Сакральная геометрия приписывает символические и сакральные значения определенным геометрическим формам и определенным геометрическим пропорции. Это связано с верой в то, что бог - это геометр мира. Геометрия, использованная при проектировании и строительстве религиозных сооружений, таких как церкви, храмы, мечети, религиозные памятники, жертвенники и кущи иногда считались священными. Это понятие применимо также к священным местам, таким как теменой, священные рощи, сельская зелень, пагоды и священные колодцы и создание религиозного искусства.
Вера в то, что Бог создал вселенную по геометрическому плану древнего происхождения. Плутарх приписал эту веру Платону, написав, что «Платон сказал, что бог непрерывно геометрически» (Convivialium disputationum, liber 8,2). В наше время математик Карл Фридрих Гаусс адаптировал эту цитату, сказав: «Бог арифметизирует».
Еще Иоганн Кеплер (1571–1630) считал, что
Согласно Стивену Скиннеру, изучение сакральной геометрии уходит своими корнями в изучение природы и математических принципов, которые в ней работают. Многие формы, наблюдаемые в природе, могут быть связаны с геометрией; например, наутилус с камерой растет с постоянной скоростью, и поэтому его оболочка образует логарифмическую спираль, чтобы приспособиться к этому росту без изменения формы. Кроме того, пчелы строят шестиугольные ячейки для хранения меда. Эти и другие соответствия иногда интерпретируются в терминах сакральной геометрии и считаются еще одним доказательством естественного значения геометрических форм.
Геометрические соотношения и геометрические фигуры часто использовались в орнаментах древних египетских, древнеиндийских, греческих и Римская архитектура. Средневековые европейские соборы также включали символическую геометрию. Индийские и гималайские духовные общины часто строили храмы и укрепления по чертежам мандалы и янтры.
Многие принципы сакральной геометрии человеческого тела и древней архитектуры были скомпилирован в рисунок Витрувианский человек Леонардо да Винчи . Последний рисунок сам был основан на гораздо более старых трудах римского архитектора Витрувий.
Геометрические узоры в исламском искусстве часто строятся на комбинациях повторяющихся квадратов и кругов, которые могут быть накладываются и переплетаются, а также арабески (с которыми они часто сочетаются), образуя замысловатые и сложные узоры, включая самые разные мозаики. Они могут составлять все украшение, могут образовывать основу для цветочных или каллиграфических украшений или могут уходить на задний план вокруг других мотивов. Сложность и разнообразие используемых узоров эволюционировали от простых звезд и ромбов в девятом веке до разнообразных узоров от 6 до 13 точек к 13 веку и, наконец, включили также 14- и 16-конечные звезды в шестнадцатом веке..
Геометрические узоры встречаются в различных формах в исламском искусстве и архитектуре, включая ковры килим, персидский гирих и марокканско-алжирскую плитку зеллидж, декоративные своды мукарнас, каменные ширмы с перфорацией джали, керамику, кожу, витражи, изделия из дерева и т. Д. и слесарные работы.
Исламские геометрические узоры используются в Коране, мечетях и даже в каллиграфии.
Агамы представляют собой собрание санскритских, тамильских и священных писаний Гранта, в основном составляющих методы строительства храмов и создания идолов, средства поклонения божествам, философские доктрины, медитативные практики, достижение шестикратных желаний и четыре вида йоги.
Подробные правила изложены в Агамах для Шилпы (искусство скульптуры ) с описанием требований к качеству таких вещей, как места, где должны быть построены храмы, виды изображений, которые должны быть установлены, материалы, из которых они будут сделаны, их размеры, пропорции, воздух циркуляция и освещение в храмовом комплексе. Манасара и Сильпасара - это работы, которые касаются этих правил. Ритуалы ежедневного поклонения в храме также следуют правилам, изложенным в Агамах.
Строительство средневековых европейских соборов часто основывалось на геометрии, призванной заставить зрителя увидеть мир через математику и через это понимание лучше понять божественное. Эти церкви часто имели план этажа Латинского креста.
В начале эпохи Возрождения в Европе взгляды сместились в пользу простых и правильных геометрических форм. Круг, в частности, стал центральной и символической формой основания зданий, поскольку он олицетворял совершенство природы и центральное место человека во вселенной. Использование круга и других простых и симметричных геометрических форм было закреплено в качестве основного элемента эпохи Возрождения сакральной архитектуры в архитектурном трактате Леона Баттисты Альберти, в котором описывается идеальная церковь с точки зрения духовной геометрии.
Стивен Скиннер обсуждает тенденцию некоторых авторов помещать геометрическую диаграмму практически поверх любого изображения природного объекта или созданной человеком структуры, найти некоторые линии пересекают изображение и объявляют его на основе сакральной геометрии. Если геометрическая диаграмма не пересекает основные физические точки изображения, результатом будет то, что Скиннер называет «незакрепленной геометрией».
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Сакральная геометрия. |