Народ сакидзая

редактировать
Коренная этническая группа Тайваня
народ сакидзая
сакузая
火神 祭 - 火神 使者 取火.jpg Паламал, церемония огня
Общая численность населения
997 (июнь 2020 г.)
Регионы со значительным населением
Хуалянь
Языки
Сакидзая, Мандарин, Формозские языки
Религия
Поклонение предкам, Анимизм, Христианство
Родственные этнические группы
Эмис, Кавалан, другие тайваньские аборигены

The Сакидзая (исконное имя: Сакузая, буквально «настоящий мужчина» ; С китайский : 撒奇萊雅 族 ; пиньинь : Сакилайё; иногда сакирая или сакидая ) - это коренные народы Тайваня с населением около 1000 человек. В основном они живут в Хуалянь (ранее известном как Кирай), где сосредоточена их культура.

Сакидзая - австронезийский народ, в основном связанный с другими Тайваньские коренные народы и имеют культурные, лингвистические и генетические связи с другими австронезийскими этническими группами, например, из Филиппин, Малайзии, Индонезии, Мадагаскар и Океания.

Сакидзая традиционно практиковали поклонение предкам, которое включает поклонение пантеону богов и духов предков. Однако большинство из них обратились в христианство. Их общество в основном матрилинейно, и женщины часто имеют власть. 17 января 2007 года правительство Тайваня признало общину отдельной этнической группой. До этого люди классифицировались как амис, группа, в которой они «прятались» после того, как они и их кавалан союзники вели разрушительную битву против цинских захватчиков в течение конца 19 века.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Колониальная эпоха
    • 1.3 Кареванский инцидент
    • 1.4 Новое время
  • 2 Язык
  • 3 Религия
    • 3.1 Поклонение предкам / анимизм
      • 3.1.1 Дито
      • 3.1.2 Боги и ритуалы
    • 3.2 Христианство
  • 4 Общество и культура
    • 4.1 Системы возрастных категорий
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

История

Из-за того, что они смешались с другими народами, первоначальная генетическая идентичность сакидзая неясна. Согласно одному исследованию, они тесно связаны с северным и средним амисом. Похоже, они также имеют определенные генетические черты с другими коренными группами, а также с тайваньскими ханьцами, хотя это могло быть результатом смешанных браков. Гаплогруппы C2 и C3 отсутствуют в их популяции.

Ранняя история

Большая часть истории Сакидзая неизвестна. Неизвестно, когда сакидзая или их предки впервые прибыли на Тайвань. По мнению некоторых экспертов, первые люди, жившие на острове, прибыли 15 000 лет назад, и их выживание зависело от морской жизни. Неолит люди начали прибывать 6000 лет назад, что позволило появиться сельскому хозяйству, домашним животным, полировке. каменные тесла и гончарные изделия. Наличие этих теслов подразумевает связь с островами Пэнху, где эти предметы обычны.

Колониальная эпоха

Первый контакт с сообщество за пределами Формозы возникло в 17 веке, когда прибыли голландцы и испанцы. Именно в это время был написан испанский документ 1636 года об имени и деятельности людей. С тех пор сообщений о внешних контактах не поступало до XIX века.

Инцидент в Кареване

В 1878 году Сакидзая и их Кавалан союзники вели разрушительную битву против Цин захватчиков. Это событие закончилось катастрофой для обеих общин, в результате чего многие из их членов были убиты в результате события, названного «Инцидент в Такобоване» (также известный как «Инцидент в Галиване» или «Битва при Каляване» zh: 加 禮 宛 事件 ). Другие были перемещены поселенцами хань. Оставшиеся сакидзая, тем временем, были вынуждены смешаться с другими народами, такими как ами, с намерением защитить свою идентичность.

Когда японцы правили Тайвань в 1895 году антропологи классифицировали людей как подгруппу амисов. Однако люди сдержанно сохраняли свою культуру и язык, что продолжалось и в следующем столетии.

Новое время

В 2004 году община подала петицию об официальном статусе этнической группы Совет коренных народов на основе исторических, лингвистических и культурных данных. Официально оно было подано 13 октября 2005 г. В конечном итоге петиция была одобрена 17 января 2007 г., в результате чего они были признаны отдельной этнической группой.

Как и другие тайваньские аборигены, сакидзая сталкиваются с современными социальными и экономическими проблемами. К ним относится урбанизация молодежи, явление, которое может повлиять на их культуру.

Язык

язык сакидзая был классифицирован как диалект натаорана Эмиса, формозский язык, который принадлежит австронезийской языковой семье. Однако Национальный университет Чэнчи открыл эту классификацию для обсуждения, заявив, что сакидзая по-прежнему на 60–70 процентов отличается от языка амис, несмотря на то, что две группы живут вместе. В настоящее время на этом языке говорят около 2000 человек.

Народ также говорит на нескольких других языках. Сюда входят языки, на которых говорят народы, на которых они спрятались, такие как амис и китайский, официальный язык страны .

Религия

Сакидзая исповедуют множество религий. К ним относятся традиционные верования, сочетающие в себе аспекты поклонения предкам и анимизма. Некоторые могут также исповедовать христианство.

Традиционные религиозные верования сакидзая в настоящее время испытывают внешнее давление, поскольку многие из соплеменников, возможно, обратились в христианство. Угроза усугубляется возрастающим значением христианства для общества.

Поклонение предкам / анимизм

Дито

Известно, что люди практикуют поклонение предкам. Они верят в пантеон духов предков и божеств, известный как дито, подобный кавасам Эмиса, а также анито филиппинцев. Они считаются «непостоянными, как погода», поэтому для общения с ними необходимы священники или мапалаваи. Они невидимы для большинства людей, хотя, как известно, носят красное. С этими духами связано несколько верований, таких как беременность и смерть. Родина дито - гора Мэйлун в Хуаляне, это также место, через которое проходят умершие, прежде чем окончательно отдохнуть в море.

Боги и ритуалы

У Сакидзая есть несколько богов. Несколько примеров включают Малатавотоки, божество духа мира, Олипонг, бог, который «изгоняет болезни», и Таламан или Таконаван, бог бедных. Личное dito человека становится богом смерти после его смерти.

Практикуются ритуалы, чтобы успокоить dito, и часто имитируют ритуалы, выполняемые другими австронезийскими народами. Их практика зависит от времени года: весна или пасаваан, лето или ралод, осень или садинсинг и зима или касинаван. Примером этого является Паламал или «Поклонение богу огня».

Согласно японскому документу, несколько ритуалов связаны с основными продуктами питания, просо или хавай и сухой рис. или типус. К ним относятся «Ритуал посева проса», «Рыболовный ритуал», «Ритуал сбора», «Ритуал сбора урожая» и «Ритуал накопления», которые все основаны на выращивании проса.

Христианство

Другая религия, которую исповедуют некоторые сакидзая, - это христианство. Эта религия впервые пришла на Формозу в эпоху европейской колонизации. Его официальное прибытие произошло в 1627 году, во время прибытия Георгия Кандидия, первого священнослужителя, ступившего на остров. По словам этого миссионера, обращение туземцев было эффективным. Обращение было настолько успешным, что местные священнослужители вскоре стали необходимостью. Этот успех, однако, был недолгим, поскольку христиане столкнулись с преследованием после прибытия китайцев. Лишь в конце 20-го века эта религия начала возрождаться.

В настоящее время почти 70 процентов тайваньских аборигенов исповедуют христианство, хотя точное количество сакидзая, исповедующих эту религию, неизвестно. Религия стала эффективной в поддержании социального единства, которое поддерживается традиционными практиками.

Общество и культура

Были раскрыты лишь некоторые аспекты общества и культуры сакидзая. Известно, что у них матрилинейное общество. Женщины часто обладают авторитетом в домашнем хозяйстве.

С точки зрения выживания важны рыбалка и охота. Выращивание риса также играет важную роль. аспект их производства продуктов питания. Считается, что эта практика была получена благодаря Кавалану. Просо важно как источник пищи и как средство определения случаев проведения праздников.

Золотые одежды обычно носят важные лидеры сообщества во время особых праздников. Охота за головами когда-то была распространена, но вышла из практики.

Культура сакидзая находится под угрозой из-за небольших, но устойчивых урбанизация молодежи сакизая. Усилия по сохранению своей культуры были инициированы правительством, которое считает, что это может быть полезно для экотуризма.

возрастных систем

Согласно японским исследователям, мужчины сакидзая делятся на системы возрастных классов., известный как sral, где они остаются около пяти лет. В период от младенчества до 15 лет мальчиков классифицируют в детский класс или вава. Вскоре они участвуют в ритуале, известном как Масатрот, и обучаются в доме молодежи или талаоне, где они учатся подчиняться приказам, а также определенным командам. После этого они переходили в подготовительный молодежный класс или капах и оставались там до 23 лет, когда, наконец, достигли высшего класса.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-06 08:00:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте