Искусство Сефевидов

редактировать
Площадь Накш-и Джахана, Исфахан

Искусство Сефевидов - искусство персов Династия Сефевидов с 1501 по 1722 год на территории современной Ирана и Кавказа. Это был апогей книжного искусства и архитектуры; а также керамика, металл, стекло и сады. Искусство периода Сефевидов демонстрирует гораздо более унитарное развитие, чем в любой другой период иранского искусства. Империя Сефевидов была одной из самых значительных правящих династий Ирана. Со времен завоевания Персии мусульманами они правили одной из величайших персидских империй с художественными достижениями.

Содержание
  • 1 Исторический контекст
  • 2 Архитектура и урбанизм
    • 2.1 При шахе Исмаиле
    • 2.2 При шахе Тахмасп
    • 2.3 При шахе Аббасе
      • 2.3.1 Исфахан
        • 2.3. 1.1 Али Капу
        • 2.3.1.2 Кайсари, или большой базар
        • 2.3.1.3 Мечеть шейха Лутфалла, или молельня шаха
        • 2.3.1.4 Шахская мечеть
        • 2.3.1.5 Аллавердиханский мост
        • 2.3.1.6 См. также
    • 2.4 При шахе Аббасе II
      • 2.4.1 Чехель Сотун
      • 2.4.2 Мост Хаджу
    • 2.5 Конец периода
  • 3 Искусство
    • 3.1 Керамика
      • 3.1.1 При шахе Исмаиле и шахе Тахмаспе
      • 3.1.2 Между правлением шаха Аббаса и концом империи
      • 3.1.3 Исключительный случай: керамика Кубачи
    • 3.2 Металлическое искусство
    • 3.3 Работа в твердом камне
    • 3.4 Персидские ковры
  • 4 Искусство книги
    • 4.1 1501–1550: Наследие
    • 4,2 1550–1600: Переходный период
    • 4,3 1600–1660: Упадок иллюминированных рукописи и развитие определенного жанра: страница альбома
    • 4.4 1660 - 1722: конец иллюстрированных рукописей
  • 5 Заключение
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Дополнительная литература
Исторический контекст
Шах Исмаил, основатель династии Сефевидов Карта империи Сефевидов

Корни династии Сефевидов уходили в братство названный Сафавие, который появился в Азербайджане около 1301 года, и шейх Сафи-ад-дин Ардабили дал ему свое имя. Сефевиды внесли большой вклад в распространение двунадесятников ветви шиитского ислама, тех, кто считает двенадцатого имама скрытым, как и его лидер.

Однако проявляется только в 1447 году династия Сефевидов начала свои политические амбиции с захватом власти шейхом Джунайдом. Началась система сражений и союзов с туркменскими племенами, приведенная к исчезновению династии Кара-Коюнлу, правившей до того времени в регионе Тебриз, напротив династии Ак. Коюнлу установлен в Анатолии. Хайдари, преемник Джунайда, был быстро убит, и 12-летний Шах Исмаил занял его место в качестве лидера движения в 1499 году. Вскоре активно пропаганда, активная армия набранным. В 1500 году его 7000 солдат бросили вызов войскам Турмкена, численностью 30 000 человек, а в 1501 году Шах Исмаил вошел в Тебриз на северо-западе Ирана, провозгласив обряд измамами (Двенадцати ), чтобы быть религией, и первые монеты были отчеканены от его имени.

Территориальная экспансия ускорилась в направлении Багдада, глубже в Кавказ и Османскую империю, но прибытие Селима I во главе Османской империи, которая запретила шиитскую религию, и битва при Чалдиране (22 августа 1514 г.) стала точкой остановки. Армия Сефевидов, незнакомая огнестрельным оружием, потерпела болезненное поражение. Селим I вошел вриз - из которого он ушел через несколько месяцев из-за внутренних разногласий - и аннексировал большую часть территории Сефевидов. Шахма Исмаил, чье божественное влияние было определенно отложено, ушел из политической жизни, а отношения с гызылбашами туркменами плохились. Поселение португальцев в Ормузском проливе положило начало процветающей торговле с Европой.

После смерти Шаха Исмаила к власти пришел его 10-летний сын Шах Тахмасп. В 1534 году Сулейман вторгся в Иран с войсками численностью 200 000 человек и 300 артиллерийскими орудиями. Тахмасп мог выставить только 7000 человек (сомнительной лояльности) и несколько пушек. Османы захватили столицу Сефевидов Тебриз и захватили Багдад. Тахмасп избегал прямого столкновения с османской армией, предпочитая преследовать ее, а затем отступить, оставив выжженную землю позади себя. Эта политика выжженной земли привела к потере 30 000 османских солдат, когда они пробивались через горы Загрос, и Сулейман решил отказаться от своей кампании.

Мост периода Сефевидов, около Казвина.

Двенадцать лет беспорядка последовали за смертью Тахмаспа в 1576 году, и только с приходом шаха Аббаса Великого спокойствие было восстановлено. Он быстро подписал невыгодный мир с османами, чтобы дать себе время создать армию гулямов. Эти полностью лояльные обращенные рабы-солдаты этнического черкесского, грузинского и армянского происхождения были депортированы в Персию в массовом порядке со времен Тахмаспа I. Обученные с лучшими обученными и обученными лучшим оружием, эти солдаты заменит кизилбаш практически со всех их должностей в королевском доме, гражданской администрации и армии, и будут полностью преданы шаху. Эти меры, включая тяжелые европейские реформы армии, благодаря британским братьям Ширли, позволили шаху легко победить узбеков и вернуть себе Герат в 1598 году, Багдад в 1624 году и весь Кавказ. и дальше. Это правление, кульминация династии, способствовало процветанию торговли и искусства, в частности, строитель новой столицы Исфахана.

Период после смерти шаха Аббаса был долгим периодом упадка, отчасти из-за системы гаремов, который использует интриги и манипуляции, часто со стороны одних и тех же новых кавказских слоев персидского общества. Правление шаха Сафи (годы правления 1629–1642 гг.) Отлично произвольным насилием и территориальными отступлениями; ситуация Аббаса II ознаменовала начало религиозной нетерпимости по отношению к зимми и особенно к евреям, ситуация, продолжалась при шахе Сулеймане и шахе Хусайне. Разложенного враждой, междоусобицами и иностранным вмешательством, в первую очередь русских, голландцев и португальцев, восстания афганцев было бы достаточно в 1709 году, чтобы возглавить династия окончательно распалась в 1722 году.

Архитектура и урбанизм
  • Средства массовой информации, связанные с архитектурой Сефевидов на Wikimedia Commons

При шахе Исмаиле

Могила Шейх Сафи из Ардебиля и часть связанного с ним комплекса

В то время как первый Сефевид-шах проводил довольно интенсивную экономию великих шиитских мест, таких как Кербела (1508), Наджаф (1508) и Самарра в Ираке и Мешхед на востоке Ирана и т. Д., Таким образом увековечивая Тимуридские традиции, с другой стороны, его участие в архитектурном строительстве не существовало, несомненно, потому что завоевание Сефевидов было осуществлено без серьезных разрушений. Таким образом, в Тебризе, столице, все сохранившиеся памятники Ильханидов, Джалаиридов, Ак Коюнлу и Тимуридов в степени удовлетворяли потребности Шахматы и его администрация. Тем не менее именно Исмаил превратился в город Ардебиль (северный Иран) в династический центр и место паломничества, украсив комплекс, окружающий гробницу Шейха Сафи и захоронив там останки своего отца в 1509 году. отвечает, в частности, за строительство Дар аль-Хадис, зала, посвященного изучению хадисов, похожего на старый Дар аль-Хаффаз, который служил для чтения Корана. Несомненно, он сам спроектировал свою гробницу, хотя она была создана вскоре после его смерти. Можно также приписать Исмаилу реставрацию Масджед-э-Джаме-де-Савех в 1520 году, внешнее убранство которой исчезло, но михраб сочетает в себе использование древней лепнины и тонкий декор арабеск в керамической мозаике. Другая мечеть Саве, Масджед-э мейдан, получила аналогичный михраб, датируемый надписями между 1510 и 1518 годами.

Дормиш-хан Шамлу, зять Исмаила, частично компенсировал этот недостаток строительства, начиная с 1503 года. Этот правитель Исфахана, который чаще всего за дворе, совершил бразды правления, Шаху Хусейну Исфахани, величайшему архитектору того периода, который строил здесь, в частности, гробница Харун-э Вилаят в 1512-1513 гг. Описанный западным путешественником как прекрасное место "персидского паломничества" (как для мусульман, так и для евреев и христиан), этот памятник из квадратной камеры под куполом, полностью традиционного дизайна. Купол покоится на высоком барабане, мукарны заполняют восьмиугольный проход. Два минарета, теперь исчезнув, увеличили большое крыльцо, в то время как декор хазербафа и керамическая мозаика, сосредоточенные на фасаде, остались в традициях Тимуридов. Таким образом, фасад с глухими арками объединен основным декором, как это уже было в мечети Йезд. К этой гробнице необходимо добавить ближайшую мечеть Масджед-Али, построенную в 1522 году по приказу того же командира.

При шахе Тахмаспе

Как и его предшественник, шах Тахмасп, в начале своего правления (1524–1555) оставался довольно пассивным в архитектурных вопросах, довольствуясь реставрацией. и украшения, всегда в духе династий, предшествовавших ему. В частности, его внимание привлекли великие мечети Кермана, Шираза и Исфахана, а также святилища Мешхеда и Ардебиля. В последнем месте может быть этим приведено погребальную башню шаха Исмаила, возможно, заказанную, созданную в первые годы правления Тахмаспа, хотя дата не указана. Он расположен рядом с надгробной башней основателя династии и из-за этой близости имеет сдержанный диаметр. Поэтому он выглядит немного уменьшенным по сравнению с соседним памятником. Высокий по размеру, он состоит из трех небольших наложенных друг на друга куполов и украшен керамическим декором, разделенным на многократные регистры, чтобы избежать однообразия. Однако желтый цвет декоративной керамики - это совершенно новый элемент. В Ардебиле приписывают шаху Тахмаспу Джаннат Сара, восьмиугольное здание с садом, сильно дегировавшими в 18 веке (и значительно восстановленными). Расположенный на северо-востоке гробницы, он датируется, по словам Мортона, 1536–1540 гг. Его основное использование до сих пор обсуждается. Планировалось ли ссылка здесь гробницу шаха Тахмаспа, фактически погребенную в Мешхеде? Следующие знаменитые ковры Ардебиля (см. Ниже).

Шаху Исмаилу также приписывают дворец в Тебризе, его столице до 1555 года, от которого не сохранилось, кроме описания итальянского путешественника Микеле Мембре, посетившего ничегориз в 1539 году. По его словам, он состоял из сада, окруженный стенами из камня и земли, с двумя воротами большого мейдана на востоке и новой мечети.

В конце своего правления Тахмасп устроил сады Садатабада. Этот, как и все персидские сады, разделен на четыре части двумя перпендикулярными переулками и окаймленом каналом, что особенно характерно для тапис-джардинов (буквально ковровых садов) того же периода. В нем есть бани, четыре крытых пешеходных дорожки и три павильона для развлечений: Гомбад-э-Мухаббат, Иван-э-Баг и Чехель-сутун. Название последнего, построенного в 1556 году, означает «дворец из сорока колонн», название которого объясняется наличием двадцати колонн, отраженных в пруду. В персидской традиции число сорок часто используется для обозначения большого количества. Это маленькое сооружение когда-то служило для места аудиен, банкетов и частных нужд. Он был украшен панно с литературными персидскими сценами, такими как история Фархада и Ширин, а также сцены охоты, фестивалей и поло и т. Д. Эти панели окружали цветочные полосы, основанные на моделях самого Шаха Тахмаспа, чтобы рисовать на его часов, или еще раз Музаффара Али или Мухаммади, используя в королевской библиотеке.

В городе Наин дом губернатора, украшенный четырьмя айванами, представляет собой декор, несомненно, между 1565 и 1575 годами с использованием редких и очень сложная техника: поверх слоя красный краска художник нанес белый слой, а затем поцарапал, чтобы мотивы проявились в красном силуэте - мотивы, напоминающие мотивы в книгах и на ткани. Здесь можно найти бои животных, престол князей, литературные сцены (Хосров и Ширин, Юсуф и Зулейха), игру в поло, сцены охоты и т.д. Империи исчезли, следуя моде того времени. Среди узоров свитков - каллиграфические изображения четверостиший поэта Хафиза.

При шахе Аббасе

Царствование шаха Аббаса ознаменовало собой взрыв архитектуры Сефевидов со строительством нового Исфахана.

Исфахан

Эскиз мейдана Г. Хофстеда ван Эссена, 1703 г., библиотека Лейденского университета.

В третий раз в истории Сефевидов столица империи изменилась в Шах Аббас : в Исфахан, город в более централизованном месте, чем Тебриз или Казвин (который находится между Тегераном и Тебриз). Таким образом, рядом с древним городом была создана новая столица, организованная вокруг мейдана, большого места длиной 512 метров и шириной 159 метров. С одной стороны стоит шахская мечеть, с другой - шахская оратория, называемая мечетью шейха Лутфаллаха, а павильон Али Капу выходит на большую прогулочную аллею (Чахар Баг), а по пятницам к старой мечети ведет большой базар. Два моста пересекают реку Заянде, ведущую к армянскому участку, получившему название Неа Джульфа.

Али Капу
Али Капу и аркадам мейдана, Исфахан, начало 17 век Сефевидское изразцовое панно "Сбор сада" Каменная паста; окрашенное и полихромное остекление (техника cuerda seca)

Довольно высокое здание, выходящее с одной стороны на мейдан, а с другой - на Чахар Баг, павильон Али Капу, несомненно, был построен в два этапа По словам тех, кто его долго изучал. Здесь можно найти черты, характерные для иранской архитектуры, такие как вкус к пропорциям на двух уровнях: один уровень, портик в верхней части (талар) или снова крестообразный план. Декор часто напоминает современное книжное искусство с китайскими облаками, летящими птицами и цветущими деревьями, изображенными в мягких тонах. Верхние комнаты, называемые музыкальными комнатами, предоставьте себе декор из маленьких альковов в форме бутылок с длинным горлышком.

Кайсари, или большой базар
Вход на

Большой базар соединен со старым рынком с одной стороны и с мейданом с другой. Со стороны, выходящей на мейдан, его высокий свод с выступающими ребрами окружает многоэтажное строение, верхняя часть которого была зарезервирована для шахского оркестра, в нижней части были обнаружены магазины и дома, организованные по роду занятий. Керамическое мозаичное украшение свидетельствует о том, что шах интересовался архитектурой для гражданских целей не меньше, чем для религии или удовольствия.

Мечеть шейха Лутфаллаха или молельня шаха
Мечеть шейха Лотфоллы, Исфахан, интерьер

Эта мечеть была первой, построенной в новом Исфахане, перед большой мечетью шаха. Его строительство шестнадцать долгих лет, но дату (1616 год на куполе и 1618 год на михрабе) было указать на то, что оно завершено около 1618 года. Архитектором был Мухаммад Риза ибн Хусейн, а каллиграф, возможно, Реза Аббаси, великий персидский художник и каллиграф.

План этой мечети довольно необычен, с извилистым, намеренно затемненным входом, который ведет в молитвенную комнату, полностью покрытую куполом и открывающуюся в большой портал. Обращает на себя внимание отсутствие суда. Декор выполнен из желтого мрамора, по бокам расположены ниши с богатыми сталактитами, внешний слой - из керамики. Расцветка внешнего купола уникальна, в ней преобладает цвет земли.

Шахская мечеть
Вход в Шахскую мечеть

Шахская мечеть была построена между 1612 и 1630 годами под руководством архитекторов Мухибб-ад-Дина Али Кула и Устад Али Акбар Исфахани. Его размеры колоссальны: 140 на 130 метров, что равняется площади 18 000 квадратных метров, что примерно соответствует размеру трех футбольных полей. Однако планеты более ортодоксален, чем планети Шейха Луффаллаха: мечеть строго симметрична, с четырьмя айванами и двумя куполами, а минареты возвышаются перед молитвенной стороной. В одной и другой части здания находятся два медресе.

План здания, как и его декор, демонстрирует величественную согласованность. Керамический шпон покрывает всю поверхность стены, но тыльной стороной айванованы пользуются в фасада. Доминирующий цвет - синий, почти создающий впечатление синей мантии, и придает ощущение единства ансамблю. Можно сделать сравнение с искусством книги.

Мост Аллавердихан
Мост Аллавердихан ночью.

Этот мост, датируемый 1608 годом, был построен по приказу Аллахверди-хана, грузинского министра Шаха Аббаса. Он содержит в преемственности Чахар Багн. Благодаря аркадам, он также предлагает возможность прогуливаться по нескольким уровням в зависимости от высоты воды. Он служит, конечно, как проход, но также и как дамба, регулирующая течение реки. Когда кто-то пересекает его, вода кажется грандиозным фонтаном, благодаря "emmarchements". Сбоку - талар, зеркальный киоск, с которого государь мог наблюдать за рекой.

См. Также

При шахе Аббасе II

Чехель Сотун

Чехель Сотун, 1647–48 ?, Исфахан

Это здание, дата которого вызывает много споров, несомненно, было построено во время правления шаха Аббаса II, а затем в 1870 году было реконструировано. оно создано в 1647–1648 годах, и если некоторые исследователи считают, что оно полностью построено в несколько этапов, что было построено полностью один раз, что это довольно связно. Это прямоугольное здание, спортивные колонны которого отражаются в прудах (chehel sotoun, что на персидском означает «сорок колонн»).

Фреска из Чехель Сутун: Шах Аббас II и его двор

Чехель Сотун украшен величественными историческими картинами, превозносящими великодушие или храбрость в битвах различных великих правителей династии: сцена битвы с шахоммаилом; султан Великих Моголов Хумаюн был принятый шахом Тахмаспом, затем Вали Надр Мухаммад-ханом, сувереном Бухары между 1605 и 1608 годами, шахом Аббасом I, и, наконец, можно воспоминание о взятии Кандагара шахом Аббасом II, должно, должно, быть, был добавлен позже, так как город не падал до 1649 года. Во второстепенных помещениях также можно найти множество галантных сцен и фигурок пешеходов. Можно отметить западное влияние в декоре (выход на пейзаж; сходство с армянским кварталом) и индийское влияние (лошадь, окрашенная хной; айваны, покрытые зеркалами.)

Мост Хаджу

Второй большой [st] мост в Исфахане, построенный через 50 лет после Поль-э Аллахвердихана, мост Хаджу представляет собой аналогичную, но немного более сложную конструкцию с [brise-flots] в веере-образный образец, позволяющий создавать более впечатляющие эффекты воды.

Конец периода

Потолок Хашт Бехешт, Исфахан

До сих пор можно вспомнить два здания Исфахана, датируемые поздним периодом Сефевидов. Хашт Бехешт («восемь раев») состоит из павильона с восемью маленькими сущностями, распределенными вокруг большой комнаты под куполом с четырьмя айванами. Небольшие своды венчают второстепенные помещения, украшенные зеркалами, которые кажется, что поверхность движутся. Керамический декор снаружи отличается широким использованием желтого цвета. Это здание датируется 1671 годом.

Дверь в медресе Мадар-э-Шах, Исфахан

Медресе Мадар-э-Шах, или медресе матери шаха, находится на Чахар-багхе и датируется 1706 годом. -1714. Он не несет в себе архитектурных новшеств и архитектуры этого периода: план из четырех иванов и купол, напоминающий мечеть шаха, составляет основную часть его архитектурных элементов. С другой стороны, очень геометрический декор немного отличается от декора XVII века, с преобладанием желтого, зеленого и золотого цветов и более густой растительностью, чем в шахской мечети.

Art

Керамика

При шахе Исмаиле и шахе Тахмаспе

Тарелка, украшенная двумя гранатами, т. 1500, Лувр

Изучение и датирование керамики при шахе Исмаиле и шахе Тахмаспе затруднено, потому что есть несколько произведений, датированных или упоминающих место производства. Известно также, что самые влиятельные лица китайские предпочитали фарфор керамике местного производства. Тем не менее многие местоположения мастерских были идентифицированы, хотя и не с уверенностью:

  • Нишапур
  • Кубачи (для архитектурной керамики)
  • Керман (формованные монохромные изделия)
  • Мешхед
  • Йезд (на основе цистерны в Британском музее)
  • Шираз (цитируется Шарденом)
  • Бордабас
  • Гамбрун
  • Наин

Первые пять пять больше точнее, чем последние четыре, которые цитируются в внешнике, но никто не уверен в этом абсолютно.

В целом декоры тенденцию имитировать декоры китайского фарфора, с производством синих и белых изделий с китайскими формами и мотивами (изогнутый марли, облака ци, драконы и т. Д.). В любом случае персидский синий отличается от китайского синего более многочисленными и тонкими нюансами. Часто четверостишие персидских поэтов, связанных иногда с использованием пьесы (например, аллюзия на вино вместо кубка) встречаются в узорах свитков. Можно также совершенно другой тип декора, гораздо более редкий, который передает иконографию, очень специфичную для ислама (исламский зодиак, весы бутонов, арабески) и, кажется, находится под османского мира, что подтверждено используется острыми гимнами (орнаменты из жимолости).

Было произведено множество видов изделий: кубки, тарелки, бутылки с длинным горлышком, плевательницы и т. Д. Можно отметить столовые с очень маленькими горлышками и животами, плоскими с одной стороны и очень закругленными с другими: пример находится в Музее Виктории и Альберта, другой в Зимнем дворце.

Между правлением Аббаса и концом имп

Тарелка, украшенная драконом, 17 век, вдохновленная Китайская бело-керамика XV века, Лувр

Среди петрографической керамики можно выделить группы, каждую из связанных со своими способами производства:

  • Лиас
  • Мешхед
  • риз (центр, который остается гипотетическим, возможно, с мастерской, поддерживаемой королевской милостью)
  • неопознанный центр, который производил синие и белые цвета, имитирующие керамику ваньли (фарфор краак)

С закрытым китайским рынком в 1659 г. Персидская керамика взлетела на новый уровень, чтобы удовлетворить европейские потребности. Появление фальшивых знаков китайских мастерских на оборотной стороне некоторых керамических изделий отметило вкус, который развился в Европе к дальневосточному фарфору, удовлетворяемый в степени производством Сефевидов. Это новое направление привело к более широкому использованию китайской и экзотической иконографии (слоны) и введению новых форм, иногда удивительных (кальяны, восьмиугольные пластины, объекты в форме животных).

В этом же периоде появились новые формы под книжного искусства: молодые женщины с изогнутыми силуэтами или кипарисы, переплетающиеся со своими ветвями, напоминающие картины Реза Аббаси. Можно отметить использование красивых желтых оттенков и технику блеска, которая все еще присутствует в некоторых изделиях 17 и 18 веков.

Исключительный случай: керамика Кубачи

Плитка с юношей. Фаянс, расписанный на накладке и под прозрачной глазурью. Северо-Западный Иран, посуда Кубачи, 17 век.

Обнаружение керамики очень однородного стиля на стенах домов Кубачи быстро историков к мысли, что в городе существовал центр производства. Эта интерпретация, однако, оспаривалась Артуром Лэйном и многими другими ошибками.

Эта серия производилась в течение трех столетий, в течение которых она сильно развивалась, но всегда оставляли отверстия в основаниях для подвешивания предметов. В течение периода три периода:

  • Схематически XV века - двухцветный с глазурью и узорами, окрашенными в черный цвет.
  • В XVI веке - двухцветный с бирюзовой глазурью и мотивами еще в черном.
  • В 18 веке - разноцветный (кобальт, мягкий красный [rouge terne], оранжево-желтый) с книжного искусства, а также османского и индийского [искусства].

Кубача серия остается очень загадочной, и многие центры производства были предложены без какого-либо реального решения.

Металлическое искусство

. Бронза, Иран, 16 век. Musée du Louvre

Металлическое искусство постепенно приходит в упадок во время династии Сефевидов и остается трудным для изучения, особенно из-за небольшого количества датированных произведений.

При шахе Исмаиле можно отметить увековечивание форм и украшений тимуридских инкрустаций: мотивы миндалевидного величия, шамсы (солнц) и облаков ци встречаются на чернильницах в форме мавзолеев или шаровидные кувшины напоминают Улугбека.

При шахе Тахмаспе инкрустации быстро исчезли, о чем свидетельствует группа подсвечников в форме столбов. С другой стороны, можно заметить появление цветной пасты (красной, черной, зеленой), которая заменила многоцветность, ранее имевшуюся инкрустациями из серебра и золота. Отмечается также начало стальных конструкций, в частности проколов, для актуализации элементов обшивки дверей и стандартов.

Работа в твердом камне

Нам известно несколько резных фигурок из твердого камня, чаще всего датируемых XVI веком. Также существует серия кувшинов с шаровидными брюшками, установкой на небольшом кольцеобразном основании и с широкими короткими шейками. На двух из них (один из черного нефрита, инкрустированного нефрита, другой из белого нефрита) выгравировано имя Исмаила I. Ручка имеет форму дракона, что свидетельствует о китайском влиянии, но этот тип кувшинов входит в факт прямо из предшествующего периода: его прототипом кувшинов. Улохбека. Мы также знаем лезвия и рукоятки ножей из нефрита, часто инкрустированные золотой проволокой и гравированные.

Камень из твердого камня также служит для изготовления драгоценных камней для инкрустации металлических предметов, таких как большая цинковая бутылка, инкрустированная золотом, рубинами и бирюзой, датируемая правлением Исмаила и хранящаяся в музее Топка в Стамбуле.

Персидские ковры

Деталь из "[fr ]", изображающая сцены животных и охоты. Северо-Западный Иран, 16 век. Основа и уток: шерсть; ворс: шерсть; узел: асимметричный. Ковер когда-то покрывал пол коллегиальной церкви Мант-ла-Жоли (Ивелин, Франция), отсюда и его название. (Лувр ).

Многочисленные ковры (между 1500 и 2000 гг.) Были сохранены со времен Сефевидов, но датировка и установление происхождения этих ковров остаются очень трудными.Надписи являются ценным индикатором для определения художников, места изготовления, спонсоры и т.

Специалисты обычно считают, что именно Сефевиды превратили ковер из производства художников, завоеванных племенами, он идентифицировал другие предметы, связанные с ним. В период Сефевидов экспорт процветали ковры в Европе (иногда через португальскую), в статусе «национальной индустрии», продукция которой осуществляется в Индию, Османскую империю и Европу. колонию Гоа ) и в Империю Великих Моголов, где персидские ковры стимулировали местное производство. Некоторые сефевидские ковры также перевозились e Голландская Ост-Индская компания в направлении Джакарта, Ш ри-Ланка, Малайзия, Кочи, Индия, а также в Нидерланды. В Персидскую империю европейские заказы приходили на ткачество специальных ковров: например, группа «польских ковров» несомненно была связана в Исфахане, но некоторые из них несут герб Польши.

Судя по рассказам путешественников и других письменных источников, кажется, что мастерские по изготовлению королевских ковровали в Испахане, Кашане и Кермане. Эти мастерские производили ковры для дворцов и мечетей шаха, а также предлагали монархам или иностранным сановникам или изделиям, сделанным по заказу для знати или простых граждан. Такое спонсорство обеспечивало капитал в виде материалов и обеспечивало заработную плату ремесленникам на протяжении всего ткачества.

Быстрое развитие ковровой промышленности в Персидской империи в период Сефевидов, по-видимому, связано с пристрастием правителей к этому виду искусства. Исмаил I, Шах Тахмасп и Шах Аббас I. известны тем, что лично интересовались производством ковров. Также предполагалось, что два последних правителя были лично вложены в производство ковров, в частности, в дизайн мотивов. Во время их правления самым известным за весь период Сефевидов.

Именно в этот период и особенно со времен шаха Тахмаспа были созданы первые ковры с цветочным декором, чтобы удовлетворить вкусы Сефевидов. Отличие ковров кочевников от цветочных с ролью «мастера» (остада), который рисует узор, который будет воспроизводен узлами. Сами рисунки ковров кочевников передаются по традиции.

На производство ковров сильное влияние оказало искусство книги, создавшей узоры. Таким образом, сравнивая их с книжными переплетами и иллюминациями, специалисты смогли заметить стилистическую эволюцию. Таким образом, большинство ковров, произведенных в 16 веке, то есть в основном при шахе Исмаиле и шахе Тахмаспе, называются «с медальоном», потому что они организованы вокруг большого центрального многолепесткового медальона, иногда называемого Шамса, то есть «солнце». ", а на угловых украшениях есть четверть медальона, который сильно напоминает медальон в центре. Самыми известными коврами этого типа являются ковры из Ардебиля, один из которых, хранящийся в Музее Виктории и Альберта, датируется 946 годом, начиная с хиджры, то есть в 1539–40 гг. подписано «Работа покорного слуги двора Махмуда Хашани».

С конца 16-го и начала 17-го века, то есть с приходом к власти шаха Аббаса, медальон склонялся к исчезнут, поскольку угловые украшения могли быть устранены уже ко второй половине XVI века, как показывает [fr ]. Это цветение «вазовых ковров», которые, как указывает их название, представляют собой вазу, из которой исходит цветочная композиция. Сад, который ассоциируется с раем, в равной степени уступает место типу композиции, которая появилась в 17 веке в Персии в имитации садов шаха, разделенных на прямоугольные участки или квадраты аллеями и орошением. каналы (chahar bāgh).

Существуют также ковры на тему охоты, деятельности, ценимой шахами и требующей внимания, силы и знания природы. Эта тема также связана с раем и духовной деятельностью, потому что охота часто разворачивается в пустыне, которая может напоминать райские сады. Одним из лучших, несомненно, является ковер табризи, который в настоящее время хранится в Museo Poldi Pezzoli и датируется 1542–43 гг. Ковер Mantes, датируемый второй половиной XVI века и хранящийся в Лувре, также является образцовым калибром.

Деревня Кашан со своей стороны отличалась особым производством относительно небольших ковров, целиком из шелка, с синей или красной основой, изображающих схватки между фантастическими животными, заимствованными у китайцев. (килины, драконы, фениксы). Как и в случае с большими коврами, на коврах XVI века изображен медальон (ковер Фонда Гюльбенкяна), который исчез в следующем веке. Лувр и музей Метрополитен - каждый из них свободно хранят образцы.

Искусство книги

При Сефевидах искусство книги, особенно персидская миниатюра живопись, составляющая важнейшую движущую силу искусства. Кетаб хане, королевская библиотека-мастерская, предоставила часть источников мотивов для таких предметов, как ковры, керамика или металл.

Различные типы книг копировались, освещались, переплетались и иногда иллюстрировались: религиозные книги - Коран, но также комментарии к священным текстам и теологические труды - и книги персидской литературы - Шахнаме, Хамса Низами, Джами ат-Таварих от Рашид-ад-Дина Хамадани, Тимур наме- энциклопедии и научные трактаты по суфизму. Бумага, китайское изобретение, появившееся в начале Ирана (13 век), использовалась всегда. Следует отметить частое использование цветной бумаги. К 1540 году появилась также мраморная бумага, которая, однако, снова быстро исчезла.

Переплеты в основном выполнялись тонированным марохином очень хорошего качества. Они могли быть позолочены и проштампованы с геометрическими, цветочными или фигуративными мотивами или с тиснением синего цвета. Во второй половине 16 века они протыкали кожаные обложки, чтобы можно было видеть цветные бумажные или шелковые страницы. В этот же период в Шираз появились лакированные переплеты, которые, однако, остаются очень редкими и высоко ценятся в Иране.

Оформление полей разными способами: иногда они вставлялись в другую бумагу (традиция, появившаяся в 15 веке); посыпано золотом по китайскому обычаю; или окрашены красками или золотом.

Стиль иллюстраций сильно отличировался от руки к рукописи, в зависимости от периода и центра создания.

1501–1550: Наследие

В этот период действовали три центра:

Тебриз, столица империя Сефевидов с 1501 по 1548 год также использовала художников Ак Коюнлу кетаб хане. Иллюстрации показывают двойное наследие: наследие Ак-Коюнлу и династии Тимуридов. Последняя извлекла выгоду из взятия Герата в 1501 году, но не проявляла себя до 1525 года. Кетаб хане были разными управляющими:

Тяжело вооруженный узбек (Сефевидский Иран, середина XVI века)

Многие великие художники, такие как Ака Мирак, Мир Сайид Али или Даст Мухаммад работал в книжной мастерской и создавал великие царские манускрипты. Первым из которых у нас есть некоторые следы, незаконченный Шахмаспа, заказанный Исмаилом для своего сына Тахмаспа, в числе которых Ракш защищает спящего Рустама. Это последнее, несомненно, одно из самых известных произведений живописи Сефевидов, показывающих выдающуюся роль туркменского искусства в очень обработке густой растительности, такой как ковер, и в искажении перспективы. Считается, что когда шах Тахмасп вернулся в Тебриз в 1522 году, работа над этой картиной прекратилась в 1522 году, когда настроенная система своих учителей Бехзада и султана Мухаммеда, он начал работу над своим великим Шах Намех. Он также заказал другие выдачи работы, в том числе Хамса и Искандар Намех. Другие покровители нанимали художников королевской кетаб хане: у принца Брахама Мирзы (1517–1549) был альбом (мухакка), сделанный для него художником Дустом Мухаммадом.

В искусстве каллиграфии в то время доминировал очень выдающийся человек по имени «Заррин Калам», что означает «золотое тростниковое перо», который преуспел в шести канонических каллиграфиях.

Королевские мастерские были очень влиятельными, некоролевские рукописи, иллюстрированные и иллюстрированные, распространились по всей империи, отличная провинциальные центры, такие как Шираз.

Шираз - столица провинции Фарс и очень активный провинциальный центр на юге Ирана. Художники всегда были теми же, что наняты Ак Коюнлу, и создавали тома в малых форматах, копии Корана и великих поэтических текстов, предназначенных для большей части торговли с Османской империей (Сирия, Египет ). Несмотря на блокаду, наложенную империей в 1512 году, оно обратилось к другим плохо идентифицированным покупателям, учитывая отсутствие местного покровительства. Под регион Тебриза можно отметить эволюцию между 1501 и 1525 годами: силуэты стали стройнее; тадж, характерный головной убор кызылбаша, начал появляться с красной жезлом и двенадцатью складками, двенадцати имамам двунадесятного шиизма. С 1525 года мастерские Шираза производили копии только произведений царских мастерских Тебриза, затем Казвина и Исфахана.

Бухара не была, собственно говоря, центром Сефевидов, учитывая, что город находился в независимого государства во главе с узбекской династией Шайбанидов с 1500 по 1598 год. Но кочевничество художников в связи с частыми политическими изменениями и кочевничеством монархов оказало заметное влияние со стороны центров Сефевидов. Рукописи этой школы отличаются богатым декором на полях в технике закладки. Их переплеты имели контрпластину с большим орнаментом из перфорированной кожи и тарелку большими прямоугольными бляшками с животными мотивами или арабесками, согласно древней тимуридской традиции. В картине гармоничная палитра, воздушные композиции, но отсутствие новых моделей и повторение понцифов (пуантилизм?) Создает некую сухость.

Бухарская школа достигла своего расцвета между 1530 и 1550 годами и оказала непосредственное влияние на искусство Великих Моголов.

1550–1600: переходный

1550–1600 годы ознаменовались периодическими многочисленными изменениями в организации империи и, следовательно, в производстве книг у Сефевидов. После переноса столицы в 1548 году королевская мастерская переехала, и королевское производство взял на себя Квазвин. В любом случае, провинциальные центры, такие как Шираз (на юге) или Хорасан (на востоке Ирана), продолжали выполнять более или менее богатые рукописи.

С переносом столицы из Тебриза в Казвин в 1548 году, хетаб хане была в степени демонтирована после указов о покаянии, изданных шахом по религиозным и экономическим причинам. Художники бежали к провинциальным или иностранным судам (Моголов или Османской империи). Только Ака Мирак сопротивлялся этой серии уходов. Другие художники, такие как грузин или Садики Бег на месте предыдущего поколения. Появились новые великие каллиграфы Мир Али у Малик Даялами, которые положили начало «правилу двух перьев», которое определило идентичные правила каллиграфии и живописи. Освещение и переплетное дело развивались из искусства гобелена, учитывая, что использованные шаблоны были идентичны. В рукописях чаще всего изображения были двойными страницами, не связанными с текстом, но изображения разносчиков напитков, молодых женщин, принцев и дервишей заполняли альбомы (мухакка).

«Гроб имама Али », фолио из Фальнама (Книга предзнаменований) Джафара ас-Садика.

Если конец правления шаха Тахмаспа было не очень плодотворным (мы, однако, знаем о Фал Наме, датируемом этими годами с подписями Ака Мирака и Абд аль-Азиза), шах Исмаил II (1576–1577) оказал благотворное влияние, заказав великий Шах Нама и Аджайибнаме (книга чудес). К сожалению, его короткое правление предотвратило настоящий ренессанс, даже если он установил новые основы, положив начало быстрому количества страниц альбомов. Его преемник, Шах Мохаммед Ходабанда был слепым, мало интересовался книгами, что положило конец начальной перезагрузке. Обновление искусства королевской книги могло произойти лишь частично при Саха Аббасе I Великом, который приказал, как казалось, было обычаем, великому шаху Наме перенести двор в Исфахан.

Провинциальная мастерская Шираза продолжала процветать до 1620 года, но чаще всего продолжала копировать модели, выпущенные королевскими мастерскимириза, Казвина и Хорасана. Орнамент был обильным, в рукописях было много иллюстраций, а цвета были яркими, хотя и без особых вариаций. На рисунках изображены люди с круглыми лицами и непрерывными носами. Освещение оставалось очень повторяющимся, а каллиграфия, чаще всего насталик, копировалась с одной на другую. Большинство рукописей не было подписано.

Мастерские, относящиеся к Хорасану, находились в Герате в районе Бахарз. Под патронажем брата Брахама Мирзы, Ибрагима Мирзы, они возродили школу Казвина, наняв таких художников, как Шейх Мухаммад, Музаффар Али или Мухаммади, специализирующихся на рисунках. Самая известная рукопись, вышедшая из этих мастерских, - это копия Хафт Авранг (Семь престолов) Джами, и она отмечена глубокой оригинальностью творений официальных мастерских.

1600–1660: Упадок иллюминированных рукописей и определенного жанра: страница альбома

Во время правления Аббаса I и Сафи, количество иллюстрированных и иллюстрированных рукописей значительно уменьшилось, оставив место для новой формы рукописи: страницы альбома. Альбомы, или мухакка, чаще всего создавались под управлением художника или каллиграфа. Они сгруппировали рисунки, каллиграфию, а также старинные миниатюры. Реза Аббаси, руководивший «китаб хане» между 1597 и 1635 годами (перенесенным в 1602 году в Исфахан), несомненно, является величайшим представителем этого жанра. Люди, изображенные на страницах этих альбомов, чаще всего представляют собой удлиненные силуэты с небольшими округлыми головами. Испытанными могли быть куртизанки, выдающие продавцы напитков, а также крестьяне и дервиши. Хотя реза сопротивлялся европейскому сопротивлению, даже до своей смерти в 1635 году, другие художники без колебаний черпали вдохновение или копировали гравюры, привезенные купцами из Нидерландов. Другими великими авторами альбомов этого периода были Сафи Абасси, сын Резы, известный своими изображениями птиц, и Моин Мусаввир, Мухаммед Касим и Мухаммед Али, его ученики.

Это пристрастие к альбому не навсегда покончило с рукописями картин. Шах Нама для шаха Аббаса, два Дивана Навая или снова рукопись Хосров и Ширин (1632, Музей Виктории и Альберта) являются примерами сохранения этой традиции, от которой провинциальные мастерские отказались с меньшей готовностью, чем королевская кетаб хане. Примечательно, что школа Херста до сих пор регулярно выпускает копии великолепных иллюстрированных персидских текстов.

1660–1722: Конец иллюстрированных рукописей

С появлением и Мухаммадом Заманом, двумя очень европейскими художниками, роль иллюстрированной книги в искусстве книга еще больше упала. Была осуществлена ​​огромная деятельность в области каллиграфии и освещения, истинным возрождением интереса к первому и богатым стилем, очень тонким и богатым растительными элементами для второго.

Сефевиды были последними правителями, продвигавшими персидское национальное искусство. Им в современном Иране новое искусство стремительно набирает обороты, особенно в урбанистике: Али Капу, Чехель Сутун хранит свои сокровища в зеленых парках, разбитых с точной точки зрения, таких как монументальный бульвар Чехар Баг (или проспект четырех садов), который исфахан на 3 -километровом участке. Хранители древней иранской художественной традиции в большей степени, чем новаторы, они воплощают изысканное и роскошное искусство придворного, с аффектной манерой, исполненного большого поэтического обаяния. Их падение произошло к быстрому вырождению искусства в Иране.

Эта статья находится в процессе перевода из французской версии Википедии.

См. Также
Викискладе есть материалы, связанные с искусством Сефевидов и Сефевидская архитектура.
Ссылки

Библиография

  • (на французском языке) Ив Бомати, Хаучанг Нахаванди, «Шах Аббас, император де Перс - 1587–1629», Перрен, 1998, «Приз Эжена Коласа» Французской академии 1999 года, ISBN 2-262-01131-1
  • (на французском языке) «Safawides» в Encyclopédie de l'Islam, vol. IX, Brill
  • (на французском языке) Ф. Ричард, Splendeurs persanes, (экспозиция Париж 1997), BNF, Париж, 1997, 239 стр. ISBN 2-7177-2020-0
  • (на английском языке) Гулам Сарвар, История шаха Исмаила Сафави, Нью-Йорк: AMS Press, 1975, 1 т. (Xii-126 с.), ISBN 0-404-56322-8
  • (на английском языке) С. Канби, Золотой век персидского искусства 1501-1722 гг. Лондон, British Museum Press, 2002, ISBN 0-7141-2404-4
  • (на английском языке) С. Кэнби, Дж. Томпсон, Охота за раем, искусство судов Сефевидов Ирана 1501 - 1576, (экспозиция Нью-Йорк 2003-2004 и Милан 2004), Скира, 2003, 340 с. ISBN 0-87848-093-5
  • (персидский) Negārkari irāni («Персидская живопись»), Шейла Р. Кэнби, тр. M. Shayestehfar, Téhéran, 1992, ISBN 964-92904-8-6
  • (персидский) Naqāshi irāni («Персидская живопись»), Бэзил Грей, тр. Arabali Sherveh, Téhéran, 1995, ISBN 964-6564-86-0
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-06 06:13:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте