Румах адат - это традиционные дома, построенные в любом из народных архитектурных стилей Индонезии, которые в совокупности принадлежат австронезийской архитектуре. Традиционные дома и поселения нескольких сотен этнических групп Индонезии чрезвычайно разнообразны, и все они имеют свою особую историю. Это индонезийские варианты всей австронезийской архитектуры, встречающиеся повсюду в местах, где австронезийцы населяли от Тихого океана до Мадагаскара, каждый со своей историей, культурой и стилем.
Этнические группы в Индонезии часто ассоциируются с их собственной отличительной формой румах адат. Дома находятся в центре паутины обычаев, социальных отношений, традиционных законов, табу, мифов и религий, которые объединяют жителей деревни. Дом является центром внимания семьи и сообщества и является отправной точкой для многих видов деятельности его жителей. Жители деревни строят свои собственные дома, или сообщество объединяет свои ресурсы для сооружения, построенного под руководством мастера-строителя или плотника.
Подавляющее большинство индонезийцев больше не живут в румах адате, и их численность быстро сокращается из-за экономических, технологических и социальных изменений.
За некоторыми исключениями, народы индонезийского архипелага имеют общую австронезийскую родословную (происходящую из Тайваня, около 6000 лет назад) или Сундаленд, затонувший район в Юго-Восточной Азии, и традиционные дома Индонезии имеют ряд общих характеристик, таких как древесина строительство, разнообразные и сложные конструкции крыш. Самые ранние австронезийские постройки представляли собой общие длинные дома на сваях, с крутыми покатыми крышами и тяжелыми фронтонами, как это видно в Батак румах адат и Тораджан Тонгконан. Вариации принципа общинного длинного дома встречаются у даяков Борнео, а также у ментавайцев.
Рыбацкая деревня из свайных домов на архипелаге Риау.Нормой является конструкционная система столбов, балок и перемычек, которые принимают нагрузку прямо на землю с деревянными или бамбуковыми стенами, не несущими нагрузки. Традиционно вместо гвоздей используются пазовые и шипованные соединения и деревянные колышки. Натуральные материалы - древесина, бамбук, солома и волокна - составляют рум адат. Лиственные обычно используется для свай и сочетание мягких и твердых пород дерева используется для верхних несущих стен без нагрузки в дом, и часто делаются из светлой древесины или соломы. Материалом соломы могут быть листья кокоса и сахарной пальмы, трава аланг-аланг и рисовая солома.
Традиционные жилища развивались с учетом естественных условий окружающей среды, особенно жаркого и влажного муссонного климата Индонезии. Как это принято во всей Юго-Восточной Азии и юго-западной части Тихого океана, большинство румах-адатов построено на сваях, за исключением Явы, Бали и других домов Восточной Индонезии. Строительство домов на сваях служит нескольким целям: позволяет ветру смягчать жаркие тропические температуры; возвышает жилище над ливневыми стоками и грязью; позволяет строить дома на берегах рек и заболоченных территорий; защищает людей, товары и продукты от сырости и сырости; лифты жилых помещений над малярией -проведением комаров ; и снижает риск возникновения сухой гнили и термитов. Круто наклонная крыша позволяет быстро укрыться от сильного тропического дождя, а большие нависающие карнизы не пропускают воду в дом и создают тень в жару. В жарких и влажных низинных прибрежных районах дома могут иметь много окон, обеспечивающих хорошую перекрестную вентиляцию, тогда как в более прохладных горных внутренних районах дома часто имеют широкую крышу и мало окон.
Примеры рума адат включают:
Румох Ачех, Ачех
Традиционный дом Батак Тоба, Северная Суматра
Рума Гаданг, Западная Суматра
Bangkinang Malay house, Риау
Суданский дом Кампунг, Западная Ява
Балийский павильон, Бали
Рума Бубунган Тингги, Южный Калимантан
Дом Буги, Южный Сулавеси
Дома в деревне Тораджан, Южный Сулавеси
Дом Сумбы, Восточная Нуса Тенггара
Дом Мбару Нианг, Восточная Нуса Тенгара
Количество рума адат сокращается по всей Индонезии. Эта тенденция восходит к колониальному периоду, когда голландцы обычно считали традиционную архитектуру антисанитарной, с большими крышами, которые укрывали крыс. Религиозные власти с подозрением относились к многоквартирным домам, равно как и к тем аспектам рума адат, которые связаны с традиционными верованиями. В некоторых частях Индии колониальные власти приступили к осуществлению энергичных программ сноса, заменяя традиционные дома домами, построенными с использованием западных строительных технологий, таких как кирпичные и гофрированные железные крыши, устанавливая санитарные узлы и улучшая вентиляцию. Традиционные мастера прошли переподготовку по западным строительным технологиям. С момента обретения независимости правительство Индонезии продолжало продвигать «румах сехат седерхана» («простой здоровый дом»), а не рума адат.
Воздействие рыночной экономики сделало строительство трудоемких румах адат, таких как дом в Батаке, чрезвычайно дорогостоящим (раньше деревни работали вместе, чтобы строить новые дома) для строительства и обслуживания. Кроме того, вырубка лесов и рост населения означали, что лиственные породы больше не были бесплатным ресурсом, который можно было собирать по мере необходимости из близлежащих лесов, а вместо этого стали слишком дорогим товаром. В сочетании с общим аппетитом к современности подавляющее большинство индонезийцев теперь живут в обычных современных зданиях, а не в традиционных румах-адатах.
В районах с большим количеством туристов, таких как Танах Тораджа, румах адат сохраняются как зрелище для туристов, их бывшие жители живут в других местах, с элементами дизайна, преувеличенными до такой степени, что эти румах адат значительно менее удобны, чем оригинальные конструкции. Хотя в большинстве районов румах адат были заброшены, в некоторых отдаленных районах они все еще существуют, а в других районах здания в стиле румах адат используются для церемониальных целей, как музеи или официальные здания.
В период колониальной голландской Ост-Индии примерно в первой половине 20-го века типичный стиль и элементы народного индонезийского рума адат часто использовались в качестве вдохновения, воссоздавались и воспроизводились намеренно, чтобы представить культурное разнообразие колонии, а также создать Праздничная атмосфера с фантастической архитектурой. Например, ежегодный Пасар Гамбир - ярмарка, проводившаяся с 1906 по 1942 год в Батавии, была известна своими воротами, сценами, башнями и павильонами, построенными в стиле румах адат со всего архипелага. Каждый год эти уникально оформленные павильоны румах адат создавались и строились заново с использованием местных материалов, что также стало достопримечательностью ярмарки.
Голландский колониальный павильон на Парижской колониальной выставке 1931 года, демонстрирующий синтез различных рум адат голландской Ост-Индии.Этот период также был отмечен гордостью и желанием продемонстрировать культурное разнообразие колонии посредством демонстрации народной архитектуры архипелага. В 1931 году на Парижской колониальной выставке Нидерланды представили прекрасный культурный синтез своей колонии - Голландской Ост-Индии. Голландский колониальный павильон располагался на выставку много шире, как 3 га и был построен на основе сочетания многих элементов культуры в Nusantara (Индонезийский архипелаг), сочетание индонезийской народной архитектуры. Его стены состояли из 750 000 кусков железного дерева из Калимантана (индонезийское Борнео). Центральным элементом является передняя часть, украшенная двумя балийскими башнями Меру высотой 50 метров. Крыша павильона была сделана в стиле тумпанг или таджуг, что является визитной карточкой яванской мечети, дополненной резной деревянной дверью типа кори агунг, возвышающимся порталом балийского храма пура, в сочетании с арочной крышей атап багонджонг Минангкабау, типичной для рума гаданга. Этот сплав индонезийской народной архитектуры представляет собой великолепный и величественный дворцовый павильон. Однако 28 июня 1931 года огромный пожар сжег голландский павильон вместе со всеми культурными объектами, выставленными внутри.
Дом пяти чувств,тематический парк Эфтелинг, Нидерланды. Пример современного здания, построенного с использованием западных технологий, по проекту ромах гаданг.Здания иногда строятся с использованием современных строительных технологий, которые включают стилистические элементы из рума адат, таких как Дом пяти чувств в Эфтелинге, здание, построенное по образцу рума гаданг Минангкабау. В колониальный период некоторые европейцы строили дома в соответствии с гибридными проектами западного адата, например Бендегом, который построил «переходный» дом западного и батакского каро.
Во многих местах элементы или украшения румах адат стали региональной идентичностью провинций или регентств ( кабупатен ). Таким образом, при строительстве правительственных и общественных зданий рекомендуется включать или включать в себя эти природные архитектурные элементы. Несмотря на то, что технически новые здания построены в современной технике с бетонными каркасами и кирпичными стенами, вместо традиционных деревянных конструкций. Чаще всего получается вживление традиционной крыши поверх современных зданий. Эту тенденцию можно увидеть на Западной Суматре и Тана Тораджа, где типичная крыша багонджонг (рогатая) минанг и крыша тораджа тонконан внедрены почти в любые общественные здания; из аэропортов в отели, рестораны и правительственные учреждения.
Обрушившийся бетонный румах с крышей из багонджонга в результате землетрясения в Паданге в 2009 годуБыло отмечено, что традиционные деревянные дома, как правило, более устойчивы к землетрясениям, чем современные кирпичные конструкции, хотя они более уязвимы для огня. Строительство современного бетонного каркаса и кирпичных стен «рума адат » подорвало саму характеристику традиционного деревянного дома, а именно его гибкость, позволяющую поглощать ударные волны, вызванные землетрясением. Эти бетонные здания в стиле румах адат часто не выдерживают землетрясений и рушатся, как те здания, которые рухнули во время землетрясения в Паданге в 2009 году. В некоторых районах была принята « полусовременная» концепция румах адат, например, среди некоторых людей нгада, с традиционными элементами, помещенными внутри бетонной оболочки.