Ros Serey Sothea | |
---|---|
Sothea в 1960-е годы | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Рос Сотея |
Родился | ок. 1948 |
Происхождение | Баттамбанг, Французский протекторат Камбоджа |
Умер | ок. 1977 (28–29 лет) |
Жанры |
|
Род занятий |
|
Годы активности | 1967–1975 |
Совместные действия | Sinn Sisamouth. Pen Ran. Huoy Meas. Eng Nary. Im Song Seum. In Yeng. Chea Savoeun. Dara Choumchan |
Ros Serey Sothea (кхмерский : រស់ សេរី សុទ្ធា произносится или более правильно រស់ សិរី សុទ្ធា) (ок. 1948 - ок. 1977) был камбоджийцем певец. Она была активна в последние годы периода Сангкум Реастр Ниюм и в период Кхмерской Республики. Она пела в самых разных жанрах; романтические баллады стали ее самыми популярными произведениями. Несмотря на относительно короткую карьеру, ей приписывают исполнение сотен песен. Она также решилась на актерское мастерство, снявшись в нескольких фильмах. Подробностей ее жизни относительно немного. Она исчезла во время режима красных кхмеров в конце 1970-х, но обстоятельства ее судьбы остаются загадкой. Нородом Сианук присвоил Сотье почетное звание «Королева с золотым голосом».
Рос Сотея родилась примерно в 1948 году в семье Рос Бун (кхмерский : រស់ ប៊ុ ន ) и Нат Самиен (кхмерский : ណាត់ សា មៀន ) в провинции Баттамбанг. Рос Сотея росла на ферме относительно бедной и была второй младшей из пяти детей; ее старшая сестра Рос Сабойт позже стала известна как активистка. В детстве она проявила вокальный талант и выросла, слушая первых камбоджийских поп-исполнителей, таких как Мао Сарет и Чхун Малай. Талант Соти оставался относительно скрытым, пока друзья не убедили ее присоединиться к региональному певческому конкурсу в 1963 году. После победы в конкурсе она стала широко известна в своей родной провинции и была приглашена в музыкальную труппу, которая регулярно выступала в ресторане Stung Khiev в Баттамбанге; она также выступала в семейном ансамбле со своим братом Сереем. Считается, что Им Сон Сеурм, певица Национального радио, услышала о талантах Соти и пригласила ее в Пномпень в 1967 году.
В Пномпень, она приняла псевдоним Ros Serey Sothea и стала певицей на Национальном радио, впервые выступив дуэтами с Im Song Seurm. Ее первый хит "Stung Khieu (Голубая река)" появился в 1967 году, и она быстро стала популярной в Камбодже, особенно благодаря своему высокому и чистому голосу. В конце концов, она стала постоянным партнером Sinn Sisamouth, ведущей певицы той эпохи, что привело к записи многих популярных дуэтов. Она также сотрудничала с другими выдающимися певцами того времени, такими как Pen Ran, Huoy Meas и Sos Mat, при этом продолжая активную сольную карьеру.
Ранние записи Sothea были в основном традиционными камбоджийскими балладами. В конечном итоге она приняла более современный стиль, включающий французские и американские влияния, добавив западные поп / рок-инструменты, как это было распространено в камбоджийской музыке с конца 1960-х годов. В конце концов, на Соти и ее современников сильно повлияло американское радио, которое передавалось американским войскам в соседнем Южном Вьетнаме, вдохновляя на эксперименты с американским / британским роком и звуками соула. Sothea объединила свой высокий и чистый голос с поддержкой молодых рок-музыкантов, которые отличались выдающимися электрическими гитарами, барабанами и органами Farfisa. В результате получился звук, который часто описывают как психоделический или гаражный рок, и Sothea стала ведущей певицей на процветающей камбоджийской рок-сцене. Сотея также была одним из многих певцов в этой сцене, создавших новые версии популярных западных рок-песен с кхмерскими текстами, например "Cry Loving Me" (на основе "Proud Mary " Creedence Clearwater Revival ) и «Уолли Полли» (на основе «Wooly Bully » Сэма-притворщика ).
Романтические баллады останутся ее самой милой работой среди более консервативных слоев населения. Режиссеры часто искали ее для исполнения песен в своих фильмах. Сотрудничество Sothea с камбоджийской киноиндустрией неоценимо в выявлении более 250 фильмов, потерянных во время режима красных кхмеров. Sothea никогда не пела ни на одном лейбле и зарабатывала скромную жизнь как музыкант. Она была признана национальным достоянием, и глава государства Нородом Сианук удостоил ее королевского титула Preah Reich Theany Somlang Meas, «Королева с золотым голосом» (иногда переводится как «Золотой голос Королевская столица »). Во время Гражданской войны в Камбодже в начале 1970-х годов Сотия стала участвовать в вооруженных силах Кхмерской Республики и записала патриотические песни, поддерживающие позицию республики против красных кхмеров повстанцев. Ее карьера продолжалась до тех пор, пока красные кхмеры не захватили Пномпень в апреле 1975 года.
Сохранилось мало информации о личной жизни Роз Серей Соти, хотя ее личность описывалась как скромная и сдержанная. Известно, что она была вовлечена в несколько громких отношений. Как показано в фильме Не думай, что я забыл, когда она прибыла в Пномпень, за ней ухаживал певец Сос Мат, и в конце концов они поженились. По мере того, как карьера Соти продвигалась вперед, Сос Мат стал завидовать ее успеху и мужчинам, которые приходили посмотреть ее выступление, что привело к физическому насилию. Сотея в течение шести месяцев сбежала из брака и получила развод. Полагая, что ее карьера будет испорчена клеймом развода, Сотея вернулась к своей семье в Баттамбанг, но Шинн Сисамут убедила ее вернуться в Пномпень и возобновить карьеру.
Популярность Соти восстановилась, и она встретила видный член семьи кинематографистов во время записи песен из фильма. Эти отношения привели к браку и рождению сына, но по недокументированным причинам брак был недолгим. В фильме Не думайте, что я забыл также сообщается, что у Соти были отношения с офицером армии Кхмерской Республики и что он учился быть десантником во время гражданской войны в Камбодже. Война, хотя считается, что ее парень погиб в бою. Эти отношения увеличили ее участие в армии; Фильм, в котором Сотея прыгает с парашютом из самолета во время учений парашютистов , является единственной сохранившейся видеозаписью с ее участием. Поклонники считают, что несчастливые отношения Соти в первую очередь повлияли на ее стиль пения и тексты песен, на что указывают названия песен (в переводе), такие как «Don't Be Mad», «Brokenhearted Woman» и «Wicked Husband».
Рос Серей Сотея исчезла во время геноцида красных кхмеров, и ее точная судьба никогда не была подтверждена, при этом многочисленные источники высказывают противоречивые утверждения. Например, ее сестры утверждали, что Сотея, вероятно, умерла сразу после того, как красные кхмеры захватили контроль над Камбоджей в апреле 1975 года; Как известная артистка с «западным» влиянием, качества, которые, как известно, презирались «красными кхмерами», она была бы немедленно подвергнута тюремному заключению или казни. Ее местонахождение в то время также не известно, некоторые источники утверждают, что она приехала в провинцию Пайлин на буддийский Новый год 1975 года, поскольку тексты ее последних записей посвящены этой теме, хотя другие относятся к ней скептически. это заявление из-за опасностей путешествия по Камбодже в этот период. Возможно, она также находилась в Пномпене в то время и была вынуждена эвакуироваться, как и все другие жители, и некоторые источники также утверждают, что уходящее правительство приложило усилия, чтобы вывести ее из страны.
Другие источники утверждают, что Sothea, как и большинство городских жителей, была переселена в сельскую местность Камбоджи для сельскохозяйственных работ; Выросшая на ферме, она смогла приспособиться к работе и какое-то время скрывать свою личность. Согласно этой истории, ее в конце концов обнаружили, после чего Пол Пот вынудил ее выйти замуж за одного из его офицеров и регулярно выступать для партийного руководства. В этой истории утверждается, что ее брак с офицером был оскорбительным, и руководство партии решило, что ее присутствие было слишком спорным, поэтому ее якобы увели и казнили в 1977 году.
Еще больше источников утверждают, что Сотея умерла от переутомления в 1977 году. сельскохозяйственный лагерь красных кхмеров, или что она дожила до вьетнамского вторжения в конце 1978 / начале 1979 года, но вскоре умерла в больнице от недоедания. Какой бы ни была причина, Сотея почти наверняка умерла во время режима красных кхмеров, но ее останки так и не были обнаружены.
Многие из основных записей Ros Serey Sothea были либо уничтожены режимом красных кхмеров в его усилиях по устранению иностранного влияния из камбоджийского общества, либо быстро ухудшилась в тропической среде. Однако многие виниловые пластинки сохранились и были переизданы на кассетах или компакт-дисках. Коллекционеры считают, что некоторые из переизданных песен были позже ремикшированы неизвестными лицами, обычно с добавлением более сильных ударных. Таким образом, оригинальные мастер-записи Соти и ее современников высоко ценятся коллекционерами и защитниками.
Старшей сестре Соти Рос Сабо широко приписывают воссоединение уцелевших музыкантов и групп Камбоджи после эпохи красных кхмеров. Оставшиеся в живых музыканты сначала связались с Рос Сабо, чтобы узнать о судьбе Sothea; Сабо использовал возможность воссоединить выживших. По словам Юка Чанга, исполнительного директора Документационного центра Камбоджи, Рос Сабоут стремилась восстановить камбоджийскую музыку как дань уважения своей сестре, сказав: «Я думаю, что наследство сестры обязало ее помочь». Ее усилия были широко признаны в восстановлении рок-жанра в стране.
Ros Serey Sothea посмертно осталась чрезвычайно популярной в Камбодже и камбоджийских сообществах, разбросанных по всей территории Соединенных Штатов, Франции, Австралии и Канады. Западные слушатели познакомились с ее творчеством в конце 1990-х, когда выпустили бутлег-альбом Cambodian Rocks, за которым последовал саундтрек к фильму Город призраков. Лос-Анджелесская группа Денге Лихорадка, в состав которой входит камбоджийский солист Чхом Нимол, исполняет каверы на несколько песен Соти и ее современников на камбоджийской рок-сцене, как и группа Cambodian Space Project. Сотия была героем короткометражного фильма 2006 года Золотой голос, в котором ее сыграла актриса София Пел. Роз Серей Сотея также широко представлена в документальном фильме 2015 года Не думай, что я забыл, в котором несколько субъектов интервью описывают ее как одну из самых важных певиц в истории камбоджийской популярной музыки. 92>