Руана

редактировать
XIX век, креол в руане.

Ruana (возможно, от испанского ruana «рваным» или кечуа ruana «текстильный») является пончо -style верхней одежды родного для колумбийских Анд. В Колумбии руана является характерной и традиционной одеждой департамента Бояка, первоначально изготовленной коренными народами и метисами, хотя ее также производят в департаментах Кундинамарка, Антиокия, Нариньо, Богота, Сантандер (Колумбия), Норте-де-Сантандер. и Калдас. В Венесуэле он широко используется и производится в андских штатах Тачира, Мерида и Трухильо, используется с колониальных времен всеми жителями Венесуэлы, в настоящее время его традиционное использование сохраняется только в Андском регионе.

Подобно другим пончо-подобным предметам одежды в Латинской Америке, руана представляет собой очень толстое, мягкое квадратное или прямоугольное одеяло без рукавов с отверстием в центре, через которое проходит голова, с прорезью спереди до подола. Руана может иметь или не иметь капюшон, закрывающий голову.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология и происхождение
  • 2 Колумбия
    • 2.1 Бояка-и-Кундинамарка
    • 2.2 Антиокия
    • 2.3 Калдас
  • 3 Венесуэла
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Этимология и происхождение

Слово руана неизвестного происхождения, но, вероятно, происходит от испанского языка « руана », означающего шерстяную ткань, рваную или уличную одежду. Однако, хотя это и сомнительно, согласно ProColombia (бывшая Proexport), официального колумбийского агентства, отвечающего за международный туризм, иностранные инвестиции и нетрадиционный экспорт, слово ruana происходит от Chibcha ruana, означающего «Земля одеял», используемого для обозначения для шерстяных тканей, выпускаемых Muisca и timoto-cuicas туземцев.

В ruanas носил родную Muisca (чибч) видимо, были сделаны из шерсти и колено длиной, хорошо подходят для низких температур в регионе, где они были использованы не только в качестве предмета одежды, но и как одеяло для использования в постели или сидеть как своего рода подушка. Многие руаны изготавливаются вручную из натуральной овечьей шерсти. На акварели 1856 года изображен коренной житель Западных Кордильер в Колумбии, ткающий руану на большом ткацком станке с ножной педалью.

Тем не менее, доколумбовая гипотеза местного происхождения руаны широко не признается среди колумбийских ученых, отмечая, что, хотя доколумбовые народы муиска (также известные как чибча) носили одежду, похожую на руану, современная руана, похоже, не эволюционировала. из них и не показывает преемственность с региональной доиспанской одеждой, скорее, руана, похоже, была введена после испанского завоевания изгнанными с корнями иностранными рабами-рабами кечуа- янакуна, принадлежащими к несуществующей Империи инков, которые были привезены местными испанскими хасендадо в чтобы обрабатывать земли в ранний колониальный период.

Руана имеет долгую историю. Это не похоже на местную адаптацию (доиспанских) одеял чибча, как хотел Дон Либорио Зерда, а скорее имитация пончо, представленного кечуа янаконас в 16-17 веках.

-  Колумбийский институт антропологии

Нет никаких доказательств, чтобы показать... превращение одеяла чибча в руану, и Либорио Зерда не представил его. Напротив, в летописях есть утверждение, указывающее на то, насколько сложен такой переход. Антонио де Эррера заметил в своих «Декадах», что когда чибча «разорвали одеяла и накинули их себе на шею... они восприняли это как великую дурную репутацию». Сегодня ношение руаны больше не интерпретируется как «вещь великого позора», хотя все еще существует культурный (и даже естественный) остаток разрыва как оскорбления. Но трудно поверить, что местные индейцы внесли этот культурный сдвиг внутри страны. Похоже, что чибча переняли руану из пончо, принесенного кечуа-янаконас. Пончо было чужим предметом нового стиля, которое, хотя и заставляло владельца проводить головой через разорванную или открытую часть, не несло на себе никакого клейма. Чибча (муиски) переосмыслили свои собственные элементы и с очевидным вкусом придерживались пончо, руаны и байетона. В 18 веке, говорит Базилио Висенте де Овьедо, производство руан уже было основной отраслью промышленности во многих городах Бояки.

-  Орландо Фальс-Борда, Антология

Колумбия

Дворяне из провинции Тундама, современной Бояка.

Boyacá y Cundinamarca

В Колумбии проводятся два фестиваля в честь руаны, оба в муниципалитетах департамента Бояка : Всемирный день Руана в Нобсе и Национальный фестиваль Руана, Панолон, Альмохабана и Амасихо в Пайпе. Эта уникальная одежда также является фундаментальной частью идиосинкразии популярной музыки Boyacense, известной как Carranga, музыки, которая родилась в сельских районах этого департамента и в основном сопровождается Tiple, Guitar и Tiple Requinto (хордофон) Колумбии. В настоящее время этот жанр пополнился альтернативными группами, такими как "Velo de Oza" и "Rolling Ruanas".

Антиокия

В Антиокии руана была частью одежды крестьян этого региона, также как и эспадрильи cabuya, шляпа Aguadeño, мачете, карриэль, воловья кожа и, конечно же, руана. Руана изготовлена ​​из овечьей шерсти и имеет темные цвета. Раньше она украшалась большими красными и желтыми полосами, но с каждым днем ​​руана становилась все проще. Со временем черная руана стала очень распространенной. Также темно-синий и темно-серый, почти черный.

Caldas

В департаменте Калдас руана происходит как от Antioqueña ruana (пончо), так и от Boyacense ruana, сделанного из овечьей шерсти, благодаря колонизации, которую люди этих регионов совершали в разное время. Руана популярна в городах с холодной погодой, таких как Маруланда, Мансанарес, Летрас и в других парамористических районах недалеко от Невадо-дель-Руис.

Венесуэла

XIX век, венесуэльские охотники в руанах или кобихах.

В Венесуэле это типичный наряд горного хребта Мерида, ставший характерной одеждой «гочо». В Венесуэле до "гегемонии Анд" руана или одеяло использовалось всем населением в качестве одежды для защиты от солнца в жарких странах или в качестве одежды для защиты от холода в высокогорье, как отмечает Рамон Паес в «Дикие пейзажи Южной Америки; или жизнь в венесуэльских лланах» и Капитан Гласный в «Лас-сабанас де Баринас»

«... Usaban una gruesa cobija de lana para mantener el cuerpo fresco y húmedo durante el día y caliente por la noche (...) lo обычная эпоха vestirse con una cobija doble, lo que hoy llamamos reversible, formada con telas superpuestas: Азул Оскуро у Рохо Интенсо. Para los días húmedos usaban hacia afuera el color azul; y en los días muy soleados, volteaban la ruana para que el color rojo quedara hacia afuera ».

-  Рамон Паес

«... Se le da a este abrigo el nombre de cobija o chamarra, la cual consiste en un cuadrado de bayeta, de doble tapa encarnada y azul, con el cuello en el centro»

-  Капитан Гласный 19 век, венесуэльские лланеро в руанах.

В Венесуэльских Андах они использовались без дискриминации всем населением, что очаровало немецкого художника Фердинанда Беллерманна. Согласно сведениям того времени, руана состояла из одного цвета, и в Андах они делались вручную из тканей животных, чтобы защитить себя от холода, тогда как на равнинах было легче, чтобы защитить себя от жары. Эта одежда перестала использоваться в повседневной жизни, и теперь ее носят только в культуре или в верхних районах горного хребта Мерида.

«También llevan muchas cobijas marrones pequeñas, los hombres van casi siempre envueltos en cobijas y llevan sombreros guarnecidos de telas enceradas de todos colores; a caballo llevan puestos pantalones de montar de pieles de tigre o de osos... »

-  Фердинанд Беллерманн

Смотрите также

Рекомендации

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-27 06:03:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте