A парусная яхта (префиксы судов в США SY или S / Y) - прогулочное судно, использующее паруса в качестве основного средства движения. Яхта может быть парусным или моторным судном, используемым для отдыха, круизов или гонок. Стандартного определения нет, поэтому термин применяется здесь к парусным судам, у которых есть каюта с удобствами, позволяющими использовать ее в ночное время. Чтобы называться «яхтой», в отличие от «лодки», такое судно, вероятно, будет иметь длину не менее 33 футов (10 м) и имеет хорошие эстетические качества. Парусные лодки яхты, которые не подходят для использования в ночное время или меньше 9,1 м (30 футов), не всегда называют яхтами. Парусные яхты более 130 футов (40 м) обычно считаются суперяхтами.
Парусными яхтами, которые активно используются в спорте и относятся к категориям, признанным руководящим органом парусного спорта, World Sailing.
Термин яхта происходит от голландского слова jacht (мн. jachten, что означает «охота»), и первоначально относилось к легким, быстроходным судам, которые Голландская Республика флот использовал для преследования пиратов и других нарушителей вокруг и на мелководье Нидерланды.
История прогулочных судов начинается с гребных судов во времена Египта фараонов. История парусных яхт начинается в Европе в начале 1600-х годов со строительства прогулочного судна для сына короля Англии Джеймса I. Прогулочные суда получили название яхты после времен Карла II, который провел время в изгнании в Европе и посетил Нидерланды, где различные яхты уже были хорошо развиты в качестве прогулочных судов для элитных классов с начала XX века. 17 век. Вернувшись в английскую корону, Чарльз заказал серию королевских яхт, в которую входил как минимум один экспериментальный катамаран . Первая зарегистрированная яхтенная гонка между двумя судами произошла в 1661 году, за ней последовали первые открытые парусные соревнования в 1663 году в английских водах.
Начиная с 1739 года, Англия оказалась в череде войн - периода, который пережил упадок в яхтинге. В Ирландии, однако, дворяне любили яхтинг и в 1720 году основали первый яхт-клуб в Корке под названием Cork Harbour Water Club. Английские яхтенные гонки продолжались среди английских дворян, которые основали старейший яхт-клуб в Англии в 1775 году для поддержки флота в Камберленд. С наступлением мира на море, начиная с 1815 года, возродился интерес к яхтингу. Судостроители, которые делали быстроходные суда как для контрабандистов, так и для правительства сокращения доходов, снова обратились к яхтам.
Быстроходные яхты начала XIX века, как правило, были люггерами, шхунами или шлюпами с продольными буровыми установками. К 1850-м годам яхты отличались большой площадью парусов, узкой балкой и большей осадкой, чем это было принято до того. Гонки между яхтами, принадлежащими богатым покровителям, были обычным явлением, и на кону стояли крупные ставки. America's Cup возник в результате соревнования между яхтой America и ее английскими конкурентами. В обеих странах существовали правила оценки яхт: английские - по тоннажу, а американские - по длине.
Английская и американская философии проектирования парусных яхт разошлись в начале 1800-х годов: англичане отдали предпочтение узкой балке (ширина) и киль с глубокой осадкой, а американцы предпочитают широкую балку и мелкую осадку с подвижным швертом для обеспечения бокового сопротивления и восстанавливающего момента. В 1851 году, когда яхта America перешла в Англию, две философии дизайна снова сблизились. Заостренный, выпуклый нос и максимальный луч, расположенный на корме, оказали влияние на британский дизайн благодаря ее успехам в гонках на британских соревнованиях. Американские яхтсмены, в свою очередь, обнаружили, что их неглубокие «тарелки для снятия швабры» не были быстрее и безопаснее, чем приезжие английские яхты.
На рубеже 20-го века гоночные яхты имели длинные свесы на носу и корме., и узкий, глубокий по историческим меркам киль. Попутно дизайнеры яхт обнаружили, что правила определения гандикапа, основанные на тоннаже или длине, не являются хорошими показателями эффективности, хотя они оставались основой для налогообложения в двух странах происхождения.
Преобладающей целью парусного спорта в XIX веке были гонки. Лодки пересекали Атлантику, чтобы участвовать в соревнованиях на скорость с яхтами других владельцев. Крейсерский туризм был источником самых богатых людей в больших, роскошных яхтах, которые имели надежную вспомогательную энергию или были исключительно паровыми.
Первые исследователи небольших парусных судов писали о своем опыте круиза по озерам и каналам Европы в парусное каноэ (Джон МакГрегор ) и прибрежные воды Англии и Шотландии на 20-футовом (6,1 м) катере (RT McMullen). В конце 1800-х годов некоторые крейсерские авантюристы превратили рыболовные суда и лоцманские лодки в круизные. Самым известным из них был Spray Джошуа Слокума, переделанная рабочая лодка, на которой он совершил первое кругосветное плавание в одиночку (1895-98).
В 20-м веке дизайн круизных яхт эволюционировал от дизайна 19-го века, основанного на ограниченных правилах, в сторону более удобного для моря дизайна корпуса. В 1930-х годах корпуса яхт были спроектированы с «рыбачьей» нижней частью, при этом наклон носовой части продолжался до максимальной степени осадки, а затем переносился горизонтально на корму. Эту конфигурацию использовали известные дизайнеры яхт, такие как Джон Олден и Старлинг Берджесс. Начиная с 1920-х годов Круизный клуб Америки и Королевский океанский гоночный клуб разработали несколько новых рейтинговых правил, чтобы ограничивать яхты разного дизайна, которые должны были соревноваться друг с другом.. Успешными дизайнерами этой эпохи были Олин Стивенс, Филип Роудс, Оге Нильсон и К. Раймонд Хант. Правило международных морских гонок (IOR) вытеснило предыдущие правила в 1970 году, чтобы обеспечить более справедливую основу для использования гоночных яхт с ограниченными возможностями. Это правило способствовало использованию килей-плавников и лопастных рулей. Это правило было дополнено Международной измерительной системой (IMS), чтобы гарантировать безопасные конструкции для экстремальных условий, после катастрофической гонки Fastnet в 1979 году, в которой только 86 из 303 участников закончили гонку из-за неисправного оборудования и потери 19 жизней. и пять лодок.
Круизные яхты могут быть спроектированы для использования на берегу или для прохождения. На них также можно участвовать в гонках, но они спроектированы и построены с учетом комфорта и удобств, необходимых для ночных путешествий. Качества, которые учитываются в круизных яхтах, включают: производительность, комфорт на ходу, простоту управления, стабильность, жизненный комфорт, долговечность, простоту обслуживания и доступность владения.
Круизные парусные лодки разделяют общий признак предоставления ночлега. Их можно разделить на небольшие (легко перевозить за прицепом), прибрежные и оффшорные. Многокорпусные парусные яхты - это отдельная категория.
Конструкция При выборе круизной яхты учитываются следующие аспекты: мореходные качества, рабочие характеристики, мореходность и стоимость постройки:
Водоизмещение однокорпусной круизной парусной лодки влияет на указанные выше факторы следующим образом:
Многокорпусные лодки предлагают компромисс в качестве круизных парусных лодок по сравнению с однокорпусными. Это могут быть катамараны или тримараны. Для их устойчивости к опрокидыванию они полагаются на устойчивость формы - отдельные корпуса расположены далеко друг от друга. К их преимуществам можно отнести большую устойчивость, скорость, (для катамаранов) жилое пространство и меньшую осадку. К их недостаткам можно отнести большие затраты, большую парусность, более сложную лавировку под парусом, меньшую грузоподъемность и большее пространство для маневрирования из-за их широкой ширины. Они поставляются с различными спальными местами и (для катамаранов) конфигурациями мостика.
Традиционно все парусные яхты делались из дерева с использованием деревянного киля и нервюр, обшитых досками. Эти материалы были вытеснены металлом в специализированных гоночных яхтах. В 1960-е гг. стекловолокно стало преобладающим материалом. Эти материалы и другие композиты продолжают использоваться.
Буровые установки Gaff в конструкции использовались редко. круизных лодок, с середины 20 века. Более распространены буровые установки Bermuda, дробные, резаки и кеч. С тех пор время от времени использовались такие буровые установки: yawl, schooner, crossbone, catboat. Опрос крейсерских яхт выявил предпочтения шлюпов, катеров и кечи в равной мере.
Большинство круизных яхт имеют алюминиевые мачты, которые могут быть установлены (установлены) на вершине киля внутри лодки или на ней. верх кабины, снаружи. Мачта с килевыми ступенями лучше выдерживает отказ ее опоры стоячего такелажа, но требует проникновения в крышу кабины и необходимости гидроизоляции. Мачты имеют множество возможных путей для крепления и подъема грота. Некоторые позволяют закручивать грот в мачте за счет аэродинамической эффективности мачты и паруса. Некоторые гики позволяют закручивать грот с роликами.
Парусники используют стоячий такелаж для поддержки такелажа, ходовой такелаж для подъема и регулировки парусов, шипы для закрепления тросов, лебедки для работы с шкотовой и более одного якоря для закрепления лодки в гавани. На палубе крейсерской яхты обычно есть страховочный трос для защиты экипажа от падения за борт и носовая кафедра для облегчения работы с кливером и якорем. В умеренном климате кабина может иметь брезентовое ветровое стекло с прозрачными панелями, называемое «ловкачом». Управление может осуществляться румпелем или штурвалом.
В зависимости от размера, круизная яхта, вероятно, будет иметь как минимум две каюты, главный салон и переднюю каюту. На небольших яхтах салон, вероятно, будет иметь трансформируемые спальные места для экипажа или пассажиров. Обычно салон включает в себя обеденную зону, в которую может быть встроен складной стол. Салон обычно примыкает к камбузу. Крейсерская яхта, вероятно, будет иметь голову (ванная комната) с морским туалетом, сбрасывающим отходы в сборный резервуар. На более крупных яхтах могут быть дополнительные каюты и головы. Как правило, имеется навигационная станция, которая позволяет размещать карты вдали от других видов деятельности на судне. Электрический щит и вспомогательные приборы часто находятся поблизости от этого места.
Крейсерские яхты имеют вспомогательную силовую установку, которая дополняет использование парусов. Такая мощность имеется на борту на судне и на дизельном топливе, за исключением самых маленьких круизных лодок, которые могут иметь подвесной бензиновый двигатель. Целевая мощность на валу двигателя на единицу водоизмещения связана со скоростью корпуса на корень квадратный из длины ватерлинии в третьей степени. Выбор двигателей также зависит от целевой скорости винта в крейсерском режиме. Парусник длиной 31 фут (9,4 м) может иметь двигатель мощностью 13 лошадиных сил (9,7 кВт), тогда как парусник длиной 55 футов (17 м) может иметь двигатель мощностью 110 лошадиных сил (82 кВт).
Электроэнергия поступает от группы батарей, которые заряжаются двигателем, приводя в действие генератор переменного тока. Водопроводная система для домашней воды забирается из одного или нескольких резервуаров, которые либо заполняются в порту, либо пополняются с помощью устройства для опреснения воды, приводимого в действие двигателем. Обычно вода из раковин и душевых на кухне и в ванной сливается за борт. В туалетах обычно используется соленая вода и сливается в сборные резервуары, если они не используются за пределами предписанного расстояния от берега. Охлаждение может осуществляться за счет льда, добытого на берегу, или за счет механического охлаждения, приводимого в действие непосредственно от двигателя или электрической системы яхты. Яхты имеют электрическое освещение для внутреннего и внешнего использования, а также для работы в ночное время.
На современных яхтах используется набор электроники для связи, измерения окружающей обстановки и навигации.
Дизайн корпуса может повлиять на эстетику парусная яхта. Важными факторами являются форма носа и кормы, равно как и вертикальная линия яхты (кривизна ее палубы). Форма носа включает нос (выпуклый изгиб), эсминец или вертикальный (почти вертикальный), а также поворотный кулак или наклонная (под прямым углом к ватерлинии). Формы кормы включают наклонную корму или встречную (небольшой угол наружу), прямую (вверх и d вниз), обратный угол (наклон вниз от деки). Что касается чистоты, то на традиционных яхтах палуба проходит по кривой ниже воображаемой прямой линии от носа (верха носа) до кормы.
На гоночных яхтах производительность важнее комфорта. Высокопроизводительные буровые установки обеспечивают аэродинамическую эффективность, а гидродинамически эффективные корпуса минимизируют сопротивление воды и боковой дрейф.
Гоночные яхты имеют широкий выбор веса и формы паруса, чтобы соответствовать разной силе ветра и разным точкам паруса. Набор парусов на гоночных яхтах будет включать несколько утяжелителей стакселя и спинакера, а также специализированный штормовой стаксель и трипсель (вместо грота ). Высокопроизводительные яхты, скорее всего, будут иметь грот из кевлара или углеродного волокна со сплошными латами.
Подводные крылья могут стать более специализированными, начиная с киля с большим удлинением с гидродинамически эффективными балластами.. На некоторых гоночных яхтах наклонный киль смещается из стороны в сторону, чтобы обеспечить плавание с меньшим углом крена (боковой наклон), в то время как другие подводные крылья уменьшают отклонение (боковое движение)
World Sailing признает одиннадцать классов гоночных яхт:
Класс | LOA | Производитель |
---|---|---|
Farr 30 | 30,9 футов ( 9,4 м) | Различный |
X-35 | 34,0 фута (10,36 м) | X-Yachts |
J / 111 | 36,4 фута (11,1 м) | J / Лодки |
Class 40 | 39 футов (11,9 м) | Open |
Soto 40 | 40 футов (12,3 м) | M Boats |
X- 41 | 40,5 футов (12,3 м) | X-Yachts |
Swan 45 | 45,4 футов (13,83 м) | Nautor |
Transpac 52 | 52,0 футов (15,85 м)) | Открытый |
IMOCA 60 | 60 футов (18 м) | Открытый |
Swan 60 | 61,8 футов (18,85 м) | Nautor |
Макси-яхта | 70 футов (21 м) + | Открытый |
СМИ, связанные с парусными яхтами на Викискладе