Империя Саманидов

редактировать
Иранская империя под властью Саманидов
Империя Саманидов. سامانیان
819–999
Extent of the Samanid realm at the death of Nasr II in 943 Размер Царство Саманидов после смерти Насра II в 943 году
СтатусЗависимость от Аббасидского халифата (819–900). Автономное государство (900– 999)
Столица
Общие языки
Религиясуннитский ислам (меньшинство шиитский ислам, несторианство, Зороастризм )
ПравительствоАмират
Амир
• 819–864 / 5Ахмад ибн Асад
• 999'Абд аль-Малик II
Историческая эпохаСредневековье
• Основание819
• Исчезновение999
Площадь
928 оценка2 850 000 км (1 100 000 кв. Миль)
ПредыдущийПреемник
династии Саффаридов
Аббасидский халифат
Алидские династии северного Ирана
Банижуриды
Бухар Худы
Княжество Ушрусана
Княжество Фергана
TarkhunSogdianCoin.jpg Согдия
Династия Газневидов
Караханиды
Бану Ильяс
Фаригуниды
Мухтаджиды
Династия Буйидов Империя Саманидов (Персидский : سامانیان, Sāmāniyān, также известная как Империя Саманидов, Династия Саманидов, Саманидов, или просто Саманиды ) был суннитской иранской империей с 819 по 999 год. Центром империи был Хорасан и Трансоксиана ; в наибольшей степени охватывая современный Афганистан, большие части Ирана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстан, части Казахстана и Пакистана.

Четыре брата Нух, Ахмад, Яхья, и Ильяс основал государство Саманидов. Каждый из них правил территорией под сюзеренитетом Аббасидов. В 892 г. Исмаил Самани (892–907) объединил государство Саманидов под одним правителем, тем самым положив конец феодальной системе, использовавшейся Саманидами. Именно при нем Саманиды стали независимыми от власти Аббасидов.

Империя Саманидов является частью иранского Интермеццо, в результате которого была создана персидская культура и самобытность, которые принесли иранский язык и традиции в лоно Исламский мир. Позже это привело к формированию турко-персидской культуры.

Саманиды способствовали развитию искусства, что привело к развитию науки и литературы, и таким образом привлекло таких ученых, как Рудаки., Фирдоуси и Авиценна. Находясь под властью Саманидов, Бухара была соперником Багдада в его славе. Ученые отмечают, что Саманиды возродили персидский язык и культуру в большей степени, чем буидов и Саффаридов, продолжая покровительствовать арабскому как наукам, так и религиям. Они считали себя потомками Сасанидской империи. В известном эдикте власти Саманидов заявили, что «здесь, в этом регионе, язык персидский, и цари этого царства - персидские цари»

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Возвышение
      • 1.2.1 Ветвь Саманидов в Герате (819–857)
      • 1.2.2 Ветви Саманидов в Трансоксиане (819–892)
    • 1.3 Окончательное объединение и высота власти ( 892–907)
    • 1,4 Промежуточный период (907–961)
    • 1,5 Упадок и падение (961–999)
    • 1,6 Попытка Исмаила Мунтасира возродить государство Саманидов (1000–1005)
    • 1,7 Иранское интермеццо
  • 2 Культура
    • 2.1 Правительство
      • 2.1.1 Структура
      • 2.1.2 Природа политической власти при Саманидах
    • 2.2 Культурные и религиозные усилия
    • 2.3 Стипендия
      • 2.3.1 Авиценна и Абу Райхан аль-Бируни
    • 2.4 Литература
    • 2.5 Музыка
    • 2.6 Население
    • 2.7 Язык
    • 2.8 Интеллектуальная жизнь
    • 2.9 Искусство
      • 2.9.1 Ремесла
    • 2.10 Экономика
      • 2.10.1 Сельское хозяйство
      • 2.10.2 Горнодобывающая промышленность
      • 2.10.3 Материальная культура
      • 2.10.4 Домести c и внешняя торговля
  • 3 Наследие
  • 4 Правители Саманидов
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники

История

Истоки

Одноименным предком династии Саманидов был Саман Худа, персидский дворянин, принадлежавший к семье дехкан, принадлежавшей к классу землевладельцев. магнаты. Первоначальный дом Саманидов неясен, поскольку в некоторых арабских и персидских текстах утверждается, что название произошло от деревни недалеко от Самарканда. Напротив, другие утверждают, что это была деревня около Балха или Тирмиза. Последнее более вероятно, поскольку самое раннее появление семьи Саманидов, по всей видимости, происходит в Хорасане, а не в Трансоксиане. В некоторых источниках Саманиды утверждали, что происходят от благородной семьи Мигран из Бахрама Чобина. Один автор утверждал, что они принадлежали к турецкому племени огузов, хотя это маловероятно. Первоначально зороастрийский, Саман Худа обратился в ислам во время правления Асада ибн Абдаллаха аль-Касри в Хорасане и назвал своего старейшего сын как Асад в честь губернатора. В 819 году правитель Хорасана наградил четырех сыновей Асада за их помощь в борьбе с мятежником Рафи ибн аль-Лайт. Нух получил Самарканд ; Ахмад получил Фергана ; Яхья получил Шаш, а Ильяс получил Герат. Начало династии Саманидов.

Возвышение

Саманидская ветвь в Герате (819–857)

Ильяс умер в 856 году, и его сын Ибрагим ибн Ильяс стал его преемником. Тахирид наместник Хорасана Мухаммад ибн Тахир впоследствии назначил его командующим своей армией и отправил в поход против Саффарида правителя Якуб ибн аль-Лайс ас-Саффар в Систане. Потерпев поражение в битве при Пушанге в 857 году, он бежал в Нишапур, но был схвачен Якубом аль-Саффаром и отправлен в Систан в качестве заложника. После этого Тахириды взяли на себя прямой контроль над Гератом.

Ветви Саманидов в Трансоксиане (819–892)

Карта Хорасана и Трансоксианы.

В 839/40 г. Нух захватил Исфиджаб от кочевых язычников тюрков, живущих в степи. Следовательно, он построил стену вокруг города, чтобы защитить его от их нападений. Он умер в 841/2 году - два его брата Яхья и Ахмад были назначены совместными правителями города тахиридским наместником Хорасана. После смерти Яхья в 855 году Ахмад взял под свой контроль Чач, став таким образом правителем большей части Трансоксианы. Он умер в 864/5; его сын Наср I получил Фергану и Самарканд, а его другой сын получил Чач (области вокруг современного Ташкента / Чачкента). Между тем, авторитет Тахиридов значительно ослаб после нескольких поражений от правителя Саффарида Якуба аль-Саффара. Это привело к тому, что Тахириды потеряли контроль над Саманидами, которые стали более или менее независимыми. Наср I использовал эту возможность, чтобы укрепить свой авторитет, отправив своего брата Исмаила в Бухару, которая была в нестабильном состоянии после набегов династии Афригидов Хорезм. Когда Исмаил прибыл в город, его тепло встретили жители, которые увидели в нем человека, способного навести порядок. Тем не менее бухарские худы продолжали автономно править в Бухаре еще несколько лет.

Спустя недолгое время разногласия по поводу распределения налоговых денег привели к конфликту между братьями. В конце концов, Исмаил победил в династической борьбе и взял под свой контроль государство Саманидов. Однако Наср был тем, кто был наделен Трансоксианой, и аббасидские халифы продолжали признавать его законным правителем. Из-за этого Исмаил продолжал узнавать своего брата, но Наср был совершенно бессилен, и такая ситуация продолжалась до его смерти в августе 892 года.

Окончательное объединение и вершина власти (892–907)

Фотография мавзолея Саманидов, места захоронения Исмаила Самани.

Несколько месяцев спустя Якуб аль-Саффар также умер, и ему наследовал его брат Амр ибн аль -Лайт, который считал себя наследником Тахиридов, таким образом претендуя на Трансоксиану, Хорасан и другие части Ирана. После этого он заставил аббасидского халифа признать его правителем этих территорий. Весной 900 г. он вступил в схватку с Исмаилом возле Балха, но был разбит и взят в плен. После этого Исмаил отправил его в Багдад, где он был казнен. После этого Исмаил был признан халифом правителем всего Хорасана и Трансоксианы. Кроме того, он также получил инвестиции в Табаристан, Рэй и Исфахан. Также в этот период династия Афригидов была вынуждена подчиниться.

Перед своей крупной победой против Саффаридов он совершил различные экспедиции в Трансоксиану; в 892 г. он положил конец княжеству Ушрусана, захватив все его земли. В тот же период он положил конец бухарским худам в Бухаре. В 893 г. он вторгся на территорию карлукских тюрков, захватив Талас и превратив там несторианскую церковь в мечеть.

. Исмаил послал войско против Мухаммада ибн Зайда, Зайди правителя Табаристана и Горгана. Вторжение было успешным; Мухаммад ибн Зайд был убит, а Табаристан был завоеван Саманидами. Тем не менее, Мухаммад ибн Харун вскоре восстал, вынудив самого Исмаила вторгнуться в регион в следующем году. После этого Мухаммад ибн Харун бежал в Дайлам, а Исмаил отвоевал Табаристан и Горган. В 901 году Амр Саффари потерпел поражение от Саманидов в битве при Балхе, в результате чего династия Саффаридов превратилась в незначительный приток в Систане. Именно в этот период Саманиды были на пике своего могущества, правя до Казвина на западе и Пешавара на востоке.

Исмаил известен в истории как компетентный полководец и сильный правитель; многие рассказы о нем написаны в арабских и персидских источниках. Более того, из-за его походов на север его империя была настолько защищена от вражеских вторжений, что оборона Бухары и Самарканда не использовалась. Однако позже это имело последствия; в конце династии стены - ранее сильные, но теперь разваливающиеся - были сильно упущены Саманидами, которые постоянно подвергались нападениям Караханидов и других врагов.

Исмаил. умер в ноябре 907 г., и ему наследовал его сын Ахмад Самани (годы правления 907–914).

Промежуточный период (907–961)

Вскоре после своего воцарения Ахмад вторгся в Систан; к 911 году Систан находился под полным контролем Саманидов, и его губернатором был назначен двоюродный брат Ахмада Абу Салих Мансур. Тем временем Алид по имени Хасан аль-Утруш медленно восстанавливал Зайди над Табаристаном. В 913 году Ахмад послал армию для борьбы с ним. Хотя армия Саманидов была намного больше, Хасану удалось выйти победителем. Ахмад, прежде чем он смог спланировать еще одну экспедицию в Табаристан, в следующем году был убит несколькими своими рабами в палатке недалеко от Бухары. Говорят, что во время своего правления Ахмад сменил язык двора с персидского на арабский, что сделало его непопулярным среди своих подданных и вынудило его вернуться к персидскому языку. После смерти Ахмада его наследовал восьмилетний сын Наср II (годы правления 914–943).

Монета Насра II, отчеканена в Нишапуре (933/4).

Из-за молодости Насра его премьер-министр Абу Абдаллах аль- Джайхани взял на себя большую часть государственных дел. Джайхани был не только опытным администратором, но также выдающимся географом и очень образованным человеком. Почти сразу после восшествия на престол Насра II вспыхнуло несколько восстаний, самое опасное из которых произошло при его дедушке по отцовской линии, который захватил Самарканд и начал чеканить там монеты, а его сын Абу Салих Мансур захватил Нишапур и несколько городов в Хорасане. В конце концов Исхак был разбит и взят в плен, а Абу Салих Мансур умер естественной смертью в 915 году. Некоторое время спустя Насру II снова пришлось иметь дело с повстанцами; в 919 году правитель Хорасана восстал против власти Саманидов. Наср ответил, послав армию под командованием Ахмада ибн Сахля для подавления восстания, которое последнему удалось осуществить. Однако через несколько недель Ахмад вскоре восстал в Нишапуре, вторгся в Горган, а затем укрепился в Мерве, чтобы избежать контратаки Саманидов. Тем не менее, генералу Саманидов удалось выманить Ахмада из Мерва и победить его в битве при Марв-эль-Руде ; он был схвачен и заключен в тюрьму в Бухаре, где оставался до своей смерти в 920 году.

На западе Наср II несколько раз вступал в столкновения с Дайламитами и гилитами правителями; В 921 году Зайдиды под властью гилитов Лили ибн аль-Ну'ман вторглись в Хорасан, но были разбиты Симджуридским генералом Симджуром ад-Давати. Позже в 930 году военачальник дайламитов Макан ибн Каки захватил Табаристан и Гурган и даже завладел Нишапуром в западном Хорасане. Однако год спустя он был вынужден вернуться в Табаристан из-за угрозы, которую представляли Саманиды. Затем Макан вернулся в Табаристан, где был побежден Зияридом правителем Мардавидж, которому удалось завоевать регион. В 935 году Наср II восстановил контроль Саманидов в Гургане и сделал преемника Мардавидж Вушмгира своим вассалом. Однако в 939 году он провозгласил независимость, но в следующем году потерпел поражение при Исхабаде.

. В 943 году несколько офицеров армии Саманидов, рассерженные поддержкой Насром исмаилитских миссионеров, составили заговор с целью убийства. ему. Однако сын Насра Нух I узнал о заговоре. Он пошел на банкет по организации заговора и отрубил голову их вождю. Чтобы успокоить других офицеров, он пообещал остановить исмаилитских миссионеров от продолжения их деятельности. Затем он убедил своего отца отречься от престола, который умер от туберкулеза через несколько месяцев.

Сразу, когда Нух I взошел на престол, в Хорезме вспыхнуло восстание, которое ему удалось подавить. Позже, в 945 году, ему пришлось иметь дело с Мухтаджидом правителем Абу Али Чагани, который отказался передать свой пост губернатора Хорасана Ибрагиму ибн Симджуру. Затем Абу Али Чагани восстал, и к нему присоединились несколько выдающихся личностей, такие как Абу Мансур Мухаммад, которого он назначил своим главнокомандующим. В 947 году он назначил дядю Нуха Ибрагимом ибн Ахмадом амиром в Бухаре. Затем Абу Али Чагани вернулся в свои владения в Чаганияне. Ибрагим, однако, не пользовался популярностью у жителей Бухары, и Нух вскоре принял ответные меры, вернув город и ослепив Ибрагима и двух братьев.

Когда Абу Али Чагани получил известие о повторном захвате Бухары, он снова двинулся к ней, но потерпел поражение от армии, посланной Нухом, и отступил в Чаганиян. Через некоторое время он покинул регион и попытался заручиться поддержкой других вассалов Саманидов. Тем временем Нух разорил Чаганиян и разграбил его столицу. Вскоре последовало другое сражение между Абу Али Чагани и армией Саманидов в Тухаристане, которое привело к победе Саманидов. К счастью для Абу Али Чагани, ему удалось заручиться поддержкой других вассалов Саманидов, таких как правители Хуттала и кумиджи горный народ, но в конце концов заключил мир с Нухом., который позволил ему оставить Чаганияна в обмен на то, что он отправил своего сына в заложники в Бухару.

Иран в середине X века.

Альп Тигин, номинальный вассал Саманидов, завоевал Газну в 962 г. из династии Лавиков. Пятым из этих военачальников был Себуктигин, который правил Газной в течение двадцати лет до 387 г. хиджры / 997 г. н.э. с титулом (как следует из надписи на его могиле) аль-Заджеб аль-Аджалл (самый благородный полководец). Позже он станет основателем независимой династии, базирующейся в Газне, после упадка Империи Саманидов в 990-х.

Упадок и падение (961–999)

Власть Саманидов начал рушиться во второй половине 10 века. В 962 году некий гулам, Алп Тигин, командующий армией в Хорасане, захватил Газну и обосновался там. Однако его преемники, в том числе Себюк Тигин, продолжали править как саманидские «правители». Когда ослабленные Саманиды столкнулись с растущими вызовами со стороны Караханидов за контроль Трансоксианы, Себюк позже взял под контроль все провинции к югу от Окса и основал Империю Газневидов.

В 992 г. караханид, Харун Бугра-хан, внук верховного племенного вождя карлукской конфедерации султана Сатук Бугра-хана, захватил Бухару, столица Саманидов. Однако вскоре после этого умер Харун, и Саманиды вернулись в Бухару. В 999 году Наср б. Али, племянник Харуна, вернулся и овладел Бухарой, не встретив большого сопротивления. Владения Саманидов были разделены между Газневидами, получившими Хорасан и Афганистан, и Караханидами, получившими Трансоксиану; река Окс стала границей между двумя соперничающими империями.

Попытка Исмаила Мунтасира возродить государство Саманидов (1000–1005)

Изображение Исмаила Мунтасира в битве.

Исмаил Мунтасир был младшим сыном Нуха II - он был заключен в тюрьму Караханидами после завоевания ими Бухары в 999 году. Некоторое время спустя Исмаилу удалось бежать в Хорезм, где он получил поддержку. Изгнав Караханидов из Бухары, он затем двинулся в Самарканд и захватил его. Однако приближение армии Караханидов вынудило Исмаила отказаться от всего своего имущества, после чего он отправился в Хорасан, где захватил Нишапур. Армия Махмуда, однако, направилась в этот регион, и Исмаил решил снова бежать.

В 1003 году Исмаил вернулся в Трансоксиану, где он попросил и получил помощь от турок-огузов из Зарафшанской долины. Они победили Караханидов в нескольких битвах, даже при участии Наср-хана. Однако по разным причинам Исмаил почувствовал, что не может полагаться на Огузов, чтобы восстановить его, поэтому он вернулся в Хорасан. Он пытался заручиться поддержкой Махмуда в кампании по восстановлению государства Саманидов, но потерпел неудачу. Через некоторое время он вернулся в Зарафшанскую долину, где заручился поддержкой огузов и других. Армия Караханидов потерпела поражение в мае 1004 года, но впоследствии огузы покинули Исмаил во время другого сражения, и его армия распалась.

Снова сбегая в Хорасан, Исмаил попытался вернуться в Трансоксиану в конце 1004 года. Караханиды остановили это, и Исмаил был почти убит. После этого он искал гостеприимства арабского племени близ Мерва. Однако их вождь убил Исмаила в 1005 году. Его смерть ознаменовала поражение последней попытки восстановить государство Саманидов. Потомки семьи Саманидов продолжали жить в Трансоксиане, где их уважали, но их власть была относительно ослаблена.

Иранское интермеццо

Наряду с несколькими другими государствами, империя Саманидов была частью иранского интермеццо, или «персидского возрождения». Этот период был описан как имеющий ключевое значение в формировании исламской цивилизации как в политическом, так и в культурном плане. В политическом плане он стал свидетелем эффективного распада власти Аббасидов и подъема нескольких государств-преемников, таких как Саманиды и Буиды, в то время как в культурном плане он стал свидетелем подъема нового персидского языка как административного и литературного.

Культура

Правительство

Структура

Саманидская монета, отчеканенная в Бухаре с именем Мансур I

Система государства Саманидов была создана по образцу системы Аббасидов, который, в свою очередь, был смоделирован по образцу сасанидской системы. Правителем государства был амир, а провинциями управляли назначенные губернаторы или местные вассальные правители. Административными, политическими и экономическими делами руководил диван. Экономикой управляли мустауфи, дипломатическая корреспонденция и важные государственные документы - диванал-расаил, а королевской гвардией и военными делами - сахиб аль-шурта. Основная обязанность губернаторов и местных правителей заключалась в сборе налогов и поддержке правителя Саманидов войсками в случае необходимости. Самой важной провинцией в империи Саманидов был Хорасан, который первоначально был отдан родственнику правителя Саманидов или местному иранскому принцу (например, Мухтаджидов ), но позже был передан одному из его самых доверенных рабы. Правителем Хорасана обычно был сипах-салар (commander-in-chief).

Как и в халифате Аббасидов, тюркские рабы могли занимать высокие посты в государстве Саманидов, что иногда дают им достаточно власти, чтобы почти сделать правителя своей марионеткой.

Природа политической власти при Саманидах

Культурные и религиозные усилия

Возрождение Саманидов Персидский покровительствуя Рудаки, Балами и Дацици. Саманиды решительно пропагандировали суннитский ислам и подавляли исмаилитов шиизм, но были более терпимы к двунадесятному шиизму. Исламская архитектура и исламо-персидская культура были распространены Саманидами в самое сердце Центральной Азии. После первого полного перевода Корана на персидский язык, в течение 9 века, население империи Саманидов начало принимать ислам в значительных количествах.

Хотя зороастрийское население ранее было подавлено По словам Аль-Масуди, при халифате Аббасидов в империи Саманидов все еще были храмы огня, которые все еще почитались нынешним зороастрийским населением. Несмотря на то, что Саманиды исповедовали суннитский ислам, они, тем не менее, были гораздо более терпимы к зороастрийскому населению, чем предыдущие империи.

Благодаря ревностной миссионерской работе до 30 000 палаток Турки пришли исповедовать ислам, а позже при Газневидах более 55000 человек приняли ханафитскую школу мысли. Массовое обращение турок в ислам в конечном итоге привело к растущему влиянию Газневидов, которые позже стали править регионом.

Земледелие и торговля были экономической базой Саманидского государства. Саманиды активно участвовали в торговле - даже с Европой, о чем свидетельствуют тысячи саманидских монет, которые были найдены в странах Балтии и Скандинавии.

Еще одним неизменным вкладом Саманидов в историю исламского искусства является керамика. известная как саманидская эпиграфическая посуда: тарелки, миски и кувшины, выжигаемые в белом листе и украшенные только каллиграфией, часто элегантно и ритмично написанной. Арабские фразы, используемые в этой каллиграфии, как правило, являются более или менее общими пожеланиями хорошего или исламскими наставлениями к хорошим манерам за столом.

Стипендия

Авиценна и Абу Райхан аль-Бируни

Литература

Сасанидский король Хосров II и его придворные в саду, страница из рукописи Шахнаме, конец 15 - начало 16 века. Бруклинский музей.

В IX и X веках наблюдается значительный рост литературы, в основном поэзии. Именно в период Саманидов персидская литература появилась в Трансоксиане и получила официальное признание. Таким образом, распространение исламской новоперсидской литературы началось в Трансоксиане и Хорасане вместо Фарса, родины персов. Самыми известными поэтами периода Саманидов были Рудаки (ум. 941), Дацици (ум. 977) и Фирдоуси (ум. 1020).

Хотя персидский язык был самым популярным языком, арабский продолжал пользоваться высоким статусом и все еще был популярен среди членов семьи Саманидов. Например, аль-Талиби написал арабскую антологию под названием Yatimat al-dahr («Уникальная жемчужина»). Четвертый раздел антологии включал подробный отчет о поэтах, живших при Саманидах. В нем также говорится, что поэты Хорезма в основном писали на арабском языке.

Признанным основателем персидской классической поэзии и человеком с большим пониманием был Рудаки, который родился в селе Панджрудак, который сегодня является частью Пенджикентского района в Таджикистане. Рудаки уже становился популярным в первые годы своей жизни благодаря своим стихам, голосу и огромным навыкам использования чанга (иранский инструмент, похожий на арфу ). Вскоре его пригласили ко двору Саманидов, где он пробыл почти всю оставшуюся жизнь. Сохранилось менее 2000 строк его стихов, но их достаточно, чтобы доказать его великие поэтические способности - он усовершенствовал все основные стихотворные формы средневековой персидской поэзии: матнави, касида, газель и ruba'i.

"Посмотри на облако, как оно плачет, как скорбящий человек

Гром стонет, как любовник с разбитым сердцем.
Время от времени солнце выглядывает из-за облаков
Как заключенный, прячущийся от стражи ". - Рудаки

Другим выдающимся поэтом был Шахид Балхи, родившийся в селе Джахуданак близ Балха. О его жизни известно немногое, но он упоминается как один из лучших поэтов при дворе Насра II и один из лучших ученых своего времени. Он также был учеником Рудаки и имел с ним близкие отношения. Он умер в 936 году, за несколько лет до смерти Рудаки. Его смерть опечалила Рудаки, который впоследствии написал о нем эмоциональную элегию.

Дакики, уроженец Тус, начал свою карьеру при дворе Мухтаджид правитель в Чаганияне, позже был приглашен при дворе Саманидов. При Саманидах возник особый интерес к древним иранским легендам и героическим традициям, что вдохновило Дакики на написание Шахнаме («Книга царей»), длинной эпической поэмы, основанной на история иранцев. Однако к его смерти в 977 году ему удалось завершить лишь небольшую часть этого произведения, которое касалось конфликта между Гуштаспом и Арджаспом.

. Однако самый выдающийся поэт того времени Был Фирдоуси, родился в Тусе в 940 году в дехканской семье. Именно в юности при Саманидах был период роста. Быстрый рост интереса к древней иранской истории заставил его продолжить дело Дакики, завершив Шахнаме в 994 году, всего за несколько лет до падения империи Саманидов. Позже он завершил вторую версию Шахнаме в 1010 году, которую он представил Газневидскому султану Махмуду. Однако его работа не была так оценена Газневидами, как Саманиды.

Музыка

Население

При Саманидской Империи Зарафшан долина, Кашка-Дарья и Усрушана были заселены согдийцами ; Тухаристан бактрийцами; Хорезм хорезмийцами; Ферганская долина ферганцами; южный Хорасан хорасанцами; и горы Памира и окрестности саков и других ранних иранских народов. Все эти группы были иранской национальности и говорили на диалектах среднеиранского и новоперсидского. По словам Негматова, «они были основой возникновения и постепенной консолидации того, что стало восточно-персидско-таджикской этнической идентичностью».

Язык

Фергана, Самарканд и Бухара начали быть лингвистически персианизированным в первоначально хорезмийских и согдийских областях во время правления Саманидов. Распространение персидского языка привело к исчезновению восточно-иранских языков, таких как бактрийский и хорезмийский, лишь с небольшим количеством согдийских - потомков ягнобских Спикеры остаются среди ныне персоязычного таджикского населения Средней Азии. Это было связано с тем, что арабо-исламская армия, вторгшаяся в Среднюю Азию, также включала некоторых персов, которые позже правили регионом, как Саманиды. Персидский язык был внедрен в Среднюю Азию благодаря Саманидам.

Интеллектуальная жизнь

В IX и X веках интеллектуальная жизнь в Трансоксиане и Хорасане достигла высокого уровня. По словам Н.Н. Негматова: «Местная династия Саманидов, ищущая поддержки среди своих грамотных классов, должна была культивировать и продвигать местные культурные традиции, грамотность и литературу».

Основные города Саманидов - Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Худжанд, Бунджикат, Хульбук, Термез и др. Стали крупными культурными центрами при государстве. Ученые, поэты, художники и другие люди образования из многих мусульманских стран собрались в столице Саманидов Бухаре, где была создана богатая почва для процветания творческой мысли, что сделало ее одним из самых выдающихся культурных центров восточного мира. В Бухаре была создана выдающаяся библиотека, известная как Сиван ал-хикма («Хранилище мудрости»), известная своими различными типами книг.

Искусство

Пример фигурной глиняной керамики периода Саманидов.

Ремесла

Чаша с арабской надписью

Благодаря обширным раскопкам в Нишапуре, Иран, в середине двадцатого века, керамика Саманидов широко представлена ​​в коллекциях исламского искусства по всему миру. Эта керамика в основном изготовлена ​​из глиняной посуды и имеет либо каллиграфические надписи арабских пословиц, либо красочные фигурные украшения. Арабские пословицы часто говорят о ценностях культуры «адаб» - гостеприимстве, щедрости и скромности.

Показанная здесь чаша с арабской надписью была привезена из Ирана времен Саманидов в 10 веке. Имеет белый слип с черным декором слип под прозрачной глазурью. Миска украшена каллиграфическим орнаментом. В одних точках он удлинен, а в других - сжат до такой степени, что выглядит почти абстрактным. Прямо в центре чаши - черная точка. Если внимательно присмотреться к чаше, со временем можно заметить трещины и отметины. То, что когда-то было белой чашей, теперь в некоторых местах окрашено в желтый цвет. Каллиграфия выглядит хорошо продуманной и продуманной. Each letter is well spaced, and the whole saying fits perfectly around the bowl. This may be because the artists used to practice beforehand on paper. The saying translates to “Planning before work protects you from regret; prosperity and peace”

Economy

Agriculture

Mining

.

Material culture

Domestic and external trade

Legacy

In commending the Samanids, the epic Persian poet Ferdowsi says of them:

کجا آن بزرگان ساسانیان. ز بهرامیان تا به سامانیان

"Where have all the great Sasanians gone?. From the Bahrāmids to the Samanids what has come upon?"

A Bukharian historian writing in 943 stated that Ismail Samani :

was indeed worthy and right for padishahship. He was an intelligent, just, compassionate person, one possessing reason and prescience...he conducted affairs with justice and good ethics. Whoever tyrannized people he would punish...In affairs of state he was always impartial.

The celebrated scholar Nizam al-Mulk, in his famous work Siyasatnama, stated that Ismail Samani:

was extremely just, and his good qualities were many. He had pure faith in God (to Him be power and glory) and he was generous to the poor – to name only one of his notable virtues.

The Somoni currency of Tajikistan is named after the Samanids. A notable airline based in Dushanbe is also named Somon Air. Also, the highest mountain in Tajikistan and in the former Soviet Union is named after Ismail Samani. The mountain was formerly known as "Stalin Peak" and "Communism Peak" but in 1998 the name was officially changed to Ismoil Somoni Peak.

Samanid rulers

BukharaSamarkandFerghanaShashHerat
Saman Khuda. Persian : سامان خدا‎. (A Persian landowner from the village of Saman in Balkh province in northern Afghanistan, he arrived in Merv to the court of the Umayyad governor of Khorasan, Asad ibn Abdallah al-Qasri, under whose influence he became a Muslim and served the governor till his death. He was the founder of the Samanid dynasty)
Asad ibn Saman. Persian : اسد بن سامان‎.
Nuh ibn Asad. Persian : نوح بن اسد‎. 819–841/2Ahmad ibn Asad. Persian : احمد بن اسد‎. 819–864/5Yahya ibn Asad. Persian : یحییٰ بن اسد‎. 819–855Ilyas ibn Asad. Persian : الیاس بن اسد‎. 819–856
Ahmad ibn Asad. Persian : احمد بن اسد‎. 819–864/5Ibrahim ibn Ilyas. Persian : ابراهیم بن الیاس‎. 856–867
Abu Ibrahim Isma'il ibn Ahmad. Persian : ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد‎. 892–907Nasr I. Persian : نصر بن احمد‎. 864–892. Persian : یعقوب بن احمد‎. ?Saffarids.
Abu Ibrahim Isma'il ibn Ahmad. Persian : ابو ابراهیم اسماعیل بن احمد‎. 892–907
Ahmad ibn Isma'il. Persian : احمد بن اسماعیل‎. 907–914
Nasr II. Persian : ابوالحسن نصر بن احمد‎. 914–943
Nuh I. Persian : نوح بن نصر‎. 943–954
Ibrahim ibn Ahmad. Persian : ابراهیم بن احمد‎. 947
Abd al-Malik ibn Nuh I. Persian : عبدالملک بن نوح‎. 954–961
Abu Salih Mansur ibn Nuh I. Persian : ابو صالح منصور بن نوح‎. 961–976
Nuh ibn Mansur. Persian : نوح بن منصور‎. 976–997
Abd al-Aziz. Persian : عبدالعزیز‎. 992
Abu'l-Harith Mansur ibn Nuh II. Persian : ابو الحارث منصور بن نوح‎. 997–999
Abd al-Malik ibn Nuh II. Persian : عبدالمالک بن نوح‎. 999
Isma'il Muntasir ibn Nuh II. Persian : اسماعیل منتصر بن نوح‎. 1000 – 1005
?

See also

Notes

References

Sources

Wikimedia Commons has media related to Samanid Empire.
Последняя правка сделана 2021-06-06 09:06:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru