SS Cap Arcona

редактировать
Немецкий океанский лайнер

Cap Arcona 1.JPG Cap Arcona в 1927 году
История
Германия
Имя:Cap Arcona
Тезка:Cape Arkona
Оператор:Hamburg Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft
Маршрут:Гамбург - Буэнос-Айрес
Строитель:Blohm + Voss, Гамбург
Номер верфи:476
Заложен:21 июля 1926 г.
Запущен :14 мая 1927 года
Первое плавание:29 октября 1927 года
Порт приписки:Гамбург
Идентификация:
Псевдоним (ы):
  • Королева Южной Атлантики
  • Плавучий дворец
Судьба:Требуется для Кригсмарине в 1940 г.
нацистская Германия
Имя:Кап Аркона
Оператор:Кригсмарине
Приобретено:29 ноября 1940 г.
Не используется:1940 - 14 апреля 1945 г.
Судьба:Потоплен воздушной атакой 3 мая 1945 года. Обломки разобраны в 1949 году.
Общие характеристики
Класс и тип:океанский лайнер
Вместимость:
  • 27,561 GRT
  • вместимость под палубой 17,665
  • 15,011 NRT
Длина :205,90 м (675 футов 6 дюймов) общая
Ширина :25,78 м (84 футов 7 дюймов)
Глубина :8,67 м (28 футов 5 дюймов)
Глубина:14,30 м (46 футов 11 дюймов)
Деки:5
Установленная мощность:23,672 шп (17,652 kW )
Двигательная установка :восемь паровых турбин, два гребных винта
Скорость:Обслуживание: 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч)
Диапазон:11,110 морских миль (20580 км; 12790 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 миль / ч)
Лодки и посадка. количество судов:26 спасательных шлюпок
Вместимость:
  • С 1927 года: 575 1-го класса, 275 2-го класса, 465 в общежитиях; всего 1315
  • С 1937 г.: всего 850
Экипаж:475
Датчики и. системы обработки:

Cap Arcona, названный в честь Мыс Аркона на острове Рюген, был большим немецким океанским лайнером и флагманом Hamburg Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft («Линия Гамбург - Южная Америка»). Свой первый рейс он совершил 29 октября 1927 года, перевозя пассажиров и грузы между Германией и восточным побережьем Южной Америки, и в свое время был самым большим и быстрым кораблем на маршруте.

В 1940 году Кригсмарине реквизировала ее как жилое судно. В 1942 г. она послужила декорациями для немецкого пропагандистского художественного фильма Титаник. В 1945 году она эвакуировала почти 26000 немецких солдат и гражданских лиц из Восточной Пруссии, прежде чем наступление Красной армии.

Cap Arcona окончательно использовалось в качестве тюремного корабля. В мае 1945 года она была сильно загружена заключенными из нацистских концлагерей, когда Королевские военно-воздушные силы (пилоты, не знающие природы пассажиров) бомбили ее, убив около 5000 человек; и более 2000 раненых в результате потопления сопровождающих судов тюремного флота, Deutschland и Thielbek. Это был один из крупнейших единичных инцидентов , погибших на море во время Второй мировой войны.

Содержание

  • 1 Строительство и оборудование
  • 2 Служба мирного времени
  • 3 Корабль для ночлега
  • 4 Эвакуация Восточная Пруссия
  • 5 Концентрационный корабль
  • 6 Локации
  • 7 Тонет
    • 7.1 Выжившие известные люди
    • 7.2 Памятники и мемориалы
  • 8 В массовой культуре
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Пояснительные примечания
    • 10.2 Ссылки
    • 10.3 Общие источники
      • 10.3.1 На английском языке
      • 10.3.2 Неанглийские источники
  • 11 Внешние ссылки

Строительство и оборудование

Blohm + Восс в Гамбурге построил Cap Arcona, спустив на воду и завершив ее в 1927 году. Она была 27,561 GRT, 205,90 м (675 футов 6 дюймов) в целом и балка длиной 25,78 м (84 футов 7 дюймов).

Она приводилась в движение восемью паровыми турбинами, одинарными редукторами и двумя гребными винтами валы. У нее было три воронки, и в число удобств для пассажиров входил полноразмерный теннисный корт за третьей воронкой. На корабле было не менее 26 спасательных шлюпок, большинство из которых были установлены в два яруса (см. Изображение).

Cap Arcona располагала современным оборудованием для навигации и связи. Он был оборудован для подводной сигнализации, что позволяло судну слышать акустические сигналы от средств навигации. У нее также было беспроводное пеленгаторное оборудование, а с 1934 года у нее было эхолотное устройство и гирокомпас.

Служба мирного времени

Cap Arcona вступила в строй в 1927 году, начав свой первый рейс по маршруту Hamburg Süd в Буэнос-Айрес 29 октября. Она присоединилась к более старому лайнеру Cap Polonio на маршруте, который был флагманом Hamburg Süd до завершения строительства Cap Arcona. Cap Polonio был заложен в 1931 году и списан в 1935 году, оставив Cap Arcona единственным престижным судном Hamburg Süd на своем южноамериканском маршруте.

6 октября 1932 г. Cap Arcona столкнулся с французским сухогрузом в Северном море у берега. Аген был выброшен на берег, но позже был снят с мели и отправлен в Гамбург, Германия.

Жилой корабль

В 1940 году Kriegsmarine (ВМС Германии) реквизировали Cap Arcona, покрасил ее в серый цвет и использовал в Балтийском море в качестве жилого корабля в Готенхафене (ранее Гдыня, Польша).

В 1942 году Cap Arcona использовался в качестве замены для RMS Titanic, чтобы обеспечить внешние места для съемок нацистской киноверсии катастрофы в гавань Готенхафен. Постановка была завершена, хотя первый директор, Герберт Селпин, был арестован за пренебрежительные замечания, сделанные им в адрес моряков Кригсмарине. Его последующий саморазрушительный допрос министром пропаганды Йозефом Геббельсом почти решил его судьбу. На следующий день он был найден повешенным в камере за подтяжки.

Удостоверение личности, кепка bevo и письмо военнопленного, использованные бывшим членом экипажа корабля SS Cap Ancona.

Эвакуация из Восточной Пруссии

31 января 1945 года Кригсмарине повторно активировала ее на Операция «Ганнибал», в ходе которой она использовалась для перевозки 25795 немецких солдат и гражданских лиц из Восточной Пруссии в более безопасные районы западной Германии. К настоящему времени эти походы стали очень опасными из-за мин и подводных лодок ВМФ. 30 января Вильгельм Густлов, на борту которого находилось 10 582 пассажира и экипаж, был торпедирован советской подводной лодкой С-13 и затонул за 40 минут. По оценкам, 9400 человек погибли. Рано утром 11 февраля та же субмарина торпедировала 14 666 GRT генерала фон Штойбена на пути в Копенгаген с ранеными и прикованными к постели солдатами и гражданскими лицами. пассажиров, погибло более 4000 человек. 20 февраля капитан Cap Arcona, Йоханнес Герц, застрелился в своей каюте во время стоянки в Копенгагене, вместо того, чтобы снова отправиться в Готенхафен.

30 марта 1945 года Cap Arcona завершила свой третий и последний рейс между Гдыней. и Копенгаген, перевозивший 9000 солдат и беженцев. Однако ее турбины полностью изношены. Их можно было только частично отремонтировать, и дни ее дальних путешествий закончились. Она была списана, возвращена ее владельцам Гамбург-Зюд и приказана из гавани Копенгагена в залив Нойштадт.

Концентрационное судно

В марте и апреле 1945 г. заключенных концлагерей из скандинавских стран переправляли со всего Рейха в концлагерь Нойенгамме недалеко от Гамбурга, в рамках программы Белый автобус, координируемой Шведским Красным Крестом - с заключенными других национальностей, перемещенными, чтобы освободить место для них. В конце концов Гиммлер согласился с тем, что этих скандинавов и некоторых других, считавшихся менее опасными для Германии, можно перевезти через Данию на свободу в Швецию. Затем с 16 по 28 апреля 1945 года Нойенгамме систематически освобождался от всех оставшихся заключенных вместе с другими группами узников концлагерей и советскими военнопленными; с намерением переселить их в новый секретный лагерь либо на балтийском острове Фемарн ; или в Mysen в Норвегии, где были предприняты приготовления для размещения их под контролем охранников концлагерей, эвакуированных из Заксенхаузен. Тем временем они должны были быть скрыты от наступающих британских и канадских войск; и для этой цели СС собрали тюремную флотилию списанных судов в Любекском заливе, состоящую из лайнеров Cap Arcona и Deutschland, грузового судна Тильбек, и запуск двигателя [de ]. Поскольку двигатели рулевого управления не использовались в Тильбеке, а турбины не использовались в Кап-Арконе, Афины использовались для перевозки заключенных из Любека на большие корабли и между судами; они были заперты под палубами и в трюмах, им не давали еды и медицинской помощи.

30 апреля 1945 года два шведских корабля Magdalena и Lillie Matthiessen, ранее использовавшиеся в качестве вспомогательных судов для эвакуации Белого автобуса, совершили последний спасательный рейс в Любек и обратно. Среди спасенных заключенных были переведены из тюремной флотилии. Вечером 2 мая 1945 года еще больше заключенных, в основном женщин и детей из лагерей Штуттгоф и Миттельбау-Дора, были погружены на баржи и доставлены на стоящие на якоре суда; хотя, поскольку «Кап Аркона» отказался принимать новых пленных, более восьмисот человек были возвращены на пляж в Нойштадте утром 3 мая, где около пятисот человек были убиты на своих баржах из пулеметов или забиты до смерти на берегу моря.

Приказ о переводе заключенных на тюремные корабли пришел от гауляйтера Карла Кауфмана в Гамбурге. Марк Буггельн оспорил последующее утверждение Кауфманна о том, что он действовал по приказу штаб-квартиры СС в Берлине, утверждая, что это решение на самом деле было результатом политического и делового давления со стороны ведущих промышленников в Гамбурге, которые уже на этом этапе вместе с Кауфманном составляли заговор, чтобы передать город передан британским войскам, незащищенным и невредимым, и которые, следовательно, хотели стереть (буквально так в случае с концентрационным лагерем Нойенгамме) все доказательства бывшего присутствия заключенных в городе и его промышленных предприятиях.

Автор Однако в начале мая любые планы переселения были сорваны быстрым продвижением британских войск к Балтике; поэтому руководство СС, которое 28 апреля перебралось в Фленсбург, обсуждало затопление кораблей с пленными на борту. Позже, в суде по военным преступлениям, Кауфманн заявил, что пленных намеревались отправить в Швецию, хотя, поскольку ни один из кораблей не имел больничных знаков Красного Креста и не был пригоден для плавания, это вряд ли можно было поверить. Георг-Хеннинг Граф фон Бассевиц-Бер, последний высший руководитель СС и полиции Гамбурга (HSSPF), свидетельствовал на том же суде, что заключенные фактически должны были быть убиты "в соответствии с Гиммлером приказы ". Курт Риккерт, который работал на Bassewitz-Behr, свидетельствовал на суде по делу о военных преступлениях в Гамбурге, что, по его мнению, корабли должны были быть потоплены подводными лодками или самолетами Люфтваффе. Ева Нейрат, находившаяся в Нойштадте и чей муж пережил катастрофу, сказала, что офицер полиции сказал ей, что на судах находятся осужденные и они будут взорваны.

2 мая 1945 года британцы Вторая армия обнаружила пустой лагерь в Нойенгамме и достигла городов Любек и Висмар. Нет. 6 коммандос, 1-я бригада специального назначения под командованием бригадир Дерек Миллс-Робертс и 11-я бронетанковая дивизия под командованием майора -Генерал Филип Робертс без сопротивления вошел в Любек. В Любеке имелся постоянный офис Красного Креста, выполнявший функции порта Красного Креста, и г-н Де Блонэ из Международного комитета Красного Креста проинформировал майора: Генерал Робертс, что 7 000–8 000 пленных находились на борту кораблей в Любекском заливе. Днем 3 мая 1945 года 5-й британский разведывательный полк продвинулся на север к Нойштадту, засвидетельствовав горящие в заливе корабли и спасая некоторых сильно истощенных заключенных на пляже в Нойштадте, но в остальном обнаружив в основном тела убитых этим утром женщин и детей.

Местоположение

Тонет

3 мая 1945 года, через три дня после самоубийства Гитлера и всего за один день до безоговорочной капитуляции немецкие войска на северо-западе Германии от Люнебургской пустоши до фельдмаршала Монтгомери, мыса Аркона, Тильбека и пассажирского лайнера Deutschland были атакованы в рамках общих ударов по судоходству в Baltic Sea от Royal Air Force (RAF) Hawker Typhoons из 2-х тактических ВВС. Благодаря Ультра разведке западным союзникам стало известно, что большая часть руководства СС и бывших комендантов концлагерей собралась с Генрихом Гиммлером во Фленсбурге, надеясь спланировать побег в Норвегию. Западные союзники перехватили приказы правительства Деница Деница, также находящегося в Фленсбурге, о том, что руководству СС следует помочь избежать пленения союзников - или иным образом выдать фальшивую военно-морскую форму, чтобы скрыть их личности - как Дёниц пытался, сдаваясь, поддержать фикцию о том, что его администрация не была причастна к лагерям или к политике геноцида Гитлера.

Самолеты были из No. 184-я эскадрилья, No. 193-я эскадрилья, No. 263-я эскадрилья, No. 197-й эскадрильи RAF и No. 198 эскадрилья. Помимо четырех 20-мм пушек, эти истребители-бомбардировщики Hawker Typhoon Mark 1B несли восемь HE 60-фунтовых неуправляемых ракет RP-3 или две 500-фунтовые ( 230 кг) бомбы.

Ни одна из тюремных флотилий не была помечена Красным Крестом (хотя Deutschland ранее задумывался как госпитальный корабль и сохранил одну окрашенную в белый цвет воронку с красным крестом), и все заключенные были спрятаны под палубой, поэтому пилоты атакующей группы не знали, что они были загружены выжившими из концлагерей. Хотя представители шведского и швейцарского Красного Креста информировали британскую разведку 2 мая 1945 года о присутствии большого числа заключенных на кораблях, стоящих на якоре в Любекском заливе, эта важная информация не была передана. Командиры Королевских ВВС, отдавшие приказ о нанесении удара, полагали, что флотилия кораблей готовилась в Любекском заливе для размещения руководящего состава СС, бегущего в контролируемую немцами Норвегию в соответствии с приказом Дёница. «Корабли собираются в районе Любека и Киля. В SHAEF считают, что важные нацисты, сбежавшие из Берлина во Фленсбург, находятся на борту и бегут в Норвегию или нейтральные страны».

Оборудованы спасательными жилетами. из запертых отсеков для хранения вещей большинству охранников СС удалось прыгнуть за борт с мыса Аркона. Немецким траулерам, отправленным на помощь членам экипажа и охранникам Cap Arcona, удалось спасти 16 моряков, 400 эсэсовцев и 20 эсэсовцев. Только 350 из 5000 бывших узников концлагеря на борту Cap Arcona выжили. Из 2800 заключенных на борту «Тильбека» удалось спасти только 50; тогда как все 2000 пленных на Deutschland были благополучно вывезены на Афины, прежде чем Deutschland опрокинулся.

Пилот Королевских ВВС Аллан Вайс из 193-й эскадрильи вспоминал: «Мы использовали наш артиллерийский огонь по парни в воде... мы расстреляли их из 20-мм пушек в воде. Ужасная вещь, но нам сказали сделать это, и мы сделали это. Это война. "

Сильно повреждены и наступили пожар, Cap Arcona в конце концов перевернулся. Фотографии горящих кораблей, перечисленных как Deutschland, Thielbek и Cap Arcona, а также истощенных выживших, плавающих в очень холодном Балтийском море при температуре около 7 ° C (44,6 ° F), были сделаны во время разведывательной миссии над заливом Любек. от F-6 Mustang (фото- разведывательная версия P-51) из 161-й тактической разведывательной эскадрильи USAAF около 17:00, вскоре после атаки.

4 мая 1945 года британский разведывательный самолет сфотографировал два затонувших корабля, Тильбек и Кап-Аркона, мелководный залив Нойштадт. Опрокинутый остов мыса Аркона позже дрейфовал на берег, а выброшенное на берег обломки было окончательно разбито в 1949 году. В течение нескольких недель после нападения тела жертв были выброшены на берег, где они были собраны и захоронены в братских могилах в Нойштадте в Гольштейне, Шарбойц и Тиммендорфер-Странд. Части скелетов были выброшены на берег в течение следующих 30 лет, последняя находка была сделана в 1971 году.

Заключенные на борту кораблей были как минимум 30 национальностей: американцы, белорусы, бельгийцы, канадцы, чехословацкие, датские, голландские, Эстонский, финский, французский, немецкий, греческий, венгерский, итальянский, латышский, литовский, люксембургский, норвежский, польский, румынский, русский, сербский, испанский, швейцарский, украинский и, возможно, другие.

Известные выжившие

  • Фрэнсис Акос (1922–2016), родился Вайнман Акос Ференц в Будапеште, Венгрия; Скрипач Чикагского симфонического оркестра
  • (1897–1956), капитан Cap Arcona
  • Эмиль Франтишек Буриан (1904–1959), музыкант и театральный руководитель, основатель театра D, ведущего авангарда театр в Европе между двумя мировыми войнами
  • Эрвин Гешоннек (1906–2008), впоследствии ставший известным немецким актером, по истории которого в 1982 году был снят фильм
  • Эрнст Гольденбаум (1898–1990)), Восточногерманский политик
  • Бенджамин Якобс (1919–2004), урожденный Берек Якубович в Добра, Польша; дантист, оратор и писатель о Холокосте
  • (1928–2016), сын американского хирурга Самнера Джексона, убитого в результате нападения
  • Хайнц Лорд (1917–1961), немецко-американский хирург
  • Андре Мигдал (1924–2007), француз сопротивляющийся, оратор и писатель Холокоста, поэт, переживший Афины
  • Сэм Пивник (1926–2017), торговец произведениями искусства и преподаватель о Холокосте
  • (1923–1979), бельгийский политик

Памятники и мемориалы

В популярной культуре

Пример «Stolperstein» (камень преткновения) в Берлин-Нидершеневейде, Германия. 439>Последний шторм тайфунов, Лоуренс Бонд, 2000.
  • Дело Кап Аркона, Гюнтер Клауке, Карл Герман, 1995.
  • Дер Манн фон дер Кап Аркона, телефильм ГДР, Отчет Эрвина Гешоннека о затоплении мыса Аркона, 1981/82.
  • Пандус встретился с мысом Аркона, 2011.
  • Нацистский Титаник: раскрыт, документальный фильм 5-го канала, 2012.
  • Mussche, Kirmen Uribe, 2012.
  • См. Также

    • флаг Портал Германии
    • Военный портал

    Список литературы

    Пояснительные примечания

    Цитаты

    Общие источники

    На английском языке

    • Jacobs, Benjamin (2001). «17, 18». Дантист Освенцима. Университетское издательство Кентукки. ISBN 0-8131-9012-6. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Джейкобс, Бенджамин; Пул, Юджин (2004). 100-летняя тайна: скрытая резня Великобритании во Второй мировой войне. Гилфорд, Коннектикут: The Lyons Press. ISBN 1-59228-532-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Несбит, Рой (июнь 1984). «Cap Arcona: зверство или несчастный случай?». Airplane Monthly. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Пивник, Сэм (2012). Выживший: Освенцим, Марш смерти и Моя борьба за свободу. Лондон: Hodder Stoughton. ISBN 978-1444758382.
    • Talbot-Booth, EC (1936). Корабли и море (Третье изд.). Лондон: Sampson Low, Marston Co., стр. 410. CS1 maint: ref = harv (link )
    • Тилль, майор Ноэль О. (сентябрь 1945 г.). Отчет о расследованиях, WO 309/1592. Группа по расследованию военных преступлений № 2. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Воган, Хэл ( 2004). Врач Сопротивления: Героическая правдивая история американского хирурга и его семьи в оккупированном Париже. Васи Нгтон, округ Колумбия: Потомак Книги. С. 154–156. ISBN 1-57488-773-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Уотсон, Роберт П. (2016). Нацистский Титаник : Невероятная нерассказанная история обреченного корабля во время Второй мировой войны. Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 0306824892.

    Неанглийские источники

    • Диркс, Герберт; Гриль, Майкл, Die Evakuierung des KZ Neuengamme und die Katastrophe am 3. Mai 1845 in der Lübecker Bucht. In: Kriegsende und Befreiung. Bremen 1995 ISBN 3-86108-266-7
    • Goguel, Rudi, Cap Arcona. Report über den Untergang der Häftlingsflotte in der Lübecker Bucht am 3. Mai 1945. Frankfurt / M 1972, ISBN 3-87682-756-6
    • Gröner, Erich (1988). Hilfsschiffe II: Lazarettschiffe, Wohnschiffe, Schulschiffe, Forschungsfahrzeuge, Hafenbetriebsfahrzeuge (I). Die deutschen Kriegsschiffe 1815–1945 (на немецком языке). . Graefe. ISBN 3-7637-4804-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Шварберг, Гюнтер (1998). Angriffsz iel "Cap Arcona". Геттинген: Steidl Verlag. ISBN 3-88243-590-9. CS1 maint: ref = harv (link )
    • Lange, Wilhelm, Cap Arcona, Struves Buchdruckerei u. Verlag, Eutin 1988, ISBN 3-923457-08-1
    • Lange, Wilhelm, Mythos und Wirklichkeit - Eine "publikumswirksame" Präsentation der Cap-Arcona-Katastrophe vom 3. Mai 1945, стр. 27, 2/2000, в Schiff und Zeit, Panorama maritim N ° 52
    • Lange, Wilhelm, Neueste Erkenntnisse zur Bombardierung der KZ Schiffe in der Neustädter Bucht am 3. Май 1945: Vorgeschichte, Verlauf und Verantwortlichkeiten. In: Detlef Garbe: Häftlinge zwischen Vernichtung und Befreiung. Die Auflösung des KZ Neuengamme und seiner Außenlager durch die SS im Frühjahr 1945. Bremen 2005, ISBN<297-86><10231>5
    • Orth, Karin, Planungen und Befehle der SS Führung zur Räumung des KZ-Systems. In: Detlef Garbe: Häftlinge zwischen Vernichtung und Befreiung. Die Auflösung des KZ Neuengamme und seiner Außenlager durchmen diejahr 2005, Fr. ISBN 3-86108-799-5
    • Роте, Клаус, Deutsche Ozean-Passagierschiffe 1919–1985, VEB Verlag for Verkehrswesen Berlin 1987 transpress
    • Schiffner, Sven, Cap-Arcona-Gedenken in der DDR: Gedenken, Volkssport, Propaganda. В: Гарбе, Детлеф и Ланге, Кармен: Häftlinge zwischen Vernichtung und Befreiung. Бремен 2005
    • Мигдаль, Андре, Les plages de sable rouge. La tragédie de Lübeck, 3 мая 1945 г., NM7 éditions, Paris 2001, ISBN 2-913973-20-5.

    Внешние ссылки

    На Викискладе есть материалы по теме Cap Arcona (корабль, 1927).
    Изображения
    Видео
    Последняя правка сделана 2021-06-06 04:47:20
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте