В древнеримской религии и праве sacramentum была клятвой или обетом, который превращал клятвенного sacer в «данное богам» в отрицательном смысле, если он нарушал ее. Sacramentum также относился к предмету, который был передан в залог как священный залог и, следовательно, утратил силу, если клятва была нарушена. Оба случая подразумевают лежащее в основе sacratio, акт посвящения.
sacramentum отличается от iusiurandum, который более распространен в юридическом применении, например, при принесении присяги в суде. Sacramentum устанавливает прямую связь между человеком, приносящим клятву (или предметом, принесенным присягой) и богами; iusiurandum - это клятва доброй воли в человеческом сообществе, соответствующая ius, как засвидетельствовано богами.
Sacramentum - это происхождение английского слова «sacrament ", изменение значения, на которое указывает Апулей использование этого слова для обозначения религиозного посвящения.
В римском праве, вещь данная как залог или залог был sacramentum. «Sacramentumlegisctio» - это денежная сумма, внесенная в рамках судебной процедуры для подтверждения того, что обе стороны в судебном процессе действовали добросовестно. Если были соблюдены правильный закон и процедуры, можно было предположить, что результат был справедливым, правильным или действительным. Таким образом, проигравшая сторона фактически совершила лжесвидетельство и лишилась своего sacramentum как формы piaculum, искупительной жертвы; победитель получил обратно свой депозит. Утраченный sacramentum обычно выделялся государством на финансирование sacra publica, общественных религиозных обрядов.
sacramentum militare (также как militum или militiae) была клятвой, которую принесли солдаты, давшие клятву верности консулу в республиканскую эпоху или позже императору. Сакраментум, относящийся как к закону, так и к военным, указывает на религиозную основу этих институтов.
Текст клятвы записал Вегетий :
Таинство, которое делает солдата sacer, помогает объясните, почему он был подвергнут более суровым наказаниям, таким как казнь и телесные наказания, которые считались неприемлемыми для гражданских граждан, по крайней мере, при республике. Фактически, он положил свою жизнь на депозит, что также является условием грозного сакраментума, клятвенного гладиаторами. В редком случае наказания истреблением оставшихся в живых легионеров часто требовалось возобновить присягу, подтверждая роль государства Religio как основы римского военная дисциплина.
К III веку причастие проводилось ежегодно, 3 января, о чем свидетельствует календарь государственных ритуалов, обнаруженный в Дура-Европос, так называемый Feriale Duranum, который относится к правлению Северуса Александра (222-235 гг. Н.э.). В более поздней империи клятва верности вызвала конфликт между христианами, служившими в армии, и произвела ряд солдат-мучеников. Тертуллиан осудил готовность любого христианского солдата принести сакраментум, поскольку крещение было единственным причастием, которое должен соблюдать христианин.