Русский балет ( Русский : Русский балет ) ( Французский : Ballet russe ) - это форма балета, характерная для России или происходящая из России.
До 1689 года балета в России не существовало (балет возник при дворах итальянского Возрождения в 15-м и 16-м веках). Царский контроль и изоляционизм в России допускали небольшое влияние Запада. Только с приходом Петра Великого русское общество открылось Западу. Санкт-Петербург был построен, чтобы принять Запад и противостоять изоляционизму Москвы. Петр Великий создал новую Россию, которая могла соперничать с западным обществом великолепными дворами и дворцами. Его видение состояло в том, чтобы бросить вызов Западу. Классический балет вошел в сферу России не как развлечение, а как «эталон физического поведения, который нужно подражать и усваивать - идеализированный образ поведения». Целью было не развлекать массы россиян, а воспитать новый русский народ.
Жан-Батист Ланде основал русский балет.Императрица Анна (1730-1740) была посвящена показным развлечениям (балы, фейерверки, картины), и летом 1734 года распорядилась о назначении Жан-Батиста Ланде учителем танцев в военной академии, которую она основала в 1731 году для сыновей. дворянства. В 1738 году он стал балетмейстером и руководителем новой балетной школы, положив начало углубленному изучению балета в России и завоевав покровительство элитных семей.
Франция предоставила многих лидеров, таких как Шарль Дидло в Санкт-Петербурге (1801–1831 гг.), Жюль Перро (1848–1859 гг.) И Артур Сен-Леон (1859–69 гг.).
В начале 19 века театры были открыты для всех, кто мог позволить себе билет. Зона отдыха, называемая райок, или «райская галерея», состояла из простых деревянных скамеек. Это дало доступ к балету небогатым людям, потому что билеты в эту секцию были недорогими.
Один автор описывает Императорский балет как «непохожий на балет любой другой страны мира… самые престижные балетные труппы принадлежали к театрам, поддерживаемым государством. Директора этих компаний назначались лично царем, и все танцоры были в известном смысле императорскими слугами. В театре люди в зале всегда оставались стоять, пока царь не входил в свою ложу, а после спектакля из уважения оставались на своих местах до его ухода. Звонок на занавес проходил по строгой схеме: сначала балерина кланялась царской ложе, потом директору театра и, наконец, публике.
К началу 1900-х годов русский балет вышел за пределы своих границ и проник в Париж. Он стал его собственной силой и был явно русским, хотя все еще поддерживался парижским обществом. В 1903 году Иван Clustine, русский танцовщик и хореограф, который начал свою карьеру в Большом театре, был назначен мэтр де балет в Парижской опере. Наем Кластина вызвал безумие вопросов о его национальности и хореографической программе: «Его прием на работу был сочтен прямой попыткой оперы имитировать российскую труппу; даже он так много думал, утверждая, не без уныния, что вдохновение слишком часто приходило с севера: «Революция! Метод, который часто применяют в стране царей ». Кластин, хотя и с гордостью признавал свою национальность, не питал никаких революционных намерений, которые некоторые считали неизбежным следствием того, что он русский ».
Парижане, отрицая принятие отсталой русской труппы, имели явное русское влияние в своем театре. «Несмотря на протесты Кластина, некоторые особенности балетов Оперы после 1909 года, наряду с ее институциональными условностями и балетной политикой, казалось, выдавали российское влияние». Клеймо русской жестокости и силы применялось даже в Париже. Хотя их стиль не только принимался в Париже, но и внедрялся в парижских театрах, Русский балет по- прежнему считался опасным даже в театре исполнительского искусства. «Русские балеты, по сути, стали метафорой вторжения, вечной силы, которая могла поглотить и контролировать, могла проникнуть сквозь мембрану французского общества, культуры и даже самого искусства». Принятие русского балета в парижском обществе стало предметом споров, и французский национализм столкнулся с решимостью русских. Возникли вопросы о намерениях русских в парижских театрах под названием «культурная политика», включая «определение границ, сохранение идентичности и характер взаимоотношений».
Россия была неспособна просто принести русскую культуру на Запад, но создала паранойю намерений, куда бы они ни пошли. Вначале отношения между Россией и Францией через искусство были свидетельством их политической приверженности. «Французские критики признали общее хореографическое наследие: французский балет мигрировал в Россию в девятнадцатом веке, чтобы вернуться, спустя десятилетия, под видом балетов русских. Таким образом, компания, основанная на истории, которая объединила обе страны, не только внесла свой вклад в культурную программу обмена. Русские балеты стали свидетельством франко-российского сотрудничества, доброй воли и поддержки; они представляли «un nouveau resserrement de l'alliance» (дальнейшее укрепление союза) ». Однако, когда возникло двуличие в альянсе, отношения приняли отрицательный оборот. Пока Россия продолжала занимать деньги у французских банков, «русские больше не заинтересованы в поддержке французской культуры и колониальной политики». Эта двуличность подпитывала паранойю и недоверие, которое мы наблюдаем в отношениях, касающихся искусства. Парижская пресса говорила о Русских балетах как о «очаровании», «булверсанте» и «фантазии». Однако они также использовали метафоры вторжения, описывая присутствие компании в Париже в терминах «нападение» (нападение) и «завоевание» (завоевание) ». Двусторонние отношения можно увидеть в этом выражении восторга и раздора. Один французский журналист, Морис Лефевр, призвал своих парижан увидеть реальность русского вторжения, как если бы оно было заражением: «Нам нужно провести самоанализ и спросить, не собираются ли наши гости стать нашими хозяевами». Намекать, что Россия вот-вот захватит Францию с помощью исполнительского искусства, кажется иррациональным, но есть свидетельства того, что опасения парижских людей были реальными.
Первой балетной труппой было Императорское хореографическое училище в Санкт-Петербурге в 1740-х годах. Сергей Дягилев (1872–1929), чрезвычайно важная фигура на русской балетной сцене, основал балетную труппу Ballets Russes в 1909 году. Дягилев вмешивался во все аспекты балета - в режиссуре, постановке, освещении, декорациях и исполнении. Он разместил свою балетную труппу в Париже. Протеже Дягилева Джордж Баланчин основал New York City Ballet в 1948 году. Сегодня труппа Kirov Ballet (ныне Мариинский балет ) и труппа Большого театра - это две всемирно известные российские балетные труппы, которые гастролируют по всему миру.
К другим русским балетным труппам относятся:
Ряд компаний были названы или включены в свое название « Московский балет».
В русском балете существует несколько приемов. Наибольшее распространение получил метод Вагановой, названный в честь балерины и педагога Агриппины Вагановой.
Многие российские танцоры добились всемирного признания; известные российские танцоры включают: