Русский линкор Ретвизан

редактировать
Чтобы узнать о других кораблях с таким же названием, см. Русский корабль Ретвизан.

Retvizan1902DelawareRiver.jpg Ретвизан в реке Делавэр, 1902 год.
Обзор класса
Имя Ретвизан
Операторы   Императорский флот России
Предшествует Потемкин
Преемник Цесаревич
Построено 1899–1902 гг.
В комиссии 1902–1922
Завершенный 1
История
Российская империя
Имя Ретвизан
Заказал 2 мая 1898 г.
Строитель Уильям Крэмп и сыновья, Филадельфия
Расходы 4 360 000 долл. США
Номер верфи 300
Положил 29 июля 1899 г.
Запущен 23 октября 1900 г.
Введен в эксплуатацию 23 марта 1902 г.
Захвачено 2 января 1905 г.
Судьба Потоплен японскими гаубицами в Порт-Артуре, Китай, 6 декабря 1904 года.
Японская империя
Имя Hizen
Тезка Провинция Хидзен
Приобретенный 2 января 1905 г.
Не работает Апрель 1922 г.
Переименован Hizen
Реклассифицировано 1 сентября 1921 г. как корабль береговой охраны 1-го класса.
Переустановить 27 ноября 1905 - ноябрь 1908
Пораженный 20 сентября 1923 г.
Судьба Потоплен как артиллерийская цель, 25 июля 1924 г.
Общие характеристики (в состоянии постройки)
Тип Линкор до дредноута
Смещение 12,780 длинных тонн (12,985  т ) (нормальная)
Длина 386 футов 8 дюймов (117,9 м)
Луч 72 фута 2 дюйма (22 м)
Проект 25 футов (7,6 м)
Установленная мощность
Движение 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения
Скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль / ч)
Диапазон 4900  морских миль (9100 км; 5600 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение 28 офицеров, 722 человека
Вооружение
Броня

Ретвизан ( русский : Ретвизан) был броненосцем до дредноута, построенным перед русско-японской войной 1904–1905 годов для Императорского флота России. Ее построила американская компания William Cramp amp; Sons, потому что российские верфи уже были загружены на полную мощность. Названный в честь линейного шведского корабля, захваченного во время битвы в Выборгском заливе в 1790 году ( швед. Rättvisan, что означает справедливость и справедливость), Ретвизан на короткое время был назначен на Балтийский флот, нов 1902 годубыл переведен на Дальний Восток.

Корабль был торпедирован во время внезапного нападения японцев на Порт-Артур в ночь с 8 на 9 февраля 1904 года и приземлился у входа в гавань, когда он попытался укрыться внутри, поскольку его осадка значительно увеличилась из-за количества воды, которую она взяла на борт. после попадания торпеды. Он был снят с мели и отремонтирован вовремя, чтобы присоединиться к остальной части 1-й Тихоокеанской эскадрильи, когда они 10 августа попытались достичь Владивостока через японскую блокаду. Японский боевой флот снова вступил с ними в бой в Желтом море, вынудив большинство русских кораблей вернуться в Порт-Артур после того, как их командир эскадры был убит, а его флагманский корабль поврежден. Ретвизан был потоплен японскими гаубицами в декабре после того, как японцы взяли под свой контроль высоты вокруг гавани.

Японцы подняли и отремонтировали Ретвизан после капитуляции Порт-Артура в январе 1905 года. В 1905 году он был введен в состав Императорского флота Японии как Хидзэн (肥 前). Базирующийся в Сасебо, когда Япония объявила войну Германии в 1914 году, корабль был отправлен для подкрепления слабых. Британская эскадра у берегов Британской Колумбии, но направилась на Гавайи после сообщений о немецкой канонерской лодке. Hizen был безуспешно отправлен на поиски других немецких кораблей после того, как американцы интернировали канонерскую лодку в ноябре. После Первой мировой войны она поддерживала вмешательство Японии в гражданскую войну в России и была разоружена в 1922 году в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора. Корабль был потоплен в качестве артиллерийской цели в 1924 году.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Дизайн и описание
    • 2.1 Общие характеристики
    • 2.2 Движение
    • 2.3 Вооружение и управление огнем
    • 2.4 Броня
  • 3 Строительство и сервис
    • 3.1 Битва при Порт-Артуре
    • 3.2 Битва за Желтое море
    • 3.3 Японский сервис
  • 4 Примечания
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Фон

Царь Николай II желал иметь порт с теплой водой на Тихом океане с момента своего вступления на престол в 1894 году. Он достиг этой цели в марте 1898 года, когда Россия подписала 25-летний договор об аренде Порт-Артура и полуострова Ляотун с Китаем. Ранее Япония вынудила Китай подписать порт и прилегающую к нему территорию в рамках договора, завершившего Первую китайско-японскую войну 1894–1895 годов, но тройное вмешательство Франции, России и Германии вынудило их вернуть порт в обмен на значительное увеличение компенсации, выплачиваемой китайцами. Япония вложила большую часть денег в компенсацию в расширение своего флота, в то время как Россия начала крупную строительную программу («Для нужд Дальнего Востока»), чтобы защитить свой недавно приобретенный порт.

Российские верфи уже работали на полную мощность, поэтому Морское министерство решило заказать корабли из-за границы. Чарльз Генри Крамп, владелец и сын основателя компании William Cramp amp; Sons в Филадельфии, имел отношения с Российским императорским флотом еще в конце 1870-х годов, когда его фирма построила вспомогательные крейсера Afrika, Asia, Europa и Zabiiaka. Крэмп также отремонтировал несколько российских военных кораблей, посещавших Америку в 1893 году, и укрепил контакты, которые он установил в российском флоте на протяжении 1890-х годов. Таким образом, он был идеально расположен, чтобы предложить русским построить линкор на его верфи, когда они начали искать за границей.

Дизайн и описание

План и правый вертикальный чертеж, показывающий броню (заштрихованные области) на виде вертикали и вооружение на виде сверху.

В конце 1897 - начале 1898 годов Морским техническим комитетом были начаты предварительные проектные работы по линкору, который должен был соответствовать новейшим японским кораблям; водоизмещение было ограничено 12 000 длинных тонн (12 193  т ) по экономическим причинам. Базовая конструкция принадлежала классу « Пересвет »: его скорость увеличилась до 18 узлов (33  км / ч ; 21  миль / ч ) с использованием только двух валов, а дальность плавания увеличилась до 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч ). км / ч; 12 миль / ч). Военно-морское министерство намеревалось провести международный конкурс проектов кораблей, строящихся за рубежом, так как балтийские верфи были загружены на полную мощность.

Контакты Крампа держали его в курсе намерений русских, и в марте 1898 года он отплыл в Санкт-Петербург, чтобы предложить свои услуги и опыт проектирования. Первоначально Крамп предлагал русским американские проекты, включая обновленную версию USS  Iowa, поскольку это было относительно близкое соответствие. для российской спецификации, но русские предпочли собственные разработки. Обе стороны пошли на компромисс, и окончательный проект был основан на русском линкоре « Потемкин». У нового корабля было на четыре 6-дюймовых (152-мм) орудия меньше, но вдвое больше угля для увеличения дальности и более длинный, немного более узкий корпус для большей скорости. Контракт был подписан 23 апреля 1898 года по цене 4 360 000 долларов. Тогда же был заказан защищенный крейсер « Варяг» за 2138000 долларов.

Общие характеристики

Ретвизан был 382 фута 3 дюйма (116,5 м) в длину по ватерлинии и 386 футов 8 дюймов (117,9 м) в длину в целом. У нее была ширина 72 фута 2 дюйма (22 м) и осадка 25 футов (7,6 м). Судно смещается 12,780 длинных тонн (12985  т ) при нормальной нагрузке. Его корпус был разделен четырнадцатью поперечными водонепроницаемыми переборками ; Вдобавок продольная переборка по осевой линии разделяла машинное отделение. Ретвизан имел полное двойное дно, доходившее до нижнего края бронепалубы. У нее была метацентрическая высота 3 фута 2 дюйма (1,0 м). Ее экипаж состоял из 23 офицеров и 722 рядовых.

Движение

Ретвизан имел пару трехцилиндровых вертикальных паровых двигателей тройного расширения с общей проектной мощностью 16 000 лошадиных сил (11 931  кВт ). Российский флот предпочитал использовать котлы Бельвиль, но Крамп настаивал на котлах Никлауса, не в последнюю очередь потому, что он был их американским агентом и поддерживался генерал-адмиралом Великим князем Алексеем Александровичем. Двадцать четыре котла типа Niclausse обеспечивали паром двигатели с рабочим давлением 18 стандартных атмосфер (1824  кПа ; 265  фунтов на квадратный дюйм ). На ходовых испытаниях двигатели выдавали 17 111 л.с. (12760 кВт) и развивали максимальную скорость 17,99 узла (33,3 км / ч; 20,7 миль / ч), как раз при контрактной скорости 18 узлов. Неудивительно, что Крамп заявила, что она достигла 18,01 узла, чтобы избежать штрафных санкций. После прибытия « Ретвизан » в Россию шаг винта отрегулировали, и он превысил 18 узлов. Она несла нормальную загрузку 1016 длинных тонн (1032 т) угля, что давало ей дальность полета 4900 морских миль (9100 км; 5600 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) и максимальную нагрузку 2000 длинные тонны (2032 т), что увеличило дальность полета до 8000 морских миль (15000 км; 9200 миль) при той же скорости.

Вооружение и управление огнем

Вооружение « Ретвизана » было построено Обуховским заводом в Санкт-Петербурге и отправлено в Америку для установки. Основное вооружение состояло из двух пар 12-дюймовых орудий 40-го калибра, установленных в носовой и кормовой частях французских электрически управляемых центрально-шарнирных башен. Эти орудия имели максимальный угол возвышения + 15 ° и угол падения до −5 °. Судно перевозило 77 выстрелов в пушку и пушки могли стрелять один раунд каждые 80 до 90 секунд. Они выпустили 730-фунтовый (330 кг) снаряд с начальной скоростью 2592 фута / с (790 м / с) на дальность 12 000 ярдов (11 000 м).

Восемь из двенадцати 45-калиберных 6-дюймовых скорострельных орудий Canet Pattern 1892 (QF) были установлены в казематах на главной палубе, а четыре - на верхней палубе. Они стреляли снарядами весом 91,3 фунта (41,4 кг) с начальной скоростью 2610 фут / с (800 м / с). Они имели максимальную дальность около 12 000 ярдов (11 000 м) и могли стрелять от трех до пяти выстрелов в минуту. Орудия имели по 200 патронов.

На корабле было много небольших орудий для защиты от атак торпедных катеров. Самыми крупными из них были двадцать 75-миллиметровых орудий QF образца 1892 года. Четырнадцать из них находились в амбразурах на главной палубе, а шесть - на верхней палубе, между шестидюймовыми казематами. Каждая пушка имела по 325 патронов. Они выпустили 11-фунтовый (4,9 кг) снаряд с начальной скоростью 2700 футов / с (820 м / с) на максимальную дальность 7 005 ярдов (6405 м). Скорострельность составляла от двенадцати до пятнадцати выстрелов в минуту. Всего было несено двадцать четыре 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудия Гочкиса ; по четыре на каждой боевой вершине и по восемь на каждом конце надстройки. Они выпустили снаряд весом 3,3 фунта (1,5 кг) с начальной скоростью 2100 футов / с (650 м / с). Шесть 37-миллиметровых орудий Гочкиса были установлены в крыльях мостика. Они выпустили снаряд весом 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1540 футов / с (470 м / с).

Ретвизан нес шесть 15-дюймовых (381 мм) торпедных аппаратов. Четыре были над водой, по одному на носу и корме, а также пара бортовых труб на корме ; передние бортовые трубы находились под водой. Всего было несено 17 торпед. Корабль был спроектирован для перевозки двух торпедных катеров второго класса, каждый из которых был оборудован одним торпедным аппаратом и небольшой скорострельной пушкой. Корабль также мог нести 45 мин.

Корабль был оснащен стадиометрическими дальномерами Люжоль, которые использовали угол между двумя вертикальными точками на вражеском корабле, обычно ватерлинию и воронье гнездо, для оценки дальности. Офицер-артиллерист сверился со своими рекомендациями, чтобы определить дальность и рассчитал правильную высоту и угол отклонения, необходимые для поражения цели. Он передавал свои команды через электромеханическую систему управления огнем Гейслера на каждую пушку или башню.

Броня

Общий вес брони Круппа составлял 3300 длинных тонн (3353 т) или 25,8% водоизмещения. Броня была сделана в основном в Соединенных Штатах, хотя контракт был пусть для палубной брони из России 6 января 1899. Главный ватерлинии пояс имел максимальную толщину 9 дюймов (229 мм) и сужаться до 5 дюймов (127 мм) у его нижнего края. Он был 256 футов (78,0 м) в длину и 7 футов (2,1 м) в высоту, из которых около 3 футов (0,9 м) находились над ватерлинией. 6-дюймовый верхний ремень был такой же длины, как и основной, и имел высоту 7 футов 6 дюймов (2,3 м). Броневые листы толщиной 2 дюйма (51 мм) защищали концы корабля на высоте, равной высоте главного и верхнего поясов вместе взятых. Переборки толщиной 7 дюймов (177,8 мм) обеспечивали поперечную защиту жизненно важных органов корабля. Броня нижнего каземата имела толщину 5 дюймов (127 мм), а броневые экраны толщиной 1,5 дюйма (38 мм) отделяли каждую пушку. Верхняя броня каземата состояла из пятидюймовой броневой плиты с полукруглыми орудийными щитами толщиной 1,5 дюйма, закрывающими орудия.

Лоб и борта башен имели толщину 9 дюймов (229 мм) с 2-дюймовыми крышами. Их барбеты были толщиной 8 дюймов (203 мм) над верхней палубой, но уменьшились до 4 дюймов (102 мм) под ней. Рубка и его связь трубка имела 10-дюймовые (254 мм) стенки. Доспехи внутри центральной цитадели были на одном уровне с верхом основного пояса и наклонены вниз, чтобы соответствовать нижнему краю основного пояса. Он имел толщину два дюйма на ровной поверхности и 2,5 дюйма (64 мм) на склоне. В носу и корме цитадели палуба утолщалась до 3 дюймов (76 мм) к концам корабля и укрепляла носовую часть тарана.

Строительство и сервис

Строящийся ретвизан в Филадельфии, октябрь 1900 года.

Названный в честь шведского линейного корабля Rättvisan (Справедливость), который был захвачен русскими в битве при Выборгском заливе в 1790 году, Retvizan был заказан 2 мая 1898 года для доставки через тридцать месяцев. Подробный эскизный проект был отправлен в конце 1898 года в Санкт-Петербург для утверждения, и примерно в это же время на корабле начались работы, хотя официально оно не было заложено до 29 июля 1899 года как верфь № 300. Строительство было отложено из-за забастовки на корабле. верфь, начавшаяся в августе 1899 года и продолжавшаяся до тех пор, пока забастовка не прекратилась в начале 1900 года. Другие задержки были вызваны различиями между американской и российской судостроительной техникой и настойчивым требованием военно-морского министерства одобрить любые изменения конструкции, даже несмотря на то, что российская комиссия была отправлена ​​в Филадельфию контролировать ее строительство.

Ее вооружение прибыло в Филадельфию без электрических кабелей и с неполной документацией, что потребовало от электриков Крампа самостоятельно собрать все вместе, за что Крамп взимал дополнительные 50 000 долларов. Она была спущена на воду 23 октября 1900 года и провела свои приемочные испытания в октябре 1901 года. Испытания были успешными, но выявили незавершенную работу, которую Крэмп должен был закончить до того, как получил свой последний платеж. Требовалось провести дополнительные работы по вооружению, но пришлось подождать, пока она прибудет в Россию. Ретвизан был принят 23 марта 1902 года под командованием капитана Эдуарда Шенсновича, который командовал ею на протяжении всей ее русской службы.

Диана и Ретвизан в пути на острове Вех по пути в Порт-Артур, 1903 год.

Ретвизан отплыл в Балтийское море 13 мая 1902 года и по пути остановился для повторной добычи угля в Шербурге, Франция. На выезде из Шербура 14 июня взорвалась котельная, в результате чего были ошпарены шесть кочегаров, трое из них - со смертельным исходом. По прибытии она была оснащена радиооборудованием и приняла участие в военно-морском смотре в Ревеле, организованном в рамках государственного визита кайзера Вильгельма II Германии в августе. Позже в том же месяце она испытала экспериментальную систему угля в море; это было признано успешным, но ее оборудование было снято перед отплытием в Тихий океан. Ретвизан ушел 13 ноября 1902 года в составе линкора « Победа» и крейсеров « Диана», « Паллада» и « Богатырь» ; она прибыла в Порт-Артур 4 мая 1903 года.

Битва при Порт-Артуре

Основная статья: Битва при Порт-Артуре

Тихоокеанская эскадра начала швартовку во внешней гавани ночью, когда напряженность в отношениях с Японией усилилась, чтобы быстрее отреагировать на любую попытку японцев высадить войска в Корее. И Россия, и Япония имели амбиции контролировать и Маньчжурию, и Корею, что, естественно, создавало проблемы между ними. Еще одна проблема заключалась в том, что русские не смогли вывести свои войска из Маньчжурии в октябре 1903 года. Япония начала переговоры о снижении напряженности в 1901 году, но российское правительство не спешило и неуверенно отвечало на свои вопросы, потому что еще не решило, как именно решить эту проблему. проблемы. Япония интерпретировала это как преднамеренные увиливания, призванные выиграть время для завершения российских программ вооружений. Последней каплей стали новости о концессиях России на лесоматериалы в Северной Корее и отказе России признать интересы Японии в Маньчжурии, продолжая при этом ставить условия для деятельности Японии в Корее. Это заставило японское правительство в декабре 1903 года решить, что война теперь неизбежна.

Ретвизан был прожектором в ночь с 8 на 9 февраля 1904 года и привлек много торпед во время внезапной атаки японцев той ночью. Она была поражена левым бортом вперед торпедой, пробившей в ее боку дыру площадью 220 квадратных футов (20 м 2). Пять человек в торпедном отсеке были убиты, отключена вся электроэнергия. Корабль набрал достаточно воды, чтобы дать ей крен на 11 °; это было уменьшено до 5 ° встречным затоплением. Ямку прикрыли парусом и подняли пар, чтобы она могла направиться во внутреннюю гавань. 2200 длинных тонн (2235 тонн) воды, которые она взяла на борт, увеличили ее осадку настолько, что она приземлилась у входа в гавань. Она не была снята с мели до 8 марта, но тем временем сыграла важную роль в подавлении попытки японцев заблокировать вход блокировочными кораблями 23–24 февраля. Ремонт начался сразу после того, как судно было отбуксировано в гавань, и был завершен 3 июня, хотя доков не было и пришлось построить перемычку. 23 июня он отплыл с остальной частью российской эскадры в неудачной попытке достичь Владивостока. Вице-адмирал Витгефт вернулся в Порт-Артур, когда незадолго до заката столкнулся с японским флотом во главе с адмиралом Того Хейхачиро, так как не хотел вступать в ночное сражение с численно превосходящими японцами.

Летом « Ретвизан» высадил два 6-дюймовых, два 47-мм и шесть 37-мм орудий для усиления обороны порта с суши. 9 августа он был поражен семью 4,7-дюймовыми (120-мм) снарядами, выпущенными батареей с узкого обзора гавани. Щенснович был легко ранен, баржа, примыкающая к кораблю, была потоплена, и она была забита ниже ватерлинии. Корабль принял крен на 1 ° из 400 длинных тонн (410 т) воды, что было исправлено встречным затоплением. Ямы были заделаны, но вода не откачивалась, и на следующий день судно отправилось с флотом в еще одной попытке достичь Владивостока. Эта вылазка закончилась битвой у Желтого моря.

Битва у желтого моря

Основная статья: Битва у Желтого моря

Сражение началось как дальняя артиллерийская дуэль, во время которой русские корабли много раз поражали японские корабли и вынудили Того временно выйти из боя. Спустя два часа после начала боя японский флот закрыл полигон и в 17:35 снова начал стрельбу. Через сорок минут снаряд попал в переднюю башню « Ретвизана » возле орудийных иллюминаторов, в результате чего один член экипажа башни был убит, а шесть других получили ранения. Удар сбил один 12-дюймовый снаряд с загрузочного лотка, раздавив двух других моряков, а также поджег брезент, закрывающий порты для орудий. Опасаясь, что огонь может распространиться, выжившие члены экипажа затопили башню, вырубив ее электрическую систему. Экипаж смог привести башню в рабочее состояние в течение часа.

Ретвизан затонул в Порт-Артуре

Примерно в 18:40 10 августа, во время финальной фазы боя, российский флагманский корабль « Цесаревич» был поражен 12-дюймовыми снарядами, в результате которых был убит адмирал Витгефт и его ближайшие подчиненные. Русский линкор выходил из-под контроля, нарушая строй русских. Как японские предварительные дредноутов продолжали фунт Цесаревич с их 12-дюймовым огнем, Ретвизан ' капитан s смело заряжен battleline ToGo в попытке отвлечь японские снаряды на свой корабль. Японские боевые порядки немедленно перевели огонь на приближающийся Ретвизан, выпустив так много снарядов, что они не смогли скорректировать свой огонь из-за большого количества брызг снарядов, охвативших русский линкор. Поскольку русская эскадра была дезорганизована, у линкоров Того заканчивались боеприпасы, а главные орудия некоторых кораблей были выведены из строя, он передал битву своим крейсерам и эсминцам. Ретвизан фактически завершил дуэль между противостоящими флотами и спас Цесаревича от гибели. Во время боя Ретвизан получил 18 попаданий крупнокалиберных снарядов, 6 матросов были убиты, 42 человека ранены, в том числе Шенснович.

Впоследствии он был осажден в Порт-Артуре и затонул на мелководье тринадцатью 28-сантиметровыми гаубичными снарядами 6 декабря 1904 года после того, как Императорская японская армия взяла под свой контроль высоты, окружающие гавань. Щенснович был старшим выжившим военно-морским офицером и 2 января 1905 года подписал капитуляцию Порт-Артура перед Российским императорским флотом.

Японский сервис

Японский линкор Hizen

Ретвизан был выращен японцами 22 сентября 1905 года и через два дня переименован в Хидзэн в честь провинции Хидзэн. Корабль покинул Порт-Артур 19 ноября и прибыл в Сасебо 27 ноября, где его ремонт длился до ноября 1908 года. Его боевые топы были сняты, легкое вооружение было заменено на японское, а его котлы были заменены котлами Miyabara. Стволы и казённики её главных орудий были заменены на образцы японской постройки, а все четыре надводных торпедных аппарата были сняты. На японской службе ее экипаж насчитывал 796 офицеров и членов экипажа.

Hizen был назначен на 1-й флот 1 декабря 1909 года и был переоборудован в 1913 году. Он был отправлен в Эскимальт, Британская Колумбия, в октябре 1914 года, чтобы усилить там слабую британскую эскадру, затем был направлен в Гонолулу, Гавайи, до конца месяца. наблюдать за немецкой канонеркой SMS  Geier после прибытия этого корабля 15 октября. Хидзен наблюдал за портом вместе с броненосным крейсером « Асама» до тех пор, пока 8 ноября Гейер не был интернирован американцами. После этого она и Асама направились на юг в поисках немецкой эскадрильи в Восточной Азии, но так и не нашли ее; корабль был отозван домой в феврале 1915 года. 13 декабря 1915 года Хидзен была назначена в 5-ю дивизию 3- го флота до 10 мая 1917 года. Корабль служил в Индийском океане в какой-то момент во время войны, где, вероятно, сопровождал войска. конвои.

Хидзен поддерживал японское вмешательство в Гражданскую войну в России в 1918 году и часто служил во Владивостоке в качестве караула. 1 сентября 1921 года он был реклассифицирован как корабль береговой обороны 1-го класса и разоружен в Сасебо в апреле 1922 года в соответствии с Вашингтонским военно-морским договором. Он был вычеркнут из официального военно-морского списка 20 сентября 1923 года и затонул в качестве корабля-мишени в проливе Бунго 25 июля 1924 года.

Примечания

Сноски

использованная литература

  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Chesneau, Roger amp; Kolesnik, Eugene M. (ред.). Боевые корабли всего мира Конвея 1860–1905 гг. Нью-Йорк: Mayflower Books. С. 170–217. ISBN   0-8317-0302-4.
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море 1904–05. Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN   978-1-84603-330-8.
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское оружие времен Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник. Барнсли, Великобритания: Издательство Сифорт. ISBN   978-1-84832-100-7.
  • Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Хидзен (экс-Ретвизан)». Вклады в историю японских императорских военных кораблей (Документ V): 57–59.(требуется подписка) (свяжитесь с редактором по адресу lars.ahlberg@halmstad.mail.postnet.se для получения информации о подписке)
  • Маклафлин, Стивен (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). «Ретвизан». Вклады в историю японских императорских военных кораблей (Документ V): 60–63.(требуется подписка)
  • Маклафлин, Стивен (2000). Престон, Энтони (ред.). Ретвизано: Американский линкор для царя. Военный корабль. 2000–2001 гг. Лондон: Conway Maritime Press. С. 48–65. ISBN   0-85177-791-0.
  • Маклафлин, Стивен (2003). Русские и советские линкоры. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN   1-55750-481-4.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник мировых капитальных кораблей. Нью-Йорк: Книги Гиппокрены. ISBN   0-88254-979-0.
  • Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN   0-7146-5256-3.
  • Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну. Олбани, Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN   0-88706-191-5.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-06 02:53:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте