Sala dei Cento Giorni это большая расписанная фресками галерея или комната в Палаццо делла Канчеллерия или Канцелярии в Центральном Риме, Италия. Фрески воплощают стиль маньеризма Джорджо Вазари и его мастерской.
В марте 1546 года кардинал Алессандро Фарнезе (1520–1589), по предложению Паоло Джовио, поручает Вазари расписать фреску в зале канцелярии в Палаццо Сан-Джорджо, который был реконструирован и перестроен как массив Палаццо делла Канчеллерия. Целью фресок было прославление жизни Папы Павла III, деда Алессандро. В своей биографии художников (Vite ) Вазари подробно описывает планирование, заказ и выполнение этой работы. Легенда гласит, что Микеланджело, известному своим трудолюбивым и скрупулезным стилем, показали работу, и Вазари хвастался быстрым исполнением, Микеланджело, как говорят, едко ответил: si vede! ("это показывает!"). Работа даже в свое время не вызывала восхищения за ее качество. Паоло Джовио сообщает кардиналу Фарнезе, что портреты ему не понравились. Сегодня состояние фресок посредственное, хотя их несколько раз реставрировали после пожара 1940 года.
В зале Sala dei Cento Giorni Вазари и его помощники работают тщательно и причудливо. Повествование разворачивается в необычном иллюзионистском пространстве, заполненном аллегорическими орнаментами, а также многочисленными фигурами в расписной архитектуре, окруженными имитацией скульптуры. Жесты и выражения лиц экстравагантны и изысканно преувеличены в соответствии со стилем Maniera середины Cinquecento.
Декор в этой комнате является примером третьего типа отделки стен: он стилистически связан с Камерой Фортуны в. Этот зал прямоугольный. Его плоский деревянный потолок состоит из кессонных углублений. Эти квадраты созданы пересечением деревянных балок. выступ, опирающийся на верхнюю часть стены, поддерживает конец каждой балки. Восточная стена содержит шесть больших окон в нижней зоне и шесть маленьких в верхней. Каждая северная и южная стены содержат только по одному заливу, а западная стена - по два. Отделка стен выполнена геометрической и архитектурной. Стена не рассматривается как окрашенная двумерная поверхность, а скорее как пластиковая архитектурная структура, в которой воображаемое и реальное пространство могут расширяться и сжиматься как одно целое.
Стена, оформленная в стиле фриза, разделена на две горизонтальные зоны, каждая из которых, в свою очередь, разделена на три вертикальные части. В верхней части с каждой стороны находится портретный бюст древнего императора в обрамлении крылатых Игнуди или аллегорий Победы. Над композицией на свитке начертан латинский девиз. В центре этой верхней зоны сидящие женские фигуры в обрамлении деревянных кронштейнов представляют собой щит. Их можно идентифицировать по атрибутам, которые они держат, и по латинской надписи на свитке у их ног. Вариации гротескных мотивов дополнили общее убранство этой зоны.
Нижняя и верхняя части разделены двумя ломаными фронтонами на концах стены (где покоятся древние бюсты) и проходящим между ними архитравом. Этот архитрав поддерживает сложные мотивы масок и фестонов. В нижней части стены две расписные кущи, поддерживающие сломанные фронтоны, описанные выше. Мотив скинии содержит открытое пространство или нишу, из которой стоящая женская фигура выступает к зрителю: мотив, заимствованный из исследований Вазари о Микеланджеле Капеллы Медичи. В центре нижней части дорические колонны обрамляют изображения истории.
Использование живописной архитектуры для обрамления повествовательной сцены, обычно в древности, было разработано в Quattrocento, например, в Salone dei Mesi дворца Скифаноя в Феррара, а позже в Высокий ренессанс на примере Сала ди Костантино в Ватиканском дворце. История наполнена стилистическими цитатами из прошлого и настоящего искусства. Дадо (zoccolo или basamento) стены было либо преобразовано, либо ликвидировано. Вазари создает новое крупномасштабное устройство, используя иллюзионистски нарисованные ступени, простирающиеся от центра нижней зоны до реального физического этажа. Создается впечатление, что зритель может войти в нарисованную сцену и участвовать в событиях, происходящих в истории повествования. Согласно Сиднею Фридбергу, мотив шагов - это преобразование рицетто (вестибюля) Микеланджело в Библиотеке Лауренциана.
Другими важными источниками мотивов Вазари являются их экседра Кортиле-дель в Ватикане и Нимфей фреска в оконном проеме Зала Константина, также во дворце Ватикана.
Декоративная схема Sala dei Cento Giorni систематизирована и оформлена в quadro riportato, или независимые обрамленные сцены истории. Квадри или рамки окружены скиниями с фигурами, символизирующими моральные или эстетические добродетели. А в общем дизайне сочетаются классические и гротескные мотивы. Исполнение Sala dei Cento Giorni бесценно для Вазари. По сути, это начало формализованной сложной программы живописи, которая должна подвергнуться дальнейшей разработке в декоративных циклах Палаццо Веккьо.
Зала деи Ченто Джорни - Джорджо Вазари - 1547 - Палаццо делла Канчеллерия - история
Sala dei Cento Giorni - Джорджо Вазари - 1547 - Palazzo della Cancelleria - istoria
Virtue - Sala dei Cento Giorni - Джорджо Вазари - 1547 - Palazzo della Cancelleria
Putti and istoria - Sala dei Cento Джорни - Джорджо Вазари - 1547 - Палаццо делла Канчеллерия
Фрагмент настенного декора - Зала Ченто Джорни - Джорджо Вазари - 1547 - Палаццо делла Канчеллерия
Щиток - Зала Ченто Джорни - Джорджо Вазари - 1547 - Палаццо делла Канчеллерия>Дополнительная литература