Cap Arcona в 1927 году | |
История | |
---|---|
Германия | |
Имя: | Cap Arcona |
Тезка: | Cape Arkona |
Оператор: | Hamburg Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft |
Маршрут: | Гамбург - Буэнос-Айрес |
Строитель: | Blohm + Voss, Гамбург |
Номер верфи: | 476 |
Заложен: | 21 июля 1926 г. |
Запущен : | 14 мая 1927 года |
Первое плавание: | 29 октября 1927 года |
Порт приписки: | Гамбург |
Идентификация: |
|
Псевдоним (ы): |
|
Судьба: | Требуется для Кригсмарине в 1940 г. |
нацистская Германия | |
Имя: | Кап Аркона |
Оператор: | Кригсмарине |
Приобретено: | 29 ноября 1940 г. |
Не используется: | 1940 - 14 апреля 1945 г. |
Судьба: | Потоплен воздушной атакой 3 мая 1945 года. Обломки разобраны в 1949 году. |
Общие характеристики | |
Класс и тип: | океанский лайнер |
Вместимость: | |
Длина : | 205,90 м (675 футов 6 дюймов) общая |
Ширина : | 25,78 м (84 футов 7 дюймов) |
Глубина : | 8,67 м (28 футов 5 дюймов) |
Глубина: | 14,30 м (46 футов 11 дюймов) |
Деки: | 5 |
Установленная мощность: | 23,672 шп (17,652 kW ) |
Двигательная установка : | восемь паровых турбин, два гребных винта |
Скорость: | Обслуживание: 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) |
Диапазон: | 11,110 морских миль (20580 км; 12790 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 миль / ч) |
Лодки и посадка. количество судов: | 26 спасательных шлюпок |
Вместимость: |
|
Экипаж: | 475 |
Датчики и. системы обработки: |
|
Cap Arcona, названный в честь Мыс Аркона на острове Рюген, был большим немецким океанским лайнером и флагманом Hamburg Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft («Линия Гамбург - Южная Америка»). Свой первый рейс он совершил 29 октября 1927 года, перевозя пассажиров и грузы между Германией и восточным побережьем Южной Америки, и в свое время был самым большим и быстрым кораблем на маршруте.
В 1940 году Кригсмарине реквизировала ее как жилое судно. В 1942 г. она послужила декорациями для немецкого пропагандистского художественного фильма Титаник. В 1945 году она эвакуировала почти 26000 немецких солдат и гражданских лиц из Восточной Пруссии, прежде чем наступление Красной армии.
Cap Arcona окончательно использовалось в качестве тюремного корабля. В мае 1945 года она была сильно загружена заключенными из нацистских концлагерей, когда Королевские военно-воздушные силы (пилоты, не знающие природы пассажиров) бомбили ее, убив около 5000 человек; и более 2000 раненых в результате потопления сопровождающих судов тюремного флота, Deutschland и Thielbek. Это был один из крупнейших единичных инцидентов , погибших на море во время Второй мировой войны.
Blohm + Восс в Гамбурге построил Cap Arcona, спустив на воду и завершив ее в 1927 году. Она была 27,561 GRT, 205,90 м (675 футов 6 дюймов) в целом и балка длиной 25,78 м (84 футов 7 дюймов).
Она приводилась в движение восемью паровыми турбинами, одинарными редукторами и двумя гребными винтами валы. У нее было три воронки, и в число удобств для пассажиров входил полноразмерный теннисный корт за третьей воронкой. На корабле было не менее 26 спасательных шлюпок, большинство из которых были установлены в два яруса (см. Изображение).
Cap Arcona располагала современным оборудованием для навигации и связи. Он был оборудован для подводной сигнализации, что позволяло судну слышать акустические сигналы от средств навигации. У нее также было беспроводное пеленгаторное оборудование, а с 1934 года у нее было эхолотное устройство и гирокомпас.
Планы мыса Аркона.
Спуск на воду немецкого океанского лайнера Cap Arcona, 14 мая 1927 года.
Масштабная модель Cap Arcona.
Cap Arcona вступила в строй в 1927 году, начав свой первый рейс по маршруту Hamburg Süd в Буэнос-Айрес 29 октября. Она присоединилась к более старому лайнеру Cap Polonio на маршруте, который был флагманом Hamburg Süd до завершения строительства Cap Arcona. Cap Polonio был заложен в 1931 году и списан в 1935 году, оставив Cap Arcona единственным престижным судном Hamburg Süd на своем южноамериканском маршруте.
6 октября 1932 г. Cap Arcona столкнулся с французским сухогрузом в Северном море у берега. Аген был выброшен на берег, но позже был снят с мели и отправлен в Гамбург, Германия.
В 1940 году Kriegsmarine (ВМС Германии) реквизировали Cap Arcona, покрасил ее в серый цвет и использовал в Балтийском море в качестве жилого корабля в Готенхафене (ранее Гдыня, Польша).
В 1942 году Cap Arcona использовался в качестве замены для RMS Titanic, чтобы обеспечить внешние места для съемок нацистской киноверсии катастрофы в гавань Готенхафен. Постановка была завершена, хотя первый директор, Герберт Селпин, был арестован за пренебрежительные замечания, сделанные им в адрес моряков Кригсмарине. Его последующий саморазрушительный допрос министром пропаганды Йозефом Геббельсом почти решил его судьбу. На следующий день он был найден повешенным в камере за подтяжки.
Удостоверение личности, кепка bevo и письмо военнопленного, использованные бывшим членом экипажа корабля SS Cap Ancona.31 января 1945 года Кригсмарине повторно активировала ее на Операция «Ганнибал», в ходе которой она использовалась для перевозки 25795 немецких солдат и гражданских лиц из Восточной Пруссии в более безопасные районы западной Германии. К настоящему времени эти походы стали очень опасными из-за мин и подводных лодок ВМФ. 30 января Вильгельм Густлов, на борту которого находилось 10 582 пассажира и экипаж, был торпедирован советской подводной лодкой С-13 и затонул за 40 минут. По оценкам, 9400 человек погибли. Рано утром 11 февраля та же субмарина торпедировала 14 666 GRT генерала фон Штойбена на пути в Копенгаген с ранеными и прикованными к постели солдатами и гражданскими лицами. пассажиров, погибло более 4000 человек. 20 февраля капитан Cap Arcona, Йоханнес Герц, застрелился в своей каюте во время стоянки в Копенгагене, вместо того, чтобы снова отправиться в Готенхафен.
30 марта 1945 года Cap Arcona завершила свой третий и последний рейс между Гдыней. и Копенгаген, перевозивший 9000 солдат и беженцев. Однако ее турбины полностью изношены. Их можно было только частично отремонтировать, и дни ее дальних путешествий закончились. Она была списана, возвращена ее владельцам Гамбург-Зюд и приказана из гавани Копенгагена в залив Нойштадт.
В марте и апреле 1945 г. заключенных концлагерей из скандинавских стран переправляли со всего Рейха в концлагерь Нойенгамме недалеко от Гамбурга, в рамках программы Белый автобус, координируемой Шведским Красным Крестом - с заключенными других национальностей, перемещенными, чтобы освободить место для них. В конце концов Гиммлер согласился с тем, что этих скандинавов и некоторых других, считавшихся менее опасными для Германии, можно перевезти через Данию на свободу в Швецию. Затем с 16 по 28 апреля 1945 года Нойенгамме систематически освобождался от всех оставшихся заключенных вместе с другими группами узников концлагерей и советскими военнопленными; с намерением переселить их в новый секретный лагерь либо на балтийском острове Фемарн ; или в Mysen в Норвегии, где были предприняты приготовления для размещения их под контролем охранников концлагерей, эвакуированных из Заксенхаузен. Тем временем они должны были быть скрыты от наступающих британских и канадских войск; и для этой цели СС собрали тюремную флотилию списанных судов в Любекском заливе, состоящую из лайнеров Cap Arcona и Deutschland, грузового судна Тильбек, и запуск двигателя [de ]. Поскольку двигатели рулевого управления не использовались в Тильбеке, а турбины не использовались в Кап-Арконе, Афины использовались для перевозки заключенных из Любека на большие корабли и между судами; они были заперты под палубами и в трюмах, им не давали еды и медицинской помощи.
30 апреля 1945 года два шведских корабля Magdalena и Lillie Matthiessen, ранее использовавшиеся в качестве вспомогательных судов для эвакуации Белого автобуса, совершили последний спасательный рейс в Любек и обратно. Среди спасенных заключенных были переведены из тюремной флотилии. Вечером 2 мая 1945 года еще больше заключенных, в основном женщин и детей из лагерей Штуттгоф и Миттельбау-Дора, были погружены на баржи и доставлены на стоящие на якоре суда; хотя, поскольку «Кап Аркона» отказался принимать новых пленных, более восьмисот человек были возвращены на пляж в Нойштадте утром 3 мая, где около пятисот человек были убиты на своих баржах из пулеметов или забиты до смерти на берегу моря.
Приказ о переводе заключенных на тюремные корабли пришел от гауляйтера Карла Кауфмана в Гамбурге. Марк Буггельн оспорил последующее утверждение Кауфманна о том, что он действовал по приказу штаб-квартиры СС в Берлине, утверждая, что это решение на самом деле было результатом политического и делового давления со стороны ведущих промышленников в Гамбурге, которые уже на этом этапе вместе с Кауфманном составляли заговор, чтобы передать город передан британским войскам, незащищенным и невредимым, и которые, следовательно, хотели стереть (буквально так в случае с концентрационным лагерем Нойенгамме) все доказательства бывшего присутствия заключенных в городе и его промышленных предприятиях.
Автор Однако в начале мая любые планы переселения были сорваны быстрым продвижением британских войск к Балтике; поэтому руководство СС, которое 28 апреля перебралось в Фленсбург, обсуждало затопление кораблей с пленными на борту. Позже, в суде по военным преступлениям, Кауфманн заявил, что пленных намеревались отправить в Швецию, хотя, поскольку ни один из кораблей не имел больничных знаков Красного Креста и не был пригоден для плавания, это вряд ли можно было поверить. Георг-Хеннинг Граф фон Бассевиц-Бер, последний высший руководитель СС и полиции Гамбурга (HSSPF), свидетельствовал на том же суде, что заключенные фактически должны были быть убиты "в соответствии с Гиммлером приказы ". Курт Риккерт, который работал на Bassewitz-Behr, свидетельствовал на суде по делу о военных преступлениях в Гамбурге, что, по его мнению, корабли должны были быть потоплены подводными лодками или самолетами Люфтваффе. Ева Нейрат, находившаяся в Нойштадте и чей муж пережил катастрофу, сказала, что офицер полиции сказал ей, что на судах находятся осужденные и они будут взорваны.
2 мая 1945 года британцы Вторая армия обнаружила пустой лагерь в Нойенгамме и достигла городов Любек и Висмар. Нет. 6 коммандос, 1-я бригада специального назначения под командованием бригадир Дерек Миллс-Робертс и 11-я бронетанковая дивизия под командованием майора -Генерал Филип Робертс без сопротивления вошел в Любек. В Любеке имелся постоянный офис Красного Креста, выполнявший функции порта Красного Креста, и г-н Де Блонэ из Международного комитета Красного Креста проинформировал майора: Генерал Робертс, что 7 000–8 000 пленных находились на борту кораблей в Любекском заливе. Днем 3 мая 1945 года 5-й британский разведывательный полк продвинулся на север к Нойштадту, засвидетельствовав горящие в заливе корабли и спасая некоторых сильно истощенных заключенных на пляже в Нойштадте, но в остальном обнаружив в основном тела убитых этим утром женщин и детей.
Загрузка 60-фунтовых ракет РП-3 на «Тайфун».
Любекская бухта, 3 км (2 мили) от Нойштадта в Гольштейне (слева вверху): место затопления мыса Аркона.
Любекская бухта: позиции мыса Аркона, Тильбек и Дойчланд.
Капа Аркона горела вскоре после атаки.
Североамериканский F-6A Mustang (тактическая разведывательная версия North American P-51 Mustang P-51A ) из USAAF.
3 мая 1945 года, через три дня после самоубийства Гитлера и всего за один день до безоговорочной капитуляции немецкие войска на северо-западе Германии от Люнебургской пустоши до фельдмаршала Монтгомери, мыса Аркона, Тильбека и пассажирского лайнера Deutschland были атакованы в рамках общих ударов по судоходству в Baltic Sea от Royal Air Force (RAF) Hawker Typhoons из 2-х тактических ВВС. Благодаря Ультра разведке западным союзникам стало известно, что большая часть руководства СС и бывших комендантов концлагерей собралась с Генрихом Гиммлером во Фленсбурге, надеясь спланировать побег в Норвегию. Западные союзники перехватили приказы правительства Деница Деница, также находящегося в Фленсбурге, о том, что руководству СС следует помочь избежать пленения союзников - или иным образом выдать фальшивую военно-морскую форму, чтобы скрыть их личности - как Дёниц пытался, сдаваясь, поддержать фикцию о том, что его администрация не была причастна к лагерям или к политике геноцида Гитлера.
Самолеты были из No. 184-я эскадрилья, No. 193-я эскадрилья, No. 263-я эскадрилья, No. 197-й эскадрильи RAF и No. 198 эскадрилья. Помимо четырех 20-мм пушек, эти истребители-бомбардировщики Hawker Typhoon Mark 1B несли восемь HE 60-фунтовых неуправляемых ракет RP-3 или две 500-фунтовые ( 230 кг) бомбы.
Ни одна из тюремных флотилий не была помечена Красным Крестом (хотя Deutschland ранее задумывался как госпитальный корабль и сохранил одну окрашенную в белый цвет воронку с красным крестом), и все заключенные были спрятаны под палубой, поэтому пилоты атакующей группы не знали, что они были загружены выжившими из концлагерей. Хотя представители шведского и швейцарского Красного Креста информировали британскую разведку 2 мая 1945 года о присутствии большого числа заключенных на кораблях, стоящих на якоре в Любекском заливе, эта важная информация не была передана. Командиры Королевских ВВС, отдавшие приказ о нанесении удара, полагали, что флотилия кораблей готовилась в Любекском заливе для размещения руководящего состава СС, бегущего в контролируемую немцами Норвегию в соответствии с приказом Дёница. «Корабли собираются в районе Любека и Киля. В SHAEF считают, что важные нацисты, сбежавшие из Берлина во Фленсбург, находятся на борту и бегут в Норвегию или нейтральные страны».
Оборудованы спасательными жилетами. из запертых отсеков для хранения вещей большинству охранников СС удалось прыгнуть за борт с мыса Аркона. Немецким траулерам, отправленным на помощь членам экипажа и охранникам Cap Arcona, удалось спасти 16 моряков, 400 эсэсовцев и 20 эсэсовцев. Только 350 из 5000 бывших узников концлагеря на борту Cap Arcona выжили. Из 2800 заключенных на борту «Тильбека» удалось спасти только 50; тогда как все 2000 пленных на Deutschland были благополучно вывезены на Афины, прежде чем Deutschland опрокинулся.
Пилот Королевских ВВС Аллан Вайс из 193-й эскадрильи вспоминал: «Мы использовали наш артиллерийский огонь по парни в воде... мы расстреляли их из 20-мм пушек в воде. Ужасная вещь, но нам сказали сделать это, и мы сделали это. Это война. "
Сильно повреждены и наступили пожар, Cap Arcona в конце концов перевернулся. Фотографии горящих кораблей, перечисленных как Deutschland, Thielbek и Cap Arcona, а также истощенных выживших, плавающих в очень холодном Балтийском море при температуре около 7 ° C (44,6 ° F), были сделаны во время разведывательной миссии над заливом Любек. от F-6 Mustang (фото- разведывательная версия P-51) из 161-й тактической разведывательной эскадрильи USAAF около 17:00, вскоре после атаки.
4 мая 1945 года британский разведывательный самолет сфотографировал два затонувших корабля, Тильбек и Кап-Аркона, мелководный залив Нойштадт. Опрокинутый остов мыса Аркона позже дрейфовал на берег, а выброшенное на берег обломки было окончательно разбито в 1949 году. В течение нескольких недель после нападения тела жертв были выброшены на берег, где они были собраны и захоронены в братских могилах в Нойштадте в Гольштейне, Шарбойц и Тиммендорфер-Странд. Части скелетов были выброшены на берег в течение следующих 30 лет, последняя находка была сделана в 1971 году.
Заключенные на борту кораблей были как минимум 30 национальностей: американцы, белорусы, бельгийцы, канадцы, чехословацкие, датские, голландские, Эстонский, финский, французский, немецкий, греческий, венгерский, итальянский, латышский, литовский, люксембургский, норвежский, польский, румынский, русский, сербский, испанский, швейцарский, украинский и, возможно, другие.
Памятник Кап Аркона и Тильбек жертвам в Нойштадте в Гольштейне
Памятник в Вальфридгофе на Тиммендорфер-Штранд 810 жертвам Кап Аркона
Еврейское кладбище в Нойштадте в Гольштейне 100 еврейским жертвам Кап Аркона
Памятник 91 жертве Кап Аркона на кладбище Св. Николая в Грёмице
Кладбище и памятник в Гревесмюлен 407 жертвам мыса Аркона
Памятник жертвам мыса Аркона в Клюц
Памятник на кладбище Ниндорф на Тиммендорфер-стрит и 113 жертвам мыса Аркона
Мемориальная доска на «кладбище почетных» около Хаффкруг
Памятник жертвам мыса Аркона на острове Поэль
Памятник жертвам мыса Аркона на Groß Schwansee около Kalkhorst
Деталь мемориала против войны (1985/86), созданного Альфредом Хрдлицкой, контрпамятник Мемориалу Резервного пехотного полка № 76 (1936) Рихард Кёль в Гамбург
На Викискладе есть материалы по теме Cap Arcona (корабль, 1927). |