историк Микеле Амари предположил, что его разрушение произошло в 827 году, во время исламского завоевания Сицилии. Средневековый Палаццоло Акрейде, ближайшее поселение к Акраю, впервые упоминается в географии Эдриси.
Большой комплекс святилищ расположен вдоль южная сторона холма Орбо, на каменистом выступе с видом на тропу с двумя плоскими полукруглыми участками на каждом конце. Круглые камни, которые, вероятно, являются алтарями, видны в двух полукруглых областях и вдоль пути.
Скульптуры находятся в двенадцати широких нишах, высеченных в скале, одиннадцать на одном уровне и еще одна на нижнем уровне. Другие меньшие ниши без изображений завершают структуру, имеющую обычный архитектурный дизайн, что указывает на то, что это было единое святилище, а не собрание вотивных рельефов. Обнаружение ламп и небольших патер подтверждает идентификацию этого места как резиденции культа.
В одиннадцати нишах изображение богини изображено на троне с другими фигурами, окружающими ее.. В двенадцатой нише она изображена стоящей на ногах в натуральную величину.
Идентификация богини в нишах как Кибелы (Magna Mater) происходит из сравнения иконографии с изображениями ее в других местах греческого мира, особенно в Афинах. Богиня изображена со складчатым хитоном и гиматом, собранным на ее левом плече и падающим на колени. Ее волосы в стиле «дыни» с двумя длинными локонами, ниспадающими на плечи, и модиусом на голове. По бокам от нее два льва в геральдических позах. На некоторых скульптурах в правой руке отчетливо видна patera, а в левой - tympanum. В других скульптурах эти орудия не разглядеть, но общее сходство рельефов и светлых следов фигурного рельефа позволяет предположить, что они когда-то присутствовали.
Используются две иконографические позы: богиня, сидящая на своем троне, часто в наискосе (святилище), что характерно для севера ионического и юга эолийского изображения; и богиня, стоящая прямо, что более типично для южной Ионии. Обе модели можно увидеть также в фригийской сельской скульптуре, а в некоторых частях Малой Азии очень похожие и почти современные изображения можно найти в сельских святилищах Великой Матери. Ближайшие параллели - это святилище Айзанои во Фригии, небольшое святилище около Пергама и священный комплекс около Эфеса.
Небольшие фигуры изображены рядом с богиня Кибела примерно в пяти нишах (плохая сохранность не позволяет исключить возможность того, что изначально этих второстепенных фигур было больше). К ним относятся Гермес, Аттис, Геката, Диоскуров, Галли и Корибанты. Хотя связь этих фигур с богиней может быть восстановлена из многих литературных, эпиграфических и монументальных источников, одновременное присутствие всех из них является абсолютно уникальной особенностью Сантони, которая не известна ни по одному другому примеру. В сочетании этих второстепенных фигур можно выделить три иконографические схемы, каждая из которых связана с определенными религиозными мотивами, известными из эллинистических и римских памятников.
Первая схема используется в пяти рельефах и характеризуется галли (мифические и ритуальные жрецы богини) и корибантами (мифическими спутниками галли), изображенными в виде двух маленьких фигур по бокам головы Кибелы. Они носят туники, часто с накидкой и фригийской шапкой, и несут свои опознавательные символы: тимпан в левой руке и жезл в правой.
Сочетание Кибелы, Гермеса и Аттиса, изображенное на другом рельефе, является второй иконографической схемой, известной из других греческих изображений. На этом рельефе, который в значительной степени не поврежден, Кибела находится в необычном положении: она стоит с вытянутыми руками, левая рука лежит на голове Аттиса, а правая - на голове Гермеса, в защитном жесте. Гермеса и Аттиса можно узнать по их атрибутам (кадуцей и пастуший посох соответственно) и по их скрещенным ногам.
Справа от Аттиса изображена очень плохо сохранившаяся женская особь - хорошо различимы лишь ее широкие контуры и некоторая драпировка. Кажется, она идет и держит в левой руке какой-то предмет, который может быть длинным факелом, подобным тому, что носит Геката Дадофора. Это связано с третьей иконографической схемой, известной из эллинистических и римских памятников: божественной триадой Кибелы, Гермеса и Гекаты.
В этом рельефе есть еще один элемент, достойный упоминания: два человека верхом на больших лошадях - вероятно, Диоскуры, которые также связаны с Magna Mater и ее тайнами в эпиграфических и художественных источниках.
По богатству и сложности своих изображений сантони предлагают, таким образом, своего рода синтез иконографии и религиозных идей, связанных с культом Magna Mater. Уникальность памятника заключается, прежде всего, в наличии множества людей, связанных с ней в разрозненных литературных, эпиграфических и художественных источниках. Ни в одном другом известном случае не было найдено так много в одной композиции.
Сантони были впервые упомянуты принцем Бискари в его книге 1781 года Viaggio per tutte le antichità della Sicilia, а несколько лет спустя - французским художником Жаном- Пьер Уэль, который представил описание и классические реконструкции. Изображения Хуэля неточны и, наряду с его интерпретацией Сантони как погребальных скульптур, они привели более поздних ученых к ошибочным выводам. Например, на картинке из Хоуэля справа львы, фланкирующие богиню, вместо этого изображены как собаки (побуждая зрителя идентифицировать ее как Артемиду).
Правильное археологическое исследование началось в девятнадцатом веке с работы барона, королевского хранителя древностей в Валле ди Ното, который отправился искать гробницы, опубликованные Хауэлем, и нашел другие группы скульптур, мощеные дорожки и такие предметы, как лампы и маленькие патеры. Иудика разделяла трактовку Хуэля, считая скульптуры погребальными памятниками.
В 1840 году Доменико Ло Фасо, герцог Серрадифалько опубликовал описание этого места с иллюстрациями Франческо Саверио Каваллари и, следуя интерпретации Сантони как погребальной памятники, обозначенные главной фигурой как Исида -Персефона. Этой теории последовали в следующем столетии Паоло Орси и Пейс, которые интерпретировали скульптуры как Деметра и Коре - два сицилийских божества по преимуществу.
Авторитет двух последних ученых надолго перевесил альтернативное мнение Александра Конзе, который, используя иллюстрации Каваллари, впервые установил связь между сантонскими и анатолийскими и греческими изображениями Кибелы.
В ходе раскопок, проведенных Управлением древностей в 1953 году, были созданы точные иллюстрации скульптур, а профессор Луиджи Бернабо Бреа сделал фотографии, которые были опубликованы в сборнике, который позволил увидеть святилище в более широком масштабе. контекст распространения культа Кибелы в греко-римском мире.
Признание единой структуры памятника, однако, было установлено только в результате подробного исследования профессора Джулии Сфамени Гаспарро, который через Сравнение широкого ряда документов, относящихся к религиозному и историческому контексту, к которому принадлежит святилище, реконструировало значение святилища, насколько позволяет его плохая сохранность, в ее книге I Culti Orientali in Sicilia.
Викискладе есть материалы, связанные с Сантони из Акраи. |