Сакоку (鎖 国, «закрытая страна») был изоляционистом внешняя политика японского сёгуната Токугава (он же Бакуфу ), в рамках которого в течение 214 лет отношения и торговля между Японией и другими странами была строго ограничена, почти всем иностранным гражданам был запрещен въезд в Японию, а простым японцам не разрешалось покидать страну. Политика была принята сёгунатом Токугава при Токугава Иэмицу посредством ряда указов и политик с 1633 по 1639 год и закончилась после 1853 года, когда американцами командовал Мэтью Перри вынудил открыть Японию для американской (и, в более широком смысле, западной) торговли посредством серии договоров.
. Этому предшествовал период в значительной степени неограниченной торговли и широко распространенного пиратства. Японские моряки и торговцы путешествовали по Азии, иногда составляя общины нихонмачи в некоторых городах, в то время как официальные посольства и посланники посещали азиатские государства, Новую Испанию (с начала 19 века Мексика ) и Европе. Этот период был также отмечен большим количеством иностранных торговцев и пиратов, которые проживали в Японии и действовали в японских водах.
Термин сакоку происходит от рукописного труда Сакоку-рон (鎖 国 論), написанного японским астрономом и переводчиком Шизуки Тадао в 1801 году. Шизуки изобрел это слово, переводя работы 17-го века. век Немецкий путешественник Энгельберт Кемпфер о Японии.
Япония не была полностью изолирована в рамках политики сакоку. Сакоку - это система, в которой сёгунат и некоторые феодальные владения налагали строгие правила на торговлю и международные отношения (хань ). Была обширная торговля с Китаем через порт Нагасаки на крайнем западе Японии, где жилые районы китайцев. Политика гласила, что единственное разрешенное влияние европейца было голландской фабрикой в Дедзима в Нагасаки. Западные научные, технические и медицинские инновации действительно проникли в Японию через Рангаку («обучение голландскому языку»). Торговля с Кореей была ограничена областью Цусима (сегодня часть префектуры Нагасаки ). Торговля с народом айнов была ограничена областью Мацумаэ в Хоккайдо, а торговля с королевством Рюкю имела место в Домен Сацума (современный префектура Кагосима ). Помимо этих прямых коммерческих контактов в периферийных провинциях, торговые страны отправляли регулярные миссии в сёгун в Эдо и Замок Осаки.
Япония в это время торговала с пятью организациями через четыре «шлюза». Самой крупной была частная китайская торговля в Нагасаки (который также торговал с Королевством Рюкю ), где также была разрешена деятельность Голландской Ост-Индской компании. Клан Мацумаэ домен на Хоккайдо (тогда называвшийся Эзо ) торговался с народом айнов. Через клан Со даймё Цусимы были отношения с Чосон -династией Кореи. Рюкю, полунезависимое королевство на протяжении почти всего периода Эдо, контролировалось кланом Симадзу даймё Домена Сацума. Таширо Казуи показал, что торговля между Японией и этими организациями была разделена на два вида: Группа A, в которую он помещает Китай и Голландию, «чьи отношения подпадают под прямую юрисдикцию Бакуфу в Нагасаки» и Группа B, представленный Корейским Королевством и Королевством Рюкю, «который имел дело с доменами Цусима (клан Со) и Сацума (клан Симадзу) соответственно».
Многие предметы продавались из Японии в Корею и Королевство Рюкю в конечном итоге были отправлены в Китай. На островах Рюкю и в Корее кланы, ответственные за торговлю, построили торговые города за пределами японской территории, где фактически велась торговля. Из-за необходимости для японских подданных путешествовать к этим торговым постам и обратно, это напоминало что-то вроде исходящей торговли, когда японские подданные поддерживали регулярные контакты с иностранными торговцами, по сути, экстерриториальными землями. Торговля с китайскими и голландскими торговцами в Нагасаки велась на острове Дедзима, отделенном от города узким проливом; иностранцы не могли войти в Нагасаки из Дедзимы, а японские граждане не могли войти в Дедзиму без специального разрешения или разрешения. Для жителей острова условия на Деджиме были унизительными; полиция Нагасаки могла преследовать их по своему желанию, и на узком мосту на материк постоянно находилась сильная японская охрана, чтобы помешать им покинуть остров.
Фактически торговля в этот период процветала, и хотя отношения и торговля были ограничены определенными портами, страна была далека от закрытия. Фактически, даже когда сёгунат изгнал португальцев, они одновременно вели переговоры с голландскими и корейскими представителями, чтобы гарантировать, что общий объем торговли не пострадает. Таким образом, в последние десятилетия в науке становится все более распространенным называть внешнеполитическую политику того периода не сакоку, подразумевая полностью изолированную, изолированную и «закрытую» страну, а термином кайкин. (海禁, «морские запреты»), использовавшиеся в документах того времени и происходящие из аналогичной китайской концепции хайджин.
Традиционно считается, что сёгунат навязывал и проводил в жизнь политику сакоку, чтобы устранить колониальное и религиозное влияние, в первую очередь Испании и Португалии, которые воспринимались как представляя угрозу стабильности сёгуната и миру на архипелаге. Возрастающее число католиков новообращенных на юге Японии (в основном Кюсю ) было важным элементом того, что считалось угрозой. Основываясь на работе, проведенной японскими историками в 1970-х годах, некоторые ученые оспорили эту точку зрения, полагая, что это лишь частичное объяснение политической реальности.
Мотивы постепенного усиления морских запретов в начале 17 века следует рассматривать в контексте внутренней повестки дня Токугава бакуфу. Одним из элементов этой программы было получение достаточного контроля над внешней политикой Японии, чтобы не только гарантировать социальный мир, но и сохранить превосходство Токугава над другими могущественными лордами страны, особенно тодзама даймё. Эти даймё использовали торговые связи с Восточной Азией для получения выгодного эффекта в период Сэнгоку, что позволило им также наращивать свою военную мощь. Ограничивая способность даймё торговать с иностранными кораблями, прибывающими в Японию, или использовать торговые возможности за границей, бакуфу Токугава не мог гарантировать, что ни один из них не станет достаточно мощным, чтобы бросить вызов превосходству бакуфу. Это согласуется с общепризнанным обоснованием внедрения в бакуфу Токугава системы альтернативного присутствия, или санкин-котай.
Управление торговлей преимущественно через Нагасаки, которое входило в Тоётоми Хидэёси Контроль в 1587 г. позволил бы бакуфу с помощью налогов и сборов пополнять свою казну. Это было немаловажным делом, поскольку недостаток богатства ограничивал как предшествующее бакуфу Камакура, так и бакуфу Муромати. Сосредоточение внимания на устранении западного и христианского влияния с Японского архипелага как основной движущей силы кайкин можно утверждать как отчасти евроцентрическое прочтение японской истории, хотя это общепринятое мнение
.Тем не менее, бакуфу Токугава считали христианство и две колониальные державы, с которыми оно наиболее тесно связано, настоящую угрозу. После того, как остатки клана Тоётоми были разбиты в 1615 году, Токугава Хидэтада обратил свое внимание на единственную оставшуюся заслуживающую доверия проблему превосходству Токугавы. Религиозные вызовы центральной власти серьезно воспринимались бакуфу, поскольку церковные вызовы вооруженных буддийских монахов были обычным явлением в период сэнгоку. Императрица Мейшо (1624–96) тоже сильно сомневалась, когда услышала о том, как испанцы и португальцы поселились в Новом Свете, и подумала, что Япония скоро станет одной из многие страны в их владении.
Буддийская статуя со скрытым крестом на спине, использовавшаяся христианами в Японии для сокрытия своих истинных убеждений.Протестантские английские и голландские торговцы усилили это восприятие, обвиняя испанских и португальских миссионеров в систематическое распространение религии как часть заявленной политики культурного доминирования и колонизации азиатских стран. Японцы в целом считали голландцев и англичан способными отделять религию от торговли, в то время как их иберийские аналоги вызывали большое подозрение. Голландцы, желающие перенять торговлю у испанцев и португальцев, без труда подтвердили это мнение. Число христиан в Японии неуклонно росло благодаря усилиям миссионеров, таких как Фрэнсис Ксавьер и даймё. Прямым спусковым крючком, который, как говорят, спровоцировал введение сакоку, было восстание Симабара 1637–1638 годов, восстание 40 000 крестьян, в основном христиан. После этого сёгунат обвинил миссионеров в подстрекательстве к восстанию, изгнал их из страны и строго запретил религию под страхом смертной казни. Оставшиеся японские христиане, в основном в Нагасаки, сформировали подпольные сообщества и стали называться Какурэ Кириситан.
Все контакты с внешним миром стали строго регулироваться сёгунатом или доменами (Цусима, Мацумаэ и Сацума) возложена на задачу. Голландским торговцам разрешалось продолжать торговлю в Японии только при условии отказа от миссионерской деятельности. Сегодня процент христиан в Японии (1%) остается намного ниже, чем в других странах Восточной Азии, таких как Китай (3%), Вьетнам (7%), Южная Корея (29%).
Маяк на Такэтоми, один из Маяков Сакисимы, построенных в 1644 году для наблюдения за иностранными перевозкамиПолитика сакоку также была способом контроля торговли между Японией и другими странами, а также утверждения своего нового места в восточноазиатской иерархии. Токугава намеревался создать свою собственную небольшую международную систему, в которой Япония могла бы продолжить доступ к торговле основными товарами, такими как лекарства, и получить доступ к важной информации о событиях в Китае, избегая при этом необходимости соглашаться на подчиненный статус внутри Китайская данническая система.
В целом конструктивные официальные дипломатические отношения Японии с Чосон Кореей позволили Кореи посылать в Японию регулярные посольства (Тонгсинса ). Наряду с оживленной торговлей между Цусимой и Кореей, а также присутствием японцев в Пусане, Япония смогла получить доступ к китайским культурным, интеллектуальным и технологическим достижениям на протяжении периода Эдо. Во время обнародования строжайших версий морских запретов династия Мин потеряла контроль над большей частью Китая, и для Японии не было необходимости и, возможно, нежелательно, чтобы поддерживать официальные дипломатические отношения с любым из правительства Мин или Цин, в то время как вопрос об имперской легитимности оставался нерешенным.
Япония смогла приобрести необходимые ей импортные товары через посредническую торговлю с голландцами и через острова Рюкю. Японцы фактически поощряли правителей королевства Рюкю поддерживать отношения данника с Китаем, хотя клан Симадзу тайно установил большое политическое влияние на островах Рюкю. Цин стал гораздо более открытым для торговли после того, как победил сторонников Мин на Тайване, и поэтому японские правители чувствовали еще меньшую потребность в установлении официальных отношений с Китаем.
Либерализирующие вызовы сакоку исходили от японской элиты в 18 веке, но ни к чему не привели. Позже политика сакоку стала главной гарантией против полного истощения японских минеральных ресурсов, таких как серебро и медь, для внешнего мира. Однако, в то время как экспорт серебра через Нагасаки контролировался сёгунатом до такой степени, что весь экспорт был прекращен, экспорт серебра через Корею продолжался в относительно больших количествах.
То, как Япония в этот период шла в ногу с западными технологиями, было изучая медицинские и другие тексты на голландском языке, полученные через Деджиму. В конце 18 века это превратилось в цветущее поле, известное как Рангаку (голландские исследования). Он устарел после того, как страна была открыта, и политика сакоку рухнула. После этого многие японские студенты (например, Кикучи Дайроку ) были отправлены на учебу в зарубежные страны, и многие иностранные сотрудники были наняты в Японию (см. о-ятои гайкокудзин ).
Политика, связанная с сакоку, закончилась Конвенцией Канагавы в ответ на требования коммодора Перри.
Многие отдельные попытки Конец уединения Японии был достигнут в результате расширения западных держав в 17, 18 и 19 веках. Американские, российские и французские корабли пытались вступить в отношения с Японией, но были отклонены.
Эти в основном безуспешные попытки продолжались до 8 июля 1853 года. Коммодор Мэтью Перри из США Флот с четырьмя боевыми кораблями : Миссисипи, Плимут, Саратога и Саскуэханна вошли в залив из Эдо (Токио ) и продемонстрировал угрожающую мощь своих кораблей орудий Пейшана. Он потребовал, чтобы Япония открылась для торговли с Западом. Эти корабли стали известны как курофуне, Черные корабли.
В следующем году на Конвенте Канагавы. (31 марта 1854 г.) Перри вернулся с семью кораблями и вынудил Сёгуна подписать «Договор о мире и дружбе », устанавливающий официальные дипломатические отношения между Японией и Соединенными Штатами. Соединенное Королевство подписало Договор об англо-японской дружбе в конце 1854 года.
Между 1852 и 1855 годами адмирал Евфимий Путятин Русский флот несколько раз пытался добиться от Сёгуна выгодных для России торговых условий. В июне 1853 года он привез в залив Нагасаки письмо министра иностранных дел Карла Нессельроде и продемонстрировал Танаке Хисашиге паровую машину, вероятно, первую в Японии. Его усилия увенчались подписанием Симодского договора в феврале 1855 года.
В течение пяти лет Япония подписала аналогичные договоры с другими западными странами. Договор Харриса был подписан с Соединенными Штатами 29 июля 1858 года. Эти «договоры Ансей » широко рассматривались японской интеллигенцией как неравноправные, поскольку они были навязаны Японии через дипломатия канонерок, и как знак желания Запада включить Японию в империализм, который захватил континент. Среди других мер они предоставили западным странам безоговорочный контроль над тарифами на импорт и право экстерриториальности для всех приезжающих граждан. Они останутся камнем преткновения в отношениях Японии с Западом вплоть до рубежа 20-го века.
Несколько миссий были отправлены за границу Бакуфу, в чтобы узнать о западной цивилизации, пересмотреть договоры и отложить открытие городов и гаваней для внешней торговли.
A Посольство Японии в США было отправлено в 1860 году на борту корабля Канрин Мару.
. В 1861 году во время Цусимского инцидента русский флот попытался прорваться через гавань. официально открыт для внешней торговли с зарубежными странами, но окончательно отбит с помощью англичан.
Посольство в Европе было отправлено в 1862 году, а Второе посольство в Европу в 1863 году. Япония также отправила делегацию и участвовала в Мире 1867 года. Ярмарка в Париже.
Другие миссии, отличные от миссий Сёгуната, также были отправлены в Европу, такие как Пятерка Чошу, и миссии феодального владения Сацума.