Осада Константинополя (860)

редактировать
Осада Константинополя Русью
Часть Русско-Византийских войн
Царьград.jpg . Руси 'под стенами Константинополя.
Дата860
МестоположениеКонстантинополь (Древневосточнославянский : Царьград, Древнескандинавский : Miklagarðr)
РезультатУспешный набег Руси на окраины Константинополя
Воюющие
Византийская Империя Русь
Командиры и вожди
Михаил III Олег Новгородский. Рюрик. Аскольд и Дир
Сила
неизвестно~ 200 кораблей. 5000 человек

Осада Константинополя 860 была единственной крупной военной экспедицией Русского каганата, зафиксированной в византийских и западноевропейских источниках. casus belli - строительство византийскими инженерами крепости Саркел, ограничившее торговый путь русов по реке Дон в пользу хазар.. Счета различаются, с расхождениями между современными и более поздними источниками, и результат неизвестен в деталях.

Из византийских источников известно, что Русь застала Константинополь неподготовленными, в то время как империя была озабочена продолжающимися арабо-византийскими войнами и не смогла эффективно ответить в атаку, конечно, изначально. После разграбления окраин византийской столицы русы отступили, хотя характер этого отступления и, в самом деле, какая сторона победила, являются предметом споров. Это событие породило более позднюю православную традицию, которая приписывала освобождение Константинополя чудесному вмешательству Богородицы.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Осада
  • 3 Более поздние традиции
  • 4 Критика
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

История вопроса

Первое упоминание о Руси около Византийской империи происходит из жития св. Георгий из Амастрии, агиографическое произведение, датировка которого. Византийцы вошли в него в 839 году. Время нападения предполагает, что русы были проинформированы о слабости города, что свидетельствует о том, что торговые и коммуникационные линии не прекратили свое существование в 840-х и 850-х годах. Тем не менее нападение русов в 860 г. стало неожиданностью; это было внезапно и неожиданно, «как рой ос», как выразился Фотий. Империя изо всех сил пыталась отразить наступление Аббасидов в Малой Азии. В марте 860 года гарнизон ключевой крепости Лулон неожиданно сдался арабам. В апреле или мае обе стороны обменялись пленными, и военные действия ненадолго прекратились; однако в начале июня император Михаил III покинул Константинополь и направился в Малую Азию, чтобы вторгнуться в Аббасидский халифат.

Осада

18 июня 860 г., на закате, флот из около 200 русских судов вошел в Босфор и начал грабить окраины Константинополя (древневосточнославянский : Цариград, древнескандинавский : Миклагарёр ). Злоумышленники поджигали дома, топили и ранили жителей. Не в силах что-либо сделать для отражения захватчиков, Патриарх Фотий призвал свою паству умолять Богородицу спасти город. Разорив окраины, Русь перешла в Мраморное море и упала на Княжеские острова, где жил бывший Константинопольский патриарх Игнатий. в изгнании. Руси грабили жилища и монастыри, вырезали захваченных. Они взяли на борт двадцать два слуги патриарха и расчленили их топорами.

Атака застала византийцев врасплох, «как молния с неба», как выразился патриарх Фотий в своей знаменитой речи. написано по случаю. Императора Михаила III в городе не было, как и его флота, которого боялись за умение использовать греческий огонь. Имперская армия, включая войска, обычно расположенные ближе всего к столице, воевала с арабами в Малой Азии. Это ослабило сухопутную оборону города. Морской обороны также не хватало, поскольку Византийский флот был оккупирован сражениями с арабами в Эгейском море и. Это одновременное развертывание сделало побережья и острова Черного моря, Босфора и Мраморного моря уязвимыми для атак.

Вторжение продолжалось до 4 августа, когда в другой своей проповеди Фотий поблагодарил небеса за то, что они чудесным образом избавили город от такой ужасной угрозы. В сочинениях Фотия содержится самый ранний пример упоминания имени «Русь» (Rhos, греч. : Ῥῶς) в греческом источнике; раньше жителей земель к северу от Черного моря архаично называли «тауроскифами». Патриарх сообщил, что у них нет верховного правителя и они живут в каких-то далеких северных землях. Фотий назвал их ἔθνος ἄγνωστον, «неизвестные люди», хотя некоторые историки предпочитают переводить это словосочетание как «безвестные люди», указывая на более ранние контакты между Византийцами и Русью.

Более поздние традиции

Фреска (1644), где Михаил и Фотий кладут покрывало Богородицы в море (Покровский храм, Московский Кремль ).

Проповеди Фотия не дают подсказки ни об исходе вторжения, ни о причинах отступления русов. Более поздние источники связывают их отступление с быстрым возвращением Императора. Как гласит история, после того, как Михаил и Фотий положили завесу на Богородица в море поднялась буря, разогнавшая лодки варваров. В более поздние века говорили, что император поспешил в церковь во Влахернах и получил одежду Богородицы. несли процессией вдоль Феодосийских стен. Эта драгоценная византийская реликвия символически была погружена в море, и сильный ветер унес Недавно поднялись и потерпели крушение русские корабли. Благочестивая легенда была записана Георгием Гамартолусом, рукопись которого была важным источником для Первичной хроники. Авторы киевской летописи приложили к описанию имена Аскольда и Дира, так как считали, что эти два варяга правили Киевом в 866 году. именно к этому году (из-за некоторой хитрости в хронологии) приписывают первый поход Руси на византийскую столицу.

Блачернитисса : икона, перед которой Михаил III, возможно, молился Богородице об избавлении Константинополя от Руси.

Рассказ Нестора о первой встрече Руси и Византии, возможно, способствовал популярность Богородицы в России. Чудесное спасение Константинополя от варварских орд явилось бы в русской иконописи без понимания того, что эти орды могли исходить из Киева. Более того, когда Влахернитиссу привезли в Москву в XVII веке, говорили, что именно эта икона спасла Царьград от войск «скифского кагана», после Михаила III молился перед ним Богородице. Никто не заметил, что в этой истории есть очевидные параллели с последовательностью событий, описанной Нестором.

В IX веке возникла легенда о том, что на древней колонне на Форуме Тельца была надпись, предсказывающая, что Константинополь будет завоеван Русью. Эта легенда, хорошо известная в византийской литературе, была возрождена славянофилами в 19 веке, когда Россия была на грани отторжения города у османов.

Критика

Как показали, среди прочего, Олег Творогов и Константин Цукерман, источники IX века и более поздние не созвучны самым ранним записям этого события. В своей августовской проповеди Фотий не упоминает ни возвращение Михаила III в столицу, ни чудо с покрывалом (в котором автор якобы был участником).

С другой стороны, Папа Николай I в письме, отправленном Михаилу III 28 сентября 865 года, упоминает, что пригороды имперской столицы недавно подверглись набегам язычников, которые были позволено отступить без какого-либо наказания. Венецианские хроники Иоанна Дьякона сообщают, что Normanorum gentes, опустошив пригород Константинополя, с триумфом вернулись на свои земли (et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est)

Похоже, что победа Михаила III над Русью была изобретена византийскими историками в середине IX века или позже и стала общепринятой в славянских летописях под их влиянием. Однако память об успешном походе была передана среди киевлян устно и, возможно, была продиктована рассказом Нестора о кампании Олега 907, которая вообще не зафиксирована в византийских источниках.

Заметки

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-08 08:05:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте