9К31 Стрела-1 - 9K31 Strela-1

редактировать
Тип ПЗРК
9К31 Стрела-1. (НАТО отчетное наименование : СА-9 Гаскин)
Советский СА-9 Гаскин.jpg 9К31 транспортерная пусковая установка
ТипТранспортное средство ЗРК система
Место происхожденияСоветский Союз
История обслуживания
На вооружении1968– настоящее время
ИспользуетсяСм. Список операторов
ВойныАрабо-израильские войны, Война в Западной Сахаре, Югославские войны, Южная Африка can Border War Ливанские войны, Иран-Иракская война, Война в Персидском заливе, вторжение в Ирак в 2003 году Сирийская гражданская Война, Гражданская война в Йемене (2015 – настоящее время)
История производства
КонструкторОКБ-16 (ныне московское КБ Точмаш Конструкторское бюро точного машиностроения)
ПроизводительСоветские государственные заводы
Выпускались1966 года
Варианты9К31, СА-95
Технические характеристики (9К31 Стрела-1)
Масса7000 кг
Длина5,8 м
Ширина2,4 м
Высота2,3 м (походное)
Экипаж3 (командир, наводчик и водитель)

Броня 5–14 мм
Основное. вооружение4 × 9М31 (или 9М31М)
ДвигательГАЗ 41 V-8 бензиновый с водяным охлаждением. 140 л.с. при 3400 об / мин
Мощность / масса20 л.с. / т
Дорожный просвет0,43 м
Запас топлива290 литров
Эксплуатация. дальность полета750 км
Максимальная скорость100 км / ч (дорога). 10 км / ч (вода)
Система наведения.инфракрасного самонаведения

Самолет 9К31 Стрела-1 (Русский : 9К31 «Стрела-1»; Английский: стрелка ) - это высокомобильная, маловысотная управляемая ракета земля-воздух с инфракрасным наведением . Первоначально разработанный Советским Союзом под ГРАУ обозначением 9К31, он широко известен под его отчетным названием НАТО, SA -9 "Гаскин " . Комплекс состоит из машины-амфибии БРДМ-2, на которой установлены две пары готовых к стрельбе ракет 9М31.

Содержание

  • 1 История разработки
  • 2 Машина
  • 3 Ракеты и наведение
    • 3,1 9M31
    • 3,2 9M31M
  • 4 Развертывание
  • 5 Операторы
    • 5.1 Текущие операторы
    • 5.2 Бывшие операторы
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки

История разработки

Ракеты, используемые в этой системе, были разработаны вместе с вездесущими советскими MANPADS 9K32M » Стрела-2 " (обозначение НАТО SA-7" Грааль ") в 1960-е годы. Сначала обе ракеты предназначались как переносные системы, но когда стало очевидно, что «Стрела-2» будет гораздо более компактной из двух систем, цели разработки «Стрела-1» были изменены. Вместо переносной зенитно-ракетной системы уровня батальона, согласно новым критериям, для поддержки ЗСУ-23-4.

требовалась установка полковой ЗРК. В результате изменения роли и более мягких ограничений по весу ЗРК, установленный на машине, конструкторская группа сделала 9М31 гораздо более тяжелой ракетой, что позволило сделать меньше конструктивных компромиссов, чем в случае со Стрелой-2, для достижения приемлемых кинематических характеристик. Наиболее заметным отличием является гораздо больший диаметр ракеты и тупая головка ГСН, занимающая всю ширину корпуса ракеты. При прочих равных, способность оптической ГСН обнаруживать цель прямо пропорциональна ее диаметру, но, с другой стороны, аэродинамическое сопротивление увеличивается пропорционально квадрату диаметра.

Стрела-1 также имела боеголовку более чем вдвое тяжелее, неконтактный взрыватель и более эффективную конфигурацию поверхности управления, чтобы обеспечить лучшую маневренность за счет повышенного сопротивления. В результате получилась ракета, в четыре раза превышающая по весу «Стрела-2», лишь с немного большей дальностью действия, но с гораздо лучшими характеристиками.

Автомобиль

Каждый TEL несет четыре готовые к пуску ракеты, но обычно не имеет ракет для перезарядки. Перезарядка выполняется вручную и обычно занимает около 5 минут. Ракетные ящики для транспортировки опускаются, чтобы уменьшить общую высоту машины. У водителя и командира есть перископы для просмотра за пределами машины при закрытых люках.

9K31 TEL с "Flat Box" пассивным радаром решёткой обнаружения. Фото GulfLINK.

Другим важным изменением в шасси БРДМ-2, помимо новой башни, является удаление нижних колес (которые предположительно предназначены для улучшения внедорожных характеристик). У водителя и командира есть системы инфракрасного зрения. Автомобиль имеет стандартную защиту NBC (ядерную, биологическую и химическую ), включая защиту от избыточного давления. Ракеты складываются по бокам башни, что значительно снижает высоту машины во время полета. Каждый автомобиль весит около 7 тонн (7,7 коротких тонн) и оснащен двигателем мощностью 104 кВт (140 л.с.) и центральной системой контроля давления в шинах.

Ракеты и наведение

9М31

Согласно ряду российских источников исходный 9М31 (Минобороны США обозначение СА-9А «Гаскин» -Mod0 ") имел зону надежного поражения целей от 900 до 4200 метров. Некоторые западные, а также некоторые российские источники дают гораздо более высокие оценки дальности от 800 до 6500 м (от 0,5 до 4 миль); они могут относиться к максимальной дальности стрельбы по приближающейся цели и минимальной дальности при удалении, которые, очевидно, представляют собой большую зону действия, поскольку цель должна достичь зоны перехвата только к тому времени, когда ракета достигнет ее.

Ракета эффективна против целей, удаляющихся с максимальной скоростью 220 м / с или приближающихся со скоростью 310 м / с.

Тип ракеты земля-воздух
9М31
Типракета земля-воздух
Место происхожденияСоветский Союз
История производства
Варианты9M31, 9M31M
Технические характеристики (9M31)
Масса32 кг
Длина1803 мм
Диаметр120 мм
БоеголовкаFrag-HE
Масса боевой части2,6 кг
Детонационный. механизмRF Proximity

Размах крыла0,36 м
Топливоодноступенчатый Ракетный твердотопливный двигатель
Рабочий. дальность4200 метров (2,6 мили) (иногда Сообщается также как 6,5 км (4,0 мили) для 9M31, 8 км (5,0 миль) для 9M31M.)
Высота полета3500 метров (11500 футов) (некоторые источники приводят также более высокие цифры)
Максимальная скоростьМах 1,8
Система наведения.фотоконтраст Сульфид свинца (II) инфракрасное самонаведение ГСН. (иногда также упоминается как ИК-поисковик с длиной волны 1–3 мкм и / или 1–5 мкм);

Боеголовка предназначалась в первую очередь для прямого попадания в цель и имела контактный и магнитный взрыватели, но также содержала резервный оптический неконтактный взрыватель для подрыва боеголовки в случае поражения. Ракета также имела необычный предохранительный механизм на случай промаха; вместо самоуничтожающегося взрывателя, если оптический взрыватель не обнаруживает цель в течение 13–16 секунд, срабатывает предохранительный механизм боеголовки, предотвращающий ее детонацию при ударе.

Движение осуществляется одноступенчатым твердотопливным ракетным двигателем, который зажигается на расстоянии нескольких метров от пусковой трубы: когда выбрасываемый заряд выбрасывает ракету из ее канистру, с ее задней стороны тянется провод . Основная ракета загорается, когда ракета достигает конца провода на расстоянии нескольких метров и отрезается от него.

Головка искателя представляет собой необычную конструкцию, в которой используются элементы детектора неохлаждаемого сульфида свинца (PbS), но с необычным механизмом отслеживания. Неохлаждаемые элементы PbS обычно используются для обнаружения излучения только на коротких длинах волн менее 2 микрометров. Только очень горячие объекты излучают сильно на таких коротких длинах волн, ограничивая системы теплового наведения, использующие неохлаждаемые элементы детектора PbS, до столкновения с реактивными целями в задней полусфере, хотя винтовые самолеты и вертолеты, конечно, могут быть задействованы с любого направления, с которого исходят или видны другие очень горячие части двигателя.

ГСН 9М31, однако, использует элементы PbS иначе, чем обычно. Воспользовавшись тем фактом, что чистое небо дает сильное и постоянное фоновое излучение в диапазоне менее 2 микрометров, достигая максимума при длинах волн видимого света (от 0,4 до 0,7 микрометра), при которых PbS при температуре 295 кельвинов все еще обеспечивает отклик, головка искателя используется для отслеживать изменение излучения цели по сравнению с фоном. Метод называется оптическим фотоконтрастным наведением. Преимущество фотоконтрастного метода самонаведения перед традиционными головками самонаведения с тепловым наведением, использующими элементы PbS, состоит в том, что он устраняет наиболее серьезный недостаток ракет раннего поколения с инфракрасным самонаведением: полное отсутствие возможности лобового поражения против приближающихся реактивных самолетов. Даже охлаждаемые головки самонаведения с ранним охлаждением обычно имели лишь ограниченные возможности взаимодействия передней полусферы, часто сводящиеся к нулю в случае, если струи приближались точно к стрелку.

У нового искателя фотоконтрастности также были свои серьезные ограничения, которые, однако, заключались в довольно строгих метеорологических условиях, которые должны были соблюдаться, чтобы позволить искателю обнаруживать и отслеживать цель: он мог поражать цели только в условиях ясного неба или сплошной облачности, минимум на 20 градусов от солнца и минимум на 2 градуса над горизонтом. Тем не менее, после изучения условий поля боя и тактики самолетов в прошлых конфликтах, в которых использовались средства ПВО ближнего действия, был сделан вывод, что условия, позволяющие использовать такую ​​систему самонаведения, были достаточно обычными, чтобы сделать ее экономически эффективным конструктивным выбором и лучший компромисс, чем единственная доступная в то время практическая альтернатива - инфракрасное самонаведение, ограниченное задним полушарием.

Тот факт, что «Стрела-1» будет дополнена системой самонаведения «Стрела-2» и управляемой РЛС ЗСУ-23-4, возможно, повлиял на решение в пользу такой необычной системы самонаведения.. Основным преимуществом этого выбора было то, что он сделал Стрела-1 единственной системой ПВО в советском танковом или мотострелковом полку, которая могла поражать приближающиеся цели на расстоянии до нескольких километров - ЗСУ сдерживала очень небольшая дальность, а Стрела- 2 из-за того, что он ограничивался атаками наземных штурмовиков после того, как самолет уже нанес удар.

9М31М

Хотя 9М31 был принят на вооружение после государственных испытаний в 1968 году, испытательный комитет также предложил улучшения, которые должны быть внесены в оружие как можно скорее. В результате этих усовершенствований 9М31М «Стрела-1М» (обозначение Минобороны США SA-9B «Гаскин-Мод1» ) поступил на вооружение в 1970 году.

В новой версии внесено множество небольших улучшений. в тактико-технических характеристиках ракеты: она имела немного более тяжелую боевую часть, более точную систему наведения для увеличения вероятности прямого попадания и увеличенную дальность. В ряде западных, а также в нескольких российских источниках дальность действия снова, как сообщается, достигает 8000 м (от 0,35 до 5 миль), тогда как, например, Петухов и Шестов, Лаппи и ряд российских веб-источников приводят гораздо более скромные показатели производительности. ; учитывая характеристики аналогичных систем, дальность перехвата по крайней мере 8000 м кажется маловероятной для такой небольшой ракеты с большим лобовым сопротивлением.

Размещение

Стрела-1 использовалась в батареях ПВО ближнего действия советских мотострелковых и танковых полков. Батарея состояла из артиллерийского взвода из четырех ЗСУ-23-4 «Шилка» и взвода ЗРК из четырех машин «Стрела-1».

Взвод «Стрела-1» содержит, помимо командирской машины, один TEL, оснащенный пассивной радиолокационной системой обнаружения, аналогичной Radar Warning Receiver, и несколько больше (обычно три) без какой-либо радиолокационной системы. Система радиолокационного обнаружения - это 9С16 «Плоский бокс» и состоит из четырех датчиков, установленных вокруг транспортного средства БРДМ, обеспечивая охват на 360 градусов. Эта система не излучает радиолокационную энергию, но может обнаруживать радиоволны, излучаемые самолетом, предупреждая транспортное средство о приближающемся самолете и помогая в обнаружении целевого самолета с помощью оптической системы. Типичная тактика предусматривает запуск двух ракет по каждой цели, чтобы повысить шанс ее уничтожения.

В России система 9К31 Стрела-1 была заменена на 9К35 Стрела-10.

Операторы

Карта операторов 9К31 синим цветом с бывшими операторами красным цветом Хорватская 9К31. Ангольский 9К31, захваченный южноафриканскими войсками во время операции Аскари. Ракетный пуск румынского CA-95 (построенный по лицензии 9К31 Стрела-1 с использованием TABC-79 автомобиль вместо БРДМ-2).

Текущие операторы

Бывшие операторы

См. также

Ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с СА-9 Гаскин.
Последняя правка сделана 2021-07-19 06:46:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте