Библиотека Сент-Женевьев (французский : Bibliothèque Sainte-Geneviève) - общественная и университетская библиотека, расположенная по адресу 10, место дю Пантеон, напротив площади Пантеона, в 5-м округе Парижа. Он основан на коллекции аббатства Святой Женевьевы, которое было основано в VI веке Хлодвигом I, королем франков. Фонды библиотеки были спасены от уничтожения во время Французской революции. Новый читальный зал библиотеки с новаторским железным каркасом, поддерживающим крышу, был построен между 1838 и 1851 годами по проекту архитектора Анри Лабруста. Библиотека содержит около 2 миллионов документов и в настоящее время является основной межуниверситетской библиотекой для различных отделений Парижского университета, а также открыта для публики.
Аббатство Святой Женевьевы, как говорят, было основано королем Хлодвигом I и его королевой Клотильдой. Он был расположен рядом с нынешней церковью Сент-Этьен-дю-Мон и нынешним Пантеоном, которая была построена на вершине первоначальной церкви аббатства. Говорят, что аббатство было основано в начале VI века по предложению Святой Женевьевы, которая выбрала это место напротив римского форума. Она умерла в 502 году, Хлодвиг умер в 511 году, а строительство базилики было завершено в 520 году. В ней находились гробницы Святой Женевьевы, Хлодвига и его потомков.
К IX веку базилика была преобразована в аббатство. церковь, а вокруг нее вырос большой монастырь, в том числе скрипторий для создания и копирования текстов. Первое упоминание о существовании библиотеки Сент-Женевьев датируется 831 годом и упоминает о дарении аббатству трех текстов. Созданные или скопированные тексты включали произведения истории и литературы, а также богословия. Однако в течение IX века викинги совершали набеги на Париж трижды. В то время как поселение на Иль-де-ла-Сите было защищено рекой, аббатство Сен-Женевьев было разграблено, а книги потеряны или унесены.
Библиотека постепенно собиралась заново. Во время правления Людовика VI Французского (1108-1137) аббатство сыграло особенно важную роль в европейской науке. Доктрины, первоначально преподаваемые святым Августином и продвигаемые Сугером (1081-1151), влиятельным религиозным советником короля, требовали чтения вслух Священных Писаний и указали, что каждый монастырь иметь мастерскую по производству книг и место для их хранения. С 1108 по 1113 год ученый Питер Абеляр преподавал в школе аббатства, бросая вызов многим аспектам традиционной теологии и философии. Около 1108 года теологическая школа аббатства Святой Женевьевы была объединена вместе со школой собора Нотр-Дам и школой Королевского дворца, чтобы сформировать будущий Парижский университет.
К началу 13 века университетская библиотека уже была известна на всю Европу. Ранние фонды библиотеки того времени перечислены в описи 13-го века (Париж, Bibliothèque nationale de France, MS lat. 16203, fol. 71v). 226 названий и авторов, включенных в список 13-го века, включают Библии, комментарии и церковную историю; но также книги по философии, праву, науке и литературе. Он был открыт не только для студентов, но и для французских и иностранных ученых. Рукописи имели значительную ценность: каждая рукопись была отмечена предупреждением о том, что любой человек, укравший или повредивший рукопись, будет наказан анафемой или отлучением от церкви.
Первая страница Книги Бытия, Библии Манерия (около 1185 г.), (BSG Ms.8 f7)
Иллюминированная рукопись коронации короля Людовика IV Франции (1275-1280) ( Grandes Chroniques de France Bibliothèque Sainte-Geneviève, г-жа 782)
Рождение короля Филиппа-Августа (1275-1280) (Grandes Chroniques de France, Bibliothèque Sainte-Geneviève, г-жа 782, фолио 280)
Иллюминация в рукописи Ливия, канал Абурба, показывающая основание Рима. (ок. 1370 г.) Рукопись принадлежала королю Франции Карлу V. Bibliothèque Sainte-Geneviève, Ms. 777, fol. 7р.
Новый Завет из аббатства Сент-Женевьев, изображающий вхождение Христа в Иерусалим Bibliothèque Sainte-Geneviève, (около 1525-1530 гг.) (Г-жа 106 f1r (Entrée à Jérusalem)
Вскоре после того, как Гутенберг выпустил свои первые печатные книги в середине 15 века, библиотека начала собирать печатные книги.Парижский университет пригласил нескольких своих сотрудников в Париж, чтобы основать новое издательство. В библиотеке хранится текст Песни о Полифиле, изданный в 1499 году, с гравюрами по рисункам Андреа Мантенья и Джованни Беллини. В то же время аббатство продолжало выпускать иллюминированные рукописи Религиозные войны серьезно нарушили деятельность библиотеки. В 16-17 веках библиотека перестала приобретать новые книги и перестала выпускать каталоги своих фондов. Многие рукописи были рассредоточены и проданы.
Библиотека вернулась к жизни beginni в 1619 г., во время правления Людовика XIII Французского, кардиналом Франсуа де Рошфуко. Он видел в библиотеке важное оружие Контрреформации против протестантизма. Он пожертвовал шестьсот томов из своей личной коллекции. Новый директор библиотеки Жан Фронто обратился к писателям, включая Пьера Корнеля, и известных библиотекарей, включая Габриэля Науде, с просьбой обновить и расширить коллекцию. Однако ему пришлось уехать по подозрению в еретике янсенистом. Его сменил Клод дю Моллине, библиотекарь с 1673 по 1687 год. Дю Моллине основал в библиотеке знаменитый небольшой музей, Кабинет редкостей, с египетскими, греческими и римскими древностями, медалями, редкими минералами и чучелами животных. К 1687 году в библиотеке было двадцать тысяч книг и четыреста рукописей.
В конце 18 века в библиотеке были приобретены копии основных произведений эпохи Просвещения, в том числе Энциклопедия из Дени Дидро и Жан ле Ронд д'Аламбер. В том же духе для публики открылись библиотека и Кунсткамера. Библиотека по-прежнему была при аббатстве и Парижском университете, но перестала быть библиотекой только теологии; к середине восемнадцатого века большинство работ относилось к другим областям знаний. Хотя аббатство по-прежнему оплачивает часть стоимости, большую часть оплачивает город Париж.
Астрономические часы (17 век)
Небесный глобус из кабинета раритетов ( 17 век)
Церемониальная Аравак палочка из Кунсткамера (17-18 века)
Бюст натуралиста Жоржа-Луи Леклерка, графа де Бюффона от Жан-Антуан Удон (18 век)
После Французской революции статус библиотеки резко изменился. В 1790 году аббатство было секуляризовано, все его имущество, включая библиотеку, было конфисковано, а община монахов, руководивших библиотекой, была распущена. Благодаря дипломатическим способностям директора Александра Пингре, его репутации астронома и географа и его контактам в новом правительстве, коллекция не была рассеяна, а фактически увеличивалась, поскольку библиотека принимала коллекции, конфискованные у других аббатств. Библиотеке был предоставлен равный статус с Национальной библиотекой, будущей Библиотекой Мазарине и Библиотекой Арсенала, и она могла черпать книги из тех же источников. Пингре оставался таким прямым до своей смерти в 1796 году.
В 1796 году название библиотеки было изменено; она стала Национальной библиотекой Пантеона. назван в честь соседней церкви аббатства, которая в то время строилась, которая также была конфискована и переименована. В то время как собрание книг осталось нетронутым, знаменитый кабинет раритетов был разобран, а часть его коллекции была передана Национальной библиотеке и музею естественной истории. Тем не менее, Библиотеке удалось сохранить большое количество объектов, в том числе знаменитые астрономические часы, самые старые образцы такого рода, приобретенные библиотекой примерно в 1695 году, а также множество земных и небесных глобусов. а также предметы, иллюстрирующие культуры всего мира, которые сегодня выставлены в библиотеке. В библиотеке также представлена замечательная коллекция из восьмидесяти шести бюстов французских ученых, некоторые из которых сделаны ведущими французскими скульпторами 17 и 18 веков, в том числе бюсты Антуана Койсевокса, Жан-Антуана Удона и Франсуа Жирардон.
Библиотека продолжала процветать в начале XIX века при Французской Директории, а затем в Империи Наполеона. После смерти Пингре библиотекой руководил Пьер-Клод Франсуа Дауну. Он отправился в Рим вслед за армией Наполеона и организовал передачу в Париж книг, конфискованных из папских собраний. В библиотеке также были собраны книги, конфискованные у дворян, бежавших за границу во время революции. К моменту падения Наполеона в библиотеке насчитывалось сто десять тысяч книг и рукописей.
Падение Наполеона и восстановление монархии поставили перед библиотекой новые проблемы. Коллекция библиотеки увеличилась более чем в два раза, и ей требовалось больше места. Тем не менее, библиотека разделяла здание 18 века старого аббатства Сент-Женевьев с престижной школой, первоначально известной как центральная школа Пантеона, затем как Лицей Наполеона, а затем и сегодня как Лицей Анри IV. Эти два учреждения боролись за пространство между 1812 и 1842 годами. Хотя библиотеку поддерживали известные писатели, в том числе Виктор Гюго и Жюль Мишле, сын короля Луи-Филиппа учился в лицее, и лицей выигрывал. Библиотеку окончательно выгнали из здания. Некоторые черты старого здания, в том числе расписной купол, все еще можно увидеть на территории лицея.
После изгнания библиотеки с ее старого участка правительство решило построить новое здание для сбора. Это была первая библиотека в Париже, построенная специально как библиотека. Выбранное место было близко к старой библиотеке. Первоначально он был занят средневековым Коллежем Монтейгу, где находились Эразм и Игнатий Лойола, Жан Кальвин и Франсуа Рабле. были студентами. После революции это здание было преобразовано в госпиталь, а затем в военную тюрьму и в значительной степени лежало в руинах. Его должны были снести, чтобы освободить место для новой библиотеки.
Архитектором, выбранным для проекта, был Анри Лабруст. Родился в 1801 году, учился в Ecole des Beaux-Arts, где он выиграл Prix de Rome в 1824 году, и провел шесть лет, изучая итальянскую классическую архитектуру и архитектуру эпохи Возрождения. Он получил несколько архитектурных комиссий, но в 1838 году он получил титул инспектора исторических памятников и в этом качестве начал проектировать новое здание. Поскольку Лицей нуждался в этом месте как можно скорее, все книги в 1842 году были перемещены во временную библиотеку в единственном уцелевшем здании колледжа Монтейгу. Его проект был утвержден Палатой депутатов в 1843 году, и был принят бюджет. Здание было завершено в декабре 1850 г. и открыто для публики 4 февраля 1851 г.
Новая библиотека продемонстрировала влияние преобладающего академического стиля изящных искусств и влияние Флоренции. и Рим, но в остальном он был поразительно оригинальным. Основание и фасад напоминали римские здания с простыми арочными окнами и неброскими скульптурными полосами. Фасад, ровно по длине читальный зал, и большие окна выражали функцию здания. Основным декоративным элементом фасада является список имен известных ученых.
В отличие от более ранних построек, главный декоративный элемент здания был не на фасаде, а в архитектуре читального зала. тонкие чугунные колонны и кружевные чугунные арки под крышей не скрывались; в сочетании с большими окнами они сразу же производили впечатление простора и легкости. Это был важный шаг в создании современной архитектуры.,
Большое (278 на 69 футов) двухэтажное строение, заполняющее широкую неглубокую площадку, обманчиво проста в плане: нижний этаж занят стеками до потолка. слева - хранилище раритетов и офисные помещения справа, с центральным вестибюлем и лестницей, ведущей в читальный зал, занимающий весь верхний этаж. Вестибюль был разработан, чтобы символизировать начало путешествия в поисках знаний, посетители попадают через пространство, украшенное фресками садов и лесов, и проходят мимо бюстов известных французских ученых и ученых. Монументальная лестница с первого этажа в читальный зал размещена так, что не занимает места от читального зала. Лабруст также спроектировал здание таким образом, чтобы большая часть книг (шестьдесят тысяч) находилась в читальном зале, легко доступна, а меньшая часть (сорок тысяч) - в запасах. Железная конструкция этого читального зала - хребет из шестнадцати тонких чугунных ионических колонн, разделяющих пространство на два прохода и поддерживающих ажурные железные арки, несущие цилиндрические своды из гипса, усиленного железной сеткой, - почитается модернистами за введение высоких технологии в монументальное здание.
Лабруст спроектировал Salle Labrouste, главный читальный зал в старой Национальной библиотеке Франции на Рю де Ришелье в Париже, построенной между 1862 и 1868. Позже в этом же веке американский архитектор Чарльз Фоллен МакКим использовал здание библиотеки Сент-Женевьев в качестве модели своего проекта главного здания Бостонской публичной библиотеки. Это также повлияло на дизайн университетских библиотек в США, в том числе Low Memorial Library в Колумбийском университете в Нью-Йорке и Doe Library из Калифорнийский университет в Беркли, автор Джон Гален Ховард, также бывший студент Ecole des Beaux-Arts в Париже.
Вестибюль
Читальный зал в эксплуатации
Читальный зал 1859 года
План первого этажа (холл в центре и резерв)
Первоначальный план читального зала
Зал и читальный зал section)
Фасад
В период с 1851 по 1930 год фонд библиотеки вырос с ста тысяч томов до более миллиона, что потребовало ряда реконструкций и модификаций. В 1892 г. был установлен подъемник для подъема книг из резервов в читальный зал; теперь он выставлен на обозрение. Более серьезные изменения произошли между 1928 и 1934 годами. Число мест в читальном зале увеличилось вдвое до семисот пятидесяти. Для этого была кардинально изменена рассадка читального зала; на первоначальном плане были длинные столы, простирающиеся по всей длине комнаты, разделенные центральным хребтом книжных полок, отчего комната казалась еще длиннее. В новом плане центральные книжные полки были удалены, а столы пересекли комнату, увеличив количество сидячих мест, но уменьшив линейный эффект. По мере того, как коллекция продолжала расти, в 1954 году было добавлено новое приложение в стиле модерн. Более поздняя компьютеризация каталога позволила создать дополнительные сто мест. Здание было классифицировано как национальный исторический памятник в 1992 году. Сегодня библиотека классифицируется как национальная библиотека, университетская библиотека и публичная библиотека.
Среди известных пользователей библиотеки палеонтолог Жорж Кювье, ботаник Антуан Лоран де Жюссье, историк Жюль Мишле и Виктор Гюго. Он также встречается в художественных произведениях, в том числе в Les Illusions Perdues из Оноре де Бальзак, в романах Симоны де Бовуар, в «Улиссе». Джеймс Джойс и труды Гийома Аполлинера. Португальский писатель Акилино Рибейро был пользователем библиотеки. Художник Марсель Дюшан работал в книжном фонде в 1913 году, когда он наслаждался своей первой публичной выставкой в Нью-Йорке.
Интерьер библиотеки использовался в качестве библиотеки киноакадемии для сцен из фильма Мартина Скорсезе , удостоенного премии Оскар 3D-фильма Хьюго, на основе Брайана Селзника Медаль Калдекотта - романа, удостоенного награды Изобретение Хьюго Кабрета, где главный герой и Изабель отправляются за дополнительной информацией о фильме, который Хьюго не помнил его имени (Путешествие на Луну ), позже оба с удивлением обнаружили, что его создателем является Жорж Мельес, годфа Изабель. там.
Peyré, Yves (2011). La bibliothèque Sainte-Geneviève À travers les siècles (на французском языке). Париж: Галлимар. ISBN 978-2-07-013241-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Bibliothèque Sainte-Geneviève. |
Координаты : 48 ° 50'49,5 ″ с.ш., 2 ° 20'45 ″ в.д. / 48,847083 ° с.ш., 2,34583 ° в.д. / 48,847083; 2,34583