Санцай (Китайский : 三 彩 ; пиньинь : sān cǎi ; букв. : «три цвета») - это универсальный вид украшения на Китайская керамика с использованием глазури или слип, преимущественно трех цветов: коричневого (или янтарного ), зеленого и кремово-белого. Это особенно связано с династией Тан (618–907) и ее фигурами в гробницах, появившихся около 700. Поэтому его обычно называют китайским :唐三彩 Тан Саньцай по-китайски. В Китае и на Западе товары Tang sancai иногда назывались торговцами яйцом и шпинатом из-за использования зеленого, желтого и белого цветов, особенно в сочетании с эффектом полос.
Он использует глиняная посуда со свинцовой глазурью, и хотя потребовалось два обжига, ее было проще и, следовательно, дешевле сделать, чем китайский фарфор или селадон, и при необходимости можно было делать большие фигуры состоит из нескольких формованных секций, собранных после первого обжига. Сосуды, в основном небольшие по размеру, предназначенные для погребения, были выполнены в технике, как и фигурки. Небольшие тарелки на трех ножках, обычно около 18-40 см (7-16 дюймов) в поперечнике, называемые «подносы для пожертвований», представляют собой особый тип, с более тщательно контролируемым декором, чем другие типы предметов.>Деталь санцая хранитель гробницы
Белый цвет может происходить от естественного цвета обожженной глины, иногда покрытой прозрачной глазурью, или может быть белая полоса. Коричневый и зеленый цвета появились в результате добавления оксидов металлов в свинцовую глазурь, также встречаются синие и черные цвета. Синий был получен из-за добавления импортного кобальта, поэтому был более дорогим и использовался экономно, часто для небольших деталей.
Корпус санкайской керамики был сделан из белой глины, покрыт цветной глазурью и обожжен при температуре 800 градусов по Цельсию. Sancai - это разновидность глиняной глазури : оксид свинца был основным флюсом в глазури, часто смешанный с кварцем в глазури. пропорция 3: 1. Полихромный эффект был получен при использовании в качестве красителей меди (которая становится зеленой), железа (становится коричневато-желтой) и реже марганца и кобальт (который становится синим).
На участках обжиговых печей, расположенных в Тунчуань, уезд Нэйцви в Хэбэе и Гунсянь в Хэнань, глины, использованные для изготовления погребальных принадлежностей, были аналогичны тем, которые использовали танские гончары. Погребальную посуду обжигали при более низкой температуре, чем тогдашнюю белую посуду. Большие фигурки, сделанные для инвентаря в погребениях («погребальная посуда), такие как известные гробницы династии Тан с людьми, верблюдами и лошадьми, отливались секциями, в формы, в которых детали склеены вместе с помощью глиняной шликеры. В некоторых случаях фигуркам в сборе придается некоторая индивидуальность ручной резьбой.
При совместном использовании глазури переходят друг в друга. по краям, придавая большей части характер декора. Помимо точно окрашенных подносов для пожертвований, которые в большинстве случаев имеют формованные контуры для областей разного цвета, в большинстве изделий цвета наносятся неплотно, даже небрежно. часто используются, и как на сосудах, так и на фигурах цвета часто не соответствуют рельефным участкам или различным частям тела. Декоративные мотивы в живописи или рельефе заимствованы из текстиля, ювелирных изделий и металлических изделий.
Товары Sancai были изготовлены в северном Китае с использованием белых и обжиговых вторичных каолинов и огненных глин. Санкай следует за развитием зеленой глазурованной керамики, восходящей к периоду Хань (25-220 гг. Н.э.); коричневая глазурь была также известна ханьцам, но они очень редко смешивали их в одном куске. После Хань использование этих глазурей почти исчезло примерно на четыреста лет, что несколько озадачило специалистов. Подавляющее большинство уцелевших вещей - это предметы из погребального инвентаря, которые за прошедший период были окрашены пигментами, которые не подвергались обжигу (и поэтому сейчас они в основном отпали). Но струйка кусочков демонстрирует «слабую традицию свинцового остекления, связывающую Хань с Суй и Тан».
Предшественников стиля санцай можно также увидеть в некоторых северных ци (550 -577) керамические работы. В гробницах северной Ци были обнаружены прекрасные артефакты, такие как магическая посуда с брызгами зеленого цвета, ранее считавшаяся разработанной во времена династии Тан.
Полная полихромная комбинация санцай появляется незадолго до конца. 7 века. Спустя всего около 70 лет производство фигур из гробниц, кажется, почти полностью прекратилось с очень разрушительным восстанием Лушань в 755 году, за которым последовало тибетское вторжение на север в 763 году, но суда продолжали пятьдесят или более лет.
Санчай ритон с головой утки.После еще одного долгого перерыва санчай снова был произведен из позднего Тан и в Династия Ляо (907–1125, отколовшаяся иностранная династия на крайнем севере). Его часто использовали для изготовления крупных храмовых изделий. Наборы санцай луохань фигурок в натуральную величину часто выставлялись в специальных храмах. Немногие из них, оставшиеся на месте, пережили Культурную революцию. Исианьская глазурованная керамика луохань - это набор династии Ляо, который сейчас распределяется между различными западными музеями и поэтому очень хорошо известен. Необычно, что они были построены вокруг внутренних поддерживающих железных стержней. Также были сделаны пары больших фигур стражей по бокам святынь.
Фигуры гробниц включены в отдельную статью. Другим типом предметов санкаи были сосуды разных форм, но не очень большие, все они находились почти исключительно в погребениях и, возможно, когда-либо делались только для них. Формы в большинстве своем характеризуются «контрастными контурами и почти экстравагантной округлостью, расширяющейся до грани разрыва». Многие адаптируют некитайские формы, в основном из металла, хотя некоторые из них восходят к древнегреческой керамике и могут быть описаны греческими терминами амфора (ваза с двумя ручками) и ойночо (кувшин или кувшин с носиком и ручкой), последний обычно имеет носик в виде головы птицы или фэнхуан (кит. феникс ). Они происходят из «эллинистических пережитков в государствах-оазисах и городах западной Центральной Азии». Ручки амфор часто соединяются с телом в голове дракона, кусающей ободок. Другие формы традиционно китайские, например, банка с крышкой. Возможно, как это также предполагалось для большей части древнегреческой керамики, что керамические сосуды были более дешевыми копиями для захоронения сосудов из металла, вероятно, серебра, которые умершие использовали или к которым стремились при жизни, точно так же, как фигурки гробниц копировали слуг. и животные.
Многие изделия имеют рельефное украшение, нанесенное веточкой или в формах, используемых для изготовления многих изделий, хотя простые формы все еще создавались на гончарном круге.
Раньше sancai: глиняная посуда собака, Восточная Хань, 25-220 гг.
Хранитель гробницы с глазурью санчай
согдиец на верблюде, в санчай, фигура из гробницы династии Тан
поднос для жертвоприношений Тан, 8-9 века, с кобальтом синий основной цвет
Поднос для пожертвований Тан, c. 675-750, с зеленым основным цветом
Кувшин саньцай Тан, преимущественно синего цвета, 8-9 века
Брызги Тан амфора с ручками в виде головы дракона.
Большая банка Tang
Керамическая подушка Tang, ок. 675-750
Один из луоханов исианьской глазурованной керамики, ок. 1200
Санкаи путешествовал по Шелковому пути, который впоследствии широко использовался в сирийском, кипрском, а затем итальянской керамике из 13 - середина 15 века. Санкай также стал популярным стилем в японском и других восточноазиатских керамических искусствах, таких как посуда нагайо.
японские подушки 8-го века
японская ваза 8-го века
тарелка 13-го века с птицей, Сирия
кувшин 14-го века, Кипр
При династии Цин (1644-1910), изделия санцай были одним из нескольких более ранних возрожденных китайских стилей на высоком качественном уровне, отражая антикварные вкусы императоров. Эти изделия были изготовлены из фарфора Цзиндэчжэнь. Обычно палитра санкаи используется в глазури для украшения современных форм, часто с использованием жирных пятен для создания эффекта «пятен». По-видимому, не было попытки представить их как очень старые - одна из фигур ниже имеет «ложный» знак правления, а другая относится только к 15 веку.
Чаша, правление Канси
Ваза, правление Канси
период Канси; здесь используются цвета надглазурные эмали, а не цветные глазури. На этом произведении изображен ложный знак правления династии Мин Император Чэнхуа, 1465–1487 гг.
период Канси; здесь используются цвета надглазурные эмали, а не цветные глазури.
Чайник в форме персика для чая или вина, 18 или 19 век
В 1980-х и начале 1990-х годов китайское правительство отправляло репродукции произведений санцай танца в дар иностранным лидерам., и стал очень популярным в Китае. В какой-то момент вокруг Лояна, колыбели ремесла, было более 3000 фабрик, в основном крошечных и ветхих. Они в огромных количествах выпускали некачественные изделия санчай в стиле Тан, пока не начали подрывать друг друга в хаотической ценовой войне. Из-за перенасыщения рынка многие из их продуктов стали продаваться уличные торговцы.
Бизнес по воспроизведению изображений выиграл от разработки новых технологий. Некоторые в этой области могут производить работы, которые могут обмануть даже самых опытных глаз. Воодушевленные точностью технологии подделки и соблазненные непомерными прибылями, некоторые продают стили за оригиналы.
СМИ, связанные с Санцай на Викискладе