Руди ван Данциг (4 августа 1933 - 19 января 2012) был голландским хореографом, директором труппы и писателем. Он был ключевой фигурой на пути к мировой известности голландского балета во второй половине двадцатого века.
Ван Данциг родился в Амстердаме, где его отец, Мерк ван Данциг, работал на авиазаводе Fokker. Его родители придерживались крайне левых взглядов, поддерживали марксизм, защищали пацифизм и продвигали эсперанто. Ему было шесть лет, когда немецкая армия победила голландские войска в битве за Нидерланды в мае 1940 года и оккупировала страну в начале Второй мировой войны. Во время оккупации родины юного Руди отправили в приемную семью во Фрисландию, где условия были безопаснее, чем в городе. Во время освобождения Нидерландов в мае 1945 года он встретил Уолтера Кука, молодого солдата Первой канадской армии, который в значительной степени ответственен за поражение немецких войск в Голландии. Его дружба и любовная связь с этим солдатом, потерянным для него, когда он был внезапно переведен, послужили основой для его отмеченного призами романа Voor een Verloren Soldaat ( Для потерянного солдата ), опубликованного в Нидерландах в 1986 году, а затем снятого на экраны и переведенного. на английский.
Вернувшись в школу в Амстердаме, ван Данциг оказался плохим учеником, не интересовавшимся большей частью своей школьной работы. Когда он зашел в кинотеатр, где показывали балет Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера «Красные туфли» (1948), его дальнейший путь был определен. Вдохновленный просмотром фильма несколько раз, он начал брать уроки балета в 16 лет с Анной Сибрандой, а затем с Соней Гаскелл, бывшей танцовщицей Ballets Russes, которая руководила школой и небольшой классической труппой в городе. В послевоенной Европе не хватало талантливых танцоров-мужчин, поэтому, хотя он и не обладал высокой квалификацией, Гаскелл наняла его в 1954 году в качестве члена своей труппы Ballet Recital. Он был высоким, красивым, очень умным и трудолюбивым, и вскоре он проявил талант к хореографии. В том же году Марта Грэм и ее компания впервые посетили Нидерланды, и ее техника и стиль оказали глубокое влияние на ван Данцига. Осознав новые возможности драматизма и выразительности в танце, он вскоре отправился в Нью-Йорк, чтобы продолжить обучение в ее школе.
Ван Данциг был среди танцоров, которые основали Нидерландский театр танца в 1959 году, но в 1960 году он вернулся в труппу Гаскелла, которая тогда называлась Nederlands Ballet. После того, как эта труппа и Амстердамский балет объединились в Het Nationale Ballet ( Голландский национальный балет ), ван Данциг занял ряд важных должностей. Он стал постоянным хореографом в 1961 году, членом художественного совета в 1965 году, содиректором в 1968 году и единственным художественным руководителем в 1971 году. Он оставался на этом посту в течение двух десятилетий, до 1991 года. У него был талант к руководству и увлеченность. нацеленность на импорт и заказ балетов, которые расширили репертуар труппы и развили танцоров.
С 1960-х годов ван Данциг поставил более пятидесяти балетов, большинство из которых на современные темы и большинство из них для своей домашней труппы. Его балеты, сочетающие в себе классические и современные танцевальные приемы, экспрессионистичны и полны символизма, обычно демонстрируя психологические конфликты в главном герое. Основные темы - это принятие несовершенства жизни и принятие смерти как неизбежного результата жизненной борьбы. Первый занимает центральное место в его самой известной работе « Памятник мертвому мальчику» (1965), портрету подростка, разрушенного его неприемлемой сексуальностью. Последнее продемонстрировано в « Четырех последних песнях» (1977), ансамблевом произведении, которое обычно считается его лучшим произведением. В нем «он превратил размышления Штрауса о смерти в сдержанное любовное стихотворение, [в котором] четыре пары разделяются дуэтом сочувствующим посланником смерти».
Необычное сочетание классического балета и техники современного танца в хореографии Ван Данцига привлекло внимание Рудольфа Нуреева, известного российского танцора Королевского балета в Лондоне. Он попросил, чтобы его научили главной роли в « Памятнике мертвому мальчику», которую он в конечном итоге исполнил, получив признание публики в Англии и Соединенных Штатах, проявив себя как опытным танцором современного искусства, так и классиком. Он и ван Данциг подружились, и впоследствии он вернулся в Амстердам с заказами на два новых балета: « Унесенные нежным ветром» (1975) и « О темном доме» (1976). В книге Ван Данцига « Вспоминая Нуреева: след кометы» с любовью рассказывается о том, как они двадцать пять лет были друзьями и коллегами.
В 1991 году ван Данциг покинул Голландский национальный балет, чтобы сосредоточиться на написании и монтаже работ для других трупп. Как хореограф, он пользовался международным спросом, поскольку монтировал работы для Ballet Rambert, Harkness Ballet, Королевского балета, Королевского датского балета, Американского театра балета и балета Парижской оперы.
Как гомосексуал с активной политической чувствительностью, ван Данциг остро ощущал нетерпимость своего времени, и это стало главной темой его балетов и произведений. Он поделился своей жизнью и карьерой со своим партнером Тоером ван Шайком (род. 1936), танцором, художником по декорациям и костюмам, а также хореографом Голландского национального балета. Он умер в амстердамской больнице от лимфомы и рака груди у мужчин в 2012 году. Ему было 78 лет.
Среди наград и почестей, которые ван Данциг получил при жизни, были следующие.