Приходская базилика Санта-Мария-дель-Пополо (Это alian : Basilica Parrocchiale Santa Maria del Popolo) - это титульная церковь и малая базилика в Риме, находящиеся в ведении ордена августинцев. Он стоит на северной стороне Пьяцца дель Пополо, одной из самых известных площадей города. Церковь расположена между холмом Пинциан и Порта-дель-Пополо, одними из ворот в стене Аврелиана, а также начальной точкой Виа Фламиния, самый важный маршрут с севера. Благодаря своему расположению базилика стала первой церковью для большинства путешественников, въезжающих в город. В церкви хранятся работы нескольких известных художников, таких как Рафаэль, Джан Лоренцо Бернини, Караваджо, Алессандро Альгарди, Пинтуриккьо., Андреа Брегно, Гийом де Марсийя и Донато Браманте.
Известная легенда об основании церкви Санта-Мария-дель-Пополо вращается вокруг злая память о императоре Нероне и папе Па schal II очищает территорию от этого вредоносного наследия. История гласит, что после своего самоубийства Нерон был похоронен в мавзолее своей семьи по отцовской линии, Домиции Агенобарби, у подножия Пинцианского холма. Позднее гробница была погребена под оползнем, и на его руинах выросло огромное ореховое дерево, которое ″ было таким высоким и возвышенным, что ни одно другое растение ни в чем не превосходило его ». Вскоре дерево стало излюбленным местом множества людей. злобных демонов, преследующих жителей этого района, а также путешественников, прибывающих в город с севера через Порта Фламиния : ″ некоторые были напуганы, одержимы, жестоко избиты и ранены, другие чуть не задушены или с ужасом убиты. ″
Поскольку демоны подвергли опасности важную подъездную дорогу к городу, а также расстроили все население, новоизбранный понтифик Пасхал II был серьезно обеспокоен. Он ″ видел, как стадо Христово, вверенное его бдению, становилось добычей адских волков ″. Папа постился и молился три дня, и в конце этого периода, измученный, ему снилась Пресвятая Дева Мария, который дал ему подробные инструкции, как освободить город от демонической напасти.
В четверг после Третьего воскресенья Великого поста 1099 года Папа организовал все духовенство и население Рима в одну впечатляющую процессию, которая с распятием во главе продолжалась городской участок Via Flaminia, пока не достигнет зараженного места. Там Пасхал II совершил обряд экзорцизма, а затем нанес решительный удар по корню орехового дерева, заставив злых духов с безумным криком вырваться наружу. Когда все дерево было снято, среди руин были обнаружены останки Нерона; Папа приказал бросить их в Тибр.
, наконец, освобожденный от демонов, и этот уголок Рима можно было посвятить христианскому богослужению. Пасхал II под звуки гимнов поставил первый камень жертвенника на месте бывшего орехового дерева. Он был включен в простую часовню, строительство которой было завершено за три дня. Строительство было отмечено с особой торжественностью: Папа освятил небольшое святилище в присутствии большой толпы в сопровождении десяти кардиналов, четырех архиепископов, десяти епископов и других прелатов. Он также подарил часовне много реликвий и посвятил ее Деве Марии.
Легенда была рассказана монахом-августинцем в его трактате о церкви Санта-Мария-дель-Пополо, который был опубликован в Риме в 1599 году и переведен на итальянский язык в следующем году. год. Другой августинец, Амброджо Ландуччи перефразировал ту же историю в своей книге о происхождении базилики в 1646 году. С тех пор легенда пересказывалась несколько раз с небольшими изменениями в собраниях римских диковинок, научной литературы и путеводителей. Пример вариаций можно найти в книге Оттавио Панцироли, в которой утверждалось, что демоны, населяющие дерево, принимали форму черных ворон. Неизвестно, как далеко уходит эта традиция, но в 1726 году в архиве Санта-Мария-дель-Пополо был каталог святых мощей церкви, написанный в 1426 году, который содержал (утерянную) версию ″ чуда с ореховым деревом. ″. Это предположительно было скопировано с еще более древней таблички на главном алтаре. В 15 веке эта история была уже достаточно популярна, чтобы ее рассказывали различные немецкие источники, такие как «Описание Рима» (1452 г.) или «Паломничество Арнольда фон Харфа» (1497 г.).
Фактическая основа легенды - это слабый. Нерон действительно был похоронен в мавзолее его семьи по отцовской линии, но Светоний в своей «Житии Нерона» пишет, что «семейная гробница Домициев [находилась] на вершине Садового холма, который виден из Марсово поле ». Таким образом, мавзолей располагался где-то на более высоких северо-западных склонах холма Пинциан, а не у его подножия, где стоит церковь.
Фундамент часовни Паскалом II, возможно, был частью усилий по восстановлению безопасности района Порта Фламиния, который находился за пределами жилого ядра средневекового Рима и определенно кишел бандитами. Другим возможным источником вдохновения для легенды могла быть хорошо задокументированная месть Папы Пасхала II на теле своего оппонента, антипапы Климента III. Папа захватил город Чивита Кастельяна, приказал эксгумировать труп Климента из его могилы и приказал бросить его в Тибр. Климент III был протеже императора Священной Римской империи Генриха IV, которого папы часто называли «Нероном».
Имя дель Пополо («из народ "), скорее всего, произошло от слова populus, что на средневековой латыни означает большой сельский приход. В данном случае название относится к первому пригородному поселению вокруг Виа Фламиния, которое было сформировано после того, как часовня была построена в этой ранее заброшенной части Марсового поля. Другие считают, что это название подразумевало спасение жителей Рима от демонической беды или произошло от латинского слова pōpulus, означающего тополь. Демоническое дерево было огромным грецким орехом, но на древних гробницах в этой местности могли расти тополи. Имя Санта Мария ад Фламиниам упоминается в некоторых документах 15 века.
Имя Санта-Мария-дель-Пополо отсутствует в каталоге церквей Рима, который был написан Ченчио Камерарио в 1192 году. Более поздняя традиция считала, что чудотворный образ Богоматери, написанный св. Сам Лука был перемещен в церковь Папой Григорием IX из Sancta Sanctorum в Латеранском. Это произошло после того, как наводнение Тибра - вероятно, большое наводнение в 1230 году - вызвало ужасную чуму в городе. Папа созвал кардиналов, все духовенство и народ Рима, и икона была перенесена в торжественной процессии в Санта-Мария-дель-Пополо. После этого чума прекратилась, и в городе было восстановлено спокойствие. Мадонна дель Пополо, безусловно, оставалась одной из самых популярных икон Марии на протяжении веков, привлекала множество паломников и обеспечивала большую роль географически все еще удаленной церкви.
Ранняя история Санта-Мария-дель-Пополо почти неизвестна, потому что архивы церкви были разбросаны во время наполеоновской эпохи, и немногие документы сохранились до 1500 года. Первые упоминания в архивных источниках: с 13 века. В Каталоге Парижа (составленном около 1230 или 1272-76 гг.) С перечислением церквей Рима уже упоминается Санта-Мария-де-Популо. Возможно, небольшая францисканская община жила около церкви примерно до 1250 г., но возможно, что они остались там только временно.
В середине 13 века церковь была передана Ордену Святого Августина, который сохранил его до сих пор. Августинцы были новым нищенским орденом, учрежденным под руководством кардинала, вероятно, наиболее влиятельного члена римской курии в то время. Папа Иннокентий IV назначил Аннибальди корректором и проводником тосканских отшельников в декабре 1243 года. Кардинал созвал встречу в Санта-Мария-дель-Пополо для делегатов отшельнических общин, на которой они провозгласили свой союз и основание новый порядок, подтвержденный Папой буллой Pia desideria 31 марта 1244 года.
Несколько лет спустя церковью была основана община монахов, и францисканцам была возмещена их потеря монастырем Ара Коэли. Вероятно, это произошло в 1250 или 1251 году. Так называемый Великий союз, объединивший различные другие отшельнические общины с тосканцами по приказу Папы Александра IV, также был основан на общем капитуле в Санта-Мария-дель-Пополо под под надзором кардинала Аннибальди в марте 1256 года. Сильная связь между семьей Аннибальди и церковью была засвидетельствована в надписи, в которой упоминались две знатные дамы семейства, Карития и Гулития, которые установили в базилике какой-то мраморный памятник в 1263 году. В Туринском каталоге (ок. 1320 г.) указано, что в то время в монастыре проживало 12 монахов из ордена отшельников.
Идеализированное изображение Рима из 1493 г. Нюрнбергские хроники с Санта-Мария-дель-Пополо обведена красным.В его булле Dum praecelsa Pope Бонифаций IX 30 августа 1400 г. даровал особую снисходительность тем, кто приносил милостыню на строительство новой скинии над чудотворным образом Богородицы. Мраморный рельеф с изображением коронации Богородицы (ныне сохранившийся в коридоре ризницы) мог быть частью готического кибория или целлы, построенной для иконы после этой папской уступки.
В 15 веке монастырь Санты Мария дель Пополо присоединилась к наблюдательному движению за реформы, которое пыталось восстановить первоначальную чистоту монашеской жизни. Главный капитул августинских наблюдателей в мае 1449 года учредил пять отдельных общин для религиозных монахов в Италии. Монастырь Рим-Перуджа иногда называли в честь Санта-Мария-дель-Пополо, хотя монастырь никогда не имел официального статуса материнского дома. В 1472 году монастырь был передан Папой Сикстом IV Ломбардской Конгрегации, самой важной и многолюдной из всех, и стал ее римской штаб-квартирой и резиденцией генерального прокурора (посла) в Римской курии..
Вскоре после передачи престижной ломбардской конгрегации Санта-Мария-дель-Пополо была реконструирована между 1472 и 1477 годами. приказы Папы Сикста IV. Это было частью амбициозной программы городского обновления папы, представившейся римским реставратором Urbis. Средневековая церковь была полностью снесена, и была построена новая трехнефная базилика в форме латинского креста с четырьмя одинаковыми часовнями с обеих сторон, восьмиугольным куполом над переходом и высокой колокольней в ломбардском стиле в конце правого трансепта. Результатом этой реконструкции стал ранний и превосходный образец итальянской архитектуры эпохи Возрождения в Риме. Несмотря на множество последующих изменений, базилика сохранила свой сикстинский вид до наших дней.
Архитектор или архитекторы этого новаторского проекта остаются неизвестными из-за отсутствия современных источников. Джорджо Вазари в своей жизни приписал все важные папские проекты в Риме во время Сикста IV флорентийцу, Баччо Понтелли, включая базилику и монастырь Санта-Мария-дель-Пополо. Современные исследователи посчитали это утверждение весьма сомнительным и предложили среди них другие имена Андреа Брегно, ломбардского скульптора и архитектора, мастерская которого, несомненно, получила важные заказы в базилике. Принципиальные различия между фасадом и интерьером предполагают, что над зданием работали, возможно, более одного архитектора.
Герб Папы Сикста IV в нефеГод завершения указан на надписях над боковыми дверями фасада. Один слева гласит «SIXTUS · PP · IIII · FVNDAVIT · 1477», другой справа - «SIXTUS · PP · IIII · PONT · MAX · 1477». Якопо да Вольтерра записал в своем дневнике, что папа посетил церковь, которую «он перестроил с нуля несколько лет назад» в 1480 году. Папа был так сильно привязан к церкви, что каждую субботу ходил туда молиться и совершал мессу. в папской часовне ежегодно 6 сентября в праздник Рождества Богородицы. 2 июня 1481 г., когда слух о смерти Мехмеда Завоевателя подтвердился, папа вместе с кардиналами и послами отправился на вечерню в Санта-Мария-дель-Пополо с благодарением. Другим случаем, когда папа отмечал важное событие в базилике, была победа папских войск против неаполитанцев в Кампоморто 21 августа 1482 года.
Реконструкция также имела символическое значение, что злое ореховое дерево Нерона было вытеснено благодатным дубом Делла Ровере. Папские гербы были размещены на фасаде и сводах как «символы вечного счастья и защиты от молний», как объяснил Ландуччи, восхваляя перестановку двух деревьев. Еще одним важным аспектом реконструкции Сикстины было то, что она сделала базилику - первую церковь для паломников, прибывающих в Рим с севера - династическим памятником семьи Делла Ровере. Это было подкреплено родственниками папы и другими придворными, купившими часовни и построившими надгробные памятники. «Санта-Мария-дель-Пополо стала местом, чтобы визуально объединить универсальное господство церкви с делла Ровере, тотемным символом, который ассоциировал делла Ровере с Римом и позволил им использовать его великолепие и славу», - заявила Лиза Пассалья Бауман.
План базилики в ее первоначальной форме кватроченто; форма хора и трансепта неяснаНовый главный алтарь для иконы Мадонны был заказан кардиналом Джулиано делла Ровере, племянником папы, или кардиналом Родриго Борджиа в 1473 г. Другой родственник, кардинал Доменико делла Ровере купил две часовни с правой стороны. Он превратил первую в погребальную часовню, а вторую продал кардиналу Хорхе да Коста в 1488 году. Следующая папская семья, Кибос, оборудовала вторую часовню справа в 1490-е годы, а также третья часовня слева, а третья часовня справа досталась другому кардиналу-племяннику Папы Сикста, Джироламо Бассо делла Ровере. В первой часовне слева был похоронен доверенное лицо папы епископ Джованни Монтемирабиле в 1479 году. Другой доверенное лицо, кардинал Джованни Баттиста Меллини, был похоронен в третьей часовне слева после своей смерти в 1478 году. два художника, наиболее тесно связанные с этим периодом церкви, - скульптор Андреа Брегно и художник Пинтуриккьо.
Базилика сохранила свое значение в эпоху Борджиа. Когда в июне 1497 года был убит сын Папы, герцог Гандийский, тело было положено в базилику и похоронено в часовне Борджиа. Другие члены семьи и их окружение также были похоронены в трансепте, в том числе Ванноцца деи Каттанеи, бывшая любовница Александра VI в 1518 году, а также секретарь и врач папы Людовико Подокатаро в 1504 году.
С избранием другого кардинала Делла Ровере, Юлия II В 1503 году базилика Санта-Мария-дель-Пополо снова стала любимой церковью правящего папы. Юлий был сильно предан идее Мадонны дель Пополо, но он также был сильно предан делу увеличения славы своей династии. По этим причинам он взял на себя работу своего дяди и построил новый просторный хор между 1505 и 1510 годами за главным алтарем. Проект был поручен его любимому архитектору Донато Браманте. Хор был построен в стиле Высокого Возрождения и украшен фресками Пинтуриккьо на парусном своде и витражами Гийома де Марсийя. Он также использовался как мавзолей, где Андреа Сансовино создал две монументальные гробницы для кардинала Джироламо Бассо делла Ровере († 1507 г.), любимого кузена папы, и кардинала Асканио. Сфорца († 1505 г.), его бывший соперник.
Для Рафаэля было еще одно важное поручение. Он написал Мадонну с Покровом, изображение Святого Семейства (ок. 1508) и Портрет Папы Юлия II (ок. 1511), которые будут выставлены в церкви.. Есть упоминания о 1540-х годах и позже, что пару очень престижных вотивных изображений иногда вешали на столбы в праздничные дни, но в остальном они, вероятно, хранились в ризнице. К сожалению, в 1591 году обе картины были удалены из церкви Паоло Эмилио Сфондрати и позже проданы.
Юлий II дал согласие богатому сиенскому банкиру, Агостино Киджи, усыновленному в семью Делла Ровере, построить мавзолей вместо второй боковой часовни слева в 1507 году. часовня была посвящена Деве Лорето, культ которой горячо продвигался папами Делла Ровере. Часовня Киджи была спроектирована Рафаэлем и была частично завершена в 1516 году, но долгое время оставалась незавершенной. Этот амбициозный проект создал прочную связь между базиликой и чигитами, которая распространилась и на следующее столетие.
В юлианскую эпоху церковь снова стала местом проведения важных папских церемоний. Папа начал свою первую кампанию здесь 26 августа 1506 года, а когда он вернулся в Рим после успешной войны на севере Италии, он провел ночь 27 марта 1507 года в монастыре Санта-Мария-дель-Пополо. На следующий день Юлий отслужил мессу в Вербное воскресенье в церкви, украшенной пальмовыми и оливковыми ветвями. После церемонии состоялся триумфальный въезд в город. 5 октября 1511 г. в базилике была торжественно провозглашена Священная лига против Франции. 25 ноября 1512 года в этой церкви также было объявлено о союзе папы с императором Максимилианом I в присутствии 52 дипломатических посланников и пятнадцати кардиналов. Папа также посетил Мадонну дель Пополо по личным причинам, например, когда он молился за выздоровление своего любимого племянника, Галеотто Франсиотти делла Ровере в начале сентября 1508 года.
Путешествие Лютера в Рим в качестве молодого монаха-августинца - это знаменитый эпизод его жизни до Реформации. Хотя его пребывание в городе стало легендой, обстоятельства и подробности этого путешествия на удивление неясны из-за нехватки достоверных источников. Даже традиционная дата (1510/11) была недавно подвергнута сомнению, когда Ганс Шнайдер предположил, что поездка произошла годом позже, в 1511/12 году.
Несомненно, путешествие было связано с враждой между Наблюдателем и Монастыри ордена августинцев в Священной Римской империи и их предполагаемый союз. Согласно традиционной датировке, Лютер прибыл в Рим в период с 25 декабря 1510 года по январь 1511 года. Его биограф Генрих Бёмер предположил, что молодой наблюдательный монах останавливался в монастыре Санта-Мария-дель-Пополо. Это предположение оспаривалось новыми биографами, которые утверждали, что напряженные отношения между Ломбардийской конгрегацией и администрацией ордена августинцев сделали монастырь Санта-Мария-дель-Пополо неподходящим местом проживания для Лютера, который пытался добиться расположения лидеров своего ордена. Как бы то ни было, Лютер, проведший четыре недели в Риме, безусловно, посетил единственный в городе соблюдающий августинский монастырь и его знаменитую паломническую церковь, которая была фаворитом правящего папы.
После эпохи Делла Ровере базилика потеряла свою видную роль папской церкви, но оставалась одним из самых важных мест паломничества церкви в городе. Это было показано 23 ноября 1561 г., когда Папа Пий IV провел торжественное шествие от собора Святого Петра до базилики Санта-Мария-дель-Пополо по случаю открытия Трентского собора. Строительные работы в капелле Чиги продолжались медленными темпами до 1550-х годов. Последним важным дополнением эпохи Возрождения была Капелла Феодолия между 1555 и 1575 годами с богатой лепниной и фресками Джулио Маццони.
. В то же время базилика стала приходской церковью, когда Папа Пий IV создал ее. Приход св. Андрея «за воротами Фламиния» с motu proprio Sacri apostolatus 1 января 1561 г. и навсегда объединил его с монастырем августинцев. Забота о новом приходе была возложена на монахов, и Папа Пий V перенес резиденцию прихода в Санта-Мария-дель-Пополо. Приход до сих пор существует, охватывая большую территорию, включающую южную часть района Фламинио, холм Пинчиан и самую северную часть исторического центра около площади Пьяцца дель Пополо. Базилика была превращена в титульную церковь 13 апреля 1587 г. папой Сикстом V с апостольской конституцией Religiosa. Первым кардинальным священником титула был кардинал Толомео Галлио. Папа Сикст V также усилил литургическое значение базилики, возведя ее в ранг вокзальной церкви в своей булле от 13 февраля 1586 года, которая возродила древний обычай станций. (Эта роль была утрачена в наше время.) Тот же Папа включил церковь в число семи римских церквей паломников вместо неудобно расположенной базилики Сан-Себастьяно фуори ле мура.
в апреле 1594 года. Папа Климент VIII приказал удалить из базилики гробницу Ванноццы деи Каттанеи, хозяйки Александра VI, потому что память о Борджиа была пятном по истории католической церкви для реформированного папства, и все видимые следы должны были исчезнуть.
8 июля 1600 г. монсеньор Тиберио Чераси, генеральный казначей Папы Климента VIII, приобрел право патронажа на старую часовню Фоскари в левом трансепте и вскоре разрушил ее. Новая капелла Черази была спроектирована Карло Мадерно между 1600 и 1601 годами, и она была украшена двумя большими полотнами в стиле барокко Караваджо, преобразованием Святой Павел и Распятие Святого Петра. Это самые важные произведения искусства в базилике и непревзойденные высшие точки западного искусства. Третья картина также значима, Успение Богородицы работы Аннибале Карраччи, которая была установлена на алтаре.
В течение первой половины XVII века в базилике не было других значительных строительных работ, но в боковых часовнях и проходах было воздвигнуто множество погребальных памятников в стиле барокко, наиболее известной из которых является гробница кардинала Джованни Гарциа Меллини Алессандро Альгарди из 1637-38 гг. Два примечательных цикла фресок были добавлены Джованни да Сан-Джованни в капелле Меллини, которую семья владельцев восстановила в 1620-х годах, и Питером ван Линтом в Часовня Иннокенцо Кибо в 1630-х годах.
Новая волна строительства началась, когда Фабио Киджи стал кардинальным священником церкви в 1652 году. Он сразу же начал реконструкцию заброшенной семейной часовни, которая была украшена Автор Джан Лоренцо Бернини. В 1655 году Киджи был избран папой под именем Александр VII. Он неоднократно проверял, как идет работа; Папа посетил 4 марта 1656 г., 10 февраля и 3 марта 1657 г. Благодаря этому личному надзору проект был быстро завершен к середине 1657 г., но последняя статуя Бернини была установлена только в 1661 г.
Герб Киджи с изображением двух побед Антонио Раджи в нефеТем временем папа поручил Бернини модернизировать старую базилику в стиле современного барокко. В марте 1658 года Александр VII ознакомился с работой в компании архитектора. Это оказалось значительной перестройкой, изменившей характер базилики кватроченто. Был изменен фасад, открыты окна большего размера в нефе, добавлены статуи, фрески и лепные украшения в интерьере, возведен новый главный алтарь. Два боковых алтаря и органные чердаки были построены в трансепте, где была снесена старая часовня Борджиа. Герб, символы и надписи Киджи повсюду прославляли папу.
Базилика почти достигла своего окончательного вида после бернинской реконструкции. Последнее важное дополнение произошло во время понтификата Иннокентия XI. Его государственный секретарь, кардинал Альдерано Сибо снес старую семейную часовню (вторая справа) и построил на ее месте роскошную Часовню Сайбо в стиле барокко, спроектированную Карло Фонтана между 1682 и 1687 годами. Большая купольная часовня была украшена картинами Карло Маратта, Даниэля Сейтера и Луиджи Гарци. Он считается одним из самых значительных сакральных памятников, воздвигнутых в Риме в последней четверти 17 века.
Во время правления Папы Климента XI базилика Санта-Мария-дель-Пополо была сцена радостной церемонии. 8 сентября 1716 года папа благословил четырехфутовый меч, украшенный папским гербом, который он послал в подарок принцу Евгению Савойскому, командующему императорской армией после того, как принц выиграл Битва при Петроварадине против османов во время австро-турецкой войны.
Самым заметным дополнением XVIII века к базилике является впечатляющий похоронный памятник принцессе Марии Фламинии Одескальки Киджи, молодой жены дона Сигизмондо Киджи Альбани делла Ровере. Она была спроектирована Паоло Поси в 1772 году и иногда называлась «последней гробницей в стиле барокко в Риме». К тому времени в церкви было полно ценных гробниц и произведений искусства, а для XIX века оставалось совсем немного места. Nonetheles, были небольшие вмешательства: Часовня Сибо-Содерини была восстановлена в 1825 году, Часовня Феоли была полностью переделана в стиле неоренессанса в 1857 году и монументальный Ар-нуво гробница Агостино Киджи работы Адольфо Аполлони была возведена в 1915 году. После этого регулярно проводились только ремонт и реставрация; Первое важное современное вмешательство было проведено в 1912 году с целью «восстановить церковь в ее прекрасном стиле кватроченто» и удалить многие дополнения в стиле барокко в нефе и трансепте.
Городское окружение базилики коренным образом изменилось между 1816 и 1824 годами, когда Джузеппе Валадье создал монументальный неоклассический ансамбль Пьяцца дель Пополо по заказу Папа Пий VII. Был снесен древний монастырь августинцев, были присвоены обширные сады и построен новый монастырь. на гораздо меньшей площади в неоклассическом стиле. Это здание занимало всю правую сторону базилики с боковыми часовнями, огибая основание колокольни и уменьшая визуальную заметность базилики на площади.
Фасад
Фасад базилики.Фасад был построен в стиле раннего Возрождения в 1470-х годах, когда средневековая церковь была перестроена Папой Сикстом IV. Позже он был переработан Джан Лоренцо Бернини в 17 веке, но живописные источники сохранили его первоначальную форму, например, гравюра на дереве в путеводителе Джироламо Францини в 1588 году и ведута Джованни Магги в 1625 году. Первоначально на окнах и спицах были ажурные панели. в центральном окне-розетке, и здание стояло отдельно, с хорошим видом на колокольню и ряд идентичных боковых часовен справа.
Архитектура часто приписывается Андреа Брегно, но без окончательных доказательств. По словам Ульриха Фюрста, архитектор стремился к идеальным пропорциям, а также к мастерской сдержанности в деталях. «Таким образом ему удалось спроектировать лучший церковный фасад в Риме раннего Возрождения».
Двухэтажный высокий фасад был построен из яркого римского травертина. К трем входам ведет лестница, которая придает базилике ощущение монументальности. Архитектура проста и величественна с четырьмя неглубокими пилястрами на нижнем уровне и двумя пилястрами по бокам верхней части с окном-розеткой в центре. Пилястры имеют коринфские капители с лепкой в виде яиц и дротиков и растительным орнаментом на нижнем уровне, а пилястры на верхнем уровне имеют более простые капители с листьями аканта, завитками и пальметтами. Боковые двери увенчаны треугольными фронтонами, на перемычках которых есть дарственные надписи, относящиеся к Папе Сиксту IV. Над ними пара больших арочных окон.
Фронтон и фриз центрального дверного проема.Главный вход более монументален, чем другие. Его заостренный фронтон заполнен скульптурой Мадонны с младенцем в раковине морского гребешка. Ободок ниши украшен херувимами среди шестиконечных звезд и облаков. Фриз украшен прекрасным резным орнаментом из искусственной листвы, клюющих птиц и трех путти, которые держат в руках факелы и дубовые ветки и несут на головах вазы с фруктами. Герб Папы Сикста IV на притолоке окружен дубовыми ветвями. Резьба вокруг двери является единственным значительным скульптурным украшением фасада и в целом резюмирует иконографическую программу восстановления Сикстины. Центральный мотив - Мадонна дель Пополо, окруженная символами небесного света и райского изобилия, переплетенная с гербом династии Делла Ровере и заключенная в идеально классическую рамку.
Бернини добавил две половины ломаного сегментного фронтона по бокам верхнего уровня, заменив оригинальные завитки, и изогнутый соединительный элемент богатыми дубовыми гирляндами. Следующими дополнениями в стиле барокко были два пылающих факела и шесть гор, семейные символы династии Чиги. Первоначально простой фронтон был украшен гербом Папы Сикста IV, висящим на поясе для свитка из листьев аканта, но сохранилась только усеченная верхняя часть щита.
Надписи
Надпись на фасаде, одна из папских булл.На двух сторонах главного входа есть две длинные надписи, в которых цитируются буллы Папы Сикста IV в отношении церкви. В первом, датированном 7 сентября 1472 года и начинающемся словами Ineffabilia Gloriosae Virginis Dei Genitricis, он даровал полное снисхождение и прощение всех грехов верующим обоих полов, которые, искренне покаявшись и исповедуя, посещают эту церковь в те дни. Непорочного зачатия, Рождества, Благовещения, Посещения, Очищения и Успения Пресвятой Девы Марии.
Второй, датированный 12 октября 1472 года, начинается словами A Sede Apostolica sunt illa benigno favore concdenda, в которых он подтвердил бессрочное полное индульгенция, которую можно заработать в ранее указанные праздники Богородицы, и многое другое, посвященное индульгенциям, дарованным церкви бывшими папами.
Эти надписи являются известными образцами так называемого «сикстинского» стиля заглавных букв all'antica, возрожденной формы древнеримского монументального письменного письма, адаптированного для создания уникальной идиомы эпохи Возрождения. Основным источником этого стиля был сам Брегно, который использовал его в надписях на своих надгробных памятниках.
С обеих сторон правой двери есть небольшие мемориальные доски, посвященные индульгенциям, которые Григорий XIII передал базилике в 1582 году и тот факт, что Сикст V включил Санта-Мария-дель-Пополо в число семи паломнических церквей Рима в 1586 году.
Купол
Колокольня в северном стиле и восьмиугольный купол.Купол Санта-Мария-дель-Пополо был первый восьмиугольный купол эпохи Возрождения над прямоугольным крестом, возведенный на высоком тамбуре. Во время его строительства в 1474-75 гг. Он не имел реальных прецедентов, единственными сопоставимыми примерами являются рисунки Филарете утопического города Сфорзинда, которые никогда не выполнялись. Таким образом, купол был визуальной аномалией на горизонте Рима, но позже стал прототипом, у которого есть много последователей в городе и других итальянских городах. Смыслом этой новинки стала чудесная икона Мадонны дель Пополо, которая была помещена прямо в центре купольного святилища.
Сам купол представляет собой довольно неправильную смешанную кладку из блоков туфа, кирпича и раствора, покрытую свинцовыми листами. Есть тонкая внутренняя оболочка из кирпича, которая может быть позже добавлена для создания подходящей поверхности для фресок. Купол увенчан изящным шаром и крестовым навершием. Высокий кирпичный тамбур перемежается восемью арочными окнами, изначально имевшими каменные столбы, как и все другие проемы церкви. Вся конструкция стоит на невысоком квадратном основании.
Колокольня
Колокольня 15 века находится в конце правого трансепта. Позже эта структура была включена в состав монастыря в неоклассическом стиле, который занимал большую часть его тела. Высокая кирпичная башня была построена в северно-итальянском стиле, что было необычно для Рима в то время, но, вероятно, соответствовало вкусу ломбардского собрания. Конический шпиль, сложенный из глиняных кирпичей в форме лепестков, окружен четырьмя цилиндрическими вершинами с коническими крышками. Эти вершины имеют два наложенных друг на друга ряда глухих аркад с выступающими кирпичными арками. Венчает шпиль шаровидно-крестообразный навершие с приставным флюгером. Верхняя часть башни очень похожа на колокольню базилики Сан-Зено в Вероне. Прямоугольная башня сочленена каменными карнизами. На верхнем этаже со всех сторон большие арочные окна. В проемах сохранились только поврежденные следы оригинальных каменных импостов и декоративных кирпичных парапетов, за исключением восточной стороны, где импост остался нетронутым. Это типичное двуфоральное окно с небольшими тосканскими колоннами и четырехлистником.
Круглые часы на южной стороне появились позже. Часы заметно завышены для пространства между окном и карнизом; в 18 веке он был установлен ниже на той же стороне башни. Еще один ряд арочных окон на этом уровне был замурован уже во второй половине 17 века.
Двери
Три деревянных двери с шипами украшены бронзовыми барельефами работы калабрийского скульптора 1963 года. На панелях главной двери изображены сцены из Страстей Иисуса, а барельефы боковые двери иллюстрируют выбранные библейские фразы.
Главная дверьПанели левой двери
верхний ряд: (1) Ангел с книгой - Timor Domini initium sapientiae (Страх Господень - начало мудрости, Псалом 111: 10) ; (2) Ангел с чашей и виноградом - Hic est enim sanguis meus (Это моя кровь, Матфея 26:28)
средний ряд: (1) Ангел с кадилом - Ascendit oratio sicut incensum (Молитва восходит, как фимиам, вариант Псалма 141: 2); (2) Ангел с подсвечником и масляной лампой - Ad revelationem gentium (Благоговение перед язычниками, Луки 2:32)
нижний ряд: (1) Ангел с тиарой и посохом - Ecclesia mater et magistra ( Церковь, мать и учитель, особенно в документах Второго Ватиканского Собора ); (2) Ангел с aspergillum, aspersorium и колосом - Asperge me Domine et mundabor (Очисти меня, Господь, и я буду чист, Псалом 51: 9)
Панели главной двери
1-й ряд: (1) Снятие с креста ; (2) Воскресение
2-й ряд: (1) Иисус встречает свою мать, Марию; (2) Иисус на кресте с Марией и Иоанном
3-й ряд: (1) Бичевание Христа ; (2) Саймон помогает нести крест
4-й ряд: (2) Агония в саду ; (2) Иисус перед Пилатом
Панель правой двери
верхний ряд: (1) Ангел со свитком и источниками воды - Euntes ergo docete omnes gentes (Итак, идите и подготавливайте учеников всех народов., Матфея 28:19); (2) Ангел с трубой - Et vos estote parati (Вы также должны быть готовы, Луки 12:40)
средний ряд: (1) Ангел с чашей, крестом и терновым венцом - Non sicut ego volo sed sicut tu (Не как Я, но как ты, Матфея 26:39); (2) Ангел, сидящий на камне с жезлом - Resurrexit non est hic (Он воскрес, его нет здесь, Матфея 28: 6)
нижний ряд: (1) Ангел с Скрижали Камень - Ego sum Dominus Deus tuus (Я Господь Бог твой, Исход 20: 2); (2) Ангел с голубем и змеем - Ave Maria gratia plena (Богородица, полная благодати, первые слова Богородицы )
Counterfaçade
Контрфасад с дарственной надписью Александра VIIУкрашение контрфасада было частью бернинской реконструкции церкви в XVII веке. Архитектура проста с мраморной рамкой вокруг монументальной двери, зубчатым карнизом, сегментным арочным фронтоном и дарственной надписью, посвященной тщательная перестройка древней церкви, которую Папа Александр VII инициировал как Фабио Киджи, кардинальный священник базилики, и ее освящение в 1655 году в качестве новоизбранного Папы:
АЛЕКСАНДР · VII · P · M / FABII · CHISII · OLIM · CARD / TITULARI · AEDE · ORNATA / SUI · PONTIF · PRIMORDIA / ANTIQAE · PIETATI / IN · BEATAM · VIRGINEM / CONSECR · A · D · MDCLV.
Поддерживается окно-розетка двумя лепными ангелами, созданными Эрколе Феррата в 1655-58 годах под руководством е Бернини. Та, что слева, держит в руке венок. В нижней части контрфасада расположены различные погребальные памятники.
Неф
Интерьер базилики.Церковь Санта-Мария-дель-Пополо - это базилика эпохи Возрождения с нефом и двумя проходами, а также трансептом с центральным куполом. Неф и проходы имеют четыре пролета и перекрыты крестовыми сводами. С каждой стороны по четыре опоры, которые поддерживают арки, отделяющие неф от проходов. Каждая колонна имеет четыре травертиновых полуколонны, три из которых поддерживают арки и свод проходов, а более высокая четвертая поддерживает своды нефа. Капители полуколонн в коринтианском стиле с орнаментом пальметта между свитками. Есть тонкие различия между капителями в типе пальметты и флерона. В отличие от валов колонн, капители по-прежнему покрыты штукатуркой.
Первоначальная архитектура 15 века была в значительной степени сохранена Бернини, который только добавил прочный каменный карниз и украсил арки парами белых лепных статуй, изображающих женщин-святых. Первые две пары слева и справа - основатели и реформаторы средневековых монастырей, остальные - раннехристианские святые и мученики. Их имена написаны на перемычках арок позолоченными буквами. Крестовины остались без украшений и просто побелены. Замковые камни нефа и трансепта украшены гербами Папы Сикста IV. Папские щитки Делла Ровере были также помещены на карниз интрадо в первой и последней арках нефа. Резьба по камню позолочена и расписана. Неф освещен двумя рядами больших сегментных арочных окон потолочного перекрытия с простой каменной лепниной в стиле барокко и карнизом со скобами. До бернинской перестройки оконные проемы были такими же многослойными арочными проемами, как на фасаде и на колокольне.
Неф завершается триумфальной аркой, украшенной роскошной лепной группой, созданной во время бернинской реконструкции. В центре изображен папский герб Александра VII в окружении двух ангелоподобных победителей, держащих пальмовые ветви на богатых цветочных гирляндах. Эта группа - работа Антонио Рагги. Следует отметить, что неф и трансепт имели более унифицированный вид в стиле барокко до пуристической реставрации в 1912 году. Он удалил толстый слой штукатурки с валов травертиновых полуколонн, которые были окрашены, чтобы создать вид чиполлино. мрамор. Еще одна утраченная черта барокко была создана Джованни Мария Мариани, имя которого регулярно упоминалось в платежах между 1657 и 1658 годами. Невозможно восстановить его работу в базилике, но он был специалистом по роскошным орнаментальным фридам с великие фигуры, фестоны и гризайли. Предположительно, ему было поручено безупречно интегрировать настоящую и нарисованную скульптуру в неф и трансепт.
Пара святых в нефе
Фигуры Святой Урсулы и Сесилии, эскиз из мастерской Бернини в Метрополитен-музееПервоначально Бернини планировал заполнить пространство между окнами и арками статуями преклонившего колена ангелы. Эти фигуры появляются на нескольких рисунках в альбоме из его мастерской, но к 1655 году Бернини передумал и поместил статуи святых женщин на карнизы. Эти святые девы ведут взор к изображению Богородицы на главном алтаре. Статуи, вероятно, были спроектированы самим Бернини, и предположительно рисунок с автографом на фигуре Святой Урсулы сохранился в коллекции Museum der bildenden Künste в Лейпциге, но его планы были выполнены скульпторами его мастерской в период с августа по декабрь 1655 года. Их разные стили можно было почувствовать в единой схеме.
Левая сторона:
1-я арка
Монахини и основательницы великих женских монашеских орденов - Скульптор: Эрколе Феррата
2-я арка
Раннехристианские мученики в эпоху гонений - Скульптор: Антонио Рагги
3-я арка
Раннехристианские девы и мученики - Скульптор:
4-я арка
Раннехристианские мученики кто пострадал, чтобы сохранить свою девственность - Скульптор: Антонио Рагги
Святые Клэр и Схоластика | Святые Екатерина и Варвара | Святые Дороти и Агата | Святые Текла и Аполлония |
Правая сторона:
1-я арка
Монахини и религиозные реформаторы - Скульптор:
2-я арка
Древнеримские сестры, помогавшие гонимым христианам - Скульпторы: Паоло Налдини и Лаззаро Морелли
3-я арка
Раннехристианские девы и мученики - Скульптор:
4-й арка
Раннехристианские девы и мученики - Скульптор:
Святые Екатерина и Тереза | Святые Пракседес и Пудентиана | Святые Сесилия и Урсула | Святые Агнес и Мартина |
Трансепт
Соединение нефа и трансептаАрхитектурно трансепт - это похож на неф с такими же крестовыми сводами и полуколоннами кватроченто, каменными облицовками в стиле барокко, карнизами и большими сегментными арочными окнами фонаря. Рукава всего в один пролет, заканчиваются полукруглыми апсидами, перестроенными Бернини. Два одинаковых боковых алтаря и величественные органные чердаки над входными арками восточных боковых часовен были созданы его мастерской. Боковые алтари представляют собой башмаки из разноцветного мрамора, они украшены треугольными фронтонами, коринфскими пилястрами, классическими фризами со свитками аканта и ангелами по бокам. Плинтусы украшены гербами семьи Киджи (княжеская версия на правом алтаре и церковная версия с кардинальной шляпой на другом), а фасады особенно богаты pietre dure каменная кладка.
Первые эскизы четырех мраморных ангелов, поддерживающих алтари, были нарисованы молодым Джованни Баттиста Гаулли, и эти листы до сих пор хранятся в коллекции Берлинского государственного музея. Живые рисунки, вероятно, были приглушены перед исполнением скульпторами мастерской. С 1657 по 1658 год четыре скульптора получали оплату за работу над статуями: Антонио Рагги, Эрколе Феррата, Джованни Антонио Мари и Арриго Джарде.
В 1660 году в новых часовнях трансепта над боковыми дверями были размещены надписи, в которых были названы два племянника папы как основатели, хотя восстановление трансепта было задумано самим Папой Александром VII а расходы были оплачены непосредственно Апостольской камерой. Алтарь Святого Семейства принадлежал Флавио Киджи, который в то время был кардиналом-священником Санта-Мария-дель-Пополо и кардиналом-племянником папы. Алтарь посещения принадлежал принцу Фарнезе Агостино Киджи. Чаша на картине «Святое семейство» намекает на священство, призвание кардинала, в то время как тема Посещения тесно связана с плодородием, чего и ждали от принца, женившегося на Марии Вирджинии Боргезе в 1658 году, даты на надписях: и основал римскую ветвь династии Киджи.
Алтарь посещения
Алтарь посещения в правом трансептеАлтарь на правом алтаре был расписан в 1659 году Джованни Мария Моранди, любимый портретист семьи Киджи. Художник получил эту работу благодаря добрым услугам своего предыдущего покровителя, герцога Франческо Мария Сальвиати в 1657 году. Эскиз херувимов, держащих венок из роз в левом нижнем углу, сохранился в Museum der bildenden Künste в Лейпциге. На полотне нет заметных следов флорентийского ученичества художника, он прочно принадлежит художественному миру римского seicento, в котором доминировал Карло Маратта, хотя можно было заметить и эмилианские влияния.
Любопытно, что Моранди решил не изображать момент встречи Мэри и Элизабет, что является традиционным способом визуализации Посещения. На картине изображена Элизабет, которая приглашает в свой дом свою младшую кузину. Справа Захария берет сумку из рук святого Иосифа. Композиция повторяет линии более известной картины на ту же тему Федерико Бароччи в Кьеза Нуова (1583–86). Даже цвета мантий двух женщин почти одинаковы. Архитектурные элементы картины типично римские. Вместо скромного дома в Иудее дом Захарии и Елизаветы представляет собой монументальное здание с круговыми ступенями, ведущими к входной двери. На заднем плане видны узнаваемые римские здания: круглый Храм Весты в Тиволи, Кастель Сант-Анджело и Мета Ромули. Высоко в небе херувимы, и тот, у кого на плече нет крыльев, очень похож на скульптурного путто, поддерживающего чердак для органа в правом трансепте.
Мраморные статуи ангелов, поддерживающие каркас храма. алтарь приписывается Эрколе Феррате (справа) и (слева).
Сантиссима Пьета детта СалернаЧасовня в левом трансепте до бернинской перестройки называлась Cappella della Santissima Pietà detta Salerna. Название относится к надгробию архиепископа Салерно, умершего в 1482 году. Его могила позже была перенесена в ризницу. Пьета в названии относится к картине на алтаре Якопино дель Конте, "Погребение Христа в гробу", которая сейчас хранится в Musée Condé в Шантильи..
Алтарь был заказан семьей епископа Англоны и казначея Папы Павла III в годы после его смерти в 1548 году. Джованни Бальоне в описании церкви говорится, что она принадлежала к той же композиции, что и надгробный памятник епископа Гульельмо делла Порта. В конечном итоге гробница была перенесена в коридор ризницы, а картина была продана августинцами в 1787 году.
Алтарь Святого Семейства
Алтарь Святого Семейства в правом трансептеАлтарь был выполнен каменотесом Габриэле Ренци около 1658 года. Алтарь для левого бокового алтаря был доверен Бернардино Мей, художнику из Сиены, которого в 1657 году призвал в Рим Папа Александр VII и там он создал дружит с Бернини. 11 августа 1659 года он получил за заказ 200 скуди. Картина идеально адаптирована к бернинскому идеалу «bel composto». Ангел справа изящно совмещен с мраморным ангелом, поддерживающим алтарь. Иконография картины довольно сложна и отличается от обычного изображения Покоя на пути в Египет.
В середине младенец Иисус получает послание от ангела Божьего; и ребенок, и посланник одеты в одинаковые красно-белые одежды. Ангел дает младенцу чашу в знак его земной миссии. За Иисусом наблюдает Святой Иосиф, стоящий позади него, защищая. Ребенок поставил правую ногу на череп, кишащий змеями, а левой ногой раздавил одну из них: символ его победы над злом и ересью. Мария опирается на каменную стену и смотрит в небо, куда херувимы несут орудия Страстей, огромный крест, терновый венец и гвозди. Ангел слева, держащий крестный ход в одежде, может быть символом воскресения. На картине почти нет ничего, указывающего на бегство в Египет, кроме одной пальмы на заднем плане. Согласно традиции, это дерево давало убежище и пищу Святому Семейству в их путешествии. Вместо безмятежной и буколической сцены Мэй подчеркнула надвигающиеся страдания и божественную миссию Иисуса.
Мраморные статуи ангелов, поддерживающих каркас алтаря, приписываются (слева) и Антонио Рагги (справа).
Чердаки для органа
Правый чердак с оригинальным футляром для органаОрган в правом трансепте был первоначально построен в 1499–1500 годах Стефано Павони, магистром органорума из Салерно ; его корпус был украшен гербом Папы Александра VI, который, вероятно, внес свой вклад в расходы. Во время бернинской реконструкции базилики этот инструмент был перестроен мастером органа Джузеппе Теста, который также создал новый орган для левого трансепта. Оба органа давно исчезли, и остался только корпус в правом трансепте. Для левой кантории Карло Вегецци Босси сделал современный орган, торжественное открытие которого состоялось 23 мая 1906 года.
Бернини спроектировал две элегантные мраморные кантории для инструментов, поддерживаемых лепными ангелами и путти с богатыми гирляндами цветов и цветов. гербы Папы Александра VII. Эти чердаки для органов представляют собой витрины династических символов Киджи-Делла Ровере: центральная стойка балюстрады украшена резьбой в виде дуба, древнего символа семьи Делла Ровере, а боковые колонны несут гору и звездный символ чигитов, который снова появляется среди золоченой резьбы по дереву перил среди лиственных ветвей дуба. На оставшемся футляре для органа трубы несут четыре раскидистых корявых ветви позолоченного дуба с листьями и желудями.
Второй вариант футляра для органа из мастерской БерниниПервый вариант футляра для органа был более традиционным с наложенными рядами труб, установленных в архитектурном каркасе, определяемом двумя колоннами и арочным фронтоном, украшенным скульптурная группа. Дуб выглядел как клубок корней, срубленный пень и одна похожая на усик ветвь, обвивающая правую колонну, как символ естественного обновления. Рисунок этого рисунка сохранился в Ватиканской библиотеке. Вторая конструкция, в которой архитектурный каркас исчез, а трубы помещены между ветвями крепкого лиственного дуба, также сохраняется в библиотеке. Ни один из этих двух рисунков не может быть отнесен к самому Бернини, но иконография тесно связана с его дизайном реконструкции базилики.
Это натуралистическое и чудесное дерево-орган могло быть вдохновлено описанием древовидных музыкальных инструментов в Византии и восточном мире или поющими фонтанами садов эпохи Возрождения в Италии. Это дерево имело особое значение в контексте Санта-Мария-дель-Пополо, где все еще были живы воспоминания о злом ореховом дереве императора Нерона. Цветущий дуб также олицетворял духовное возрождение и восстановление церкви Папой в рамках его христианского обновления Romae.
Лепные скульптуры под канторией были смоделированы Антонио Рагги под руководством наблюдение Бернини в 1655-57 гг. Между этими двумя группами есть существенные различия. Историк искусства Марк Вейль предположил, что безмятежный и хорошо составленный орнамент справа был разработан Бернини, в то время как игривая нестабильность другого типична для личного стиля Рагги.
Купол
Фрески купола были написаны на нижняя сторона внутренней кирпичной оболочки. Эта тонкая и легкая структура была построена для создания подходящей поверхности для расписного декора в неизвестную дату. Купол и переход освещают восемь больших полукруглых окон. Мраморная облицовка и двойные коринфские пилястры на боковых стенах восьмиугольного тамбура выглядят как бернинские, хотя подобные двойные пилястры видны на более ранней фреске в вестибюле Зала Систина библиотеки Ватикана. На этой же ведуте видна дорожка с балюстрадой у основания тамбура. Эту зону подчеркивает сильно выступающий каменный карниз с разновидностями аканта и разнообразными розетками.
Триумфальную арку алтаря венчает расписной лепной герб кардинала Антонио Мария Саули. Новый главный алтарь базилики и реконструкция арки по указанию генуэзского кардинала были завершены в 1627 году. Символ его семьи, изображенный орел, установлен на итальянском гербе, украшенном головой херувима и крестом. Герб поддерживают два ангела, изображенные как обнаженные эфебы в безупречной классической манере.
Апсида
Купол.Апсида была разработана Донато Браманте. Здесь находится самый старый витраж в Риме работы французского художника Гийома де Марсийя. Пинтуриккьо украсил свод фресками, в том числе коронацией Богородицы. Гробницы кардиналов Асканио Сфорца и Джироламо Бассо делла Ровере, оба сделанные Андреа Сансовино, также можно найти в апсиде.
Мебель
Нынешняя мебель в базилике в значительной степени современна, как скамьи в нефе или новый алтарь против народного, амвон и кафедра на перекрестке. Однако в церкви есть несколько предметов мебели в стиле барокко: две почти одинаковые чаши со святой водой из цветного мрамора и шесть деревянных исповедников, стоящих у колонн между нефом и проходами. Это практически идентичные изделия с одинаковыми основными чертами: сегментные фронтоны и четыре двойные улитки с цветочным орнаментом по бокам. Тем не менее, есть три разные пары: две простые не имеют другого украшения, две исповедальни типа "Киджи" несут символ шести гор папской семьи между двумя дубовыми ветвями и имеют маленьких херувимов вместо консолей, а две "Мадонны дель" «Пополо» исповедальни имеют на фронтоне небольшую резьбу Мадонны с младенцем (хотя одна из резных фигурок отсутствует).
1. Часовня Делла Ровере
Часовня Делла Ровере (или Рождества Христова) - первая боковая часовня в правом проходе. Он был предоставлен кардиналом Доменико делла Ровере с 1477 года после реконструкции церкви его родственником Папой Сикстом IV. Живописный декор приписывается Пинтуриккьо и его школе. Главный алтарь «Поклонение младенцу со святым Иеронимом» - изысканный автограф. работа самого Пинтуриккио. Могила кардинала Кристофоро делла Ровере (умер в 1478 г.), работа Андреа Брегно и Мино да Фьезоле, была воздвигнута его братом. На правой стороне надгробный памятник Джованни де Кастро (умер в 1506 г.) приписывается Франческо да Сангалло. Часовня - один из наиболее хорошо сохранившихся памятников кватроченто искусства в Риме.
2. Часовня Сайбо
Часовня Сайбо была радикально перестроена кардиналом Альдерано Сайбо (1613–1700) между 1682 и 1687 годами в соответствии с планами Карло Фонтана. Благодаря красоте картин, драгоценности мраморных облицовок, покрывающих ее стены, и значимости художников, участвовавших в ее строительстве, часовня считается одним из самых значительных сакральных памятников, возведенных в Риме в последней четверти XVII века.
3. Часовня Бассо делла Ровере
Часовня Бассо делла Ровере была построена Джироламо Бассо делла Ровере в 1480-х годах. Архитектура похожа на часовню Рождества Христова, а расписные украшения приписываются Пинтуриккио и его мастерской. Изюминкой часовни являются великолепная фреска Мадонны с младенцем на троне со святыми Августином, Франциском, Антонием Падуанским и святым монахом над алтарем, Успение Богородицы на первой стене и иллюзионистское монохромное украшение пьедестала с расписными скамьями и сценами мученичества. Сохранилась и оригинальная напольная плитка майолика из Деруты.
4. Часовня Коста
Капелла Коста построена по тому же плану, что и часовни Делла Ровере, но ее обставил португальский кардинал Хорхе да Коста, купивший ее в 1488 году. Самыми важными произведениями искусства являются картины люнеты школы Пинтуриккьо с изображением четырех отцов церкви; мраморный алтарь Джан Кристофоро Романо (ок. 1505); и надгробный памятник кардиналу Коста у школы Андреа Брегно. Здесь сохранился бронзово-мраморный надгробный памятник Пьетро Фоскари 1480 года.
5. Часовня Монтемирабиле
Часовня была названа в честь епископа Джованни Монтемирабиле († 1479), и в 1561 году она была преобразована в баптистерий базилики. Самыми ценными произведениями искусства в часовне являются эдикулы монастыря купель для крещения и купель со святым маслом. Они были собраны в 1657 году из фрагментов снесенного памятника XV века, созданного мастерской Брегно. Могила кардинала Антониотто Паллавичини на левой стене была изготовлена этой же мастерской в 1501 году.
6. Часовня Киджи
Даниил Бернини в часовне КиджиБанкир Агостино Киджи поручил Рафаэлю спроектировать и украсить его погребальную часовню около 1512–1514 годов. Часовня является сокровищницей итальянского искусства эпохи Возрождения и барокко и считается одним из важнейших памятников базилики. Купол централизованной восьмиугольной часовни украшает мозаика Рафаэля Сотворение мира. Статуи Ионы и Илии были вырезаны Лоренцетто. Позже часовня была завершена Джан Лоренцо Бернини для Фабио Киджи. Среди его работ - скульптуры Аввакума и Ангела и Даниила и Льва.
7. Часовня Меллини
Часовня, посвященная святому Николаю Толентино, является одной из оригинальных шестиугольных боковых часовен базилики XV века, но ее внутреннее убранство было изменено в последующие века. На протяжении веков он был погребальной часовней семьи Меллини и содержит несколько памятников, среди которых работы Алессандро Альгарди и Пьера-Этьена Монно. Фрески свода были созданы Джованни да Сан-Джованни в 1623–1627 гг.
8. Часовня Кибо-Содерини
Часовня Распятия или Часовня Кибо-Содерини была реконструирована в эпоху барокко, когда фламандский художник Питер ван Линт выполнил цикл фресок на своде и люнетах, которые изображают ангелов с символами страстей и пророков. Две большие фрески на боковых стенах показывают сцены из «Легенды об истинном кресте». Над главным алтарем коринфского эдикула находится деревянное распятие 15 века. Часовня была восстановлена Лоренцо Содерини в 1825 году.
9. Часовня Феодолия
Часовня является скрытой жемчужиной римского маньеризма и работы крупного художника и лепнина Джулио Маццони. Его также называли Cappella Santa Caterina «del Calice» или «del Cadice» в честь классической мраморной статуи Святой Екатерины на алтаре, лепных чаш на спанделях и титула ее покровителя, Джироламо Теодоли. Епископ Кадиса. Первоначально украшение было заказано первым владельцем, Траяно Аликорни в 1555 году, работа была возобновлена под новым покровителем, Джироламо Теодоли в 1569 году и закончена примерно в 1575 году.
10. Часовня Чераси
В капелле Чераси хранятся два знаменитых полотна, написанных Караваджо - Распятие Святого Петра и Обращение по пути в Дамаск (1600–01)). Это, наверное, самые важные произведения искусства в базилике. Между двумя работами Караваджо находится алтарь Успение Богородицы работы Аннибале Карраччи.
11–12. Часовни Феоли и Цикада
Две идентичные часовни, открывающиеся в правом трансепте, относительно незначительны с точки зрения художественной ценности по сравнению с другими боковыми часовнями церкви. Оба были построены во время вмешательства Бернини в 17 веке, но их нынешнее убранство намного позже. Наиболее значительным произведением искусства является фрагментированный надгробный памятник Одоардо Цикада, епископа Сагоны работы Гульельмо делла Порта, датируемый примерно 1545 годом. Гробница, которая изначально была больше и больше богато украшенный, расположен в часовне Цикады (или Святой Риты).
Церковь была излюбленным местом захоронения римской аристократии, духовенства и грамотных, особенно после вмешательства Бернини. Помимо гробниц в приделах, наиболее примечательными памятниками являются:
1. Мария Элеонора Бонкомпаньи Людовизи
Первым памятником при входе в базилику является стенная гробница Марии Элеоноры I Бонкомпаньи, владычицы принцессы Пьомбино прямо у двери на контрфасаде. Княгиня умерла в 1745 году после посещения больницы. Ее могила была спроектирована в 1749 году.
Погребальный памятник представляет собой типичное произведение искусства позднего барокко с отчетливо мрачными деталями. На базе изображен крылатый дракон, символ семьи Бонкомпаньи. Пластина на эпитафии сделана из полированных цветных камней pietre dure. Над надписью венчает олицетворение Времени (крылатый череп), герб княжества Пьомбино и две аллегорические фигуры (Милосердие и Кротость). Мемориальная доска заключена в белую мраморную рамку с раковиной в нижней части и фронтоном вверху с ракушкой, двумя пылающими факелами и еще одним крылатым черепом.
2. Джованни Баттиста Гислени
Нижняя часть памятника ГислениМогила Джованни Баттиста Гислени, итальянского архитектора и сценографа в стиле барокко, работавшего на польский королевский двор в период 1630–1668 гг., вероятно, является самым жутким погребальным памятником в базилике. Он расположен между деревянной будкой и каменной полуколонной с правой стороны контрфасада. Мемориал был спроектирован и установлен самим архитектором в 1670 году за два года до его смерти.
Верхняя часть памятника представляет собой каменную доску с длинной надписью и портретом покойного в тондо, написанным фламандским портретистом Якобом Фердинандом Воет. На стене висит расписной балдахин, поддерживаемый ангелами. Более интересна нижняя часть: в окно за железной решеткой выглядывает скелет. Зловещая, закутанная фигура смотрит на зрителя, скрестив костлявые руки на груди. Каменная рама окна украшена гербом и двумя бронзовыми медальонами. На левом изображено дерево со срезанными ветвями, но с новыми побегами, на котором гусеница плетет кокон, а на правом изображена метаморфоза гусеницы в мотылька. Это символы смерти и воскресения. Надписи передают одно и то же сообщение: In nidulo meo moriar («в моем гнезде я умираю», то есть в городе Риме) и Ut phoenix multiplicabo умирает («как феникс я умножаю свои дни»). На верхней и нижней части памятника есть две загадочные надписи: Neque hic vivus и Neque illic mortuus («Ни живущие здесь, ни мертвые там»).
В этой гробнице скелет не олицетворение Смерти, как в других гробницах в стиле барокко, а изображение умершего (переходное изображение) на пути к воскрешению, и благодаря этому «смерть стала символом жизни. ".
3. Мария Фламиния Одескальки Киджи
Памятник Марии Фламинии Одескальки КиджиНадгробный памятник принцессе Марии Фламинии Одескальки Киджи иногда называют «последней гробницей в стиле барокко в Риме». Вероятно, это самый впечатляющий, яркий и театральный надгробный памятник базилики. Он был построен в 1772 году для молодой принцессы, первой жены дона Сигизмондо Киджи Альбани делла Ровере, 4-го принца Фарнезе, умершего при родах в возрасте 20 лет. Его спроектировал Паоло Поси, архитектор в стиле барокко, прославившийся своей эфемерной архитектурой, построенной для торжеств и выполненной Агостино Пенной. Гробница расположена у колонны между часовнями Киджи и Монтемирабиле.
Портрет кардинала Джан Джироламо Альбани работы Паракки.Памятник показывает влияние гробницы Бернини на Марию Рагги в Санта-Мария-сопра-Минерва. Поси использовал геральдические символы Киджи и Одескальчи, чтобы отметить переплетение двух княжеских семей. В нижней части памятника белый мраморный лев Одескальки поднимается на гору Киджи; Справа дымящаяся курильница снова намекает на Одескальхис. Корявый бронзовый дуб (Чиги) растет из горы с огромным красным мраморным одеянием на ветвях. Одеяние окаймлено золотом и украшено эпитафией из золотых букв, а также звездами Киджи и курильницами Одескальчи в нижней части. В верхней части гробницы белый мраморный орел и два ангела несут черно-белый мраморный портрет мертвых, помещенный в богато украшенный золотой медальон.
. В XIX веке памятник считался безвкусным. Стендаль назвал это «вспышкой отвратительного вкуса 18 века» в своей книге «Променад в Риме» 1827 года.
4. Джованни Джероламо Альбани
Одним из важнейших погребальных памятников маньеризма в базилике является могила кардинала Джан Джироламо Альбани, влиятельного политика, юриста, ученого и дипломата при папском дворе в последние десятилетия нашей эры. 16-ый век. Он умер в 1591 году. Памятник позднего Возрождения - одно из главных произведений римского скульптора. Бюст кардинала - реалистичный портрет старого государственного деятеля. Его видно молящимся, повернув голову к главному алтарю. Напротив этого памятника Паракке также приписывается кенотаф кардинала Джованни Баттиста Паллавичино (1596 г.).
5. Людовико Подокатаро
Наклонный статут кардинала Подокатаро с остатками позолоты.Стенная гробница киприота кардинала Людовико Подокатаро, секретаря и врача Папы Александра VI, представляет собой монументальное произведение римской ренессансной скульптуры. Выдающийся гуманист и папский дипломат был похоронен 7 октября 1504 г. с большой помпой; гробница в правом трансепте изначально находилась недалеко от погребальной часовни семьи Борджиа, покровителей Подокатаро, но часовня больше не сохранилась.
Первоначально памятник выполнял двойную функцию: алтарь и гробница. Вероятно, он был заказан кардиналом между 1497 годом, когда он сделал пожертвование церкви августинцев, и 1504 годом, когда он умер. Автор (ы) памятника неизвестен, но по стилистическим соображениям предполагается, что это работа различных групп скульпторов. Архитектурная композиция традиционна и несколько консервативна для начала XVI века, она соответствует образцам, установленным Андреа Брегно.
6. Бернардино Лонати
Стенная гробница кардинала Бернардино Лонати похожа на гробницу современника Людовико Подокатаро, и оба они принадлежат к группе памятников эпохи Папы Александра VI который сделал базилику святыней династии Борджиа в начале 16 века. Памятник был профинансирован кардиналом Асканио Сфорца после смерти его протеже 7 августа 1497 года, вскоре после того, как Лонати по приказу Папы возглавил неудачную экспедицию против семьи Орсини. Архитектурная композиция памятника соответствует образцам, установленным Андреа Брегно.