SR.N5

редактировать

ВМС США PACV (SK-5) во Вьетнаме PACV ВМС США (SK-5) во Вьетнаме
Обзор класса
Имя:SR.N5 Класс Warden
Строители:British Hovercraft Corporation
Предыдущий:SR.N3
Общие характеристики
Тип:Hovercraft
Водоизмещение:17 500 фунтов (7,9 т) максимум
Длина:39 футов 5 дюймов (12,01 м)
Ширина:22 фута 9 дюймов (6,93 м)
Высота:16 футов 9 дюймов (юбка надута)
Силовая установка:1 × 900 л.с. (671 кВт) Турбинный двигатель Rolls-Royce Gnome для подъемника и двигательная установка
Скорость:70 узлов (130 км / ч; 81 миль / ч)
Диапазон:240 морских миль (3 часа 30 минут) при Вес 15 800 фунтов
Вместимость:Груз 6 600 фунтов, включая экипаж и топливо
Войска:16
Примечания:из рейса

Saunders-Roe SR.N5 (или класс Warden) - это судно на воздушной подушке среднего размера, которое впервые поднялось в воздух в 1964 году. Оно является первым в мире судном на воздушной подушке серийного производства.

Всего было построено 14 SR.N5. Хотя компания Sauders-Roe разработала и произвела этот тип, компания Bell Aerosystems по лицензии в США также изготовила еще семь автомобилей, обозначенных как Белл СК-5 . Некоторое количество SK-5 находилось в эксплуатации вооруженных сил США, в том числе некоторые из них стали называться Patrol Air Cushion Vehicles (PACV) и участвовали в боевых действиях во время войны во Вьетнаме. Впоследствии SR.N5 был разработан в «растянутый» вариант, который был обозначен как SR.N6 ; эта модель имела значительно увеличенную грузоподъемность и производилась в больших количествах, чем SR.N5.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Дизайн
  • 3 История эксплуатации
    • 3.1 Гражданская служба
    • 3.2 Военная служба
  • 4 Сохранение
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитаты
    • 5.2 Библиография

Разработка

В конце 1950-х - начале 1960-х годов британский изобретатель сэр Кристофер Кокерелл в сотрудничестве с британским производителем аэрокосмической продукции Saunders-Roe разработал новаторский новый вид транспорта, воплощающий форму экспериментального транспортного средства SR.N1, которое стало широко известно как судно на воздушной подушке . К 1964 году Сондерс-Роу приступил к проектированию нескольких конструкций судов на воздушной подушке; В дополнение к относительно огромному SR.N4 и исследованиям перспективного 2000-тонного грузового судна, был также интерес к разработке меньшего судна на воздушной подушке.

В 1963 году American производитель Bell Aerosystems успешно провел переговоры об эксклюзивных правах на продажу SR.N5 на рынке Северной Америки, а также о лицензии на локальное производство этого типа от Westland Aircraft, материнская компания Saunders-Roe. В Северной Америке этот тип продавался под обозначением Bell SK-5. Семь SR.N5 были проданы непосредственно Bell; этот тип был военизирован в Patrol Air Cushion Vehicle (PACV) и принят на вооружение вооруженных сил США. Японский конгломерат Mitsubishi также получил собственную лицензию на независимое строительство SR.N5.

Строительство первого SR.N5 произошло в 1963 году; он выполнил свой первый полет 11 апреля 1964 года. В том же месяце первый SR.N5 начал ходовые испытания; В результате опыта, полученного в ходе этих первых тестовых прогонов, в конструкцию были внесены различные изменения. В частности, площадь оперения была увеличена, а также была принята новая система воздуховодов нагнетательной камеры тяги, которая повысила управляемость аппарата на низких скоростях.

В ответ на отзывы клиентов, которые проявили интерес к Растянутый вариант SR.N5, способный нести гораздо большую полезную нагрузку, Сондерс-Роу быстро начал работу над таким проектом. Согласно собственным прогнозам компании, увеличение полезной нагрузки SR.N5 на 110 процентов приведет к снижению производительности только на 10 процентов, так как увеличенная полезная нагрузка частично компенсируется увеличенной площадью подушки, а это означает, что давление в амортизаторе не потребуется. вместо этого существенно увеличится. Чтобы проверить и продемонстрировать концепцию, девятый SR.N5, который был произведен, был переработан в такую ​​конфигурацию, первый из типа, который был удлинен таким образом. Этот удлиненный вариант был впоследствии обозначен SR.N6 и запущен в производство.

Design

Экипаж и официальные лица собрались перед SR.N5

Saunders-Roe SR. N6 (также известный как класс Winchester) - это судно на воздушной подушке раннего производства, оно в первую очередь предназначалось для обслуживания пассажиров. В типичной гражданской конфигурации SR.5 имел полную массу 7 тонн и мог перевозить до 20 пассажиров.

Он пилотировался из положения сидя в передней части кабины главного пассажира. Пилот мог управлять направлением корабля через серию управляющих поверхностей, которые располагались сразу за винтом переменного шага. Раньше пилоты обычно были летчиками, набираемыми из Королевских ВВС и Авиационных войск флота, однако утверждалось, что опытные моряки часто бывали более квалифицированными в управлении этим типом., если не потратить больше времени на адаптацию к своей нетипичной форме движителя, отчасти из-за того, что они хорошо знакомы с безопасным плаванием в неконтролируемой морской среде. Около 20% эксплуатационных расходов этого типа было связано с техническим обслуживанием гибкой юбки длиной 4 фута, которое, как сообщается, прослужило до 500 часов, в то время как аналогичные уровни затрат были зарегистрированы на топливо.

SR.N5 отличался улучшенной конструкцией юбки по сравнению с предыдущим судном на воздушной подушке, с пальцами и передними отверстиями для затяжки; эти изменения привели к улучшению управляемости вперед и уменьшению износа юбки; Пальцы не присутствовали на начальной версии юбки, использовавшейся до 1966 года. Долговечность пальцев со временем будет постепенно улучшаться, проблемы с солевым туманом, негативно влияющим как на двигатель, так и на гребной винт, также возникли на раннем этапе. Первоначальный опыт использования некоторых компонентов с коротким сроком службы до капитального ремонта или ненадежностью был обнаружен в первые дни. В первые годы существования не только SR.N6, но и других судов на воздушной подушке, юбка на воздушной подушке оставалась неразрешенной проблемой в ту эпоху.

SR.N5 приводился в движение единственной маринованной моделью Bristol Gnome турбовальный двигатель ; это приводило в движение как один обращенный назад 4-лопастной Dowty Rotol винт с изменяемым шагом диаметром 9 футов (2,74 м) и центробежный подъемный вентилятор диаметром 7 футов (2,13 м). Двигатель Gnome был дорогостоящим компонентом для операторов, что привело к тому, что некоторые из них создали свои собственные внутренние ремонтные мощности и договорились с другими операторами Gnome, включая Royal Navy, для снижения затрат за счет использования дорогостоящих услуг Роллс-Ройс Лимитед. Американские SK-5 были переоборудованы для использования газотурбинного двигателя General Electric 7LM100-PJ102 вместо силовой установки Gnome.

История эксплуатации

Гражданская служба

SK-5 City of Oakland

SR.N5 был первым в мире коммерчески успешным судном на воздушной подушке; он был размещен на различных маршрутах по всему миру.

По крайней мере два из построенных Bell SK-5 были переданы на гражданскую службу. San Francisco и Oakland Helicopter Airlines эксплуатировали SK-5 для регулярных пассажирских перевозок в районе залива Сан-Франциско в середине 1960-х годов в качестве дополнения к услугам вертолетных авиалиний. Согласно отчету, составленному США. Департамент транспорта, служба Bay Area, которая использовалась на экспериментальной основе, оказалась популярной среди путешественников, в то время как сам SK-5 оказался хорошо приспособленным для надводных маршрутов; на его операции отрицательно повлияли высокие эксплуатационные расходы и проблемы с надежностью, а также правила, препятствовавшие принятию изменяемой структуры тарифов.

Военная служба

В общей сложности на вооружение поступило четыре SR.N5 с отделением межсервисных испытаний судов на воздушной подушке в RNAS Lee-on-Solent (HMS Daedalus) для испытаний и оперативных миссий. Военным самолетам присвоены серийные номера XT492, XT493, XT657 и XW246, они были развернуты в Великобритании, Малайзии, Таиланде, Адене, Ливия и Бельгия. Два впоследствии были переоборудованы в SR.N6. XT492 заметно фигурирует в заключительном эпизоде ​​1971 года Доктора Кто сериала Морские дьяволы.

Три Bell SK-5 были на вооружении ВМС США, а еще три с армией Соединенных Штатов; этот тип участвовал в Вьетнамской войне в конце 1960-х годов. После конфликта Береговая охрана США также использовала несколько бывших в употреблении SK-5 на пробной основе.

Султанат Бруней и Канадская береговая охрана имела по одному SR.N5 на каждую.

Сохранение

По сообщениям, к 2013 году только один SR.N5 остался неповрежденным; в основном использовавшийся в качестве зарубежного демонстратора, он был изъят в 1980-х и сохранен в Музее судов на воздушной подушке в Ли-он-Солент на острове Уайт..

Ссылки

Цитаты

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-06 04:17:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте