Русская фантастика и фэнтези

редактировать

Российская почтовая марка 1967 года с изображением инопланетного космического корабля

Научная фантастика и фэнтези были частью русской литературы с XIX века. Русское фэнтези развилось из многовековых традиций славянской мифологии и фольклора. Российская научная фантастика возникла в середине XIX века и достигла своего расцвета в советское время, как в кино, так и в литературе, с такими писателями, как братья Стругацкие, Кир Булычов, Михаил Булгаков и другие. Советские режиссеры, такие как Андрей Тарковский, также сняли много научно-фантастических и фэнтезийных фильмов. С падением « железного занавеса» современная Россия пережила возрождение фэнтези. За пределами современной России существует значительное количество русскоязычных писателей и режиссеров из Украины, Беларуси и Казахстана, которые внесли заметный вклад в развитие жанров.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Терминология
  • 2 Имперский период
    • 2,1 18-го и начала 19-го веков
    • 2.2 Конец 19 - начало 20 века
      • 2.2.1 Утопии
      • 2.2.2 Жанр фантастики
  • 3 советский период
    • 3.1 Советская научная фантастика
      • 3.1.1 Ранняя советская эпоха
      • 3.1.2 Поздний советский период
      • 3.1.3 Фильмы и другие медиа
    • 3.2 Советское фэнтези
      • 3.2.1 Литература
      • 3.2.2 Фильмы
    • 3.3 Самые известные советские писатели
  • 4 Постсоветский период
    • 4.1 Литература
    • 4.2 Фильмы
    • 4.3 Другие средства массовой информации
    • 4.4 Известные писатели
  • 5 антологий
  • 6 Литература
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Терминология

На русском языке фэнтези, научная фантастика, хоррор и все другие родственные жанры считаются частью более крупного обобщающего термина, фантастика ( фантастика), примерно эквивалентного « спекулятивной фантастике », и менее разделены, чем на Западе. Русский термин для обозначения научной фантастики - научная фантастика ( научная фантастика), что дословно можно перевести как «научная фантастика» или «научная спекулятивная фантастика». Поскольку в советское время было очень мало фантастики, ориентированной на взрослых, русские не использовали конкретный термин для этого жанра до Перестройки. Хотя в русском языке есть дословный перевод «фантазия», фантазия ( фантазия), это слово относится к мечте или воображению, а не к литературному жанру. Сегодня российские издатели и литературоведы используют прямую английскую транскрипцию, фэнтези ( fentezi). Gothic и сверхъестественные фантастики часто называют мистиком ( мистика, русскими для мистицизма ).

Имперский период
Титульное чудовище из готической повести Николая Гоголя Вий (1835 г.) Смотрите также: Русская мифология и фольклор России

18 и начало 19 веков

Хотя научная фантастика не возникла в России как единый жанр до начала 20 века, многие ее аспекты, такие как утопия или воображаемое путешествие, можно найти в более ранних русских произведениях.

Антиклерикальный Федора Дмитриева-Мамонова Философ Дворянин. Аллегория (Дворянин-философ. Аллегория, 1769) считается прототипом научной фантастики. Это вольтерский философский контекст, созданный под влиянием Микромегаса.

Утопия была одним из основных жанров ранней русской спекулятивной фантастики. Первой утопией на русском языке стал рассказ Александра Сумарокова «Сон о счастливом обществе» (1759 г.). Две ранние утопии в форме воображаемого путешествия - это « Новейшее путешествие» Василия Левшина (1784 г., также первый русский «полет» на Луну) и « Путешествие» Михаила Щербатова в Страну Офира. Псевдо-исторические героические романсы в классических настройках (по образцу Фенелон «s Telemaque) по Федору Emin, Михаил Херасков, Павел Львов и Петр Захарьина были утопическими. Древняя Ночь Вселенной (1807), в поэме по Семен Бобров, это первая работа русского космизма. Действие одних из сказок Фаддея Булгарина разворачивается в будущем, в других используются темы полой земли и космических полетов, как и в « Фантастических путешествиях барона Брамбеуса» Осипа Сеньковского.

Среди авторов готических рассказов - Александр Бестужев с его немецким couleur locale, Сергей Любецкий, Владимир Олин, Алексей Константинович Толстой, Елизавета Кологривова и Михаил Лермонтов («Штосс»).

К середине 19 века воображаемые путешествия в космос стали популярными книжками, такими как « Путешествие к Солнцу и планете Меркурий», «Все видимые и невидимые миры» (1832 г.) Дмитрия Сигова, « Переписка лунного человека с землянином» (1842 г.) Петра. Машков, Путешествие на Луну на чудесной машине (1844) Семена Дьячкова и Путешествие на Солнце (1846) Демокрита Терпиновича. Популярная литература используется фантастические мотивы, как демоны ( Рафаил Зотов «s Цинь-Киу-Тонг), невидимость (Ivan Shteven в Волшебных зрелища) и сокращающиеся мужчины ( Василий Alferyev » s Picture).

Сказки Гофмана оказали влияние на таких восточноевропейских писателей, как украинский писатель Николай Гоголь, русские писатели Антоний Погорельский, Николай Мельгунов, Владимир Карлгоф, Николай Полевой, Алексей Томофеев, Константин Аксаков и Василий Ушаков. Сверхъестественные сказки стилизовали Орест Сомов, Владимир Олин, Михаил Загоскин и Николай Билевич. Владимир Одоевский, писатель-романтик, находящийся под влиянием Гофмана, написал о своем видении будущего и научного прогресса, а также многие готические сказки.

Александр Вельтман вместе со своими народными романами ( Кощей Бессмертный, 1833) и хоффманскими сатирическими сказками ( Новая Емеля, или, Метаморфозы, 1845) в 1836 году опубликовал первый русский роман на русский язык «Предки Калимероса: Александр, сын Филиппа Македонского». особенность путешествия во времени. В книге главный герой едет в Древнюю Грецию на гиппогрифе, чтобы встретиться с Аристотелем и Александром Великим. В 3448 (1833) году, гелиодорическом любовном романе, действие которого происходит в будущем, путешественник посещает воображаемую страну Босфоранию и видит социальные и технологические достижения 35-го века.

Конец 19 - начало 20 века.

Злая ведьма Баба Яга у картины Виктора Васнецова, русского художника конца XIX века, специализирующегося на картинах русской мифологии.

Во второй половине XIX века наблюдается подъем реализма. Однако в этот период выделяются фантазии с научным обоснованием Николая Ахшарумова и Николая Вагнера, а также «Загадочные сказки» Ивана Тургенева и оккультная фантастика Веры Желиховской.

Рассказ Михаила Михайлова «За гранью истории» (опубликован в 1869 году), додарвиновская фантазия о происхождении человека, является одним из первых примеров доисторической фантастики. Художественные рассказы о доисторических людях были написаны антропологами и научно-популярными писателями («Доисторический человек», 1890, Вильгельм Битнер, Первый художник, 1907, Дмитрий Пахомов, « Сказка о мамонте и ледяном человеке», 1909, Петр Дравер, Жертвы дракона, 1910, Владимир Богораз ). В сатирах Михаила Салтыкова-Щедрина присутствует элемент фантастики и гротеска ( «История города», прозаические басни). Сюжет « Мятежа животных» (опубликован в 1917 г.) историка Николая Костомарова аналогичен сюжету « Скотного двора Оруэлла ».

Некоторые из Федора Достоевский коротких произведений «s также использовать фантазии: Сон смешного человека (о коррупции утопического общества на другую планете), в двойника новеллы Двойника: петербургская поэма, гипнотическая Хозяйка и комический ужас истории Бобок. Журнал Достоевского « Время » в 1861 году первым опубликовал русские переводы рассказов Эдгара Аллана По. Проза Александра Кондратьева включала мифологический роман « Сатирица» (1907) и сборник мифологических рассказов « Белая коза» (1908), основанные на греческих мифах. "Путешествие и приключения Никодима Старшего" (1917) Алексея Скалдина - гностическая фантастика.

Утопии

Влиятельная книга Николая Чернышевского « Что делать?» (1863) включала утопическую мечту о далеком будущем, которая стала прообразом многих социалистических утопий. Ярким примером является дуология философа-марксиста Александра Богданова, Красной Звезды и инженера Менни. Некоторые пьесы другого марксиста, Анатолия Луначарского, предлагают его философские идеи в фантастической маскировке. Среди других социалистических утопий - « Дневник Андре» (1897) псевдонима А. Ва-ского, « На другой планете» (1901) Порфирия Инфантьева и « Весенний пир» (1910) Николая Олигера. Александр Куприн написал такой же рассказ « Тост» (1907).

Среди прочего, Владимир Соловьев написал « Сказку об антихристе» (1900), экуменическую утопию. «Земной рай» (1903) Константина Мерещковского - антропологическая утопия. Великая война между мужчинами и женщинами (1913) Сергея Соломина и Женщины, восставшие и побежденные (1914) польского писателя Фердинанда Антони Оссендовского (написано и опубликовано на русском языке) о феминистской революции. Среди других феминистских утопий - короткие фарсы Виктора Билибина « Женщины на Марсе» (1906) и « Женская проблема » Надежды Тэффи (1913). "Полвека" (1902) Сергея Шарапова - патриархальная славянофильская утопия, а " Земля блаженства" (1891) крымского татара Исмаила Гаспринского - мусульманская утопия. Объемная «Созданная легенда» (1914) другого символиста Федора Сологуба - утопия, полная фантастических чудес, близких к магии.

Жанр фантастики

Иллюстрация к учебно-фантастическому рассказу Циолковского « На Луне» (1893 г.)

Развлекательная фантастика перенимала сциентистские темы, такие как воскрешение древнего римлянина (« Необычайная история воскресшего помпейца » Василия Авенариуса ), глобальная катастрофа (« Борьба миров», 1900, Н. Холодный; « Под кометой», 1910, Симон Бельский)., устройства для чтения мыслей (повторяющаяся тема в произведениях Андрея Зарина ), антарктические города-государства ( Под стеклянным куполом, 1914, Сергей Соломин ), эликсир долголетия ( Братья Святого Креста, 1898, Николай Шелонский), и Атлантида (1913, Лариса Рейснер ).

Космические полеты оставались центральной темой научной фантастики с 1890-х годов в фильмах « В звездном океане» (1892) Анани Лякиде, « На Луне» (1893) и « Сны о земле и небе» (1895) Константина Циолковского, « Путешествие на Марс» (1901) Леонида. Богоявленского, «В космосе» (1908) Николая Морозова, « Парусный эфир» (1913) Бориса Красногорского и его продолжение « Острова эфирного океана» (1914, в соавторстве с астрономом Даниилом Святским ).

В 1910-е русские зрители интересовались ужастиками. Популярностью пользовался сверхъестественный триллер Александра Амфитеатрова и Веры Крыжановской, сочетающий в себе фантастику и реакционную элитарную утопию. Брэм Стокер «s Dracula подражали псевдонимом„б. Olshevri“(=„больше лжи“на русском языке) в вампирах, даже до того, как оригинал был переведен на русский язык. Ранние рассказы Александра Грина - это в основном психологический хоррор (под влиянием Амброуза Бирса ), хотя позже он переключился на фэнтези.

Дальнейший прогресс был описан учеными в художественной литературе: «Чудеса электричества» (1884 г.) инженера-электрика Владимира Чиколева, « Автоматическая подземная железная дорога» (1902 г.) Александра Родных, «Завещание миллиардера» (1904 г.) биолога Порфирия Бахметьева. Рассказы о войне будущего создавались военными ( Крейсер «Русская надежда» (1887 г.) и « Роковая война 18..» (1889 г.) отставным морским офицером Александром Беломором, « Большой кулак» или «Китайско-европейская война» (1900) К. Голохвастова, королева Мира (1908) и Короли Воздуха (1909) морского офицера Владимира Семёнова, «Война народов 1921-1923» (1912) Икс, Война «Кольца» с «Союзом» (1913) П. Р-цский, Конец войны (1915) Льва Жданова ). Угроза для мира (1914) по Иваному Ryapasov (который именовал себя «Урал Jules Verne») похожа на Жюль Верна «s фортуны Бегумов в. Жюль Верн был настолько популярен, что Антон Чехов написал на него пародию, а Константин Случевский снял продолжение - « Капитан Немо в России» (1898).

Советский период

Советская фантастика

Советское время было золотым веком российской научной фантастики. Советские писатели были новаторскими, многочисленными и плодовитыми, несмотря на ограничения, установленные государственной цензурой. Как русские, так и зарубежные писатели-фантасты пользовались большой популярностью в Советском Союзе, и многие книги были адаптированы для фильмов и анимации.

Ранняя советская эпоха

Рождение советской научной фантастики было вызвано научной революцией, индустриализацией, массовым образованием и другими драматическими социальными изменениями, которые последовали за русской революцией. Ранние советские авторы 1920-х годов, такие как Александр Беляев, Григорий Адамов, Владимир Обручев и Алексей Николаевич Толстой, придерживались твердой научной фантастики. Они открыто испытали влияние западных классиков жанра, таких как Жюль Верн, Артур Конан Дойль и особенно Г. Г. Уэллс, который был социалистом и часто бывал в Советской России.

Иллюстрация к Голове профессора Доуэля, по Александру Беляев, новеллы о безумном ученом возрождении бестелесных голов

Научно-фантастические книги 1920-х годов включали научные предсказания, приключения и космические путешествия, часто с оттенком повестки рабочего класса и сатиры против капитализма. В одной из самых влиятельных книг того времени « Аэлита» Алексея Толстого (1923) рассказывается о двух русских, поднимающих революцию на Марсе. В романе Толстого « Луч смерти » инженера Гарина (1926) рассказывается об сумасшедшем ученом, который планирует захватить мир, и в конце концов его приветствуют капиталисты. Точно так же главный антагонист « Продавца воздуха» Беляева (1929) - капиталист, страдающий манией величия, который замышляет украсть всю атмосферу в мире. Беляевская битва в эфире (1928) рассказывает о будущей мировой войне между коммунистической Европой и капиталистической Америкой.

Советских авторов интересовало и далекое прошлое. Беляев описал свой взгляд на «историческую» Атлантиду в «Последнем человеке из Атлантиды» (1926 г.), а Обручев наиболее известен благодаря « Плутонии» (написанной в 1915 г., до революции, но опубликованной только в 1924 г.), действие которой происходит внутри полой Земли, где вымерли динозавры и другие животные. вид выжил, как и для другого его романа "Затерянный мир", Земля Санникова (1924).

Двумя заметными исключениями из советской «Веллсианской» традиции были Евгений Замятин, автор романа-антиутопии « Мы» (1924 г.), и Михаил Булгаков, внесший свой вклад в научную фантастику с «Собачьим сердцем» (1925 г.), «Роковые яйца» (1925 г.) и Иваном Васильевичем ( 1936 г.). Эти двое использовали научную фантастику для социальной сатиры, а не научные предсказания, и бросили вызов традиционному коммунистическому мировоззрению. Некоторым из их книг было отказано или даже запрещено, и они были официально опубликованы только в 1980-х годах. Тем не менее Замятин и особенно Булгаков стали относительно известными благодаря тиражу фанатских копий.

Следующая сталинская эра, с середины 1930-х до начала 1950-х годов, стала периодом застоя в советской научной фантастике из-за жесткой цензуры, вынудившей писателей использовать клише социалистического реализма. Научная фантастика этого периода получила название «Прицеливаться». Вместо далекого будущего он был установлен в «завтрашнем дне» и ограничивался ожиданием промышленных достижений, изобретений и путешествий в пределах Солнечной системы. Лучшими писателями «ближнего боя» стали Александр Казанцев, Георгий Мартынов, Владимир Савченко и Георгий Гуревич.

В фильмах эпоха «близкого прицеливания» длилась дольше, и многие фильмы, основанные на книгах и сценариях «близкого прицеливания», были сняты в 1950-х и 1960-х годах. Некоторые из этих фильмов, а именно « Планета бурь» (1962) и «Небо манит» (1959), были пиратскими, отредактированы и выпущены на Западе под разными названиями.

Поздний советский период

См. Также: социологическая фантастика в Восточном блоке Мемориальный камень на аллее Алисы Селезневой в Москве посвящен главному герою научно-фантастической франшизы Кира Булычева.

Альгис Будрис охарактеризовал послевоенную российскую фантастику как родственную стилю Хьюго Гернсбака : «Ах, товарищ, здесь, среди чудес 2000 года... мы можем свободно обсуждать диалектический материализм в полном спокойствии». Во второй половине ХХ века советские авторы-фантасты, вдохновленные периодом оттепели 1950-1960-х годов и новаторством страны в космосе, разработали более разнообразный и комплексный подход. Свобода жанра давала советским писателям лазейку для свободного самовыражения. Социальная фантастика, посвященная философии, этике, утопическим и антиутопическим идеям, стала преобладающим поджанром; Будрис сказал в 1968 году, просматривая сборник, переведенный на английский язык, что русские авторы «открыли для себя Джона Кэмпбелла » с рассказами, которые «читаются так, как будто они были на последних страницах« Поразительных » 1950- х годов». Большинство советских писателей по-прежнему изображали будущее Земли оптимистично, как коммунистическую утопию - некоторые делали это откровенно, некоторые чтобы угодить издателям и избежать цензуры. Постапокалиптические и антиутопические сюжеты обычно размещались за пределами Земли - на слаборазвитых планетах, в далеком прошлом или в параллельных мирах. Тем не менее, декорации иногда имели намек на реальный мир и могли служить сатирой на современное общество.

Считается, что прорыв был начат с « Андромеды» Ивана Ефремова (1957), утопии, действие которой происходит в очень далеком будущем. Ефремове поднялся к известности с его утопическими взглядами на будущее, а также о древней Греции в своих исторических романах. Вскоре за ним последовал дуэт братьев Аркадия и Бориса Стругацких, которые заняли более критический подход: их книги включали более мрачные темы и социальную сатиру. Стругацкие наиболее известны своими романами « Полуденная вселенная», такими как « Трудно быть богом» (1964) и « Узники власти» (1969). Постоянной темой в художественной литературе Стругацких были прогрессоры : агенты утопического будущего Земли, которые тайно распространяли научный и социальный прогресс на слаборазвитые планеты. Прогрессоры часто терпели поражение, горько осознавая, что общество не готово к коммунизму. Братьям также приписывают первую советскую научную фантастику, трилогию « Понедельник начинается в субботу » (1964), а также их постапокалиптический роман « Пикник на обочине» (1971), который, как часто полагают, был предсказанием чернобыльской катастрофы. Еще одним известным позднесоветским писателем был Кир Булычев, в книгах которого были рассказаны о путешествиях во времени и параллельных мирах, а также на такие темы, как антимилитаризм и защита окружающей среды.

Космическая опера поджанр была менее развита, так как государственные цензоры и «высоколобые» интеллигенция авторы рассматривали его в неблагоприятном. Тем не менее попытки приспособить космические вестерны к советской почве были умеренно успешными. Первым был Александр Колпаков с «Гриадой» (1960), затем Сергей Снегов с трилогией « Люди как боги » (1966–1977) и другие.

Специфическая отрасль научной фантастики и детской книги возникла в середине советского времени: детская фантастика. Он был предназначен для обучения детей, одновременно развлекая их. Звездой жанра стал Булычев, создавший вместе со своими взрослыми книгами детский космический приключенческий сериал « Алиса Селезнева » о девочке-подростке из будущего. Среди других - Николай Носов с его книгами о карлике Незнайке, Евгений Велтистов, писавший о мальчике-роботе Electronic, Виталий Мелентьев, Ян Ларри, Владислав Крапивин и Виталий Губарев.

Фильмы и другие медиа

Ксения Москаленко в роли космонавта в научно-фантастическом фильме « Космическое путешествие» (1936). В фильме было представлено одно из первых реалистичных изображений космического полета под наблюдением ученого- ракетолога Циолковского.

Советское кино развило традицию фантастических фильмов с такими режиссерами, как Павел Клушанцев, Андрей Тарковский, Константин Лопушанский, Владимир Тарасов, Ричард Викторов и Геннадий Тищенко.

Многие научно-фантастические книги, особенно детские, были сняты по фильмам, анимации и телевидению. Самым адаптированным автором русской фантастики был Булычёв; Из множества фильмов по рассказам Алисы Селезневой, наверное, наиболее популярной является анимация « Тайна третьей планеты» (1981). Другие фильмы по мотивам Булычова: « Пер Аспера Ад Астра» (1981), « Гость из будущего» (1985), « Два билета в Индию» (1985), «Перевал» (1988) и «Пещера ведьм» (1990). « Сталкер» Андрея Тарковского (1979) был написан Стругацкими по мотивам их « Пикника на обочине» ; были также менее успешные фильмы по фильмам « Мертвый альпинистский отель» (1979) и « Трудно быть богом» (1989). «Аэлита» (1924) был первым советским фантастическим фильмом, а « Инженер Гарин» снимался дважды, в 1965 и 1973 годах. Также были сняты «Человек-амфибия» (1962), Туманность Андромеды (1967), Иван Васильевич (1973), Собачье сердце (1988), Земля Санникова (1974) и Электроника (1980).

Были также многочисленные адаптации зарубежных научно-фантастических книг, чаще всего Жюля Верна, Станислава Лема и Рэя Брэдбери. Из фильмов по оригинальным сценариям комедия Кин-дза-дза! (1986) и детскую космическую оперную дуологию Москва-Кассиопея (1973) и Подростки во Вселенной (1974).

Несмотря на популярность жанра, в Советском Союзе было очень мало средств массовой информации, посвященных исключительно научной фантастике, и большинство из них были журналами для фанатов, выпускаемыми фан-клубами научной фантастики. Рассказы SF обычно присутствовали либо в научно-популярных журналах, таких как « Техника Молодежи», « Вокруг света» и « Уральский следопыт», либо в литературных антологиях, таких как « Мир приключений», в которые также входили приключенческие, исторические и мистические произведения.

Советское фэнтези

Литература

Иллюстрация к самому известному советскому роману о сверхъестественном - Мастер и Маргарита.

Художественная фантастика в Советском Союзе была представлена ​​в основном детскими сказками и постановками. Некоторая часть ранней советской детской прозы представляла собой вольные обработки зарубежных сказок, неизвестных современной России. Алексей Н. Толстой написал « Буратино», беззаботную и укороченную адаптацию « Буратино» Карло Коллоди. Александр Волков представил фантаст советским детям с его свободным переводом Франка Л. Баума «S Удивительный Волшебник из Страны Оз, опубликованной как Волшебник Изумрудного города, а затем написал серию из пяти продолжений, не связанные с Baum. Еще одним известным автором был Лазарь Лагин со « Старым Хоттабычем» - детская сказка об арабском джинне Хоттабыче, обязанном служить советскому школьнику.

Любая литература, серьезно посвященная сверхъестественному, будь то ужасы, взрослые фэнтези или магический реализм, не приветствовалась советскими цензорами. До 1980-х годов было написано очень мало книг в этих жанрах, и еще меньше было опубликовано, хотя более ранние книги, например, Гоголя, не были запрещены. Из редких исключений, Булгаков в « Мастере и Маргарите» (не опубликовано при жизни автора), Стругацкие в « Понедельник начинается в субботу» и Владимир Орлов в « Альтисте» Данилов в сатирической и сказочной манере сатирически и сказочно вводят магию и мистических существ в современную советскую действительность. Другим исключением был ранний советский писатель Александр Гринь, писавший романтические сказки, как реалистические, так и фантастические. Магия и другие фэнтезийные темы изредка появлялись в театральных постановках Евгения Шварца, Григория Горина и Михаила Булгакова. Их пьесы были семейными сказками, в которых сверхъестественные элементы служили аллегорией. Напротив, жанр сверхъестественного ужаса был почти полностью устранен цензурой, требующей от всех СМИ быть скромными и ориентированными на семью.

Фильмы

Файл: 1935 г. Новый Гулливер.webm Воспроизвести медиа Детский фэнтези-фильм 1935 года «Новый Гулливер» сочетал живое действие с покадровой анимацией.

Фэнтези, мифология и фольклор часто присутствовали в советском кино и мультипликации, особенно детской. Большинство фильмов - это экранизация традиционных сказок и мифов, как русских, так и зарубежных. Но было также много обработок рассказов Александра Пушкина, Николая Гоголя, Редьярда Киплинга, Астрид Линдгрен, Алана Александра Милна и многих других.

Было много фантастических художественных фильмов Александра Роу ( Кащей Бессмертный, Мария-Ткачиха, Царство кривых зеркал и др.) И Александра Птушко ( Новый Гулливер, Садко, Илья Муромец, Сампо и др.). Птушко также написал Вий самый известный (и, возможно, единственный «настоящий») советский фильм ужасов о сверхъестественном. Продюсерами фэнтезийных мультфильмов выступили такие режиссеры, как Лев Атаманов ( Снежная королева, Аленький цветочек и др.), Иван Иванов-Вано ( Конек-Горбунок, Снегурочка и др.) И Александра Снежко-Блоцкая ( Очарованный мальчик, Золотой петушок, многие другие). адаптации греческой мифологии ).

В позднесоветское время появился ряд сказочных фильмов, ориентированных на взрослых, близких к магическому реализму. Их написали Шварц ( «Обыкновенное чудо», Каин XVIII ), Горин (« Формула любви», Тот самый Мюнхгаузен ), Стругацкие ( Маги ); Большинство из них были поставлены Марком Захаровым.

Несколько советских фантастических фильмов были сняты совместно с зарубежными студиями. В частности, фильм «Мио в далекой стране» (1987, сопродюсер с США и Швецией) был снят советской съемочной группой на английском языке с участием Кристопера Ли и Кристиана Бэйла. Другие примеры включают «Историю путешествий» (1983 г., совместно с Чехословакией и Румынией) и « Сампо» (1959 г., совместное производство с Финляндией).

Самые известные советские писатели

Постсоветский период

Литература

Стенд Метро 2033 навыставке Игромир в Москве, 2009 г.

С 1990-х годов и по сей день фэнтези и научная фантастика являются одними из самых продаваемых в России литературных произведений.

Падение государственной цензуры в конце 1980-х позволило публиковать многочисленные переводы западных книг и фильмов, которые ранее не выпускались в России. Новая волна писателей заново открыла для себя высокое фэнтези и находилась под влиянием Джона Р. Р. Толкина, Роберта Э. Ховарда и, совсем недавно, Джорджа Р. Р. Мартина. В то время как большинство русских писателей-фантастов, таких как Ник Перумов, Вера Камша, Алексей Пехов и Тони Вильготский, следовали западной традиции с ее архетипическими норвежскими или англосаксонскими сеттингами, некоторые другие, в первую очередь Мария Семенова и Юрий Никитин, предпочитают русскую мифологию. как вдохновение. Комическое фэнтези также популярно у таких авторов, как Макс Фрей, Андрей Белянин и Ольга Громыко. Городское и готическое фэнтези, практически отсутствовавшие в Советском Союзе, стали заметными в современной России после успеха « Ночного дозора» Сергея Лукьяненко и « Тайного города» Вадима Панова. Магический реализм представляют Мария Галина и Людмила Петрушевская. Сергей Малицкий - также заметный автор со своим неповторимым стилем.

В научной фантастике с исчезновением коммунистической цензуры появилось множество различных изображений будущего, включая антиутопии. Постапокалиптическая фантастика, путешествия во времени и альтернативная история - одни из самых популярных жанров, представленных такими авторами, как Вячеслав Рыбаков, Юрий Никитин и Юлия Латынина, среди многих других. Перерасход рыбы-из-воды участков для путешествий во время и параллельных миров привели русский SF amp; F журналистов чеканить ироничный термин popadanets (русо. Попаданец, лит геттера-INTO) для таких символов. Есть еще много писателей традиционной научной фантастики, связанной с космосом, в том числе космических опер, таких как Александр Зорич ( сериал « Завтра война »), Лукьяненко ( Властелин с планеты Земля), Андрей Ливадный и другие. В конце 2000-х - начале 2010-х годов произошел подъем русского стимпанка с такими книгами, как « Пересмешник» Алексея Пехова (2009 г.), « Герметикон» Вадима Панова (2011 г.) и Цетополис (2012 г.) Грея Ф. Грина (коллективный псевдоним.).

Некоторые из современных русскоязычных SFamp;F написаны в Украине, особенно в ее «научно-фантастической столице» Харькове, где проживают Х.Л. Олди, Александр Зорич, Юрий Никитин и Андрей Валентинов. Многие другие родом из Киева, в том числе Марина и Сергей Дьяченко и Владимир Аренев. Белорусские авторы, такие как Ольга Громыко, Кирилл Бенедиктов, Юрий Брайдер и Николай Чадович, также внесли свой вклад в жанры. Некоторые авторы, а именно Камша, Дьяченко и Фрей, родились на Украине и в какой-то момент переехали в Россию. Большинство украинских и белорусских авторов SFamp;F пишут на русском языке, что дает им доступ к широкой русскоязычной аудитории постсоветских стран, и обычно публикуют свои книги через российские издательства, такие как Эксмо, Азбука и АСТ.

В постсоветском фэнтези и научной фантастике широкая сериализация успешных формул стала обычным явлением. Наиболее примечательными являются две серии постапокалиптических книг, основанные на компьютерной игре STALKER и романе « Метро 2033», каждая из которых представляет собой хорошо развитую вселенную. Особенностью книжной серии STALKER является сильный брендинг и почти незначительное влияние фактического имени писателя на отдельные романы (также в разработке находится телешоу). И хотя « Метро 2033» принесло своему создателю Дмитрию Глуховскому национальную известность, оно быстро превратилось в франшизу, в которую было опубликовано более 15 книг разных авторов и связанных с видеоиграми.

Фильмы

Режиссер / актер Федор Бондарчук на съемках самого дорогого российского научно-фантастического фильма того времени «Обитаемый остров». Бондарчук также снял самый кассовый российский научно-фантастический фильм « Аттракцион».

Производство научно-фантастических и фэнтезийных фильмов в современной России упало по сравнению с советским кинематографом из-за высокой стоимости визуальных эффектов. На протяжении 1990-х фильмов в этих жанрах почти не снималось. Однако в 2000-х и 2010-х годах Россия снова сняла ряд фильмов.

Большинство из них основано на книгах, в частности Сергея Лукьяненко ( Ночной дозор, Дневной дозор, Асирис Нуна ), Булычова ( День рождения Алисы ), братьев Стругацких ( Обитаемый остров, Гадкие лебеди, Трудно быть богом ), Семеновой ( Волкодав из клана Серых Гончих ) и Гоголя ( Вий ).

Изюминкой в анимации является стимпанк-короткометражка 2010 года Андрея Шушкова « Изобретение любви ».

Ряд детских сказок и мультфильмов был основан на русской мифологии и истории, большинство из них - анимационной студией «Мельница» (прежде всего, франшиза «Три богатыря » и « Князь Владимир» ). В 2014 году советский классический фильм « Кин-дза-дза» был переделан в семейный анимационный фильм « Ку!». Кин-дза-дза.

До середины 2010 года фильмы по оригинальным сценариям были редкостью, но с тех пор ситуация изменилась. Оригинальные сюжеты включают псевдодокументальный фильм « Первые на Луне», драму о путешествиях во времени « Мы из будущего», киберпанк-боевик « Хардкор Генри», научно-фантастическую драму « Притяжение», фильмы о супергероях « Черная молния» и « Защитники». Тимур Бекмамбетов и Федор Бондарчук были одними из самых влиятельных продюсеров и режиссеров последнего времени.

Другие СМИ

Российские разработчики видеоигр также внесли свой вклад в жанры. Примеры включают основанную на фэнтези MMORPG Allods Online, пошаговую стратегическую игру Etherlords и научно-фантастическую игру RTS Perimeter и многие другие.

В современной России получили распространение научно-фантастические и фэнтезийные журналы, веб-сайты и другие СМИ. Крупнейший журнал Мир Фантастика, а Эли и Полдень, XXI века закрыли после Великой рецессии. Украинские журналы, такие как РБГ-Азимут или Реальность Фантастики, были в основном русскоязычными. Среди веб-сайтов Fantlab.ru и Mirf.ru признаны наиболее влиятельными по версии Roscon Award.

Известные писатели

Антологии
  • Советская научная фантастика, Collier Books, 1962, 189pp.
  • Еще советская научная фантастика, Collier Books, 1962, 190 стр.
  • Российская научная фантастика, изд. Роберт Магидофф, издательство Нью-Йоркского университета, 1964.
  • Российская фантастика, 1968, изд. Роберт Магидофф, издательство Нью-Йоркского университета, 1968.
  • Российская фантастика, 1969, изд. Роберт Магидофф, издательство Нью-Йоркского университета, 1969.
  • Новая советская научная фантастика, Macmillan, 1979, ISBN   0-02-578220-7, xi + 297pp.
  • Российская дореволюционная фантастика: антология (семь утопий и мечта) / Под ред. Леланд Фетцер, Ардис, 1982, ISBN   0-88233-595-2, 253pp.
  • В разных мирах  : Антология русской фантастики и фэнтези, под ред. Александр Левицкий, Overlook, 2007, ISBN   1-58567-819-8, 656pp.
Литература
  • Дарко Сувин. Российская научная фантастика, 1956–1974: Библиография. Элизабеттаун, Нью-Йорк: Dragon Press, 1976.
  • Дж. П. Глад, Экстраполяции из антиутопии: критическое исследование советской научной фантастики, Принстон: Kingston Press, 1982. 223 с.
  • Скотт Р. Самуэль, Советская научная фантастика: новые критические подходы. Докторская диссертация, Стэнфордский университет, 1982. 134 с.
  • Надежда Л. Петресон, Фантазия и утопия в современном советском романе, 1976–1981 гг. Докторская диссертация, Университет Индианы, 1986. 260 с.
  • Карла А. Круз. Советская фантастика 1909-1926: символы, архетипы и мифы. Магистерская работа, Принстонский университет, 1988. 71 с.
  • Мэтью Д. Б. Роуз, Русская и советская фантастика: забытый жанр. Магистерская работа, Университет Альберты (Канада), 1988 г.
  • Ричард Стайтс, Революционные мечты: утопическое видение и экспериментальная жизнь в русской революции. Оксфордский университет, 1989.
  • Ричард П. Терра и Роберт М. Филмус. Русская и советская научная фантастика в английском переводе: библиография, в: Science Fiction Studies # 54 = Volume 18, Part 2 = July 1991
  • Аниндита Банерджи. Генезис и эволюция научной фантастики в России конца века, 1880-1921 гг. Докторская диссертация, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес, 2000. 324 с.
  • Виталий Каплан. Взгляд за стену: топография современной российской научной фантастики, Российские исследования в литературе 38 (3): 62-84. Лето 2002 г. Также в: Russian Social Science Review 44 (2): 82-104. Март / апрель 2003 г.
  • Маттиас Шварц. Как создавалась «Научная фантастика»: дебаты о жанре научной фантастики от нэпа до высокого сталинизма, в: Славянское обозрение 72 (2) = лето 2013 г., стр. 224–246.
  • Научно-фантастические исследования № 94 = Том 31, часть 3 = ноябрь 2004 г. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК: СОВЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ФИКЦИЯ: THAW И ПОСЛЕ.
  • Пак Джун Сон. Литературные размышления о будущей войне: исследование межвоенной советской литературы о военном ожидании. Докторская диссертация, Мичиганский университет, 2004. 198 с.
  • Алексей Голубев. Аффективные машины или внутреннее «я»? Рисование границ женского тела в воображении социалистов-романтиков Canadian Slavonic Papers 58, no. 2 (2016)
использованная литература
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-21 08:21:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте