Королевство Рустамидов | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
777–909 | |||||||||||
Максимальный размер королевства в его процветании. | |||||||||||
Столица | Тахерт | ||||||||||
Общие языки | Берберский, арабский, персидский | ||||||||||
Религия | Ибади Ислам | ||||||||||
Правительство | Имамат | ||||||||||
Имам | |||||||||||
• 777–788 | ʿАбду р-Рахман ибн Бахрам ибн Рустам | ||||||||||
• 906–909 | Якзан ибн Мухаммад Абиль-Якзан | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 777 | ||||||||||
• Отменено | 909 | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Алжир Тунис Ливия Марокко Мавритания |
Династия Rustamid ( арабская : الرستميون) (или Rustumids, Rostemids) была Правящий дом Ибадь имам из персидского происхождения сосредоточена в Алжире. Династия правила как мусульманская теократия в течение полутора веков от своей столицы Тиарета (в современном Алжире) до тех пор, пока исмаилитский халифат Фатимидов не победил ее. Их царство простиралось на большую часть северного Алжира, а также далеко на юг до границы с Мали, включая такие города, как Уаргла, оно также простиралось до западной Ливии, Тафилалта в Марокко, Мавритании и южного, центрального и восточного Туниса.
Движение Ибади достигло Северной Африка 719, когда миссионер Сальм ибн Саад был отправлен из Ибади Джамаа из Басры в Кайруан. К 740 году их усилия обратили в христианство основные берберские племена хувара вокруг Триполи, в горах Нафуса и в Зенате в западной Триполитании. В 757 году (140 г. хиджры) группа из четырех миссионеров, получивших образование в Басре, включая Абд ар-Рахмана ибн Рустама, провозгласила имаматом Ибани, положив начало неудавшемуся государству во главе с Абу л-Хаттабом Абдул-А'ла ибн ас-Самхом, которое длилось до н. Аббасидский халифат направил Мухаммада ибн аль-Ашаса аль-Хузи, чтобы подавить его в 761 году, и Абул-Хаттаб Абдул-А'ла ибн ас-Самх был убит. После его смерти триполитанский ибадийя избрал имамом Абу л-Хатима аль-Малзузи; он был убит в 772 году после того, как начал второе безуспешное восстание в 768 году. После этого центр власти переместился в Алжир, а в 777 году Абд ар-Рахман ибн Рустам, уроженец Ифрикия, обращенный в движение ибати персидского происхождения, и один из четырех учредителей имамата был избран имамом; после этого этот пост остался в его семье, что ибадийя оправдал, отметив, что он не происходил из племени, и, таким образом, его семья не имела предубеждений по отношению к каким-либо племенам, из которых было сформировано государство.
Новый имамат располагался в недавно построенной столице Тиарет; несколько племен ибади, перемещенных из Туниса и Триполитании, поселились там и были построены мощные укрепления. Он стал важной остановкой на недавно развивающихся торговых маршрутах с Африкой к югу от Сахары и Ближним Востоком.
Ибн ас-Сагир также описывает имама как аскета, ремонтирующего свой дом и отказывающегося от даров; граждане резко критиковали его, если считали, что он нарушил свой долг. Религиозная этика строго соблюдалась законом.
В Rustamids боролся Кайруано основанным Аглабидов из Ifriqiya в 812, но в остальном достигнут модус вивенди ; это вызвало недовольство племен ибади на границе Аглабидов, которые подняли несколько восстаний.
После Абду л-Ваххаба Рустамиды стали слабыми в военном отношении; они были легко завоеваны исмаилитами Фатимидами в 909 году, после чего многие ибани, включая последнего имама, бежали в племя седрата в Уаргла, откуда они в конечном итоге эмигрировали в Мзаб.
Династия Рустамидов «приобрела космополитическую репутацию, в которой жили христиане, нехариджитские мусульмане и приверженцы различных сект хариджизма». В интеллектуальной сфере у Рустамидов было много ученых и образованных людей, таких как Абд ар-Рахман ибн Рустам, Абд аль-Ваххаб ибн Абд ар-Рахман, Афлах ибн Абд аль-Ваххаб, дан Абу аль-Якжан ибн Афлах, Махди ан-Нафуси, Абдаллах аль-Ламти и Махмуд ибн Бакр. У Абд ар-Рахмана было толкование Корана. Абд аль-Ваххаб написал свою книгу «Масаил Нафуса» по исламской юриспруденции. Афлах овладел арабской литературой, математикой и астрономией. Абу аль-Якжан написал около 40 работ. Из-за своего интеллектуального энтузиазма Рустамиды энергично передали ценные произведения из Машрика в Магриб, особенно в библиотеку аль-Ма'шума (в Тахерте) и Хизана Нафуса (в Джабаль-Нафусе). Более того, Тахерт был известен как Ирак аль-Магриб, аль-Ирак аш-Шагир, Балх аль-Магриб или Маленькая Басра. Помимо этих достижений, Рустамиды также внесли значительный вклад в исламизацию Магриба и Билад ас-Судана. В течение примерно двух столетий (130–340 гг. Хиджры / 750–950 гг. Н.э.) хариджиты получили контроль над торговыми путями в Магрибе и Билад ас-Судане. Многие ибадитские купцы совершали путешествия по обширным территориям, таким как Тахерт, Варгла, Нафзава, Джабал Нафуса, Тадмаккат, Гао и Гана. Этой экономической деятельностью ибадиты одновременно использовали преимущества торгового бизнеса и проповедования ислама.
Часть серии о |
---|
История Алжира |
Предыстория
|
Античность
|
Средний возраст
|
Современное время Османский Алжир (16-19 вв.) Французский Алжир (19-20 вв.) |
Современная эпоха 1960–80-е гг. 1990-е годы 2000-е годы, чтобы представить |
похожие темы |
|