С-25 Беркут. (Отчетное название НАТО : SA-1 Гильдия) | |
---|---|
Ракета С-25 | |
Тип | Стратегическая ЗРК система |
Место происхождения | Советский Союз |
История службы | |
На вооружении | 1955–1982 |
Использовался | Советским Союзом |
Войны | Холодная война |
История производства | |
Конструктор | ОКБ Лавочкина |
Разработано | 1950 |
№ построено | более 11000 |
Технические характеристики | |
Ширина | 0,71 м (2,32 фута) |
Высота | 12,00 м (39 футов) |
С-25 Беркут (рус. : С-25 «Беркут»; «Беркут» означает беркут на английском языке) - это управляемая ракета класса «земля-воздух» , первая действующая система ЗРК в Советском Союзе. В начале 1950-х годов прошел испытания на Капустин Яр. Он был развернут в нескольких кольцах вокруг Москвы с 1955 года и стал боеготовым в июне 1956 года. Он использовался Москвой только в обороне; более мобильный S-75 (SA-2 Guideline) будет использоваться почти во всех других местах. В течение длительного срока службы было внесено несколько улучшений, и в 1982 году система была окончательно заменена на С-300П.
Его отчетное название НАТО - Гильдия SA-1 . S-25 - это сокращение от Systema 25, обозначающее всю систему ракет, радаров и пусковых установок. Части системы включают ракету V-300, радары R-113 и B-200, а также антенны A-11 / A-12 для B-200.
Разработка С-25 была санкционирована 9 августа 1950 года решением СССР и дополнена Сталин : (Нам нужно через год получить ракету для ПВО). Систему поручили спроектировать СБ-1 (СП № 1).
В первоначальную конструкцию входили:
Реализация была поручена Третьему главному агентству, которое было специально создано Советом Министров СССР. СБ-1 переоборудовали в КБ-1 (КБ №1) под руководством И. Часть пленных немецких специалистов была сосредоточена в отделении №38 КБ-1.
Испытания на полигоне первой экспериментальной системы были проведены в январе 1952 года. Эти испытания привели к удалению компонентов воздушного базирования системы «Беркут» (G-400 / G-300 и G-500).
Строительство наземной инфраструктуры (проект московского отделения Ленгипростроя, В.И.Речкин) велось с 1953 по 1955 год на дистанциях 50 и 90 км от Москвы. Заключенными построено около 2000 км дорог.
После смерти Сталина и ареста Л.П. Берия (начальник советской полиции и госбезопасности и отец С.Л.Берия) в июне 1953 года КБ-1 было реорганизовано и возглавил Расплетин. Третье главное агентство было преобразовано в Главспецмаш и вошло в состав Министерства среднего машиностроения. Название Беркут было изменено на Система 25 .
Первые боевые элементы С-25 были доставлены военным в 1954 году. В марте 1954 года большинство площадок готовилось для установки ракет. и пусковые установки. Окончательные испытания завершились в начале 1955 года. Первые батареи поступили на вооружение 7 мая 1955 года. Система вступила в боевое дежурство в июне 1956 года. Пусковые установки располагались на расстоянии 75–85 км от Москвы плотным кольцом (на на расстоянии 10–15 км друг от друга). Локации были замаскированы лесом.
После ввода системы в эксплуатацию некоторые подразделения Главспецмаша (Главспецмонтаж и Главспецмаш) были расформированы, КБ-1 было передано Министерству оборонной промышленности.
Для эксплуатации комплекса С-25 весной 1955 г. была создана «Отдельная армия особого назначения» под командованием генерал-полковника К. Казакова в составе Советской авиации. Силы обороны (ПВО Страны).
Во время службы в первоначальный проект С-25 был внесен ряд улучшений. Последний модернизированный комплекс С-25М был списан и заменен комплексом ПВО С-300П в 1982 году. Большинство участков первоначального комплекса С-25 были демонтированы в 1990-х годах и сейчас представляют собой дачные поселки для жителей Москвы.
Части С-25 проектировались параллельно. На полигоне Капустин Яр созданы площадки для поддержки разработки С-25:
Первые испытания С-25 в режиме полного управления начались 2 ноября 1952 г. (по радиолокационной цели). Испытания по парашютным целям проводились в начале 1953 года. Ту-4 дроны использовались для испытаний движущихся целей с 26 апреля по 18 мая 1953 года. Во время испытаний с 18 сентября 1952 по 18 мая был произведен 81 пуск. 1953. В сентябре-октябре 1953 г. проведены дополнительные испытания беспилотников Ил-28 и Ту-4.
Решение правительства о строительстве полномасштабного комплекса С-25 на Капустин Яре было принято в январе 1954 года. Комплекс был взят на государственные испытания 25 июня 1954 года. Испытания проводились с 1 октября 1954 года. до 1 апреля 1955 г. и включал 69 пусков по беспилотникам Ил-28 и Ту-4 (в том числе одновременный пуск 20 ракет по 20 целям). Комплекс мог вести огонь по 20 целям одной или двумя ракетами одновременно, имея наготове до 60 ракет. Время запуска 5 минут (для 18 целевых каналов).
Всего в Подмосковье было изготовлено и развернуто 56 комплексов С-25 серийной постройки, плюс один серийный и один экспериментальный развернуты на полигоне Капустин Яр.
Каждая площадка была оборудована системой наведения B-200 , включая отслеживание во время сканирования радар (обозначен разведкой США как Йо-Йо). В систему также входило оборудование системы управления огнем , которое позволяло каждому объекту поражать до 10 целей одновременно, по две ракеты для каждой.
Опытный образец РЛС Б-200 был испытан в середине 1950-х.
Выпущена первая ракета В-300 25 Июль 1951 года на полигоне Капустин Яр.
Ракета, носившая разные названия в зависимости от версии, использовала один жидкостный ракетный двигатель. Хотя его максимальная скорость была порядка 2,5 Маха, у него была низкая начальная скорость, что ограничивало его возможности поражения сверхзвуковых целей. Его максимальная дальность перехвата варьировалась в зависимости от подхода и типа цели; против приближающегося высоко летящего B-52 дальность его действия составляла порядка 30 км. Ракета несла большую боеголовку массой 200–320 кг (440–710 фунтов), а ее смертельный радиус оценивался в 20–35 м (66–115 футов). Считалось, что он способен вести перехват с минимальной высоты от 900 м (3000 футов) до 18000 м (59000 футов), с некоторыми дополнительными возможностями до примерно 24000 м (79000 футов), особенно если он оборудован ядерная боеголовка.
К 1959 году было изготовлено в общей сложности около 32000 ракет V-300.
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с С-25 Беркут. |