Роза Бертен

редактировать

Mlle Rose Bertin от Жана-Франсуа Жанине (ок. 1780 г.) Бутик Rose Bertin Мария-Антуанетта де Лотарингия -Габсбург и ее дети Элизабет-Луиза Виже-Ле-Брен (1787). Версаль, Национальный музей Шато и Трианон Королева показана наверху - современный наряд, созданный Бертеном.

Мари-Жанна Роза Бертен (2 июля 1747 г., Абвиль, Пикардия, Франция - 22 сентября 1813 г. Эпине-сюр-Сен ) был французским модистом (Marchande de Mode ), известным как портниха королеве Марии-Антуанетте. Она была первым известным французским модельером, и многие считают, что она вывела моду и высокую моду на передний план поп-культуры.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Начало карьеры
    • 1.2 Портниха Марии-Антуанетты
    • 1.3 Французская революция
    • 1.4 Дальнейшая карьера
  • 2 Знаменитая цитата
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография

Жизнь

Роза Бертен была дочерью Николаса Бертена (ум. 1754 г.) и Мари-Маргерит Мекиньон и провела детство в Сен-Жиле в Пикардии. Она происходила из семьи с небольшим достатком; ее мать работала медсестрой, что в то время было профессией с очень низкой зарплатой и статусом, и финансовое положение стало еще хуже после смерти ее отца. Она и ее брат Жан-Лоран получили скромное образование, но у них были большие амбиции.

Начало карьеры

В возрасте шестнадцати лет Роза Бертен переехала в Париж, где стала ученицей успешной модистки, мадемуазель Пагель, с клиентами из числа аристократов. Ранний успех Бертин можно объяснить ее хорошими отношениями с принцессой Конти, герцогиней де Шартр и принцессой де Ламбаль, которые однажды устроят ей встреча с Марией-Антуанеттой. Получив большой заказ для Pagelle, она стала ее деловым партнером.

В 1770 году Бертин открыла свой собственный магазин одежды Le Grand Mogol на Rue Saint-Honoré при поддержке герцогини Шартрской (переехал на Рю де Ришелье, 26 в 1789 г.). Она быстро нашла клиентов среди влиятельных знатных дам в Версале, многие из которых последовали за ней от мадемуазель Пагель, в том числе многие фрейлины до новой Дофины, Марии-Антуанетты.

Портниха Марии-Антуанетты

До того, как Мария-Антуанетта прибыла во Францию ​​из Австрии, она была обучена нюансам галантного разговорного французского и французского языков. мода. Она была представлена ​​Бертину в 1772 году. Дважды в неделю, вскоре после коронации Людовика XVI, Бертин представлял королеве свои новейшие творения и часами обсуждал их. Королева обожала свой гардероб и была увлечена каждой деталью, а Бертин, как ее модистка, стал ее доверенным лицом и другом. Ее положение дизайнера королевы также обеспечило ей позицию ведущего модельера французской аристократии и, поскольку французская мода была лидером в Европе, центральной фигурой европейской моды.

Названный ее недоброжелателями «министром моды», Бертин был мозгом почти каждого нового платья, заказанного королевой. Платья и волосы стали личным средством выражения Марии-Антуанетты, и Бертин одевал королеву с 1770 года до ее свержения в 1792 году. Бертин стал влиятельной фигурой при дворе, и она стала свидетельницей - а иногда и осуществила - глубокие изменения во французском обществе. Ее большие показные платья гарантировали, что их обладательница занимала как минимум в три раза больше места, чем ее коллега-мужчина, что делало женщину более внушительной. Ее творения также сделали Францию ​​центром модной индустрии, и с тех пор платья, сделанные в Париже, отправлялись в Лондон, Венецию, Вену, Санкт-Петербург и Константинополь.. Эта неподражаемая парижская элегантность установила всемирную репутацию французской моды.

. В середине 18 века француженки начали «пуф » (поднимать) волосы с помощью подушечек и помад и носили слишком большие. роскошные платья. Бертин использовал и преувеличивал ведущие моду дня и создал для Марии-Антуанетты пуфы высотой до трех футов. Мода на пуфы достигла таких крайностей, что стала торговой маркой того времени, наряду с украшением волос украшениями и предметами, демонстрирующими текущие события. Работая с Леонаром Аутье, парикмахером королевы, Бертен создал прическу, которая стала модной по всей Европе: волосы будут украшены аксессуарами, стилизованы, вырезаны в определяющие сцены и смоделированы в формы и объекты - начиная с недавних сплетен от рождений к неверностям мужей, к французским военным кораблям, таким как Belle Poule, к повстанцам pouf aux в честь войны за независимость США. Самой известной причёской королевы был пуф с «прививкой», который она носила, чтобы предать гласности свой успех в убеждении короля сделать прививку от оспы.

Мария-Антуанетта также попросила Бертина одеть кукол по последней моде в качестве подарков для ее сестер. и ее мать, императрица Мария Тереза ​​Австрийская. Модные куклы Бертина назывались «Pandores» и изготавливались из воска на соединенных деревянных каркасах или фарфоре. Были маленькие, размером с обычную игрушечную куклу, или большие, размером в половину или половину реального человека, petites Pandores и grandes Pandores. Модные куклы в качестве курьеров моды оставались в моде до появления модных журналов.

С покровительством королевы имя Бертин стало синонимом элегантности и излишеств Версаля. Тесные отношения Бертена с королевой дали ценный фон в социальном и политическом значении моды при французском дворе. Однако частые встречи королевы и ее кутюрье были встречены враждебно со стороны бедных слоев населения, учитывая высокие цены Бертина: ее платья и головные уборы могли легко стоить в двадцать раз больше, чем квалифицированный рабочий того времени зарабатывал за год

.

Во время заключения Марии-Антуанетты Бертин продолжала получать заказы от своего бывшего ценного покупателя на гораздо меньшие, почти незначительные ленты и простые изменения. Она должна была обеспечить траурную одежду бывшей королевы после казни Людовика XVI, напоминая Марии-Антуанетте много лет назад сон о том, как ее любимая модистка протягивает ей ленты, которые все стали черными.

Французская революция

Французская революция не сразу уменьшила ее бизнес, несмотря на эмиграцию многих ее клиентов за границу, и она продолжала поддерживать королеву, хотя счета были значительно ниже.

Согласно Леонар Аутье, он, Роза Бертин и Генриетта Кампан вместе участвовали в секретных переговорах между королевой и Оноре Габриэлем Рикети, графом де Мирабо. сообщая ей о политических сплетнях и общественном мнении, а также о страхе, что Мирабо вступит в союз с герцогом Орлеанским. Их информация якобы убедила королеву встретиться с Огюстом Мари Раймоном д'Аренбергом в комнатах ее горничной Мари-Элизабет Тибо и попросить его встретиться с Мирабо в доме Флоримон Клод, графа де Мерси. -Argenteau, что привело к контакту между королевой и Мирабо.

Бертен совершил несколько поездок за границу во время революции, что привлекло внимание. Она совершила поездку в Англию и Германию в 1791–1792 годах, что вызвало подозрения, что она действовала как агент Марии-Антуанетты. Согласно этим предположениям, она тайно посетила Франциска II, императора Священной Римской империи, чтобы доставить послание от Марии-Антуанетты, поскольку переписка последней была тщательно изучена, и устное сообщение через лояльного посыльного считалось самым безопасным методом доставки. деликатное сообщение через границы. Это не подтверждено, но не исключено, поскольку подтверждено, что королева использовала своего парикмахера Леонара Атье в качестве посыльного во время полета на Варен, и отмечается, что Генриетта Кампан утверждала, что королеве удалось получить секрет. послания своему племяннику императору в этот период. Официально это были командировки, и подтверждается, что Бертин была в Германии в июле 1791 года, когда ее присутствие было отмечено во французском эмигрантском дворе в Кобленце, где она, как утверждается, способствовала экстравагантная мода женщин, присутствующих при дворе.

Бертен отсутствовала во Франции во время сентябрьской резни, в результате чего она была внесена в список эмигрантов. Ей удалось исключить себя из списка и вернуться во Францию ​​в декабре 1792 года, чтобы заняться своим делом. Согласно популярной легенде, во время этого пребывания она уничтожила свои бухгалтерские книги, чтобы уберечь королеву от того, чтобы ее счета использовались против нее во время суда. Однако это не похоже на правду: все векселя королевы до августа 1792 года уже находились во владении правительства через Генри, ликвидатора гражданского состояния, и на тот момент еще не планировалось судебное разбирательство по делу Мари. Антуанетта. Поэтому для Бертина было бессмысленно уничтожать ее бухгалтерские книги по этой причине, а векселя Марии-Антуанетты фактически были унаследованы ее наследниками, которые потребовали их оплаты до 1830 года.

В феврале 1793 г. Роза Бертен уехала из Франции в Лондон. Какое-то время она могла обслуживать своих старых клиентов из числа эмигрантов, а ее модные куклы продолжали циркулировать в европейских столицах, вплоть до Санкт-Петербурга. В течение этих лет ее основным доходом было требование оплаты счетов, которые ей причитали ее старые иностранные клиенты, такие как королева Швеции София Магдалена из Дании. Несмотря на ее отсутствие, ее бизнес в Париже все еще работал через назначенных ею представителей и деньги, которые она отправляла ему из Лондона, и она по-прежнему доставляла заказы Марии-Антуанетте.

Дальнейшая карьера

В январе 1795 года Розе Бертин удалось вычеркнуть свое имя из списка эмигрантов через своего адвоката, который утверждал, что она отсутствовала на законных основаниях с тех пор, как покинула страну по делам. с июля 1792 г. (без учета ее пребывания во Франции с декабря 1792 г. по февраль 1793 г.), и таким образом она могла свободно вернуться и возобновить свой бизнес. Утверждается, что во время этой поездки она действовала в качестве тайного посыльного для эмигрантов, и известно, что она предоставляла им средства, но это могло быть просто признаком ее широко известной щедрости.

Ее бизнес. так и не восстановился полностью, но продолжался в меньших масштабах. Частично это произошло из-за инфляции, а частично из-за того, что мода изменилась после окончания Французской революции. Жозефина Богарне была среди ее клиентов, и у нее были иностранные клиенты, такие как Мария Тереза ​​Неаполитанская и Сицилийская (1799) и Мария Луиза Пармская (1808). В конце концов ее сменил на посту ведущего модельера Луи Ипполит Лерой.

На заре XIX века Бертин передал свой бизнес племянникам и удалился в свое поместье в Эпине. Она умерла в 1813 году в Эпине-сюр-Сен.

Известная цитата

Говорят, что Бертин заметил Марии-Антуанетте в 1785 году, подарив ей переделанное платье: «Il n'y a de nouveau que ce qui est oublié» (« Нет ничего нового, кроме того, что было забыто. ").

См. Также

Ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Роуз Бертен.

Библиография

  • Фрейзер, Антония. Мария-Антуанетта: Путешествие (Лондон: Phoenix Press, 2006).
  • . La modiste de la reine (Париж: Éditions Jean Claude Lattes, 2004).
  • . Роза Бертен: создательница моды при дворе Марии-Антуанетты (Лондон: Джон Лонг, 1913).
  • Вебер, Кэролайн. Королева моды: что носила Мария-Антуанетта до революции (Лондон: Aurun, 2007)
Последняя правка сделана 2021-06-04 10:25:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте