Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений | |
---|---|
Президенты Джордж Буш и Михаил Горбачев подписывают СНВ, 31 июля 1991 г. | |
Тип | Стратегическое ядерное разоружение |
Составлен | 29 июня 1982 г. - июнь 1991 г. |
Подписан | 31 июля 1991 г. |
Место нахождения | Москва, РСФСР, Советский Союз |
Действует | 5 декабря 1994 г. |
Условие | Ратификация обеими сторонами |
Истечение срока | 5 декабря 2009 г. |
Подписавшие стороны | Джордж Буш. Михаил Горбачев |
Партии | США. Советский Союз |
Языки | Русский, английский |
СНВ I (Сокращение стратегических вооружений Договор ) был двусторонним договором между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик (СССР). о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Договор был подписан 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Договор запрещал подписавшим его сторонам размещать более 6000 ядерных боеголовок на в общей сложности 1600 межконтинентальных баллистических ракетах (межконтинентальные баллистические ракеты ) и бомбардировщики. СНВ заключил самый крупный и сложный договор о контроле над вооружениями в истории, и его окончательное выполнение в конце 2001 года привело к удалению около 80 процентов всего стратегического ядерного оружия, существовавшего на тот момент. Предложенный президентом Соединенных Штатов Рональдом Рейганом, он был переименован в СНВ-1 после того, как начались переговоры по второму договору СНВ.
Срок действия договора СНВ-1 истек 5 декабря 2009 г. 8 апреля 2010 г. замещающий новый договор СНВ был подписан в Праге президентом США Бараком Обамой и президентом России. Дмитрий Медведев. После ратификации США Сенат и Федеральное собрание России, он вступил в силу 26 января 2011 года. Этот Договор был первым, предусматривавшим колоссальные сокращения американского и советского / российского стратегического ядерного оружия.
Предложение о СНВ было впервые объявлено президентом США Рональдом Рейганом в вступительной речи по адресу: его альма-матер, Эврика-колледж 9 мая 1982 года, представленная президентом Рейганом в Женеве 29 июня 1982 года. Рейган предложил резкое сокращение стратегических сил в два этапа, на которые он ссылался как СОЛЬ III в то время. На первом этапе общее количество боеголовок любого типа сократится до 5000, с дополнительным лимитом 2500 на межконтинентальных баллистических ракетах. Кроме того, будет разрешено в общей сложности 850 межконтинентальных баллистических ракет, с ограничением в 110 ракет "тяжелого броска", таких как SS-18, с дополнительными ограничениями на общий "забрасываемый вес" ракет. На втором этапе были введены аналогичные ограничения для тяжелых бомбардировщиков и их боеголовок, а также для других стратегических систем.
В то время США лидировали в области стратегических бомбардировщиков. Силы США B-52, хотя и были в возрасте, представляли реальную стратегическую угрозу, но начиная с 1982 г. были оснащены только крылатыми ракетами AGM-86 из-за улучшений советской ПВО в начало 1980-х. США также начали внедрять новый квазистелс-бомбардировщик B-1B Lancer и тайно разрабатывали проект бомбардировщика Advanced Technology Bomber (ATB), который в конечном итоге привел к созданию B-2 Spirit <18.>Стелс-бомбардировщик. С другой стороны, войска СССР представляли небольшую угрозу для США, поскольку им было поручено почти полностью атаковать американские конвои в Атлантике и наносить удары по целям на суше в Евразии. Хотя у СССР было 1200 средних и тяжелых бомбардировщиков, только 150 из них (Туполев Ту-95 и Мясищев М-4 ) могли достичь Северной Америки (последняя только с дозаправкой в полете.). Они также столкнулись с трудными проблемами при проникновении в более мелкое и менее защищенное воздушное пространство США. Наличие слишком малого количества доступных бомбардировщиков по сравнению с количеством бомбардировщиков США было нивелировано тем, что американским силам приходилось вторгаться в гораздо более крупное и более тяжелое защищенное советское воздушное пространство. Ситуация изменилась с появлением в 1984 году новых бомбардировщиков Ту-95 МС и Ту-160, оснащенных первыми советскими крылатыми ракетами АС-15. Ограничивая поэтапный ввод, как было предложено, США на какое-то время получат стратегическое преимущество.
Как писал в то время журнал Time, «при ограничениях Рейгана США пришлось бы производить значительно меньшую корректировку своих стратегических сил, чем Советскому Союзу. это предложение почти наверняка побудит Советы обвинить его в несправедливости и односторонности. Без сомнения, некоторые американские сторонники контроля над вооружениями согласятся, обвиняя администрацию в том, что она сделала Кремлю предложение, которое она не может принять - обманчиво равноправное предложение. преднамеренно не подлежащее обсуждению предложение, которое является частью того, что некоторые подозревают, является секретной программой сторонников жесткой линии саботажа разоружения с тем, чтобы США могли продолжить дело перевооружения ". Тем не менее, Time указал, что «чудовищные межконтинентальные баллистические ракеты Советов дали им почти 3: 1 преимущество над США в« бросающем весе »- совокупной способности« бросать »мегатонны смерти и разрушения в другую страну.. "
Три института провели исследования в отношении сметных затрат, которые правительство США должно будет заплатить для реализации СНВ-1, включая Бюджетное управление Конгресса (CBO), Комитет по международным отношениям (SFRC) и Институт оборонного анализа (IDA). Что касается оценок CBO, предполагалось, что затраты на полную реализацию будут состоять из единовременных затрат в размере 410–1 830 миллионов долларов США и постоянных годовых затрат в размере 100–390 миллионов долларов США. По оценке SFRC, единовременные расходы составят 200–1 000 миллионов долларов, а общие затраты на инспекцию за 15-летний период действия договора составят 1 250–2050 миллионов долларов. Наконец, IDA оценило только затраты на проверку, которые, по их утверждению, составили около 760 миллионов долларов.
В дополнение к затратам на выполнение договора Соединенные Штаты также платили помощь бывшему Советскому Союзу. Союзные республики в рамках программы Совместного уменьшения угрозы (Программа Нанна-Лугара). Эта программа добавила 591 миллион долларов к затратам на реализацию программы СНВ-1 в бывшем Советском Союзе, что почти вдвое превысило бы стоимость программы для Соединенных Штатов.
После реализации договора бывший Советский Союз Запасы ядерного оружия Союза упадут с 12000 до 3500 единиц. Соединенные Штаты также сэкономили бы деньги, поскольку им не нужно было бы заботиться о содержании и инновациях в отношении своих собственных ядерных сил. По оценкам CBO, общая экономия составит 46 миллиардов долларов за первые пять лет действия договора и около 130 миллиардов долларов до 2010 года. Это примерно в 20 раз окупит затраты на реализацию договора.
Другой риск, связанный с СНВ, - это невыполнение обязательств со стороны России. Комитет по обороне Сената выразил обеспокоенность тем, что Россия может тайно производить ракеты, давать ложные цифры относительно количества боеголовок и контролировать крылатые ракеты. Оценка этих ситуаций Объединенным комитетом начальников штабов определила, что риск существенного нарушения договора находится в допустимых пределах. Другой риск - это способность России вести шпионаж во время инспекции баз и военных объектов США. Риск этого также был определен оценкой как приемлемый фактор.
Учитывая потенциальную экономию от реализации СНВ-1 и относительно низкий фактор риска, Рональд Рейган и правительство Соединенных Штатов сочли это разумный план действий по достижению цели разоружения.
Переговоры по СНВ-1 начались в мае 1982 года, хотя продолжение переговоров по процессу СНВ откладывалось несколько раз, потому что догорбачевские советские правители считали условия соглашения с США не подлежащими обсуждению. Введение президентом Рейганом программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ) в 1983 году было воспринято Советским Союзом как угроза, и Советский Союз отказался от определения графика дальнейших переговоров. Однако в январе 1985 года госсекретарь США Джордж Шульц и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко обсудили формулу стратегии переговоров, состоящей из трех частей, которая включала войска средней дальности, стратегическую оборону и противоракетная оборона. Во время саммита в Рейкьявике между президентами Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в октябре 1986 года переговоры по реализации программы СНВ были ускорены. Переговоры повернулись к сокращению стратегических вооружений, когда в декабре 1987 года был подписан Договор о ракетах средней и меньшей дальности. Несмотря на это, в 80-е годы продолжалась драматическая гонка ядерных вооружений, которая по сути закончилась. в 1991 г. сохранением ядерного паритета на уровне более десяти тысяч стратегических боеголовок с обеих сторон.
Режимы проверки в договорах по контролю над вооружениями содержат множество инструментов, которые позволяют им привлекать Стороны к ответственности за их действия и нарушения их договорных соглашений. Положения Договора о СНВ по проверке были самыми сложными и требовательными из всех соглашений в то время, поскольку они предусматривали двенадцать различных типов инспекций. Между Сторонами стали требоваться обмены данными и заявления, которые включали точные количества, технические характеристики, местонахождение, перемещения и статус всех наступательных ядерных угроз. Национальные технические средства проверки (NTM) предоставляют защищенные спутники и другие системы сбора информации, контролируемые проверяющей стороной, поскольку они помогают проверять соблюдение международных договоров. Положение о Международных технических средствах проверки защищает многосторонние технические системы, указанные в других договорах. Были приняты совместные меры для облегчения проверки со стороны НТМ, которые включали отображение предметов на виду, а не укрытие от обнаружения. Положения о новых инспекциях на местах (OSI) и непрерывном мониторинге периметра и портала (PPCM) помогли сохранить целостность Договора, обеспечив систему регулирования, укомплектованную постоянным представителем проверяющей стороны. Кроме того, теперь требуется доступ к телеметрии летных испытаний баллистических ракет, включая обмен магнитными лентами и запрет на шифрование и инкапсуляцию с обеих сторон.
Переговоры, которые привело к подписанию этого Договора, начатого в мае 1982 года. В ноябре 1983 года Советский Союз "прекратил" связь с Соединенными Штатами после того, как американские ракеты средней дальности были размещены в Европе. В январе 1985 г. США Государственный секретарь Джордж Шульц и министр иностранных дел СССР Андрей Громыко согласовали план, состоящий из трех частей, который включал стратегическое оружие, ракеты промежуточного уровня и противоракетную оборону, которая привлекла большое внимание на саммите в Рейкьявике между Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым и в конечном итоге привела к подписанию Договора о ракетах средней и меньшей дальности в декабре 1987 года. Разговоры о всеобъемлющем стратегическом сокращение вооружений продолжалось, и Договор о СНВ был официально подписан президентом США Джорджем Х.В. Буша и генерального секретаря СССР Михаила Горбачева 31 июля 1991 года.
триста шестьдесят пять B -52 были доставлены в Аэрокосмический центр технического обслуживания и восстановления на авиабазе Дэвис-Монтан в Аризоне. Бомбардировщики были лишены всех пригодных к использованию частей, а затем разрублены на пять частей стальным лезвием весом 13000 фунтов, сброшенным с крана. гильотина разрезала четыре раза по каждой плоскости, разрубив крылья и оставив фюзеляж на три части. Рассеченные В-52 оставались на месте в течение трех месяцев, чтобы российские спутники могли подтвердить, что бомбардировщики были уничтожены, после чего они были проданы на металлолом.
Это остается в силе между США и Россией, Беларусью, Казахстан и Украина. Последние три стали государствами, не обладающими ядерным оружием, в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года (ДНЯО), как они обязались сделать в соответствии с Лиссабонским протоколом (Протокол к Договору между Соединенными Штатами). Государства Америки и Союз Советских Социалистических Республик о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений) после обретения независимости в результате распада Советского Союза.
Беларусь, Казахстан и Украина утилизировали все свое ядерное оружие или передали его России, в то время как США и Россия снизили вместимость средств доставки до 1600 каждый, с не более чем 6000 боеголовок.
Отчет США Государственный департамент под названием «Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространением и разоружением», опубликованный 28 июля 2010 года, заявил, что Россия не полностью соблюдала договор, когда срок его действия истек 5 декабря 2009 года. d не указывает конкретно проблемы соблюдения Россией.
Один инцидент, который произошел в отношении нарушения Россией договора СНВ-1, произошел в 1994 году. Об этом сообщил ACDA директор Джон Холум в показаниях Конгресса о том, что Россия преобразовала свою SS-19 межконтинентальную баллистическую ракету в ракету-носитель без уведомления соответствующих сторон. Россия оправдала этот инцидент, заявив, что ей не нужно было соблюдать все правила СНВ в отношении ракет, которые были воссозданы в космических ракетах-носителях. Сообщается, что в дополнение к SS-19 Россия также использовала ракеты SS-25 для сборки космических ракет-носителей. Проблема, с которой столкнулись США, заключалась в том, что у них не было точных данных о количестве и местонахождении российских межконтинентальных баллистических ракет с этими нарушениями. Спор был позже разрешен в 1995 году.
СНВ-1 истек 5 декабря 2009 года. Обе стороны согласились продолжать соблюдать условия договора до достижения нового соглашения. Есть предложения о продлении и расширении договора, поддержанные США. Президент Барак Обама., директор Института США и Канады, сказал: «Обама поддерживает резкие сокращения ядерных арсеналов, и я считаю, что Россия и США могут подписать летом или осенью 2009 года новый договор, который заменит СНВ-1». Он добавил, что новая сделка состоится только в том случае, если Вашингтон откажется от планов размещения элементов противоракетного щита в Центральной Европе. Он выразил готовность «сделать новые шаги в сфере разоружения», однако сказал, что они ждут, когда США откажутся от попыток «окружить Россию кольцом противоракетной обороны». Речь идет о размещении десяти ракет-перехватчиков в Польше, а также сопутствующего радара в Чехии.
Президент России Дмитрий Медведев., сказал на следующий день после выборов в США в своем первом обращении к нации, что Россия перейдет к развертыванию ракетных комплексов малой дальности Искандер в западном эксклаве Калининград «нейтрализовать при необходимости систему противоракетной обороны в Европе». Россия настаивает на том, что любое движение к новому СНВ должно быть юридически обязывающим документом, и поэтому должна установить более низкие потолки для количества ядерных боеголовок и средств их доставки.
17 марта 2009 г. президент России Дмитрий Медведев дал понять, что Россия начнет «масштабное» перевооружение и обновление ядерного арсенала России. Президент Медведев обвинил НАТО в том, что она продвигается вперед с расширением у границ России, и приказал начать это перевооружение в 2011 году с усилением армейского, военно-морского и ядерного потенциала. Кроме того, глава ракетных войск стратегического назначения России Николай Соловцов сообщил информационным агентствам, что Россия приступит к развертыванию своих ракет следующего поколения РС-24 после истечения 5 декабря срока действия договора СНВ-1 с США.. Россия надеется изменить договор СНВ-1 новой договоренностью. Обострение напряженности происходит несмотря на потепление отношений между США и Россией за два года с момента вступления в должность президента США Барака Обамы.
4 мая 2009 года Соединенные Штаты и Россия начали процесс пересмотра условий СНВ, а также учет ядерных боеголовок и средств их доставки при заключении нового соглашения. Отложив в сторону проблемные вопросы между двумя странами, обе стороны договорились о дальнейшем сокращении количества развернутых боеголовок примерно до 1000-1500 каждая. Соединенные Штаты заявили, что они открыты для предложения России использовать радар в Азербайджане, а не в Восточной Европе для предлагаемой ракетной системы. Администрация Буша настаивала на том, что система обороны Восточной Европы была предназначена для сдерживания Ирана, в то время как Кремль опасался, что она может быть использована против России. Гибкость обеих сторон в поиске компромиссов в настоящее время приведет к новому этапу сокращения вооружений в будущем.
«Совместное понимание для последующего соглашения по СНВ-1» было подписано президентами Бараком Обамой и Дмитрий Медведев в Москве 6 июля 2009 года. Это сократит количество развернутых боеголовок с каждой стороны до 1500–1675 на 500–1100 систем доставки. Новый договор должен был быть подписан до истечения срока действия СНВ-1 в декабре 2009 года, а его сокращения должны быть достигнуты в течение семи лет. После многомесячных переговоров президенты Обама и Медведев подписали новый договор Меры по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в Праге, Чешской Республике. 8 апреля 2010 г.
Новый Договор СНВ наложил еще больше ограничений на Соединенные Штаты и Россию, что привело к сокращению их стратегических вооружений в течение семи лет с момента его вступления в полная сила. Новый Договор, состоящий из трех уровней, сосредоточен на самом Договоре, Протоколе, который содержит дополнительные права и обязанности в отношении положений Договора, и Технических приложениях к протоколу.
Эти ограничения были основаны на строгом анализе, проведенном Департаментом Специалисты по оборонному планированию в поддержку Обзора ядерной политики 2010 г. Эти совокупные ограничения включают в себя 1550 ядерных боеголовок, включая боеголовки развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР ), боеголовки развернутых баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ ) и даже любого развернутого тяжелого бомбардировщика. оборудован для ядерных вооружений. Это на 74% меньше предела, установленного ранее в Договоре 1991 г., и на 30% меньше предельного значения Московского договора 2002 г.. Обе стороны также будут ограничены в общей сложности 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками межконтинентальных баллистических ракет, пусковыми установками БРПЛ и тяжелыми бомбардировщиками, оснащенными ядерным вооружением. Также существует отдельный лимит в 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых БРПЛ и развернутых тяжелых бомбардировщиков, оборудованных для ядерных вооружений, что составляет менее половины соответствующего лимита для стратегических средств доставки ядерного оружия, установленного в предыдущем Договоре. Хотя эти новые ограничения были установлены, новый Договор не содержит каких-либо ограничений в отношении испытаний, разработки или развертывания текущих или планируемых программ противоракетной обороны США и возможностей обычных ударов малой дальности.
Продолжительность действия Новый договор составляет десять лет и может быть продлен на срок не более пяти лет за один раз. Он включает стандартную оговорку о выходе, как и большинство соглашений о контроле над вооружениями. Московский договор 2002 г. был заменен последующим Договором.
Дата | Развернутые межконтинентальные баллистические ракеты и связанные с ними пусковые установки, развернутые БРПЛ и связанные с ними пусковые установки, а также развернутые тяжелые бомбардировщики | Боеголовки, относящиеся к развернутым МБР, развернутым БРПЛ и развернутым тяжелым бомбардировщикам | Боеголовки, относящиеся к развернутым МБР и развернутым БРПЛ | Забрасываемый вес развернутых МБР и развернутых БРПЛ (Мт) |
---|---|---|---|---|
1 Июль 2009 г. | 809 | 3,897 | 3,289 | 2,297,0 |
1 января 2009 г. | 814 | 3,909 | 3239 | 2301,8 |
1 января 2008 года | 952 | 4147 | 3515 | 2373,5 |
1 сентября 1990 г. (СССР) | 2,500 | 10,271 | 9,416 | 6,626,3 |
Дата | Депло МБР и связанные с ними пусковые установки, развернутые БРПЛ и связанные с ними пусковые установки и развернутые тяжелые бомбардировщики | Боеголовки, относящиеся к развернутым межконтинентальным баллистическим ракетам, развернутым БРПЛ и развернутым тяжелым бомбардировщикам | Боеголовки, относящиеся к развернутым МБР БРПЛ | Забрасываемая масса развернутых МБР и развернутых БРПЛ (МТ) |
---|---|---|---|---|
1 июля 2009 г. | 1,188 | 5,916 | 4,864 | 1857,3 |
1 января 2009 г. | 1,198 | 5,576 | 4514 | 1717,3 |
1 января 2008 г. | 1,225 | 5,914 | 4,816 | 1826,1 |
1 сентября 1990 г. | 2,246 | 10,563 | 8,210 | 2361,3 |