Сэмюэл Кларк

редактировать

Сэмюэл Кларк, портрет, приписываемый Чарльзу Джервасу.

Сэмюэлю Кларку (11 октября 1675 - 17 мая 1729 г.)) был английским философом и англиканским священнослужителем. Он считается главной британской фигурой в философии между Джоном Локком и Джорджем Беркли.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и исследования
  • 2 Лекции Бойля (1704)
  • 3 Переписка с Энтони Коллинзом
  • 4 Доктрина Священного Писания о Троице (1712)
  • 5 Споры о Троице
  • 6 Переписка с Лейбницем
  • 7 Поздняя жизнь и смерть
  • 8 Переводы
  • 9 Другие работы
  • 10 Моральные взгляды
  • 11 Влияние
  • 12 Семья
  • 13 Письма
  • 14 См. Также
  • 15 Примечания
  • 16 Дополнительная литература
  • 17 Внешние ссылки
Ранние годы и учеба

Кларк родился в Норвич, сын Эдварда Кларка, олдермена Норвича и член парламента, а также брат Джон Кларк. Он получил образование в Норвичской школе и Кайус-колледже в Кембридже. Его наставником в Кайусе был Джон Эллис, личный друг Исаака Ньютона, но который в естественной философии преподавал в соответствии с картезианством это преобладало в университете.

Кларк, однако, пришел к принятию новой физической системы Ньютона; он использовал аннотированный перевод работы по физике в картезианской традиции, чтобы прокомментировать превосходство ньютоновской системы. Этот учебник был опубликован в 1697 году, и в том же году Кларк познакомился с ньютоновцем Уильямом Уистоном. Это была случайная встреча в Норвиче, но Уистон был тогда капелланом Джона Мура, епископа Норвичского. Приняв священный сан, Кларк стал капелланом Мура вместо Уистона и был представлен Муром священнику Дрейтона, Норфолк.

В 1706 году, благодаря влиянию Мура, Кларк получил дом священника пристани Святого Бенета Павла, Лондон. Вскоре после этого королева Анна назначила его одним из своих ординарных капелланов, а в 1709 году представила его в приходском доме Сент-Джеймс, Вестминстер. Его церковь привела Кларка к личному контакту с Ньютоном.

Бойльские лекции (1704)

Кларк был лектором Бойля в течение двух лет и выпустил две книги. Ньютоновские богословы использовали лекции Бойля для нападок на оппонентов (в частности, Томаса Гоббса и Баруха Спинозы, деистов и вольнодумцев ). Лекции Кларка задают повестку дня для дальнейших дебатов. В 1704 году он имел дело с Существом и Атрибутами Бога, примером физико-теологической системы ; а в 1705 году - «Свидетельства естественной и открытой религии». Эти книги позже были опубликованы вместе.

Репутация Кларка во многом основывалась на его усилиях по демонстрации существования Бога и его теории основы нравственности. Первый аргумент не является чисто априорным аргументом и не был представлен как таковой. Например, разумность самосуществования и первопричины всех вещей, по его словам, «нелегко доказать априори», но «доказуемо доказано апостериори из разнообразия и степеней совершенства в вещи, и порядок причин и следствий, от разума, которым, по признанию, наделены сотворенные существа, а также от красоты, порядка и конечного назначения вещей ". В аргументе утверждаются следующие тезисы:

  1. Что-то существовало от вечности
  2. , что от вечности существовало какое-то одно неизменное и независимое существо
  3. то неизменное и независимое существо, которое имеет существующий из вечности, без какой-либо внешней причины своего существования, должен быть самосуществующим, то есть обязательно существовать
  4. , чем является субстанция или сущность этого существа, которое самосуществует или обязательно существует, мы имеем без понятия, и для нас вообще невозможно постичь
  5. , что хотя субстанция или сущность самосуществующего существа сама по себе абсолютно непостижима для нас, тем не менее многие из существенных атрибутов его природы строго доказуемо, а также его существование, и, во-первых, что он должен быть по необходимости вечным
  6. , что самосуществующее существо по необходимости должно быть бесконечным, а вездесущее
  7. должно быть одним
  8. должно быть умным существом
  9. не должно быть необходимого возраста нет, но существо, наделенное свободой и выбором
  10. обязательно должно обладать бесконечной властью
  11. должно быть бесконечно мудрым, и
  12. обязательно должно быть существом бесконечного добра, справедливость, истина и все другие нравственные совершенства, такие как стать верховным правителем и судьей мира.

Чтобы подтвердить свой шестой тезис, Кларк утверждал, что время и пространство, вечность и необъятность - не субстанции, а атрибуты: атрибуты самосуществующего существа.

Работа Кларка о существовании Бога вызвала британские дебаты, которые длились до середины века. Эдмунд Лоу и другие писатели представляли Кларка как аргумент от существования времени и пространства к существованию Божества. На Ло повлияла работа Сэмюэля Коллибера 1718 года, которая изменила подход Кларка.

Переписка с Энтони Коллинзом

Открытая переписка Сэмюэля Кларка с английским вольнодумцем Энтони Коллинз в 1707 и 1708 годах вел дискуссию о природе сознания. Основное внимание в переписке было уделено возможности материалистической теории разума. Коллинз защищал материалистическую позицию, согласно которой сознание было эмерджентным свойством мозга, в то время как Кларк выступал против такой точки зрения и утверждал, что разум и сознание должны быть отделены от материи. Переписка также исследовала происхождение сознания, личной идентичности, свободы воли и детерминизма.

Дебаты возникли в результате спора 1706 года о бессмертии души. Кларк опубликовал опровержение взглядов Генри Додвелла, и это привлекло внимание Коллинза, который написал письмо мистеру Додуэллу в свою защиту. К шестому изданию (1731 г.) собственное письмо Кларка мистеру Додуэллу 1706 г. выросло до 475 страниц, включая ответы Коллинза. Главный аргумент Кларка против Додуэлла заключался в том, что душа, будучи нематериальной, должна быть бессмертной. Джон Норрис утверждал иначе, хотя и на стороне Кларка в дебатах, используя, в частности, идеи Мальбранша. Коллинз бросил вызов Кларку на основании его субстанциального дуализма.

Священное учение о Троице (1712)

Кларк изучал Священные Писания на языках оригинала и примитивных христианских писателей. Он получил степень доктора богословия в 1710 году, защитив в качестве своей диссертации два утверждения: Nullum fidei Christianae dogma, в Sacris Scripturis traditum, est rectae rationi dissentaneum и Sine actionum humanarum libertate nulla potest esse Religio. Формальный диспут давно запомнился виртуозностью Кларка; но у председательствующего регионального профессора Генри Джеймса сложилось отчетливое впечатление, что взгляды Кларка на Троицу были неортодоксальными. Кларк был обязан поклясться соблюдать 39 статей ; и его попытка самооправдания, изложив свои взгляды в форме книги, не увенчалась немедленным успехом.

В 1712 году Кларк опубликовал свой трактат о Священном Писании о Троице. Он разделен на три части. Первый содержит собрание и толкование текстов Нового Завета, относящихся к доктрине Троицы ; во втором излагается доктрина и объясняется как набор положений; и в третьих отрывках в литургии англиканской церкви рассматриваются доктрины Троицы.

Уистон утверждал, что за некоторое время до публикации, Сидней Годольфин послал Кларку сообщение о том, что «дела общества с трудом находились в руках тех, кто выступал за свободу», и поэтому это было плохое время для издание скандальной книги. В любом случае Кларк не обратил внимания на сомнения вигов.

Морис Уайлс называет взгляды Кларка «умеренным арианством». В то время их определенно осудили как арианство ; они принадлежали, как и Ньютон, к типу антитринитаризма, позже названного «высоким арианством». Позиция Кларка была субординационистской и менее радикальной, чем у Ньютона и типичных английских унитариев того времени. Он просмотрел 1251 библейский текст и отверг запятую Johanneum. Он привел более осторожные доводы, чем Уистон.

Тринитарный спор

Противоречие внутри англиканской церкви, в котором Кларк был основным участником, был инициирован Джорджем Буллом, с его публикацией в 1685 году взглядов на мнения отцов церкви перед Первым Никейским собором (325 г. н.э.). Он отвечал на вопросы, которые были подняты в других частях Европы Петавиусом, Кристофером Сандиусом и Дэниелом Цвикером из лагеря социниан., и арминианами.

. Только после тесных дискуссий Кларка и его главного оппонента Дэниела Уотерленда, поколение спустя, затронутые теологические и исторические вопросы стали четко в центре внимания. Кларк и Уотерленд имели определенные различия в теологии консубстанциальности и асейти.

. Уотерленд утверждал в теологии англиканскую ортодоксию времени, в частности, что возможные взгляды были помимо ортодоксальных Афанасианское воззрение, ограниченное арианством и савеллианством ; и что два последних не согласуются с Писанием. Он также отстаивал историческое заявление Булла о том, что отцы до Никеи придерживались взглядов, которые были ортодоксальными после Никеи. Сопротивление Кларка обоим пунктам получило серьезную поддержку со стороны современных ученых.

Траектория английской полемики с 1712 года включала по крайней мере десять писателей. К лету 1714 г. дебаты по Священному Писанию о Троице разошлись и вызвали официальную жалобу из нижней палаты созыва : Закон о богохульстве 1697 по-прежнему считал его преступлением за " любое лицо, получившее образование или исповедующее христианскую религию, посредством письма, проповеди, обучения или советовав говорить, отрицать Святую Троицу ". Кларк составил извиняющееся предисловие, а затем дал объяснения, которые удовлетворили Верхнюю палату собрания. У него были сильные сторонники среди епископов. Кларк пообещал не проповедовать и не писать на эту тему. Артур Эшли Сайкс и Джон Джексон с тех пор выступали в качестве его доверенных лиц. Другими главными участниками спора были Джон Эдвардс, Фрэнсис Гастрелл, Джеймс Найт, опубликовавший вместе с биографом Булла Роберт Нельсон, Ричард Мэйо из Great Kimble (сын нонконформиста Ричарда Мэйо ), Стивен Най, Эдвард Велчман и Эдвард Уэллс.

Кэролайн Ансбахская, принцесса Уэльская просила Кларк отстаивать свои взгляды в споре с Эдвардом Хаварденом, который проходил в 1719 году в ее присутствии. Хаварден вернулся к этой теме в «Ответе доктору Кларку и мистеру Уистону» (1729).

Переписка с Лейбницем

В 1715 и 1716 годах Кларк беседовал с Готфридом Лейбницем на принципах натурфилософии и религии, которые были прерваны, когда умер Лейбниц. Сборник бумаг, которые передавались между ними, был опубликован в 1717 году.

Более поздняя жизнь и смерть

В 1719 году Николас Лехмер, 1-й барон Лехмер, подарил Кларку владение больницей Вигстона в Лестере. В 1727 году, после смерти сэра Исаака Ньютона, суд предложил ему место хозяина монетного двора стоимостью в среднем от 1200 до 1500 фунтов стерлингов в год. Он отказался от поста.

В воскресенье, 11 мая 1729 года, когда он собирался проповедовать перед судьями в Serjeants 'Inn, Кларк внезапно заболел. Это привело к его смерти в следующую субботу в Лондоне.

Переводы

Кларк опубликовал латинскую версию Traité de Physique Жака Ро (1617 (?) - 1672) с примечаниями, которые он закончил до двадцати двух лет. Система Рохо была основана на картезианских принципах и ранее была известна только через грубую латинскую версию. Перевод Кларка (1697 г.) продолжал использоваться как учебник в университете, пока его не вытеснили трактаты Ньютона. Было выпущено четыре издания, последнее из которых - 1718 года. Оно было переведено на английский язык в 1723 году его младшим братом Джоном, деканом Солсбери.

. В 1706 году Кларк перевел на латынь Opticks Ньютона. который автор подарил ему 500 фунтов стерлингов. В 1709 году, по просьбе автора, Кларк отредактировал Уильям Уистон английский перевод Апостольских конституций. В 1712 году он опубликовал аннотированное издание Комментариев Цезаря с гравюрами, посвященных Джону Черчиллю, 1-му герцогу Мальборо.

. В 1729 году он опубликовал первые двенадцать книг Гомера Илиада. Это издание, посвященное Уильяму Августу, герцогу Камберленд, было высоко оценено епископом Хоудли. Через три года после его смерти появились также последние двенадцать книг Илиады, опубликованные его сыном Сэмюэлем Кларком, причем первые три из этих книг и часть четвертой, как он утверждает, были отредактированы и аннотированы его отцом.

Другие работы

В 1699 году Кларк опубликовал два трактата: «Три практических эссе о крещении, конфирмации и покаянии» и «Некоторые размышления о той части книги под названием« Аминтор », или« Защита жизни Милтона », которая относится к Письма первобытных отцов и канон Нового Завета. В 1701 году он опубликовал Парафраз на Евангелие от Матфея, за которым в 1702 году последовали Парафразы на Евангелие от Марка и Луки, а вскоре после этого - третий том, посвященный Святому Иоанну. Впоследствии они были напечатаны вместе в двух томах и прошли несколько изданий.

В 1724 году Кларк опубликовал семнадцать проповедей, одиннадцать из которых ранее не печатались. В 1728 году было опубликовано «Письмо доктора Кларка к Бенджамину Хоудли, ФРС, вызванное спором о соотношении скорости и силы в телах в движении», напечатанное в Philosophical Transactions.

Вскоре после его смерти его брат, доктор Джон Кларк, опубликовал на основе своих оригинальных рукописей «Изложение церкви» катехизис и десять томов проповедей. Экспозиция состоит из лекций, которые он читал утром в четверг в течение нескольких месяцев в году в церкви Святого Джеймса. Он пересмотрел их и оставил для печати. ​​

Моральные взгляды

Этическая теория «приспособленности» Кларка сформулирована по аналогии с математикой. Он считал, что по отношению к воле вещи обладают объективной пригодностью, подобной взаимной согласованности вещей в физической вселенной. Эту пригодность Бог дал действиям, как дал законы природе; и пригодность неизменна, как законы. Теорию критиковали Теодор Симон Жуффруа, Амеде Жак, сэр Джеймс Макинтош, Томас Браун, Фрэнсис Хатчесон и др., но существенно защищен Джоном Балгу против сентименталистского аргумента Хатчесона против морального рационализма. Похожая форма морального рационализма разработана кембриджским платоником Ральфом Кадвортом.

Влияние

Кларк оказал влияние на философов Просвещения, включая Лорд Монбоддо. Он оставил записи в Книге общих молитв. Они стали источником «Книги общей молитвы, преобразованной в соответствии с планом покойного доктора Сэмюэля Кларка 1774 года» Теофила Линдси и других литургических работ.

Семья

Кларк женился на своей двоюродной сестре Кэтрин Локвуд (ум. 1753), дочери преподобного мистера Локвуда из Литтл-Мэссингема, Норфолк и Кэтрин Кларк в церкви Святой Маргариты, Бёрнем Нортон, Норфолк, 17 октября 1700 года. У них было семеро детей, пятеро из которых пережили его; только трое детей упоминаются в завещании их матери: Сэмюэл, Дороти и Кэтрин. Выживший сын Кларка Сэмюэл Кларк (р. 1710) умер без родов где-то в 1778 году. Его завещание было подтверждено его кузиной Фрэнсис Кларк, одной из дочерей его дяди Джона Кларка 13 числа Май 1778 г.

Письма
  • Демонстрация сущности и атрибутов Бога: и другие сочинения, под редакцией Эцио Вайлати, Кембридж: Cambridge University Press, 1998.
  • Г. В. Лейбниц и Сэмюэл Кларк. Переписка, отредактированная Роджером Ариью, Индианаполис: Хакетт, 2000.
См. Также
Примечания

Атрибуция

Дополнительная литература
  • Александр Бейн, Моральные науки (1872 г.), стр. 562 foIl., И Mental Science (1872), стр. 416.
  • Предисловие Бенджамина Ходли к произведениям Кларка (4 тома, Лондон, 1738–1742).
  • Джон Хант, Религиозная мысль в Англии (1870–78), 3 т.), Пассим, но особенно в т. II. 447-457 и т. iii. 20-29 и 109-115 и т. Д. о его общей философской позиции.
  • Дж. Э. ле Россиньоль, Этическая философия С. Кларка (Лейпциг, 1892 г.).
  • Ортнер, Ульрих Дж., Die Trinitätslehre Samuel Clarkes. Ein Forschungsbeitrag zur Theologie der frühen englischen Aufklärung, Франкфурт-на-Майне: Lang, 1996.
  • Пфизенмайер, Томас К. Тринитарное богословие д-ра Самуэля Кларка (1675-1729): контекст, источники и противоречия, Лейден : Brill, 1997.
  • Генри Сиджвик, Методы этики (6-е изд., 1901), с. 384.
  • Лесли Стивен, «Английская мысль в восемнадцатом веке» (3-е изд., 1902 г.), c. iii.
  • Уильям Уистон, Исторические воспоминания о жизни и сочинениях доктора Сэмюэля Кларка, Лондон, 1730.
  • Роберт Циммерманн, Leben und Lehre Сэмюэля Кларка: ein Beitrag zur Geschichte des Rationalismus in Англия в Денкшрифтене d. k. Akademie der Wissenschaften, Phil. Hist. Classe, Bd. xix. (Вена, 1870 г.)
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-06 09:38:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте