Сэмюэл Фриц

редактировать

Сэмюэл Фриц
Родился9 апреля 1654 года. Траутенау, Богемия
Умер20 марта 1725 или 1730. Округ Джеберос, Перу
НациональностьЧех
Alma materКарлов университет в Праге
РаботодательОбщество Иисуса
ИзвестенСоздание ранней карты реки Амазонки

Самуэль Фриц SJ (9 апреля 1654 г. - 20 марта 1725 г., 1728 или 1730 г.)) был чешским иезуитом миссионером, известным своими исследованиями реки Амазонки и ее бассейна. Большую часть своей жизни он проповедовал коренным общинам в западной части Амазонки, включая омагу, юримагуа, айсуаре, ибаномас и тикуна. В 1707 году он составил первую точную карту реки Амазонки, установив ее источником Мараньон.

знаток технических искусств и ремесел, он также был врачом, художником, плотником, столяр и лингвист, умеющий общаться с индейцами. Он был эффективным и уважаемым, и помогал вице-королевству Перу в его пограничном споре с штатом Бразилия.

. Между 1686 и 1715 годами он основал тридцать восемь миссии вдоль реки Амазонки, в стране между Рио-Напо и Рио-Негро, которые назывались миссиями Омагуа. Самыми важными из них были Нуэстра-Сеньора-де-лас-Ньевес-де-Юримагуас и Сан-Хоакин-де-Омагуас, который был основан в первые годы миссионерской деятельности Фрица, а затем переехал в январе 1695 года в устье реки Ампияку, недалеко от современного город Пебас в перуанском департаменте Лорето. Эти миссии постоянно подвергались нападениям со стороны бразильских бандейрантес, начиная с 1690-х гг.

Фриц подробно описал свою раннюю миссионерскую деятельность среди народа Омагуа в наборе личных дневников, написанных между 1689 и 1723 годами. из этих дневников были составлены и перемежены комментариями анонимного автора в период между смертью Фрица и 1738 годом, когда они появляются в коллекции Пабло Марони.

Содержание

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Работа с народ Омагуа
  • 3 Составление карты Амазонки
    • 3.1 Карты Фрица
  • 4 Представления коренных народов о Фрице
  • 5 Конфликт с португальцами
  • 6 Восстание Омагуа
  • 7 Более поздняя жизнь
  • 8 Наследие
  • 9 Источники
  • 10 Примечания
  • 11 Источники
  • 12 Дополнительная литература
  • 13 Внешние ссылки

Ранние годы

Фриц родился в Траутенау, Богемия. Проучившись год в Карловом университете в Праге, он вступил в Общество Иисуса послушником в 1673 году и изучал математику, геодезию и геодезию. Несколько лет он преподавал в иезуитских семинариях в Угерске-Градиште и Бржезнице, а затем стал заместителем ректора в Брно, где он также дирижировал студенческим оркестром. Он был рукоположен в священники 4 февраля 1683 года. В сентябре 1684 года он был отправлен в Кито в качестве миссионера, прибыв в Картахена, Колумбия, и путешествовал по суше. В 1686 году он был назначен для работы среди индейцев Верхнего Мараньона.

Работа с людьми Омагуа

Фриц утвердился среди Омагуа (Омаяс или Камбебас) и внутри через несколько лет разработал свой собственный омагуа катехизис на языке омагуа. Народ Омагуа просил защиты от португальских работорговцев, которые начали набеги на их общины к 1680-м годам. Когда фрицы прибыли на их территорию в 1686 году, омагуа населяли острова в середине реки Амазонки, в регионе, простирающемся примерно от слияния Амазонки и реки Напо до реки. Река Юруа. К концу своего первого года среди Омагуа он начал длительное путешествие вниз по реке, чтобы посетить все тридцать восемь существующих деревень, проводя по два месяца в каждой. Он переименовал их, используя имена святых покровителей, построил несколько рудиментарных часовен и крестил в основном детей, потому что он обнаружил, что большинство взрослых недостаточно воспитаны, а также «не хотят полностью отказываться от некоторых языческих злоупотреблений». По завершении этого путешествия, которое длилось около трех лет, он провел церемонию крещения всего племени, прежде чем вернуться в Сан-Хоакин-де-Омагуас. Позже он сконцентрировал коренные народы из разных общин в так называемых «иезуитских редукциях ». Он также периодически проповедовал Юримагуа, Айсуаре, Ибанома и Тикунас.

Составление карты Амазонки

По просьбе Настоящей Аудиенсии Кито он начал в 1687 году. очертить спорную миссионерскую территорию в Верхнем Мараньоне между Перу и Кито. В 1689 году он предпринял на примитивной пироге смелое путешествие длиной более 6000 километров вниз по Амазонке к Пара, где он пошел на лечение, вероятно, от малярии. «Меня тошнило от сильнейших приступов лихорадки и водянки, которые начались у меня в ногах, и других жалоб», - писал он позже в отчете о своем путешествии. Фриц отправился вниз по течению «в надежде получить какое-нибудь излечение от моих страданий», достигнув устья Рио-Негро через три недели. Там он встретил группу тупинамбарана воинов, которые сопровождали его к Миссия Мерседариана, где его лечили кровопусканием и лечебной фумигацией, «но вместо того, чтобы получить пользу, я стал хуже, чем раньше». Некоторые португальские миссионеры доставили Фрица в Иезуитский колледж в городе Пара, но когда он почувствовал себя достаточно хорошо, чтобы вернуться на свою миссию, Артур де Са задержал его и заключил в тюрьму на восемнадцать месяцев. Менесес, губернатор штата Мараньян, по обвинению в том, что он испанский шпион. Фактически, португальцы были обеспокоены тем, что испанские миссии на реке Верхний Солимоэнс приведут коренные общины к поддержке Испании в борьбе с Португалией. Фриц использовал это время, чтобы подготовить карту реки. В 1691 году, после подачи жалобы в Совет Индии, его освобождение было санкционировано королем Португалии, который также сделал выговор и уволил губернатора. На обратном пути Фрица сопровождал отряд португальских солдат, с которыми он посетил крепости в Гурупа и Тапажос. Покинув Фриц в устье реки Коари в октябре 1691 года, солдаты «жестоко убили очень много людей, а остальных увели в рабство», как позже узнал Фриц.

Тогда Фриц. продолжил путь вверх по реке Хуаллага до Хуануко, а оттуда до Лимы, вернувшись через Хаэн к миссиям Река Мараньон в феврале 1692 года. В Лиме он представил свой доклад вице-королю Конде де ла Монклова Мельчор Портокарреро Лассо де ла Вега, включая подробную карту что он сделал из региона Амазонки. Вице-король был настолько впечатлен работой Фрица, что дал ему тысячу серебряных песо из казны и еще тысячу из собственного кармана на покупку «колоколов, украшений и других дорогостоящих предметов, способствующих украшению и украшениям». достойное оснащение его новых церквей ". Тем не менее, вице-король сказал Фрицу, что он серьезно сомневается в том, что производственный потенциал лесов Амазонки был достаточным, чтобы оправдать борьбу с португальцами за контроль над ними или даже защиту какого-либо конкретного форпоста.

Карты Фрица

Карты Фрица Карта 1707 года, показывающая Амазонку и Ориноко, по обе стороны от мифического озера Парим

Плохо оснащенный приборами, Фриц составил сравнительно точную карту курса Амазонки от Белен до Кито. Карты Фрица были первыми приблизительно правильными картами территории Мараньон и примечательны своим относительно точным очерчиванием контуров и пропорций южноамериканского континента. Они были первыми, кто из личного опыта прошел через реку Амазонку от одного конца до другого. Он намеревался получить военную и финансовую поддержку от колониальных и королевских властей для развития своих миссий среди приграничных племен.

Всего Фриц выпустил не менее шести карт, а возможно, и больше, и из них выжили только четверо. В 1689 году во время своего путешествия в Пара он создал черновую карту реки и представил ее тамошнему губернатору. Во время своего заключения он создал второй проект этой карты на четырех соседних листах бумаги, на котором были указаны названия коренных общин, иезуитские сокращения, миссионерские поселения и этнические группы. По прибытии в Лиму в 1692 году он создал увеличенную версию этой карты и отправил ее в печать. Трудности с воспроизведением этой карты помешали ее напечатать, и немного измененная версия была наконец опубликована в Кито в 1707 году под названием «Великая река Мараньон или Амазонас с миссией Общества Иисуса, географически описанная Самуэлем Фрицем. миссионер на указанной реке ". Эта версия размером 126 на 46 см включает в себя подробное описание фауны и флоры, а также коренных народов Амазонки. Места, где были убиты миссионеры, отмечены крестами. Оригинал находится в Bibliothèque nationale de France.

Сам Фриц твердо убежден, что его карта намного точнее других современных карт Амазонки, и писал:

«Я создал эту карту для лучшего понимания и общего урок о великой Амазонке, или Мараньоне, с большим усилием и большой работой... Хотя сегодня появилось много других карт, я хочу, никого не касаясь, сказать, что ни одна из этих карт не является точной, потому что либо измерения на этой великой реке был невнимателен или не был выполнен вообще, или он был написан на основе работ разных авторов ".

Копия гравюры Кито была отправлена ​​в Мадрид по распоряжению Королевской Аудиенсии Кито, на попечении прокурора Иезуитской провинции. Но судно было перехвачено англичанами, которые впервые опубликовали карту в 1712 году с изменениями и в уменьшенном масштабе.

Немного измененная французская версия был опубликован в 1717 году в Париже под названием Cours du fleuve Maragnon autrement dit des Amazones par le P. Самуэль Фриц, миссионер компании Compagnie de Jésus. В 1726 году карта была воспроизведена в немецкоязычном иезуитском издании Der Neue Welt-Bott. (Аугсбург, 1726, I), исправленная версия, отредактированная Германом Моллем, была включена в Atlas Geographus в 1732 году. В 1745 году Шарль Мари де ла Кондамин включил ее в свое «Отношение» abrégée d'un voyage fait dans l'intérieur de l'Amerique Méridionale (Париж, 1745 г.) вместе с исправленной картой, основанной на карте Фрица, для сравнительного исследования. Среди других изменений Кондамин добавил связь Амазонки с бассейном Ориноко, которая была обнаружена после смерти Фрица.

Вторая французская версия была опубликована в 1781 году в Lettres Edifiantes et Curieuses, Écrites des Missions Étrangères, (Париж, 1781 г.).

Одной из заметных ошибок на карте является включение озера Парим, о котором Фриц знал только понаслышке и который разыскивался безуспешно. так как сэр Уолтер Рэли предположил о его существовании в 1595 году. Позже исследователи пришли к выводу, что озеро было мифом.

Местные верования о Фрице

В 1692 году, по возвращении из находясь в плену у португальцев, Фриц обнаружил, что культ Омагуа вырос на утверждениях о том, что он обладает сверхъестественными способностями, связанными с лечением, обрядами перехода и движение рек и вера в бессмертие самого Фрица. Во время его отсутствия в июне 1690 года произошло мощное землетрясение, которое индейцы приписали гневу своих божеств на заключение Фрица в тюрьму. Также распространялись слухи, что португальцы разрезали Фрица на куски, но он чудесным образом собрался заново. Однако некоторые из этих верований изображали Фрица злом. После солнечного затмения в июне 1695 г. вождь айсуари послал Фрицу подарки с посланием, в котором умолял его не гасить солнце. В более практическом плане многие индейцы рассматривали присутствие испанских миссионеров как защиту от португальцев, которые подвергали коренные народы принудительному труду. Фриц понимал, что индейцы считают его отличным от других европейцев - более добрым и терпеливым, менее корыстным и не эксплуататорским, а также, возможно, бессмертным. Однажды, когда он говорил о загробной жизни, его прервал вождь айсуари, который сказал, что Фриц наверняка никогда не умрет, потому что тогда некому будет служить их «Отцом, Возлюбленным и Защитником».

Конфликт с португальцами

Начиная с 1693 года, Фриц начал работать, чтобы убедить омагуа в Сан-Хоакин-де-Омагуас отказаться от своих островных общин и основал новые поселения на близлежащих берегах Амазонки. Фриц хотел, чтобы более крупные общины были сосредоточены вокруг часовни или церкви, и он рекомендовал, чтобы эти общины были защищены от португальских работорговцев. В 1695 году Сан-Хоакин-де-Омагуас был перемещен в устье реки Ампияку на традиционной территории Caumaris. Постепенно сообщество росло, поскольку люди укрывались от Caumaris и Mayorunas, традиционных врагов Omaguas. Дальше на восток Фриц установил два других таких сокращения, Сан-Пабло и Нуэстра-Сеньора де Гваделупе.

Вскоре рейды рабов периодически начинались с Пара (современный Белен ) стал настолько интенсивным и частым, что омагуа из далеких общин, а также соседние юримагуа бежали в сравнительно безопасные поселения иезуитской миссии у устья реки Напо, в том числе Сан-Хоакин-де-Омагуас. Этот приток беженцев способствовал ухудшению отношений между иезуитами и постоянными жителями Омагуа в миссионерских поселениях. Многие Омагуа также покидали миссии иезуитов, соблазненные материалами и товарами, распределяемыми в рамках миссий кармелитов, которые конкурировали с иезуитами за новообращенных в миссии.

10 апреля 1697 года в Нуэстра-Сеньора-де-лас-Ньевес Фриц встретился с братом Маноэлем да Эсперанса, вице-провинциальным португальскими кармелитами, и группой прибывших португальских солдат, которые сообщили, что они намеревались овладеть Верхним Солимоэном. Фриц сказал им:

«Более восьми лет я мирно выполнял эту миссию от имени Короны Кастилии. Я сформировал большую часть этих языческих индейцев в миссионерские поселения, когда некоторые бродили по лесу как беглецы и другие люди, живущие в укрытии возле лагун из-за убийств и порабощений, которым они прежде подвергались со стороны людей Пара.Я сам, когда был в этом городе [Белене], видел много рабов из этих племен. " Тем не менее португальцы потребовали, чтобы Фриц переместил свою миссию вверх по течению, предупредив его, что, если он будет пойман португальцами в этом регионе, он будет отправлен в тюрьму в Португалии.

Восстание Омагуа

Процесс восстания переезд был трудным. В 1701 году Омагуас в нескольких поселениях под руководством Омагуа касик Пайорева восстали против миссионерского присутствия иезуитов, подожгли миссию и убили некоторых иезуитов. Фриц отправился в Кито, чтобы запросить небольшую военную силу для подавления восстания, и впоследствии организовал ежегодные визиты светских вооруженных сил, чтобы запугать Омагуа и предотвратить возможные восстания. Пайорева был арестован, порчен и заключен в тюрьму испанцами в Борха, однако он сбежал и вернулся в Сан-Хоакин-де-лос-Омагуас в феврале 1702 года, чтобы убедить народ Омагуа оставить влияние миссионеры, и большая часть населения уехала основать новые поселения вдоль реки Юруа.

. Фриц пытался убедить Омагуа вернуться на миссию и даже пообещал помиловать вождя Пайорева. Португальские кармелиты снова несколько раз встречались с Фрицем, ведя переговоры о правах на неограниченный контроль над различными племенами. Многие из тех, кто последовал за Пайоревой, были в конечном итоге порабощены португальцами, как и сам Пайорева в 1704 году.

Влияние кармелитских миссионеров усилилось после визита португальского монаха Викториано Пиментеля в 1702 году. Пиментель быстро обнаружил, что амазонок интересовали металлические инструменты и другие товары, и что их можно было убедить бросить иезуитов, предложив им «топоры, серпы, ножи, рыболовные крючки, булавки, иглы, ленты, зеркала, реликварии, кольца и куски проволоки для их серег ».

Дальнейшая жизнь

В 1704 году Фриц сменил Гаспара Видаля на посту иезуита, перебравшись в Сантьяго-де-ла-Лагуна на реке Хуаллага. Он передал ответственность за миссии Омагуа сардинскому отцу Хуану Баптисте Санне, который начал работать среди народа Омагуа в 1701 году. В феврале 1709 года новый король Португалии Жуан V послал большой отряд португальцев. солдаты совершили набег на Верхний Солимоэнс и потребовали вывода всех испанских миссионеров из региона. Фриц написал португальскому командиру, умоляя его воздержаться, но португальцы уничтожили несколько общин Юримагуа и Омагуа. Наконец, в июле испанские власти послали вооруженные силы, чтобы изгнать португальцев, при этом сожгли несколько миссий кармелитов. В декабре португальцы нанесли ответный удар, убив сотни индейцев и взяв в плен множество пленников, включая Хуана Баптиста Санну. Он был заключен в тюрьму в Португалии на короткое время и, в конце концов, отправлен с миссией в Японию.

Бои разогнали почти все общины Юримагуа и Омагуа, а выжившие были опустошены эпидемией оспы который начался в апреле 1710 года и оставил безлюдным ранее густонаселенный регион Верхний Солимоэнс. Фриц был заменен на посту настоятеля Грегорио Бобадиллой в декабре 1712 года, а в январе 1714 года он начал миссионерскую работу в Лимпиа Консепсьон де Хеберос, где он прожил до своей смерти.

Последняя запись в его дневник датирован ноябрем 1723 года. Он умер где-то между 1725 и 1730 годами (дата оспаривается) в миссионерской деревне индейцев дживаро, которую посещал священник по имени Вильгельм де Трес.

Наследие

В 1870 году Иоганн Эдуард Ваппаус (1813–1879) писал о Фрице:

«Большое уважение, справедливо проявленное в то время европейскими учеными к географическим работам Иезуиты привели к принятию в свои ряды отца Фрица путем одобрения ».

Его карта Амазонки была переиздана в Мадриде в 1892 году по случаю четвертого столетия открытия Америки. Был еще один переиздан в Recueil de voyages et de documents pour servir a l'histoire de la géographie. Три его письма включены в «Н. Велт-Ботт» (Аугсбург, 1726 г.), III, №№. 24, 25; и, по словам Кондамина, оригинальный отчет о его путешествиях можно найти в архивах иезуитского колледжа в Кито.

Фриц предположил, что река Мараньон должна быть истоком Амазонки, отметив на своей карте 1707 года, что Мараньон «берет свое начало на южном берегу озера, которое называется Лаурикоча, недалеко от Уануко ». Фриц рассуждал, что река Мараньон - это самый крупный приток реки, с которым можно встретиться, путешествуя вверх по течению, и она находится дальше на запад, чем любой другой приток Амазонки. На протяжении большей части XVIII – XIX веков и вплоть до XX века река Мараньон обычно считалась источником Амазонки.

Источники

Атрибуция

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-06 09:41:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте