Saab 91 Safir | |
---|---|
Saab 91C ВВС Швеции | |
Роль | Инструктор |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Saab |
Конструктор | AJ Andersson |
Первый полет | 20 ноября 1945 г. |
Основной пользователь | ВВС Швеции |
Произведено | 1946–1966 |
Построено | 323 |
Saab 91 Safir (шведский: «сапфир ») является трехместным (91A, B, B-2) или четырехместным (91C, D) одноместным двигателем обучающим самолетом. Safir был построен Saab AB в Линчёпинге, Швеция (203 самолета) и в Дордрехте, Нидерланды (120 самолетов).
Разработка Safir началась в 1944 году как часть плана по компенсации сокращения заказов на военные самолеты, когда Вторая мировая война наконец закончилась. Были запланированы три крупные гражданские программы: авиалайнер Type 90 Scandia, легкий самолет Type 91 Safir и легковой автомобиль Saab 92. Safir был разработан Андерсом Дж. Андерссоном, который ранее работал в Bücker, где он спроектировал цельнодеревянный Bücker Bü 181 "Bestmann". Таким образом, Safir разделяет многие черты концептуального дизайна с Bestmann. Он имел в основном металлическую конструкцию, хотя и имел обтянутые тканью поверхности управления. Развитие замедлилось из-за необходимости сконцентрироваться на более неотложных военных делах и из-за забастовки у поставщиков. Первый полет Safir состоялся 20 ноября 1945 года.
В то время как прототип был впервые оснащен четырехцилиндровым цилиндром de Havilland Gipsy Major IC мощностью 130 л.с. (97 кВт) Первоначальная производственная модель Saab 91A использовала поршневой двигатель Gipsy Major 10. Gipsy Major 10. Двигатель Gipsy Safir считался недостаточно мощным для военных заказчиков, и в результате Gipsy был заменен шестицилиндровым Lycoming O-435A мощностью 190 л.с. (140 кВт), с измененным двигателем Saab 91B, вылетевший 18 января 1949 года. Saab 91C, первый полет в сентябре 1953 года, сохранил двигатель O-435. но имеет измененную четырехместную кабину. 91D заменил O-435 более легким четырехцилиндровым двигателем Lycoming O-360-A1A мощностью 180 л.с. (130 кВт).
А также его основная роль в качестве инструктора / туристический самолет Safir также использовался в качестве аэродинамического испытательного стенда. Первый прототип использовался в качестве платформы для испытаний на малых скоростях стреловидного крыла для реактивного истребителя Saab 29, а позже был модифицирован для испытаний крыла для истребителя Saab 32 Lansen. Кроме того, один бывший шведский самолет был продан Японии, претерпев ряд модификаций для испытания устройств большой подъемной силы для летающей лодки Shin Meiwa PS-1.
Производство Saab 91A началось в 1946 году, но продажи были медленными из-за большого количества дешевых бывших военных тренажеров, выставленных на продажу после окончания Второй мировой войны. Основными пользователями 91A были ВВС Швеции и Эфиопии. В 1951 году Швеция заказала 74 учебно-тренировочных агрегата 91B, чтобы заменить оставшиеся модели Bestmanns, но Saab была занята производством истребителей J29 Tunnan, поэтому производство Saab 91B было передано голландской компании De Schelde на их Dordrecht завод. Де Шедле продолжал строить Safir до 1955 года, выполнив в общей сложности 120 Saab 91B и 91C.
Saab возобновил производство Safir на своем Linköping в 1954 году, построив 25 Saab 91B-2 для Норвегия, 30 Saab 91C, все для военных клиентов, и 99 Saab 91D. Производство продолжалось до 1966 года, когда был завершен последний Safir, Saab 91C для Эфиопии. Всего было произведено 323 самолета, включая прототип.
Safir использовался шведскими, норвежскими, финскими, австрийскими, тунисскими и эфиопскими военно-воздушными силами в качестве учебно-тренировочного самолета. используется Японским оборонным агентством в качестве испытательной платформы STOL. Этот тип оставался на вооружении Норвегии и Финляндии до конца 1980-х, а в Австрии до 1992 года. Хотя в 1971 году в Швеции он был заменен в качестве учебно-тренировочного на Scottish Aviation Bulldog, он продолжал использоваться в качестве самолета связи.
Основными гражданскими пользователями были Air France, Lufthansa и голландская Rijksluchtvaartschool (RLS) на Аэропорт Гронингена Элде, недалеко от Гронингена.
Во время разработки Saab 29 первоначальный прототип Saab 91 был модифицирован уменьшенной версией стреловидных крыльев Saab 29; этот самолет получил обозначение Saab 201 Experimental Aircraft . Этот же планер позже был оснащен крыльями, разработанными для Saab 32 Lansen ; это было обозначено Saab 202 .
Единственный Saab 91 Safir был изменен как Saab X1G для исследований в Японии.
Данные Jane's All the World's Aircraft 1958-59, Safir in the Air
Общие характеристики
Рабочие характеристики
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Викискладе есть материалы, связанные с Saab 91. |