Мудрецкое письмо было жанром из творческая документальная литература популярна в викторианскую эпоху. Эта концепция восходит к книге Джона Холлоуэя 1953 года «Викторианский мудрец: исследования аргументов».
Мудрое письмо - это развитие древней литература мудрости, в которой писатель наказывает и наставляет читателя по современным социальным вопросам, часто используя дискурсы философии, история, политика и экономика нетехническими способами. Яркие примеры этого жанра включают произведения Томаса Карлайла, Мэтью Арнольда, Джона Раскина и Генри Дэвида Торо. Некоторые писатели 20-го века, такие как Джоан Дидион и Новые журналисты, такие как Норман Мейлер и Том Вулф, также были идентифицированы как мудрые писатели.
Холлоуэй сконструировал концепцию как средство заново открыть для себя ценность викторианских писателей, которые модернисты порочили за многословие и морализаторство. Он: «Никто, конечно, не предполагает, что викторианская« пророческая »литература представляет собой всевозможную сокровищницу забытой мудрости. Но теперь мы видим, что викторианские пророки заслуживают не смущенного игнорирования, уважения и внимательного внимания »<35.>
Холлоуэй назвал Томаса Карлайла создателем жанра, но проследил его происхождение от Сэмюэла Тейлора Кольриджа. Он утверждал, что Карлайл «хочет сформулировать и закрепить основные принципы« философии жизни »того, что действительно изменит мировоззрение людей». Карлайл создал модель, согласно которой писатель приводит нелогичные аргументы о современных социальных проблемах, опираясь на различные формы современных знаний и традиционной мудрости.
Согласно Джорджу Ландоу, который разработал модель Холлоуэя, мудрое письмо можно отличить от традиционной литературы мудрости в том, что «в то время как традиционной литературы мудрости всегда воспринимаются» как отправной точкой является общепринятое предположение, принятая мудрость всего заявление библейского пророка и викторианского мудреца предположения, какими бы традиционными были их послания. ". Мудрец заимствует из Ветхого Завета пророков то, что Ландоу определяет как стратегию, состоящую из четырех частей:« истолкование, нападение на аудиторию (или власть имущих), предупреждение и провидческое обещание ». "
Мудрое письмо развития литературы мудрости, черпающей частью своей энергии из ветхозаветных пророков например, Иеремия и Исаия ; в частности, мудрый писатель Мэтью Арнольд когда-то обнаружился как «Элегантный Иеремия ». Ландоу также перечисляет проповедь написание, сатиру, а также британскую и немецкую романтическую поэзию как формирующие влияние.