Мешок с аморием

редактировать
Разграбление Аббасидами и разграбление восточно-римского города Амориум

Мешок с аморием
Часть Арабско-византийские войны
Siege of Amorium.jpg . Миниатюра из мадридских Скилицес, изображающая арабскую осаду Амориума
Датаавгуст 838 г.
МестоАмориум
РезультатГород взят и разрушен Аббасидами
Воюющими
Византийской Империей Аббасидским Халифатом
Командирами и лидерами
Императором Феофилом. Этиосом (Военнопленный ) халиф аль-Мутасим. Афшин. Ашинас. Джафар ибн Динар аль-Хайят. 'Уджайф ибн' Анбаса
Сила
ок. 40,000 в полевой армии около 30 000 человек в Амориуме80 000
Жертвы и потери
30 000–70 000 погибших военных и гражданскихНеизвестно

Мешок Амориума со стороны халифата Аббасидов в середине августа 838 г. было одним из главных событий в долгой истории арабо-византийских войн. Кампания Аббасидов руководил лично халиф ал-Мутасим (r. 833–842) в ответ на практически не встречавшую сопротивления экспедицию, начатую византийским императором Феофилом (годы правления 829–842) в окраины Халифата годом ранее.. Мутасим нацелился на Амориум, византийский город на западе Малой Азии, потому что он был местом правящей византийской династии и, в то время один из крупнейших и важнейших городов Византии. Халиф собрал исключительно многочисленную армию, которую он разделил на две части, вторгшиеся с северо-востока и юга. Северо-восточная армия разбила византийские войска под командованием Феофила при Анзене, позволив Аббасидам проникнуть глубоко в Византийскую Малую Азию и сошлись на Анкире, которую они нашли заброшенной. После разграбления города они повернули на юг к Амориуму, куда прибыли 1 августа. Столкнувшись с интригами в Константинополе и восстанием большого хуррамского контингента своей армии, Феофил не смог помочь городу.

Амориум был сильно укреплен и укомплектован гарнизоном, но предатель обнаружил слабое место в стене, где Аббасиды сконцентрировали свою атаку, создав брешь. Не сумев прорваться через осаждающую армию, Бойдиц, командующий прорвавшейся частью в частном порядке попытался вести переговоры с халифом, не уведомив об этом свое начальство. Он заключил местное перемирие и покинул свой пост, что позволило арабам воспользоваться преимуществом, войти в город и захватить его. Амориум систематически разрушался, чтобы никогда не вернуть себе былое процветание. Многие из его жителей были убиты, а остальные изгнаны в рабство. Большинство оставшихся в живых были освобождены после перемирия 841 года, но видные официальные лица были доставлены в столицу халифа Самарра и казнены спустя годы после отказа принять ислам, став известным как 42 мученика Амория.

Завоевание Амориума было не только крупной военной катастрофой и тяжелым ударом для Феофила, но и травматическим событием для византийцев, влияние которого нашло отклик в более поздней литературе. Мешок в конечном итоге не изменил баланс сил, который медленно сдвигался в пользу Византии, но он полностью дискредитировал богословское учение иконоборчества, горячо поддержанное Феофилом. Поскольку иконоборчество в значительной степени полагалось на военный успех для его легитимации, падение Амориума решающим образом способствовало его прекращению вскоре после смерти Феофила в 842 году.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Начальные этапы кампании: Анзен и Анкира
  • 3 Осада и падение Амориума
  • 4 Последствия
  • 5 Воздействие
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Предыстория

Автор В 829 году, когда на византийский престол взошел молодой император Феофил, византийцы и арабы продолжали сражаться друг с другом на протяжении почти двух столетий. В это время арабские нападения возобновились и на востоке, где после почти двадцати лет мира из-за гражданской войны Аббасидов халиф аль-Мамун (годы правления 813–833)) предпринял несколько крупномасштабных набегов, причем на западе, где с 827 г. происходило постепенное мусульманское завоевание Сицилии. Феофил был честолюбивым человеком, а также убежденным приверженцем византийского иконоборчества, который запретил изображение божественных фигур и почитание икон. Он стремился укрепить свой режим и поддержать свою религиозную политику путем военного успеха против Аббасидского халифата, главного антагониста Империи.

Изображение бронзовой монеты, стоящего в короне человека, держащего лабарум и крестообразный шар на аверсе, с греко-латинской надписью на реверсе Фоллис нового типа, отчеканенный в больших количествах в честь Феофила победы над арабами ок. 835 г. На аверсе он изображен в триумфальном одеянии, в туфа, а на реверсе - традиционное восклицание: «Феофил Август, ты победишь».

Ищу божественного благоволения и отвечая на заговоры иконофилов против него, Феофил возобновил активное подавление иконофилов и других предполагаемых «еретиков» в июне 833 года, включая массовые аресты и ссылки, избиения и конфискацию имущества. В глазах Византии казалось, что Бог действительно вознаградил это решение: аль-Мамун умер на первых этапах нового крупномасштабного вторжения в Византию, которое должно было стать первым шагом к завоеванию Константинополя., и его брат и преемник ал-Мутасим удалились, чтобы сосредоточиться на внутренних делах, из-за проблем с установлением своей власти и необходимости противостоять продолжающемуся восстанию религиозной секты хуррамитов под Бабак Хоррамдин. Это позволило Феофилу одержать ряд скромных побед в течение следующих нескольких лет, а также укрепить свои силы примерно 14000 хуррамских беженцев под руководством их лидера Насра, который принял крещение христианином и взял имя Феофоб. Успехи императора не были особенно впечатляющими, но, наступив после двух десятилетий поражений и гражданской войны при императорах-иконофилах, Феофил счел правомерным утверждать их как оправдание своей религиозной политики. Следовательно, император начал публично связывать себя с памятью об успешном в военном отношении и фанатичном императоре-иконоборце Константине V (годы правления 741–775) и выпустил новый тип медного фоллиса монета, отчеканенная в огромных количествах, которая изображает его как архетипического победоносного римского императора.

В 837 году Феофил решил - по настоянию находящегося в затруднительном положении Бабака - воспользоваться озабоченностью Халифата подавлением восстания хуррамов и возглавить крупную кампанию против пограничных эмиратов. Он собрал очень большую армию, около 70 000 воинов и в общей сложности 100 000, согласно ат-Табари, и вторгся на арабские территории вокруг верхнего Евфрата почти без сопротивления. Византийцы захватили города и Арсамосата, разорили и разграбили сельскую местность, выкупили несколько городов в обмен на то, что они не нападают на них, и разбили несколько меньших арабских войск. Пока Феофил вернулся домой, чтобы отпраздновать триумф и быть провозглашенным на Константинопольском ипподроме как «несравненный чемпион», беженцы из Созопетры начали прибывать в столицу Мутасима, Самарра. Суд халифа был возмущен жестокостью и наглостью набегов: не только византийцы действовали в открытом сговоре с хуррамскими мятежниками, но и во время разграбления Созопетры, которую некоторые источники называют родиной Мутасима, все заключенные мужского пола были казнили, а остальных продали в рабство, а некоторые плененные женщины были изнасилованы хуррамитами Феофила. Однако поход Феофила не смог спасти Бабака и его последователей, которые в конце 837 г. были изгнаны из своих горных крепостей генералом Афшином. Бабак бежал в Армению, но был предан Аббасидам и умер от пыток.

Когда угроза хуррамов миновала, халиф начал собирать свои силы для репрессивной кампании против Византии. Огромная арабская армия собралась в Тарсе ; согласно наиболее достоверным сведениям, описанным Михаилом Сирийцем, в нем насчитывалось около 80 000 человек, 30 000 слуг и последователей лагеря и 70 000 вьючных животных. Другие авторы приводят гораздо большие числа, от 200 000 до 500 000 согласно ал-Масуди. В отличие от более ранних кампаний, которые не выходили далеко за рамки атаки фортов приграничной зоны, эта экспедиция была предназначена для проникновения вглубь Малой Азии и мести. В частности, предполагаемой наградой был великий город Амориум. Арабские хроники записывают, что Мутасим попросил своих советников назвать «самую недоступную и сильнейшую» византийскую крепость, и они назвали Амориум, где ни один мусульманин не уходил с момента появления ислама. Это око и основа христианского мира. у византийцев он более известен, чем Константинополь ». Согласно византийским источникам, название города халифа было написано на щитах и ​​знаменах своих солдат. Столица могущественной анатолической темы, город был стратегически расположен на западном краю анатолийского плато и контролировал главный южный путь, по которому шли арабские вторжения. В то время Амориум был одним из крупнейших городов Византийской империи, сразу после Константинополя. Он также был местом рождения отца Феофила, Михаила II Аморианина (годы правления 820–829), и, возможно, самого Феофила. Из-за своего стратегического значения город был частой целью нападений арабов в VII и VIII веках, и предшественник Мутасима Мамун, как сообщается, планировал атаковать город, когда он умер в 833 году.

Начальные этапы кампании: Анзен и Анкира

Карта византийской и арабской кампаний в 837–838 годах, показывающая набег Феофила в Верхнюю Месопотамию и ответное вторжение Мутасима в Малую Азию (Анатолия), кульминацией которого стало завоевание Амориума.

Халиф разделил свои силы на две части: отряд из 10 000 турок под командованием Афшина был отправлен на северо-восток, чтобы объединить силы с эмиром Малатья Умар аль-Акта и Армянские войска (Арцруни и Багратуни правители Васпуракана и Тарон соответственно лично участвовали в кампании) и вторгаются в Арменическая тема из перевала Хадат, в то время как основная армия под руководством самого халифа вторгнется в Каппадокию через Киликийский Гат. es. Авангард последнего возглавлял Ашинас, Итах командовал справа, Джафар ибн Динар аль-Хайят левым, и Уджайф ибн Анбаса центр. Эти две силы соединятся в Анкире перед совместным маршем на Амориум. С византийской стороны Феофил вскоре узнал о намерениях халифа и в начале июня выступил из Константинополя. Его армия включала людей из анатолийских и, возможно, европейских тем, элитных тагматских полков, а также хуррамитов. Византийцы ожидали, что арабская армия продвинется на север, к Анкире, пройдя через Киликийские ворота, а затем повернет на юг к Амориуму, но также было возможно, что арабы двинутся прямо через Каппадокийскую равнину к Амориуму. Хотя его генералы советовали эвакуировать город, с намерением свести на нет цель кампании арабов и оставить византийскую армию неделимой, Феофил решил усилить гарнизон города с помощью Этиия, стратега анатоликов, и люди из тагматы Excubitors и Vigla.

Затем Феофил с остальной частью своей армии двинулся, чтобы встать между Киликийскими воротами и Анкирой, лагерем на северном берегу реки Халис, недалеко от одного из крупных речных переходов. Ашинас перешел Киликийские ворота 19 июня, а два дня спустя сам халиф со своей главной армией выступил в поход. Арабское наступление было медленным и осторожным. Стремясь избежать засады и узнать местонахождение императора, Му'тасим запретил Ашинасу слишком глубоко продвигаться в Каппадокию. Ашинас послал множество разведывательных отрядов, чтобы взять пленных, и от них наконец узнал о присутствии Феофила в Галисе, где он ожидал подхода арабов, чтобы дать бой. В то же время примерно в середине июля Феофил узнал о прибытии армии Афшина, насчитывающей около 30 000 человек, на равнину Дазимон. Оставив часть своей армии под присмотром родственника для наблюдения за переходами через Халис, Феофил немедленно отправился с большей частью своей армии, около 40 000 человек, по словам Михаила Сирийца, чтобы противостоять меньшим арабским силам. Мутасим узнал об уходе Феофила из пленных и попытался предупредить Афшина, но император был быстрее и встретил армию Афшина в битве при Анзене на равнине Дазимон 22 июля. Несмотря на первоначальный успех, византийская армия разбилась и рассеялась, а Феофил со своей охраной были окружены и едва сумели прорваться и бежать.

Люди верхом на коне к горе, центральная фигура в золотой кирасе и корона Император Феофил бежит после битвы при Анзене, миниатюра из Мадрид Скилиц рукопись.

Феофил быстро начал перегруппировку своих войск и отправил генерала Теодора Кратера в Анкиру. Кратер обнаружил, что город полностью опустел, и вместо этого получил приказ усилить гарнизон Амориума. Сам Феофил вскоре был вынужден вернуться в Константинополь, где слухи о его смерти в Анзене привели к заговорам с целью провозглашения нового императора. В то же время хуррамиты, собравшиеся вокруг Синопа, взбунтовались и объявили своего упрямого полководца Феофоба императором. К счастью для Империи, Феофоб сохранял пассивную позицию и не предпринимал никаких шагов, чтобы противостоять Феофилу или присоединиться к Мутасиму. Авангард халифа под командованием Ашинаса достиг Анкиры 26 июля. Жители, которые искали убежище в некоторых шахтах поблизости, были обнаружены и взяты в плен после непродолжительной борьбы арабским отрядом под командованием Малика ибн Кайдар ас-Сафади. Византийцы, некоторые из которых были солдатами, бежавшими из Анзена, сообщили арабам о победе Афшина, после чего Малик позволил всем им выйти на свободу. Другие арабские силы прибыли в Анкиру в течение следующих дней, и после разграбления заброшенного города объединенная арабская армия повернула на юг, в сторону Амориума.

Осада и падение Амориума

Арабская армия вошла в три отдельных корпуса: снова Ашинас впереди, халиф посередине и Афшин замыкающий. По мере продвижения грабя сельскую местность, они прибыли к Амориуму через семь дней после своего отъезда из Анкиры и 1 августа начали осаду города. Феофил, желая предотвратить падение города, покинул Константинополь в Дорилайон, а оттуда отправил посольство в Мутасим. Его посланники, прибывшие незадолго до или в первые дни осады, заверили, что зверства в Созопетре были совершены вопреки приказу императора, а также пообещали помочь восстановить город, вернуть всех мусульманских заключенных и заплатить дань. Однако халиф не только отказался вести переговоры с посланниками, но и задержал их в своем лагере, чтобы они могли наблюдать за осадой.

Укрепления города были сильными, с широким рвом и толстой стеной. 44 башнями, согласно современному географу Ибн Хордадбеху. Калиф назначил каждого из своих генералов на участке стены. И у осаждающих, и у осажденных было много осадных машин, и в течение трех дней обе стороны вели ракетный огонь, в то время как арабские саперы пытались подорвать стены. Согласно арабским сообщениям, арабский заключенный, который обратился в христианство, перешел на сторону халифа и сообщил ему об одном месте в стене, которое было сильно повреждено проливными дождями и отремонтировано лишь в спешке и поверхностно из-за халатности городского коменданта. В результате арабы сосредоточили свои усилия на этом участке. Защитники пытались защитить стену, подвесив деревянные балки, чтобы поглотить удары осадных машин, но они раскололись, и через два дня образовалась брешь. Сразу же Аэтий понял, что оборона была скомпрометирована, и решил попытаться ночью прорвать осадную армию и соединиться с Феофилом. Он послал к императору двух гонцов, но оба были схвачены арабами и предстали перед халифом. Оба согласились обратиться в ислам, и Мутасим, дав им богатую награду, выставил их парадом вокруг городских стен на виду у Аэтия и его войск. Чтобы предотвратить любую вылазку, арабы усилили бдительность, поддерживая постоянные кавалерийские патрули даже ночью.

Арабы теперь неоднократно атаковали пролом, но защитники стойко держались. Сначала, по словам ат-Табари, катапульты, укомплектованные четырьмя людьми каждая, были размещены на колесных платформах, и были построены мобильные башни по десять человек в каждой, которые выдвинули к краю рва, который начали заполнять овечьей шкурой (из животных, которых они взяли с собой в пищу), заполненные землей. Однако работа была неравномерной из-за страха солдат перед византийскими катапультами, и Мутасиму пришлось приказать бросить землю на шкуры, чтобы вымостить поверхность до самой стены. Башню толкнули через заполненный ров, но она застряла на полпути, и ее и другие осадные машины пришлось бросить и сжечь. Еще одна атака на следующий день, возглавляемая Ашинасом, не удалась из-за узости бреши, и Мутасим в конце концов приказал выдвинуть еще катапульты, чтобы расширить ее. На следующий день Афшин со своими войсками атаковал брешь, а на следующий день Итах. Византийские защитники постепенно изматывались постоянными нападениями, и примерно через две недели осады (современные писатели интерпретируют эту дату по-разному как 12, 13 или 15 августа) Аэтий отправил посольство при епископе города, предлагая сдать Амориум в обмен на безопасный проход жителей и гарнизона, но Мутасим отказался. Однако византийский полководец Бойдиц, отвечавший за секцию прорыва, решил самостоятельно провести прямые переговоры с халифом, вероятно, намереваясь предать свой пост. Он отправился в лагерь Аббасидов, приказав своим людям отступить до его возвращения. Пока Бойдиц вел переговоры с халифом, арабы подошли ближе к прорыву, по сигналу атаковали и ворвались в город. Захваченное врасплох сопротивление византийцев было спорадическим: некоторые солдаты забаррикадировались в монастыре и были сожжены заживо, в то время как Аэтиос со своими офицерами искал убежища в башне, прежде чем его заставили сдаться.

разграблены и разграблены; согласно арабским данным, продажа добычи продолжалась пять дней. Византийский летописец Феофан Континуат упоминает 70 000 погибших, в то время как араб аль-Масуди записывает 30 000. Уцелевшее население было разделено в рабство между военачальниками, за исключением военных и гражданских лидеров города, которые были зарезервированы в распоряжение халифа. Позволив посланникам Феофилоса вернуться к нему с новостями о падении Амориума, Му'тасим сжег город дотла, и только городские стены сохранились относительно нетронутыми. Среди трофеев были массивные железные двери города, которые аль-Мутасим первоначально перевез в Самарру, где они были установлены у входа в его дворец. Оттуда они были вывезены, вероятно, ближе к концу века, и установлены в Ракке, где они оставались до 964 года, когда правитель Хамданидов Сайф ад-Давла удалил их и включил в ворота Баб аль-Киннасрин в его столице Алеппо.

Последствия

Сразу после разграбления до халифа дошли слухи о том, что Феофил продвигается к напасть на него. Мутасим двинулся со своей армией дневным маршем по дороге в направлении Дорилайона, но не обнаружил никаких признаков византийского нападения. Согласно ат-Табари, Мутасим теперь размышлял о расширении своей кампании для нападения на Константинополь, когда до него дошли новости о заговоре, возглавляемом его племянником аль-Аббасом ибн аль-Мамуном. Мутасим был вынужден прервать свою кампанию и быстро вернуться в свое царство, оставив нетронутыми крепости вокруг Амориума, а также Феофила и его армию в Дорилайоне. Следуя прямым путем из Амориума к Киликийским воротам, армия халифа и его пленники пострадали во время марша через засушливую сельскую местность центральной Анатолии. Некоторые пленники были настолько истощены, что не могли двигаться и были казнены, после чего другие нашли возможность сбежать. В отместку Мутасим, отделив самых выдающихся из них, казнил остальных, около 6000 человек.

Средневековая миниатюра, изображающая пятерых мужчин в длинных туниках, идущих перед сидящим на троне справа Миниатюра из мадридских Скилиц, изображающая посольство турмаршей Базилика в аль-Му ' тасим (сидящий) после падения Амориума.

Теперь Феофил направил к халифу второе посольство во главе с турмаршами из Чарсианона, Василий, неся дары и извиняющееся письмо., и предлагая выкуп за высокопоставленных пленников за 20 000 византийских фунтов (около 6500 кг) золота и освобождение всех арабов, захваченных византийцами. В ответ Мутасим отказался от выкупа, заявив, что одна только экспедиция обошлась ему в более чем 100 000 фунтов стерлингов, и потребовал выдачи Феофоба и прислуги школ, Армянина Мануэля, который несколько лет назад бросил арабскую службу. Византийский посол отказался подчиниться этому и действительно не мог, поскольку Феофоб восстал, а Мануил умер, по некоторым сведениям, от ран, полученных в Анзене. Вместо этого Василий передал второе, гораздо более угрожающее письмо Феофила. Мутасим, разгневанный этим, вернул дары императора.

После разграбления Амориума Феофил обратился за помощью к другим державам против угрозы Аббасидов: к обоим западным императорам были отправлены посольства Людовика Благочестивого (годы правления 813–840) и двора Абд ар-Рахмана II (годы правления 822–852), эмира Кордовы. Византийских послов встретили с почестями, но помощи не последовало. Однако Аббасиды не последовали их успеху. Война между двумя империями продолжалась с набегами и контрнаступлениями в течение нескольких лет, но после нескольких византийских успехов было заключено перемирие и, возможно, также обмен пленными, который исключил высокопоставленных пленников из Амориума. 841. На момент своей смерти в 842 году Мутасим готовил еще одно крупномасштабное вторжение, но большой флот, который он подготовил для штурма Константинополя, погиб во время шторма у мыса Хелидония несколько месяцев спустя.. После смерти Мутасима халифат вступил в длительный период беспорядков, и битва при Мавропотаме в 844 году была последней крупной схваткой между Аббасидами и Византией до 850-х годов.

Среди пленных византийцев. Магнаты Амориума, стратег Аэтий был казнен вскоре после своего захвата, возможно, как предполагает историк Уоррен Тредголд, в отместку на второе письмо Феофила халифу. После многих лет плена и отсутствия надежды на выкуп остальных призвали принять ислам. Когда они отказались, они были казнены в Самарре 6 марта 845 г. и отмечаются в Восточной Православной Церкви как 42 мученика Амория. Несколько историй также возникло вокруг Бойдица и его предательства. Согласно легенде о 42 мучениках, он обратился в ислам, но, тем не менее, был казнен халифом вместе с другими пленными; однако в отличие от других, чьи тела «чудесным образом» плавали в воде реки Тигр, его тело затонуло на дно.

Удар

«Победа, в честь которой Небесные врата открываются, и земля выступает в своей новой одежде... О день битвы при Аммурии, (наши) надежды вернулись от тебя, переполненные сладко-медовым молоком;.. Ты оставили богатства сынов Ислама на подъеме, а многобожие и обитель многобожия пришли в упадок ".

Отрывок (строки 12–14) из Оды Абу Таммама о Завоевании of Amorium.

Разграбление Amorium было одним из самых разрушительных событий в долгой истории арабских набегов на Анатолию. Сообщается, что Феофил заболел вскоре после падения города, и, хотя он выздоровел, его здоровье оставалось в плохом состоянии до его смерти, три года спустя. Позже византийские историки связывают его смерть в возрасте до тридцати лет с его горем по поводу последствий разрушения города, хотя это, скорее всего, легенда. Падение Амориума вдохновило византийцев на несколько легенд и историй, и их можно проследить в сохранившихся литературных произведениях, таких как Песня Армурис или баллада Kastro tis Orias («Замок Прекрасная дева »). С другой стороны, арабы праздновали захват Амориума, который стал предметом знаменитой оды Абу Таммама 20 о покорении Амориума. Вдобавок халифская пропаганда использовала кампанию, чтобы узаконить правление аль-Мутасима и оправдать его последующее убийство своего племянника и законного наследника аль-Мамуна аль-Аббаса.

На самом деле, Военное воздействие кампании на Византию было ограниченным: за пределами гарнизона и населения самого Амориума византийская полевая армия в Анзене, похоже, понесла незначительные потери, а восстание хуррамского корпуса было подавлено без кровопролития в следующем году, и его солдаты реинтегрировались в Византийская армия. Анкира была быстро перестроена и вновь заселена, как и сам Амориум, хотя он так и не восстановил былую славу, и место анатолической темы на время было перенесено в Полибот. По оценке Уоррена Тредголда, поражения имперской армии при Анзене и Амориуме были в значительной степени результатом обстоятельств, а не фактической неспособности или несоответствия. Вдобавок византийская кампания пострадала из-за самоуверенности Феофила, как в его готовности разделить свои силы перед лицом большего числа арабов, так и в его чрезмерной зависимости от хуррамитов. Тем не менее, поражение побудило Феофила предпринять серьезную реорганизацию своей армии, которая включала создание новых пограничных командований и рассредоточение хуррамских войск среди местных войск Темы.

Самый долгосрочный и Однако долговременный результат падения Амориума был скорее в религиозной, чем в военной сфере. Иконоборчество должно было принести божественное благоволение и обеспечить военную победу, но ни слабость армии, ни известное предательство Бойдица не могли умалить того факта, что это было «унизительное бедствие, сопоставимое с худшими поражениями любого императора-иконофила» (Уиттоу), что сопоставимо в недавней памяти только сокрушительное поражение, которое потерпел Никифор I (годы правления 802–811) при Плиске. Как пишет Уоррен Тредголд, «результат не совсем доказал, что иконоборчество ошибалось... но оно действительно лишило иконоборцев на все времена их самого убедительного аргумента для нерешительных, что иконоборчество побеждает в битвах». Спустя чуть более года после смерти Феофила, 11 марта 843 г., синод восстановил почитание икон, и иконоборчество было объявлено еретическим.

Примечания

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

Координаты : 39 ° 01′14 ″ с.ш. 31 ° 17'21 ″ E / 39,020439 ° N, 31,289145 ° E / 39,020439; 31.289145

Последняя правка сделана 2021-06-06 05:52:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте