Рудольф Отто | |
---|---|
Родился | ( 1869-09-25)25 сентября 1869 г. Пайне, Северо-Германская Конфедерация |
Умер | 6 марта 1937 г. (1937-03-06)(67 лет) Марбург, Германия |
Академическое образование | |
Альма-матер | |
Влияния | Фридрих Шлейермахер, Иммануил Кант, Якоб Фрис |
Академическая работа | |
Дисциплина | Богословие и сравнительное религиоведение |
Школа или традиция | Школа истории религий |
Известные работы | Идея Святого |
Известные идеи | нуминозный |
Под влиянием | Элиаде, Юнг, Кэмпбелл, К.С. Льюис, Тиллих, Барт, Ранер, Хайдеггер, Вах, Хоркхаймер, Гадамер, Штраус |
Часть серии о |
Лютеранство |
---|
Роза Лютера |
Книга Согласия |
Богословие |
|
Организация |
История |
Миссионеры |
Переводчики Библии
|
Богословы |
|
Рудольф Отто (25 сентября 1869 - 7 марта 1937) был выдающимся немецким лютеранским теологом, философом и сторонником сравнительного религиоведения. Он считается одним из самых влиятельных религиоведов начала двадцатого века и наиболее известен своей концепцией нуминозного, глубоким эмоциональным переживанием, которое, как он утверждал, лежало в основе мировых религий. Хотя его работа началась в области либерального христианского богословия, ее основной упор всегда был апологетическим, он был направлен на защиту религии от критики натуралистов. В конце концов Отто стал рассматривать свою работу как часть науки о религии, которая была разделена на философию религии, историю религии и психологию религии.
Отто родился в Пайне близ Ганновера и вырос в благочестивой христианской семье. Он посещал Gymnasium Andreanum в Хильдесхайме и учился в университетах Эрлангена и Геттингена, где написал диссертацию о понимании Мартином Лютером Святого Духа ( Die Anschauung von heiligen Geiste bei Luther: Eine Historisch-dogmatische Untersuchung) и его хабилитация по Канту ( Naturalistische und Religiöse Weltansicht). К 1906 году, он занимал должность экстраординарного профессора, а в 1910 году он получил почетную докторскую степень от университета Гессена.
Увлечение Отто нехристианскими религиями пробудилось во время продолжительного путешествия 1911-1912 годов по Северной Африке, Палестине, Британской Индии, Китаю, Японии и США. Он назвал посещение в 1911 году марокканской синагоги ключевым вдохновением для темы Святого, которую он позже разработал. Отто стал членом прусского парламента в 1913 году и сохранил этот пост до Первой мировой войны. В 1917 году он возглавил попытку упростить систему взвешивания голосов на прусских выборах. Затем он служил в послевоенном учредительном собрании в 1918 году и продолжал участвовать в политике Веймарской республики.
Между тем, в 1915 году он стал рядовым профессором Университета Бреслау, а в 1917 году - Школы богословия Марбургского университета, в то время одной из самых известных протестантских семинарий в мире. Хотя он получил еще несколько звонков, он оставался в Марбурге до конца своей жизни. Он вышел на пенсию в 1929 году, но продолжил писать позже. 6 марта 1937 года он умер от пневмонии, получив серьезные травмы, упав примерно в двадцати метрах от башни в октябре 1936 года. Ходили устойчивые слухи, что падение было попыткой самоубийства, но это так и не было подтверждено. Похоронен на Марбургском кладбище.
В свои ранние годы Отто находился под сильным влиянием немецкого теолога- идеалиста и философа Фридриха Шлейермахера и его концептуализации категории религиозного как типа эмоции или сознания, несводимого к этической или рациональной эпистемологии. В этом Отто видел, что Шлейермахер вновь обрел чувство святости, утраченное в эпоху Просвещения. Шлейермахер описал это религиозное чувство как чувство абсолютной зависимости; В конце концов Отто отверг эту характеристику как слишком близкую к земной зависимости и подчеркнул полную отличность религиозного чувства от земного мира (см. Ниже). В 1904 году, будучи студентом Геттингенского университета, Отто вместе с двумя сокурсниками стал сторонником философии Якоба Фриса.
В первой книге Отто « Натурализм и религия» (1904) мир онтологически делится на ментальный и физический, что отражает картезийский дуализм. Отто утверждает, что сознание нельзя объяснить с точки зрения физических или нервных процессов, а также придает ему эпистемологический приоритет, утверждая, что все знания о физическом мире опосредованы личным опытом. С другой стороны, он не согласен с характеристикой Декарта ментального как рациональной области, вместо этого полагая, что рациональность построена на нерациональной интуитивной сфере.
В 1909 году он опубликовал свою следующую книгу «Философия религии, основанная на Канте и Фрисе», в которой он исследует мысли Канта и Фриса и, исходя из этого, пытается построить философские рамки, в которых может иметь место религиозный опыт. В то время как философия Канта утверждала, что мысль возникает в рациональной области, Фрайс расходился и утверждал, что она также имеет место в практической и эстетической областях; Отто продолжил линию мышления Фриса и предложил другую нерациональную область мысли - религиозную. Он чувствовал, что интуиция ценна в рациональных областях, таких как математика, но подлежит корректировке со стороны разума, тогда как религиозные интуиции могут не подлежать этой корректировке.
На эти две ранние работы оказали влияние рационалистические подходы Иммануила Канта и Якоба Фриса. Отто заявил, что они сосредоточились на рациональных аспектах божественного («Ratio aeterna»), тогда как его следующая (и самая влиятельная) книга была сосредоточена на нерациональных аспектах божественного.
Самая известная работа Отто « Идея святого» была одной из самых успешных немецких богословских книг 20-го века, никогда не выходила из печати и доступна примерно на 20 языках. Центральный аргумент книги касается термина « нуминозное», придуманного Отто. Он объясняет нуминозное как «нерациональное, несенсорное переживание или чувство, первичный и непосредственный объект которого находится вне« я »». Это ментальное состояние «представляет собой ganz Andere, совершенно иное, состояние абсолютно sui generis и несравнимое, в результате чего человеческое существо оказывается в крайнем замешательстве». Согласно Марку Винну в Стэнфордской энциклопедии философии, идея Святого попадает в парадигму философии эмоций, в которой эмоции рассматриваются как включающие в себя элемент восприятия с внутренней эпистемической ценностью, который не опосредован ни мыслями, ни просто реакцией. к физиологическим факторам. Поэтому Отто понимает религиозный опыт как имеющий независимое от разума феноменологическое содержание, а не как внутренний ответ на веру в божественную реальность. Отто применил эту модель специально к религиозным переживаниям, которые, по его мнению, качественно отличались от других эмоций. Отто чувствовал, что люди должны сначала серьезно заняться рациональным изучением Бога, прежде чем обращаться к нерациональному элементу Бога, как он это сделал в этой книге.
В книге «Мистицизм Восток и Запад», опубликованной на немецком языке в 1926 году и на английском языке в 1932 году, Отто сравнивает и противопоставляет взгляды средневекового немецкого христианского мистика Мейстера Экхарта со взглядами влиятельного индуистского философа Ади Шанкары, ключевой фигуры школы Адвайта Веданты.
Отто оставил большое влияние на теологию, религиоведение и философию религии, которое продолжается и в 21 веке.
Карл Барт, влиятельный протестантский теолог, современник Отто, признал влияние Отто и одобрил аналогичную концепцию Бога как ganz Andere или totaliter aliter, тем самым подпадая под традицию апофатического богословия. Отто был также одним из очень немногих современных богословов, которым К.С. Льюис указывает на своего долга, особенно перед идеей нуминозного в «Проблеме боли». В этой книге Льюис предлагает свое собственное описание нуминозного:
Предположим, вам сказали, что в соседней комнате находится тигр: вы бы знали, что находитесь в опасности, и, вероятно, испугались бы. Но если бы вам сказали: «В соседней комнате есть привидение», и вы бы поверили этому, вы бы действительно почувствовали то, что часто называют страхом, но другого рода. Это не будет основываться на знании опасности, потому что никто не боится в первую очередь того, что привидение может сделать с ним, а просто того факта, что это призрак. Это скорее «жутко», чем опасно, и особый вид страха, который он вызывает, можно назвать Ужасом. С Странным достигли окраин Нуминозного. Теперь представьте, что вам просто сказали: «В комнате есть могущественный дух», и вы поверили этому. Тогда ваши чувства будут еще меньше походить на простой страх опасности: но беспокойство будет глубоким. Вы почувствуете изумление и определенное сокращение - чувство неадекватности, чтобы справиться с таким посетителем и прострации перед ним - эмоции, которые можно выразить словами Шекспира: «Под этим упрекают моего гения». Это чувство можно описать как трепет, а объект, который его возбуждает, - как Нуминозное.
Немецко-американский теолог Пауль Тиллих признал влияние Отто на него, как и самый известный немецкий ученик Отто Густав Меншинг (1901–1978) из Боннского университета. Взгляды Отто можно увидеть в отмеченным католического богослова Ранер «s представление человека как существа трансценденции. Совсем недавно, Отто также повлиял на американский францисканский монах и вдохновляющий спикер Ричард Рор.
Идеи Отто также оказали влияние на нехристианское богословие и духовность. Их обсуждали ортодоксальные еврейские богословы, в том числе Иосиф Соловейчик и Элиэзер Берковиц. Иранско-американский суфийский религиовед и общественный интеллектуал Реза Аслан понимает религию как «институционализированную систему символов и метафор [...], с помощью которой религиозное сообщество может поделиться друг с другом своей сверхъестественной встречей с Божественным Присутствием». Еще дальше работа Отто получила слова признательности от лидера независимости Индии Мохандаса Ганди. Олдос Хаксли, главный сторонник вечности, находился под влиянием Отто; в «Двери восприятия» он пишет:
Литература, посвященная религиозному опыту, изобилует ссылками на боль и ужас, охватывающие тех, кто слишком внезапно оказался лицом к лицу с каким-либо проявлением мистериума величайшего. На богословском языке этот страх возникает из-за несовместимости эгоизма человека и божественной чистоты, между усугубляющейся индивидуальностью человека и бесконечностью Бога.
В «Идеи святого» и других работах Отто изложил парадигму изучения религии, которая сосредоточена на необходимости осознать религиозное как несводимую, оригинальную категорию как таковую. Выдающийся румынско-американский историк религии и философ Мирча Элиаде использовал концепции из «Идеи святого» в качестве отправной точки для своей собственной книги 1954 года «Священное и нечестивое». Парадигма, представленная Отто и Элиаде, затем подвергалась резкой критике за то, что рассматривала религию как категорию sui generis, примерно до 1990 года, когда в ней началось возрождение в результате того, что ее феноменологические аспекты стали более очевидными. Ниниан Смарт, оказавший определяющее влияние на религиоведение как светскую дисциплину, находился под влиянием Отто в его понимании религиозного опыта и его подходе к пониманию религии в межкультурном контексте.
Карл Густав Юнг, основатель аналитической психологии, применил концепцию нуминозного к психологии и психотерапии, утверждая, что она имеет терапевтическое значение и способствует большему самопониманию, и заявляя, что для него религия - это «тщательное и скрупулезное наблюдение... нуминозное ». Американский епископальный священник Джон А. Сэнфорд применил идеи Отто и Юнга в своих трудах по религиозной психотерапии.
Философ и социолог Макс Хоркхаймер, член Франкфуртской школы, взял концепцию «совершенно другого» в своей книге 1970 года Die Sehnsucht nach dem ganz Anderen («тоска по совершенно другому »). Уолтер Теренс Стэйс написал в своей книге « Время и вечность», что «после Канта я больше обязан « Идеи святого » Рудольфа Отто, чем какой-либо другой книге». Среди других философов, на которых оказал влияние Отто, были Мартин Хайдеггер, Лео Штраус, Ганс-Георг Гадамер (который был критически настроен в молодости, но уважал его в старости), Макс Шелер, Эдмунд Гуссерль, Иоахим Вах и Ганс Йонас.
Ветеран войны и писатель Эрнст Юнгер и историк и ученый Джозеф Нидхэм также упомянули влияние Отто.
Отто активно участвовал в экуменической деятельности христианских конфессий, христианства и других религий. Он экспериментировал с добавлением времени, аналогичного моменту квакерского молчания, к лютеранской литургии как возможности для прихожан испытать сверхъестественное.