Сэмюэл Нобл (1779–1853) был английским гравером и служителем Новой церкви (Сведенборгианской).
Преподобный Сэмюэл Ноубл с портрета Р.Б. ФолкнераОн родился в Лондоне 4 марта 1779 г., сын Эдварда Ноубла (умер в 1784 г.), книготорговца и автора работы о перспективе, и брат Джордж Ноубл гравер и Уильям Бонно Нобль художник. Его мать дала ему образование, включая латынь, и он поступил в ученики к граверу.
В своей профессиональной жизни Нобл стал опытным архитектурным гравером и хорошо зарабатывал.
Религиозные убеждения Ноубла были результатом его реакции (1796 г.) на книгу Тома Пейна Эпоха разума. Около 1798 г. он столкнулся с Небесами и Адом Эмануэля Сведенборга, в переводе (1778) Уильяма Кукуорти. Он присоединился к проповеди Джозефа Прауда на Кросс-стрит, Хаттон-Гарден.
Гордый убедил Ноубла взять на себя служение Новой церкви к 1801 году, и он иногда проповедовал. В 1805 году он отклонил приглашение возглавить общину Кросс-стрит. Он был одним из основателей (1810 г.) Общества печати и публикации сочинений Эмануэля Сведенборга; и содействовал созданию (1812 г.) ежеквартального журнала The Intellectual Repository и New Jerusalem Magazine, главным редактором и главным писателем которого до 1830 г. был.
В 1819 г. Ноубл отказался от своей профессии, чтобы стать преемником Томаса Ф. Черчилля, доктора медицины, служителя общины Кросс-стрит, которая в то время молилась на Лайл-стрит, Лестер-сквер. Он был рукоположен в Троицу 1820 года. Его служение было эффективным, хотя у него был дефект речи. Конгрегация, которая приходила в упадок, была увеличена Ноблом до более прочного процветания и приобрела (около 1829 г.) часовню на Кросс-стрит, освобожденную Эдвардом Ирвингом.
В дополнение к своим обычным обязанностям Нобл работал лектором в Лондоне и провинциях. Его лидерство в своей деноминации не было бесспорным. Его первая полемика была с Чарльзом Огастесом Тулком, который был исключен из общества. Ноубл разработал доктрину, которую многие из его единоверцев считали ересью: он считал, что Иисус Христос не был воскрешен, но его тело растворилось в могиле и заменено при воскресении новый и божественный каркас. Отсюда возник спор между «реанимационистами» и «диссипаторами»; Джон Клоуз и Роберт Хиндмарш отвергли точку зрения Нобла, и его главным антагонистом был Уильям Мейсон (1790–1863). В поддержку его позиции было создано «Благородное общество».
В 1848 году Нобл страдал катарактой и, несмотря на несколько операций, стал навсегда слепой. Он умер 27 августа 1853 г. и был похоронен на кладбище Хайгейт.
Основными публикациями Нобла были:
Он пересмотрел с помощью амануэнс, перевод книги Сведенборга «Рай и ад», названный «Будущая жизнь» (1851).
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Ли, Сидни, изд. (1895). «Благородный, Самуил ». Национальный биографический словарь. 41. Лондон: Smith, Elder Co.