Санкин-котай | |||||
---|---|---|---|---|---|
Японское имя | |||||
Кана | さ ん き ん こ う た い | ||||
Кюдзитай | 參 覲 交代, 參 勤 交代, 參 覲 交替 или 參 勤 交替 | ||||
Синдзитай | 参 覲 交代, 参 勤 交代, 参 覲 交替 или 参 勤 交替 | ||||
| |||||
Санкин-котай (японский : 参 覲 交代 / 参 覲 交替, теперь обычно пишется как 参 勤 交代 / 参 勤 交替, «альтернативная посещаемость») было политикой сёгуната Токугава на протяжении большей части периода Эдо из истории Японии. Целью было усиление централизованного контроля над даймё (главными феодалами). Это требовало от феодалов, даймё, чередовать жизнь в течение года в своих владениях и в Эдо, столице.
Тоётоми Хидэёси ранее установил аналогичную практику, требуя от своих феодалов держать своих жен и наследников в замке Осаки или поблизости в качестве заложников, чтобы гарантировать их лояльность. После битвы при Сэкигахара и основания сёгуната Токугава эта практика была продолжена в новой столице Эдо по обычаю. Это было сделано обязательным для даймё тодзама в 1635 году и для фудай даймё с 1642 года. Помимо восьмилетнего периода правления Токугава Ёсимунэ, закон оставался в силе до 1862 года.
Детали менялись на протяжении 26 десятилетий правления Токугавы, но в целом требовалось, чтобы даймё каждого хана периодически перемещались между Эдо и его феодальным владением, обычно проводя в каждом месте по очереди. Его жена и наследник должны были остаться в Эдо в качестве заложников, пока он отсутствовал. Расходы, необходимые для содержания роскошных резиденций в обоих местах, а также для процессии в Эдо и обратно, создавали финансовые трудности для даймё, делая их неспособными вести войну. Частые поездки даймё способствовали строительству дорог и постройке гостиниц и сооружений вдоль маршрутов, что способствовало экономической активности.
Существовал ряд исключений для некоторых даймё фудай в окрестностях Эдо, которым было разрешено менять свое присутствие в Эдо каждые шесть месяцев. Временные исключительные условия также иногда предоставлялись из-за болезни или чрезвычайных смягчающих обстоятельств.
В принципе, санкин-котай был военной службой сёгуна. От каждого даймё требовалось снабдить определенное количество солдат (самураев ) в соответствии с кокудака оценкой его владений. Эти солдаты сопровождали даймё в процессиях в Эдо и обратно.
С сотнями даймё, входящими или покидающими Эдо каждый год, процессии (大名 行列, даймё-гёрецу) были почти повседневным явлением в столице сёгуната. Основными путями в провинции были кайдо. Во время странствий дайме были доступны особые жилища, хондзин (本 陣).
Санкин-котай занимает видное место в некоторых гравюрах периода Эдо укиё-э, а также в популярном театре, таком как кабуки и бунраку.
Король Людовик XIV Французский ввел аналогичную практику после завершения строительства его дворца в Версале, требуя Французская знать, особенно древняя Noblesse d'épée («благородство меча»), проводила шесть месяцев в году во дворце по причинам, аналогичным причинам японских сёгунов. От дворян ожидалось, что они будут помогать королю в его повседневных обязанностях, государственных и личных функциях, включая еду, вечеринки, а для привилегированных вставать и ложиться в постель, купаться и ходить в церковь.
СМИ, связанные с Sankin kōtai на Wikimedia Commons