Сефевидская Грузия

редактировать
Велаят (провинция) Империи Сефевидов (1518-1736)

Сефевидская Грузия. Велаят-э Горжестан
1510-е - 1736
Northwestern part of the Safavid Empire Северо-западная часть Империи Сефевидов
СтатусПровинция Империи Сефевидов
СтолицаТифлис (Тбилиси)
Общий языкигрузинский, персидский, азербайджанский, армянский
правительствовелаят
Преемник
династии Афшаридов
Сегодня частьАрмении. Азербайджана. Грузии. России

провинции Грузии (персидский : ولایت گرجستان, романизированный : Velāyat-e Gorjestān) был велаятом (провинцией) Империи Сефевидов, расположенным на территории современной Грузии. Территория провинции в основном состояла из двух подчиненных восточно-грузинских царств Картли (персидский : کارتلی, романизированный : Картиль) и Кахети (персидский : کاختی, романизированный : Кахет) и, кратко, части княжества Самцхе. Город Тифлис (современный Тбилиси) был его административным центром, опорой власти Сефевидов в провинции и резиденцией правителей Картли. Здесь также находился важный Сефевидский монетный двор.

Правление Сефевидов в основном осуществлялось с одобрения или назначения грузинских королевских особ династии Багратионов, временами обращавшихся в шиитский ислам, как валис или ханы. Восточные грузинские царства были покорены в начале 16 века, их правители обычно не обращались. Еще при Исмаиле I в Тифлисе находился гарнизон иранских войск, но отношения между грузинами и Сефевидами в то время в основном носили черты традиционного вассального подчинения. Давуд-хан (Давид XI) был первым назначенным Сефевидом правителем, чье вступление на трон Картли в 1562 году ознаменовало начало почти двух с половиной веков иранского политического контроля над Восточная Грузия. В тот же период иранское культурное влияние доминировало в Восточной Грузии.

Начиная с царствования Тахмаспа I (r . 1524–1576), провинция имела большое стратегическое значение. Многие этнические грузины, в основном из Картли и Кахети, получили известность в государстве Сефевидов. Эти мужчины занимали многие из высших должностей в гражданской и военной администрации, а многие женщины вошли в гарем правящего класса. К концу периода Сефевидов грузины также составляли основу армии Сефевидов. Создание большой грузинской общины в самом Иране восходит к эпохе сюзеренитета Сефевидов в Грузии. Поскольку провинция была пограничной единицей, валис Грузии пользовались большей автономией, чем другие провинции империи Сефевидов; поэтому ее можно сравнить с провинцией Арабестан (ныне провинция Хузестан ), находящейся в юго-западной части империи. Провинция Грузия была одной из четырех административных территорий Сефевидов, губернаторам которых постоянно давали титул вали.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 XVI век
    • 1.2 XVII век
    • 1.3 XVIII век
  • 2 Монетный двор
  • 3 Размещенные войска
  • 4 Производство шелка и вина
  • 5 Культурные влияния
    • 5.1 Грузинская культура
    • 5.2 Иранская культура
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
  • 10 Дополнительная литература
История

16 век

Первый Сефевидский царь (шах ) Исмаил I (r. 1501–1524) сделал два царства Картли и Кахети своими вассалами еще в 1510-х годах. Однако, отвлеченный задачей установления власти в Иране, он не стал усиливать контроль над Грузией. Он совершал набеги на Грузию несколько раз, особенно в 1518 году, что подтвердило ее статус вассала, и в 1522 году, в результате чего в Тифлисе разместился большой гарнизон Сефевидов, но это было только при его сыне и преемнике Тахмасп I (годы правления 1524–1576), что начала формироваться настоящая провинция с назначенными Сефевидами правителями и губернаторами.

Тахмасп I предпринял активные шаги по интеграции Грузии в владения Сефевидов. Его четыре кампании против Луарсаба I из Картли (1540–1541, 1546–1547, 1551 и 1553–1554) привели к повторной оккупации Картли, и силы Сефевидов постоянно дислоцировались в Тифлис в 1551 году. Ключевым результатом этих кампаний, помимо укрепления владений Сефевидов в центрально-восточной Грузии, было то, что они доставили в собственно Иран (далее просто «Иран») большое количество грузинских военнопленных. Помимо этого, сыновья известных грузин часто воспитывались при шахском дворе как часть их даннических отношений с Сефевидами. Начиная с правления Тахмаспа I, грузины внесли большой вклад в характер общества Сефевидов и сыграли важную роль в его армии и гражданской администрации. Этот недавно представленный этнический элемент в государстве Сефевидов позже будет известен в историографии как «третья сила» наряду с двумя «основополагающими элементами» государства Сефевидов, персами и туркменами.

Сефевидские придворные возглавляют грузинских пленников. Персидское текстильное панно середины XVI века из Метрополитен-музея.

В 1551 году Сефевиды захватили восточную часть княжества Самцхе. В 1555 году, во время правления Тахмаспа I, был подписан мир Амасьи с соседней Османской империей. Согласно условиям договора, восточная Грузия (включая восточный Самцхе) осталась в руках Ирана, а западная Грузия (включая западный Самцхе) оказалась в руках Турции. Чтобы ускорить процесс интеграции в империю, Тахмасп I ввел многочисленные иранские политические и социальные институты, такие как двуязычные грузино-персидские фарманы, с целью установления персидского языка в качестве официального административного языка Сефевидской Грузии. Также во время его правления первый грузинский царь, принявший ислам по имени Давуд Хан (1569–1578) был поставлен на марионеточный трон в Тифлисе. Эти события ознаменовали начало почти 250-летнего политического господства Ирана с несколькими короткими перерывами на востоке Грузии.

В 1559 году первый провинциальный визирь был назначен на Провинция Азербайджана с властью над провинцией Грузия, а также Ширван, включая Шакки. Эти провинциальные визиры, также известные как королевские визиры, носили титул вазир-э колл и получали инструкции от центрального правительства, расположенного в королевской столице, а не от местного губернатора. Бросив вызов владениям Сефевидов на Восточном Кавказе, османы вторглись в грузинские государства в победной кампании в 1578 году. В результате Сефевиды освободили грузинского мятежного правителя Шахнаваз-хана (Симон I. Картли) из плена, чтобы он мог присоединиться к борьбе с османами. Хотя Симон добился значительного успеха в Картли, в конце концов он был захвачен османскими войсками и умер в плену в Константинополе. В период 1580–1581 гг. Правительство Сефевидов отправило в Грузию войско в сопровождении тупчи-баши Морад-хана вместе с несколькими строителями пушек и материалами, необходимыми для отливки пушки. К 1582 году османы контролировали восточную, сефевидскую часть Самцхе. Не в силах противостоять османскому вторжению Манучар II Джакели из Самцхе также принял иранское господство и перешел ко двору Сефевидов, где жил до своей смерти в 1614 году. По Константинопольскому договору в 1590 году Сефевиды потеряли контроль над Грузией, поскольку они были вынуждены признать всю провинцию османским владением.

17 век

Ростам-хан (Ростом), вали Картли, восточная Грузия, 1633–1658

В начале правления Аббаса I значение Грузии и влияние этнических грузин в государстве Сефевидов возросло, и они стали известны как «третья сила». Уже к 1595 году этнический грузин из Картли Аллахверди-хан, первоначально прозванный Ундиладзе, стал одной из самых влиятельных фигур в государстве Сефевидов. К концу XVI века грузины, образующие все более влиятельную военную фракцию, стали серьезной угрозой для кызылбаша, традиционного хребта сефевидской армии. В то же время при дворе Сефевидов грузины соперничали за влияние друг на друга, а также против своих черкесских собратьев. По большому счету, политику Аббаса I в отношении провинции можно рассматривать как продолжение предыдущих усилий по полной интеграции территории в Империю Сефевидов.

В первые годы 17 века Аббас восстановил влияние Сефевидов в Восточной Грузии. В 1605 г. в Кахетии возникло сопротивление, когда повстанцы свергли проиранское отцеубийство Константин-хан, и Аббас I согласился с их требованиями утвердить Тахмурас-хана (Теймураз I) в качестве нового царя Кахетии. В то же время он также подтвердил Лохрасба (Луарсаб II) как вали Картли. Однако, когда Лохрасб начал действовать против интересов Сефевидов и отказался принять ислам, Аббас I заключил его в тюрьму в Астарабаде, а затем казнил в Ширазе.

В 1607 году Аббас назначил Манучара III Джакели как правитель (восточного) Самцхе. К 1613–1614 гг. Аббас восстановил контроль Сефевидов над восточным Самцхе. В 1614–1617 годах в наказание за непослушание, проявленное его бывшими лояльными подданными Лохрасбом и Тахмурас-ханом, Аббас I начал несколько крупных карательных кампаний на своих грузинских территориях. Эти кампании привели к разграблению Тифлиса, разорению всей территории, массовым убийствам многих десятков тысяч и депортации сотен тысяч этнических грузин в Иран. Эти депортированные еще больше увеличили грузинскую общину в Иране. Тем временем Аббас I назначил Баграт-хана правителем Картли, а Бекташ-бека Торкмана правителем Кахетии. В 1619 году Аббас I назначил сына Баграта Семаюн-хана, лоялиста, родившегося и выросшего в Исфахане, ханом, или вали, Картли, и назначил другого некоролевского сефевидского чиновника наместником Кахети, чтобы держать эту часть провинции под контролем. Он также переселил многих племен гызылбашей в провинцию Джорджия, чтобы усилить контроль со стороны центра. С середины 1610-х годов Кахетия часто находилась под прямым правлением кызылбашских владык.

Примерно в 1620 году Аббас переселил из провинции около 8000 евреев вместе с 40000 Армяне, в недавно построенный город Фарахабад. За эти годы он переселил в общей сложности около 15 000 семей с Кавказа в Мазандаран. В 1624–25 Манучар III Джакели, ранее назначенный Аббасом I номинальным правителем Самцхе, переехал в Картли, чтобы присоединиться к восстанию Мурав-бека (Георгия Саакадзе) против правления Сефевидов. Некоторое время спустя, находясь вдали от Самцхе, он решил принять османский сюзеренитет. Однако, когда он вернулся в Самцхе в 1625 году для переговоров в западной (османской) части Самцхе, его убил собственный дядя. Впоследствии османы включили западную часть Самцхе как пашалик. Сефевиды сохранили контроль над восточной частью. Оставшееся столетие правления Сефевидов в Грузии, после смерти Аббаса I в 1629 году, было отмечено беспрецедентным иранским влиянием. При вали Хосрове Мирзе Сефевидская Грузия пережила период относительного мира и процветания. В обмен на лояльность тогдашнего короля, Сафи (r. 1629–1642), присвоил ему титул Ростам-хана и назначил его губернатором Картли - пост, который он занимал более двадцати лет. Кахети, однако, находилась под прямым правлением Сефевидов.

Ростам Хан был бездетным вдовцом, и поэтому нуждался в жене и потомстве. Поскольку он был верным слугой, после консультации с царем Сефевидов, Ростам получил разрешение жениться на сестре Левана II Дадиани, правителя Мингрелии (западная Грузия) по имени Мариам. Брак вполне соответствовал политическим амбициям государства Сефевидов и самого Ростама. Этот союз с Дадиани, то есть Мингрелией, не только даст Ростаму союзника против Тахмурас-хана (Теймураз I) и Георгия III Имеретинского, но и предоставит Ростаму ряд преемников, которые будут такими же лоялен короне Сефевидов, как и он сам. Также важно было то, что это укрепило планы Сефевидов по завоеванию Имерети. Это создало бы прекрасные обстоятельства, если бы потребовалась кампания против османов, с которыми они воевали в то время из-за Имерети. Король Сафи заплатил за свадебные подарки и отправил правителю Мингрелии около 50 000 марчилов, примерно полтонны серебра, и предоставил ему годовую зарплату в размере 1000 томанов (3-граммовых золотых монет) ; таким образом был основан союз с мегрелами. Подготовка к свадьбе встревожила имеретинцев. Отряд жениха представлял собой 30-тысячную армию, маршировавшую на встречу с хорошо вооруженной свитой Левана. Георгий III Имеретинский заблокировал границу с Картли, вынудив свадебную вечеринку Ростома пройти обходным путем через Ахалцихе, и перехватил Дадиани на пути к свадьбе, но он был побежден и взят в плен Леваном у Кака Мост возле Багдати.

В 1639 г. по Зухабскому договору, положившему конец войне 1623–1639 гг., Кавказ был решительно разделен между Сефевидами и Османами примерно в соответствии с положениями более раннего договора Амасья. 1555 г. Картли и Кахети были вновь подтверждены как иранские владения, в то время как все к западу от них осталось в руках Османской империи. Самцхе-Месхети, включая его восточную часть, был безвозвратно утерян.

В 1654 году, во время правления царя Аббаса II (r. 1642–1666) Картли был превращен в королевскую землю (хассех) и, следовательно, подлежал прямому налогообложению Сефевидов. В этом году количество земель, напрямую облагаемых государством налогом, достигло максимума. Также во время правления Аббаса II был возрожден более ранний план заселения восточной части провинции, Кахети, тюркскими кочевниками. Эта мера спровоцировала всеобщее восстание в 1659 году. Восставшим удалось изгнать кочевников, но все же пришлось признать сюзеренитет царей Сефевидов. В 1675 году король Сулейман I (1666–1694) построил стену вокруг Тифлиса. К 1690-м годам этнические грузины составляли основу армии Сефевидов.

XVIII век

В 1701 году один из артиллеристов (тупчи) в Тифлисе был назначен вакилом («регентом»). ") тупчи-баши Тифлисской крепости. Эмамколи-хан (Давид II), родился и вырос в Исфахане и известен своей верной службой своему Сефевидские повелители, был назначен наместником Кахети в 1703–1709 гг. султаном Хусейном (r. 1694–1722) из-за того, что его отец, Назар-Али-хан (Ираклий I), все это время находился в Исфахане.

Эмамколи Хан (Давид II Кахети)

В 1709 году, после смерти своего отца, он был официально назначен новым губернатором Кахетии. Однако до 1715 года он заочно служил вали из-за того, что ему приходилось оставаться при дворе в Исфахане. На западе, в Картли, администрация была передана двум последующим губернаторам, которые оба служили вали заочно из-за того, что находились в других частях империи: Шах-Наваз Хан II, Горгин Хан (Георг XI); и Кайхосров Хан. В связи с этим в 1703–1714 годах администрацию там возглавляли два последовательных регента (джанешины), а именно Шах-Коли Хан (Леван) и Хосайн-Коли Хан (Вахтанг). VI).

В 1712–1719 Хан Хосайн-Коли был вынужден остаться в Иране, и поэтому царь Сефевидов передал правление Картли другим, среди них Али-Коли Хан (Джесси) и джанешины, такие как Шах-Наваз, Бакар Мирза. В 1719 году иранское правительство решило отправить Хосайн-Коли-хана, который занимал несколько других высоких постов с 1716 года, обратно в Грузию для борьбы с лезгинским восстанием. При содействии правителя соседней Кахети, а также правителя (бегларбега) Ширвана Хосайн-Коли добился значительных успехов в пресечении лезгин. Однако зимой 1721 года, в решающий момент кампании, его отозвали. Приказ, изданный после падения великого визиря Фатх-Али хана Дагестанского, был издан по наущению фракции евнухов при королевском дворе, которая убедила шаха, что успешное завершение кампании принести царству Сефевидов больше вреда, чем пользы. По их мнению, это позволило бы Вахтангу, Сефевидскому вали, заключить союз с Россией с целью завоевания Ирана. Вскоре после этого лезгины захватили Ширван, после чего разграбили и разграбили провинциальную столицу Шемаха и вырезали большую часть его населения. В 1722 году Эмамколи-хан умер и был похоронен в Куме. Затем султан Хусейн назначил своего брата Махмад Коли-хана (Константин II) новым губернатором Кахетии.

Когда столица Исфахан была подвергнута осаде в 1722, Хосайн-Коли Хан бросил вызов королевским приказам и отказался послать запрошенные силы помощи. Тем временем Россия в полной мере воспользовалась ситуацией. Когда Сефевиды были на грани краха, они начали кампанию в 1722–1723 годах, которая привела к аннексии прибрежных территорий. Османы, также воспользовавшись ситуацией, захватили провинцию Джорджия и другие территории к западу от захваченной русскими территории. По Константинопольскому договору две державы дополнительно разделили аннексированные территории между собой, и османы снова сохранили Грузию. Мятежный Хосайн-Коли-хан, который встал на сторону русских во время их вторжения в 1722–1723 годах в результате, который оказался злополучным союзом, умер в изгнании в России в 1737 году. Когда Сефевиды были восстановлены Надер Коли Бег (позже известный как Надер Шах), де-факто правитель Ирана, он восстановил иранское господство на Кавказе и сделал Теймураза II вали Кахетии, при этом назначив иранец как правитель Картли. В 1736 году Надер сверг Сефевидов и сам стал царем, установив династию Афшаридов.

Монетный двор
Серебряный аббасис, чеканившийся в Тифлисе во время правления султана Хусейна (r . 1694–1722). с датами чеканки от 1717–1718 до 1719–1720 гг. Серебряные пандж шахи, отчеканенные в Тифлисе в 1716–1717 годах во время правления султана Хусейна.

Один из самых важных сефевидских монетных дворов был расположен в провинции Грузия, в городе Тифлис. Рядом с границей с Османской империей Тифлисский монетный двор был важен для Сефевидов за слитков (т. Е. Серебряных слитков, испанских реалов, голландских rijksdaalders ) за чеканка монет в основном импортировалась из и через Османскую империю (и Россию). По прибытии в Иран слитки всегда привозили в Тифлис, Эривань или Тебриз для переплавки в иранские монеты. Таким образом, Тифлис был основным местом остановки для купцов, вернувшихся с серебром. Это был также один из немногих монетных дворов, наряду с монетными дворами в Тебризе и Эривани (Ереван), где проходил повторный чекан. В 17 веке Тифлисский монетный двор был одним из самых активных монетных дворов Сефевидов.

Тифлисский монетный двор также лежал на пути, широко используемом торговцами шелком. По словам французского путешественника Жана Батиста Тавернье, торговцы, которые ехали в Гилян для переговоров по шелку, ходили на монетный двор в Тифлисе, потому что мастер монетного двора (зарраб-баши) дал 2% скидку на серебро торговцам шелком.. Тавернье отмечает, что отчасти это связано с тем, что серебряные монеты из Тифлиса были немного меньше штрафа.

Монеты, отчеканенные в Тифлисе, в основном использовались для местных жителей, а не для местного гарнизона Сефевидов. Монеты всегда должны были носить имя правителей Сефевидов и соответствовать типам, легендам и стандартам веса Сефевидов. Однако во многих других отношениях назначенным валис была предоставлена ​​большая автономия с точки зрения практики чеканки. Например, вали, как сообщается, разрешили получать прибыль от монетных дворов провинции.

Во время правления Сулеймана I экономическая ситуация ухудшилась. Количество драгоценного металла, поступающего в страну, уменьшилось, и, как следствие, ухудшилось качество монет. Этот дефицит веса был очевиден и на монетах Тифлисского монетного двора; в 1688 г. вес аббаси и махмуди, отчеканенных на монетном дворе, был на 22,5% меньше стандартного веса, который они должны были иметь. Королевская казна знала об этой проблеме и впоследствии перестала принимать махмуди, отчеканенные в Тифлисе.

В 1682–1685 годах единственными сефевидскими монетными дворами, которые были зарегистрированы как действующие, были монетные дворы в Тифлисе и Тебриз. Согласно отчету 1687 года, деньги в Грузии практически не играли никакой роли. Французский ботаник Жозеф Питтон де Турнефор подтверждает это: согласно его текстам 1701 года, люди в большей части Джорджии предпочитали получать деньги такими материалами, как браслеты, кольца, ожерелья и т. Д.

Размещенные военные силы

Провинция Грузии принимала множество солдат Сефевидов, так как считалась территорией первостепенной важности. В то же время это была провинция, граничащая с Османской империей. Войска Сефевидов постоянно дислоцировались в Тифлисе с 1551 года. Согласно венецианским сообщениям, в 1570-х годах в Грузии и Гяндже находилось около 4000 сефевидских кавалеристов. По словам путешественника Жана Шардена, к концу правления Аббаса I в Грузии находилось много войск, из которых около 5000 были «опытными и обученными». В середине 17 века, во время правления Аббаса II (1642–1666), по данным Шардена, в провинции находилось около 50 000 солдат Сефевидов. Французский миссионер и путешественник Пер Сансон, который находился в Империи Сефевидов во второй половине правления короля Сулеймана I (1666–1694), писал, что «большое количество» войск находилось в Грузии.. К концу правления султана Хусейна (1694–1722) войска по приказу тогдашнего правителя Картли Хосайн-Коли-хана (Вахтанг VI) насчитывали около 10 000 грузин и 3000–4000 иранцев.

Вали Джорджии имел в своем распоряжении корпус курчи, включая курчи-баши, и легион специализированных курчи для его "снаряжение " (т.е. курчи-э зерех, курчи-э кафш, курчи-э таркеш и т. д.). У них также был институт вакил («регент»), который мог позаботиться обо всех делах в случае необходимости.

Производство шелка и вина

Хотя провинция вносила свой вклад в общее производство шелка, его шелк, вместе с шелком Карабах-Гянджа, был более низкого качества, чем шелк Гиляна и Мазандарана. После того, как Аббас I (1588–1629) решительно покорил Грузию, он приказал, чтобы провинция производила больше шелка в будущем. По словам Николаса Якобуса Оверши, голландского представителя в империи Сефевидов, из 2800 тюков шелка, произведенных в 1636 году, в провинциях Грузии и Карабах-Гянджа было получено в общей сложности 300 тюков <. 296>

По словам Жана Шардена, вина, произведенные в Джорджии и Ширазе, были отличного качества. Каждые шесть месяцев провинция Джорджия снабжала царские винные погреба двора Сефевидов около трехсот литров вина в качестве части общей суммы уплаченных налогов. Губернаторы несли ответственность за виноградарство в своей провинции.

Культурные влияния

Грузинская культура

С 16 века наблюдается рост влияния Ирана на грузинскую культуру. Жанры, в которых это проявилось наиболее ярко, были литература, живопись и архитектура. В период Сефевидов многие грузинские правители, князья и вельможи проводили время в Иране. Поэтому иранские традиции распространились по всей Грузии. Размещение Давуда-хана (Давид XI) на марионеточном троне Картли в 1562 году не только положило начало длительному периоду политического господства Ирана; за те же два с половиной столетия, которые последовали за этим, до прихода русских в XIX веке, иранское культурное влияние доминировало в Восточной Грузии (Картли-Кахети).). По словам Жана Шардена, побывавшего в Грузии в 1672 году, грузины следовали иранским традициям. Шарден предположил, что на этот процесс повлияли те дворяне, которые обратились в ислам (чтобы получить должности государственных служащих), а также те, кто поощрял своих родственниц стать дамами при дворе.

В период Сефевидов с персидского на грузинский было переведено «множество книг». Ростомиани, грузинский вариант Шахнаме, получил дальнейшее развитие и усовершенствование, так же как и Висрамиани, грузинский вариант Vis o Ramin. Согласно письму, отправленному Папе католическим миссионером, процветавшим в 17 веке, Падре Бернарди, именно к его «великому сожалению» грамотные грузины предпочитали читать такие произведения, как Ростомиани (Шахнаме ), Бежаниани и Барамгуриани, и их меньше интересовали религиозные тексты.

Теймураз I из Кахетии (Тахмурас Хан), возможно, больше всего известен тем, что создавал проблемы для центрального правительства, но он свободно говорил на нем. Персидский и любит персидскую поэзию, которую он «очень ценит». По его словам:

Сладость персидской речи побудила меня сочинить музыку стихов.

Теймураз написал несколько стихов под влиянием современной персидской традиции, наполненных «персидскими образами и аллюзиями, заимствованными словами и фразеологией». Важное значение в этом отношении имел и более поздний грузинский правитель Вахтанг VI (Хосайн-Коли Хан). Когда он был вынужден остаться в Иране, он научился преуспевать в персидском языке. Позже он использовал это умение для перевода произведений на грузинский язык. Он создал грузинскую версию персидского Кабуснаме, известную как Амирнасариани («История Амирнасара», где Амирнасар - мифический иранский царь Кайкавус ). Во время содержания под стражей в Иране Вахтанг также перевел на грузинский язык «Калилех о Демнех» Кашефи. Позже, вернувшись в Грузию, он приказал перевести всю историю еще раз, а его наставник, Сулхан-Саба Орбелиани, также сделал исправленную версию собственного перевода Вахтанга. Хотя Вахтанг лично принимал активное участие в дальнейшем развитии грузино-иранских литературных связей (другими словами, своими сочинениями), он также основал целую школу, посвященную переводчикам с персидского на грузинский. В этот период по его приказу на грузинский язык был переведен ряд народных сказок (т.е. дастанов ), которые были чрезвычайно популярны в Иране. Одним из них был Бахтиарнамах, собрание нескольких новелл, а также Барамгуландамиани («Бахрам о Голандам»), первоначально написанная Катеби Нишапури. Многие другие персидско-грузинские литературные произведения этой эпохи включают переводы Корана и книг по шиитскому юриспруденции.

иранской культуре

Другим, возможно, неортодоксальным способом Грузия также повлияла на культуру Ирана. Согласно легенде, этнический грузин по имени Счедан Чилазе был настолько известен тем, что умел «хранить» спиртное, что царь Сефевидов Сафи (r. 1629–1642) пригласил его ко двору, чтобы устроить питьевой конкурс. После избиения всех при дворе король сам бросил вызов Чилазе и, как сообщается, умер при этом. Хотя профессор Матти сообщает, что эта история может быть «апокрифической», поскольку алкоголизм действительно убил Сафи, но не в связи с соревнованием по выпивке, это действительно показывает, что грузинские привычки распространились на Иран.

В период Сефевидов, большое количество этнических грузинских мужчин поступило на государственную службу Сефевидов, в то время как многие грузинские женщины вошли в гаремы правящей элиты и королевского двора. Распитие алкоголя, известная грузинская привычка, повлияло на иранское общество и, что более важно, на придворную культуру в этот период. Особенно это заметно по налогам, которые должна была платить провинция - в них входило много литров вина. Королевский гарем, частная территория королевского двора, был местом, где выросли правители Сефевидов; после правления Аббаса I все правители Сефевидов выросли здесь в окружении в основном грузинских женщин. Было также много голамов, которые пили. Таким образом, Матти предполагает, что весьма вероятно, что «любовь» к вину, проявленная правителями Сефевидов, возникла в этой среде.

См. Также
Примечания
Ссылки
Источники
  • Babaie, Sussan; Бабаян, Кэтрин; Багдианц-МакКейб, Ина; Фархад, Massumeh (2004). Рабы шаха: новые элиты сефевидского Ирана. И. Б. Таурис. С. 1–256. ISBN 978-0857716866. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Barendse, RJ (2002). Аравийские моря: мир Индийского океана семнадцатый век. Армонк, штат Нью-Йорк: ME Sharpe. ISBN 978-0765633644. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Blow, David (2009) Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой. Лондон, Великобритания: IBTauris. ISBN 978-1845119898. LCCN 2009464064. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Floor, Willem (2001). Правительственные учреждения Сефевидов. Коста-Меса, Калифорния: Mazda Publishers. ISBN 978-1568591353. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Флор, Виллем (2008). Титулы и вознаграждения в Сефевидском Иране: третье руководство по Администрация Сефевидов, Мирза Наки Насири. Вашингтон, округ Колумбия: Mage Publishers. Стр. 1–324. ISBN 978-1933823232. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Гелашвили, Нана (2012). «Иранско-грузинские отношения в период правления Ростом (1633-58) ». В этаже, Виллем; Херциг, Эдмунд (ред.). Иран и мир в эпоху Сефевидов. Лондон: И. Б. Таурис. ISBN 978-1780769905. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Джунашвили, Джемшид (2016). «Горгиджанидзе, Парсадан ". Encyclopaedia Iranica. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Gvakharia, Aleksandre (2001). " Грузия iv. Литературные контакты с Персией ". Энциклопедия Iranica, Vol. X, Fasc. 5. pp. 481–486. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Hitchins, Keith (2001). «Грузия ii. История иранского языка»). -Georgian Relations ». Encyclopædia Iranica, Vol. X, Fasc. 4. pp. 464–470. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Matthee, Rudolph P. (1999). Политика торговли в Сефевидском Иране: шелк за серебро, 1600–1730. Кембридж: Cambridge University Press. Стр. 120. ISBN 978-0-521-64131 -9.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Matthee, Rudolph P. (2005). The Pursuit of Pleasure: Drugs and Stimulants in Iranian History, 1500-1900. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. ISBN 978-0691118550.CS1 mai nt: ref=harv (link )
  • Matthee, Rudi (2012). Персия в кризисе: закат Сефевидов и падение Исфахана. Лондон: И. Б. Таурис. С. 1–371. ISBN 978-1-84511-745-0.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Matthee, Rudi; Floor, Willem; Clawson, Patrick (2013). The Monetary History of Iran: From the Safavids to the Qajars. London; New York: I.B.Tauris. pp. 1–320. ISBN 978-0857721723.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Mikaberidze, Alexander (2015). Historical Dictionary of Georgia (2 ed.). Lanham, Maryland: Rowman Littlefield. ISBN 9781442241466.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Rayfield, Donald (2012). Edge of Empires: A History of Georgia. London: Reaktion Books. ISBN 978-1780230702.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Savory, Roger (2007). Iran Under the Safavids. Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 978-0521042512.CS1 maint: ref=harv (link )
  • Suny, Ronald Grigor (1994). The Making of the Georgian Nation. Bloomington, Indiana: Indiana University Press. ISBN 978-0253209153.CS1 maint: ref=harv (link )
Further reading
  • Floor, Willem; Faghfoory, Mohammad H. (2007). The Dastur Al-moluk: A Safavid State Manual, by Mohammad Rafi' al-Din Ansari. Коста-Меса, Калифорния: Mazda Publishers. pp. 1–355. ISBN 978-1568591957.
  • Maeda, Hirotake (2003). «Об этносоциальном происхождении четырех семей голамов из Грузии в Сефевидском Иране». Studia Iranica. Peeters Publishers (32): 1–278. doi :10.2143/SI.32.2.563203.
  • Mousavi, Mohammad A. (2008). Asatrian, Garnik S. (ed.). "The Autonomous State in Iran: Mobility and Prosperity in the Reign of Shah 'Abbas the Great (1587–1629)". Iran and the Caucasus. Брилл. 12(1): 17–33. doi :10.1163/157338408X326172. JSTOR 25597352.
Последняя правка сделана 2021-06-06 06:13:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте