Саксонская Maschinenfabrik в Хемнице был один из самых важных инжиниринговых компаний в Саксонии во второй половине 19 - го века и в первые два десятилетия 20 - го века. Включая различные предприятия-предшественники, фирма существовала с 1837 года до ее ликвидации в 1930 году, а отдельные филиалы компании, переданные другим компаниям, продолжали работать до 1990 года. Компания тесно связана с именем ее основателя и давнего менеджера. Ричард Хартманн, имя которого в 1898 году вошло в состав нового названия компании: Sächsische Maschinenfabrik vormals Richard Hartmann («Саксонский машиностроительный завод, ранее Ричард Хартманн»).
Основной целью бизнеса была разработка, проектирование и производство:
В период с 1848 по 1929 год компания построила не менее 4699 локомотивов. Большинство из них было поставлено Королевским саксонским государственным железным дорогам ( Königlich Sächsische Staatseisenbahnen ), но заказчиков для ее локомотивов можно было найти по всему миру. Не менее впечатляющим является перечень прядильных и текстильных машин, производимых компанией Hartmann. На протяжении многих десятилетий эти машины с завода в Хемнице и других его дочерних предприятий устанавливают стандарты немецких инженерных традиций.
В 1837 году Август Гётце и Рихард Хартманн основали фирму Götze amp; Hartmann, которая производила очень широкий спектр машин. Хартманн, который приобрел опыт работы во многих компаниях, очень быстро осознал важность многих технических инноваций. Еще в 1839 году компания разработала техническую концепцию скоростной рамы для кардной пряжи, которая была превращена в товарный продукт и успешно продана. Но самым важным делом какое-то время был ремонт и разработка индивидуальных технических решений (эквивалент современной концепции машин специального назначения). В 1842 г. на предприятии было занято около 200 человек. В период до 1845 года компания претерпела многочисленные расширения и переезды в область Хемница.
С 1848 года паровозы производились фирмой, в которой сейчас доминирует Хартманн, но эта отрасль бизнеса начала развиваться только десять лет спустя. Для начала их главный заказчик, Королевские саксонские государственные железные дороги, должен был убедиться в качестве своей продукции, поставив очень небольшие партии двигателей.
С 1855 года Sächsische Maschinenfabrik также производила турбины и мельничное оборудование, так что к 1857 году штат сотрудников увеличился примерно до 1500 человек. В середине 1860-х годов производство паровозов достигло очень высокого уровня; в 1868 г. был построен новый производственный цех, в котором можно было одновременно устанавливать до 36 локомотивов.
В 1870 году предприятие стало Sächsische Maschinenfabrik AG. Ричард Хартманн стал председателем совета управляющих и занимал этот пост до своей смерти в 1878 году. Сыновьям Ричарда Хартманна были отведены важные роли в бизнесе.
В 1878 году с производственной линии Sächsischen Maschinenfabrik сошёл 1000-й локомотив, за которым последовали многочисленные расширения бизнеса, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос во всем мире. В 1896 году было начато строительство новой штаб-квартиры в Хемнице, в том же году одним из сыновей Ричарда Хартмана, Густавом Хартманном, был основан филиал в Луганске (также известный как Луганск ), который существует сегодня как Локомотивфабрик Луганск.
В 1898 году в ходе реструктуризации предприятие было переименовано в Sächsische Maschinenfabrik vormals Richard Hartmann Aktiengesellschaft.
В начале 20-го века предприятие также создало сильную отрасль вооружений и производило, среди прочего, оружие, артиллерийское оборудование и боеприпасы. В то время в бизнес были интегрированы другие компании.
В 1920-е годы бизнес продолжал приобретать множество компаний, в том числе «Металлургический завод короля Фридриха-Августа» во Фрайталь-Потшаппеле, который ранее был важным поставщиком для бизнеса, и, наконец, фирму по производству текстильных машин Walter Löbel AG в Дрездене. Но последствия меняющейся экономической ситуации привели к тому, что бизнес в 20-е годы все больше испытывал трудности. Даже основание Deutsche Reichsbahn в 1920 году и широкое распределение квот на строительство локомотивов между различными производителями привело к значительному сокращению закупок локомотивов. Между 1920 и 1924 годами для DRG было построено только 64 локомотива, за границей явно сказывались политические последствия Первой мировой войны.
В 1926 году производство станков было закрыто, и несколько небольших фирм взяли на себя части производства. В 1928/29 году был выполнен последний крупный заказ для ДРГ. Но только 13 двигателей недавно разработанных локомотивов стандарта DRG класса 99.73-76 были поставлены для узкоколейных железных дорог Саксонии. Оставшуюся часть запланированного заказа в 32 машины забрала Berliner Maschinenbau (BMAG, ранее Schwartzkopff). После этих 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2, в ) калибровочные двигатели, только более шести локомотивов были произведены в локомотивных работ в Хемнице. После этого фирма, уже находившаяся в экономических трудностях, стала жертвой мирового экономического кризиса.
В 1928 году «Завод короля Фридриха-Августа» в Потшаппеле снова был распродан; очень разрозненное подразделение текстильного оборудования было реструктурировано, и производство паровых катков и локомотивов было прекращено в 1929 году. Sächsische Maschinenfabrik, vorm. Richard Hartmann AG »была ликвидирована в 1930 году, а оставшееся экономическое ядро подразделения текстильного оборудования было включено в недавно созданную Sächsische Textilmaschinenfabrik vorm. Ричард Хартманн АГ. Как и в первые дни существования предприятия Hartmann, эта компания концентрировалась исключительно на прядильных машинах и ткацких станках. В 1933 году она была объединена с несколькими другими компаниями в Textil-Maschinen-Compagnie Chemnitz. Остальной сферой деятельности бывшей компании Hartmann теперь были прядильные машины.
Во время Второй мировой войны большая часть заводских зданий, площадок и оборудования была разрушена, и после того, как большая часть оставшихся площадок была передана Советскому Союзу в качестве военных репараций, для запуска оставалось только около десятой части завода. снова как VEB Spinnereimaschinenbau в 1946 году. До воссоединения Германии фирма была ведущим производителем текстильных машин для производства пряденого хлопка в Восточном блоке. В 1990 году эта фирма стала Gesellschaft mit beschränkter Haftung (немецкая форма общества с ограниченной ответственностью ), Chemnitzer Spinnereimaschinenbau GmbH, и была передана доверительной компании. В конце 1994 года он был продан холдинговой компании Neue Länder. Ее основной рынок в Восточной Европе распадался, и непреодолимая конкуренция привела к слиянию с двумя другими саксонскими производителями текстильного оборудования и образованием CSM-Sächsische Spinnereimaschinen GmbH Chemnitz, но, несмотря на производство технически высококачественной продукции, фирма прекратила производство в 1998 году и позже. в сложенном виде, после чего окончательно исчезли последние производственные элементы давних традиций фирмы.
В память о работе Ричарда Хартманса часть бывшей улицы Лейпцигерштрассе в Хемнице была переименована в Хартманнштрассе. Бывшая вилла директора компании сегодня доступна для выставок, а торговый центр в Хемнице называется Richard-Hartmann-Schule. С 1990 года все большее признание получает память и традиции, связанные с именами Ричарда Хартмана и его Sächsischen Maschinenfabrik. В городе Хемниц, где работают саксонские предприятия металлургической и электротехнической промышленности, а также машинисты локомотивов с заводов Sächsischen Maschinenfabrik, уникальные саксонские инженерные традиции связаны с названием этой компании.
Фирма также оставила особое наследие своего вклада в поставку локомотивов для узкоколейных железных дорог Саксонии и по сей день. Не менее чем через 125 лет после поставки первого локомотива для этих узкоколейных железных дорог в 1881 году Саксонское общество узкоколейных железных дорог ( Verein zur Förderung sächsischer Schmalspurbahnen или VSSB ) заказало строительство копии Saxon Class IK.
Работы No. | Год | Тип | Учебный класс | Номер флота | Место расположения | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
164 | 1861 г. | 2-4-0 | Bockwaer Eisenbahngesellschaft MULDENTHAL | Дрезденский музей транспорта (VMD) | ||
? | 1869 г. | 0-6-0 | ATE IIIa | ATE 18 DONNERSBERG, позже ČSD 322.302 | Национальный технический музей (Прага) | |
1112 | 1881 г. | 0-6-0 | ? | ? | Железнодорожный музей Астурии | |
1435 | 1886 г. | 0-4-0Т | Саксонский VII T | K.Sächs.Sts.EB 1431 HEGEL, позже DR 98 7056 | Дрезденский музей транспорта (VMD) | |
2102 | 1895 г. | 0-6-0Т | NSB типа XXVII | Urskog – Hølandbanen 2 Eidsverket позже переименован в Urskog | Железнодорожный музей NSB, Хамар | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
2152 | 1896 г. | 2-6-0Т | PT KAI C12 18 | PT Керета Апи Индонезия | Экскурсионный поезд по уличному бегу в Суракарте, названный " Сепур Клутук Джаладара " | Калибр 1067 мм ( 3 фута 6 дюймов ) |
2648 | 1902 г. | 0-4-4-0T (Фэрли) | Саксонский IM | K.Sächs.Sts.EB 252, позже DR 99 162 | Музей вокзала Оберхайнсдорф | 1000 мм ( 3 фута 3 3 / 8, в ) манометрического |
3356 | 1909 г. | 2-6-2Т | NSB типа XXVIII | Урског – Хёландбанен 4 Сецкоген | Историческая железная дорога Урског-Хёландбанен | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
3377 | 1910 г. | 0-4-4-0T (Мейер) | Saxon I TV | K.Sächs.Sts.EB 1394; позже DR 98 001 | Промышленный музей Хемница | |
3387 | 1910 г. | 4-6-0 | Саксонский XII H2 | K.Sächs.Sts.EB 656, позже 3656, затем DR 38205 | Саксонский железнодорожный музей (SEM), Хемниц | |
3477 | 1911 г. | 2-6-2Т | Саксонский XIV HT | K.Sächs.Sts.EB 1806, позже DR 75 515 | Саксонский железнодорожный музей (SEM), Хемниц | |
3836 | 1915 г. | 2-6-2Т | Саксонский XIV HT | K.Sächs.Sts.EB 1851, позже DR 75 501 | Немецкий музей паровозов (DDM), Нойенмаркт | предоставлено Железнодорожным музеем Шварценберга |
2276 | 1898 г. | 0-4-4-0T (Мейер) | Саксон IV K | K.Sächs.Sts.EB 128, позже DR 99 535 | Дрезденский музей транспорта (VMD) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
3561 | 1912 г. | 0-4-4-0T (Мейер) | Саксон IV K | K.Sächs.Sts.EB 169, позже DR 99 579 | Саксонский музей узкоколейки ( Sächsisches Schmalspurbahnmuseum, Rittersgrün) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
3792 | 1914 г. | 0-4-4-0T (Мейер) | Саксон IV K | K.Sächs.Sts.EB 194, позже DR 99 604 | Радебойльский музей узкоколейки ( Schmalspurbahnmuseum Radebeul, Радебойль ) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4523 | 1922 г. | 2-8-2 | Саксонский XX HV | Säch.Sts.EB 207, позже DR 19 017, затем 04 1017 | Дрезденский музей транспорта (VMD) | |
4561 | 1923 г. | 0-10-0Т | Саксонский XI HT | DR 94 2105 | Железнодорожный музей Шварценберга | |
4623 | 1924 г. | 2-6-2Т | NSB тип XXIX | Urskog – Hølandbanen 5 Bjørkelangen | Норвежский университет науки и технологий, Тронхейм | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4658 | 1925 г. | 2-6-2Т | NSB тип XXIX | Urskog-Hølandbanen 6 HOLAND | Историческая железная дорога Урског-Хёландбанен | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4670 | 1927 г. | 0-10-0Т | Саксонский VI K | DRG 99 713 | Sächsische Dampfeisenbahngesellschaft (SDG) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4672 | 1927 г. | 0-10-0Т | Саксонский VI K | DRG 99 715 | z. Zt. Preßnitztalbahn | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4673 | 1927 г. | 0-10-0Т | Саксонский VI K | DRG 99 716 | Öchsle | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4678 | 1928 г. | 2-10-2Т | DRG класс 99.73–76 | DRG 99 731 | Sächsisch-Oberlausitzer Eisenbahngesellschaft (SOEG) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4681 | 1928 г. | 2-10-2Т | DRG класс 99.73–76 | DRG 99 734 | Sächsische Dampfeisenbahngesellschaft (SDG) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4682 | 1928 г. | 2-10-2Т | DRG класс 99.73–76 | DRG 99 735 | Sächsisch-Oberlausitzer Eisenbahngesellschaft (SOEG) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |
4691 | 1928 г. | 2-10-2Т | DRG класс 99.73–76 | DRG 99 741 | Sächsische Dampfeisenbahngesellschaft (SDG) | 750 мм ( 2 фута 5 1 / 2 в ) датчик |