Рой Фишер (11 июня 1930 - 21 марта 2017) - английский поэт и джазовый пианист. Его поэзия демонстрирует открытость как европейским, так и американским модернистским влияниям, оставаясь при этом основанной на опыте жизни в английских Мидлендс. Фишер экспериментировал с широким спектром стилей на протяжении всей своей карьеры, в основном работая за пределами мейнстрима послевоенной британской поэзии. Им восхищались такие разные поэты и критики, как Дональд Дэви, Эрик Моттрам, Марджори Перлофф и Шон О'Брайен.
Рой Фишер родился в июне 1930 года по адресу 74 Kentish Road, Handsworth, Бирмингем, в доме, в который его родители переехали в 1919 году и где они жили до самой смерти. Его матери Эмме на момент рождения Фишера было 39 лет. Ему предшествовали сестра и брат. Его отец Уолтер Фишер был мастером ювелирного дела, семья была «бедной и расчетливой». Его родители не имели политической или религиозной принадлежности, но его отец был певчим в местной церкви. Фишер описывает пейзаж своего детства как «уродливый», промышленное разрастание Сметвика к югу от Хэндсворта - место опасности. Мрачный городской пейзаж, разрушения, нанесенные бомбами во время войны, и промышленный спад в послевоенные годы оказали большое влияние на Фишера. Но «что-то под названием Природа» также присутствовало в начале его жизни, и экскурсии в близлежащие деревни были обычным аспектом семейной жизни.
Фишер учился в гимназии Хэндсворта. Подростком он увлекся джазом и сам научился играть на фортепиано. На него особенно повлияла группа чикагских музыкантов, включая Бада Фримена, Пи Ви Рассела и пианиста Джо Салливана. К позднему подростковому возрасту он играл публично с местными группами.
В 1948 году он поступил в Бирмингемский университет, чтобы читать по-английски. Получив диплом и получив квалификацию учителя, он преподавал с 1953 года в гимназии в Ньютон-Эбботте, Девон, в составе команды, занимающейся радикальным пересмотром методов преподавания английского языка. В том же году Фишер женился на художнице Барбаре Венейблс; у них должно было быть двое детей. Его сын Бен был главой французского языка в Бангорском университете и создателем одного из самых популярных в мире веб-сайтов об узкоколейных железных дорогах; его дочь Сьюки - сценарист.
Вернувшись в Бирмингем в 1957 году, где он снова работал джазовым музыкантом и начал сталкиваться, часто поздно ночью, с материалом, который породил новую поэзию и прозу, Фишер работал учителем драматического искусства в начальной школе, а затем перешел в колледж Дадли. Получил образование в 1958 году. В 1963 году он был назначен в Педагогический колледж Бордсли в Бирмингеме на должность старшего преподавателя и заведующего кафедрой английского языка и драмы. В 1971 году Фишер перешел в Кильский университет, где он преподавал на факультете американских исследований до 1982 года. После ухода из Кила он продолжал работать как писатель и джазовый музыкант, вторая карьера, которую он сделал с конца 1950-х годов, играя с некоторыми из своих детских лет. герои, включая Бада Фримена и Дикого Билла Дэвисона, когда они гастролировали по Британии.
Фишер переехал в Аппер-Халм, Стаффордширские пустоши в 1982 году, и в графство Стерндейл в Дербишире в 1986 году. В 1985 году он развелся с Барбарой Венейблс Фишер, которая умерла в 2007 году. В 1987 году он женился на драматурге Джойс Холлидей и пережил ее на пятнадцать лет. Он умер дома 21 марта 2017 года в возрасте 86 лет.
В 1954 году Фишер передал по Би-би-си два коротких стихотворения Чарльза Козли, а еще одно было опубликовано в небольшом журнале «Окно». Последнее привлекло внимание поэта Гаэля Тернбулла, который готовил британский выпуск американского журнала Origin под редакцией Сид Кормана, и он попросил Фишера внести свой вклад. Фишер и Тернбулл стали друзьями и оставались близкими до смерти Тернбулла в 2004 году.
Тернбулл познакомил Фишера с творчеством американских поэтов-модернистов, включая Уильяма Карлоса Уильямса, Роберта Крили, Чарльза Олсона и Луи Зуковского, а также с Бэзилом Бантингом, с которым он познакомился через Тернбулла. Сид Корман также отправлял поэтические уроки по почте. В этих писателях Фишер столкнулся с серьезной и требовательной эстетикой. Это было скорее это, чем какая-то стилистическая манера, которую он у них заимствовал.
Публикация произведений Фишера в течение первых десяти лет его жизни в качестве поэта во многом была обязана Тернбуллу. Первая брошюра Фишера City (1961) была опубликована издательством Turnbull's Migrant Press. Сборник стихов и прозы, составляющий текст, был составлен из записных книжек Фишера Майклом Шейером, партнером Тернбулла в Migrant. Фишер был недоволен брошюрой, но она «привлекла внимание людей».
Вторая брошюра, « Десять интерьеров с разными фигурами», была опубликована Tarasque Press в 1966 году, представляя собой сюрреалистическую последовательность повествовательных стихов, некоторые из которых содержат довольно короткие строки, но многие используют очень длинные строки, близкие к прозе. В том же году Фишер издал вместе с Fulcrum Press « Оркестр кораблей» - длинную прозу, снова демонстрирующую влияние сюрреализма. Первоначальная идея работы принадлежит картине Пикассо « Три музыканта ». Фишер писал эту работу последовательно, каждый новый раздел создавался из предыдущего материала. Работа развивается органично, без сюжета и без чувства драматического развития. Письмо часто бывает очень забавным и может рассматриваться как словесный эквивалент кубистической техники, которую Пикассо применяет в своей живописи.
После этих публикаций Фишер зашел в тупик и, кроме выполнения поручения сделать перформанс-перевод трех песенных циклов Шуберта, 5 лет ничего не писал. В 1968 году, когда Фулькрам опубликовал « Сборник стихов», в котором собраны все произведения, которые Фишер хотел сохранить, поэт подумал, что больше не будет писать.
Фишер вышел из этого периода творческого затора в 1971 году, сочинив ряд прозаических произведений и поэм. «Сокращенные страницы» - самая радикальная из работ 1970-х годов и остается самой сложной из всех работ Фишера. Конец шестидесятых были лично трудными годами, и Фишер вел дневник, в котором записывал «ужасные» подробности своей жизни. «Сокращенные страницы» Фишер называет «упражнением в саморазрешении». Он вырезал чистые страницы из своей записной книжки бритвой и начал писать на них «обратное» тому, что было в дневнике, - вещи, «к которым не было никаких ограничений». Он продолжал писать, пока не израсходовал все страницы. Американский критик Марджори Перлофф описывает стихотворение как имеющее сходство с Сэмюэлем Беккетом и как «невольный предшественник» экспериментов Рона Силлимана и других языковых поэтов десятилетие спустя. «Вырезанные страницы» стали заголовком для публикации от Fulcrum 1971 года, которая также содержала еще четыре прозаические пьесы.
Матрица также была опубликована в 1971 году компанией Fulcrum. Последовательность заголовков «Матрица», как и ряд стихотворений Фишера, основана на живописи, в данном случае серия картин Беклина под названием « Остров мертвых » и поздние картины Моне с кувшинками. В этот том также входят «Стихи Гленторна», «Шесть преднамеренных действий» и ряд совместных работ с художниками-визуалами. Две его работы, «Переписка» и «Метаморфозы», были проиллюстрированы Томом Филлипсом и опубликованы в 1970 году в небольшой лондонской прессе «Тетрад», принадлежащей художнику Яну Тайсону. «Также» сотрудничество с художником Дерриком Гривзом было опубликовано Tetrad в 1972 году, и в том же году художник Рональд Кинг опубликовал «Замок Синей Бороды» с текстом Фишера. Другие совместные работы с Кингом продолжались в течение двадцати пяти лет, в основном они выходили в виде книг художника и все выпускались его Circle Press.
Фишер стабильно выпускал свои работы в течение 1970-х и опубликовал следующий том в 1978 году, «Вещь о Джо Салливане», на этот раз с Carcanet. Это был выбор Общества поэтических книг. Том включает в себя «Свобода Хэндсворта», последовательность из шестнадцати стихотворений, написанных между 1974 и 1977 годами. Эти стихи напоминают образы окрестностей, где он вырос. Фишер описал написание этих произведений как попытку «отразить вторжение ландшафта», связанное с детскими воспоминаниями.
«Wonders of Obligation», сочиненная в 1979 году, знаменует собой новое развитие в творчестве Фишера, которое сочетает в себе большую свободу движения за счет композиционных элементов, а также дальнейшую беглость и прямоту как в воскрешении, так и в комментариях.
В 1980 году издательство Oxford University Press опубликовало « Стихи 1955–1980», что дало работе Фишера уровень признания, которого она раньше не получала. Шесть лет спустя OUP опубликовало «Печь», амбициозное стихотворение размером с книгу, построенное вокруг идеи двойной спирали с центральной частью «Ядро», окруженной частями, в которых проходы переходят «внутрь» или «выходят» из ядра. «Введение» дает основу и контекст для работы. Как и другие работы Фишера, это коллаж из изображений, взятых из самых разных мест и исторических периодов. В 1980 году Фишер впервые выехал за пределы Британии, и «Горнило» включает упоминания о доисторических захоронениях в Бретани, Париже, Трире, Чикаго и Ампурии в Испании. Briggflatts Бантинга в некотором смысле является моделью, хотя Фишер позволяет себе больше места, а язык менее сжат, чем в Bunting.
Следующий сборник, « Стихи 1955–1987», был опубликован OUP в 1988 году, в основном собирая ранее опубликованные работы.
В 1992 году поэт и режиссер Том Пикард снял документальный фильм о Фишере при финансовой поддержке Совета по делам искусств под названием « Бирмингемский фильм « Что я думаю »». Фишер написал серию стихов для фильма, описывающего город, в котором он родился. Они были опубликованы OUP в 1994 году вместе с другими новыми работами в коллекции под названием « Река Бирмингема». Сотрудничество с Рональдом Кингом продолжилось выпуском Top Down Bottom Up, опубликованным в 1989 году, и компанией Anansi, появившейся в 1991 году. Брошюра It Follows That, выпущенная Pig Press, также появилась в 1994 году.
В 1996 году Bloodaxe опубликовал Dow Low Drop: New and Selected Poems. Доу Лоу - это каменоломня на склоне холма недалеко от дома Фишера в Дербишире. Переизданные здесь «Dow Low Drop» и стихотворение «Это следует за этим» содержат отрывки из прозы, которые Фишер не использовал с 1960-х годов.
В интервью с Питером Робинсоном, данным в 1998 году, Фишер подвергает сомнению идею о том, что его творчество пережило различные периоды развития, и в сборнике стихотворений The Long and the Short of It, опубликованном Bloodaxe в 2005 году, стихи не представлены в хронологическом порядке. последовательность. В примечании в конце книги Фишер говорит: «Мои привычки работать над проектами время от времени в течение длительных периодов времени и мой неортодоксальный подход к методам, которые я использую, привели бы к такому расположению, которое казалось хронологически ложным: здесь попытался ».
Более поздний сборник Standard Midland был опубликован в 2010 году издательством Bloodaxe и в том же году вошел в шорт-лист премии Costa Poetry Award. Стихи вошли в переработанное издание The Long and the Short of It (2012). Стандартный Мидленд включает стихи в различных стилях, от легких пьес до более характерных произведений, в том числе два загадочных стихотворения в прозе и еще одно произведение, созданное им в сотрудничестве с Рональдом Кингом. Следующий том, Slakki: New amp; Neglected Poems, был опубликован Bloodaxe в октябре 2016 года.
Уже в 1962 году Дениз Левертав -в статье, опубликованной в Kultur -singled Фишер как один из самых перспективных молодых поэтов в Великобритании. Его ранние стихи появились в нескольких влиятельных антологиях: « Дети Альбиона» Майкла Горовица (1969), « Британская поэзия с 1945 года» Эдварда Люси-Смита (1971) и « Поэзия преданного человека» Джона Силкина (1973) - все они опубликованы издательством Penguin.
На протяжении многих лет Фишер привлекал внимание самых разных критиков и рецензентов. Эрик Моттрам, писавший в « Стэнде» (1969–70), восхвалял Фишера как экспериментального модерниста, в то время как Дональд Дэви в главе, посвященной Фишеру в « Томасе Харди и британской поэзии» (1973), заявлял о родстве с тем, что он считал местной традицией. Питер Робинсон предположил, что этот вид «дуализма подходов», когда модернисты и традиционалисты заявляют о Фишере как о своем собственном, продолжается и по сей день. Сам Фишер никогда не стремился ассоциироваться с каким-либо конкретным лагерем или школой, и его письма на протяжении всех периодов его карьеры охватывают ряд стилей. Такие разные критики, как Эндрю Крозье, Шон О'Брайен и Марджори Перлофф, писали хвалу Фишеру, хотя и с самых разных точек зрения.
Несмотря на качество своей работы, Фишер никогда не пользовался такой известностью, как некоторые из его современников. Дэви говорит, что Фишер стал жертвой «слепоты и снисходительности мегаполиса к письму, которое является провинциальным по своему происхождению или предмету». В интервью Фишер описал себя как хорошо осознающий свою провинциальную и классовую принадлежность. В то же время Фишер никогда не стремился к известности, будучи по большей части равнодушным к миру поэтических премий и шумихи в СМИ. Хотя им восхищаются многие поэты и преданные читатели поэзии, он остается в значительной степени неизвестным широкой читающей публике.
Новости для ушей: «Посвящение Рою Фишеру» под редакцией Питера Робинсона и Роберта Шеппарда вышли в 2000 году как дань уважения поэту к его семидесятилетию. В том же году был опубликован сборник критических эссе « Дело о Рое Фишере» под редакцией Джона Керригана и Питера Робинсона. Сборник интервью с Фишером, Interviews Through Time, отредактированный Тони Фрейзером, также появился в 2000 году, а его обновленная версия была выпущена в 2013 году.
В 2010 году к восьмидесятилетию поэта вышла книга « Неофициальный Рой Фишер» под редакцией Питера Робинсона. В эту книгу включены работы Фишера, не собранные в других местах, а также дань уважения другим поэтам и комментарии к его творчеству. Работа также включает обновление бесценной библиографии, опубликованной в The Thing About Roy Fisher, составленной Дереком Слейдом.
В 2003 году Фишер стал пожизненным почетным поэтом города Бирмингема. Он был избран членом Королевского общества литературы в 2005 году.