SOMUA S35

редактировать
Тип кавалерийского танка
SOMUA S35
Char 1935 S Somua 1.jpg SOMUA S35 в Музее артиллерии армии США
ТипКавалерийский танк
Место происхожденияФранция
История обслуживания
На вооружении1936–1945
ИспользуетсяФранция. Германия. Италия
ВойныВторая мировая война
История производства
Разработан1934–1935
ПроизводительSOMUA
Произведено1935 - июнь 1940
№ Построено~ 440
ВариантыS 40
Технические характеристики
Масса19,5 тонны (19,2 длинных тонны)
Длина5,38 м (17 футов 8 дюймов)
Ширина2,12 м (6 футов 11 дюймов)
Высота2,62 м (8 футов 7 дюймов)
Экипаж3 (водитель, радист / поставщик, командир / наводчик)

Броня 47 мм (передняя часть корпуса). 42 мм (лоб башни). 40 мм (борта корпуса и борта башни). 20 мм (вверху)
Основное. вооружение47-мм пушка SA 35
Вторичное. вооружение7,5 мм Mitrailleuse mle 1931 опционально xial
ДвигательSOMUA V-8 бензиновый двигатель. 190 л.с. (140 кВт)
Мощность / масса9,7 л.с. / тонна
Подвескатележки с листовыми рессорами
Запас топлива510 литров
Эксплуатационная. дальность полетапо бездорожью ~ 130 км, по дороге ~ 230 км
Максимум скорость40,7 км / ч (25,3 миль / ч). бездорожье: 32,2 км / ч (20,0 миль / ч)

SOMUA S35 был французским Кавалерийский танк времен Второй мировой войны. Построенный с 1936 по 1940 год для оснащения бронетанковых дивизий кавалерии, он был для своего времени относительно маневренным средним танком, превосходящим по броне и вооружению своих французских и зарубежных конкурентов, таких как современные версии немецкого Panzerkampfwagen III. Он был построен из хорошо наклонных, в основном литых, секций брони, что, однако, делало его дорогим в производстве и требовало много времени на обслуживание.

Во время немецкого вторжения в мае 1940 года SOMUA S35 зарекомендовал себя как тактически эффективный тип, но это было сведено на нет стратегическими ошибками французского командования при развертывании кавалерийских бронетанковых дивизий. После поражения Франции в июне 1940 года, когда производство было ограничено 440, захваченные SOMUA S35 использовались державами Оси, некоторые из них на Восточном фронте. Производный тип, SOMUA S40, с улучшенной подвеской, литым корпусом с заниженным корпусом и сварной броней башни, планировалось заменить на производственных линиях в июле 1940 года. Соглашения о производстве этого улучшенного типа в интересах Виши Франция, Германия и Япония в конечном итоге не привели к какому-либо производству.

Содержание

  • 1 Разработка
  • 2 Описание
  • 3 Тактическая функция
  • 4 Производство и операционная история
    • 4.1 Зарубежная служба
  • 5 Проекты
  • 6 Примечания
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Разработка

Дизайн SOMUA S35 основан на измененных спецификациях от 26 июня 1934 года для Automitrailleuse de Combat (AMC), выпущенных для кавалерийского использования. Они требовали гораздо более тяжелой конструкции, чем было первоначально указано в 1931 году. Новый тип должен был быть невосприимчивым к огню современных противотанковых пушек. 17 мая армия уже связалась с дочерним предприятием Schneider et Cie - Société d'Outillage Mécanique et d'Usinage d'Artillerie (или SOMUA ), базирующимся в Saint -Ouen - построить прототип. Компания приняла это предложение 16 июля, и строительство началось 12 октября 1934 года. Прототип под названием AC3 был готов 14 апреля 1935 года. Он проходил испытания с 4 июля по 2 августа 1935 года. Была произведена серия из четырех улучшенных моделей AC4, которые должны были проходить испытания до 27 января 1938 года. Эти первые машины имели стандартную башню APX1, оснащенную короткой 47-мм пушкой SA 34. 25 марта 1936 года AC4 был принят на вооружение в качестве стандартного среднего танка кавалерии с официальным новым названием Automitrailleuse de Combat modèle 1935 S (или AMC 1935 S ), когда Сделан первый заказ на пятьдесят. Танк был тогда более известен как SOMUA S35 (S ​​снова для SOMUA и 35 с 1935 года, года введения); сегодня чаще всего используется еще более короткое сокращение S35, в английских источниках обычно с дефисом: «S-35».

У серийных машин будет более длинное орудие SA 35. Первоначально планировалось произвести шестьсот танков, чтобы обеспечить каждую из трех кавалерийских танковых дивизий по двести танков. Позже бюджетные ограничения привели к более постепенным и ограниченным закупкам. В 1936 году был сделан второй заказ из пятидесяти штук, за ним последовали сотня в 1937 году и два заказа по 125 штук в 1938 году, в результате чего общее количество довоенных заказов составило 450 единиц.

Описание

Корпус и башня представляли собой отливки максимальной толщиной 47 мм и 40 мм соответственно - каркас из четырех секций, скрепленных болтами: две продольные пластины образовывали днище; надстройка была разделена на переднюю и заднюю секции. Башня была вариантом APX 1, который использовался на Char B1 : APX 1 CE (chemin élargi) с увеличенной (1130 мм (44 дюйма) против 1022 мм (40,2 дюйма)) башней. кольцо, позволяющее радисту помогать командиру заряжать орудие из боеприпаса, состоящего из 118 снарядов (90 AP, 28 HE) и 2250 пулеметных выстрелов. Тем не менее, как и в случае с B1, ожидалось, что командир будет управлять танком, одновременно прицеливаясь, заряжая и стреляя из 47-мм основной пушки SA 35 - хотя, по крайней мере, радиоведение можно было передать другому члену экипажа. Радио планировалось стать частью стандартного оборудования S35. На практике у командира взвода был ER (émetteur-récepteur) 29, установленный для связи с более высоким уровнем командования, но нехватка комплектов ER28 ближнего действия для связи внутри взвода означала, что остальные четыре танка никогда не были оснащены какой-либо формой радио, хотя в некоторых частях все танки имели антенны: программа по установке самих комплектов была отложена до лета 1940 года и, таким образом, была захвачена событиями.

Подвеска была разработана Эженом Бриллье, тот самый человек, который разработал первый французский танк Schneider CA1. Он работал с чешской компанией Škoda и основывал свой дизайн на конструкции LT35 : восемь опорных катков в паре на четырех тележках с листовыми рессорами и такое же большое натяжное колесо. Первые пятьдесят машин имели гусеницы из 144 гусениц, длина каждого звена составляла 75 мм; более поздние машины имели 103 звена длиной 105 мм.

Двигатель располагался в корме корпуса бок о бок с двумя самоуплотняющимися топливными баками на 100 и 410 литров соответственно, отделенными от боевого отделения перегородка межсетевого экрана. Двигатель (официально) мощностью 200 л.с., разработанный Хавьером-Сабином, питался топливом из меньшего бака, который сам автоматически пополнялся из большего. Неопытные экипажи иногда допускали ошибку, заправляя только меньший резервуар. Техническое обслуживание двигателя и подвески было трудным и отнимало много времени из-за плохой доступности, хотя это было улучшено в более поздних транспортных средствах.

S 35 имел автоматическую систему пожаротушения с использованием нескольких резервуаров, расположенных в критических местах, содержащих бромистый метил.

Тактическая функция

SOMUA S35 в Танковом музее Бовингтона

Подобно британцам и СССР, французы верили в строгое разделение труда между кавалерийские танки и пехотные танки ; по закону танки (чары) были ограничены даже пехотой, а кавалерия должна была называть свои танки автоматическими.

Французская армия предпочитала вести оборонительное сражение и была убеждена, что победит в таком бою., но понимал, что стратегическая ситуация может диктовать необходимость ведения наступательной войны; Во время Второй мировой войны на 1941 год планировалось крупное наступление на Германию, исходя из ожидаемого материального превосходства Франции и Великобритании. Каждая из двух фаз наступления - прорыв пехоты и ее использование кавалерией - требовала своей собственной специализированной машины с AMC, предназначенной для борьбы с бронетехникой противника. SOMUA S35 был оптимизирован для выполнения последней роли; у него была хорошая скорость, адекватная дальность действия, достаточно мощное орудие, чтобы легко уничтожить двух его вероятных противников - советский БТ-7 и немецкий Panzerkampfwagen III - и достаточно толстую броню, чтобы практически невосприимчив к огню обоих на обычных боевых дистанциях; В мае 1940 г. броня любого немецкого танка могла быть пробита 47-мм пушкой S35 на дальности до тысячи метров. Таким образом, он мог осуществлять глубокие стратегические прорыва и уничтожать резервы бронетехники противника, пытаясь их предотвратить, обладая хорошей противотанковой способностью. S35 иногда называют лучшим средним танком 30-х годов.

Французская кавалерия, однако, сочла свой основной танк несовершенным во многих отношениях. Одноместная башня, хотя сегодня ее обычно называют единственным наиболее важным недостатком, не рассматривалась как серьезный недостаток. Командир должен был обладать такой степенью ловкости, чтобы его рабочая нагрузка не отменяла отсутствия необходимости координировать действия трех человек в большем расчетном составе башни или преимущества более быстрой реакции из-за большей скорости вращения. Сначала требовалась двухместная башня, но когда выяснилось, что это снизит броневую защиту, от нее отказались в пользу более толстых стальных отливок. Вариант с башней CE уменьшал нагрузку на командира, поскольку представлял собой башню «на полтора человека».

Кавалерия признала три недостатка, соответственно, на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях. Основным тактическим недостатком была безлюковая башенка, заставлявшая командира сражаться застегнутым. Это было вызвано необходимостью принятия на вооружение башни APX-1 чисто из бюджетных соображений. Башня APX4 B1 bis столкнулась с аналогичной критикой со стороны пехоты.

Танк S35 выставлен в здании музея в Сомюре. Хорошо виден капотный люк, добавленный немцами

Эксплуатационным недостатком была низкая механическая надежность. Узлы подвески были слишком слабыми и слишком сложными, требовавшими огромных усилий по обслуживанию, тем более что литые модули брони не позволяли легко добраться до подвески и двигателя. Восстановить сломанные гусеницы в поле было практически невозможно. Это было вызвано отсутствием центрального института, регулирующего разработку французских танков. Армейские подразделения выпускали очень расплывчатые спецификации, оставляя частным предприятиям делать точные предложения. Французский станкостроительный завод был относительно устаревшим, а конструкция танков отражала ограниченность существующих производственных мощностей. Внедрение подвески Christie - очевидное решение - потребовало полной промышленной модернизации и повышения стандартов качества. Это не предусматривалось до сентября 1938 года, когда началось сотрудничество с Великобританией по внедрению подвески Cruiser для французских танков, а затем ограничилось разработкой совершенно нового кавалерийского танка AMX 40, не планируя внедрять эту функцию в серийное производство S35 / S40.

Стратегическим недостатком была высокая цена за единицу танка, 982 000 французских франков, и ограниченное количество крупных литые секции, которые можно было изготовить. Танк должен был быть дополнен более дешевым типом, и единственным доступным вариантом был Hotchkiss H35, значительно уступавший по броне, вооружению и скорости даже после того, как он был улучшен до варианта «H39». Кавалерия очень невысоко оценила боевую ценность этого легкого танка. Он решил сохранить большое количество S35 в составе своих бронетанковых дивизий и отказался от простого метода увеличения их количества, разделив S35 между кавалерийскими легкими дивизиями - в отличие от немцев, которые распространяли также небольшое количество PzKpfw III. частично их Leichte Kavalleriedivisionen - ключевое решение, превратившее легкие механизированные дивизии в настоящие танковые дивизии. Он также отказался от продолжения массового производства даже более легких автомобилей, таких как AMR 35 и AMC 35. Это снова означало, что в мае 1940 года немцы будут иметь большое превосходство в стратегически мобильных крупных бронетанковых частях, от десяти до трех, поскольку четыре французские бронетанковые дивизии пехоты не обладали достаточным количеством артиллерии и пехоты, чтобы эффективно действовать в независимой роли.. Франция намеревалась собрать гораздо больше бронетанковых дивизий для использования в решающем наступлении в 1941 году. Поскольку французские производственные мощности для литых броневых секций были недостаточными, во время поражения велись переговоры о найме американских производителей, а во время кризиса, вызванного Немецкие атаки в июне даже предлагали позволить американским компаниям построить две тысячи машин.

История производства и эксплуатации

SOMUA S35 в рабочем состоянии на ежегодной выставке Carrousel в Сомюре

Четыре танка Предварительная серия AC4 S35 поступила на вооружение в январе 1936 года вместе с 4e Cuirassiers. 15 апреля 1937 года с завода сошли первые два корпуса основной серии. Они, которые производились с плановой производительностью двенадцать в месяц, все еще нужно было соединить с их башнями. В конце 1937 года орудие SA 35 стало доступным, и можно было начать поставки готовых танков основной производственной серии. На 15 января 1938 года четыре из них работали. К июлю 1938 года было поставлено 128 корпусов, но только 96 танков были укомплектованы башнями. Весной 1939 года количество боевых танков увеличилось до 192, две бронетанковые дивизии Кавалерии достигли номинальной численности. К началу войны 1 сентября 1939 года было произведено 270 и поставлено 246 единиц. На этот день 191 человек служил в войсках, 51 находился в депо, а четверо были отправлены обратно на завод для капитального ремонта. После начала войны 21 сентября был сделан шестой заказ на 50 штук, за которым последовал окончательный заказ на 324, в результате чего общее количество заказов составило 824. Позже было решено, что начиная с 451-й машины танки будут иметь улучшенную S 40. тип. Фактически к июню 1940 года было произведено около 440 машин, включая прототип и предварительную серию.

S 35, захваченные Германией около Дюнкерка в 1940 г.

Из них около 288 находились на передовой в начале Битвы за Францию ​​, причем три бронетранспортера дивизии кавалерии, дивизии Légères Mécaniques или легкие механизированные дивизии («легкие» здесь означают «мобильные», они не были легкими в смысле легкого вооружения). Каждая из них имела органическую численность в восемь эскадрилий с десятью S35; однако каждая эскадрилья имела материальный резерв в размере двух танков, а командиры полков и бригад на практике также имели личные танки, в результате чего на дивизию приходилось 88 машин. Кроме того, 31 машина находилась в общем запасе материальных средств, 49 - на заводских запасах и 26 находились в обработке для приемки. Позже эти машины были переданы нескольким специальным подразделениям, таким как 4-й DCR (командующий Шарль де Голль ), который получил 39, часть 3e кирасир, 4-й DLM (10) и несколько корпусов-франков. Motorisés (около 25). Также уничтоженные 1-й, 2-й и 3-й DLM были восстановлены небольшим количеством танков, первые две дивизии получили десять S 35, третья двадцать; S 35 также служили в составе 7e Cuirassiers (25), а взвод из трех человек присутствовал в оперативной памяти 3e DLC 3e. В мае 1940 года во время битвы за Францию ​​перед DLM была поставлена ​​задача выполнить сложный маневр быстрого продвижения в Нижние страны с последующим удержанием, чтобы позволить пехотным дивизиям, идущим за ними, окопаться. 2-й и 3-й DLM были сосредоточены в промежутке Gembloux между Louvain и Namur, где не было естественных препятствий, мешающих немецкому наступлению. Им пришлось несколько расшириться, чтобы удержать этот сектор от вторжений немецких 3-й и 4-й танковых дивизий. Это было обусловлено местной тактической ситуацией и не отражало каких-либо фундаментальных различий в доктрине между использованием DLM и Panzerdivisionen. Оба типа подразделений были очень похожи по оснащению, обучению и организации, поскольку немецкие бронетанковые дивизии также предназначались в первую очередь для стратегического использования, а этап прорыва предпочтительно оставлять пехоте. Танковое сражение с 13 по 15 мая, Битва при Ханнате, было - с участием около 1700 ББМ - крупнейшим до того дня и до сих пор остается одним из крупнейших за все время.. S 35 хорошо зарекомендовали себя, доказав, что они действительно превосходят немецкие танки в прямом бою, но они были довольно нерешительно развернуты, поскольку французское верховное командование ошибочно предположило, что разрыв был немецким Schwerpunkt и попытался чтобы сохранить свои лучшие танки, чтобы блокировать последующие атаки остальной части панцерваффе.

Когда выяснилось, что атака была действительно уловкой, и силы на севере находились в опасности быть отрезанными немецким наступлением к югу от Намюра, 1-й DLM, который очень быстро двинулся в двухстах километрах к северу, чтобы помочь голландцам, снова поспешно устремились на юг. В результате беспорядок и поломка большинства его S 35 сделали это подразделение, самое мощное из всех союзных дивизий, бессильным; 17 мая она потерпела поражение от немецкой 5-й танковой дивизии. Другие DLM вели затяжную битву, участвовали в битве при Аррасе, а затем распались. Использование своего единственного стратегически мобильного резерва брони в начале битвы сделало французскую армию смертельно уязвимой для немецкой стратегической неожиданности.

Французские спахи, проезжающие мимо S 35 из 12e RCA, Тунис, 20 мая 1943 г.

После июньского перемирия 1940 г. двадцать три S 35 были отправлены в Западную Африку для поддержки удержание режима Виши в этом регионе. Они были выданы 12-му полку Chasseurs d'Afrique, который после того, как французские войска в Африке встали на сторону союзников, использовали их против немецких и итальянских войск во время Тунисской кампании. После участия в параде победы в Тунисе S35s 12e RCA были заменены на M4 Shermans, но экипажи часто прикрепляли табличку SOMUA на свои новые танки.

После освобождения Франции в 1944 г. было поднято бронетанковое подразделение 13e Régiment de Dragons с использованием французской техники, среди которых было семнадцать S 35.

Дипломатическая служба

S 35 в немецкой службе на Восточный фронт в 1941 году

После падения Франции некоторое количество S 35 (по некоторым данным было захвачено 297) было принято на вооружение Вермахта как Panzerkampfwagen 35-S 739 ( е). Немцы модифицировали башенку, отрезав ее верх и установив простой люк. 10 декабря 1940 г. было сформировано первое немецкое танковое соединение, оснащенное французскими танками Beutepanzer: 201-й танковый полк со 118 танками; 36 из них были S 35, остальные «38H». 10 февраля 1941 г. сформирован 202-й танковый полк; оба полка были объединены в 100-ю танковую бригаду. 27 января был сформирован независимый 301. Panzerabteilung из французских машин; Таким образом, общая органическая сила S 35 в Вермахте составляла девяносто. 22 марта этот отдельный батальон заменил 2-й дивизион 201-го танкового полка, который был переименован в Panzer-Abteilung 211 и в июне отправлен в Финляндию, единственное крупное немецкое подразделение с S 35, которое будет сражаться на востоке. Фронт; некоторые были развернуты 22-й танковой дивизией около Севастополя в 1942 году. 21-я и 25-я танковые дивизии в 1943 году использовали несколько S 35 при реформировании после того, как были в значительной степени разрушены. У некоторых автомобилей была снята надстройка, и они использовались для обучения водителей, в то время как другие использовались для обеспечения безопасности. Некоторые из этих подразделений сражались в Нормандии в 1944 году, например 100. Panzer Ersatz und Ausbildungs-Abteilung и 206. Panzer-Abteilung, в то время как другие использовались в Югославии для борьбы с партизанами (7. SS-Freiwilligen-Gebirgs-Division "Prinz" Евгений », 12. Panzer-Kompanie zbV и I./Panzer-Regiment 202). На 30 декабря 1944 года на вооружении Германии еще числилось двенадцать S 35.

Некоторые из захваченных S 35 были доставлены немецким союзникам: 32 в Италии в 1941 году, два - Венгрия в 1942 году и шесть - Болгария в 1943 году. Они использовались итальянцами для оснащения танкового батальона СС «S35» для 131-го танкового пехотного полка, прежде чем стать переведен в XIII армейский корпус в Сардинии. Болгарские автомобили после войны использовались подразделениями полиции. Захваченная партизанами Тито машина была переоборудована британской 6-фунтовой пушкой.

Проекты

Прототип SOMUA SAu 40 с 75-мм пушкой.

На базе S35 в 1937 году компания SOMUA разработала самоходную 75-мм пушку САу 40 . Его трансмиссия была оснащена дополнительным колесом для улучшения проходимости по бездорожью, а корпус стал шире. В этой конфигурации был построен только один прототип; он воевал в июне, оснащенный 75-мм пушкой. 72 единицы были заказаны 1 мая 1940 года. Новый заказ требовал, чтобы Sau 40 была произведена самоходная истребительная установка танков с мощной 47-мм пушкой SA 37.

Чтобы устранить некоторые недостатки S35, SOMUA представила в 1939 году улучшенный тип AC5 . Основанный на шасси SAu 40 и его проекте Char G1, но с При исходной ширине этот SOMUA S40 имел сварную револьверную головку ARL 2C и модернизированную литейную надстройку, как для снижения производственных затрат, так и для повышения стандартов защиты, поскольку литые секции, поставляемые восемнадцатью субподрядчиками, иногда были более низкого качества. Новая подвеска значительно улучшила способность преодолевать подъемы, на что кавалерия официально жаловалась в ноябре 1938 года; его больший вес был компенсирован за счет снижения высоты корпуса на четырнадцать сантиметров, что привело к увеличению веса на четыреста килограмм. В отличие от этого, моторный отсек был поднят для установки улучшенного двигателя мощностью 230 л.с., что позволило увеличить максимальную скорость до 45 км / ч, хотя летом 1940 года новый двигатель еще не был доступен. Вооружение и общая номинальная броневая база остались прежними., но первые шаги по их усовершенствованию, которые естественным образом могли бы эволюционировать в "S 41", были предприняты весной 1940 года, когда планировалось построить 60-мм сварную башню ARL. Первый заказ был сделан 21 сентября 1939 года на пятьдесят машин, и он должен был стать основным производственным типом, заменив S 35 из 451-й машины, общее количество заказов достигло четырехсот корпусов, но ни один из них не был завершен на момент выпуска. Немецкое вторжение; первые машины планировалось выпустить в июле; Секции корпуса уже отливались с ноября 1939 года. Из первых 160 машин восемьдесят планировалось сделать промежуточного типа со старой башней.

Трофейный S 35 на вооружении Вермахта.

После заключения перемирия были разработаны планы возобновления производства, отчасти в интересах держав Оси. 28 мая 1941 г. посол Германии во Франции Отто Абец заключил с французским правительством договор Парижских протоколов. Сюда входило намерение произвести восемьсот SOMUA S40, двести для самой Франции и шестьсот для Германии и Италии. Однако Гитлер, с подозрением относившийся к французскому перевооружению, отказался ратифицировать соглашение.

В ноябре 1940 года японское правительство обратилось к Германии с просьбой разрешить производство для Японии. Когда Япония стала воюющей стороной в результате атаки на Перл-Харбор, 9 февраля 1942 года было решено, что Франция произведет 250 SOMUA S40 для Японской императорской армии, первые из которых будут поставлены в Через двенадцать месяцев производство должно достичь пика в восемь автомобилей в месяц за восемнадцать месяцев. События ноября 1942 г. помешали как производству, так и поставке.

В начале 1942 г. Франция наконец получила разрешение перевооружить свои силы S40 SOMUA теперь, когда этот тип устарел и немцы потеряли интерес. 24 апреля 1942 года рассматривались два варианта, оба с увеличенной башней FCM, первоначально разработанной для Char G1. Первый должен был быть вооружен пушкой SA 35, управляемой двухместной башней, второй - более длинной пушкой SA 37, размещенной в трехместной башне. Франция предусматривала производство 135 машин для оснащения трех эскадрилий по 45 человек в каждой, но подготовка была остановлена ​​в ноябре 1942 года, когда была оккупирована вся Франция. Однако продолжалась тайная разработка SARL 42, оснащенного башней ARL 3 и 75-мм пушкой L / 32 или L / 44 с использованием оптического дальномера. Для ограничения веса его бортовое бронирование было уменьшено до тридцати миллиметров.

В 1945 году предлагалось построить истребитель танков, переоборудовав существующее шасси S 35 с надстройкой под британскую 76,2-мм 17-фунтовую пушку.

Примечания

Источники

  • , Les véhicules blindés français, 1900-1944, EPA, 1979
  • Pascal Danjou, 2004, L'Automitrailleuse de Combat SOMUA S 35, Éditions du Barbotin, Ballainvilliers, ISBN 2-9520988-0-8

Внешние ссылки

  • Портал танков
На Викискладе есть материалы по теме SOMUA S35.

Последняя правка сделана 2021-06-06 04:02:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте