Руй Лопес де Сегура | |
---|---|
Руи Лопес играет Леонардо ди Бона при испанском королевском дворе; также изображен король Испании Филипп II. (Луиджи Мессини, 1883 г.) | |
Полное имя | Родриго Лопес де Сегура |
Страна | Испания |
Родился | c. 1530 Сегура |
Умер | c. 1580 г. (в возрасте около 50 лет) |
Родриго «Руи» Лопес де Сегура (ок. 1530 - ок. 1580) был испанским шахматистом, писателем и католическим священником, чей трактат 1561 года Libro de la invención liberal y Arte del juego del Axedrez был одной из первых книг о современных шахматах. в Европе. Он внес большой вклад в теорию шахматных дебютов, в том числе в Королевский гамбит и дебют Рюя Лопеса (или испанский), носящий его имя. Лопес также был сильнейшим игроком Испании около 20 лет.
Лопес был уроженцем Сегура-де-Леон, городка в Эстремадуре, Испания. В 1559 году, когда он жил в Зафре, Лопес был вызван в Рим папой Пием IV по церковным делам. Во время своего пребывания в Риме Лопес играл в шахматы с местными жителями. Он, по-видимому, хорошо себя проявил, хотя единственный отчет об этих играх приводится в одной фразе самим Лопесом. Одним из таких игроков был Иль Путтино, прозвище молодого Леонардо ди Бона. Лопес также узнал термин гамбит от итальянских игроков.
В Италии Лопес столкнулся с трактатом Педро Дамиано о шахматах « Questo libro e da imparare giocare a scachi et de li partiti» и не нашел в нем особой ценности. Возможно, это вдохновило Лопеса на написание его собственной книги Libro de la Invencion liberal y Arte del juego del Axedrez, которая была опубликована в 1561 году.
Лопес был сильнейшим игроком Испании почти двадцать лет; его ближайшими соперниками были Альфонсо Серон (Гранады) и Медрано. Лопес и Серон играли перед королем Испании Филиппом II, произведя на него такое впечатление, что Лопес заработал бенефис и золотую цепочку с изображением ладьи. Лопеса также ценили за его способности играть в шахматы с завязанными глазами.
Алессандро Сальвио пишет, что Лопес снова поехал в Рим в 1572 году. Однако более вероятно, что Лопес посетил Рим только один раз (в 1559 году) и что хронология Сальвио неверна.
Примерно в 1574 году Лопес все еще находился при королевском дворе в Испании, когда ди Бона, а затем Паоло Бой, приехали в турне по Европе. Их встречи, в которых также участвовал Серон, иногда считают первым международным шахматным турниром. Бой и значительно улучшенный ди Бона победили Лопеса и Серона в Мадриде в присутствии Филиппа II. Лопес снова смог обыграть Серона.
Годы рождения и смерти Лопеса можно оценить только приблизительно; продолжительность жизни ок. 1530-1580 обычно дается без доказательств. Скорее всего, он родился до 1534 года и дожил по крайней мере до конкурса 1574 года.
Вклад Руи Лопеса в шахматы был в основном их дебютной теорией; его анализ Королевского гамбита, в частности, вышел далеко за рамки более ранних работ, таких как работы Дамиано. Он также был сильнейшим игроком Испании и, возможно, Италии около двадцати лет.
Репутация Лопеса пострадала от работ моденских мастеров. Понциани охарактеризовал Лопеса как бесплодного, неметодичного и мало кто продвинулся в борьбе с Дамиано. Х. Р. Мюррей, однако, утверждает, что критика Мастерсом Лопеса несправедлива и, вероятно, проистекает из сходства его пьес с пьесой Филидора, главного соперника их школы.
Сохранившийся трактат Руи Лопеса, который полностью озаглавлен Libro de la Invencion liberal y Arte del juego del Axedrez, por Ruy-López de Sigura, clerigo, vezino de la villago Cafra. Digirida al muy Illustre Señor Don Garcia de Toledo, ayo y mayordomo del serenissimo principe Don Carlos nuestro Señor., был опубликован в 1561 году.
Лопес разделил свою книгу на четыре части («книги»). Сначала он представляет несколько мифологических истоков игры и обсуждает ее преимущества, правила и стратегии, перемежая ряд цитат (на латыни) классических авторов. Вторая часть посвящена дебютам и является наследием Лопеса как «отца дебютной теории». В-третьих, враждебная оценка дебютного анализа Дамиано. Заключительные главы Лопеса посвящены шахматам по шансам, и снова он находит время, чтобы критиковать подход Дамиано к этим играм.
В этом произведении Лопес представляет шестьдесят шесть игр, двадцать четыре из которых взяты из книги Дамиано 1512 года. По словам Дж. Х. Сарарта, игры Лопеса более низкого качества, чем у Дамиано. Он допускает, что они, тем не менее, могут быть более поучительными, поскольку Лопес дает большее количество вариаций. Другие авторы высказывают различные мнения о качестве анализа Лопеса.
Лопес редко предлагал варианты, которые заканчивались матом. Вместо этого он заканчивал строки комментариями вроде того, как черные должны потерять ферзя или что у белых очень хорошая игра.
В этом разделе для описания шахматных ходов используются алгебраические обозначения. |
Не многие партии можно с уверенностью отнести к Лопесу, а те, что можно, - неполные. Одна такая игра была записана Полерио, и в нее играли во время соревнований между итальянцами и испанцами до короля Филиппа II:
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5 4.c3 Qe7 5.b4 Bb6 6.a4 a6 7.Ba3 d6 8.Qe2 Bg4 9.d3 Nf6 10.Nbd2
Среди анализа, который Руи Лопес дает в своем трактате, есть пример открытия, которое носит его имя. Лопес утверждает, что следующая линия доказывает, что черные должны избегать «Руи Лопеса», сыграв 2... d6 вместо 2... Nc6.
1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Bc5 4.c3 d6 5.d4 exd4 6.cxd4 Bb4 + 7.Nc3 Bd7 8.Bf4 Nf6 9.Qd3 Bxc3 + 10.bxc3
Лопес также дает ряд вариаций Королевского гамбита, таких как:
1.e4 e5 2.f4 exf4 3.Nf3 Nf6 4.e5 Qe7 5.Qe2 Nh5 6.Nc3 c6 7.Ne4
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Следующие шахматные дебюты носят имя Лопеса:
Библиография